Сделай Сам Свою Работу на 5

Органы внутренних дел как субъекты предупреждения правонарушений рецидивной и профессиональной направленности





Деятельность органов внутренних дел в части предупреждения рецидивной и профессиональной преступности строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности. Полиция решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами, а также муниципальными органами охраны общественного порядка, деятельность которых регулируется федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Полиция в своей деятельности руководствуется нормативно-правовыми документами, в которых сформулированы принципы нового этапа развития. Эти директивы фиксированы в Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативно-правовых актах Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации.

Деятельность по предупреждению рецидивной и профессиональной преступности многоаспектная. Необходимо общее оздоровление криминальной обстановки в стране, улучшение нравственного, психологического климата в обществе, что способно положительно воздействовать на ситуацию.



Основным субъектом предупреждения рецидивной и профессиональной преступности выступают органы внутренних дел, это определяется компетенцией, широкими полномочиями по осуществлению административной, уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности.

Предупреждение профессиональной и рецидивной преступности органами внутренних дел – это система профилактических мероприятий, которая состоит их общепрофилактических мероприятий, направленных на выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений и индивидуально-профилактических мероприятий, направленных на контроль за ранее судимыми лицами.

Основной объем работы по предупреждению профессиональной и рецидивной преступности, осуществляемой органами внутренних дел, выполняет служба участковых уполномоченных полиции, осуществляя общую профилактику преступности на обслуживаемой территории и индивидуально-профилактическую работу с лицами, состоящими на профилактическом учете.



Работа участкового уполномоченного полиции должна строиться на планировании, что позволяет во время решить важные и перспективные вопросы, оценить сложившуюся оперативную обстановку на обслуживаемой территории. Планирование создает условия для взаимодействия между различными подразделениями органов внутренних дел, органами прокуратуры, суда, федеральной службой исполнения наказания, общественностью, что позволяет эффективно противодействовать рецидивной и профессиональной преступности.

Предупреждение профессиональной и рецидивной преступности органами внутренних дел – это сложная система профилактических мероприятий, направленная на выявление причин и условий, способствующих их совершению, на предупреждение и пресечение любых видов преступлений, осуществление контроля за ранее судимыми лицами. Например, участковыми уполномоченными полиции, сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних составляются индивидуальные планы профилактических мероприятий в отношении конкретных лиц, состоящих на учете в ОВД. [130]

Правовой основой профилактической деятельности участковых уполномоченных полиции являются: Федеральный закон «О полиции»; приказ МВД РФ от 03. 05. 2003 г. № 300, утверждающий «Инструкцию по организации деятельности участкового уполномоченного»; приказ МВД РФ от 17. 01. 2006 г. № 19 « О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений».



Осуществляя общепрофилактическую деятельность на обслуживаемой территории участковый уполномоченный полиции собирает информацию общаясь с населением, рассматривая и принимая решения по жалобам, заявлениям и сообщениям граждан, проводя личное наблюдение, изучая данные статистической отчетности, оперативно-розыскных и информационно-справочных учетов. В первую очередь индивидуально-профилактическому вниманию подвергаются лица, склонные к совершению административных правонарушений и преступлений; лица, ранее судимые к альтернативным видам наказания, к лишению свободы. Предупредительные меры в отношении конкретного индивида направлены на устранение неблагоприятных воздействий (психологических, моральных, бытовых, физических, насильственных), позволяющих совершить противоправные деяния повторно.

Предупреждение профессиональной и рецидивной преступности начинается с того, что участковый уполномоченный полиции заводит контрольную карточку и контрольно-наблюдательное дело на основании извещения или сообщения, поступающего в орган внутренних дел по месту предполагаемого прибытия освобожденного из исправительного учреждения. Если лицо отбывает наказание, не связанное с лишением свободы или условно, то в этом случае извещение приходит из уголовно-исполнительной инспекции по месту жительства осужденного. [131] В извещении содержится информация, характеризующая личность освобождаемого (совершенное им преступление, срок наказания, наличие прошлых судимостей, черты характера, сведения об отрицательных связях и намерениях), позволяющая определить, нуждается ли данное лицо в профилактическом воздействии.

Извещение направляется только на тех освобождаемых в отношении которых установлены ограничения: в отношении лиц, не вставших на путь исправления, имеющих три и более судимостей, совершивших преступления при особо опасном рецидиве, не отказавшихся от намерений продолжать преступную деятельность. На остальных граждан, освобождаемых из исправительных учреждений оформляются сообщения, в которых содержится уголовно-правовая информация и сведения о поведении за время отбывания наказания.

Профилактическая работа с лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы начинается в исправительном учреждении за 6 месяцев до истечения срока отбывания наказания. Инспектор по трудовому и бытовому устройству осужденных исправительного учреждения уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по предполагаемому месту жительства о предстоящем освобождении гражданина, наличии у него жилья, имеющихся специальностях, трудоспособности. В орган внутренних дел направляется запрос о возможности регистрации осужденного по выбранному месту жительства. Участковый уполномоченный, получив запрос должен руководствоваться статьей 13 Федерального закона « О занятости населения « которая относит лиц, освобожденных из мест лишения свободы, к числу пользующихся повышенной социально-правовой защитой. В соответствии с п. 2. 3 совместного указания МВД РФ и Федеральной службы занятости РФ « О некоторых изменениях порядка трудового и бытового устройства лиц, освобождаемых из учреждений, исполняющих уголовные наказания « от 28. 09. 1992 освобожденные от наказания имеют право первоочередного трудоустройства через центры занятости населения. Участковый уполномоченный должен оказывать содействие в трудоустройстве гражданина, а бывший осужденный вправе требовать от сотрудников службы занятости населения подобрать ему подходящую работу или провести его обучение по другой специальности.

Участковые уполномоченные полиции, выполняя мероприятия по профилактике рецидивной и профессиональной преступности тесно взаимодействуют с сотрудниками Минюста России. Сотрудники подразделений двух министерств действуют во исполнении совместного приказа МВД России и Минюста России № 561/122 от 11. 09. 1998 г. , который определяет, что повышение эффективности профилактики преступлений среди подучетных лиц и усиление контроля за их поведением является общей задачей двух министерств. Основное взаимодействие приходится на участковых уполномоченных полиции и инспекторов уголовно-исполнительных инспекций, деятельность которых регламентируется уголовно-исполнительным законодательством и Постановлением Правительства РФ « Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях « № 729 от 16. 06. 1997 г. Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют учет и контроль за лицами, условно осужденными, осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы, и досрочно освобожденными с отсрочкой исполнения наказания, а органы внутренних дел контролируют поведение осужденных в быту, на производстве и проводят с ними профилактические мероприятия. Установленный порядок взаимодействия регламентирован совместным приказом МВД России и Минюста России № 393/179 от 28. 05. 1999 г.

Участковые уполномоченные полиции осуществляют контроль за поведением граждан, освободившихся из исправительных учреждений. Для этого собирается и изучается информация об этих гражданах. Полученная информация: когда и за что привлекались к уголовной ответственности, в каком учреждении отбывали наказание и как характеризовались, участие в преступных группировках, характеристика лиц, с которыми поддерживаются связи по месту жительства, работы, учебы, проведения досуга, склонность к антиобщественному поведению . Такая информация фиксируется в справках, рапортах и других служебных документах которые концентрируются в контрольно-наблюдательных делах.

Участковым уполномоченным полиции на каждое лицо, в отношении которого будет осуществляться контроль составляется индивидуальный план профилактических мероприятий с целью недопущения рецидива преступлений. К ранее судимым лицам, нарушающим общественный порядок, находящимся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, злоупотребляющим спиртными напитками или употребляющим наркотические средства, не выполняющим обязанности или запреты, установленные судом применяются административно-правовые меры.

За лицами, отбывающими альтернативные виды уголовного наказания и состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях ФСИН России контроль со стороны участковых уполномоченных полиции прекращается или продлевается после получения из инспекции уведомления. В уведомлении указывается информация об отбытии уголовного наказания, истечении (продлении) испытательного срока, для лиц условно осужденных, прекращении исполнения наказания по основаниям акта амнистии или помилования.

Лица, совершающие преступления в юном возрасте, трудно поддаются исправительному воздействию и представляют резерв для профессиональной и рецидивной преступности.

Важная роль в предупреждении профессиональной и рецидивной преступности среди несовершеннолетних отведена подразделениям по делам несовершеннолетних (ПДН).

Основными нормативными документами, регулирующими деятельность подразделений по делам несовершеннолетних являются: Федеральный закон «О полиции»; Федеральный закон « Об основах системы профилактик безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних « от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ ( в ред. От 13. 01. 2001 № 1-ФЗ); «Инструкцией по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел», утвержденной приказом МВД РФ от 26 мая 2000 г. № 569 ( в редакции приказа МВД РФ от 09. 10. 2004 г. № 639 ); приказом МВД РФ от 17. 01. 2006 г. № 19 « О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений».

Предупреждение преступности, в том числе рецидивной среди несовершеннолетних проводится в форме индивидуальной профилактической работы с ранее судимыми лицами, состоящими на учете в отделе ПДН. Ведомственные инструкции, регламентирующие организационную деятельность ПДН ОВД предусматривают формы профилактического учета: контрольная карточка, контрольно-наблюдательное дело и наблюдательное дело на группу несовершеннолетних с антиобщественной направленностью. Перед заведением учетно-профилактического дела и учетно-профилактической карточки сотрудником ПДН проводится беседа с несовершеннолетним, его родителями или законными представителями. Информация о несовершеннолетних лицах, состоящих на профилактическом учете вносится в журнал регистрации лиц, состоящих на учете ПДН. Для постановки несовершеннолетнего на учет необходимо письменное разрешение начальника ОВД или его заместителя. Руководителями ОВД изучаются документы на лиц, состоящих на учете. После чего даются письменные указания по устранению недостатков и повышению эффективности профилактической работы.

С целью недопущения рецидива преступлений со стороны лиц, состоящих на учете, сотрудником ПДН ежеквартально составляется план профилактических мероприятий на каждого несовершеннолетнего, в который необходимо включать следующие мероприятия: посещение несовершеннолетнего по месту жительства; индивидуально-профилактические беседы с несовершеннолетним, родителями, родственниками, учителями; изучение характеризующих материалов. Профилактические мероприятия должны проводиться с учетом особенностей личности несовершеннолетнего, его воспитания, круга общения.

Важным направлением предупреждения рецидивной преступности несовершеннолетних, освобожденных из воспитательных колоний и возвращающихся из учебно-воспитательных учреждений является обеспечение социальной адаптации. Решить проблему ресоциализации достаточно сложно, в силу того, что у большинства несовершеннолетних до осуждения не было цивилизованных социально-полезных связей.

Решение данной проблемы требует участия специальных органов и учреждений, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Пункт 1 статьи 4 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «перечисляет органы профилактики: органы внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социально защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы управления здравоохранением, органы по делам молодежи, органы службы занятости. Координация деятельности перечисленных органов и учреждений возложена на комиссию по делам несовершеннолетних.

Активно взаимодействуют сотрудники ПДН с уголовно-исполнительными инспекциями ФСИН России с целью предупреждения рецидива преступлений условно осужденными гражданами, досрочно освобожденными, осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденного от общества. Сотрудники ПДН информируют уголовно-исполнительные инспекции о несовершеннолетнем, совершившим административное правонарушение, о фактах неисполнения условно осужденным обязанностей возложенных на него судом. Если несовершеннолетним условно осужденным совершено два административных правонарушения либо систематически не исполняются обязанности, возложенные судом сотрудники ПДН вносят в уголовно-исполнительную инспекцию ходатайство об отмене условного осуждения или продлении испытательного срока. В случае уклонения несовершеннолетней осужденной от воспитания ребенка и ухода за ним, сотрудники ПДН вносят в уголовно-исполнительную инспекцию ходатайство об отмене отсрочки отбывания наказания или вносят в суд представление с аналогичной формулировкой.

Учетно-профилактические карточки, учетно-профилактические дела на несовершеннолетних прекращаются и несовершеннолетние снимаются с учета ПДН по достижении восемнадцатилетнего возраста, в случае не подтверждения материалов, послуживших основанием для постановки на учет, в случае исправления, в случае помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, при отмене или изменении приговора и т. д.

Специфические функции по предупреждению правонарушений рецидивной и профессиональной направленности осуществляют оперативные аппараты уголовного розыска, подразделений по борьбе с экономическими преступлениями, с организованной преступностью. Деятельность оперативных подразделений по предупреждению правонарушений рецидивной и профессиональной направленности регулируется Федеральным законом «О полиции», «Об оперативно-розыскной деятельности», приказом МВД РФ № 19 от 17 января 2006 г. «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» другими приказами и инструкциями, закрепляющими право применения этими подразделениями гласных и негласных средств и методов присущих только им. Оперативно-розыскные меры необходимы для выявления лиц криминальной направленности, замышляющих преступления, для предотвращения и пресечения таких деяний.

Сотрудники оперативных подразделений органов внутренних дел осуществляют мероприятия по контролю осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденного от общества, за лицами, освобожденными из исправительных учреждений, с целью предупреждения с их стороны повторных правонарушений. Оперативно-розыскной контроль над профессиональной и рецидивной преступностью подразделения органов внутренних дел осуществляют во взаимодействии с подразделениями Министерства юстиции. Особая роль в этом отводится оперативно-розыскной информации, которая содержит признаки общественной опасности деяний, указывает на круг причастных к ним лиц, степень криминальной активности и характер сложившихся связей среди профессиональных преступников, роль каждого из них на разных стадиях противоправной деятельности. Такая информация может содержать сведения о круге лиц, в той или иной мере осведомленных о преступлениях, дает возможность заранее обнаружить «слабые звенья» в профессиональных преступных группах и т. д. В итоге оперативно-розыскная информация приобретает тактическое значение, позволяя распознавать явления, анализ которых обеспечивает рациональное построение тактики предупреждения профессиональной и рецидивной преступности. [132]

В процессе предупреждения профессиональной и рецидивной преступности оперативные аппараты работают с информацией, полученной из различных по своему характеру источников. Они подразделяются на официальные и неофициальные. К официальным относятся сообщения средств массовой информации, жалобы и заявления граждан, материалы проверок ведомственных и правоохранительных органов, материалы о правонарушениях, уголовные дела, статистические данные о совершенных правонарушениях и преступлениях на интересуемой территории.

К неофициальным источникам относятся картотеки и дела оперативного учета, оперативные документы органов внутренних дел, ФСБ, Минюста.

Сотрудникам оперативно-розыскных аппаратов следует учитывать, что полученная информация должна быть перепроверенной. Только достоверная информация влечет применение мер административного и уголовного характера. При реализации информации необходимо сохранить её источник. Для этого сообщение перепроверяется любыми гласными и негласными силами и средствами, предохраняя источник информации от расшифровки.

Оперативная работа сотрудника уголовного розыска по предупреждению правонарушений рецидивной и профессиональной направленности начинается с получения официального извещения от участкового уполномоченного полиции о прибытии на обслуживаемую территорию для постоянного проживания лица, в отношении которого необходимо проводить профилактический контроль. Для установления данных, характеризующих поведение подучетного и его намерения вновь совершить противоправное деяние сотрудником уголовного розыска проводятся оперативно-розыскные мероприятия. Полученные сведения заносятся в учетную карточку. Один раз в три месяца в службу по обеспечению деятельности участковых уполномоченных направляется рапорт в котором содержатся сведения о проведенной профилактической работе в отношении лица, находящегося на профилактическом контроле. В случае выявления среди подучетных лиц, занимающихся приготовлением или покушением на совершение преступления, сотрудники оперативных подразделений принимают меры по документированию и пресечению правонарушений. Оперативно-розыскные материалы передаются в следственные органы для возбуждения уголовного дела.

Деятельность сотрудников органов внутренних дел должна быть направлена на разрушение криминальных традиций и преступного мира, на пресечение профессиональной и рецидивной преступной деятельности.

 

Литература:

Конституция Российской Федерации.

Закон Российской Федерации № 3-РФ от 7 февраля 2011 года «О полиции»// принят Государственной Думой 28. 01. 2011, опубликован в Российской газете № 5401, 8. 02. 2011.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации Утв. Президентом РФ от 9 сентября 2000 г. N Пр-1895 // «Российская газета», 28 сентября 2000 г. N 187.

Криминологическая характеристика и профилактика отдельных видов преступлений: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. проф. П. П. Баранова. – М. : ЦОКР МВД России, 2006. –272с.

Криминология: Словарь. /Сост. Г. Н. Горшенков, О. В. Лукичёв, В. В. Пасынков и др. – СПб. : Санкт-Петербургский университет МВД России, 2007. – 186с.

Частная криминология/Под ред. Д. А. Шестакова. – СПб. ,2007. – 771с.

Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и « Правоохранительная деятельность» / Под ред. В. Я. Кикотя, С. Я. Лебедева. – М. : Онити-Дана, 2009. - 247С.

Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. http//www. gks. ru/bgd/reg1/b08_13/IssWWW. exe/Stg/d2/10-03. htm

Официальный сайт МВД России. Сведения о состоянии преступности. http://www/mvd. ru/stats

Анисимков В. М. Россия в зеркале уголовных традиций тюрьмы. – СПб. , Юридический центр Пресс, 2003.

Баранов Ю. В. Стадии ресоциализации осужденных в свете новых социолого-антропологических воззрений и социальной философии. – СПб. , Юридический центр Пресс, 2006.

Джон Колеман. Комитет 300. Тайны мирового правительства. \Пер. с англ. – М. : Витязь, 2005. – 320с.

Дикселиус М. , Константинов А. Преступный мир России. – СПб. , 1995.

Дорошевич В. М. Сахалин. Каторга. – М. ,1907.

Зомбарт В. Пролетариат. – М. , 1906.

Шестаков Д. А. Криминология: новые подходы к преступлению и преступности. Криминогенные законы и криминологическое законодательство. Противодействие преступности в изменяющемся мире. . / Пред. В. П. Сальникова. – СПб. , 2006. –561с.


 

Лекция 9: Предупреждение органами внутренних дел миграционной преступности

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.