Сделай Сам Свою Работу на 5

Аннатарабрахмана Ваттху. Притча о некоем брахмане

Йо Дукххасса паджанати идхева кхайаматтано

паннабхарам висамйуттам тамахам бруми брахманам.

 

Стих 402

Того называю я брахманом, кто уже в этом воплощении

добивается прекращения Дуккхи,

кто оставил ношу (кхандха) и освободился от моральной нечистоты.

 

 


Во время пребывания в монастыре Джетавана Будда произнес стих (402) в связи с историей о некоем брахмане, чей раб стал арахатом.

Когда-то жил молодой раб брахмана. Как-то раз, сбежав из дома своего хозяина, он стал монахом и со временем достиг просветления. Когда он шел за подаянием с Буддой, его бывший хозяин, брахман, увидел его и крепко схватил за одежды. Когда Будда спросил его, что случилось, брахман ответил, что этот молодой монах когда-то был его рабом. Будда же сказал ему: «Это монах оставил ношу (Кхандха)». Брахман решил, что это значит, что его раб стал арахатом. Поэтому, чтобы удостовериться в этом, он спросил Будду, правда ли, что молодой монах стал арахатом, на что получил утвердительный ответ.

Затем Будда произнес следующий стих:

 

Того называю я брахманом, кто уже в этом воплощении

добивается прекращения Дуккхи,

кто оставил ношу (кхандха) и освободился от моральной нечистоты.

 

По окончании проповеди брахман достиг Плода Сотапатти.

 

Кхемабхиккхуни Ваттху. Притча о тхери Кхеме[217]

Тамбхирапаннам медхавим маггамаггасса ковидам[218]

уттаматтха мануппаттам тамахам бруми брахманам.

 

Стих 403

Того называю я брахманом, кто мудр и может отличить верный путь

от неверного, чьи знания глубоки, кто достиг высшей цели (т.е. просветления).

 

 


Во время пребывания на горе Гиджджхакута Будда произнес стих (403) в связи с историей о тхера Кхеме.

Однажды вечером Сакка, царь богов, пришел со своими спутниками выразить почтение Будде. Пока они были с Буддой, тхери Кхема с помощью своей сверхсилы также прилетела по небу, чтобы выразить почтение Будде. Но так как с Буддой в то время был Сакка со своими спутниками, она просто выразила почтение Будде и вскоре ушла. Сакка спросил у Будды, что это за монахиня, на что Будда ответил: «Она одна из моих самых выдающихся учениц; ее зовут тхери Кхема. Ей нет равных в мудрости, она знает, как отличть верный путь от неверного».



Затем Будда произнес следующий стих:

 

Того называю я брахманом, кто мудр и может отличить верный путь

от неверного, чьи знания глубоки, кто достиг высшей цели (т.е. просветления).

 

 

Паббхараваситиссаттхера Ваттху. Притча о тхера Тиссе

Асамсаттхам гахаттхери анагарехи чубхайам

анокасари маппиччхам тамахам бруми брахманам.

 

Стих 404

Того называю я брахманом, кто не общается ни с домохозяевами,

ни с бездомными, кто не имеет чувственных желаний

и нуждается лишь в немногом.

 

 


Во время пребывания в монастыре Джетавана Будда произнес стих (404) в связи с историей о тхера Тиссе.

Тхера Тисса, получив тему медитаций у Будды, отправился к склону горы. Там он нашел пещеру, которая подходила для него, и решил провести три месяца периода дождей (васса) в этой пещере. Он остался в этой пещере, но каждое утро ходил за подаянием в деревню. В деревне жила одна пожилая женщина, которая всегда дава­ла ему поесть. А в пещере обитал также дух-хранитель пещеры. Так как тхера был человеком, чьи деяния были нравственны и чисты, дух пещеры не мог жить в одной пещере с благородным тхера; но в то же время у него не хватало духу попросить тхера уйти оттуда. Поэтому он придумал план, который должен был помочь ему пожаловаться на тхера и, таким образом, заставить его уйти из пещеры.

Дух пещеры вселился в сына пожилой женщины, к которой тхера обычно при­ходил за подаянием. Он заставил мальчика вести себя очень странно, откидывать голову назад и вращать широко раскрытыми глазами. Его мать встревожилась и расплакалась. Дух пещеры, который вселился в мальчика, сказал: «Пусть твой учи­тель, тхера, вымоет ноги водой и польет эту воду на голову твоего сына». На следу­ющий день, когда тхера пришел к ней в дом за подаянием, она сделала, как сказал ей дух пещеры, и он оставил мальчика в покое. Дух пещеры вернулся в свою пещеру и стал ждать возвращения тхера у входа. Когда тхера вернулся, дух пещеры показался перед ним и сказл: «Я дух-хранитель этой пещеры. А ты, врач, не входи сюда». Тхе­ра знал, что не сделал ничего плохого с тех пор, как стал тхера, поэтому сказал, что не помнит, чтобы он занимался медициной. Тогда дух пещеры обвинил его в том, что в это самое утро он излечил мальчика, одержимого людоедом, в доме пожилой женщины. Но тхера подумал, что на самом деле это нельзя считать врачеванием, поэтому духу-хранителю пещеры не к чему было придраться. Это наполнило его блаженным удовлетворением собой (пити), и, отбросив пити и сосредоточившись на Медитации Познания, он достиг просветления прямо там же, у входа в пещеру.

Так как тхера теперь стал арахатом, он посоветовал духу пещеры уйти из нее. Тхера же оставался там до конца васса, а затем вернулся к Будде. Когда он рассказал другим монахам о встрече с духом пещеры, они спросили его, не рассердился ли он на духа, когда тот запретил ему войти в пещеру. Тхера ответил отрицательно, но монахи не поверили ему. Они пошли к Будде и сказали: «Тхера Тисса говорит, что он арахат; он говорит неправду». Будда же ответил им: «Монахи, мой сын Тисса говорил правду, когда сказал, что не разозлился. Он и правда стал арахатом и боль­ше ни к кому не привязан; у него нет случая разозлиться, так же, как и нет нужды общаться с кем бы то ни было».

Затем Будда произнес следующий стих:

 

Того называю я брахманом, кто не общается ни с домохозяевами,

ни с бездомными, кто не имеет чувственных желаний

и нуждается лишь в немногом.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.