Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРОБЛЕМА СТРЕССА РАССТАВАНИЯ У ПРИЗЫВНИКОВ СРОЧНОЙ СЛУЖБЫ





С.В. Радионова, О.П. Фролова (Иркутск)

Ситуационные реакции дезадаптации у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, связывают с микросоциальными конфликтами, обусловленными неуставными взаимоотношениями.

Состояние стресса у военнослужащих срочной службы возникает уже на саму ситуацию призыва, смену среды привычного пребывания. Одной из причин того, что личность не может справиться со стрессом, является её незрелость, при этом формы поведения соотносимы с отклоняющимися поведенческими реакциями подросткового возраста. Для такой личности переживание расставания с родными может проявляться в форме депрессии и на её фоне сильного стресса.

В качестве стрессовых реакций психологами выделяются следующие состояния:

· Шок и отрицание ситуации, когда индивид может стать крайне активным или апатичным, беспомощным; состояние сознания - "все происходит как во сне". Такое состояние может сопровождаться различными психовегетативными проявлениями: болями разной локализации; нарушениями пищеварения, мочеиспускания, ритма дыхания; потливостью, сухостью во рту, дрожью в теле.



· Гнев и ожесточение, как защитная реакция на возникающий страх, когда начинается поиск «виновника».

· Стадии выставления условий и торговли, когда начинают делаться попытки привыкнуть к случившемуся.

· Пребывание и принятие состояния грусти. Индивидом может тратиться много энергии, чтобы сохранить в себе воспоминания о близких: рассматриваются фотографии, перечитываются письма и иногда ощущение близости может быть настолько живым, что возникает страх сойти с ума. В связи с несформированностью концепции смерти, может возникать чувство вины перед родными, выражающееся в преувеличенных страхах по поводу их здоровья и материального благополучия, желания немедленно лично оказать помощь, в случае отсутствия которой может произойти нечто «катастрофическое».

Для незрелой личности, как и для подростков, характерно отсутствие способности осмысления смерти, понимания ее необратимости. Доминируют представления, сформированные на основе дологического, магического мышления, ведущие к отождествлению смерти и сна, за которым следует пробуждение: смерть обратимое приятное состояние и с её помощью можно решить проблемы.



Для преодоления стресса незрелая личность особенно нуждается в эмоциональной опоре семьи и привычного окружения, разлука с которыми является одной из наиболее часто встречающихся причин ситуационной депрессии. При призыве на военную службу, возникает так называемый «страх расставания» - страх остаться вдали от близких, потерять их из виду (в детском возрасте уход близкого человека даже на короткое время воспринимается как смерть), встретиться с чем-то неизвестным. Депрессивные проявления у военнослужащих срочной службы имеют общие особенности с подобными проявлениями в подростковом возрасте: усталость; бессонница; волевое бессилие и др.

Судить о скрытой депрессии можно по следующими поведенческим нарушениям: рискованное или противоправное поведение – самовольное оставление части (СОЧ); агрессивное поведение; отступление от дружеских отношений; частые смены настроения и эмоциональные «взрывы» и др. Течение депрессии в относительно замкнутом воинском коллективе усугубляется сексуальными дисфункциями (неудачная любовь); знаками «белой вороны»: наличие очков, неуклюжесть и замедленность движений (по типу «тормоз») или наоборот чрезмерная активность; отклонениями в росте, весе и другими особенностями внешности: формы головы и ушей, половых органов, цвета волос; наличием «тяжелых» болезней; недостаточными социальными навыками: отсутствие умения защищаться от вербального и физического насилия; принятием на себя роли жертвы.



Существует всего две стратегии примирения с ситуацией расставания с близкими, как с ситуацией переживания смерти:

- возмужание личности и подчинение судьбе, что сопровождается ростом личности, ощущением своей силы;

- пассивное подчинение испытанию, превысившему силы человека, замыкание в себе, ожесточенность, склонность к развитию различных нервно-психических расстройств, в статусе которых можно обозначить проявления реакций траурного характера и спрогнозировать их течение в соответствии с глубиной личностной зрелости, сформированностью компенсаторных механизмов личности и клинической картиной заболевания.

Таким образом, диагностируемые депрессии военнослужащих в форме стрессовых реакций в период адаптации к военной службе, говорят о возможной личностной незрелости. Определение глубины личностной незрелости военнослужащих, от которой зависит клинический диагноз, тактика лечения и прогноз в определении годности к военной службе, требует совместных усилий психиатров и психологов.

 

 

Осознанная саморегуляция и успешность тренировочной деятельности

С.А.Ракчеев (Н.Новгород)

Поскольку тренинговая деятельность, как и любая реальная деятельность человека, очень сложна и многогранна, то большинство исследователей в качестве факторов ее успешности выделяют разные психические предпосылки: наличие действенных мотивов; развитие познавательных процессов; эффективное взаимодействие между клиентом и лидером; развитая самоорганизация, которая проявляется в умении клиента управлять своей деятельностью, в сформированности рациональных способов умственной работы и т.д. Подобное многообразие выделенных причин, с необходимостью требует применения системного подхода к изучению данной проблемы.

Среди многих закономерностей процесса учения выделяют ведущую – переход от неосознанных, неуправляемых форм деятельности к осознанным, управляемым, предусматривающим не только управление извне, но и саморегуляцию. Иными словами, вместо действий по образцу выступают поисковые действия клиента; контроль над процессом учения, осуществляющийся извне, заменяется самоконтролем; «обратная связь», сигнализирующая о правильности (или ошибочности) процесса и результата, как бы возвращается к самому клиенту, побуждая его к коррекции выполненной работы.

На наш взгляд, необходимо рассмотреть проблему низкой результативности в тренировочной деятельности несколько с иной точки зрения, - не причины, заключающиеся в личности клиента (психологические особенности его мыслительной сферы, его познавательных процессов, мотивов, самооценки и т.д.), а причины неуспеваемости клиента в данной деятельности.

Несформированность саморегуляции – одна из причин неэффективности участия в групповой работе. Отсутствие способности самостоятельно организовать свою тренинговую деятельность, даже если клиент имеет необходимые когнитивные и мотивационные предпосылки к успешной учебе, как правило, приводит к невысокой успеваемости. Иными словами, все вышеперечисленные предпосылки могут реализоваться лишь при общей рациональной организации и эффективном управлении целенаправленной активностью субъекта. Следует отметить, что развитая самоорганизация возможна лишь в том случае, когда клиент является субъектом тренировочной деятельности.

В последние годы в образовании наметились тенденции гуманизации тренинговой работы. В связи с чем, мы наблюдаем так называемый личностно-ориентированный подход к клиенту. Этот подход предполагает дифференциацию и индивидуализацию тренингового процесса.

Требование индивидуализации обучения вынуждает изменить привычное для школы отношение к ребенку как к объекту, который обязан «стать таким, как мы хотим» в строгом соответствии с некоторыми обязательными нормами тренингового поведения.

Последователи школы Давыдова отмечают, что «субъектом» можно назвать того, кто способен «вступить в особые отношения» с самим собой, обратиться к самому себе. Его характеризует гордое «само…», будь то: самосознание, развитое до уровня рефлексии, самостоятельность, самодеятельность, самообучаемость, за которой стоит более общее качество — открытость к самосовершенствованию и саморазвитию, и т.д.

Основополагающим при данном подходе является признание активной роли самого клиента в процессе тренинга, так называемая субъектность, а также учет индивидуальных особенностей клиента и дифференцированный подход к обучению и применению техник и методов в групповом пространстве. Следует отметить, что термин субъектность чаще понимается как атрибут субъекта или эквивалент этого понятия, однако в этот термин вкладывается и новое содержание.

Известно, что каждый клиент, приходя в Центр, попадает в тренинговую ситуацию, созданную групп-лидером. Эта учебная ситуация может определена как система внешних, не зависящих от клиента, условий и требований, побуждающих его к учению. Уже на этапе осмысления клиентами тренировочной ситуации, мы выделяем два типа ориентировки клиентов. Клиенты с первым типом ориентировки воспринимают тренинговую ситуацию как таковую, т. е. для этих клиентов задаваемая извне учебная ситуация приобретает личностный смысл. Клиенты со вторым типом ориентировки не воспринимают извне заданную ситуацию как тренинговую. Она имеет для них смысл ограничения их активности, не связанной с процессом групповой работы.

Таким образом, выделяется два типа осмысления тренировочной ситуации: выбор клиента быть субъектом или не быть (бесспорно, что данный выбор не должен зависеть от установки групп-лидера). Данный выбор предполагает: выполнять ситуативные требования групп-лидера или ставить перед собой задачу саморазвития в тренировочной деятельности; действовать в рамках ситуации или надситуативно, избыточно по отношению к ситуативным требованиям. Следует отметить, что в первом случае клиент, добросовестно исполняющий все требования групп-лидера, не является субъектом тренировочной деятельности. Мы говорим о репродуктивной деятельности. В данном случае не возникает полноценной тренировочной деятельности.

В случае проявления надситуативной активности клиент самостоятельно ставит цели тренировочной работы и как бы обучается сам (с помощью групп-лидера), становясь субъектом тренировочной деятельности.

Эффективность тренировочной деятельности зависит от признания активной роли клиента в тренинговом процессе, его инициативность и самостоятельность, иными словами субъектность. В данном аспекте нас будут интересовать умения саморегуляции.

Участник тренинга, являясь субъектом учения, должен овладеть собственной психической деятельностью в процессе приобретения и применения знаний, тем самым, обеспечивая саморегуляцию в ходе обучения.

Действительно, человек может развивать свои возможности лишь при эффективной самоорганизации своей деятельности (в частности, и тренировочной).

Формирование у клиентов навыков самостоятельности представляет большой практический интерес, так как осознанная саморегуляция необходима ему не только в тренировочной деятельности, но и в любой другой (иначе данный клиент будет устойчиво демонстрировать невысокие результаты в разных видах деятельности).

Таким образом, для успешного осуществления деятельности (в том числе и тренировочной) необходимо умение произвольно регулировать свою деятельность, т.е. достаточно сформированная система осознанной саморегуляции, что под силу лишь субъекту деятельности.

Основа развития саморегуляции – становление у клиентов процессов осознания своих индивидуально-психологических возможностей и особенностей.

Благодаря развитию и совершенствованию у клиентов системы саморегуляции у них формируется совокупность умений саморегуляции:

ставить цели и определять наиболее актуальные из них;

анализировать условия и выделять наиболее значимые для достижения поставленной цели;

выбирать способы действий и организовывать их последовательную реализацию;

оценивать промежуточные и конечные результаты деятельности, подбирая для этого наиболее подходящие критерии оценки, исправлять допущенные ошибки.

Стихийное формирование осознанной саморегуляции очень часто сопровождается как дефектами функциональной структуры регуляторных процессов, так и недостаточным развитием психических средств их информационного обеспечения.

Далее исследования, проводимые в данной области, подтвердили возможности развития регуляторных навыков у клиентов.

Как и все формируемые умения, умения саморегуляции могут быть предметом сознательного контроля. Именно на основе осознанной психической саморегуляции и формируются социально-опосредственные механизмы управления индивидуально приобретенным арсеналом непосредственно-чувственного и опосредствованного опыта.

Для того чтобы участник тренинга мог осуществить эффективное саморегулирование в процессе обучения ему необходимо не только знать рациональные правила самостоятельной тренировочной работы, но и научиться применять их в собственной практике. Необходимо отметить, что данные умения саморегуляции могут быть выработаны в процессе упражнений.

Следует отметить, что для данных умений характерно также и то, что они носят обобщенный характер, так как в этом случае имеет место овладение регуляторными умениями, применяемыми в различных областях деятельности и по отношению к разному содержанию. Широта переноса этих регуляторного опыта у субъектов свидетельствует об уровне их обобщенности, а, следовательно, указывает и на обобщенный характер сформированного умения. Это обстоятельство весьма важно для повышения результативности тренировочной деятельности. Иными словами, если клиент применяет регуляторные умения независимо от предмета, содержания изучаемого материала, тренера, то можно говорить о продуктивной самоорганизации его тренировочной деятельности.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.