Сделай Сам Свою Работу на 5

Веремеенко Наталия, Цыганенко Майя, г. Кустанай

Мы переживаем трудный и во многом противоречивый этап переходного периода, который характеризуется массовыми изменениями во всех сферах нашей жизни и, в первую очередь, в менталитете и в сознании людей. Сложности этого времени обусловлены воздействием ряда факторов, влияние которых адекватным образом не осмыслено до сих пор: это и распад Союза с разрушением общественно-экономического строя, и смена идеологий, и становление суверинитета и независимости Республики Казахстан, как нового, полноправного полиэтнического государства. Влияние каждого фактора в отдельности ведет к глобальным изменениям в обществе, в сознании людей, а интегрированное воздействие ряда перечисленных факторов практически не поддается осмыслению и прогнозированию одномоментно и целиком.

Кардинальное изменение курса развития Казахстана направлено на обновление, улучшение, оптимизацию жизни людей в целом, но в основе своей - это тяжелый кризис. При этом общесоциальный кризис все же определяется, в первую очередь, тем, что тотально меняется сам человек - это кризис человека, его материальной и духовной культуры, мировоззрения и самосознания, всей системы его отношений к другим людям и к самому себе. В такой период остро осознается человеком проблемность своего существования.

Происходящие изменения, особенно порождаемые сменой идеологий, можно определить как структурную перестройку и обновление системы ценностей. Прежняя система ценностей была жестко регламентирована и подстегивалась различными социальными воздействиями. После распада Советского Союза эта система ценностей вследствие своей ригидности, трансформируется болезненно и масштабно.

Динамичность и напряженность происходящих вокруг перемен заставляет человека по новому осмыслить и оценить реалии дня, чтобы занять собственное достойное место в жизни общества. В поиске находятся все, и люди взрослые и молодежь. Взрослым сложно адаптироваться и приспосабливаться в нынешних, новых для них условиях, но реально, изменив сложившуюся систему ценностей.



Иное дело - молодежь, как социально-перспективное будущее страны. Их сензитивный период формирования ценностей пришелся на этап духовного, нравственного вакуума, когда вокруг хаос и беспорядок разрозненных "осколков" различных систем ценностей, когда не определены критерии успешной адаптации, когда спонтанно формируются и так-же разрушаются идеалы и общественные эталоны, когда общество "мечется" в поисках новых и адаптации прежних ценностей.

Каковы психологические особенности систем ценностей людей, живущих в современном обществе ? Как влияет характер ценностей человека на его успешное приспособление в социальной среде ?

Постановка этих насущных и важных вопросов позволила нам вплотную подойти к научно--практической проблеме изучения ценностей человека, которая особым образом обострилась в жизни каждого человека и общества в целом в период значимых реформ.

Наше исследование носит предварительный и пилотажный характер. Его необходимость обусловлена дальнейшими перспективами решений ряда практических и научных задач, связанных с обновлением системы ценностей как отдельного человека, так и общества в целом.

Основной целью исследования было - определить приоритеты в ценностях современных людей и выявить те ценности, которые определяют успешную адаптацию человека в современных условиях, так как система ценностей является важным фактором, оказывающим влияние на социально-психологическую адаптацию личности.

Экспериментальное исследование выстраивалось следующим образом. Было исследовано 60 человек, которые предварительно были распределены в 2 группы. Критерием попадания в ту или иную группу было субъективное мнение испытуемого об успешности его адаптации в обществе на данный момент.

Всем испытуемым в начале обследования задавался вопрос:

" Удовлетворяет ли вас ваше сегодняшнее положение в обществе ?"

Положительный ответ на вопрос рассматривался как критерий определения в 1 группу, которая в исследовании была условно названа как "группа людей с высокой степенью адаптации", в дальнейшем мы будем именовать ее "1 группа". "2 группа" соответственно включила в себя людей, которые на данный вопрос ответили отрицательно, поэтому эта группа получила определение "группа людей с низкой степенью адаптации". Люди, которые отвечали неопределенно, как то "не знаю", "и да, и нет", "смотря в каких ситуациях" и т.п., не допускались к обследованию. Исследование проводилось с помощью методики измерения ценностных ориентаций (МИЦ) М.Рокича. Экспериментально подтвердилось, что у людей с высокой степенью адаптации в системе ценностей преобладают: 1) здоровье; 2) свобода, как независимость в поступках и действиях; 3) материальная обеспеченность. (Терминальные ценности)

Все вышеперичисленные категории являются на сегодняшний день критериями жизнеспособности в целом.

Судите сами, в современный переходный период, динамичный и жесткий, в эпоху растущей безработицы, конкуренции и постоянного роста цен, в эпоху, когда тебе в любую минуту грозит реальная возможность потерять работу. В столь жестоких условиях здоровье как ценность действительно выходит на приоритетные позиции. Чтобы жить, нужно быть здоровым. И если раньше человек мог позволить себе расслабиться, "поболеть", то сейчас такие "расслабления" чреваты, можно остаться без ничего. Более того, эти жестокие условия сами становятся провоцирующими. Но в данных условиях не все могут похвастаться отменным здоровьем, поэтому здоровье вначале рассматривается как идеал, то, к чему стремятся, то есть как социально-значимая, затем как субъективно-значимая ценность.

Здоровье, в конечном счете, важный генетический фактор, который позволяет этому обществу расчитывать на благополучное завтра.

Свобода - это относительно новое в нашем менталитете и сознании, и тем не менее то главное и основное завоевание которое получило наше общество после развала Союза. Свобода - это то, к чему призывает демократия и новые реформы общества. Новое общество характеризуется тем, что постепенно мы уходим от "коллективности" к "индивидуальности". Современная жизнь требует личной ответственности каждого за то, что он делает, как он живет.

Терминальные ценности ( 2 группа) : 1) здоровье; 2) хорошая обстановка в стране; 3) любовь.

Во второй группе мы видим присутствие и значимость общечеловеческих ценностей, которые существуют тысячелетиями, независимо от нас и социальных изменений в обществе. Эта "ценностная" система гораздо устойчивей, чем материальная, это то и накладывает определенные трудности адаптации в сегодняшних условиях, где все направлено на достижения материальных благ. Люди забывают о духовности и человечности. И уж точно, что сегодня больше заботит хорошая обстановка в своем кошельке, чем в стране.

Инструментальные ценности (1 группа): 1) воспитанность; 2) аккуратность; 3) исполнительность.

В инструментальных ценностях в 1 группе преобладают общепринятые черты, характерные для большинства населения. Воспитанность позволяет налаживать контакты с любыми людьми, аккуратность и исполнительность позволяет достичь поставленных целей и задач.

Тогда как во 2 группе инструментальные ценности : 1) честность; 2) образованность; 3) терпимость.

В данных социальных условиях эти черты утратили свою значимость и актуальность. Образованность, как широта знаний, высокая общая культура сегодня малоактуальны. Молодежь больше гордится наличием диплома, чем полученным образованием. Честность и терпимость привели сегодня к тому, что старшее поколение оказалось не у дел, потому что где-то "не могут закрыть глаза на творящиеся беспорядки", не могут отстоять свои права, так как боятся увольнения и что больше всего поражает, потому что привыкли терпеть - "раньше терпели и сейчас потерпим" ( из беседы ).

В адаптивных процессах большое значение имеет психическая переориентация личности, под которой следует понимать выработку таких оценок и понимания ситуации, которые соответствуют ценностным ориентациям и принятым образцам поведения новой среды. Полное приспособление имеет место тогда, когда индивид полностью отказывается от своих прежних ценностей и принимает систему ценностей новой среды. Принятие новых ценностей не всегда уничтожает прежние: оно, в большинстве случаев, лишь вытесняет из сферы сознания прежние ценности, затрудняет или делает невозможным их сознательную, произвольную актуализацию.

Терминальные ценности ( 1 группа ): 16) хорошая обстановка в стране; 17) равенство; 18) красота природы и искусства.

Терминальные ценности ( 2 группа ): 16) свобода как независимость в поступках и действиях; 17) познание; 18) самостоятельность как независимость в суждениях и оценках.

Инструментальные ( 1 группа ): непримиримость к недостаткам в себе и в других; 17) рационализм; 18) смелость в отстаивании своего мнения.

Инструментальные ( 2 группа ): 16) независимость; 17) ответственность; 18) высокие притязания.

 

 

Для личностей с высокой степенью социально-психологической адаптации характерно:

- низкий уровень тревожности;

- интернальный локус контроль;

- гибкая система ценностных ориентаций с ведущими материальными ценностями. Гибкая система ценностных ориентаций означает реагирование по типу здесь-и-теперь, выраженная тенденция к спонтанной самореализации, активное воздействие на окружение.

 

Социально-психическая адаптированность можно охарактеризовать как такое состояние взаимоотношений личности и групп, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которая предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей. Адаптация - это тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности.

Таким образом, одним из основных факторов, оказывающих влияние на социально-психологическую адаптацию личности, мы считаем систему "ценностных ориентаций". Ценности - это "одна из форм проявления моральных отношений общества". В зависимости от конкретной социальной обстановки, от специфики доминирующих общественных установок и запросов, они приобретают свой социальный смысл, свое общее социальное назначение при относительно устойчивой абстрактной формы отражения. Гибкость или наоборот, устойчивость системы ценностных ориентаций оказывает непосредственное влияние на степень социально--психологической адаптации личности.

 

Использованная литература:

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М. 1991 г.

2. Анастази А. Психологическое тестирование в 2 т. М. 1982 г.

3. Асмолов А.Г. Психологическая индивидуальность. М. 1986 г.

4. Ломов Б.Ф. Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь. М. 1990 г.

5. Калайков И. Цивилизация и адаптация. М. 1984 г.

6. Налчаджян А.А. Личность, психическая адаптация, творчество. Ереван. 1980 г.

7. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности. Ереван. 1988 г.

 

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.