Сделай Сам Свою Работу на 5

О.В. Кузнецова (Ярославль)





Кризисная личность рассматривается как сложная, многоуровневая система, дисбалансированная под воздействием внутренних или внешних факторов. В этой связи можно выделить следующие ситуации: ситуационные кризисы, кризисы переходного периода, кризисы, вызванные катастрофой, несчастными случаями или болезнями. Травмирующие факторы могут быть единичным катастрофическим происшествием или серией небольших неудач, которые обладают кумулятивным эффектом.

В настоящее время круг состояний, относящихся к кризисным и требующих помощи, достаточно широк. К ним в первую очередь относятся кризисные состояния, сопровождающиеся патологической или непатологической ситуативной реакцией, психогенной, в том числе невротической депрессией, психопатической или патохарактерологической реакцией. В основном службы кризисной реабилитации специализируются на помощи детям и подросткам, ушедшим из семьи, наркоманам, ветеранам войны и другим группам риска. Соответственно потребность в кризисной помощи возрастает в ситуациях катастроф, стихийных бедствий, социальных потрясений, терактов.

По мере того, как кризисное состояние личности и кризисная личность все более интегрируются в практику социальной работы, становится очевидно, что термин «кризис» употребляется в двух смыслах:



- закономерные,которые являются эволюционными этапами онтогенеза. К ним можно отнести следующие возрастные кризисы: новорожденности, 1-го года, 3-х лет, 7-ми лет, экзистенциальный юношеский кризис, кризис середины жизни, пенсионный, смерти. Развитие, по мнению многих ведущих отечественных психологов, характеризуется , прежде всего, качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых структур, новых процессов. Выгодский считал, что возрастной кризис обусловлен возникновением новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной стабильной системы и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику человека.

- вероятностные (ситуативные) которые могут случится и могут не случится с любой личностью. К ним относятся такие неожиданные непредсказуемые события, как смерть близкого человека, потеря значимого статуса, развод, насилие, катастрофа и др.



Ситуативное кризисное состояние на уровне личности или малых групп может иметь различные формы:

- соматический кризис (болезнь, старость);

- нервно-психологический кризис (фрустрации, стрессы, конфликты между базовыми структурами личности, фобии, депрессии, астении);

- социально-психологические нарушения коммуникативных функций и адаптационных механизмов к социальной среде;

- кризисные состояния, вызванные изменениями факторов среды – жилищно-бытовых условий, уровня материального благосостояния, физических условий на работе и т.д.;

- кризисы отношений – семейные кризисы, ценностные конфликты, ресурсные конфликты, ролевые конфликты;

- кризисные состояния души – страх, горе, гнев, кризис утраты, они могут быть вызваны несчастными случаями, катастрофами и др.

- экзистенциальные кризисы, связанные с поиском смысла жизни;

- мотивационные кризисы – кризис осознания побуждения, кризис принятия мотива, кризис реализации мотива, кризис закрепления мотива, кризис актуализации побуждения.

Кризис – это зов перехода в новое качество, это некая прерывность в линейной области эволюции личности как сложной системы. При этом существует полярная противоположность векторов дезинтеграции:

- скачек в развитии и в психодуховной эволюции, когда происходит исчезновение старого, изжившего себя образа Я и его обновление, возрождение и замещение его новым, более действенным. Позитивную дезинтеграцию можно рассматривать как некое возрождение, процесс обновления является естественным циклом, обладающим благотворным потенциалом для роста и трансформации личности.



- углубление кризиса с потерей витальности, т.е. негативная дезинтеграция с преобладанием отрицательных эмоций, носящих астенический, пассивно-бессильный характер. Человеком овладевает тоска, отчаяние, неверие в возможность выхода из тяжелой ситуации с возможным переходом в невроз, срыв. Наступают те негативные последствия, которые кризисное состояние оставляет в организме – депрессия, начальные стадии психосоматических заболеваний, которые могут перейти из стадии обратимых нарушений в стадию нарушений стойких, органических.

Широкая распространенность кризисных состояний и тенденция к их хронизации вызвали большой интерес психологов, психиатров, психотерапевтов, социальных работников. Разработаны кризисные теории, на основе которых создаются различные методы и технологии, помогающие справиться с кризисом. Классифицировать психологические практики можно по различным критериям. Естественная классификация различает психологические практики по видам на основе деятельностнообразующего аспекта: психотерапия, психокоррекция, психологическое консультирование, психотренинг, просвещение, практики личностного роста, обучающие практики. Уровень концептуальных оснований задает целый ряд возможных критериев классификации. Во-первых, это те психологические направления и школы, которые являются для тех или иных психопрактик их концептуальными основаниями. В связи с этим естественным образом психологические практики подразделяются ан психоаналитические (психодинамические), бихевиоральные, гуманистические, когнитивные, трансперсональные. Внутри них возникают классификации по школам.

Онтологические основания разделяют психопрактики по онтологическим уровням воздействия, например, психика и тело. Уровень ценностей указывает на манипулятивные и гуманистические (актуализирующие внутренний потенциал человека) методики. Экзистенциальные основания задают социальный и трансцендентный типы психопрактик.

Методологически методы коррекции кризисных состояний можно разделить на:

- рефлексивные – работа с психикой происходит через осознание психического содержания. Важными элементами являются: замена негативных мыслей позитивными, техника позитивных утверждений – аффирмаций, технология переключения психических состояний, медитация, сопровождающаяся словесным самовнушением и визуализациями.

- нерефлексивные, где компонент саморефлексии выражен слабо – это многие телесно-ориентированные, ролевые и шоковые практики.

- интегративные практики – оказывающие комплексное воздействие.

- целевые - решающие определенные узкие задачи или формирующие конкретные качества.

- метапсихотехнологии – обучающие овладению психотехнологиями, методологически и практически грамотному применению практик.

В практическом и операциональном отношении в человеке можно выделить пять уровней: телесный ( физический, соматический ), Энергетический ( витальный ), эмоциональный ( чувственный ), ментальный ( интеллектуальный ) и духовный ( психодуховный). С каждого из этих уровней может быть осуществлена интервенция на любой другой уровень и, соответственно, психологические практики могут быть различимы по базисному уровню, с которого осуществляется воздействие, и уровню, на котором по преимуществу происходит трансформация, хотя многие практики по существу полиномны. По базисным уровням воздействия существуют следующие виды психологических практик:

- Телесные. С телесного плана возможно осуществлять интервенцию на уровень энергетики или в психические сферы. К этого рода процедурам относятся: различные бихевиоральные методики, телесно-ориентированные техники, (танцевально-двигательные, техника аутентичного движения, театр прикосновений, холлистический палсинг, биоэнергетика по А. Лоуэну и др.), дыхательные техники ( холотропное дыхание, ребефинг, вайвейшн, свободное дыхание и тп.), разного рода йогические практики, психоделические, звукотерапия, музыкотерапия, цветотерапия, аромотерапия, массаж, биосинтез и др.

- Энергетические: цигун, некоторые техники раджа-йоги, кундалини-йога, биоэнерготерапия, аутотренинг, большой ряд дыхательных техник и др.

- Эмоционально образные: игровые, ролевые, визуализации, элементы аутотренинга, частично техники пересмотра, вербальные методики, часть техник раджа-йоги и др.

- Ментальные: психоаналитические, когнитивные. Ментальная визуализация, медитация, самоанализ, рационализация, структурализация, частично пересмотр, вербальные методы и др.

- Духовные: молитва, медитация, техники ряда эзотерических духовных и религиозных течений и др.

В определенных практиках те или иные уровни являются преобладающим модусом действия, но на практике обычно имеет место определенное сочетание разноуровневых способов воздействия, иногда неотделимых друг от друга.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.