Сделай Сам Свою Работу на 5

Результаты и их обсуждения.

В нашем экспериментальном исследовании, мы для проверки гипотез о случайности различия (сходства) параметров, используем один из основных параметральных критериев t—критерий Стьюдента, то есть с помощью t—критерия, мы оцениваем уровень значимости различий полученных в ходе эксперимента результатов по исследуемым факторам.

Предварительно принимается нулевая гипотеза о сходстве полученных данных по исследуемому фактору. Для опровержения или принятия, используется таблица квантилей t—распределений Стьюдента для доверительной вероятности С V—степенями свободы. Данная таблица необходима для сравнения полученного результата вычисления экспериментального с квантилями t—распределения Стьюдента, которые приведены в данной таблице. По числу степеней свободы мы определили квантили t( 2,V ) и тогда принимается нулевая гипотеза о сходстве, либо t экспериментальное > t, при = 0,01 и тогда принимается альтернативная гипотеза. В случае принимается решение увеличить число наблюдений.

Результаты произведенных нами расчетов по оцениванию уровня значимости различий, полученных в ходе эксперимента, в контрольной и экспериментальной группах занесены в таблицах № 1; № 2; № 3.

Связь между факторами имеющими значимость различий >2;13

мы рассчитывали по коэффициенту корреляции Пирсона.

 

Таблица №1

Результаты сравнения контрольной и экспериментальной

групп по t—критерию Стьюдента ( Первый день)

исследуемые - Экспериментальная Контрольная t-Критерий Значимость

факторы группа группа Стьюдента различий

 

реактивная

тревожность 16.4 32 6.5 +

 

 

личностная __

тревожность 43.4 46.7 1.5

 

 

__

одиночество 18.6 18.2 0.8

 

 

 

Сравнительный анализ результатов в контрольной и экспериментальной группах до начала эксперимента, выявил статистические значимые различия только по реактивной тревожности. По другим факторам значимых различий, не выявлено. Так как реактивная тревожность фактор ситуативный, и зависит от внешних условий в которых находится человек. Низкую реактивную тревожность в экспериментальной группе по сравнению с контрольной, можно объяснить тем, что атмосфера тренинга с самого начала действует на участников положительно.



 

 

Таблица №2

Результаты сравнения контрольной и экспериментальной

групп по t—критерию Стьюдента ( Третий день)

 

Переменные Экспериментальная Контрольная t-критерий Значимость

группа группа Стьюдента различий

 

Реактивная 13.6 27.9 6.5 +

тревожность

 

 

 

личностная 37.2 49.6 5.9 +

тревожность

 

____________________________________________________________________

одиночество 14.8 17.7 1.3 -

 

 

 

Cравнительный анализ результатов в экспериментальной и контрольной группе в середине эксперимента выявил статистические различия по следующим факторам: реактивная и личностная тревожности. Анализ проведенных ранее исследований в рамках ИИПТ показал, что тревожность - одна из тех характеристик личности, которая оказывается наиболее чувствительной к влиянию тренинга. Наше исследование это подтверждает.

 

 

Таблица №3.

Сводная таблица по результатам тренинга в экспериментальной и контрольной группах

Переменные Экспериментальная Контрольная t-критерий Значимость

группа группа Стьюдента различий.

Реактивная 9.8 30.3 9.7 +

тревожность

 

Личностная 33 48.9 7.9 +

тревожность

 

 

Одиночество 10 17.2 3.6 +

 

 

 

 

Таким образом сравнительный анализ результатов в контрольной и экспериментальной группе по окончанию эксперимента выявил статистически значимые различия по следующим факторам: реактивная и личностная тревожность (9.7; и 7.9), уровень одиночества (3.6) В экспериментальной группе наблюдается значительное снижение по всем трем исследуемым параметрам. Это говорит о влиянии ИИПТ на уровень одиночества и уровня тревожности. Далее рассмотрим динамику уровня одиночества и уровней тревожности. В контрольной группе сравнительный анализ результатов по t-критерию Стьюдента значимых различий не выявил. В течение всего эксперимента уровни одиночества, так же как и уровни тревожности существенно не изменились.

 

 

Таблица №4

Результаты сравнения по t-критерию Стьюдента в экспериментальной группе. (первые три дня).

 

Переменная до Середина t-критерий Значимость

тренинга тренинга Стьюдента различий

____________________________________________________________________

Реактивная 16.4 13.6 1.4 -

тревожность

 

Личностная 43.4 37.2 2.6 +

Тревожность

 

 

Одиночество 1.8 14.8 0.8 -

 

 

 

Таким образом полученные нами результаты, показывают, что уже в первой половине тренинга начинают происходить изменения по исследуемым параметрам. Наиболее чувствительной в этом отношении оказалась личностная тревожность.

Таблица №5

Результаты сравнения по t-критерию Стьюдента в экспериментальной группе. (вторые три дня)

 

Переменная Середина После t-критерии Значимость

тренинга тренинга Стьюдента различий

 

Реактивная 13.6 9.8 2.2 +

тревожность

Личностная 37.2 33 2 -

тревожность

 

Одиночество 14.8 10 1.1 -

 

 

Сравнительный анализ показывает, что во второй половине тренинга значимое изменение происходит по реактивной тревожности.

 

Таблица №6.

Сводная таблица результатов эксперимента в экспериментальной группе

Переменная До тренинга После t-критерий Значимое

тренинга Стьюдента различий

Реактивная 16.4 9.8 3.6 +

Тревожность

 

 

Личностная 43.4 33 4.9 +

тревожность

 

 

Одиночество 18.6 10 2.15 +

 

 

Таким образом сравнительный анализ результатов в экспериментальной группе выявил статистически значимые различия по всем исследуемым факторам (реактивная тревожность, личностная тревожность и уровень одиночества ). В результате воздействия ИИПТ исследуемые параметры существенно понижаются. Динамика уровня одиночества происходит плавно, и ярко не проявляется в течение тренинга.

Личностная тревожность начинает снижаться с самого начала тренинга, а уже к середине значительно изменяется. Вторая половина тренинга заметного влияния на данную переменную не оказывает.

И наконец, реактивная тревожность в первой половине тренинга существенно не изменилась, во второй половине значительно снизилась, а с начала до окончания тренинга происходит явная модификация. Это объясняется особой атмосферой тренинга, так как это ситуативная переменная.

Связь между факторами имеющими значимость различий по t-критерию Стьюдента > 2, 13 мы рассчитывали по коэффиценту корреляции Пирсона. Полученные данные занесены в таблицы.

 

 

Таблица № 7.

Сводные таблицы результатов расчетов коэффицента корреляции Пирсона.

 
 


Исследуемые параметры.

Реактивная тревожность Одиночество ГХУ

9.8 10 0.7

 

 

Таблица № 8

Исследуемые параметры

Личностная тревожность Одиночество ГХУ

____________________________________________________________________

33 10. 0.83

 

 

Таблица № 9

Исследуемые параметры

Личностная тревожность Реактивная тревожность ГХУ

____________________________________________________________________

33 9.8 0.6

Расчет связи между факторами, имеющими значимость различий>2, показал, что между тремя исследуемыми переменными ( уровнем одиночества, уровнем реактивной тревожности и уровнем личностной тревожности ), имеется значимая прямо пропорциональная связь. Таким образом изменение одного фактора влечет за собой модификацию другого и наоборот.

 

Как показали результаты нашего исследования, тренинг по интегративным психотехнологиям достаточно эффективный способ психологической коррекции уровня одиночества и тревожности.

Полученные результаты позволяют нам сделать следующие выводы:

1. Проведенное нами исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу о том, что под влиянием ИИПТ снижается уровень одиночества, следовательно ИИПТ применимы для коррекции повышенного уровня одиночества.

2. Выполнена цель исследования: выдержала проверку положения, что происхождения тренинга по ИИПТ указывает влияние на уровень одиночества и уровни тревожности.

3. Подтвердилась гипотеза исследования: ИИПТ оказывает значительное влияние на динамику реактивной и личностной тревожности, а именно, тревожность понижается.

4. Доказано, что между уровнем одиночества и уровнями тревожности существует значимая взаимосвязь.

На основании проведенного нами исследования можно сделать заключение, что они имеют как научно-познавательную, так и прикладную перспективы.

В научно-познавательном отношении имеет смысл расширить как исследовательский инструментарий, так и объем выборки, а также для исследования устойчивости влияния тренинга по ИИПТ провести отсроченные замеры в лонгитюдной стратегии.

Список литературы.

1. А. Адлер. Практика и теория индивидуальной психологии. Перевод с немецкого, - М; Фонд «За экономическую грамотность», 1995 - 296 с.

2. Р.Ассаджиоли. Психосинтез: теория и практика. - М.: PEFL- book, 1994 - 314 с.

3. Альманах психологических тестов. - М.,: «КСП»,1996 - 400 с.

4. Э.Берн. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПБ, 1992 - 400 с.

5. Бихевиоральная терапия. Учебно – методическое пособие. - Новосибирск, 1996.

6. Ж. Годдфруа. Что такое психология. Т.1 - М.: “Мир”, 1992.

7. С. Гроф. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. - М.: Издательство Трансперсонального института, 1993 - 504с.

8. С. Гроф. Области человеческого бессознательного. - М.: Издательство Трансперсонального института, 1994 - 278с.

9. С. Гроф. Путешествие в поисках себя. - М.,: Издательство Трансперсонального института, 1994.

10. Групповая психотерапия. /под. ред. Б.Д. Карвасарского, С.Ледера - М.: Медицина, 1990 - 384с.

11. Ф.Зимбардо. Застенчивость. - СПБ.: Питерпресс, 1996 - 384с.

12. В.Козлов. Истоки осознания. Минск., 1995 - 384с.

13. В.В. Козлов, Ю.А. Бубеев Измененные состояния сознания, психология и физиология. - М., 1997 - 197с.

14. В.Козлов. Чарующее пространство внутренней целостности. - Ярославль., - 1996 - 48с.

15. Краткий психологический словарь. - М., 1992 - 390с.

16. Лабиринты одиночества: перевод с английского./Сост. и общ. ред. и предисловия Н.Е.Покровского - М.: Прогресс, 1989 - 624 стр.

17. М.В.Молоканов. Свободное дыхание как путь профессионала. - М: изд-во Трансперсонального института. 1994 - 208 с.

18. Р.С. Немов Психология. Т. 1. - М.: Просвещение., 1997 - 547с.

19. Популярная психология. Хрестоматия. - М.: 1990 - 339 стр.

20. Психологический словарь. /под ред. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. 2-е изд. - М., 1997- 440 с.

21. Ребёнок и пространство. Семь шагов к истине. /Сб. под ред. В.В. Козлова- М. 1996 - 197 с.

22. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию: становление человека. Перевод с английского. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994 - 480 с.

23. Роджерс К.Р. Клиентоцентрированная терапия- перевод с английского - М.: «Рефл- бук», К: «Ваклер» 1997 - 320с.

24. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокорекционные группы: теория и практика. - Перевод с английского - М.: «Прогресс», 1993 - 386с.

25. Селье Г. Стресс без дистресса. Перевод с английского. - М.: «Прогресс», 1979 - 124с.

26. Свободное дыхание. Первые пять лет. /Под редакцией Козлова В.В.- М. 1994 - 184с.

27. Майерс Д. Социальная психология. Перевод с английского. - СПб.: “Питер” 1996.

28. Словарь- справочник по психологической диагностике./Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов - Киев., 1989 - 200с.

29. Теории личности. /Хьелл Л., Зиглер Д. - СПб: Питер. Пресс, 1997 - 608с.

30. Творчество воли. /под ред. Козлова В.В.- М., МАПН, 1997 - 223с.

31. Фейдимен Дж. Р. Фрейгер Р. Теория и практика личностно- ориентированной психологии. - М., 1996 -

32. Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник: - М.: Прогресс, 1990 - 386с.

33. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М.: Республика, 1993 - 415с.

34. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. - СПб.: “Лань”, 1997 - 240с.

35. Этюды о новой психотерапии. /Ред. В.В.Козлов - Мн., 1995.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.