Сделай Сам Свою Работу на 5

Внутренний и внешний мир ребенка





О.А. Мошенская (Пенза)

Когда рождается ребенок, родные и близкие обычно обсуждают, на кого он похож – на маму или на папу, на дедушку или бабушку, имея в виду главным образом внешние черты. Но новорожденный наследует не только черты и особенности своих родителей и других предков. Он наследует опыт всего человечества, даже, пожалуй, больше – опыт всего живого на Земле.

Люди, являясь наследниками всего живого, весьма разнообразны, как разнообразно и все живое. Это не только внешнее разнообразие, но и великое разнообразие личностей, их устремлений, душевных склонностей, мировосприятий, поведения, проявлений добра и зла, достоинств и слабостей, добродетелей или пороков. Это также разнообразие черт характеров, способностей и талантов, воображения и памяти, вкусов и предпочтений и т.д.

Напоминание о том, что личность определяется множеством взаимодействующих на нее факторов, включая генетические и средовые, вновь встречается в работах современных исследователей. В частности, об этом говорят американские психологи Л. Первин и О. Джон. Это разделение часто приводит к настоящим баталиям среди ученых. Что важнее для личности – природа или воспитание? Причем, под природой подразумеваются гены, а под воспитанием – воздействие среды.



Современные исследователи признают, что значение генетических и средовых факторов может быть различным для разных характеристик. Генетические факторы играют важную роль особенно в отношении того, что делает человека уникальной личностью. Так, генетические факторы, как правило, более существенны для таких характеристик, как интеллект и темперамент, и менее важны для формирования ценностей, идеалов и убеждений. Хороший пример индивидуальных различий по темпераменту, который касается уровней активности и робости. Некоторые дети более активны и более смелы, чем другие. Эти особенности могут сохраняться на протяжении многих лет: одни люди всегда хотят двигаться и действовать, а другие предпочитают почитать или подремать, одни решительны и бесстрашны, а другие робки и осторожны. Тот факт, что эти особенности появляются рано, сохраняются на протяжении длительного времени и, по-видимому, относительно не зависят от обучения, позволяет предположить, что они относятся к генетически обусловленным, наследственным характеристикам.



К средовым же факторам ученые относят опыт человека, связанный с принадлежностью его к определенной культуре. И опыт этот передается либо через обучение, либо впитывается ребенком в течение всей его жизни. Он пронизывает все стороны человеческого существования: то, как мы определяем наши потребности и способы их удовлетворения, наши переживания различных эмоций и то, как выражаем их, наши отношения с другими людьми и с самим собой, наше отношение к жизни и смерти, а также то, что мы считаем здоровым, а что больным.

Принадлежность к определенному социальному классу также относится к средовым факторам развития человека. Социальный класс определяет статус индивида, те роли, которые он исполняет в обществе, обязательства, которые на себя принимает и привилегии, которыми он пользуется. Этот фактор влияет на то, как индивид воспринимает себя и как он воспринимает представителей других социальных классов (как определяет ситуацию и как на нее реагирует).

Кроме того, к средовым факторам ученые относят влияние семьи. Этот фактор среды определяет значительное разнообразие личностного функционирования внутри какого-то класса, какой-то культуры. Родители могут быть теплыми и любящими, враждебными и отвергающими, опекающими и навязчивыми или понимающими потребность ребенка в свободе и автономии. Любое родительское поведение сказывается на личности ребенка. Родители влияют на поведение своих детей тремя основными способами: служат ролевыми моделями для идентификации; собственным поведением они создают ситуации, которые формируют определенное поведение детей; выборочно вознаграждают, подкрепляют определенные действия ребенка, тем самым, направляя его в действиях и поведении. Однако дети в одной семье могут тоже сильно отличаться друг от друга. Причина этих различий не только в различиях конституций детей, в различном опыте, пережитом ими в своей семье, и в различном опыте, пережитом за пределами семьи. Разница в личном опыте родных братьев и сестер, приобретенном в семье, может оказаться даже более важной для развития личности, чем опыт, объединяющий их как членов данной семьи.



Дети многому обучаются у себя дома. Все же влияния эти сказываются по большей части в домашней среде, а на фоне мощного влияния группы сверстников часто тускнеют. Группа сверстников служит фактором социализации индивида, побуждая его принимать новые правила поведения и давая ему опыт, который оказывает длительное и устойчивое влияние на развитие личности.

Взаимодействие наследственных и средовых факторов выглядит, по мнению современных исследователей, следующим образом. Наследственность фиксирует некоторый набор возможных вариантов, а среда в итоге как бы выбирает один конкретный вариант. То есть наследственность может устанавливать диапазон, внутри которого дальнейшее развитие данного свойства определяется условиями среды. Возьмем, например музыкальные способности ребенка. Наследственность очерчивает пределы развития этих способностей, а среда определяет конкретную степень и форму их развития. Наследственность обеспечивает нас способностями, которые культура будет или не будет вознаграждать и культивировать. Подобное взаимодействие множества генетических и средовых факторов можно наблюдать буквально в каждом значимом аспекте личности.

Л.С. Выготский отмечал, что «…целостное изучение личности ребенка в его взаимодействии с окружающей средой должно лечь в основу всех исследований».

В свою очередь С.Л. Рубинштейн писал: «…чтобы понять сущность личности, надо попытаться ответить на три вопроса:

1) Что хочет человек? Ответ раскрывает направленность личности - ее потребности, мотивы, цели, интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение, установки.

2) Что может человек? Это вопрос о способностях (общих и специальных), об уровне этих способностей, таланте и др.

3) Что он есть? Вопрос о характере человека: можно много желать, на многое быть способным, но не достичь успеха в жизни и деятельности из-за особенностей характера, который определяет нравственное и волевое отношение к себе, к людям, к миру.

4) Что чувствует человек? Эмоции, чувства, переживания лежат в основе внутреннего мира человека и делают этот мир богатым или скудным. Ребенок сначала чувствует отношение к себе людей и свое отношение к людям, предметам, миру, чувствует у себя способности к той или иной деятельности, а затем только осознает все это.

Только ответив на все эти вопросы, проанализировав все взаимосвязи и взаимовлияния обозначенных психологических явлений в контексте возраста и пола ребенка и с учетом индивидуального варианта его возрастных изменений, можно подойти к пониманию сути его проблем в психическом развитии и становлении личности.

 

 

Картографический подход к состояниям сознания.

А.М.Проворов (Ярославль)

«…если вы, находясь в определенном состоянии, хотите сказать кому-то какую-то вещь, он должен быть в том же состоянии. Или же вы должны знать, как обучить его на его уровне, на его ступени»

Д. Лилли «Центр циклона»

Целью данной работы является не описание различных картографий состояний сознания с последующим их анализом, а желание дать наглядную картину очередного глобального вопроса в системе, являющейся еще большим вопросом, т.е. в системе сознания, но и попытаться наметить выход из этого затруднения.

Мы можем привести очень характерную, очень знаковую мысль Августина Аврелия, который, в ходе рассуждений о феномене времени говорил примерно следующее: «Время? Что такое время? Я знаю до тех пор, пока кто-нибудь меня не спросит об этом». То же самое, на наш взгляд, мы можем утверждать и относительно природы сознания.

Мысль, конечно, глубокая, но как раз об ее глубине и можно порассуждать. Здесь явственно просматривается выход из рамок привычного мира в мир незнакомый, и вот уже то, что всегда казалось доступным, что всегда «держал за хвост», как держат воздушного змея, отрывается и улетает. И дело все даже не в том, что своим измененным взглядом Я-познающее скользнуло по трансцендентному фантому змея. Нет, куда уж там. На наш взгляд, глубина этого познавательного акта останавливается всякий раз, едва скользнув по руке, сжимающей хвост воздушного змея. «Оказывается, я и так могу» - говорим мы сами себе, не заметив, что стоило чуть отвлечься, и змей, подхваченный, очередным порывом ветра уже несется где-то в районе Сахалина, тогда как мы продолжаем заниматься самолюбованием, пребывая примерно на 6-7 небе от счастья.

«Хорошо,- продолжаем мы - хвост испарился, но я-то не такой дурак, чтоб попасться на эту уловку еще один раз». И, преисполненные здравым смыслом, попадаемся на нее и в следующий, и в сотый, и в N-ный.

Сознание варится в соку «реальных» фактов (оно настолько самоуверенно, что утверждает даже это!). Между тем, сталкиваясь с явлениями трансперсональными, оно становится «уязвимо» в самом щепетильном моменте. Моменте «реальности» этих «реальных» фактов, по поводу которых УЖЕ сформирована своя карта мира.

Мы всякий раз будем упускать хвост, пока не поймем, что начинать нужно не с любования цепкостью своей руки, а с прямого взгляда на сверкающего змея нашего сознания.

Безусловно, данная статья, на что бы она ни претендовала в своей нахальной попытке поймать тело змея, является не более чем попыткой узнать в какой руке мы вообще его держим. Но ведь все начинается с малого!

 

Сознание. Мы понимаем сознание, «как единое целое, пользующееся различными органами для восприятия разных видов объектов, подобно обезьяне, сидящей внутри дома и смотрящей вовне через множество разных окошек», следуя примеру небольшого числа буддистов, о чем пишет В.В. Козлов, с оговоркой на то, что данная точка зрения в самом буддизме не имела значительного резонанса.

Мы можем предложить определение сознания, которое дают В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев: «Сознание – особое системное видение, свойство человека, формирующееся в общественном бытии, проявляющееся в способности человека осознавать условия и формы своей жизнедеятельности, и делать их предметом практических преобразований» [В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев «Психология человека»]. Это емкое определение, вполне пригодное для использования в рамках данной статьи, особенно если не учитывать факта допущенной тавтологии «сознание-… осознание».

Что мы видим в своей руке? Кажется, змей улетел…

В свете вышесказанного стоит напомнить слова, принадлежащие еще В. Вундту: «Все попытки определить сознание… приводят или к тавтологии, или к определениям происходящих в сознании деятельностей, которые уже потому не суть сознание, что предполагают его» [цит. по Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения, т. 1 с. 238] и «сознание – заключается лишь в том, что мы находим в себе, какие бы то ни было психические состояния» [см. там же, с. 107].

Выход из сложившегося тупика, как нам кажется, стоит искать, начиная с углубленного изучения уровня состояний сознания, т.к. любая ментальная активность, любое самоощущение, и т.д. задается именно их параметрами.

Нам кажется, что все состояния сознания (СС) имеют нечто общее. Это причастность к Сущности сознания, сакральной его сердцевине, наделенной способностью вызывать к жизни те или иные состояния, дающие им базис для дальнейшего развертывания психической реальности. Это нить, из которой выходит ткань состояний сознания, по площади которых вьется витиеватый узор психического существования. Благодаря этой причастности, или «принципу сознательности» существует возможность перехода между различными состояниями (см. рис. 1). Сущность сознания трансперсональна.

Рис.1

“ПИРАМИДА СОЗНАНИЯ”

 

СУЩНОСТЬ

 
 


СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ

 

ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОБРАЗЫ, ОТНОШЕНИЯ и т.д.

Те или иные проявления сознания могут инициироваться в определенное время, но это не означает, что сознание в этот момент полностью представлено определенным его аспектом, как и этот аспект не может быть полностью исчерпанным в конкретном сознательном акте.

 

Состояния сознания. Мы последуем по стопам Ч. Тарта, заявив, что «Состояние сознания – это динамический процесс, его отдельные аспекты в своих частях могут изменяться, в то время как общие паттерны будут оставаться тем же самым». Функция же «состояний заключается в специфическом влиянии на формирование психических свойств и протекания психических процессов, а также на организацию психологической структуры… личности в целом», о чем пишет А. О. Прохоров [см. А.О.Прохоров, стр.115].

Измененные состояния сознания (ИСС). Мы воспользуемся определением ИСС Ч.Тарта, который оперирует им, подразумевая качественную перестройку в индивидуальном паттерне психического функционирования. Их неоценимая (до сих пор толком неоцененная?) роль заключается в том, что они позволяют увидеть мир из новой системы координат.

Картографии состояний сознания. Под картографиями мы понимаем описание состояний сознания с указанием их взаимной координации. Главным вопросом здесь как раз и является то, как одно состояние переходит в другое. Современная психология (особенно трансперсональная) делает очень важные шаги для понимания связей между различными состояниями, соединяя знания восточных и эзотерических психопрактик с данными современных наук (см. труды С. Грофа, Ч. Тарта, К. Уилбера, и т.д.).

Виды картографий. На наш взгляд, следует различать 2 вида картографий: реальные и теоретические. Понятие «реальной» карты охватывает карты, существующие у каждого конкретного человека, причем мы используем это понятие безо всякой ценностной подоплеки («реальная» - значит правильная, теоретическая – значит не- или менее- правильная). Реальная карта описывается на «бытийном» уровне, подтверждается самим существованием субъекта - ее носителя и является максимально возможным соответствием, карты и реальности (субъективной реальности).

В отличие от «реальных» карт карты теоретические могут охватывать гораздо большее число состояний, быть более структурированными, но они не несут в себе той же изначальной бытийной оправданности, как и предыдущие. Она ускользает всякий раз при переходе от реального к теоретическому. Свою «бытийность» эти картографии черпают из общественного сознания.

В современном обществе неосознанная, бесконтрольная смена состояний сознания ведет к утрате способности произвольно их использовать (что является данностью для приверженцев восточных традиций). У современного человека их смена стихийна, поэтому главными в «пирамиде сознания» (см. рис. 1) начинает считаться то уровень состояний сознания, то психической деятельности. Но главным является именно третий уровень, как раз и создающий мистический ореол вокруг феномена сознания.

Ч. Тарт пишет, что объяснение любых явлений ретроспективных или проспективных объясняется исходя из парадигмы, главенствующей в настоящем. Например, опыт, полученный в ходе психоделической или любой другой практики, инициирующей измененные состояния сознания невозможно передать после выхода из него [см. Ч.Тарт Системный подход к сознанию //«Пути за пределы «эго»].

Г. Глобус, комментируя статью Ч.Тарта «Состояния сознания и науки, зависящие от специфических состояний сознания» напечатанную в журнале «Science» пишет: «Пик ИСС становится для меня полным сюрпризом, поскольку я забываю об уникальности этого опыта, пока не оказываюсь в нем вновь. Ясно, что если бы я начал рассказывать об этом кому-нибудь, кто находится в обычном состоянии сознания, он не смог бы понять моих нынешних уникальных переживаний, точно так же, как я сейчас предвижу, что мне самому не удастся сохранить полное понимание этого, когда я вернусь в свое обычное состояние.

Вновь пребывая в обычном состоянии,… я уверен, что могу вспомнить все, что происходило в ИСС, но не так, как это тогда переживалось, что свидетельствует о несовершенстве памяти. По-видимому, способа полностью восстанавливать опыт ИСС без возвращения в ИСС не существует».

Отсюда становится понятна роль именно картографий состояний сознания, которые описывают более высокий уровень системы, нежели уровень состояний сознания. Это поход в запредельное по В.В. Козлову (В.В. Козлов, 2001, с. 116-123). Это достижение просветления.

Познание третьего уровня начинается тогда, когда полностью осваивается алфавит дхарм, алфавит состояний сознания, ведь только когда в совершенстве овладеваешь алфавитом, начинает открываться притягательная магия слов.

Литература:

1. Ахмедов Т.И. Практическая психотерапия: Внушение, Гипноз, Медитация. – М., АСТ; Харьков, Торсинг, 2003

2. Глобус Г. Разные взгляды из разных состояний / Пути за пределы «Эго» под ред. Р. Уолша и Ф. Воон. М., Изд-во ТПИ, 1996.

3. Козлов В.В. Природа сознания в буддийской психологии и европейское психологическое понимание восприятия.

4. Козлов В.В. Психотерапии изменённых состояний сознания. Личностный рост. Методы и техники. – М., Институт психотерапии, 2001

5. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М., Педагогика,1983 в 2 Т.

6. Лилли Д. Центр циклона. – К., София, 1993

7. Прохоров А.О. «Неравновесные, неустойчивые психические состояния»// Психологический журнал. Т.2, №2, стр.115-124, 1999

8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М., Школа прессы,1995

9. Тарт Ч. Системный подход к сознанию / Пути за пределы «эго». Под ред. Р. Уолша и Ф. Воон. М. Изд-во ТПИ, 1996.

10. Тарт Ч. Состояния сознания. / Магический кристалл. – М.: Республика, 1992. – с. 180-248.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.