Сделай Сам Свою Работу на 5

САМОУБИЙСТВО КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ В ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ.

Голубкова Елена, ЯрГУ

 

Самоубийство есть психологическое явление, и, чтобы

понять его, нужно понять душевное состояние человека,

который решил покончить с собой.

Н. А. Бердяев, « Эссе о самоубийстве »

Актуальность проблемы самоубийства в последнее время все более увеличивается. Согласно данным Национального центра статистики по здравоохранению США, среди первых десяти причин смерти в большинстве высокоразвитых стран мира стоит самоубийство.

В связи с этим многие науки пытаются разгадать загадку самоубийства : с позиций социологии и психологии, культурологии и антропологии, психиатрии, биологии и т.д.

Следует отметить также, что все исследования в данной области сравнительно молоды ( научный подход к проблеме самоубийства начал складываться всего лишь около двух веков назад, когда как самоубийство, как явление, в истории человечества существовало начиная с самых ранних этапов его развития ), и общей парадигмы для понимания проблемы суицида до сих пор не найдено.

Интересно проследить, как развивались научные, в первую очередь психологические, взгляды на самоубийство с древнейших времен и до наших дней.

То, что самоубийство - это явление психологическое, в наше время кажется не вызывающим сомнения и даже очевидным. Трудно представить, что когда -то на психологическую сторону не обращали внимания вовсе.

Вплоть до начала девятнадцатого века самоубийство, в большинстве своем, носило практически ритуальный или обрядовый характер. Так, добровольное принесение себя в жертву богам во имя общественных интересов в древности существовало у всех народов. Человеческая жизнь являлась лучшей гарантией успешности многих крупных мероприятий, начиная от военных действий и кончая строительством городов, крепостей и других важных объектов - в Японии, например, при постройке моста в его основание закапывалась человеческая жертва

(« хитобашира »), чтобы мост был прочным и бог реки не гневался на самоуправство строителей. Самоубийства вдов во многих странах являлись свидетельством подлинной любви к мужу и доказательством их верности.



У мужчин существовал другой ритуал - кодекс чести, который требовал свою долю самоубийств. Один из главных пунктов в нем - это искупление позора от военных поражений. Не случайно даже в Ветхом завете, в котором воплощены антисуицидальные отношения религии иудеев, все же упомянуты и самоубийцы, в частности Саул, который предпочел убить себя после поражения в битве, но не достаться живым врагу.

Особого внимания этому явлению не уделялось ни со стороны правителей, ни со стороны народа, кроме как, разве, сдержанно - осуждающего. Например, среди вампиров, упырей и прочей нечисти наряду с другими грешниками фигурируют самоубийцы.

Исключением стали, наверное, только расцвет христианства и коммунизма. Приверженцы христианства считали суицид большим грехом, так как жизнь и душа дарованы человеку свыше и он не вправе распоряжаться ими самостоятельно. Самоубийцам отказывалось в христианском погребении, они карались позорным захоронением на перекрестках дорог, вне кладбища, а в правовом плане семья самоубийцы лишалась законного наследства. Люди же, совершившие неудачную попытку суицида, подвергались заключению к каторжным работам как за убийство.

В советское время несостоявшегося самоубийцу лишали места работы.

Первая психологическая теория, касающаяся проблемы самоубийства, появилась в начале прошлого века и получила название концепции Эскироля. Суицид трактовался в ней как симптом психического заболевания. Выдвигая тезис о тождестве самоубийства и безумия, основоположники клинической психиатрии руководствовались, несомненно, гуманистическими побуждениями. Они стремились, признав самоубийцу душевнобольным, оградить его от преследования, оказать ему необходимую помощь. Дальнейшее развитие психиатрии в целом и, в частности, учения о пограничных расстройствах, появление психоанализа, обусловили эволюцию представлений о границах психической нормы и патологии. Изменилась оценка степени нарушений поведения душевнобольных, а так же их способности отвечать за содеянное.

Необоснованность отнесения самоубийств только к сфере психиатрии доказана и последующими исследованиями. Установлено, что только 20 % суицидентов состояло на учете в психоневрологических диспансерах и 8 -9 % признано нуждающимися в постановке на учет; остальные лица оказались в пределах психической нормы.

Современная литература, особенно на Западе, характеризуется большим разнообразием взглядов на самоубийство. Ряд авторов ставит самоубийства в зависимость от комплексных интрапсихических образований и личностных реакций. Сюда относятся работы, обращающие внимание на чувство вины (Дж. Хенслин, 1970г.), безнадежность (А. Бек, М. Ковач, А. Вейсман, 1975г.), аггравацию чувства оскорбленности (А, Покорни, 1965г.), беззащитность (А. Покорни и Г. Каплан, 1976г.), особенности личностного реагирования на ощущение социальной отверженности, уход в себя (П, Анжель, М. Талигани, 1978г.). В ряде работ предпринимались попытки установить зависимость самоубийств от особенностей личностной структуры и акцентуированных черт, близких к психопатологическим синдромам, таких, как истерические черты личности (Д. Паллис и Г. Бертчнел, 1977г.), склонность к депрессиям (Д. Эвери и Г. Винокур, 1978г.) и др.

Некоторые авторы отрицают решающее значение для самоубийств мотивационных личностных структур и делают акцент на особенностях познавательной деятельности индивида : осознания и рефлексии суицидентов ( Г. Шнир, 1961г. ), ригидности их мышления ( Ч. Нойригер, 1964г.) и т.п. Выдвигаются концепции самоубийства, как «крика о помощи» (Н. Фаберлоу, 1962г. ), результата распада социальных связей (В. Масумара, 1977г. ).

Почти во всех этих работах отсутствует комплексный подход к проблеме, а также не делается анализа личности в связи с совокупностью социальных условий ее жизни.

В нашей стране в результате проведенных исследований А.Г. Амбрумовой была выдвинута концепция самоубийства как социально - психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального конфликта. В этой теории А. Г. Амбрумова и ее коллеги попытались рассмотреть проблему самоубийства с разных позиций.

Основное ее содержание сводится к следующему. Понятие адаптации отражает различную степень и качество соответствия организма и среды. Человек приспосабливается к среде путем активного взаимодействия с природой и социальными условиями существования. В отличие от биологической адаптации, которая протекает пассивно, социально - психологическая адаптация имеет активный характер. На уровне личности акцент адаптации переносится на социальные взаимодействия, опосредованные психической деятельностью и ее высшей формой - сознанием.

Процесс социально - психологической адаптации протекает по всем четырем направлениям человеческой деятельности : познавательному, преобразовательному, ценностно-ориентационному и коммуникативному. В норме все эти направления адаптации образуют целостную динамическую систему, в которой каждое из них гармонично сочетается с остальными. С динамической и энергетической сторон процесс адаптации характеризуется пластичностью и интенсивностью. При этом значительная часть адаптационных возможностей не используется, образуя резервный фонд, который мобилизуется для адаптации в экстремальных ситуациях. Однако в экстремальных условиях не все личности одинаково перестраивают свою приспособительную тактику. Одни, наиболее устойчивые, за счет пластичности и резервов сохраняют прежний общий ( нормальный ) уровень адаптации, другие - снижают этот уровень, но без его существенной деформации по всем четырем направлениям деятельности. В этих случаях дезадаптация, если и наступает, то носит временный характер и является « лимитирующей » ( непатологической ). Некоторые же личности, которые имеют недостаточный резерв адаптации и меньшую ее пластичность в силу самых различных причин (психических или соматических заболеваний, пограничных состояний, высокой эмоциональности, серии жизненных неурядиц и т. п.), в экстремальных (конфликтных ) ситуациях оказываются в состоянии социально - психологической дезадаптации, которая характеризуется качественной « трансформирующей » (патологической ) ломкой процесса адаптации. Объективно социально - психологическая дезадаптация проявляется в поведении, субъективно - в широкой гамме психоэмоциональных сдвигов.

Социально - психологическая дезадаптация в динамике проходит две фазы : предиспозиционную и суицидальную. Первая не служит единственной детерминантой суицидального поведения. Решающее значение для перехода этой фазы в суицидальную имеет конфликт, который занимает центральное положение в структуре суицидального акта.

Дальнейшее изучение самоубийств показало полную адекватность данной концепции по отношению ко всем категориям суицидентов: душевнобольным, но вменяемым; лицам с пограничными расстройствами; практически здоровым людям.

 

Литература

1. Актуальные проблемы суицидологии. Сборник статей. Ответственный редактор А. А. Портнов. М, 1978 .

2. Бердяев Н. А. О самоубийстве ( психологический этюд ). «Психологический журнал», 1992, № 1, с. 90 - 94, № 2, с.90 - 106.

 

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.