Сделай Сам Свою Работу на 5

Аннатарабрахмана Паббаджита Ваттху. Притча о брахмане-отшельнике

Бахитапапоти брахмано

самачарья[209] «самано» ти вучати

паббаджайаматтано малам

тасма «паббаджито»[210] ти вуччати.

 

Стих 388

Отказавшийся от зла зовется брахманом;

живущий в спокойствии зовется саманой;

покончивший с нечистотой зовется паббаджитой.

 

 


Во время пребывания в монастыре Джетавана Будда произнес стих (388) в связи с историей о брахмане-отшельнике.

Когда-то в Саватти жил брахман-отшельник. Однажды ему пришло в голову, что, если Будда называет своих учеников монахами паббаджита, а он тоже отшель­ник, то его тоже следует называть паббаджитой. Тогда он пошел к Будде и спросил его, почему его нельзя тоже звать паббаджитой. Вот что ответил Будда: «Человек не станет паббаджитой только потому, что он отшельник; паббаджита должен обладать и другими способностями».

Затем Будда произнес следующий стих:

 

Отказавшийся от зла зовется брахманом;

живущий в спокойствии зовется саманой;

покончивший с нечистотой зовется паббаджитой.

 

По окончании проповеди брахман достиг Плода Сотапатти.

 

Шарипутраттхера Ваттху. Притча о тхера Шарипутре

На брахаманасса пахареййа

насса мунчетха брахмано

дхи брахманасса хантарам

тато дхи йасса мунчати.

На брахманассе'тадакинчи сеййо

йада ниседхо манасо пийехи

йато йато химсамано ниваттати

тато тато самматимева дуккхам.

 

Стих 389

Нельзя бить брахмана; брахман не должен сердиться на своего обидчика;

стыдно бить брахамана; еще более стыдно сердиться на обидчика.

 

Стих 390

Не будет пользы для брахмана,

если он не сдерживает злость, к которой склонен его разум.

Ведь когда человек перестает думать о том, чтобы навредить другому,

Дуккха прекращается.


 


Во время пребывания в монастыре Джетавана Будда произнес стихи (389 и 390) в связи с историей о Почтенном Шарипутре.

Многие люди хвалили Почтенного Шарипутру за его терпение и снисходительность. Его ученики обычно так говорили о нем: «Наш учитель — человек большого терпения и чрезвычайной выносливости. Если его оскорбляют, или даже бьют другие люди, он все равно не теряет самообладания и остается спокойным и сдержанным». Из-за того, что о Почтенном Шарипутре часто так отзывались, один брахман, который придерживался неверных взглядов, объявил, что спровоцирует и разозлит Почтенного Шарипутру. В тот момент там появился и сам тхера Шарипутра, который пришел за подаянием; брахман пошел за ним и ударил его в спину. Тхера даже не обернулся, чтобы посмотреть, кто его ударил, а пошел дальше, как ни в чем не бывало. Убедившись в великодушии и стойкости благородного тхера, брахман был потрясен. Он опустился на колени перед Почтенным Шарипутрой, признал, что он несправедливо ударил его, и попросил прощения. Затем брахман продолжил: «Почтенный Господин, если Вы простите меня, приходите в мой дом за подаянием».



Вечером другие монахи рассказали Будде, что Почтенный Шарипутра ходил за подаянием в дом брахмана, который ударил его. Затем они заметили, что так брахман скоро совсем осмелеет и будет нападать и на других монахов. Этим мона­хам Будда ответил: «Монахи, Настоящий брахман не ударит настоящего брахмана; только обычный человек или обычный брахаман может в ярости и злобе избить арахата. Это зло нужно искоренять с помощью Анагами Магга».

Затем Будда произнес следующие стихи:

 

Нельзя бить брахмана; брахман не должен сердиться на своего обидчика;

стыдно бить брахамана; еще более стыдно сердиться на обидчика.

 

Не будет пользы для брахмана,

если он не сдерживает злость, к которой склонен его разум.

Ведь когда человек перестает думать о том, чтобы навредить другому,

Дуккха прекращается.

 

Махападжапатиготами Ваттху. Притча о тхери Махападжапати Готами

Йесса кайена вачайа манаса наттхи дуккатам

самвутам тихи тханехи тамахам бруми брахманам.

 

Стих 391

Я называю брахманом того, кто не делает зла

ни в делах, ни в мыслях, кто сдержан в этих трех отношениях.

 

 


Во время пребывания в монастыре Джетавана Будда произнес стих (391) в связи с историей о тхери Махападжапати Готами.

Махападжапати Готами была мачехой Готама Будды. Когда на седьмой день после рождения принца Сиддхаттхи умерла его мать, Махападжапати Готами стала главной женой правителя Суддходаны. В то время ее сыну Нанде было только пять дней. Она позволила, чтобы ее сына кормила кормилица, а она сама кормила При­нца Сиддхаттху, будущего Будду. Так Махападжапати Готами облагодетельствовала Принца Сиддхаттху.

Когда Принц Сиддхатха вернулся в Капилаваттху, став Буддой, Махападжапати Готами пришла к Будде и попросила позволить женщинам стать монахинями; но Будда не позволил. Спустя некоторое время умер правитель Суддходана, достигнув просветления. Тогда, пока Будда временно находился в лесу Махавана близ Весали, Махападжапати в сопровождении пятисот женщин пришли пешком из Капилаватху в Весали. Они уже побрили головы и надели покрашенные одежды. Во второй раз Махападжапати попросила Будду позволить женщинам стать монахинями. Почтен­ный Ананда также был с ней солидарен. Тогда Будда согласился при условии, что Махападжапати будет соблюдать восемь особых условий (гарудхамма). Махападжа­пати стала соблюдать гарудхаммы, как того требовалось, и Будда позволил ей стать монахиней. Так Махападжапати стала первой монахиней. Вслед за ней по наставле­нию Будды монахи приняли и остальных женщин.

Через некоторое время некоторым монахиням пришло в голову, что Махападжа­пати Готами не была по всем правилам принята в монахини, так как у нее нет на­ставника; поэтому Махападжапати Готами была не настоящей монахиней. Из-за таких мыслей они перестали выполнять с ней обряды саббат (упосатха) и обряды васса (паварана). Они пошли к Будде и рассказали ему о том, что Махападжапати Готами не по всем правилам приняли в монахини, так как у нее нет наставника. Будда же сказал им: «Почему вы так думаете? Я сам дал Махападжапати восемь гарудхамм, она их выучила и исполняет, как я и велел ей. Я сам являюсь ее наставником, поэтому вы не правы, когда говорите, что наставника у нее нет. Нельзя сомневаться в арахате».

Затем Будда произнес следующий стих:

 

Я называю брахманом того, кто не делает зла

ни в делах, ни в мыслях, кто сдержан в этих трех отношениях.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.