Сделай Сам Свою Работу на 5

Интеракционистская точка зрения.

Вейс, яркий представитель этого направления, считает, что одиночество появляется в результате недостаточности социального взаимодействия индивида, взаимодействия, которые удовлетворяют основные социальные запросы личности.

Вейс установил два типа одиночества, которые по его мнению, имеют различные предпосылки и различные эффективные реакции:

- эмоциональное одиночество представляется результатом отсутствия тесной интимной привязанности, (такой, как любовная или супружеская.) Эмоционально одинокий человек должен испытывать нечто вроде беспокойства покинутого ребенка, неспокойствие, тревогу и пустоту.

- социальное одиночество становится ответом на отсутствие значимых дружеских связей или чувства общности. Социально одинокий человек переживает тоску и чувство социальной маргинальности.

Вейса больше интересует «обычное» одиночество - состояние, переживаемое многими, если не большинством людей, на протяжении всей их жизни. Он рассматривает одиночество, как нормальную реакцию.

Дерлега и Маргулис употребляют понятия «интимность» и «самораскрытие» для истолкования одиночества. Подобно Вейсу, они полагают, что социальные отношения, бесспорно, способствуют достижению индивидом различных реальных целей. Одиночество обусловлено отсутствием соответствующего социального партнера, который мог бы способствовать достижению этих целей, Одиночество, вероятнее всего, наступает тогда, когда межличностным отношениям индивида недостает интимности, необходимого для доверительного общения. (16)

В основе интимного подхода лежит предположение о том, что индивид стремится к сохранению равновесия между желаемым и достигнутым уровнями социального контакта. Дерлега и Маргулис исследуют, как в этих условиях совокупность социальных связей индивида, его социальных ожиданий и его личностные качества могут повлиять на такой важный в данном отношении баланс.

 

Когнитивный подход.

Главными пропагандистами когнитивного подхода стали Эн. Пепло и ее коллеги. Наиболее характерный аспект этого подхода состоит в том, что он акцентирует роль познания, как фактора, опосредующего связь между недостатком социальности и чувством одиночества, определяя указанную роль познания.



Э. Пепло обращает внимание на теорию атрибуции Она рассматривает, на пример, как познания причин одиночества может влиять на интенсивность переживания и на восприятие неизбывности одиночества, сохраняющихся на протяжении определенного времени.

Когнитивный подход предполагает, что одиночество наступает в том случае, когда индивид воспринимает (осознает) несоответствие между двумя факторами—желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов.

 

Теоретический анализ проблемы одиночества показывает, что очень мало работ полностью посвящено ей, и лишь изредка можно встретить хотя бы раздел на эту тему в публикациях по психиатрии или психологии. В подавляющем большинстве работ, к которым мы обращались, совершенно игнорируется одиночество, а так же некоторые состояния и процессы, имеющие все основания быть включенными в данную категорию (такого термина даже нет в психологических словарях). Оказывается одиночество – такое мучительное и пугающее переживание, что люди пойдут на что угодно, лишь бы его избежать. Таким образом получается, что одиночество – одно из наименее удовлетворительно разработанных психологических явлений.

И, может быть, тревожность, как неотьемлемое качество одиночества, и является причиной профессионального табу психологов и психиатров. Тем более - тревожность знакома каждому - она является составной частью структуры личности.

Почти каждый человек испытывает чувство тревоги время от времени: если необходимо пройти собеседование при приёме на работу; назначить кому то в первый раз свидание; войти в помещение, где полно незнакомых людей; произнести речь перед большой аудиторией и так далее. Некоторые люди, в особенности робкие или застенчивые, чувствуют тревогу почти в любой ситуации, где им или их поведению могут давать оценку. Для таких людей тревожность в большей степени черта характера, чем временное состояние.

Скрытый смысл социальной тревожности прост, мы чувствуем тревогу, когда у нас есть мотивация произвести впечатление на других и сомнения в способностях сделать это. Тревожность свойственна многим людям, но она может стать господствующей, накладывая свой отпечаток на все поведение человека. ( 27 ).

В этих случаях нередко обнаруживается и физическая основа этого состояния в виде повышенной возбудимости вегетативной нервной системы, которая воздействует на сосудистую систему, может привести к физическому чувству стесненности страха и тоски.

С физиологической точки зрения тревога не отличается от страха. Она сопровождается ускорением ритма сердца, подъёмом кровяного давления, угнетением деятельности пищеварительного аппарата, легким потоотделением и так далее. Главное отличие состоит в том, что тревога вызывает активацию организма до того, как происходит ожидаемое событие.

Обычно тревога представляет собой преходящее состояние, она ослабевает, как только человек действительно сталкивается с ожидаемой ситуацией. Бывает однако, и так, что ожидание порождающее тревогу затягивается и организм вынужден тогда затрачивать много энергии для поддержания своей дееспособности. В результате развивается состояние стресса, при котором организм проходит последовательные этапы синдрома адаптации, описанного Г.Селье ( 25 ). Тревожность подобна сосущему чувству голода. Тревожный человек не идет на полное действие и занят тем, что подавляет растущую агрессию, в результате чего впадает в апатию. Эти эмоции чрезвычайно опасны, потому что невыраженные, не нашедшие себе выход наружу эмоции загоняются вглубь души, что впоследствии перегружает человеческую психику, разрушает

её изнутри и приводит к покорности и депрессии. (6)

Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям тревоги, а так же в низком пороге её возникновения. Тревожность рассматривается как личностное образование или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.

Тревожность является показателем личностного развития, и в свою очередь, оказывает на него отрицательное влияние. Такое же влияние имеет и нечувствительность к реальному неблагополучию, «защищенность», возникающая под действием защитных механизмов, прежде всего вытеснения, и проявляющаяся в отсутствии тревоги даже в потенциально угрожающих ситуациях.

Тревожность может явиться предвестником невроза, а также его симптомом и механизмом развития. Входит в качестве одного из основных компонентов в «посттравматическим синдромом», то есть комплекс переживаний обусловленных пережитой психической или физической травмой. Среди других видов психических расстройств с тревожностью связанны также фобии, ипохондрия, истерия, навязчивое состояние и другие.

Первым в психологии понятие тревожности ввёл З. Фрейд. Он считал, что основная проблема души состоит в том, как справляться с тревожностью. Тревожность, в соответствии с концепцией Фрейда, вызывается ожидаемым или предвиденным возрастанием напряжения или неудовольствия, она может развиваться в любой ситуации (реальной или воображаемой ), когда угроза какой то части души или тела слишком велика, чтобы с ней справляться или чтобы её разрядить.

Прототипические ситуации, порождающие тревожность:

1. Потеря желаемого объекта.

2. Потеря любви.

3. Потеря личности (себя)

4. Потеря любви к себе.

Угроза подобных или других такого рода событий порождает тревожность. Есть два основных способа уменьшить тревожность. Первый состоит в том, чтобы непосредственно обратиться к ситуации. Мы решаем проблемы, преодолеваем препятствия, противостоим угрозам или убегаем от них, то есть вступаем во взаимодействие с проблемой, стремясь уменьшить её воздействие. Таким образом мы осуществляем преодоление трудностей и уменьшение возможностей их возвращения, уменьшая при этом перспективы дополнительной тревожности будущем. Во - втором случае защита против тревожности состоит в искажении или отрицании самой ситуации. Это защищает личность в целом от угрозы, искажая суть самой угрозы. Способы искажения называются защитными механизмами. (31)

В. Райх, последователь психоанализа Фрейда и основатель ориентированной на тело психотерапии, полагал, что каждое характерное отношение имеет соответствующую ему физическую позу, и что характер индивидуума выражается в его теле в виде мускульного панциря. В своей работе над мышечным панцирем Райх обнаружил, что хронические мышечные зажимы блокируют один из основных биологических возбуждений - тревожность. В распускании мышечного панциря для разблокировки тревожности Райх предлагал использовать такие средства:

1. Накопление энергии в теле путём глубокого дыхания.

2. Прямое воздействие на хронические мышечные зажимы (давление, пощипывание), чтобы расслабить их.

3. Поддерживание сотрудничества с пациентом в открытом рассмотрении сопротивлений и эмоциональных ограничений, которые при этом выявляются. (31)

Ф.Перлз - основатель гештальт-терапии, тревожность определяет как разрыв, как напряжение между « сейчас» и «тогда». Неспособность людей принять это напряжение заставляет их планировать, репетировать, пытаясь обеспечить своё будущее. Это не только отвлекает энергию от настоящего (постоянно создавая тем самым незаконченные ситуации), но и разрушает открытость к будущему.

К. Роджерс, основатель терапии, центрированной на клиенте, считал, что тревожность появляется тогда, когда возникает опыт, который, если его запустить в сознание, может угрожать нашему образу себя. Бессознательные реакции на эти субвосприятия настораживают организм против возможной опасности и создают психофизиологические изменения. Эти защитные реакции единственный способ, которым организм поддерживает неконгруентные представления и поведения (31).

Тревожность ( по Роджерсу) является эмоциональной реакцией на угрозу, которая символизирует что организованная «Я» - структура, испытывает опасность дезорганизации, если несоответствие между ней и угрожающим переживанием достигнет осознания. Тревожный человек—это человек, который смутно сознает, что признание или символизация определенных переживаний приведет к радикальному изменению его теперешнего образа «Я» (29)

Многие исследования подтверждают, что несоответствие между осознанным «Я» и «Я» –идеальным свидетельствуют о плохой психологической адаптации, чем больше несогласованность или несоответствие между ними, тем выше степень тревожности и одиночества.

А. Бандура, представитель социально—когнитивной теории личности, пишет, что люди склонны тревожиться и осуждать себя, когда нарушают свои внутренние нормы поведения. Они неоднократно переживают в ходе социализации такую последовательность событий:

проступок---внутренний дискомфорт---наказание ---облегчение.

В этом случае действия не соответствующие внутренним нормам поведения вызывают тревожные предчувствия и самоосуждение, не проходящие до тех пор, пока не наступит наказание. Оно в свою очередь, не только не кладёт конец страданиям от проступка и его возможных социальных последствий, но так же направленно на то, чтобы вернуть одобрение других. Соответственно само-

наказание избавляет от дискомфорта.

Хотя само наказание может положить конец тревожным мыслям и ослабить тревожность, оно также может усилить личный дискомфорт. И длительное чрезмерное само наказание, основанное на изменение строгих норм самооценки, может привести к хроническому одиночеству, тревожности, апатии, депрессии и так далее (29).

Джулиан Роттер в своей теории социального научения выделяет людей с интернальным и экстернальным локусом контроля. Исследования показывают, что у людей с экстернальным локусом контроля чаще бывают психологические проблемы, чем у людей с интернальным локусом контроля. Например: тревожность у экстерналов выше, а самооценка ниже чем у интерналов. Интерналы, видимо, более уверенны в своей способности решать проблемы, чем экстерналы, и поэтому независимы от других. Что и ведет к более низкому уровню тревожности.

Д.Келли –американский психолог, определил тревогу как «осознание того, что события, с которыми сталкивается человек лежат вне диапазона применимости его конструктивной системы (конструкты по Келли, категория мышления, посредством которой человек интерпретирует или истолковывает свой жизненный опыт). Значит смутное ощущение неопределённости и беспомощности, обычно определяемое как «тревога», по Келли, есть результат осознания того, что конструкты, которыми мы обладаем, не применимы для предвидения событий, с которыми мы сталкиваемся. Келли подчеркивал: совсем не факт, что наша конструктная система не функционирует идеально, провоцирует тревогу, мы не тревожимся потому, что наши ожидания не точны.

Тревога образуется только тогда, когда мы осознаём, что у нас нет адекватных конструктов, с помощью которых можно интерпретировать события нашей жизни. Это понимание тревоги совсем не похоже на Фрейдовскую концепцию невротически тревожного индивида, как жертвы неосознанных конфликтов и сдерживаемой инстинктивной энергии. Человека тревожит отнюдь не угроза прорыва сексуальных и агрессивных импульсов в сознание, а то, что он переживает события, которые не может ни понять, ни прогнозировать. С этой точки зрения, задача психотерапии - помочь клиенту либо приобрести новые конструкты, которые позволят ему лучше прогнозировать тревожащие события, либо сделать имеющиеся конструкты более проницаемыми, чтобы привнести новый опыт в их диапазон применимости. (29).

К.Хорни. Одной из основополагающих её концепций являлось понятие базовой тревога. Базовая тревога - это интенсивное и все проникающее ощущение отсутствие безопасности, перед лицом потенциально опасного мира. (34)

В отличие от З.Фрейда, К.Хорни не считала, что тревога является необходимым компонентом в психике человека. Наоборот она утверждала, что тревога возникает в результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях. В общем по мнению Хорни, все то, что в отношениях с родителями разрушает ощущение безопасности у ребёнка приводит к базовой тревоге. Соответственно, этиологию невротического поведения следует искать в нарушенных отношениях между ребёнком и родителем. Если ребёнок не ощущает себя в безопасности, у него развивается враждебность по отношению к родителям, и эта враждебность, в конце концов трансформируется в базовую тревогу. (29)

Итак, мы рассмотрели различные теории, которые раскрывают причины возникновения тревожности и возможные способы избавления от неё. Мы видим, что механизмы появления тревожности и одиночества во многом схожи. Это говорит о взаимосвязи одиночества и тревожности и взаимовлиянии этих двух факторов.

Проблемы одиночества и тревожности остро стоят в современном обществе этим проблемам подвержены люди различных возрастов и разного социального статуса, особенно молодой и пожилой возраст. И в то же время психологической психиатрической литературе очень мало работ, посвящённых одиночеству и его составляющим. Именно по этому мы занялись изучением этой проблемы и попытались предложить один из способов практического решения этого вопроса. История развития этого вопроса отличается не только своей слабой теоретической освещённостью, но и минимальным количеством методов и методик, связанных с коррекцией тревожности и одиночества.

Одна из таких методик - интегративные интенсивные психотехнологии. Интегративные психотехнологии, сравнительно новый метод психокоррекции личности, который вобрал в себя все лучшее из традиционных психологических методов (такие, как бихевиоризм, гештальт-терапия, НЛП, эмпирическая терапия, сугестотерапия и др.), а также психодуховных практик.

ИИПТ, как эффективный способ психокоррекции личности становится довольно распространенным, как за рубежом так и в странах СНГ и России.

В своем исследовании мы не претендовали на полноту освещения всех теорий тревожности и одиночества. Некоторые из них мы постарались осветить выше. В исследованиях одиночества и тревожности еще много не раскрытых аспектов, изучение которых, возможно, в дальнейшем помогут найти более эффективные способы решения этих проблем на личностном уровне.

Актуальность нашей работы мы видим в том, что проблемы одиночества и тревожности постепенно становятся неизбежными спутниками нашей жизни, а их влияние усиливается в кризисные переходные периоды в жизни общества.

Практическая значимость и новизна данной работы состоит в том, что коррекция уровня тревожности и одиночества не совершалась с помощью интегративных психотехнологий, а также в том, чтобы показать влияние интегративных психотехнологий на динамику одиночества и тревожности.

В ходе планирования исследования были выдвинуты следующие гипотезы.

- ИИПТ ведут к снижению субъективного уровня одиночества и уровня тревожности. Эти показатели будут значимо будут значимо отличаться от аналогичных у людей, не проходящих тренинг по ИИПТ.

- Между исследуемыми факторами ( уровнем одиночества и тревожности) существует значимая взаимосвязь. А именно понижение уровня одиночества, способствует понижению уровней тревожности и наоборот.

Объектом нашего исследования были две группы: экспериментальная и контрольная. Экспериментальную группу составляли участники тренинга. Контрольную группу набирали эквивалентной экспериментальной по возрастным показателям, соотношению мужчин и женщин, социально- экономическому статусу.

Экспериментальная группа - люди, посетившие тренинг по интенсивным интегративным психотехнологиям «Анима и Анимус», проходивший 20.08.97 года по 26.08.97 года в городе Челябинске (автор и ведущий тренинга В. В. Козлов.)

Данные о выборке: объем выборки составляют 15 человек, из них большинство составляют женщины - 11 человек, мужчины—4ч. Возрастной состав группы: молодежь в возрасте от 20 до 25 лет—4ч, от 25 до 40 лет— 6 человек, и старше 40 лет- 5 человек. Образовательная характеристика: с незаконченным высшим образованием (студенты) - 3 человека, средне - специальное или среднетехническое образование имеют 5 человек, и с высшим образованием- 7 человек.

Одновременно с экспериментальной набиралась и контрольная группа, соответствующая экспериментальной по основным показателям.

В соответствующие временные интервалы контрольная группа подвергалась такому же тестированию, как и экспериментальная группа.

 

Этапы исследования.

Экспериментальная группа проходила два этапа исследования.

I этап- диагностический. Каждый испытуемый был протестирован на предмет выявления его реактивной, личностной тревожности и уровня одиночества.

II этап- коррекционный, состоял в исследовании динамики переменных во время прохождения тренинга по ИИПТ. Замеры проводились в начале, середине и в конце тренинга (тренинг был шестидневный).

В контрольной группе замеры проводились в соответствующих временных интервалах без их участия в психокоррекционной работе.

В ходе эксперимента использовались следующие методики:

- Шкала одиночества - опросником Д. Рассела, М. Фергюсона.

Целью опросника является исследование уровня субъективного ощущения человека своего одиночества. Выявляемое состояние одиночества может быть связано с тревожностью, социальной изоляцией, депрессией, со скукой.

- Шкала самооценки - методика Ч. Д. Спилбергера и Я. Л. Ханиной.

Целью шкалы является исследование уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность) 4 уровня тревожности как устойчивой характеристики (личностная тревожность).

Тестирование проводилось в индивидуальном порядке. Испытуемым предлагались заранее приготовленные бланки с инструкциями и текстам методик.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.