Панчасатабхиккху Ваттху. Притча о пятистах монахах
Вассика вийа пуппхани
маддавани памунчати
евам раганча досанча
виппамунчетха бхиккхавао.
Стих 377
О монах! Как куст жасмина (вассика). сбрасывает увядшие цветы свои,
так и ты должен избавиться от страсти и зла.
Во время пребывания в монастыре Джетавана Будда произнес стих (377) в связи с историей о пятистах монахах.
Пятьсот монахов из Саватти, получив у Будды тему медитации, отправились медитировать в лес. Там они заметили, что цветы жасмина, которые цвели рано утром, вечером опали на землю. Тогда монахи решили, что будут усердно стараться освободиться от моральной нечистоты еще до того, как опадут цветы с кустов. Будда своей сверхсилой увидел их из ароматной комнаты и послал к ним свое сияние, чтобы они почувствовали его присутствие. Будда сказал им: «Монахи! Как увядший цветок опадает с растения, так и монах должен стараться освободиться из цикла перерождений».
Затем Будда произнес следующий стих:
О монахи! Как куст жасмина (вассика) сбрасывает увядшие цветы свои,
так и ты должен избавиться от страсти и зла.
По окончании проповеди пятьсот монахов достигли просветления.
Сантакайаттхера Ваттху. Притча о тхера Сантакайе
Сантакайо сантавачо сантава сусамахито
ванталокамисо бхиккху «Упасанто» ти вуччати.
Стих 378
Монаха, который спокоен телом, спокоен в речи, спокоен разумом,
сдержан и отказался (букв, изверг из себя) от чувственных удововольствий, называют «Спокойным».
Во время пребывания в монастыре Джетавана Будда произнес стих (378) в святи с историей о тхера Сантакайе.
Когда-то жил тхера по имени Сантакайа, который в прошлой жизни был львом. Говорят, что лев обычно один день ищет себе еду, а следующие семь дней неподвижно лежит в пещере. Тхера Сантакайа, который в прошлой жизни был львом, вел себя во многом, как лев. Он очень мало ходил; движения его были медленны и тверды; он обычно был спокоен и сдержан. Другие монахи сочли его поведение очень странным и рассказали о нем Будде. Услышав, что рассказали ему монахи, Будда сказал им: «Монахи! Монах должен быть спокоен и сдержан; он должен вести себя подобно Сантакайе».
Затем Будда произнес следующий стих:
Монаха, который спокоен телом, спокоен в речи, спокоен разумом,
сдержан и отказался (букв, изверг из себя) от чувственных удовольствий, называют «Спокойным».
По окончании проповеди тхера Сантакайа достиг просветления.
Нангалакулаттхера Ваттху[207]. Притча о тхера Нангалакуле
Аттана чодайаттанам патимамсетха аттана
со аттагутто сатима сукхам бхиккху вихахиси.
Атта хи аттано натхо
(ко хи натхо паро сийа)
атта хи аттано гати
тасма самйамаматтанам
ассам бхадрамва ваниджо.
Стих 379
О, монах, сам увещевай себя и следи за собой;
так охраняя себя и будучи серьёзным, ты будешь жить в мире.
Стих 380
Человек действительно сам себе защитник (как может другой человек
стать защитником для кого-то?). Человек сам себе небеса;
следи за собой, как продавец лошадей следит за чистокровными животными.
Во время пребывания в монастыре Джетавана Будда произнес стихи (379 и 380) в связи с историей о тхера Нангале.
Нангала был бедным работником в услужении у крестьянина. Однажды один монах, видя, как он пашет поле в своей бедной одежде, спросил его, не хочет ли он стать монахом. Когда он ответил утвердительно, монах привел его в монастырь, и он стал монахом. После этого, как было сказано ему учителем, он оставил свой плуг и старую одежду на дереве неподалеку от монастыря. Из-за того, что бедняку пришлось оставить свой плуг, стать монахом, его стали звать тхера Нангала (нангала — плуг). Так как в монастыре жизненные условия были лучше, тхера Нангала стал здоровее и вскоре даже поправился. Однако через некоторое время он устал от жизни монаха, и ему часто хотелось вернуться к обычной жизни. Каждый раз, когда в нем просыпалось такое желание, он шел к тому дереву, где оставил свой плуг и старую одежду. Так он упрекал себя со словами: «О бесстыдный человек! Неужели ты снова хочешь надеть это отрепье и вернуться к низкой тяжелой жизни наемного работника?» Тогда его неудовлетворенность жизнью монаха проходила, и он возвращался в монастырь. Он ходил к этому дереву каждые три-четыре дня, чтобы напомнить себе о презренности своей прошлой жизни.
Когда монахи спросили его, почему он так часто ходит к этому дереву, он ответил: «Я должен ходить к моему учителю». Со временем он достиг просветления и перестал ходить к дереву. Другие монахи, заметив это, стали дразнить его: «Почему же ты больше не ходишь к своему учителю?» Он же отвечал этим монахам: «Я ходил к учителю, так как нуждался в нем; но теперь мне уже больше нет необходимости ходить к нему». Монахи поняли, что он имеет в виду под своим ответом; они пошли к Будде и сказали ему: «Достопочтенный господин! Тхера Нангала говорит, что достиг просветления. Этого не может быть; должно быть, он хвастается, должно быть, он лжет». Будда же сказал им: «Монахи! Не говорите так, ибо мой сын Нангала, упрекая и наказывая себя, действительно достиг просветления».
Затем Будда произнес следующий стих:
О, монах, сам увещевай себя и следи за собой;
так охраняя себя и будучи серьёзным, ты будешь жить в мире.
Человек действительно сам себе защитник (как может другой человек стать защитником для кого-то?). Человек сам себе небеса, следи за собой, как продавец лошадей следит за чистокровными животными.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|