Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные факторы, детерминирующие совершение преступлений и административных правонарушений коррупционной направленности.





При рассмотрении такого социального явления как коррупция, необходимо рассматривать причины и условия, порождающие ее, в их единстве, взаимосвязанности и взаимообусловленности, что позволяет более полно и точно описать и объяснить основные коррупциогенные факторы, влияющие на существование, воспроизводство и распространение коррупционных правонарушений во всех сферах общества.

В первую очередь рассмотрим правовые коррупциогенные факторы. Право как таковое не может существовать в обществе без правоприменителя, оно нуждается в толковании и применении. От знаний и профессионализма законодателя в значительной степени зависит поддержание оптимального уровня неопределенности правовых установлений, когда действия правоприменителя легко контролировать, а правовые нормы четко определены и эффективно действуют в той сфере общественной жизни, на регламентацию отношений в которой они направлены.

В связи с этим очень важным при разработке эффективного антикоррупционного законодательства и устранении правовых факторов коррупционных правонарушений, несомненно являются недостатки в действующих нормативно- правовых актах. Например, правовыми коррупциогенными факторами являются отсутствие или неопределенность сроков, условий и оснований принятия решения, ненадлежащая правовая регламентация служебных полномочий, отсутствие четкого разграничения компетенции, что влечет за собой дублирование, совмещение служебных обязанностей должностных лиц. Несомненно, неполнота, неясность законодательства приводит к отсутствию «прозрачности» в деятельности государственных служащих, к «затягиванию», волоките рассмотрения того или иного дела, материала, принятия по нему решения и т. д. , что создает условия для различного рода злоупотреблений.



Также законодательные нормы могут создавать правовые условия, способствующие проявлениям коррупции, если они устанавливают для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям. Так, к предпосылкам коррупции относятся расплывчатость, многозначность языковых формул, которые создают условия для различного толкования текста правового акта; положения нормативных правовых актов и их проектов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при их применении, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их[50].



Далее рассмотрим социально- экономические коррупциогенные факторы. Как и прочие коррупциогенные факторы, социально- экономические являются порождением тех процессов и явлений, которые протекают в нашей стране и затрагивают все сферы общества.

Существующие в нашем государстве рыночные отношения, непосредственно накладывают свой отпечаток и на товарно- денежные отношения в государственных структурах и включают в себя социальную защищенность, денежное обеспечение, которое государство предоставляет государственным служащим за их деятельность.

Поэтому, в первую очередь, среди социально- экономических коррупциогенных факторов выделяется низкая заработная плата у большинства государственных служащих (особенно низшего звена, деятельность которых непосредственно связана с гражданами) и не на должном уровне разработанность системы оплаты труда, направленной на стимулирование добросовестного исполнения служебных обязанностей, соблюдения законности и служебной дисциплины. Таким образом незрелость институтов, призванных обеспечить привлекательность госслужбы- системы гарантий, льгот, страхования, социального обеспечения и т. п. , служит одним из социально- экономических факторов.



Также к социально- экономическим коррупциогенным фактором можно отнести нестабильность экономики, высокую степень криминализации бизнеса, значительные масштабы теневой экономики как основного источника коррупции, сращивание интересов бизнеса и государственной (муниципальной) службы[51] и др.

Перейдем к рассмотрению социальных морально- психологических факторов коррупционных правонарушений. Коррупция по своей природе социальна, так как ее субъекты- члены данного общества. Причиняемый вред коррупционными правонарушениями антисоциален, вносит деформацию в общество, нарушает нормальное функционирование его институтов, упорядоченность отношений его членов[52].

Социальные морально- психологические факторы влияют на всю деятельность человека на протяжении всей его жизни. Поэтому при совершении коррупционного правонарушения немаловажную роль играют социальные морально- психологические факторы, которые условно можно подразделить на субъективные и объективные в зависимости от уровня воздействия на субъекта.

К субъективным факторам относятся психические процессы, характер протекания которых зависит от индивидуально- психологических особенностей личности (его темперамента, характера, способностей и т. п. ), специфики служебной деятельности, и которые находят свое выражение во внешней деятельности, поведении человека. Например, профессиональная деформация государственных служащих, правовой нигилизм, корыстолюбие и т. д.

К объективным социальным морально- психологическим факторам, способствующим проявлениям коррупции относятся те процессы, которые протекают в обществе в целом, которые детерминируют коррупционную деятельность субъекта (субъектов). Так, морально- психологическая среда, сложившаяся в нашем обществе характеризуется существованием двойных стандартов оценки коррупции. С одной стороны население негативно относится к фактам взяточничества со стороны чиновников, всегда с интересом и одобрением относится к публичным обвинениям в коррупции, к мерам противодействия с этим злом, а с другой стороны для решения свои личных проблем многие непременно прибегают к дарению подарков, к даче взятки чиновнику, от которого зависит принятие решения по важному для человека вопросу. Поэтому зачастую мы имеем дело с отголосками института «кормления» должностных лиц[53], отмененным еще в ХVI веке.

Таким образом, в обществе сложились двойные стандарты оценки коррупции, которые занимают место одной из составляющих социальных морально- психологических факторов, способствующих коррупционным проявлениям, широко распространившимся и охватившим все сферы общественной жизни. Если верхушечная деятельность взяточников вызывает неприятие и требует мер противодействия, то внизу, на бытовом уровне, коррупция воспринимается скорее толерантно, стирается практически грань между социальной нормой и отклонением от нее[54]. Это, несомненно, приводит к восприятию как нормы «откатов», взяток и подарков государственным служащим за исполнение ими своих должностных обязанностей.

Политические коррупциогенные факторы заключаются в отсутствии эффективного политического механизма, подмене политической воли политическими лозунгами борьбы против коррупции, «фиктивной» политической жизни (отсутствие возможностей оппозиции реально влиять на ситуацию в основных сферах жизнедеятельности). В процессе реализации политики по противодействию коррупции государственным органам власти и местного самоуправления, их должностным лицам необходимо отказаться от «кампанейщины», «крестовых походов» и лишней шумихи в средствах массовой информации вокруг этой сложной социально- политической проблемы[55].

Кроме того, выделяется такой вид коррупции как политическая, то есть социально- правовое и политико- криминологическое явление, проявляющееся в совокупности совершенных преступлений должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления или претендентами на эти должности, либо по их поручению другими лицами, с использованием своего служебного, имущественного ил и иного положения вопреки интересам других лиц и общества в целях занятия, сохранения, распределения или утраты соответствующей государственной должности, в определенном государстве (или регионе) за определенный период времени[56].

Основой наличия в политической жизни страны коррупциогенных факторов является неэффективность работы правовых и законодательных норм (от части, складывающаяся благодаря лоббизму[57]), отсутствие политической добросовестной конкуренции, в конечном итоге приводящим к аномии[58] и, как следствие, равнодушию к политической жизни общества, отсутствию активной гражданской позиции.

Организационно- управленческие коррупциогенные факторы коррупционных правонарушений заключаются в слабости институтов гражданского общества, призванных осуществлять социальный контроль, служащий эффективным средством ограничения коррупции и имеющий упреждающий характер[59]. Отсутствие действенного социального контроля снижает эффективность работы государственной системы, максимально возможную прозрачность ее деятельности. Кроме того, существующие управленческие недостатки стимулируют формирование коррупционного поведения должностных лиц (например, личная преданность, а не служение народу, круговая порука, укрывательство коллег и т. п. ).

Идеологические факторы коррупциогенного характера непосредственно связаны с системой концептуально оформленных взглядов и идей, выражающих интересы различных социальных классов, групп, обществ, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к существованию коррупции. Примером могут служить бессистемные, непродуманные мероприятия по борьбе с коррупционерами, широко освещаемые в средствах массовой информации, но которые в первую очередь преследуют цель не борьбы с коррупцией, а достижения других результатов (например, создание благоприятного имиджа в предвыборной компании). Но как отмечают некоторые авторы, основа данной идеологической деятельности- это скоротечные компании, безнравственная спекуляция проблемой коррупции или демагогия на криминологическую тему[60]. То есть имеет место манипулирование сознанием людей, их отношением к коррупции, к деятельности должностных лиц и, как следствие, создание негативного образа в целом (например, растиражированный образ «оборотня в погонах»), что приводит к снижению авторитета, утрате доверия населения к государственной власти.

В заключение рассматриваемого вопроса хотелось бы отметить, что факторы, определяющие коррупционную преступность сотрудников органов внутренних дел, взаимосвязаны, взаимообусловлены, и зачастую их сложно разграничить, поэтому устранить, нейтрализовать, минимизировать их негативное влияние возможно лишь используя комплексный подход на всех уровнях противодействия преступности в целом.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.