Сделай Сам Свою Работу на 5

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ЦЕРКОВНЫХ ПОНЯТИЙ





 

 

Акафист (г р е ч., неседапьный гимн) — хвалебное песнопение в честь Спасителя, Божией Матери или святых, во время исполнения которого не позволяется сидеть.

Алтарь (л а т.) — возвышенное место, отделяемое от остальной части храма иконостасом, важнейшая часть христианского храма.

Амвон (г р е ч.) — полукруглая часть солеи против царских врат, откуда священнослужители обращаются к молящимся.

Аналой (г р е ч.) — высокий столик с наклонной столешницей для чтения стоя и положения иконы.

Антидор (г р е ч., вместо дара) — части просфоры, из которой был вынут Агнец (середина), раздаваемые по окончании литургии не причастившимся молящимся.

Архиерей (г р е ч.) — старший в епархии иерей из монашества в сане епископа, архиепископа, митрополита.

Архимандрит — сан, даваемый лицам, занимающим администра­тивные церковные должности, или священнослужителям из мона­шества.

Благочинный — священник, которому поручен надзор за несколь­кими церквами и приходами.

Викарий (л а т.) — архиерей, исполняющий обязанности помощ­ника епархиального архиерея.

Владыка, владыко — форма обращения к архиерею.



Диакон (г р е ч.) — священнослужитель, имеющий первую сте­пень священства, помощник священника при служении; старшие диаконы — протодиакон, архидиакон.

Дьячок — низший церковный служитель, не имеющий степени священства.

Епархия (г р е ч.) — область, край, управляемый до духовным делам архиереем.

Епитрахиль (г р е ч.) — одно из облачений священника, без ко­торого нельзя совершать ни одной службы, в виде длинной тканевой полосы, надеваемой на шею.

Игумен (г р е ч., ведущий) — сан, даваемый настоятелям правос­лавных монастырей или священнослужителям из монашества.

Иерей (г р е ч., жрец) — священник, более высокий сан — про­тоиерей.

Иеродиакон (г р е ч.) — монах в сане диакона.

Иеромонах (г р е ч.) — монах в сане священника.

Иподиакон — помощник диакона, считающийся вестником архи­ерея.

Калугер (г р е ч.) — старец.

Кафизма (г р е ч., сидение) — чтение из Псалтири, во время ко­торого разрешается сидеть.

Келейник — прислужник при иеромонахе, архиерее.

Клирос (г р е ч.) — место для певчих в церкви на возвышении перед алтарем по правую и левую сторону от царских врат.



Клобук (тюрк., шапка) — головной убор православного монаха цилиндрической формы с покрывалом из черной материи, символи­ческое значение — шлем спасения; митрополит носит белый клобук.

Консистория (л а т.) — учреждение, ведающее управлением епар­хии.

Ктитор — церковный староста.

Литургия (г р е ч., общее служение) — самая важная из церков­ных служб, совершаемая только священником в храме, на ней со­вершается таинство св. Евхаристии и таинство св. Причащения (в просторечии — обедня).

Мантия — широкая, длинная монашеская одежда без рукавов черного цвета, у архиереев может быть иного цвета.

Митра (г р е ч.) — высокий круглый головной убор, шитый зо­лотом или серебром, украшенный священными изображениями, ко­торый носят архиереи и заслуженные священники при полном об­лачении.

Набедренник — первая награда, даваемая священнику как символ меча духовного для борьбы со злом; парчовый прямоугольник с изображением креста, носится у пояса сбоку при полном облачении.

Наместник — в монастыре заместитель настоятеля.

Настоятель — старший священник в церкви, старший в мужском монастыре.

Омофор (г р е ч.) — часть архиерейского облачения в виде длин­ного плата, носится при полном облачении.

Орлец — круглый коврик с изображением орла, который стелется во время архиерейской службы.

Отче, отец — форма обращения к священнику, диакону.

Палица — награда заслуженному священнику; плат в виде ромба с изображением шестикрылого серафима или креста, носится под­вешенным к поясу с правой стороны при полном облачении.



Панагия (гре ч.) — нагрудный знак православного архиерея в виде иконы, украшенной драгоценными камнями, носимый на шее поверх одеяния.

Паникадило (гре ч.) — большая люстра или многогнездный под­свечник в церкви.

Подворье — городская церковь с общежитием для монахов, при­надлежащая монастырю, который находится вне города.

Подрясник — длинная одежда священнослужителей, стянутая в поясе, с узкими рукавами.

Пономарь — низший церковнослужитель, в обязанности которого входит звон в колокола и прислуживание при богослужении.

Послушник — в православном монастыре лицо, готовящееся к принятию монашеского сана.

Посох — жезл, вручаемый архиерею после посвящения в этот сан, символ пастырской власти и отеческого попечения над пасо­мыми; дается также архимандриту или игумену в знак духовной власти над той обителью, в которую он поставлен начальником.

Преосвященный, высокопреосвященный — форма обращения к епис­копу, архиепископу, митрополиту.

Престол — главная принадлежность алтаря христианского храма; четырехугольный стол, стоящий посредине алтаря и служащий для совершения св. Евхаристии, прикасаться к которому дозволяется лишь священнослужителям.

Ризница — место в алтаре, где хранятся облачения священнослу­жителей.

Ряса — длинная верхняя одежда священнослужителя, не стянутая в поясе, с широкими рукавами.

Синод (гре ч., собор духовенства) — коллегиальный высший ор­ган управления Православной Церковью.

Скуфья (гре ч.) — остроконечный черный головной убор для священнослужителей при совершении служения на открытом воздухе в ненастную погоду.

Солея — возвышение перед иконостасом во всю его длину.

Стихарь (гре ч.) — длинное, с широкими рукавами облачение низших священнослужителей.

Старец —духовный руководитель; как правило, монах, опытный в духовной жизни, получивший благодатные дары: мудрости, про­зорливости, чудотворения, пророчества.

Теплота — горячая вода, которая во время литургии вливается в потир (чашу для св. Причащения); в просторечии — смесь вино­градного вина с теплою водою, которая подается причастившимся.

Хиротония (гре ч.) — посвящение лиц духовного звания в оп­ределенный сан.

Часы — молитвословия, состоящие из псалмов и молитв, отме­чающие каждую четверть дня (2-й 3-й, 6-й, 9-й часы) и служащие напоминанием о страданиях и смерти Иисуса Христа.

 

А. Ю. Митюшин и А. И. Яковлев

 

КОММЕНТАРИИ

 

 

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ЯКОВЛЕВ, историк, писатель, родился в 1950 году в Москве. В 1976 году закончил Московский областной педагогический институт. Первые его научные монографии были по­священы истории и географии Ближнего Востока. Однако в последние годы писатель обратился к отечественной истории и к беллетристике. Первая его повесть «Книги» была опубликована в 1985 году. Но его крупные беллетристические произведения, в том числе об Александре II и др.— еще ждут своего издателя. «Век Филарета» — первый большой роман Александра Яковлева, выходящий отдельным изданием.

Участник VII Московского совещания молодых писателей.

 

Кошт — иждивение, содержание; вообще расход, издержка.

Типикон (или Устав) — церковно-богослужебная книга, со­держащая в себе систематическое указание порядка и образа совершения церковных служб. К этому присоединены правила о пише для всех хри­стиан, и особенно для монахов. В конце Типикона помещены храмовые главы, Пасхалия и Лунник.

Новиков Николай Иванович (1744—1818) — русский просве­титель, писатель, журналист, издатель. Выпускал сатирические журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек». В 1779 г. арендовал на 10 лет типографию Московского университета и переехал в Москву. Издавал книги по всем отраслям знаний, в том числе религиозно-мис­тические, а также газету «Московские ведомости». Сплотил вокруг себя писателей, публицистов, переводчиков, арендовал еще 2 типографии, организовал «Типографическое общество». Основал ряд библиотек, школ в Москве, сеть книжных магазинов в 16 городах. По приказу Екатерины II заключен в Шлиссельбургскую крепость, где просидел с 1792 г. по 1796 г. Освобожден Павлом I, но вернуться к общественной деятельности не смог.

...вольнолюбивый дух екатерининского Наказа...— Наказ Екатери­ны II — философско-юридический трактат, изданный на русском, не­мецком, французском и латинском языках в качестве руководства для депутатов Комиссии об уложении 1767 г. Состоял из 22 глав, 655 статей государственного, уголовного и гражданского права, а также вступления, заключения и 2-х дополнений. Фразеология просветительских теорий сочеталась в этом Наказе с обоснованием необходимости самодержавия в России, с рекомендацией барщины и т. п. Практического применения не имел.

. ...упокоившихся здесь первосвятителях российской церкви, на­чиная с митрополита Петра до митрополитов Ионы, Филиппа, Гермогена.— Петр, святой, митрополит всея Руси. Родился во второй пол. XIII в. Двенадцати лет поступил в монастырь, где научился писать иконы и отличался подвижничеством. В 1305 г. был избран митрополитом всея Руси и поселился в Москве, приняв сторону князя Юрия московского, боровшегося тогда за великокняжеское достоинство с Михаилом тверс­ким. Вследствие этого Петр был обвинен тверским епископом Андреем, но на соборе в Переяславле в 1311 г. оправдан. После смерти князя Юрия окончательно поселился в Москве, где деятельно помогал князю Ивану Калите в возвращении Московского княжества. Именно по совету Петра Калита построил в Москве кафедральный собор во имя Успения Богородицы. Умер в 1326 г.

Иона — митрополит Московский. После смерти митрополита Фотия (1431) собор русских иерархов избрал на митрополию Иону, но в то время назначение митрополитов происходило от греческого патриарха, а последний поставил митрополитом не только всея Руси, но и Литвы епископа смоленского Гервасия. Иона продолжал именоваться наречен­ным митрополитом до 1448 г., когда собором русских епископов был торжественно поставлен митрополитом московским и всея Руси. Таким образом со времени Ионы начался период фактической независимости московских митрополитов от греческих патриархов. Митрополит Иона деятельно помогал великому князю московскому в собирании Руси во­едино. Умер в глубокой старости в 1461 г.

Гермоген (ок. 1530—1612) —патриарх всероссийский с 1606 г. по 1612 г. Его деятельность протекала в трудное для России время, названное в истории Смутным. И патриарх Гермоген оказал тогда государству Рус­скому и Церкви неоценимые услуги. Родился он в Казани, где и оставался до избрания его на престол всероссийского патриарха. В 1605 г., при­сутствуя на соборе в Москве, созванном по случаю помазания Лжедмитрия на царство, Гермоген оказал мужественное сопротивление самозванцу

по вопросу о бракосочетании его с Мариной Мнишек, за что был удален в свою епархию в Казань. Вскоре после восшествия на престол Василия Шуйского был созван собор, который, низложив патриарха Игнатия, поставленного Лжедмитрием, избрал в июле 1606 г. Гермогена казанского патриархом. Во время восстания Болотникова, когда мятежники под­ступили к самой Москве, Гермоген разослал по городам грамоты с объ­яснением тяжелого положения Москвы и царя. Грамоты произвели долж­ное впечатление: народные ополчения двинулись к Москве, и с их по­мощью мятеж был подавлен. С низложением Шуйского начался особенно важный период деятельности Гермогена. Когда на московский престол была выставлена кандидатура королевича Владислава, Гемроген потре­бовал, чтобы он принял православие, но из переговоров об этом с королем Сигизмундом Гермоген понял, что тот сам рассчитывает сесть на русский трон. Поэтому Гермоген всячески протестовал против входа в Москву гетмана Жолкевского с войском. Когда бояре потребовали подписи пат­риарха на грамоте, предписывавшей Смоленскому сдаться и положиться на волю короля, он ответил отказом. Отсутствие его подписи на грамоте дало повод московским послам отказаться от этого приказания. Замыслы поляков покорить русскую землю стали очевидны всем. Гермоген, устно проповедуя и рассылая грамоты, увещевал народ крепко стоять за пра­вославную веру. Грамоты патриарха вызвали большой подъем патрио­тического чувства русских. Стали собираться народные ополчения и дви­нулись к Москве для освобождения Родины. Поляки и бояре, стоявшие на их стороне, под угрозой смерти требовали от патриарха, чтобы он приказал ополчениям разойтись. Патриарх не сделал этого и был заключен в Чудов монастырь, а когда казаки провозгласили царем сына Марины Мнишек, Гермоген из заключения послал в Нижний Новгород грамоту с протестом. В 1612 г. 22 октября Москва была очищена от поляков народным ополчением под предводительством князя Пожарского и Козь­мы Минина. Но патриарх не дожил до этого. Он скончался 17 февраля 1612 г., уморенный голодом поляками.

Государь Петр Алексеевич патриаршество на Руси отменил.— Патриаршество в России было учреждено при царе Федоре Иоанновиче в 1589 г., когда ослабела зависимость русской Церкви от Византии. В разные периоды истории значение патриаршей власти было различно — это зависело от условий, в которых патриарху выпадало действовать. Бывали периоды, когда патриархи не играли крупной роли и только стремились сохранить привилегии духовенства. Случалось же и так, что патриархи правили независимо и наравне с царями. Так было при Фи­ларете (Романове) (см. коммент.), носившем титул «великого государя»; при Никоне (см. коммент.), принявшем такой же титул. Но патриаршая власть в России стала слабеть. В 1700 г., после смерти патриарха Адриана, царь Петр I, не решаясь сразу отменить патриаршество, назначил местоблюстителя патриаршего престола, а в 1718 г., заменяя приказы коллегиями в государственном управлении, заменил и единоличную власть патриарха коллегией: постоянным сбором духовного правительства,— ибо на церковь Петр Алексеевич смотрел не с духовной точки зрения, как на общество верующих, а с государственной, как на учреждение правительственное. Таким образом духовная коллегия (впоследствии Св. Синод) стала высшим духовным и правительственным учреждением в России. (Восстановлено патриаршество в России на по­местном Соборе русской Православной Церкви 5 (18) ноября 1917 г.)

Потемкин-Таврический — Потемкин Григорий Александрович (1739— 1791), русский государственньлй и военный деятель, генерал-фельдмаршал (с 1784г.), организатор дворцового переворота 1762 г., фаворит и бли­жайший помощник императрицы Екатерины II. Способствовал освоению Северного Причерноморья, руководил строительством Черноморского флота. После присоединения Крыма получил титул светлейшего князя Таврического.

...ибо служил еще Августу Кесарю, от которого перешел к византийским императорам, а от них попал к Владимиру Мономаху.— Август Кесарь — Гай Юлий Цезарь Октавиан, римский император в 27 г. до н.э.— 14 г. н.э. Владимир II Мономах (1053—1125), с 1113 г. великий князь киевский, сын Всеволода I и дочери византийского императора Константина Мо­номаха.

...назвал Вифанией в память о воскресении Лазаря — Вифания — место на восточной стороне Масличной горы. В этом селении много раз ночевал Иисус. Здесь жили сестры Марфа, Мария и их брат Лазарь. В Евангелии от Иоанна (11:1—45) рассказывается история: Лазарь заболел, я сестры сообщили об этом Иисусу. Он ответил, что болезнь эта не к смерти, но к славе Божией, и еще два дня оставался там, где застало его сообщение Марфы и Марии, и только после этого отправился в Вифанию. Между тем Лазарь умер и лежал по прибытии Иисуса уже 4 дня в могиле. Когда Иисус увидел плачущих сестер, он воскресил Лазаря.

Все помельчало как-то после Потемкина, Безбородко и Орло­вых. — Потемкин Григорий Александрович — (cм. коммент.). Без­бородко Александр Андреевич (1747—1799), русский государственный деятель и дипломат, светлейший князь. С 1775 г. секретарь Екатерины II, с 1783 г. фактический руководитель российской внешней политики, с 1797 г. канцлер.

Орловы — Алексей Григорьевич (1737—1807/08) — граф (с 1762), гене­рал-аншеф (с 1769 г.). Один из главных участников дворцового переворота 1762 г. Командовал русской эскадрой в Средиземном море. За победы у Наварина и Чесмы получил титул Чесменского. С 1775 г. в отставке; Его брат Григорий Григорьевич (1734—1788) — граф, фаворит Екатерины II. Один из организаторов дворцового переворота 1762 г. Генерал-фельд-цейхмейстер русской армии (1765—1775).

...не мог знать подробностей смерти Павла Петровича...— Павел I (1754—1801), российский император (1796—1801), был убит (избит и задушен) в результате заговора гвардейских офицеров в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. в Михайловском замке. Причиной заговора явилось недо­вольство среди дворян (в том числе сановных) и офицеров правлением Павла I, его мелкой придирчивостью, самодурством, ростом централи­зации и бюрократизации государственного аппарата. Во главе заговор­щиков стояли граф Пален, кн. Голицын, Талызин, Уваров, братья Зубовы и др., а также английский посол в Петербурге Уитворт. Заблаговременно они решили переговорить и с цесаревичем Александром, уверяя, что речь идет только лишь о регентстве. Таким образом, косвенно Александр был посвящен в тайные планы заговорщиков.

...о новых идеях Михаилы Сперанского. — Сперанский Михаил Михайлович (1772—1839) — русский Государственный деятель, граф (с 1S39 г.), С 1808 г. ближайший советник императора Александра I, член Комиссии составлений законов, товарищ министра юстиции. К октябрю 1809 г. по поручению Александра I составил план государственных пре­образований; рекомендовал для предотвращения революции в России придать самодержавному строю внешние формы конституционной мо­нархии, для чего осуществить ряд либеральных преобразований. В час­тности: ввести элементарную законность, выборность части чиновников, новые начала организации государственного контроля и т. д. По проекту Сперанского политические права получали только два сословия: дво­рянство и «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крес­тьяне). Они выбирали законодательную Государственную думу и распо­рядительные окружные и губернские думы, а также судебные органы и проч. Третьему сословию — «народу рабочему» (крепостные крестьяне, рабочие, дом. прислуга) по проекту Сперанского давались лишь некоторые гражданские права при сохранении крепостного строя. Сперанский счи­тал, что крепостное право будет отменено постепенно, путем развития промышленности, торговли и просвещения. Объективно же планы Спе­ранского несколько ограничивали самодержавие и при сохранении основ крепостничества расширяли правоспособность буржуазных элементов. Сперанский был также инициатором создания Гос. совета (1810) и по­лучил в нем должность государственного секретаря.

...никому не известного Каразина...— Каразин Василий На­зарович (1773—1842), русский Либерально-дворянский просветитель, об­щественный деятель, основатель Харьковского университета. Испытал известное влияние идей французской буржуазной революции кон. XVIII в. и был одно время близок с Радищевым, от которого перенял ряд мыслей о гос. устройстве России. В письме Александру I (1801) предложил ог­раничить самовластие «непреложными законами», облегчить положение крепостных крестьян, ввести гласность суда, развивать народное прос­вещение, промышленность и торговлю. Однако со временем отошел от этих прогрессивных планов и неизменно подчеркивал свою привержен­ность монархическому образу правления. Отмену крепостного права счи­тал недопустимой. Но справедливо сказать: проекты Каразина содержали и положительные моменты — решительную критику некоторых отрица­тельных сторон существующего строя, за что Каразин подвергался репрессиям: в 1820 г. на полгода был заключен в Шлиссельбургскую крепость, затем находился под надзором полиции.и т. д.

...в память Филарета Милостивого Пафлагонякта.— Филарет Милостивый — святой, родился в 702 г. в местечке Амния (в Пафлагонии) в семье богатого землевладельца. Получив наследство отца, стал очень щедро помогать всем нуждающимся, и вскоре его богатство сильно умень­шилось. Нашествие арабов довершило его разорение: земли его были захвачены, остатки имущества он раздал и совсем впал в бедность. Но вскоре внучка Филарета Мария стала супругой молодого византийского императора. Константина VI. Захваченное имущество было возвращено Филарету, а его самого пригласили жить в константинопольском дворце. Заняв высокое положение, он стал еще энергичнее, чем прежде, помогать нуждающимся. За свою благотворительность он удостоился узнать день своей блаженной кончины.

Он вызвал из деревни генерала Аракчеева, поручив ему реор­ганизацию артиллерии.— Аракчеев Алексей Андреевич (1769—1834)—рус­ский государственный деятель, временщик при дворах Павла I и Алек­сандра I. Сын небогатого помещика, он закончил артиллерийский в инженерный кадетский корпус. Еще в 1792 г. был рекомендован наследнику престола Павлу, который вскоре назначил его инспектором гат­чинской артиллерии и пехоты, гатчинским губернатором, а в 1796 г.— петербургским городским комендантом. При Павле I Аракчеев факти­чески руководил реакционными преобразованиями в армии. Несмотря на огромное влияние, Аракчеев дважды увольнялся Павлом I в отставку (1798; 1799—1801). Александр I возвратил его в Петербург и восстановил в должности инспектора артиллерии, в которой тот провел ряд положительных преобразований. С 1808 г. он стал военным министром, с 1810-го — председателем военного департамента Государственного сове­та. С 1815 г. фактически сосредоточил в своих руках руководство Госу­дарственным советом, Комитетом министров и Собственной его импе­раторского величества канцелярией, был единственным докладчиком царю по большинству ведомств, в том числе Синода. Проводил политику крайней реакции, полицейского деспотизма и грубой военщины. Поль­зовался всеобщей ненавистью современников.

Пантеист — последователь пантеизма, религиозного и фи­лософского учений, отождествляющих Бога и мировое целое, или Бога и природу, выступающих как форма перехода от теизма к материализму.

Кормчая книга —сборник права, древнейший в русской Православной Церкви. Если Церковь сравнивают с кораблем, пребыва­ющие на котором не гибнут в житейском море, то — как кораблю,, ко­торому нужен кормчий, который направлял бы его путь,— так и церкви нужно водительство, управление, регулирование ее жизни. Так в названии «Кормчая книга» сказалось сознание того высокого значения, какое имеет в церкви ее правовая система. С XII в. на Руси появился сербский перевод Кормчей книги; на протяжении XIV, XV и XVI вв. он неод­нократно переписывался, при этом в списки всякий раз вносились изменения, поэтому в них не было единообразия. В XVI в. появилась сводная Кормчая. В сер. XVII в. русская церковь окончательно перешла к единой Кормчей, напечатанной и официально изданной в 1650 г. по повелению царя Алексея Михайловича и благословению патриарха Иосифа.

Сколько сил было потрачено... на утверждение одного понятия единосущный» в Символе Веры,— Принято и утверждено это слово «еди­носущный? на первом Вселенском соборе в Никее, в опровержение неправого мудрствования пресвитера александрийской церкви Ария (IV в.), спорящего по вопросу сущности Сына Божия и о подобии его с Отцем,— за что Арий в 320 г. был осужден и выслан из Александрии.

...возвращенного к государственной деятельности Сперанского — Внутренняя и внешняя политика Сперанского (см. коммент.) вызвала недовольство дворянства, которое третировало его как выс­кочку, поповича, обвиняло его в гос. измене и добилось его падения. В 1812 г. он был сослан в Нижний Новгород под строгий надзор полиции, затем переведен в Пермь. В 1816 г. его опала кончилась: он был назначен пензенским гражданским губернатором, в 1819-м — генерал-губернато­ром Сибири. В 1821 г. возвращен в Петербург и назначен членом Го­сударственного совета и Сибирского комитета, управляющим комиссией составления законов. К этому моменту Сперанский оставил конститу­ционные проекты и стал защитником неограниченной монархии.

...выкрали из типографии Николая Ивановича Греча коррек­турные листы...— Греч Николай Иванович (1787—1867) — журналист, пи­сатель, филолог. В 1812—1839 гг. издавал журнал «Сын Отечества», ко­торый до 1820 г. был связан с декабристскими кругами. Однако в 1825 г. Греч, по собственному признанию, «уже вытрезвился от либеральных идей» и вскоре стал ярым монархистом и реакционером. Сторонник официальной народности. В 1831—1859 гг. совместно с Булгариным из­давал газету «Северная пчела», пользовавшуюся покровительством III От­деления (политический сыск).

Пален Петр Алексеевич (1745—1827) — русский государ­ственный деятель, генерал от кавалерии (1798). В 1798—1801 гг. петер­бургский военный губернатор. Пользовался большим доверием импера­тора Павла I. Был одним из участников заговора против него и участником его убийства в марте 1801 г. В июне 1801 г. уволен в отставку.

Талызин Степан Александрович (ум. в 1815) — командир Преображен­ского полка с 1801 г. Участник заговора против Павла I. Уволен в отставку в 1802 г.

Алексей Орлов просил за брата, явного заводилу среди злодеев, он простил Михаила, а Алексея возвел в графское достоинство и в мае был посаженым отцом на его свадьбе.— Братья Алексей Федорович (1786— 1861) и Михаил Федорович (1788—1842) происходили из семьи екате­рининских фаворитов Орловых. Оба были участниками наполеоновских войн 1805—1807 гг., Отечественной войны 1812 г. и др. Но Алексей Федорович, генерал-лейтенант, в 1825 г. в должности командира лейб-гвардии Конного полка принимал активное участие в подавлении восстания декабристов, за что получил титул графа; в дальнейшем он стал шефом жандармов и главным начальником III Отделения; в 1856 г. ему пожалован был титул князя. Женился 14 мая 1826 г. на Ольге Алексан­дровне, урожденной Жеребцовой. Михаил Федорович, напротив, был декабристом, членом Союза благоденствия с 1818 г. Будучи командиром 16-й пехотной дивизии в Кишиневе, возглавил кишиневскую организа­цию декабристов, связанную с Южным обществом. На Московском съезде декабристов в январе 1821 г. выдвинул программу решительных действий против самодержавия. После разгрома кишиневской ячейки был отстранен от командования дивизией. Декабристы возлагали на М. Ф. Орлова боль­шие надежды, предполагая поставить его во главе готовящегося восстания. В декабре 1825 г. Орлов был арестован, но благодаря заступничеству брата, близкого к Николаю I, был лишь уволен со службы и сослан под надзор полиции в родовое имение. С 1831 г. жил в Москве, где пользовался значительным влиянием в либеральных кругах.

Филарет, может быть, рассчитывает повторить судьбу сво­его великого соименника при Михаиле Романове.— Филарет — патриарх всероссийский (в миру Федор Никитич Романов; ок. 1554/55—1633), старший сын боярина Никиты Романовича от второго брака, двоюродный брат царя Федора Иоанновича, отец царя Михаила Федоровича. Был для своего времени человеком разносторонне образованным, привлека­тельным и внешними и внутренними качествами. С молодых лет поль­зовался расположением народа и играл видную роль в государстве. После смерти царя Федора законным наследником престола в народе считали Федора Никитича. Поэтому Борис, вступив на престол, поспешил избавиться от Романовых. Федор Никитич был сослан в Антониев Сийский монастырь с пострижением в монахи под именем Филарета. В 1605 г. Лжедмитрий I возвел его в сан митрополита ростовского, а Лжедмитрий II провозгласил патриархом всея Руси. Потом он был послан в Польшу для переговоров с Сигизмундом II, но миссия провалилась, и он оказался в плену, откуда вернулся уже после вступления на престол сына своего Михаила Федоровича. 24 июня 1619 г. был посвящен в сан патриарха и с тех пор до самой своей смерти стоял во главе церковного — и го­сударственного управления, получив, как и царь, титул «великого госу­даря». Вообще эпоха патриаршества Филарета оставила заметный след в истории русской церкви.

...того самого красавца Муравьева, с которым Пушкин хотел драться на дуэли...— Муравьев Андрей Николаевич (1806—1874) — чи­новник министерства иностранных дел в Петербурге, в 1833—1836 гг. обер-прокурор Св. Синода, с 1836 г. камергер, впоследствии статский советник; поэт, писатель, автор книг духовного содержания, член Рос­сийской академии. Оставил воспоминания о Пушкине и других русских писателях. Первые встречи его с Пушкиным происходили в 1826—1827 гг. в Москве — у Е. А. Баратынского и в салоне 3. Н. Волконской. Существует одобрительный отзыв Пушкина на стихи Муравьева. Однако в 1827 г. Пушкин написал и напечатал злую эпиграмму на неловкость Муравьева, в один из вечеров у Волконской разбившего гипсовую статую Аполлона. Муравьев в ответ тоже сочинил эпиграмму. Однако в дальнейшем Пушкин явно стремился сгладить впечатление от эпиграммы, хотя, по некоторым сведениям, терпеть не мог Муравьева. Через несколько лет они встре­тились — довольно дружески — в архиве Министерства иностранных дел, и их отношения поддерживались до самой смерти Пушкина.

Останься си в Оптиной — стал бы вторым Арсением Вели­ким...— Арсений Великий, преподобный Египетский, род. в 354 г. Очень знатный по происхождению, получил блестящее образование и был приг­лашен воспитателем детей императора Феодосия. Сильно тяготел к уеди­нению и религиозным размышлениям, мечтал о подвиге и решился на него, когда услышал чудный голос с неба и принял его как призыв. Удалившись от мира, принял на себя обет молчания, делая исключение только в случаях решении важных вопросов духовного содержания. Свет­ских книг не читал, науки оставил, только занимался ручным трудом. Слава о нем разнеслась далеко, и многие шли за советом к Арсению, однако нежелание общения с людьми заставляло его даже убегать от них. Скончался глубоким старцем, 95 лет от роду.

Священный союз — реакционный союз Австрии, Пруссии и России, заключенный в Париже 26 сентября 1815 г. после падения империи Наполеона I. Целью Священного союза являлось обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814—1815 гг., подавление революционных и национально-освободительных движений. В 1815 г. к Священному союзу присоединилась Франция и ряд других европейских государств. Священный союз санкционировал вооруженную интервенцию и подавление австрийскими войсками революций в Неаполе и Пьемонте и французскими войсками —в Испании. Фактически распался в кон. 20-х — нач. 30-х гг.

Я не имею достоинств святого Митрофана.— Митрофан, святой (в миру Михаил; 1623—1703), первый воронежский епископ. Был помощником Петра I во время постройки в Воронеже адмиралтейства и флота и в его приготовлениях к азовскому походу и даже в 1695 г. отдал Петру Алексеевичу все свои деньги. После кончины Митрофана, перед смертью принявшего схиму с именем Макария, Петр I участвовал в выносе его тела и после погребения сказал: «Не осталось у меня такого другого святого старца».

Надеждин Николай Иванович (1804—1856) —критик, эсте­тик, ученый и журналист. В 1831—1835 гг. профессор Московского уни­верситета по кафедре изящных искусств и археологии. С 1831 г. издавал журнал «Телескоп» с приложением газеты «Молва». В 1836 г. за опуб­ликование «Философического письма» П. Я. Чаадаева журнал был закрыт, а Надеждин отправлен в ссылку, из которой вернулся в 1838 г. Сторонник монархической власти и постепенного прогресса. В то же время обличал «глубокий, неподвижный сон» русской общественной жизни, был сто­ронником демократизации просвещения.

...неуступало сочинениям епископа Иннокентия Борисова, считавшегося первым российским проповедником.— Иннокентий (в миру Иван Алексеевич Борисов; 1800—1857), знаменитый русский богослов и цер­ковный оратор. Был профессором Санкт-Петербургской духовной ака­демии, затем ректором Киевской духовной академии. С 1836 г. епископ; занимал кафедры в Вологде и Харькове, умер архиепископом херсонским и таврическим. Он ввел новый метод изложения богословия" — истори­ческий и историко-сравнительный, широко пользуясь пособиями запад­ной богословской литературы и самостоятельно работая по первоисточ­никам. Ввел много нового в преподавание богословия, оживив интерес учащихся к своему предмету, воспитал целое поколение русских бого­словов и ученых. Однако его новаторство в богословии многими было встречено враждебно, было даже возбуждено «секретное дознание» о его образе мыслей, закончившееся его полным оправданием. Церковно-исторические сочинения Иннокентия положили начало его широкой из­вестности. Был знаменит и как проповедник, произносил проповеди, которые потом, будучи напечатанными, расходились по всей России. В течение четверти столетия имел влияние на общий ход церковных дел. Большое мужество и энергию проявил в Крымскую кампанию часто находился в огне, утешая умирающих и ободряя солдат.

Называет Никона великим и святым человеком.— Никон (в миру Никита Минов; 1605—1681) — русский патриарх с 1652 г. Проводил церковные реформы, вызвавшие раскол. Выдвинув тезис «священство выше царства», пытался противопоставить власть патриарха власти царя. Как некогда и Филарет (Романов), пользовался титулом «великого го­сударя» наравне с царем Алексеем Михайловичем. Разрыв его с государем произошел в 1658 г., когда Никон, оставив патриаршество, уехал в ос­нованный им Новоиерусалимский Воскресенский монастырь, рассчи­тывая, что царь вернет его. Но его не только не просили вернуться, а приказали оставаться в монастыре. Когда Никон в 1664 г.-самовольно приехал в Москву и пытался снова занять патриаршее место, он был выслан обратно. Церковный собор 1666—1667 гг., подтвердив проведен­ные Никоном реформы, снял с него сан патриарха, и он был сослан в Белозерский Ферапонтов монастырь. В 1681 г. царь разрешил Никону вернуться в Новоиерусалимский монастырь. В дороге он умер.

...решительный перелом в войне с Шамилем.— Шамиль (1799— 1871)— третий имам Дагестана и Чечни, в 1834—1859 гг. возглавлял освободительную войну кавказских горцев против царских колонизато­ров, проходившую под флагом газавата («священная война» мусульман против иноверцев). Он был основателем имамата — военно-теократи­ческого государства. 26 августа 1859 г. был взят в плен русскими войсками в ауле Гуниб и сослан в Калугу.

Целибат — обязательное безбрачие католического духовен­ства. Узаконено Папой Григорием VII (XI в.), практически утвердилось в XII в. и до сих пор незыблемо.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.