Сделай Сам Свою Работу на 5

Правовые и организационные основания деятельности органов внутренних дел по противодействию террористической и экстремистской деятельности





Опасность терроризма на сегодняшний день осознана на международном уровне в полной мере, в связи с этим Россия участвует в разработке и реализации правовых норм развивающих глобальную контртеррористическую стратегию. Такая стратегия была принята 8 сентября 2006 г. Гене­ральной Ассамблей Организации Объединенных Наций и закреплена в Резолюции от 20 сентября 2008 Г. В основе стратегии лежит последовательное, однозначное и решительное осуждение государ­ствами – членами ООН терроризма во всех его формах и проявле­ниях, каким бы образом, где и в каких бы целях он ни совершался.

В данной стратегии определяются конкретные меры по устранению условий, способствующих распространению терроризма, укреплению индивидуального и коллективного потенциала государства и Организации Объединенных Наций в предотвращении терроризма и борьбе с ним, обеспечения при этом защиты прав человека и законности.

Помимо указанной стратегии Россия поддерживает иные международно-правовые акты, направленные на противодействие терроризму и экстремизму, а также связанным с ними преступлениями.

Следует отметить наиболее важные международно-правовые акты в истории развития международного антитеррористического законодательства:



Розолюция, одобренная на 3-й Конференции 1930 г., определяла терроризм следующим образом: «Умышленное употребление средств, способных породить общую опасность, будет установлено всякий раз, когда обвиняемый совершит деяние, угрожающее жизни, телесной неприкосновенности, здоровью человека, или деяние, угрожающее разрушить ценные блага[98].

5-я Конференция (1934 г.) признала необходимым наказать тех, «кто с целью разрушения всякого социального строя каким-либо способом терроризирует население», имея при этом в виду не только акты индивидуального террора, но и массовые насильственные преступления[99].

Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов 1963 года («Токийская конвенция»), касающаяся авиационной безопасности, применимая к актам, затрагивающим безопасность в полете.

Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года («Гаагская конвенция»), касающаяся захвата воздушных судов, объявляющая преступлением действия любого лица на борту воздушного судна, находящегося в полете, незаконно, путем насилия или угрозы применения насилия или путем любой другой формы, захватывающего это воздушное судно или осуществляющего над ним контроль, либо пытающегося совершить любое такое действие.



Следующим важным документом в истории развития законодательства в области борьбы с терроризмом и экстремизмом является Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 года («Монреальская конвенция»), касающаяся актов авиационного саботажа, таких как взрывы бомб на борту воздушного судна, находящегося в полете, объявляющая преступлением действия лица незаконно и преднамеренно совершающего акт насилия в отношении лица, находящегося на борту воздушного судна в полете, если такой акт может угрожать безопасности этого воздушного судна.

Среди международно-правовых актов, направленных против терроризма и экстремизма, особую роль играет Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 года, касающаяся нападений на высокопоставленных должностных лиц правительств и дипломатов.

Рассматривая генезис законодательства исследуемых преступлений, следует отметить Международную конвенцию о борьбе с захватом заложников 1979 года («Конвенция о заложниках»), предусматривающая, что любое лицо, которое захватывает или удерживает другое лицо и угрожает убить, нанести повреждение или продолжать удерживать другое лицо для того, чтобы заставить третью сторону, а именно государство, международную межправительственную организацию, какое либо физическое или юридическое лицо или группу лиц, совершить или воздержаться от совершения любого акта в качестве прямого или косвенного условия для освобождения заложника.



Следующим историческим документом важным для формирования системы мер противодействия террористической и экстремистской деятельности стала Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 года («Конвенция о ядерных материалах»), касающаяся незаконного захвата и использования ядерных материалов, устанавливающая уголовную ответственность за незаконное владение, использование, передачу или кражу ядерного материала.

Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию 1988 года, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации.

Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленны­ми против безопасности морского судоходства 1988 года, касаю­щаяся террористической деятельности на борту судов, устанавли­вающая правовой режим, применимый к актам, направленным про­тив международного морского судоходства, аналогичный режимам, установленным для международной авиации.

Качественно новый этап в международно-правовой борьбе с терроризмом начинается с принятия Протокола о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе 1998 года, касающийся террористической деятельности на морских стационарных платформах, устанавли­вающий правовой режим, применимый к актам, направленным против стационарных платформ, расположенных на континенталь­ном шельфе, который сходен с режимами, установленными в об­ласти международной авиации.

Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 года, предусматривающая химическую маркировку для облегчения обнаружения пластических взрывчатых веществ, например, для борьбы с актами саботажа в отношении воз­душных судов, устанавливающая контроль и ограничения в отно­шении использованных немаркированных и не поддающихся обна­ружению пластических взрывчатых веществ.

Международная Конвенция о борьбе с бомбовым террориз­мом 1997 года, предусматривающая режим универсальной юрис­дикции в отношении незаконного и преднамеренного использова­ния взрывных или иных смертоносных устройств в пределах раз­личных указанных мест общественного пользования или против них с намерением причинить смерть или серьезные увечья или зна­чительные разрушения таких общественных мест.

Международная Конвенция о борьбе с актами ядерного тер­роризма 2005 года, определяющая широкий круг деяний и возмож­ных целей, включая атомные электростанции и ядерные реакторы, призывающая государства сотрудничать в предотвращении террори­стических нападений посредством обмена информацией и оказания друг другу помощи в связи с уголовными расследованиями или процедурами выдачи, предусматривающая как кризисные ситуации (оказание государствам помощи в урегулировании ситуации), так и посткризисные ситуации (обеспечение безопасности ядерного мате­риала через Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)».

Итак, рассмотрев развитие законодательства в области борьбы с террористической и экстремисткой деятельностью на международном уровне, следует обратить внимание на правовые основы системы российского законодательства по противодействию указанному явлению.

Следует подчеркнуть, что система противодействия явлениям такого уровня как терроризм и экстремизм может быть построена только на основании международного сотрудничества.

Отдельно взятое государство при самой глубокой проработке антитеррористической политики не способно противостоять названным угрозам. В тоже время для создания эффективной международной системы противодействия необходимо постоянное совершенствование национальных профилактических систем.

В связи с этим при организации системы профилактики терроризма и экстремизма необходимы усилия всех государств, как доноров, так и реципиентов, как в системе, так и каждого в отдельности.

В настоящий момент на пути создания подобной системы сделаны только лишь первые шаги. Начальными этапами по созданию противодействия современному терроризму были осуществлены в 90-х годах XX века, среди них можно выделить следующие мероприятия:

в марте 1993 г. была разработана и принята Концепция борьбы органов безопасности России с терроризмом,

в 1995 г. создан Антитеррористический центр (АТЦ) ФСБ, призванный стать координатором этой работы,

в 1996 г. в составе ГУБОП МВД России формируется Отдел по борьбе с криминальным терроризмом,

в 2008г. создан Центр по борьбе с экстремизмом (Центр«Э») при ГУВД по г. Санкт-Петербургу и ЛО.

В императорской России за довольно короткий срок была сформирована если не целостная система профилактики преступлений террористического характера, то, по крайней мере, некоторые ее элементы, и потому этот опыт в контексте нынешних задач заслуживает пристального внимания. Работа проводилась в несколько этапов. C конца 70-х годов ХIХ в., как только в стране обозначилась проблема терроризма, правительство было вынуждено принимать меры организационно-правового, оперативного, информационного и иного характера по борьбе с ним, а также совершенствовать методы этой борьбы, хотя, порой, и с опозданием в условиях чрезвычайных обстоятельств.

Анализируя эти меры, в отечественном опыте следовало бы обратить внимание на следующие элементы: а) предельно жесткую централизацию предупредительных функций в рамках одного ведомства и как следствие - четкую координацию всех задействованных структур; б) создание основы системы антитеррора; в) эффективную работу этой системы даже при отсутствии четкого уголовно-правового понятия «терроризма».

Очень важным в связи этими обстоятельствами является Постановление Правительства РФ от 6 июня 2007 года № 352 «О мерах по реализации Федерального закона «О противодействии терроризму».

Этим постановлением утверждено три положения, которыми определен порядок применения Вооруженными Силами РФ оружия и боевой техники для устранения угрозы или пресечения террористического акта в воздушной среде; во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ, в подводной среде, а также в ходе проведения контртеррористических операций.

В развитие Концепции национальной безопасности России был принят Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ (в ред. ФЗ от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ), а за­тем Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 мар­та 2006 г. № 35-ФЗ. Закон направлен на регулирование процесса противодействия терроризму.

Кроме того ФЗ «О противо­действии терроризму» устанавливает, что террористическая дея­тельность представляет собой:

а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;

б) подстрекательство к террористическому акту;

в) организацию незаконного вооруженного формирования, пре­ступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

г) вербовку, вооружение, обучение и использование террори­стов;

д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористиче­ской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих не­обходимость осуществления такой деятельности.

Не менее важными в вопросе противодействия терроризму являются Указы Президента Российской Федерации:

1) № 1300 от 17 декабря 1997 г., определяющий важнейшие за­дачи в области борьбы с преступностью (усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения; укрепление системы право охранительных органов, прежде всего структур, противодействующих организованной преступности и терроризму; создание условий для их эффективной деятельности);

2) № 116 от 15.02.2006 (ред. от 29.02.2008) «О мерах по противо­действию терроризму», предусматривающий образование Нацио­нального антитеррористического комитета и антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации. Национальный ко­митет возглавляет директор ФСБ России, министр внутренних дел России является его заместителем. Основное назначение указанного органа - обеспечивать координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправле­ния по противодействию терроризму.

Основополагающим ведомственным нормативно-правовым до­кументом в системе МВД, регламентирующим деятельность органов внутренних дел по предупреждению преступлений и иных правона­рушений, в том числе террористического и экстремистского харак­тера, является приказ МВД РФ № 19 от 17 февраля 2006 г., кото­рым утверждено наставление о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений.

В общем плане работа по созданию системы антитеррора должна включать в себя укрепление государственных органов, участвующих в предупреждении и пресечении проявлений терроризма и экстремизма, предоставление им необходимых полномочий, улучшение их технической оснащенности и вооружения, обеспечения соответствующего набора социальных льгот сотрудникам и членам их семей, усиление гарантий их правовой защищенности.

Рассматривая проблемы профилактики молодежного экстремизма необходимо отметить, что нормативной базой этой деятельности является Приказ МВД от 26 мая 2000 года № 569 «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел».

Концептуальные основы и конкретные меры по решению возникающих проблем определены и в многочисленных документах, утверждённых Президентом и Правительством РФ. В их числе: «Основные направления государственной семейной политики», «Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года». Указ Президента РФ от 1 июня 1992 года «О первоочередных мерах по реализации всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы», Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 года «О первоочередных мерах в области молодёжной политики», постановления Правительства РФ от 23 августа 1993 года «О реализации Конвенции ООН о правах ребёнка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей » и от 13 января 1996 года «О плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1995-1997 годы».

Принятие перечисленных документов реально способствовало началу процесса интенсивного перехода функций предупреждения преступности несовершеннолетних от правоохранительных и, прежде всего, от полицейских органов, к иным государственным и общественным структурам и учреждениям, осуществляющим главным образом социальное обслуживание детей и подростков, защиту их прав и законных интересов.

Кроме того скорректировано понятие «экстремистская деятельность (экстремизм)», содержащееся в ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». В частности, из перечня деяний, подпадающих под данное понятие, исключены применение насилия в отношении представителя государственной власти либо на угрозу применения насилия в отношении представителя государственной власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей, а также посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность.

20 апреля 2011 года Государственная дума рассмотрела законопроект № 534519-5 о внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и Федеральный закон «О транспортной безопасности» (в части совершенствования общегосударственной системы противодействия терроризму путем усиления профилактической составляющей этой деятельности). Новая система противодействия терроризму, предусматривает три уровня тревоги: повышенный (синий), высокий (желтый) и критический (красный).

Первый уровень «синий» - вводится, когда поступила оперативная информация о том, что может произойти террористический акт. Она может свидетельствовать как о том, что такой теракт действительно готовится, так и быть ложной. При этом уровне уточняется схема оповещения и порядок экстренной связи между всеми структурами, согласовываются планы развертывания сил и средств, планы охраны и обороны объектов, которые могут подвергаться террористической опасности.

При «желтом» - высоком уровне угрозы может быть введен более жесткий контроль паспортного режима, усилены охрана объектов жизнеобеспечения, контроль за передвижением транспорта через административные границы.

Третий, критический «красный» уровень угрозы вводится тогда, когда будут получены точные данные, где произойдет теракт или если этот теракт уже произошел. При этом уровне неизбежно объявляется режит контртеррористической операции.

Для того, чтобы претворить в жизнь указанные законодательные инициативы, необходимо, кроме того и внесение и детализация иных нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность тех федеральных органов, которые будут претворять их в жизнь.

Принятые меры, как правового характера, так организационно-методического, безусловно, скажутся на усилении деятельности государства в области борьбы с терроризма, а также деятельности экстремистской направленности.

3. Полицейская превенция в механизме противодействия террористической и экстремистской деятельности: содержание, основные направления реализации

Проблема противодействия террористической и экстремистской деятельности в современных условиях является крайне сложной для российского общества. Эффективная работа правоохранительных органов, а именно органов внутренних дел по раскрытию и расследованию преступлений, связанных с терроризмом и экстремизмом, является ключевым моментом в выработке системы предупреждения данных феноменов.

Система предупреждения рассматриваемого вида преступлений предусматривает целый комплекс мероприятий репрессивного и превентивного плана. Особое внимание в ней уделяется полицейской превенции в сфере террористической и экстремистской деятельности, которая осуществляется путем выявления, предупреждения, предотвращения и пресечения подготавливаемых и совершаемых преступлений; выявления и проведения необходимой работы с лицами, склонными к совершению таких преступлений; раскрытия и расследования преступлений, связанных с терроризмом и экстремизмом; розыска и задержания преступников; осуществления надзорной (в том числе лицензионно-разрешительной) и юрисдикционной деятельности; исполнения наказания. Одним из показателей эффективности превентивных мер, осуществляемых органами внутренних дел, является сокращение преступлений рассматриваемого вида. Согласно п.16-17 ст. 12 ФЗ «О полиции» на полицию возлагается принимать в соответствии с федеральным законом меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан; участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму и в обеспечении правового режима контртеррористической операции, а также в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов[100].

Структура противодействия террористической и экстремистской деятельности предопределяет криминологические особенности соответствующей деятельности органов внутренних дел. Эти особенности представляют собой совокупность оперативно-служебных ситуаций, формируемых под влиянием информации о состоянии, динамике и конкретных проявлениях данного вида уголовно-наказуемых деяний и сопряженных с ним преступлений, их криминологической и виктимологической характеристике и определяющих на федеральном и региональном уровнях стратегию и тактику организационной, оперативно-розыскной, административной и следственной деятельности служб и подразделений системы МВД России.

Органы внутренних дел, играют особую роль среди субъектов, осуществляющих противодействие терроризму и экстремизму. Она определяется разнообразием и широтой компетенции, обширным спектром полномочий по осуществлению оперативно-розыскной, административно-юрисдикционной, уголовно-процессуальной и иных видов деятельности по борьбе с основной массой преступле­ний, наличием в структуре разных служб и подразделений, включая специализирующиеся на предупреждении преступлений террори­стического характера. Исходя из этого, в зависимости от ситуации, субъектами предупредительной деятельности в отношении терро­ризма и экстремизма могут выступать любые службы и подразделе­ния органов внутренних дел и их представители. Приказом МВД России № 1152 от 25 декабря 2001 г. утвержде­но наставление, в котором впервые на ведомственном уровне четко определены правовые основы деятельности органов внутренних дел по контролю над терроризмом и организационная структура по предупреждению этого явления. В Наставлении названы наиболее важные задачи главных управлений МВД России, субъектов Федерации, подразделений и служб по предупреждению преступлении террористического характера. Их можно подразделить на несколько групп:

1) участие в разработке и реализации комплексных программ деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступ­лений террористического характера;

2) изучение в пределах своей компетенции на федеральном и межрегиональном уровнях социальных, экономических и других факторов, способствующих совершению преступлений террористи­ческого характера и участие в разработке мер по их устранению;

3) организация взаимодействия и координация деятельности ор­ганов внутренних дел с субъектами, осуществляющими борьбу с терроризмом, в части обмена информацией;

4) информирование населения и средств массовой информации о состоянии и мерах по предупреждению преступлений террористи­ческого характера;

5) повышение профессиональной подготовки работников орга­нов внутренних дел: изучение, обобщение и распространение по­ложительного опыта по предупреждению преступлений террористи­ческого характера;

Названным нормативным документом определена также дея­тельность главных управлений МВД России и по федеральным ок­ругам.

Современное состояние террористической и экстремистской деятельности, как составной части преступности предполагает особую организацию предупредительной работы органов внутренних дел. Поэтому министром внутренних дел России борьба с данным видом преступности определена в качестве приоритетного направления деятельности[101]. Однако предпринимаемые органами внутренних дел меры по обеспечению неотвратимости ответственности преступников пока нередко решаются на низком профессиональном уровне, явно запаздывают и не всегда отвечают принципу наступательности, не позволяют нейтрализовать противодействие данного вида преступлений.

Исходя из вышесказанного, мы отмечаем, что основными субъектами реализации комплекса мер по противодействию террористической и экстремистской деятельности станут органы внутренних дел, действующие во взаимодействии между всеми их службами и подразделениями.

Так, службам и подразделениям, чья деятельность направлена на обеспечение общественной безопасности и укрепление правопорядка предписывается:

- проведение периодических проверок правомерности прожи­вания граждан, использования квартир и подвальных помещений, сдаваемых в аренду (под наем) предприятиям, учреждениям, орга­низациям и частным лицам, а также гостиниц, ресторанов с целью установления и принятия мер к лицам (организациям), незаконно хранящим оружие, боеприпасы и другие средства поражения;

- контроль над доступом в пустые помещения, чердаки и подвалы;

- прекращение деятельности частных охранных предприятий и служб безопасности, находящихся под контролем террористических организаций (сообществ);

- про ведение разъяснительной работы среди населения, в об­щественных организациях, трудовых коллективах в целях преду­преждения преступлений террористического характера;

- корректировка системы единой дислокации с целью макси­мального сближения постов и маршрутов патрулей к местам воз­можного совершения преступлений террористического характера.

Подразделения дорожно-патрульной службы осуществляют проверку документов у водителей и пассажиров в целях выявления и задержания лиц, по­дозреваемых в принадлежности к террористическим организациям (террористическим группам), а также незаконно перевозящих ору­жие, боеприпасы, взрывчатые устройства, зажигательные, химиче­ские, сильнодействующие ядовитые вещества, бактериологические, наркотические и психотропные средства, и передачу их в органы внутренних дел. Устанавливают (выявляют) в ходе выполнения служебных обязанностей транспортные средства и лиц, находящихся в розыске, измененную (уничтоженную) маркировку номерных агрегатов автотранспортных средств, документы и государственные регистрационные знаки с признаками подделки или находящиеся в розыске транспортные средства.

Полиция в своей предупредительной деятельно­сти применяет наряду с общими, специальные формы и методы ан­титеррористического контроля. В частности, на подразделения уго­ловного розыска возлагается работа по следующим направлениям:

- получение и реализация информации о террористических ор­ганизациях (сообществах), террористических группах;

- проведение на территории обслуживания совместных с заин­тересованными подразделениями оперативно-разыскных мероприя­тий по выявлению и перекрытию каналов поступления террористи­ческим организациям (сообществам), террористическим группам финансовых средств, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, устройств и других средств поражения;

- проведение оперативно-разыскных мероприятий по выявле­нию мест расположения террористических групп и реализации по­лученной информации;

- розыск террористов, скрывшихся от следствия и суда, а также лиц, в отношении которых имеется информация о намерении со­вершить преступление террористической направленности[102].

Сотрудники подразделений по борьбе с организованной преступностью и терроризмом:

- проводят мониторинг оперативной обстановки в сфере борьбы с организованной преступностью и терроризмом с привлечением специалистов научных и научно-исследовательских учреждений;

- принимают меры по разобщению организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), в т.ч. террористической и экстремистской направленности, на ранних стадиях формирования путем поиска и своевременной реализации информации упреждающего характера;

- осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по предупреждению преступлений, отнесенных к компетенции подразделений по борьбе с организованной преступностью, в т.ч. по предупреждению противоправной деятельности участников организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций);

- в пределах компетенции осуществляют мероприятия по недопущению проникновения представителей организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций) в органы власти;

- участвуют в правовой пропаганде и информировании населения о результатах работы в установленной области деятельности;

- разрабатывают и организуют проведение специальных операций и оперативно-профилактических мероприятий в сфере борьбы с организованной преступностью, в том числе комплексных антитеррористических оперативно-профилактических мероприятий в рамках компетенции подразделений системы МВД России;

- выявляют при проведении оперативно-розыскных мероприятий причины и условия, способствующие совершению преступлений, принимают в пределах компетенции меры по их устранению.

Необходимо акцентировать внимание на антитеррористической работе сотрудников уголовного розыска. В вышеупомянутом Наставлении закреплен комплекс задач, возлагаемых на данных сотрудников. Так сотрудники уголовного розыска:

- проводят разведывательные опросы лиц без определенного места жительства, иностранцев, проживающих без регистрации и представляющих оперативный интерес;

- получают и анализируют информацию из НЦБИнтерпола о въезде в Российскую Федерацию лиц, причастных к международ­ному терроризму;

- проводят оперативную работу в этнических криминальных группах с целью выявления лиц, имеющих связи с террористиче­скими и экстремистскими центрами в других странах;

- проводят оперативные мероприятия в религиозных исламских центрах, направляющих молодежь на обучение исламу в арабские страны и имеющих связи с террористическими организациями;

- проводят оперативные и поисковые мероприятия в местах проживания и обучения студентов из исламских государств;

- проводят опросы, оперативные осмотры, ведут наблюдения за местами концентрации лиц, имеющих связи с криминальными со­обществами, а именно: казино, бары, сауны, кафе, рестораны, во­кзалы, рынки, гостиницы, общежития, места отстоя железнодорож­ного и грузового иногороднего транспорта, автотехцентры, места отстоя автотранспорта и др.;

- собирают и изучают информацию о лицах, склонных к со­вершению либо замышляющих совершение преступлений террори­стического и экстремистского характера;

- проводят соответствующие поисково-разведывательные ме­роприятия в сети Интернет, фиксируют необходимую информацию в системах мобильной и подвижной связи;

- получают, обмениваются и анализируют информацию из консульских учреждений, органов ФСБ о въезде в Российскую Фе­дерацию и выезде иностранных граждан, проживающих за границей и причастных к терроризму;

- проводят комплекс мероприятий по пресечению незаконного оборота наркотиков, оружия, боеприпасов, взрывчатых устройств и веществ в местах их изготовления, хранения, реализации; проверяют лиц, судимых за указанные преступления, на причастность к террористической деятельности; устанавливают источники их фи­нансирования; осуществляют оперативно-разыскные мероприятия в приграничных районах России с целью выявления фактов контрабанды оружия, боеприпасов и др.;

- выявляют организованные преступные структуры, занимаю­щиеся торговлей оружием, боеприпасами, наркотиками, кражами и угонами автотранспорта и др.

Осуществляя предупредительную деятельность в сфере противодействия террористической и экстремистской деятельности, органы внутренних дел осуществляют взаимодействие с другими правоохранительными органами Российской Федерации. В действующем законодательстве отсутствует понятие правоохранительных органов и не определена их система[103].

Не вдаваясь в дискуссию по данному вопросу, автор отмечает, что в Положении «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью», утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. № 567 (далее – Положение о координации) среди правоохранительных органов прямо названы: органы федеральной службы безопасности, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенные органы Российской Федерации[104].

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью возложена на прокуратуру Российской Федерации[105].

В соответствии с Положением о координации взаимодействие органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов осуществляется в целях повышения эффективности борьбы с преступностью путем разработки и осуществления этими органами согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению.

Министерство внутренних дел России осуществляет борьбу с терроризмом и экстремизмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели. Через Национальное центральное бюро Интерпола в соответствии с возложенными на него функциями осуществляет взаимодействие между различными государствами по розыску и привлечению к уголовной ответственности лиц, обвиняемых в терроризме[106]. Главной ее задачей стало создание базы данных о лицах, причастных или подозреваемых в террористической деятельности. В Интерполе существует отдельная база данных на преступные организации, замеченные в совершении террористических актов. Отслеживаются их связи с другими пре­ступными сообществами, преимущественно теми, которые занима­ются наркобизнесом, торговлей оружием, взрывчатыми веществами. Интерполом регулярно проводятся симпозиумы по борьбе с меж­дународным терроризмом. Местом их проведения бывает не только штаб-квартира Интерпола (Лион, Франция), но и отдельные регио­нальные центры в Азии, Африке, на Американском континенте.

Интерпол ежегодно отчитывается по делам о террористических актах общеуголовного характера на сессиях Генеральной ассамблеи наравне с такими же обязательными отчетами о борьбе с незакон­ным оборотом наркотиков, с кражами произведений искусства, фальшивомонетничеством.

Как следует из подготовленного в Интерполе «Сборника спра­вочных материалов», «борьба с терроризмом касается всех актов международного терроризма, включая незаконные акты против гражданской авиации, терроризм, связанный с наркобизнесом, ис­пользованием взрывчатых веществ при совершении террористиче­ских актов, использованием террористами фальшивых документов». Каждый из этих вариантов подается в сборнике как направление работы Интерпола по делам конкретного вида терроризма[107].

Таким образом, практика показывает, что разрозненные действия отдельных стран не достаточны для эффективного противостояния терроризму. Борьба с терроризмом требует участия всех стран мирового сообщества, тем более в условиях глобализации мировых процессов, и приводит к необходимости разработки комплексных международных подходов и единых методик противостояния различным террористическим проявлениям.

Подытоживая вышесказанное, можно отметить, что в России уже накоплен некоторый положительный опыт сотрудничества с другими государствами в области борьбы с террористической и экстремистской деятельности. Это дает основание полагать, что, несмотря на имеющиеся трудности и препятствия, создан законодательный и методический фундамент для успешного сотрудничества в борьбе с преступлениями, связанными с террористической и экстремистской деятельностью.

Литература:

Федеральный закон от 07.02.2011 г. №3-ФЗ «О полиции».

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. №2202-1. Ст.8. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 8.

Указ Президента РФ от 26 декабря 2003 года «О совете при президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией».

Приказ Президента РФ от 13 сентября 2004 года № 116 «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом».

Аминов Д.И., Р.Э. Оганян. Молодёжный экстремизм. М., 2006г.

Антонов В.Н. Современный терроризм: теория и реальность. // Экономика. Политика. Право. 2002. №2.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.