Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕНСИВНЫХ ИНТЕГРАТИВНЫХ ПСИХОТЕХНОЛОГИЙ В ТЕРАПИИ ПОГРАНИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ПОДРОСТКОВ

Гусева Елена, Заярная Ирина, Муляр Андрей

Ярославская областная клиническая психиатрическая

Больница.

Психотерапия, как практика, родившаяся на стыке психиатрии и психологии, педагогики, неврологии и генетики, социологии, а также ряда других смежных наук, давно заняла свое место в ряду дисциплин, не только помогающих человеку выжить в океане повседневных проблем, но и способствующих личностному росту. В мире, где один катаклизм сменяет другой, где уже нормой стало «нарушение равновесия в жизни человека на физическом, физиологическом, психоэмоциональном, социальном уровнях, и как следствие - потеря целостности сознания, его фрагментация» (С. Всехсвятский [3]), особенно сложно приходится социально незащищенным группам населения, в частности - подросткам из малообеспеченных семей. Отсутствие должного уровня воспитания и образования, невозможность найти хорошо оплачиваемую работу, отсутствие уверенности в завтрашнем дне, «романтика» преступного мира, отсутствие внутренних моральных принципов, агрессивность, стремление к группированию и эмансипации (А.Е. Личко [8]) дает плодородную почву для формирования антисоциальных установок у подростков [6].

Первый шаг к противоправным действиям в такой среде делается чаще всего из‑за возможности самоутвердиться, повысить собственный статус в глазах сверстников, из‑за потребности в материальной независимости и, наконец, - «от нечего делать», часто - в состоянии алкогольного и наркотического опьянения (см. Таблицу 1). К проявлению (и усилению) патохарактерологических особенностей подростков имеют также отношение морфологические (органические) и социальные (микро‑ и макросоциальные) факторы (см. Таблицу 2). Учитывая сложный механизм взаимодействия непосредственных и опосредованных психических расстройств у подростков, возникает необходимость комплексного подхода к коррекции поведенческих нарушений, применение разносторонних методов психотерапии (рациональной, суггестивной, групповой и других).



Рядом авторов [2] экспериментально доказано психотерапевтическая эффективность начального курса интенсивных интегративных психотехнологий (В. Козлов) по повышению психологического здоровья и уровня самоактуализации вне зависимости от личностного профиля занимающегося. Прохождение начального курса позволяет занимающимся стать более уверенными в своих силах, центрированными на настоящем моменте, спонтанными и гибкими в поведении, менее подозрительными и отягощенными комплексами невротических реакций психологических защит. Особо благоприятное влияние данный курс оказывает на лиц с низким уровнем принятия противоречий в человеческой природе, или принятия слабости в себе, низким уровнем самоуважения, осознанностью своих чувств и доверия к ним.

Таблица A.

Динамика социальной адаптации в зависимости
от роли подростка (по Б.Н. Алмазову)

№ п/п Коллектив Неформальная группа Семья
+ А Д А П Т А Ц И Я -

Руководитель Лидер Друг
  Авторитетный помощник Приветствующий Привязан к родителям
  Формальный помощник Независимый в группе Замкнут, отгорожен
  Имеет временные роли Примыкающий без проблем Конфликтен
  Без определенной роли, но с авторитетом Вне группы, не пользуется приязнью Примыкает к одному из родных
  Без роли и без поддержки в коллективе Примыкающий ценой жертв (помыкаемый) Разрыв с семьей (бро­дяж­ничество)
  Изолированный Отвергаемый Выталкиваемый из семьи

 

Известно, что характеристиками, наиболее чувствительными к влиянию тренинга являются: тревожность, самоценность, уверенность в себе, внутренняя конфликтность, самообвинение, консистентность потребности в достижении [7]. Не чувствительны к влиянию тренинга: локус контроля, отраженное самоотношение, самопринятие, потребность в аффилиации.

Авторы предположили, что прохождение начального курса ИИПТ подростками, имеющими ППР, сможет в определенной мере уменьшить воздействие неморфологических постнатальных и социальных факторов.

Таблица B.

Факторы, способствующие формированию пограничных психических расстройств у подростков

Морфологические (органические поражения головного мозга и ЦНС).

Наследственные факторы.

Тяжелые и хронические инфекционные и венерические болезни

Хронические интоксикации, психопатология

Заболевания ССС и НС

аутоиммунные и эндокринные заболевания

Перинатальные факторы

Пренатальные факторы

Инфекционные заболевания у беременных

заболевания СС и мочевыводящей систем

Хронические интоксикации беременных (в т.ч. профвредности)

Дефицитные состояния у беременных

Стрессы и психотравмы у беременных

Интранатальные факторы.

Ранние и поздние (относительно положенного срока) роды

Стремительные (менее 4-х часов) и затяжные (> 16 часов) роды

Гипоксия (асфиксия) в родах

Применение методов экстренного родоразрешения

Постнатальные (в т.ч. поздние постнатальные) факторы.

Хронические и длительно текущие заболевания дыхательной, сердечно‑сосудистой, мочевыводящей и эндокринной систем

Травмы, о. Гипоксия (утопление, удушение)

инфекции, интоксикации

Постнатальные неморфологические факторы

материально‑бытовые условия

психо‑ и соматогении

переутомление (астенизация личности)

неподходящая трудовая деятельность, смена места работы [5]

Психосоциальные факторы

Неформальная группа:

зависимость авторитета члена группы от его личностных качеств, а также субъективных чувств приязни или неприязни

возможность реализации реакций эмансипации, протеста и оппозиции, асоциальных тенденций (существование по законам группировки, часто идущим в разрез с общепринятыми)

возможность получения тех видов удовольствия, которые не доступны или ограниченно доступны в привычном социуме (алкоголь, наркотики, ранний секс)

материальная стимуляция, «криминальная романтика»

Коллектив

Авторитет члена коллектива зависит от его участия и успехов в совместной деятельности

позиция подростка в коллективе определяется официально отведенной ему ролью, отраженной в общественном поручении

Семья

психопатологическая наследственность

характерологические отклонения у родителей, насилие в семье

неправильное семейное воспитание или отдельные его дефекты (гипо‑ и гиперпротекция, «золушка», «кумир семьи», противоречивое воспитание, безнадзорность и другое)

незаконнорожденность, раздельное проживание, развод родителей, несчастливый брак, социальное сиротство

функциональная пустота (одна из ролей, необходимых для супружества не выполняется) [9]

Еще одним важнейшим вопросом подростковой психотерапии является проблема мотивации. Подросток, имеющий установку на антисоциальное поведение, формирующуюся в такой группе сверстников, где морально‑этические нормы нивелируются под воздействием криминальных «авторитетов», где реакции группирования и эмансипации усилены оппозиционным поведением, вряд ли пожелает личностно измениться - в первую очередь, опасаясь быть высмеянным сверстниками. Поэтому очень важным элементом не только терапии, но и последующей социальной адаптации является предоставление подростку возможности обитать в новом жизненном пространстве, в окружении одобряющих и поддерживающих новых друзей.

Исходя из концепции трансперсональной психологии (S.Groff) причиной многих жизненных проблем можно считать эмоционально заряженные воспоминания разных периодов жизни человека, конденсированные по принципу качества заряда (СКО - «система конденсированного опыта» по S.Groff [4]), возникло предположение, что подростки, получившие доступ к СКО и осознавшие их как принципы, управляющие динамикой индивидуального бессознательного, смогут разрешить свои проблемы и конфликты на сознательном уровне. Но при подборе методики, дающей подростку такую возможность, вначале возникло множество вопросов.

В пространстве ныне существующих подходов к психотерапии пограничных психических расстройств методики, использующие измененные состояния сознания (ИСС) - эриксоновский гипноз, ребефинг, холотропное дыхание, медитации и др. - принадлежат к числу наиболее молодых (с клинической точки зрения). До сих пор не прекращаются дискуссии о результативности и целесообразности применения терапии измененными состояниями сознания в клинической психотерапевтической практике (Козлов В., 1996).

В свете вышеизложенного, возможно, представляет интерес результат экспериментальных психологических исследований, проведенных врачом‑психиатром, сертифицированным инструктором по ИИПТ Международной академии психологических наук Муляром А.В. на базе 14 отделения ЯОКПБ при участии и активной помощи зав. отделением Заярной И.И. и мед. психолога Гусевой Е.Н. Исследование проводилось осенью 1996 года (сентябрь‑октябрь).

В исследовании принимали участие 20 человек в возрасте от 16ти до 23х лет (средний возраст 17,5 ¸ 18 лет - 70 %). В работе групп принимали участие как пациенты отделения, так и добровольцы - учащиеся, студенты, служащие.

Часть участников тренинга имела различные психические отклонения: последствия органического заболевания головного мозга различного генеза (астеноорганический, астеноневротический, психопатоподобный синдромы) - 10 человек (50 %), расстройства личности (астенического, неустойчивого круга) - 4 человека (20 %). Другую часть (30 %) составили психически здоровые люди, имеющие акцентуцию характера различного (истероидного, неустойчивого и др.) типа и выраженности, сложности в общении, низкую самооценку, некоторые межличностные (межполовые, детско‑родительские) проблемы. В тренинге были использованы техники Свободного Дыхания, элементы телесно‑ориентированной терапии, арт‑терапии, элементы рациональной психотерапии, медитативной техники. Клиенты дважды, до и после групповых занятий, подвергались медико-психологическому обследованию в условиях стационара.

Изменения психического статуса отражены в приведенных ниже таблицах:

Таблица C.

Изменение показателей самочувствия, активности, настроения (методика САН)

  min (баллы) max (баллы) Среднее значение (баллы)
Самочувствие До После разница в %   1,5 2,4 60   5,9 6,8 15,25   4,41 5,24 18,82
Активность До после разница в %   1,7 2,3 35,29   4,6 6,7 45,65   3,5 4,45 27,14
Настроение До после разница в %   1,4 42,85   5,8 6,6 13,79   3,7 5,56 50,2

 

Таблица D. Изменение показателей объема и концентрации активного внимания (корректурная проба).

  min (баллы) max (баллы) Среднее значение (баллы)
Объем активного внимания (количество просмотренных знаков) До после разница в %   -25   +15,85   +9,67
Концентрация внимания (количество ошибок) До после разница в %     0     -23,8     25,3 17,9 -29,2

 

В результате прохождения тренинга большинство обследуемых отметили улучшение настроения, самочувствия, работоспособности. Более спокойным и полноценным стал сон, облегчилось засыпание, постсомнический период стал менее продолжительным. Уменьшились и исчезли головные боли, субъективно нормализовались функции дыхательной, пищеварительной, мочеполовой, эндокринной систем организма.

Из других примененных методик наиболее выразительными оказались результаты графического теста Дембо: у 6 человек (30 %) наблюдалось повышение по шкале «здоровья» и «характера», у 5 человек (25 %) - по шкале «ум» и «счастье». Менее показательными оказались: улучшение слуховой долговременной памяти (4 человека - 20 %), улучшение пространственно—конструктивных способностей (2 человека - 10 %), повышение уровня экстравертированности и снижение уровня нейротизма по Айзенку (3 человека - 15 %). Более заметной оказалась динамика у клиентов с расстройствами личности астенического круга и последствиями организческого заболевания с астеническим, астенонвротическим синдромами.

После прохождения тренинга участники группы также отметили улучшение коммуникабельности, снижение уровня тревожности, снижение зависимости от табакокурения, уменьшение тяги к сигаретам и алкоголю. По выражению некоторых участников группы «даже под воздействием алкоголя и наркотических препаратов ими ранее не достигался такой интенсивный положительный эмоциональный заряд и такая ясность в решении проблем».

Катамнез был получен через 6 месяцев в ходе личных встреч и по телефону. Многие клиенты избавились от ряда соматических и функциональных расстройств, стали комфортнее себя ощущать в новом, изменившемся пространстве жизни: новая работа, новые друзья, более высокое качество жизни. Все участники тренинга ежедневно успешно используют принципы и навыки, полученные в ходе занятий.

 

Резюме

Результат исследований позволяет с уверенностью говорить о целесообразности и достаточно высокой эффективности применения ИИПТ в терапии пограничных психических расстройств у подростков, а также дает предпосылки к применению данных методик для снятия (или хотя бы частичного снижения) алкогольной и наркозависимости. С помощью ИИПТ подросток получает возможность отреагировать семейные конфликты и тем самым улучшить детско‑родительские взаимоотношения и взаимопонимание, компенсировать межличностные и, в частности, межполовые фрустрации. Глубинный аспект применения ИИПТ у подростков предполагает появление возможностей личностного роста и, как следствие, - социализацию подростка.

 

Список литературы

1. Алмазов Б.Н. «Профилактика конфликтов в работе с педагогически запущенными учащимися» - Уч. Метод. Пособие, ВНМУ, 1991, стр. 51-52.

2. Аминов Н., Молоканов М. «К вопросу о психотерапевтическом применении Свободного Дыхания». Сб. «Свободное Дыхание, еще один шаг» под ред. В.Козлова, Ярославль, 1992, стр. 75.

3. Всехсвятский С. «Апология Свободному Дыханию», там же, стр. 3.

4. Гроф С. «За пределами мозга», Москва, 1993.

5. Ковалев В.В. «Клиническая динамика неврозов и психопатии», Москва, «Медицина», 1967, стр. 152-182.

6. Ковалев В.В. с соавторами «Нарушение поведения у детей с умственной отсталостью». Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, вып. 10, 1986, Москва, Медицина, стр. 1511-1514.

7. Кузнецова Н. «Динамика некоторых личностных характеристик в процессе занятия СД». Сб. «Свободное Дыхание, еще один шаг» под ред. В.Козлова, Ярославль, 1992, стр. 46.

8. Личко А.Е. «Подростковая психиатрия». Ленинград, Медицина, 1985, стр. 77, 221-270, 380-381.

9. Троханов Ю.П., Заярная И.И. «Социально‑психологические проблемы семьи и здоровье детей». Ж. «Новости медицины и фармакологии», №3, 1995, стр. 38-42.

 

 

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.