|
Вангисаттхера Ваттху. Притча о тхера Вангисе
Чутим йо веди саттанам
упапаттинча саббасо
асаттам сугатам буддхам
тамахам бруми брахманам.
Йасса гатим на джананти
дева гандхаббамануса
кхинасавам арахантам
тамахам бруми брахманам.
Стих 419
Того называю я брахманом, кто хорошо разбирается в смерти
и перерождениях живых существ, кто бесстрастен,
ведет праведную жизнь и знает Четыре Благородных Истины.
Стих 420
Того называю я брахманом, чей путь неведом ни богам, ни гандхарвам, ни людям; кто искоренил желания и стал арахатом.
Во время пребывания в монастыре Джетавана Будда произнес стихи (419 и 420) в связи с историей о тхера Вангисе.
Однажды в Раджагахе жил брахман по имени Вангиса, который, просто похлопав по черепу умершего, мог сказать, где он переродился: в мире богов, в мире людей или в одном из четырех низших миров (апайа). Брахманы возили Вангису по разным деревням, к нему приходило много людей, они платили ему по десять, двадцать и сто, чтобы узнать, где переродились их умершие родственники.
Однажды Вангиса и его сопровождающие остановились неподалеку от монастыря Джетавана. Посмотрев, сколько людей шли к Будде, они стали приглашать их к Вангисе, который мог рассказать им, где переродились их родственники. Но ученики Будды сказали им: «У нашего учителя нет соперников, он единственный Просветленный». Брахманы восприняли это заявление как вызов и повели Вангису в монастырь Джетавана, чтобы он сразился с Буддой. Будда, зная об их намерениях, наказал монахам принести черепа людей, рожденных в нирайа, в мире людей, в мире богов, а также череп арахата. Эти пять черепов принесли на место состязания. Когда Вангисе показали эти черепа, он смог сказать, куда попали первые четыре человека, но когда очередь дошла до арахата, он растерялся. Тогда Будда сказал: «Вангиса. разве ты не знаешь? Я знаю, где сейчас владелец этого черепа». Тогда Вангисса попросил, чтобы Будда сказал ему волшебное заклинание (мантру), с помощью которой он смог бы узнать это; но Будда сказал, что может передать мантру только монаху. Тогда Вангиса сказал брахманам подождать возле монастыря, пока он узнает мантру. Так, Вангиса стал монахом, и Будда наказал ему размышлять о тридцати двух составляющих тела. Вангиса прилежно занимался медитацией, как ему наказал Будда и вскоре достиг просветления.
Когда брахманы, которые ждали Вангису у монастыря, пришли узнать, получил ли он мантру, Вангиса сказал: «Теперь вам лучше уйти; что же касается меня, я больше не пойду с вами». Другие монахи, услышав его слова, решили, что он лжет, поэтому они пришли к Будде и сказали: «Достопочтенный Господин! Вангиса говорит, что достиг просветления, но это не так». Будда же ответил им: «Монахи! Вангиса действительно знает все о смерти и рождении живых существ».
Затем Будда произнес следующие стихи:
Того называю я брахманом, кто хорошо разбирается в смерти
и перерождениях живых существ, кто бесстрастен,
ведет праведную жизнь и знает Четыре Благородных Истины.
Того называю я брахманом, чей путь неведом ни богам, ни гандхаббам, ни людям; кто искоренил желания и стал арахатом.
Дхаммадинна Тхери Ваттху. Притча о тхери Дхаммадинне
Йасса пуре ча паччха ча
маджджхе ча наттхи кинчанам
акинчанам анаднам
тамахам бруми брахмана.
Стих 421
Того называю я брахманом, кто не привязан ни к прошлым,
ни к настоящим, ни к будущим множествам кхандха,
кто свободен от моральной нечистоты и привязанностей.
Во время пребывания в монастыре Велувана Будда произнес стих (421) в связи с историей о тхери Дхаммадинне.
Когда-то в Раджагаха жил мирской ученик Будды по имени Висакха. Слушая снова и снова проповеди Будды, Висакха достиг плода Анагами и сказал своей жене: «Пожалуйста, прими все мое имущество, с сегоднешиго дня я больше не занимаюсь домашними делами». Его жена Дхаммадинна ответила: «Кто же проглотил бы твою слюну?» — и попросила разрешения стать монахиней. Став монахиней, она пошла с другими монахинями в монастырь в небольшой деревне, чтобы заняться медитацией. Вскоре она достигла просветления и вернулась в Раджагаха.
Висакха, услышав, что Дхаммадинна вернулась, пришел к ней и задал ей несколько вопросов. Когда он спросил ее о первых трех магга, она ответила ему; но когда он задал вопросы об арахатта магга и пхала, она сказала: «О, мирской ученик! Этот вопрос не в твоей компетенции; если хочешь, задай его Будде». Когда Висакха спросил Будду, Будда сказал: «Дхаммадинна уже ответила на твой вопрос. Если ты спросишь меня, я отвечу так же». Сказав так, Будда подтвердил, что Дхаммадинна достигла просветления.
Затем Будда произнес следующий стих:
Того называю я брахманом, кто не привязан ни к прошлым,
ни к настоящим, ни к будущим множествам кхандха,
кто свободен от моральной нечистоты и привязанностей.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|