Сделай Сам Свою Работу на 5

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ: ЭМПИРИЯ И ТЕОРИЯ





И.Н.Карицкий (Москва)

Исследования в области практической психологии позволяют выделить основные эмпирически наблюдаемые виды психологических практик (психопрактик). Последующий анализ содержания психопрактик является основой для создания теории психологической практики и построения ее модели. В эмпирическом пространстве практической психологии легко вычленяются следующие виды психопрактик: психотерапия, психологическая коррекция, психологическое консультирование, психологическая помощь, психогигиена, психопрофилактика, психологическое сопровождение, психологическая поддержка, психотренинг, психодиагностика, практики личностного роста, практики саморегуляции, психологическое просвещение, обучающие психологические практики и другие.

Психотерапия.Согласно «Психотерапевтической энциклопедии» под редакцией Б.Д.Карвасарского психотерапия «в настоящее время не является однозначно понимаемой областью научных знаний и практических подходов…» Психотерапия в общих чертах представляет собой «особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем или затруднений психического характера». За этим очень общим определением психотерапии стоит целый ряд различных проблем, ряд которых выходит за ее собственные рамки. Так, все дефиниции психотерапии можно разнести по двум следующим категориям: это – 1) медицинские (психиатрические) и 2) психологические определения психотерапии. Как пример медицинского определения психотерапии: «Теория и практика использования психических средств воздействия на больного с лечебной целью составляют тот раздел медицины, который называют психотерапией». Как примеры психологического определения психотерапии: психотерапия «это процесс, в котором личность, желающая изменить свои симптомы или жизненные проблемы либо стремящаяся к личностному росту, явно или неявно вступает в соглашение, чтобы взаимодействовать так или иначе предписанными способами с личностью, которая представляется как помогающая»; психотерапия – «это опыт роста, и им должен обладать каждый». В.Е.Каган приводит 36 различных определений психотерапии самых известных российских и западных психотерапевтов. Среди них девять ассоциируют с понятиями: больной, врач, лечение, т.е. рассматривают психотерапию как часть медицинской практики. Двадцать шесть имеет ключевыми слова: психология, проблема, помощь, изменение, клиент (пациент), взаимодействие, личность, т.е. видят в психотерапии особую область психологической практики. Число и тех и других дефиниций можно без труда расширить.





Вопрос о статусе психотерапии имеет несколько аспектов. С формальной стороны – это вопрос ее дефиниции. В этом смысле психотерапия может быть определена и как чисто медицинская узкая специальность, и ей, в другом случае, может быть придана более широкая трактовка как вида психологической практики. Если рассматривать психотерапию в рамках медицинской практики, то предметной областью психотерапии начинает выступать болезнь, а точнее различные психические (психологические) аспекты болезней, как соматических, так и психиатрических. В этом случае она превращается во вспомогательное средство медиков и психиатров. И ее определение подразумевает лечебное воздействие или дополнительное воздействие в рамках медикаментозных лечебных процедур. Но вопрос дефиниции психотерапии не является вопросом формальной процедуры. В первую очередь он должен учитывать реальную практику психотерапии. В западных странах психотерапия является самостоятельной областью практики, ее занимаются как специалисты, имеющие медицинское образование, так и в еще большей степени психотерапевты, получившие специальное психологическое образование. В значительной степени это обусловлено и тем, что все основные направления психотерапии имеет своей концептуальной основой соответствующее (также основное) направление в психологии, а не в медицине. Бихевиоральная (поведенческая) психотерапия соответствует бихевиоризму, психоаналитическая – психоанализу, когнитивная – когнитивной психологии, гуманистическая – гуманистической психологии. Такое же соответствие прослеживается и в отношении более частных подразделений психологии и психотерапии.



Кроме того, надо иметь в виду, что закрепление термина «психотерапия» за медицинской сферой не отменяет того вида социальной психологической практики, который как-то названный или неназванный продолжает существовать и отвечает определенным критериям. В советский период такая практика именовалась психологической коррекцией, хотя, по сути, являлась психотерапией, которой занимались психологи, не имеющие официального права заниматься психотерапией. Другая попытка обозначить эту реальность связана с употреблением термина «немедицинская психотерапия». Еще один вариант формального решения этой проблемы – обозначить рассматриваемое пространство как «терапевтическую психологию». Но в большинстве случаев, и зачастую даже в широком смысле психологической помощи вообще, эту сферу психологической практики все же именуют психотерапией. Таким образом, рассмотрение психотерапии как вида психологической практики является вполне правомерным. Она отвечает ее критериям.

Психологическая коррекция.Содержание понятия психокоррекции по существу совпадает с психотерапией. Термин «психологическая коррекция» широко используется с 1970-х годов, когда психологи стали активно заниматься психотерапией, но по закону ее имели право заниматься только лица, имеющие высшее медицинское образование. Эта коллизия была разрешена таким образом: врач – занимается психотерапией, психолог – занимается психологической коррекцией, хотя в содержательном отношении и то и другое представляет собой одну и ту же деятельность. Тем не менее, и по сегодняшний день продолжаются дискуссии, связанные с уточнением и разграничением содержания данных понятий.

Психологическое консультирование. Данное направление психологической практики традиционно, наряду с психотерапией, считается основным в указанной сфере деятельности. Некоторые специалисты вообще выделяют только психологическое консультирование и психотерапию как виды деятельности в практической психологии. Существует множество определений психологического консультирования, в части из них для уточнения понятия проводится сравнение и размежевание с психотерапией. Обычно психологическое консультирование рассматривают как профессиональную помощь пациенту (клиенту) в поиске решения в проблемной ситуации.

Психологическое консультирование как область профессиональной деятельности сформировалось на Западе в 1940-50-е годы, вырастая в основном из психотерапии и отвечая созревшей социальной потребности в разнообразных формах психологической помощи. В настоящее время психологическое консультирование получило также широкое распространение в нашей стране.

Если пытаться разграничить психотерапию и психологическое консультирование, хотя на практике это не всегда просто сделать в связи с тем, что существует отчетливая тенденция к стиранию между ними границ, то основным критерием выступает степень проблемности ситуации, с которой сталкивается клиент. Можно говорить о том, что потребность в психотерапии возникает тогда, когда страдания личности непосильны ей, и только профессиональная помощь специалиста способна разрешить или ослабить наличествующую проблему. Потребность в психологическом консультировании имеет место в случаях, когда клиент осознает наличие определенной проблемы, в принципе она является посильной, т.е. не создает актуально особых сложностей в адаптации и деятельности, но, тем не менее, нуждается в своем разрешении. О психологическом консультировании также говорят в тех случаях, когда для человека актуальны вопросы личностного развития.

Степень проблемности обусловливает вместе с тем особенности взаимоотношений психолога (или другого специалиста в области практической психологии) и клиента (индивида, группы, организации), используемые методы и т.п. Так, в случае психотерапии речь идет о необходимости психотерапевтического воздействия, тогда как психологическое консультирование – это, в первую очередь, совместное с клиентом рассмотрение ситуации, поиск выхода, в которых клиенту отводится ведущее место: он принимает решения и осуществляет их. Хотя, как уже отмечалось, нет непроходимой границы между этими видами практики: можно с уверенность сказать, что элементы психотерапии обнаруживаются в психологическом консультировании и наоборот.

Психологическая помощь. Понятие психологической помощи собственно охватывает значительное пространство психологической практики (по мнению некоторых специалистов, совпадает с ним), этим термином обозначаются все случаи профессиональной помощи, имеющей психологическое содержание, можно сказать, что психологическая практика развертывается в первую очередь как психологическая помощь. Большинство экспертов в качестве основных видов психологической помощи рассматривают психотерапию и психологическое консультирование, хотя сюда же правомерно относятся психогигиена, психопрофилактика, психологическое сопровождение, поддержка, в ряде случаев психологическое просвещение, индивидуальные и групповые тренинги, практика социальной и религиозной помощи, психодуховные практики, в отдельных случаях психодиагностика и другое.

Психологическая гигиена представляет собой комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психического здоровья. Обычно психогигиену рассматривают как медицинскую дисциплину (раздел гигиены) или относят к психиатрии, сближая понятия психогигиены и первичной психопрофилактики. В то же время в обоих случаях понятие психогигиены носит медицинский характер и существенно сужает ее реальные задачи. Можно согласиться с тем, что цели психогигиены направлены на сохранение и укрепление психического здоровья, если иметь в виду не только психиатрическую нозологию, но и менее выраженные отклонения от состояния здоровья в рамках психической нормы и переходные формы от нормы к патологии. Основная задача психогигиены – это устранение причин, приводящих к психическим отклонениям и психической патологии, и создание условий, способствующих душевному равновесию и благополучию.

Психологическую профилактику часто относят к одной из областей психиатрии или медицинской профилактики. Различение психопрофилактики и психогигиены довольно условно и не всегда представляется возможным. В контексте психологической практики их можно рассматривать как тождественные понятия, хотя в рамках психиатрии критерии их различения являются более определенными.

Психологическое сопровождение – это совокупность психологических практических средств, которые обеспечивают в числе прочих средств некоторую основную деятельность и носят по отношению к ней вспомогательный характер. Психологическое сопровождение – это вид психологической практики, который не является самостоятельной деятельностью, а дополняет другую, непсихологическую деятельность как необходимый ее элемент. В то же время оно является видом психологической практики, имеющим свои особенности, специфический набор инструментов и задач. Основная цель психологического сопровождения – максимальная эффективность обслуживаемой деятельности.

Психологическая поддержка. Термин с не вполне ясным, точнее, размытым содержанием в силу различного смысла, который в него вкладывают те или иные специалисты. Более узкое и более точное значение имеет термин «поддерживающая психотерапия», под которой понимается продолжение психотерапевтической работы после завершения основного курса. Существует также общее семантическое поле значений слова «поддержка» и его различных сочетаний (например, «дружеская поддержка»), которое позволяет до определенной степени очертить и круг значений термина «психологическая поддержка». При этом, конечно, необходимо различать психологическую поддержку, которую оказывает специалист-психолог, и психологическую поддержку, оказываемую другими людьми, хотя в содержательном отношении и то, и другое может совпадать. Не сужая чрезмерно понятия и не делая его слишком неотчетливым, психологическую поддержку можно определить как специальную психопрактическую деятельность, направленную на поддержание некоторого, ранее достигнутого или существовавшего, уровня психического благополучия в период после прохождения некоторого основного психопрактического курса (терапия, тренинг, личностный рост) или в период сложных, но посильных для личности обстоятельств, когда нет необходимости в психотерапевтических процедурах или консультировании.

Психологический тренинг. Русский термин «тренинг» является более поздним, чем «тренировка», прямым заимствованием с английского и происходит от «training», сохраняя за собой одно из его значений. Раньше и в значительной мере сейчас английское «training» переводится как «тренировка». Явление психологического тренинга на Западе возникло в 1950-е годы, когда М.Форверг в своей практике стал использовать новый метод, основанный на ролевых играх с элементами драматизации, названный социально-психологическим тренингом. В настоящее время круг явлений относимых к психологическому тренингу значительно шире. В то же время не существует общезначимых дефиниций, хотя по совокупности множества имеющихся определений можно говорить об интуитивном понимании большинством авторов некоторого общего содержания, относимого ими к этому понятию. Психологический тренинг, а также социально-психологический (под которым понимают интенсивный групповой метод, направленный на развитие компетентности в общении), сейчас является чрезвычайно распространенным в России. Пытаясь по возможности охватить все практики, причисляемые к этому явлению, ряд исследователей вынуждены давать максимально абстрактные характеристики психологическому тренингу, что в то же время затрудняет его эмпирическую идентификацию.

С нашей точки зрения, психологический тренинг есть вид психологической практики, выражающийся в активных упражнениях (тренировках) по формированию, развитию и совершенствованию психологических навыков и умений. Этим выражается сущность психологического тренинга.

Психологическая диагностика. Хотя существует определенное разнообразие мнений в отношении объема и содержания понятия психодиагностики, в целом это наименее дискутируемая в отношении своего предмета область психологической практики. Различают психодиагностику как науку (сферу знаний) и психодиагностику как практическую деятельность. Предметом нашего рассмотрения является психодиагностика как психологическая практика, хотя понятно, что своей теоретической основой она имеет психодиагностику как науку. Обычно психодиагностику (как психопрактику) определяют как постановку психологического диагноза, далее разъясняя, что психологический диагноз – это распознавание психологического (социально-психологического) состояния конкретного психологического (социально-психологического) объекта (индивида, группы, организации) или отклонения его от некоторого нормативного состояния.

На наш взгляд существенным моментом трактовки психодиагностики в аспекте практики является понимание ее как вспомогательной, вторичной, несамостоятельной практической деятельности, как элемента той или иной самостоятельной психологической практики (такой как психотерапия, психологическое консультирование, тренинг и т.п.). Хотя ее обычно рассматривают не только как самостоятельную психологическую практику, но относят также к основным видам практической психологии или даже отводят место фундамента практической психологии.

Высказанная точка зрения обосновывается следующими двумя соображениями. Во-первых, постановка психологического диагноза без использования его данных является нонсенсом. Другими словами, психодиагностика приобретает свое значение только как часть собственно психологической практики, для организации которой она и нужна как один из факторов. Психодиагностика проводимая сама по себе уже приобретает другой статус. Она может быть частью научного исследования (но не практической деятельности), может быть развлечением (по типу гороскопа, напечатанного в развлекательном журнале). Она также может приобретать черты психологической практики в том случае, если ее данные оказывают какое-то практическое действие, например, на обследуемый объект.

Во-вторых, если психодиагностика это вид практики, то в ней должен преобладать момент воздействия на объект над моментом познания. В психодиагностике во всех ее вариантах доминирующим является аспект познания. Но это познание нужно не само по себе, для наращивания знаний, а для последующего практического воздействия. Практическая деятельность человека содержит в себе как необходимый, но подчиненный момент деятельность отражения, восприятия, познания объекта, без него она не может быть эффективной. Психодиагностика является весьма развитой, но подчиненной, именно такой деятельностью. Она может приобретать относительные черты самостоятельности как этап более широкой практики, но это не изменяет ее статуса как момента конкретной психологической практики. И поэтому она должна трактоваться в указанном смысле.

Практики личностного роста. Сфера личностного роста и духовного развития представляет собой весьма широкий и разнообразный спектр различных индивидуальных и групповых практик. Определения личностного роста и развития также многообразны и определяются концептуальными основами и субъективными предпочтениями, как групп-лидеров, так и участников. Существенно то, что в принципе к развивающим и личностного роста практикам обращаются вполне благополучные в психологическом отношении люди, испытывающие по тем или иным причинам потребность в самопознании и саморазвитии, в отличие от психотерапии и психологического консультирования. Сюда же могут примыкать оккультные, эзотерические, духовные и т.д. практики, если в них превалирует психологический компонент. Многие тренинги являются практиками личностного развития. Хотя такого рода методы также могут использоваться и в психотерапии (психологической коррекции), психологическом консультировании.

Если при психотерапии одной из базовых концепций выступают представления о психической норме и психическом благополучии, разнящиеся в разных психологических школах и при разных подходах, то в практиках личностного роста ведущей концепцией является представление об идеальной, совершенной личности, также различное в разных психологических школах. Сама практика организуется как процесс реализации, достижения этого совершенства. В более слабой трактовке развития личности речь может идти о развитии и совершенствовании отдельных качеств и способностей личности. Сюда же относятся практики роста личности как развития профессиональных качеств, в частности, акмеологические практики.

Психологические практики саморегуляции. Близко к практикам личностного роста примыкает такой вид психологических практик как практики (психической) саморегуляции. Разница между ними состоит в том, что если первые направлены на развитие личности, приобретение новых психических умений и навыков, расширение освоенной зоны психических сфер, то вторые представляют собой завершенный результат первых. То есть ситуацию, когда личность, освоив некоторый набор психических, психодуховных практик, систематически использует их для саморегуляции, они становятся привычным, повседневным навыком. Это могут быть навыки, усвоенные в процессе аутогенной тренировки, молитвы, медитации, тренинга коммуникативности, ассертивности, в практиках самоосознания, образно-эмоциональных и ролевых тренингах, в дыхательных и телесно-ориентированных процессах и т.п.

Психологическое просвещение. Психологическое просвещение – это передача, распространение психологических знаний. Некоторые авторы рассматривают психологическое просвещение как первичную форму приобщения людей к психологическому познанию. Психологическое просвещение имеет различные формы, типы и способы своей реализации. Оно является психологической практикой при условии, что распространение психологических знаний включает в себя момент воздействия на аудиторию, знания несут в себе практический преобразующий потенциал.

Обучающие психологические практики (практики обучения психологическим практикам). Среди всего множества психологических практики существует также такой их вид как психологические практики обучения психологическим практикам. В них обучают профессиональных практических психологов или будущих профессионалов тем или иным конкретным практикам. Отличие обучающих практик от других их видов состоит в том, что в них внимание в большей мере сосредоточено на методологической, методической, технологической, технической и обучающей сторонах процесса. Хотя в достаточной мере уделяется внимание и другим аспектам, т.к. считается, что практический психолог должен неоднократно сам пройти через весь психопрактический процесс, узнать его изнутри, прежде чем вести через него других.

Теоретическое обобщение. Рассматривая то общее, что имеют эмпирически выделяемые виды психопрактик, можно перейти к теоретическим обобщениям. Это общее заключается в следующем: субъектом практики является специалист, обладающий навыками психологической работы, объектом воздействия выступают отдельные люди и их малые или большие группы, предметной стороной воздействия является психика людей или ее отдельные структуры, средства воздействия носят или психологический характер (вербальное воздействие, аффирмация, образ, экспрессия, различные психологические закономерности, психосоматические зависимости и пр.), или акцент делается на психологической стороне средств воздействия (музыка, массаж, дыхание, поза, движение, различные физические эффекты, биохимические препараты и пр.), субъект практики ставит перед собой психопрактические цели: изменить, преобразовать, трансформировать психическое содержание личности, группы, общества. Все виды психопрактик имеют общее им всем уровневое (психопрактические основания), аспектное и динамическое содержание и могут трансформироваться одни в другие.

Виды психопрактик не являются независимыми, а наоборот, тесно связаны между собой и при определенных условиях переходят друг в друга. В психотерапию необходимым образом включены элементы психодиагностики, консультирования, тренинга, игры, личностного и группового развития, саморегуляции и т.д. То же самое можно сказать о психологическом консультировании, тренинге, личностном росте, практиках саморегуляции и других психопрактиках. В них имеются и составляют неотъемлемое содержание элементы других видов психологической практики. Это содержание нами названо психопрактическими деятельностнообразующими аспектами. Каждый такой аспект при его генерализации, превращении в ведущую деятельность, образует один из основных видов психологической практики. Тогда другие психопрактические аспекты становятся второстепенными, подчиненными ведущей деятельности. К основным деятельностнообразующим психопрактическим аспектам относятся: психотерапевтический, консультационный, тренинговый, развивающий, регуляционный, диагностический, профилактический, поддерживающий, психогигиенический, сопроводительный, просветительский, обучающий. При генерализации психотерапевтического аспекта формируется психотерапевтическая практика. При генерализации тренингового аспекта – психотренинг и т.д. Генерализация определенного психопрактического аспекта является механизмом образования психологической практики. Помимо деятельностнообразующих психопрактических аспектов психологические практики имеют дополнительные аспекты (управляющий, концептуализирующий, компенсационный, интеграционный, исследовательский, контекстуальный, игровой, духовный, жизнеобучающий и др.), которые не образуют основных видов практик, но формируют ее содержание и подвиды. Психопрактические аспекты организуют горизонтальную структуру психопрактики.

Вертикальную структуру психопрактики создают ее основания. Основания психологических практик – это те теоретические, методологические, практические представления и схемы действия, социальные и личностные факторы, потребности, мотивы и цели, ценности, нормы и оценки, психологические средства, а также наблюдаемые явления, которые в явном или неявном виде существенно в них используются или существенным образом влияют на них. Сверху вниз по мере приближения к собственно психопрактическому взаимодействию они следующие: потребностно-целевые, концептуальные, реляционные, методологические, праксические, орудийные и феноменальные.

Потребностно-целевые основания психологической практики составляют совокупность тех общественных, групповых и личностных (индивидуальных) потребностей, мотивов и целей, которые актуально инициируют данную практику, формируют ее и задают ее прочее содержание, в том числе содержание других оснований, аспектное и динамическое содержание. Концептуальные основания представлены совокупностью всех дескрипций, концептов и их систем, которые обосновывают данную практику, используются в ней или существенно с ней связаны. Например, психологическая теория может составлять существенную часть концептуальных оснований психопрактики. Реляционные основания представляют собой множество ценностей, норм и оценок, которые формируют отношение к феноменальному пространству данной психологической практики, а также сами эти отношения. Реляционные основания психопрактики тесно связаны с концептуальными и часто трудно отделимы от них, поскольку всякое представление о реальности уже есть и отношение к ней.

Методологические основания психологических практик – это знания о том, как действовать для достижения целей этих практик и чем руководствоваться в этих действиях. Праксические представляют собой реальные навыки и умения, необходимые для практических действий в данной системе. Инструментальные (или орудийные) основания – это психологические и иные средства, которые используются в психопрактике для достижения ее целей (результатов). Феноменальные основания психологической практики – это совокупность психических, психологических, психосоматических и социально-психологических явлений, которые психологическая практика выделяет, с которыми непосредственно работает, на которые воздействует, трансформирует, которые интерпретирует (концептуализирует) и т.п. Потребностно-целевые, концептуальные, реляционные, методологические и праксические основания относятся к уровню субъекта. Орудийные – частично к субъекту, частично занимают пространство между субъектом и объектом, опосредуя их взаимодействие. Феноменальные – к объекту.

Психологическая практика имеет также динамическое содержание, которое развертывается в трех основных плоскостях: личностная динамика, групповая динамика и динамика психопрактического процесса, которая проявляется, в первую очередь, в соотношении психопрактических аспектов на его различных этапах и обусловлена как методом конкретной практики, так и особенностями личностной и групповой динамики. Личностная и групповая динамика психопрактического процесса в целом может быть оценена как позитивная или негативная. Она также имеет определенные стадии, связанные с началом развертывания процесса, с решением его основных задач, с достижением его цели и с его завершением.

Предложенная модель психопрактики позволяет исследовать содержание разных практик, сравнивать их между собой, оценивать, развивать, а также осуществлять различного рода классификации. Основная классификация опирается на содержание деятельностнообразующих психопрактических аспектов и образует уже указанные виды психопрактик. Другие классификации в качестве своих критериев имеют содержание разного уровня оснований, психопрактических аспектов и особенности динамики. Так, концептуальные основания, в частности, позволяют осуществлять классификации психопрактик по направлениям и школам в психологии (например, бихевиоральные, психоаналитические, когнитивные, гуманистические, трансперсональные и другие). На уровне реляционных оснований практики делятся по ценностным ориентациям (манипулятивные, самоактуализирующие, просоциальные, трансцендентные). На уровне методологических оснований практики классифицируются по уровням психопрактического воздействия и трансформации (телесные, энергетические, эмоциональные, ментальные, духовные). Существует и множество других классификаций психологических практик, в основе которых лежит предложенная модель.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.