Сделай Сам Свою Работу на 5

Глухова Ольга, г. Барнаул

 

В настоящее время часто встречаются данные о влиянии на

психические функции, наряду с биологическими, и социальных

факторов. Например, педагогической запущенности, которая

может быть обусловлена разными причинами: неблагополуч-

ная семья и др.

Отставание психических функций у педагогически запущенных детей вызвано тем, что для развития внимания и памяти до определенного уровня требуются не только соответствующая зрелость нервной системы, но и тренированность этих процессов. В то же время, в детских дошкольных учреждениях не всегда используется дифференциация детей по уровню развития этих психических функций и не проводится соответствующей коррекционной работы.

В связи со сказанным, приступая к работе в должности психолога дошкольного учреждения санаторного типа, я, в первую очередь, все свои усилия направила на диагностику развития психических процессов у детей.

В результате проделанной работы выделилось три обширные группы дошкольников. Первую группу составляли дети, чьи показатели соответствовали норме. Сюда относились, как правило, здоровые дети. Ко второй группе дошкольников относились те, у кого показатели развития психических функций были заметно снижены по сравнению с нормой. В эту группу, в основном входили дети, которых я с полным правом отнесла к категории ослабленных. Это часто болеющие дети, дети, у которых отмечено наличие туберкулезного вируса и несоответствие биологического возраста паспортному (меньший показатель роста и веса).

Анализ факторов, которые могли привести к снижению психических функций в третьей группе дошкольников, показал, что ни по гармоничности развития, ни по количеству заболеваемости, ни по биологическому возрасту данные дети не отличались достоверно от нормально развивающихся.

В то же время, в этой группе детей, которых я назвала педагогически запущенными, наблюдалось присутствие того или иного неблагоприятного социального фактора : неполная

или неблагополучная семья, присутствие в семье трудного подростка, требующего особого внимания, неблагополучное финансовое положение, длительное пребывание ребенка вне дома по каким либо причинам и др.



Таким образом, сравнивая полученные данные в этих трех группах детей, я отметила следующее:

В группах ослабленных и педагогически запущенных детей память по показателям вербального и произвольного запоминания ниже, чем в группе нормально развивающихся. При этом показатель произвольного запоминания достоверно ниже лишь в группе педагогически запущенных детей, а внимание достоверно ниже в группе ослабленных. Такое значительное снижение психических функций у ослабленных детей объясняется тем, что, как правило, у детей с наличием туберкулезного вируса и заниженными показателями роста и веса наблюдается острая белковая недостаточность, вызывающая, наряду с физиологическими отклонениями, и отклонения в психике.

Здоровые дети превосходили ослабленных детей и детей с педагогической запущенностью по показателям внимания и скорости обучения простым двигательным навыкам, несколько хуже у ослабленных детей были показатели памяти. В то же время выяснился интересный факт. В группе ослабленных детей интеллект превышал его развитие у нормальных детей и детей с педагогической запущенностью. Этот факт можно объяснить тем, что несформированность ряда невербальных функций, обусловленная биологическим неблагополучием в развитии ребенка, может успешно компенсироваться высоким развитием вербального интеллекта и корректироваться в процессе обучения. К тому же, такое заметное развитие интеллекта, можно связать с тем, что ослабленные дети в благополучных семьях, находясь под усиленной опекой взрослых, пользуются некоторым превосходством по сравнению со здоровыми. Как раз дефицитом этого общения можно объяснить такое резкое снижение интеллекта в группе педагогически запущенных детей.

К сожалению, количество таких детей в последнее время растет, в связи с окружающей нестабильностью общества в целом и ростом семей, в которых родители посвящают себя всецело бизнесу. Но, несмотря на это, пока мало внимания уделяется проблеме педагогически запущенных детей, хотя именно они являются наиболее перспективными в плане коррекции, потому как временные отставания в развитии не связаны у них с органическими поражениями в психике.

Сейчас предлагается огромное множество методов коррекции психических процессов у дошкольников, но главным их недостатком является то, что все они учитывают только один из способов восприятия, чаще всего - визуальный.

Приступая к работе в группе педагогически запущенных детей, я составила синтетическую методику коррекции внимания и памяти. Методика включает в себя комплекс занятий, возрастающих по степени трудности и направленная на развитие всех способов восприятия ребенка: визуальный, кинестетический и аудиальный.

Я сделала упор на внимание и память, потому как от развития в должной мере именно этих функций более всего зависит успешное обучение ребенка в школе, где эти процессы в норме уже начинают принимать форму произвольных.

В систему занятий входила программа коррекционных игр для детей старших групп детского сада на развитие памяти и внимания на вербальной основе. Сюда же входили игры, предложенные сотрудниками Мурманского государственного педагогического института на развитие, в основном, образной памяти, направленные на визуальный способ восприятия. Также развивающие игры Б.Н. Никитина на коррекцию кинестетических навыков: “Сложи узор”, “Сложи квадрат”, “Обезьянка”, “Внимание!”, “Внимание-Угадайка ”. Множество развивающих упражнений на коррекцию невербальных процессов внимания и памяти.

Работу с группой педагогически запущенных детей я проводила регулярно два-три раза в неделю на протяжении трех месяцев с учетом характера занятий в утренние или послеобеденные часы.

Результаты проведенной коррекционной работы показали более заметное повышение показателей вербальной и долговременной памяти по сравнению с незначительным повышением этого показателя в группе нормально развивающихся детей. И повышение невербальной памяти и динамики запоминания в группе педагогически запущенных детей, в то время как в группе нормально развивающихся детей заметного изменения не произошло. Также в группе детей, с которыми проводились коррекционные мероприятия, заметна динамика развития объема внимания и точности.

В обеих группах ярко выражена динамика развития вербального интеллекта, что говорит об эффективности программы обучения в подготовительной к школе группе, насыщенной мероприятиями, направленными на развитие мировоззрения, кругозора и интеллектуальных способностей ребенка.

Кроме того педагогически запущенные дети приобрели навыки быстрого реагирования, чем заметно стали отличаться от нормально развивающихся детей.

Исследуемые группы детей относились к дошкольному возрасту и коррекционная работа проводилась прежде всего для того, чтобы подтянуть отстающих детей к поступлению в школу. В исходном положении педагогически запущенные дети по всем показателям выглядели хуже нормально развивающихся. После проведения коррекционных мероприятий наиболее ярко выражено повышение показателя по тесту “Группа точек” и значительно превосходит первоначальное значение этого показателя в группе детей с нормальным развитием. Хотя в других показателях сдвиги менее выражены, это можно объяснить малым временем проведения развивающей работы с детьми.

В целом проведенная коррекционная работа дала положительный результат. Ни по одному показателю не произошло снижения.

Таким образом из результатов проделанной работы можно сделать следующие выводы:

n В исходном состоянии у детей с педагогической запущенностью были обнаружены более низкие показатели всех видов памяти и внимания по сравнению с нормально развивающимися;

n У ослабленных детей уровень интеллекта оказался выше на фоне более низких показателей других психических процессов;

n В результате коррекционной работы улучшились показатели внимания и памяти у педагогически запущенных детей;

n Коррекционная работа не затронула значительно показатели готовности к школьному обучению, что объясняется малым временем проведения развивающих упражнений.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.