|
О.В. Лазарянц (Ярославль)
С древних времен, когда само существование людей было сугубо общинным, коллективным, родовым, существовало три основные формы одиночества. Во-первых, обряды, ритуалы, испытания, воспитание одиночеством, которые имели место практически у всех племен и народов.
Во-вторых, это наказание одиночеством, выражавшееся в изгнании из рода и обрекавшее наказанного почти на верную смерть. И в-третьих, это добровольное уединение отдельных индивидов, оформившееся в социальный институт отшельничества, просуществовавший многие тысячелетия.
Современные представления об одиночестве, его многоликости вырастают из этих исходных форм и в то же время сохраняют в себе их наиболее характерные черты.
Рассмотрим подробнее первую историческую форму одиночества – воспитание одиночеством. Подобные обряды имели громадное психологическое значение. В условиях полной жизненной растворенности индивида в своем племени или роде обряды изоляции были тем средством, которое позволяло человеку, пусть даже в самой примитивной форме, осмыслить и осознать себя, психологически обособиться. В то же время индивид обособлялся не как самоценная индивидуальность или личность, а как представитель рода. Таким образом, обряды изоляции не только обособляли индивида, но и «творили» его родовое самосознание или «Мы-сознание». Значение таких обрядов сохранилось на многие века и, в существенно измененном виде, дошло до наших дней.
Изоляция рассматривается как необходимое условие обособления индивида, становления его самосознания и в конечном итоге развития личности. Естественно, в этом случае изоляция не является полной и абсолютной. Она везде сохраняет следы ритуальности, некоторой условности, состоящей в обязательном, несколько театрализованном, отрыве индивида от привычных для него форм существования в социуме. Физическая изоляция индивида переживается им как одиночество и сопровождается чувством одиночества, однако не несет трагической окраски. Понимание человеком условности изоляции, ее временной ограниченности, непременности возвращения в привычные сферы общения, но уже в другом психологическом состоянии, создает общий положительный, благоприятный эмоциональный фон, сопровождающий переживание одиночества.
Эту позитивную особенность временного уединения в последние годы стали использовать в психотерапевтической практике. Так, американский психолог Дж. Лилли разработал и успешно осуществляет терапевтическую программу лечения депрессии, ожирения, алкоголизма, табакокурения, основанную на принципах воспитывающего одиночества. При этом он подчеркивает, что одиночество способствует развитию собранности и внутренней сосредоточенности и оказывает обновляющее действие на настроение. Сейчас известны и опыты с добровольной длительной изоляцией. Но все же для современного человека одиночество воспринимается как тяжелое испытание. Он не может оценить в суете наших дней благотворное влияние на личность переживания одиночества.
Как уже отмечалось, воспитание одиночеством дошло и до наших дней. Этот прием используется в процессе социализации детей, когда родители начинают доверять им делать что-либо самим. Например, в какой-то момент родители говорят ребенку: «Ты уже большой, можешь играть сам!», «Посиди и придумай себе дело» и т. д.
Одиночество в таком процессе выступает учителем, формируя самостоятельную и полноценную личность.
Столь же древнюю историю имеет отчуждение индивида от общества путем насильственной изоляции или изгнания. На всех уровнях развития общества не было большего наказания, чем наказание одиночеством, изгнанием, лишением общения.
Нарушение жизненно важных для племени правил, табу у большинства первобытных народов каралось либо смертью, либо изгнанием, причем второе наказание считалось более тяжелым. Аналогичный механизм действует практически во всех общественных структурах. Так, религия при нарушении основных догматов во все времена использовала инструмент отлучения от церкви и предания анафеме. Для верующего человека такое наказание было равносильно духовной смерти, полному жизненному краху. Он оказывался вырванным из своей жизненной среды, из социума в целом, причем не временно, а навсегда и безвозвратно. Это положение усугублялось еще и тем, что в периоды преобладания религиозного сознания жизненная среда каждого конкретного человека была достаточно однородна и ограничена. Поэтому отлучение от церкви или предание анафеме фактически ставили человека вне общества, отчуждали его от людей.
Аналогичным образом действует и любое государство, вводя за нарушение законов наказание лишением свободы. Причем помимо прямого лишения свободы государство часто использует такие способы отчуждения индивида от общества, как высылка (ссылка) или лишение права проживать в определенной местности (как правило, в крупных городах), хотя эти формы наказания внешне предстают как более мягкие. Однако психологически они являются наказанием тем же одиночеством, ибо означают полный отрыв индивида от привычного для него круга общения, уровня культуры и т. д. И только огромная сила воли и высокий уровень культуры позволяют индивиду в этих условиях сохранить свою личность и преодолеть социальное отчуждение.
Но если у человека отсутствует способность противостоять внешнему принуждению и изоляции, то отчуждение становится и внутренним, психологическим. Очень быстро начинают проявляться все признаки одинокого бессмысленного существования. Без высокого уровня внутренней культуры отрыв индивида от привычного и близкого ему окружения часто приводит к распаду самой личности. Поэтому наиболее жесткие тоталитарные режимы стремились создать в местах заключения условия не просто тяжелые для физического существования, но направленные в первую очередь на разрушение культурных традиций личности, на обессмысливание ее жизни. И поэтому сохранение личности в условиях насильственного отчуждения во многом зависит от ее способности сохранить присвоенные нормы и традиции культуры.
Наконец, к этому же механизму психологического отчуждения относятся вырабатываемые в межличностных отношениях способы наказания за нарушение индивидом норм и правил морали данного социума. Это прежде всего неформальные способы изоляции личности. Причем такие способы существуют на всех уровнях общества. Так, на уровне межличностных отношений человек, например, демонстративно прекращает общение с наказуемым. В традициях семейного воспитания наказание изоляцией («встань в угол!») является весьма распространенным, а иногда превращается в наказание полным изгнанием.
Особенно мощными средствами наказания отчуждением обладают социальные группы. Типичными примерами являются широко применяемые в малых группах бойкоты, групповые обструкции, вплоть до общественного остракизма. Все эти методы направлены на то, чтобы поставить индивида в ситуацию физической и, главное, психологической изоляции. Для индивида создается ситуация невозможности вступить в общение со значимыми для него людьми. Носителями наказания здесь выступают эти же значимые люди, что делает изоляцию особенно тяжелой. Психологическая тяжесть группового отчуждения заключается в том, что подвергается осуждению не просто тот или иной поступок индивида, а он сам как таковой, его личность, его собственные нравственные и культурные основания поступка. Это и есть ситуация полного личностного одиночества.
Прямо противоположной по своему социально-психологическому значению является третья историческая форма одиночества. Это добровольное физическое уединение человека, его уход от жизни в обществе. Обыденное сознание связывает добровольное уединение в основном с отшельниками. Исторически отшельничество возникает в период распада родоплеменных отношений и фактически предопределено возникновением мировых религий. Достоверно известно, что уже в середине первого тысячелетия до нашей эры отшельничество было достаточно распространенным в иудаизме. Примерно в это же время в Индии складывается особая каста жрецов — брахманы, которые вели строго уединенный отшельнический образ жизни. Сложные ритуалы, строгая регламентация жизни, аскетические подвиги и отшельничество рассматривались ими как лучшие средства освобождения души. Сверхчеловеческие, надличностные способности брахманов в постижении мира и управлении им, знание прошлого и предвидение будущего связывались в массовом сознании именно с особым способом существования — отшельничеством и аскетизмом. Уход от мирских дел, уединенность, предполагающая внутреннюю сосредоточенность и преодоление в себе низменных начал,— это неотъемлемые характеристики отшельнического образа жизни. Устремленность к познанию высшей сущности в то же время составляет обязательную часть всех мировых религий. Поэтому не случайна историческая связь между отшельничеством и религией, и само слово «монах» в точном переводе с греческого означает «отшельник» (человек, уединившийся в пустынных местах).
Отшельничество как социальный институт просуществовало не менее двух с половиной тысяч лет, в настоящее время это явление менее распространено и менее известно. Это произошло в силу того, что западное сознание не приемлет образа отшельника для достижения каких-либо духовных высот, здесь приоритетны материальные ценности. Отшельничество более характерно для Востока, где и поныне этот культ почитается и вызывает уважение и поклонение.
Смысл отшельничества в христианстве можно выразить словами игумена знаменитого Киево-Печерского монастыря отца Феофилакта, который говорил следующее: «Отшельничество существует до сих пор и будет существовать столько, сколько будет жить в людях истинная вера и христианство. Такое положение определяется особым местом отшельничества в системе христианской духовности.
Отшельничество всегда рассматривалось как особый вид подвига, приводящий к спасению души и соединению с богом. Это высшая цель и апофеоз отшельничества. Именно поэтому оно не является самоцелью и его ни в коем случае нельзя путать с уединенностью анахорета и мизантропа. Нельзя также сравнивать отшельничество с жизнью человека, уединяющегося по каким-либо личным мотивам — будь то стремление проверить себя и свою волю или доказательство каких-то идей (как это делал, например, Торо, который, поселившись один в лесу, пытался на собственном опыте доказать «прелесть слиянья человека с его собственным природным первоначалом»). В любом случае это есть гордыня, несовместимая с подлинным подвижничеством.
Жизнь отшельника полна высочайшего смысла и значения именно потому, что она не только не сводится к обыденному существованию или борьбе за выживание в тяжелых физических условиях, а, наоборот, предполагает отречение от земных благ ради духовного очищения. Отшельничество неразрывно связано с самой суровой аскезой: преодоление плотского начала духовным — вот один из краеугольных камней христианства. В некотором смысле можно даже сказать, что отшельничество и аскетизм равны друг другу. Но в отшельничестве есть еще один момент, который возвышает его над аскетизмом и превращает в высший подвиг,— это борьба с помыслом, с собственными желаниями и мыслями, возжеланиями и устремлениями. Это подлинная борьба с духом зла, и только в случае победы в ней человек достигает чистоты духа и мысли, очищения и спасения души.
Очищение души, растворение индивидуально-личностного в божественном придает особую силу молитве, творимой отшельником. Чистота души и ее соединенность с богом делают отшельника особо значимым и притягательным для огромного числа людей. Их Слово и Жизнь невероятно высоко ценятся, и многие из них по справедливости причислены к сонму (лику) святых.
Смысл отшельничества как в рамках христианства, так и других религиозных течений примерно одинаков. Так, в буддизме существует такое понятие как правильный образ жизни, оно является составной частью «благородного восьмеричного пути». Правильный образ жизни подразумевает такой образ жизни, когда человек не приносит ущерба или опасности живым существам. А такое в принципе возможно в случае уединенного существования, т.е.отшельничества.
В социокультурном плане необходимость понимания, постижение через созерцание, рефлексия над жизнью общества были основными причинами возникновения и широкого распространения всех известных вариантов отшельничества — от буддийских брахманов до православных старцев. В келье отшельника рождалось понимание и хранилось знание. Но нельзя трактовать смысл действий и положение отшельника с точки зрения современного человека. Обладание особым уровнем понимания и знания не возвышало отшельника над другими людьми, а как бы ставило его ближе к богу. Невычлененность человека из общины, отсутствие развитой индивидуальности и личности делали психологически невозможным самостоятельный прорыв к знаниям и культуре. Но такой прорыв осуществлялся и обеспечивался как раз обращением к богу как высшему существу и носителю абсолютного Знания, Разума и Совершенства. По сути, подобный уход от обыденной повседневности был уходом в сферу созерцания духа и творения культуры.
Исторически это оказалось возможным через уединение. Закрепление такой формы в культуре привело к тому, что уединение, одиночество стали реально необходимым условием полноценного обособления, развития личности. Однако, лишь осмысленность жизни и творчества дает человеку силы не только противостоять одиночеству, но и духовно расти в нем.
И этот факт был осмыслен представителями рода человеческого по меньшей мере пятьсот лет назад. Становление индивидуальной рефлексивности и созерцательности, духовного обогащения и способности к творчеству невозможно без уединения человека. Одиночество потенциально несет в себе возможность реализации всего лучшего, что сокрыто в человеке.
К концу эпохи средневековья сложился подлинный культ одиночества как условия сосредоточенного, интимного общения с богом. Но параллельно мистической направленности религиозного состояния светская культура уже с начала XVI века делает упор на творчески-созидательном начале одиночества. Одиночество воспевается как источник вдохновения, свободы и радости. Многие творческие личности средневековья и последующих эпох писали о своем понимании одиночества. Начиная с XVII века дворянская культура связывает тяготение к одиночеству с развитием духовности, и в первую очередь эстетических переживаний. XVIII век раскрыли еще одну грань одиночества как основы развития интеллекта и творчества в целом. В 1784 году вышел четырехтомный труд немецкого философа И. Г. Циммермана «Об одиночестве», где образ одинокого мыслителя был возведен в ранг идеала.
Все исторически складывающиеся трактовки добровольного уединения сохраняются и по сей день, не теряя своего значения. Уединение творчества является не просто условием собранности и сосредоточения, а скорее необходимым звеном в осмыслении мира и себя в нем. Уединение духовного поиска (назовем это условно) сейчас в нашем западном мире не так распространено, как первый вариант, т.к. требует огромных внутренних затрат и приложения титанических усилий воли, что вообще в направлении духовных исканий не пользуется популярностью на Западе.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|