Сделай Сам Свою Работу на 5

Предупреждение органами внутренних дел правонарушений несовершеннолетних и молодёжного экстремизма





Озабоченность делами молодёжи, сбережение институтов материнства и детства в России традиционно входило в сферу компетенции министерства внутренних дел. И в царское время, и советский период это учреждение государственной власти контролировало состояние общественной нравственности, активно влияло на общество в различных направлениях. МВД сдерживало проституцию, развращение молодёжи и растление малолетних, учреждало институты призрения за вдовами, сиротами и беспризорными. Значительное количество детей из бедных семей благодаря государственной заботе получило не только медицинскую помощь и пропитание, но и достойное воспитание и образование – в кадетских корпусах, суворовских и нахимовских училищах, фабрично-заводских профессиональных училищах и высшей школе, верно служа в дальнейшем отечеству.

Государственные люди России всегда осознавали, что у страны с огромной территорией и ресурсами не может быть лишних людей. И особую значимость для будущего имеют цементирующие фундамент государственности России титульные народы.

Важно осознать, сохранить и по возможности возрождать знаковые традиции отечественной государственности, позволившие не только выжить, но и процветать народам России. На законной основе ключевое министерство обязано и вправе развивать концептуальные предложения, касающиеся внутренней политики, государственной и общественной жизни. Никогда МВД не превращалось лишь в пассивного исполнителя воли политических элит, порой чуждых для народов страны, что возможно в кризисные времена. Многие территории прежней уже России на глазах превращаются в неоколониальные страны.



Внимания требуют любые проекты в отношении детей и молодёжи, особенно если в них заинтересованы зарубежные политические акторы. Ныне МВД России принадлежит инициатива по созданию Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних. Ранее МВД России инициировало принятие Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». МВД России курирует федеральную целевую программу «Дети России», реализация которой требует экспертных оценок и пристального контроля со стороны властей.



С целью профилактики правонарушений среди учащихся общеобразовательных учебных заведений МВД России образовало институт школьных инспекторов, которые насчитывали (до реформирования милиции) более 5 тысяч специалистов. Рассматривается вопрос о целесообразности введения института «семейного инспектора», на которых возлагается профилактика семейного насилия, выявление неблагополучных семей, защита детей от издевательств родителей.

Данные направления частично реализуются по линии работы гуманитарных международных организаций, проектов и программ модернизации страны, на основе межправительственных соглашений с участием России и с применением ювенальных технологий.

В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

В указанных органах, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.



Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, действующая под началом министра внутренних дел России и на основании Постановления Правительства РФ от 6 мая 2006 г. N 272, является координационным органом, образованным для обеспечения единого государственного подхода к решению проблем защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Решения, принимаемые Комиссией в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для исполнения федеральными органами исполнительной власти, представители которых входят в ее состав.

Принятие закона РФ от 29. 12. 2010 г. № 436 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который вступает в силу с 01 сентября 2011 г. , существенно укрепляет правовую основу деятельности правоохранительных органов, общественных организаций и частных лиц по противодействию преступности и девиациям в среде массовых коммуникаций. В процессе реформировании МВД полезно использовать новые открывающиеся возможности в данном направлении профилактики правонарушений, создать соответствующие структуры.

Подчёркивая суверенность внутренней и внешней политики, Россия признаёт значимость международно-правового регулирования, межправительственных соглашений. Деятельность ОВД РФ представляет собой реализацию конкретных направлений государственной внутренней политики. Должностные лица в структуре органов исполнительной власти, сотрудники ОВД РФ опираются на принципы иерархичности управления и законности, действуя отнюдь не произвольно.

Базовыми правовыми документами, регламентирующими деятельность подразделений ОВД РФ по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, являются Конституция и законодательство Российской Федерации, ведомственные приказы МВД России. В настоящий момент ключевым документом, определившим цели и задачи, принципы построения и функции полиции, является Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», действующий с 1 марта 2011г.

Системная реорганизация МВД и иных структур государственной власти, в значительной мере определяется так называемой «политической волей», Президентом России и действующими политическими элитами. В период реформировании МВД России и преобразования структур милиции до 2012 г в новые полицейские структуры, неотменённые нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность прежней милиции, применяются к работе полиции в случае не противоречия их новому законодательству и существу реформ. В переходный период внеочередной переаттестации сотрудники ОВД исполняют прежние функциональные обязанности, пользуясь, в тоже время, и правами полиции, и исполняя новые обязанности.

До определения организационной структуры полиции и юридической конкретизации функций по направлениям работы, в части профилактики правонарушений действует Приказ МВД Российской Федерации № 19 от 17 января 2006 г. «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений».

Основным субъектом профилактики преступности несовершеннолетних в структуре ОВД РФ пока остаются ПДН (ОППН) ОВД РФ, создаваемые на основе Федерального закона ФЗ № 120-ФЗ от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», и приказа МВД России № 569 от 26. 05. 2000г. Указанные подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних районных, городских отделов (управлений) внутренних дел, отделов (управлений) внутренних дел иных муниципальных образований, отделов (управлений) внутренних дел закрытых административно-территориальных образований, отделов (управлений) внутренних дел на транспорте:

1) проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении:

групп несовершеннолетних указанных в законе, а также их родителей или законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;

других несовершеннолетних, их родителей или законных представителей при необходимости предупреждения совершения ими правонарушений и с согласия начальника органа внутренних дел или его заместителя;

2) выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

3) осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения;

4) рассматривают в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями или законными представителями либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних;

5) участвуют в подготовке материалов в отношении лиц, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, для рассмотрения возможности их помещения в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел и др.

Рассматривая проблемы профилактики молодежного экстремизма необходимо отметить, что ведомственной нормативной базой этой деятельности является Приказ МВД от 26 мая 2000 года № 569 «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел».

Должностные лица подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН) в целях предупреждения групповых правонарушений и экстремистских проявлений:

- выявляют во время проведения профилактических мероприятий:

- принадлежность подростков - правонарушителей к группам антиобщественного и иного характера, лидеров и активных участников этих групп, места их концентрации;

- лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и (или) антиобщественных действий, склоняющих их к употреблению наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;

- разъясняют несовершеннолетним, входящим в антиобщественные группы, их родителям или законным представителям требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих ответственность за противоправные деяния, особенно групповые и повторные;

- организуют, в целях предупреждения конфликтов между различными группировками подростков, личные встречи и беседы руководителей правоохранительных органов с несовершеннолетними, используют возможности воздействия на несовершеннолетних с помощью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- принимают меры по переориентации и разобщению антиобщественных групп несовершеннолетних, пресечению фактов отрицательного влияния на подростков со стороны их лидеров;

- вносят предложения лицу, производящему дознание, следователю, прокурору, судье о рассмотрении возможности изменения мер пресечения в отношении активных участников антиобщественных групп, совершивших преступления;

- участвуют в подготовке материалов для направления активных участников антиобщественных групп, совершивших преступления, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

- вносят в уголовно-исполнительные инспекции органов юстиции предложения о применении к активным участникам антиобщественных групп, осужденным к мерам наказания, не связанным с лишением свободы и совершившим правонарушения, мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

- незамедлительно докладывают начальнику горрайлиноргана о выявлении лиц и сведений, представляющих оперативный интерес, для принятия к правонарушителям мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и использования этой информации при организации работы по предупреждению, раскрытию преступлений и пресечению случаев отрицательного влияния на несовершеннолетних.

-вносят руководству горрайлиноргана предложения, вытекающие из анализа оперативной обстановки, об изменении планов комплексного использования сил и средств по охране общественного порядка, проведения рейдов и других мероприятий с участием сотрудников подразделений горрайлиноргана, иных государственных органов, общественных объединений, в том числе в местах концентрации групп несовершеннолетних;

- ведут наблюдательные дела на группы несовершеннолетних с антиобщественной направленностью.

Первостепенное значение в системе профилактики преступности несовершеннолетних занимает и служба участковых уполномоченных, как наиболее приближенная к населению, а также патрульно-постовая служба.

Прежний приказ МВД России от 16 сентября 2002 года № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» утверждал «Инструкцию по организации деятельности участкового уполномоченного милиции», в которой на участкового уполномоченного милиции возлагались обязанности:

знать места концентрации лиц с противоправным поведением, а также места, где чаще всего допускаются нарушения общественного порядка и совершаются преступления;

выявлять на административном участке общественные и религиозные объединения либо иные организации, деятельность которых сопряжена с совершением противоправных действий либо с побуждением к их совершению;

принимать к ним в установленном порядке в пределах своей компетенции меры, предусмотренные законодательством;

устанавливать лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий, в том числе в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

принимать к ним в установленном порядке и в пределах своей компетенции меры, предусмотренные законодательством;

оказывать содействие сотрудникам подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в выявлении родителей или лиц, их заменяющих, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию и обучению детей, а также работников образовательных, воспитательных, лечебных либо иных учреждений, нарушающих права и законные интересы несовершеннолетних, совершающих в отношении их противоправные действия, и по принятию к ним мер и соответствии с законодательством Российской Федерации;

осуществлять в пределах своей компетенции контроль и профилактическую работу с несовершеннолетними правонарушителями, состоящими на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних.

Утвержденный Приказом МВД России от 18 января 1993 года N 17 Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности Российской Федерации возлагал на патрульно-постовые наряды следующие обязанности по предупреждению и пресечению правонарушений среди несовершеннолетних:

предупреждать и пресекать преступления и иные правонарушения со стороны несовершеннолетних на улицах и в других общественных местах;

выявлять заблудившихся детей, подростков, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, доставлять таких несовершеннолетних к месту жительства и передавать родителям или лицам, их заменяющим, либо в подразделение по делам несовершеннолетних, а в необходимых случаях - в дежурную часть горрайлиноргана;

принимать меры к выявлению антиобщественных групп несовершеннолетних, установлению мест их концентрации, докладывать о них дежурному, а также информировать участкового инспектора милиции и инспектора по делам несовершеннолетних;

знать на патрулируемой территории несовершеннолетних, вернувшихся из воспитательных колоний, осужденных к лишению свободы условно и с отсрочкой исполнения приговора, контролировать их поведение в общественных местах, о всех правонарушениях с их стороны информировать инспектора по делам несовершеннолетних;

выявлять взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в азартные игры, употребление спиртных напитков, наркотиков, совершение правонарушений либо иных антиобщественных действий, и докладывать о них дежурному, а также информировать работника уголовного розыска, участкового инспектора полиции и инспектора по делам несовершеннолетних.

Несомненно, значительное место в системе предупреждения преступности несовершеннолетних занимают службы дознания и следственные аппараты, оперативно-розыскные аппараты. Однако здесь необходимо отметить определенные недостатки в работе этих подразделений. Не достаточно налажено взаимодействие следователя и оперативного работника. Изучение следственной практики показало, что преступления, предусмотренные ст. 150, 151 УК РФ, традиционно рассматриваются следователями и дознавателями как второстепенные по отношению к основным составам преступлений. В связи с этим, уголовные дела по фактам вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность возбуждаются крайне редко, а по возбужденным делам в 30-40% случаев выносятся оправдательные приговоры, что обусловлено рядом причин:

1. Утратой доказательственной информации в отношении совершеннолетних обвиняемых в связи с активизацией ее сбора на заключительном этапе предварительного расследования. При этом нельзя не отметить, что установление влияния на подростков старших по возрасту лиц должно осуществляться на стадии возбуждения уголовного дела, т. е. в ходе проверки заявлений и сообщений о преступлениях несовершеннолетних.

2. Неполным выявлением обстоятельств вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. При этом особое внимание должно быть уделено детальному анализу отношений, а также установлению механизма вовлечения подростка лицом, достигшим совершеннолетия, в преступную деятельность.

3. Недостатками расследования, в результате чего обвинение нередко основывается только на показаниях самого обвиняемого и несовершеннолетнего. При этом подростки часто отказываются от своих изобличающих показаний под давлением взрослых лиц либо допускают самооговор, объявляя себя инициаторами преступления, что связано с их возрастными, интеллектуальными и психологическими особенностями.

Не менее важной профилактической формой является своевременное и обоснованное избрание меры пресечения и обеспечение контроля за поведением подозреваемых (обвиняемых). Это связано с тем, что по существу меры пресечения носят запретительно-предупредительный характер, посредством которых следователь и дознаватель имеют возможность активно участвовать в профилактике преступлений несовершеннолетних.

Однако, как показало изучение уголовных дел, у органов предварительного расследования, в частности, дознавателей, вопросы применения мер пресечения в отношении несовершеннолетних вызывают некоторые затруднения, что в свою очередь, влияет на принятие указанными должностными лицами соответствующих процессуальных решений профилактического характера.

Таким образом, участие следователя и дознавателя в профилактике преступлений несовершеннолетних носит разноплановый характер и связано в первую очередь с решением таких вопросов как:

привлечение к уголовной ответственности лиц, вовлекших несовершеннолетнего в преступную деятельность;

своевременное и обоснованное избрание в отношении несовершеннолетнего мер пресечения и иных мер процессуального принуждения;

внесение в соответствующие организации или должностным лицам представлений об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, или других нарушений закона.

При организации воспитательно-профилактирующего воздействия усилия общества при поддержке государства могут создать надежный заслон распространению преступности в подростково-молодежной среде. Следует отметить значимость подготовки специалистов по работе с молодёжью в учебных учреждениях МВД России. Получив комплекс знаний юридических и специальных, в области социальной психологии и педагогики, кибернетики, судебной медицины и психологии, они смогут выполнить ряд важных задач в системе мер превенции. Важно наладить взаимодействие работников МВД с органами местной администрации, медицинскими учреждениями, педагогическими коллективами в школах любого уровня, спортивными организациями, центрами внешкольной работы и даже с воспитателями в дошкольных учреждениях.

Примером позитивной деятельности может являться оправдавшая себя практика сотрудничества МВД с иными министерствами, в организации подростковых спортивных и оздоровительных лагерей в летний период, помощь в строительстве спортивных площадок и работе спортивно-оздоровительных секций и кружков, ориентированных на патриотическое воспитание. К сожалению, эта работа чаще ведется на низовом уровне, энергии частных, «домашних» инициатив сотрудников, вне их служебных функций и времени.


Литература:

Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций (утв. резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 г.).Текст Декларации опубликован в «Мос-ковском журнале международного права», 2001 г., N 41.

Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации, 17 июня 1996 г. , N 25, ст. 2955.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» //Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июня 1999 г. , N 26, ст. 317;

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»// Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. N 30 ст. 3031;

Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции»– Российская газета - Федеральный выпуск № 5401 от 08 февраля 2011 г.

Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2010 г. № 436 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 172 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007-2010 годы».

Постановление Правительства РФ от 6 мая 2006 г. N 272 «О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав»// Собрание законодательства Российской Федерации от 8 мая 2006 г. N 19 ст. 2093

Статистические данные ГИЦ МВД России за январь-декабрь 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008,2009,2010 гг. (Официальный сайт МВД России).

Бакаев А. А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних. Учебное пособие для ВУЗов. М. : Логос-Альтера, 2004;

Городинец Ф. М. , Клишков В. Б. , Раськевич А. А. и др. Предупреждение преступлений и административных правонарушений: Курс лекций. СПб. : Санкт-Петербургский университет МВД России, 2008. – 284 с.

Беликов С. В. Скинхеды в России. – М. : Асаdemia, 2005. – 236с. ;

Ермаков В. Д. , Крюкова Н. И. Преступность несовершеннолетних в Российской Федерации и ее предупреждение. – М. ,1997.

Илларионов С. И. Власть информации. – М. : ООО «РИЦ «ПрофЭко», 2003. – 320с. ;

Коршунова О. Н. Преступления экстремистского характера: теория и практика противодействия. СПб. , Юридический центр Пресс, 2006.

Лисичкин В. А. , Шелепин Л. А. Третья мировая информационно-психологическая война. – М. : Академия социальных наук, 2000. ;

Лукичёв О. В. , Шарая О. С. Международный терроризм (историко-правовой и криминологический анализ): Монография / Под общ. ред. В. П. Сальникова. – СПб: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2006. – 272с. ;

Никулин А. Г. , Припечкин В. в. и др. Основные экстремистские организации, действующие на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области: типология, идеология и особенности противодействия. – Санкт-Петербург, 2008. – 135с. ;

Панарин И. Н. Информационная война и власть. – М. : «Мир безопасности», 2001. – 224 с. ;

Петровский А. В. Криминологическое прогнозирование преступного поведения молодежи / Науч. ред. С. Ф. Милюков. СПб. , Юридический центр Пресс, 2005.

Попченко А. Р. , Петрова Т. А. Предупреждение правонарушений со стороны молодёжных неформальных объединений экстремистской направленности. Методическое пособие. – М. : ВНИИ МВД России, 2006. – 28с. ;

Частная криминология. / Под ред. Д. А. Шестакова. – СПб. : Издательство Р. Асланова «Юридический центр «Пресс», 2007. –560с. ;

Экстремизм и терроризм как форма дезорганизации социальной материи в глобализирующемся мире (проблемы понимания и противодействия): Научная монография / Под общ. ред. А. Г. Никулина. СПб: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2008. –197с. ;

Ювенальная юстиция в Российской Федерации: криминологические проблемы развития. – СПб. : Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006. – 787с. ;

Ювенология и ювенальная политика в ХХI веке: опыт комплексного междисциплинарного исследования. / Коллективная монография. / Под ред. Е. Г. Слуцкого. – СПб. : Знание, ИВЭСЭП, 2004. – 734.


Лекция 8: Предупреждение органами внутренних дел правонарушений рецидивной и профессиональной направленности

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.