Органы внутренних дел России как один из субъектов предупреждения преступлений и административных правонарушений коррупционной направленности: правовые основы и уровни противодействия.
Федеральный закон РФ «О противодействии коррупции» определяет противодействие коррупции как деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий[61].
Данное определение указывает на то, что не только субъекты в виде государственных органов должны осуществлять противодействие такому явлению как коррупция, но и все члены общества, включая граждан, общественные организации и т. п. Данный подход очень точен, так как государственным органам без поддержки населения, общественных организаций невозможно осуществлять в полном объеме противодействие коррупции, в том числе и в органах внутренних дел.
Существуют различные подходы к противодействию преступности в целом и коррупционным преступлениям, административным правонарушениям в частности, но наиболее целесообразным и эффективным нам видится осуществление данной деятельности при использовании разноуровневого подхода. То есть разработка и осуществление мероприятий по противодействию на общесоциальном, специально-криминологическом и индивидуальном уровнях[62], направленных:
- на выявление, устранение, факторов, способствующих коррупции и /или минимилизацию, нейтрализацию их коррупциогенности;
-на выявление, пресечение, раскрытие, расследование коррупционных правонарушений (в том числе и преступлений) и привлечение виновных к ответственности, основываясь на принципах законности, справедливости и неотвратимости наказания;
- на предотвращение, минимизацию и компенсацию ущерба, вызванного коррупцией;
- на ресоцализацию и реинтеграцию [63] в общество лиц, осужденных за совершение коррупционных преступлений .
Рассмотрим противодействие коррупционным преступлениям и административным правонарушениям на общесоциальном уровне.
Содержание криминологической политики на общесоциальном уровне заключается в проведении комплекса мероприятий в разнообразных сферах общества - в законодательной, социально- экономической, политической и т. д. , по противодействию существующим негативным социальным явлениям, одним из которых является коррупция. Одна из целей проводимых мероприятий- создание такой организации общественной жизни, которая противостояла бы различным негативным социальным явлениям, в том числе и коррупции[64].
К мероприятиям, проводимым на общесоциальном уровне по противодействию коррупционным преступлениям и административным правонарушениям следует отнести:
1. Формирование антикоррупционного законодательства, обеспечивающего деятельность механизма противодействия коррупции.
Так, показателем формирования и динамически развивающихся процессов в государстве по противодействию коррупции стала ратификация Российской Федерацией ряда международных документов- Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года, Конвенций Организации объединенных наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года, против коррупции от 31 октября 2003 года[65], присоединение к резолюции «Борьба с коррупцией на высоком уровне», принятой на саммите стран-участниц «большой восьмерки» в г. Санкт- Петербурге 16 июля 2006 года и др.
Также принятый в 2008 году Федеральный закон РФ «О противодействии коррупции» наметил своеобразный вектор развития антикоррупционного российского законодательства и стал основополагающим нормативно- правовым актом для последующего формирования законодательного механизма по противодействию коррупции в России. В настоящее время создана и продолжает формироваться законодательная база для борьбы с коррупцией. Так, например, в целях разработки мер по противодействию коррупции, в целях устранения ее коренных причин, и реализации мер в контексте обеспечения развития страны в целом, разработан Национальный план противодействия коррупции, План мероприятий по его исполнению Советом при Президенте России по противодействию коррупции от 23 сентября 2008 года, Президентом РФ 13 апреля 2010 года издан Указ № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы»[66], где определены основные цели и задачи борьбы с коррупцией.
Необходимо уделить внимание и совершенствованию уголовно- правового, уголовно- процессуального и административного законодательства, связанного с ответственностью лиц, виновных в коррупционных деяниях. Примером может служить введение штрафов кратных размеру взятки (стать 204, 290, 291 УК РФ), ответственности за посредничество (статья 291¹ УК РФ)[67].
Также в целях компенсации ущерба пострадавшим от коррупционных преступлений, необходимо применять конфискацию имущества, то есть принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора денег, ценностей и иного имущества[68], полученного в результате совершения коррупционного преступления, законность приобретение которого, лицо не может разумным образом обосновать[69]. Однако, в статье 104. 1 УК РФ перечень статей Уголовного кодекса РФ, по которым осуществляется конфискация имущества, отсутствуют такие преступления коррупционной направленности как, например, предусмотренные частью 3 статьи 160, 292 УК РФ[70] и др.
2. Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных актов» и ряд других законодательных актов[71], устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. Это позволяет на стадии разработки законопроектов устранять в них коррупциогенные факторы, что бесспорно является одной из мер противодействия коррупции. Однако, немаловажно проводить антикоррупционную экспертизу уже действующих нормативно- правовых актов, с целью внесения в них необходимых изменений и дополнений для устранения коррупциогенных факторов.
3. Следующим направлением противодействия коррупции на общесоциальном уровне можно определить как формирование цивилизованного правосознания, атмосферы терпимости, создание условий для высокой вертикальной мобильности[72], повышение в целом качества жизни российских граждан, а именно снижение социального и имущественного неравенства, путем обеспечения доступности комфортного жилья, высококачественных, доступных и безопасных товаров и услуг, достойной оплаты труда и пенсии, снижение уровня теневой и неформальной экономики.
Обеспечение данного направления должно базироваться:
-на достижении социально- политической стабильности, положительной динамики развития Российской Федерации, устойчивости финансово- банковской системы,
- на снижении доли в экономике страны теневого сектора,
- на доступности современного образования и здравоохранения, гарантированном снабжении населения высококачественными и доступными лекарственными препаратами,
- поддержке социально значимой трудовой занятости, повышении квалификации и качества трудовых ресурсов, обеспечение официальной занятости населения.
- на разработке различных социальных программ по обеспечению жильем, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по поддержанию малоимущих граждан и т. п.
Необходимо увеличение оплаты труда государственных и муниципальных служащих, в особенности в среднем, самом массовом секторе обслуживания, что достойно компенсировало бы существующие ограничения и обязанности в виду занимаемой должности (предоставление деклараций о доходах[73], запрет на совместительство в некоммерческих организациях, запрет на выезд их страны и т. п. ). Несомненно, хорошее вознаграждение за труд не является гарантией того, что должностное лицо не будет торговать служебными интересами. Стимулирование добросовестной служебной деятельности должно пропорционально сочетаться с определенными ограничениями по службе в связи с занимаемой должностью[74].
4. Следующим основным направлением противодействия коррупции на общесоциальном уровне должно быть создание в обществе обстановки нетерпимости к коррупционным проявлениям, что невозможно без создания здоровой социальной морально- психологической среды.
К сожалению, в настоящее время нацеленность большинства населения, особенно молодежи, на достижение материальных ценностей и благ, на высокий «имущественный» статус, приводит к снижению актуальности духовных ценностных ориентиров в жизни (здоровье, любовь к близким, патриотизм и т. п. ). Отмечается тенденция к возрастающему потреблению («общество потребления»[75]), проявляющееся в «гламуризации» повседневной жизни, приобретение определенных товаров как показателей принадлежности к определенной статусной группе. Стремление к материальному удовлетворению взамен духовному приводит к преобладанию в системе ценностей физического комфорта и различных форм материального потребления.
Все это неизменно приводит к терпимости в обществе к проявлениям коррупции (к толерантности в отношении коррупции ), так как это является тоже своего рода потреблением с использованием служебного положения и должностных полномочий. Зачастую, для должностных лиц главенствующим становится не благо народа, а благо личного обогащения. Таким образом, граждане, у которых господствующая в обществе идеология сформировала установки на высокий уровень потребления, попадая в сферу действия доминирующих механизмов обогащения, почти автоматически оказываются за чертой не только нравственности, но и закона[76].
А так как основой коррупции является корыстные побуждения или иная личная заинтересованность, одним из направлений по противодействию коррупции является оздоровление социальной морально- психологической среды и создание в обществе обстановки нетерпимости к коррупционным проявлениям, которое возможно реализовать через проведение ряда мер (которые в ряде регионов уже применяются):
- использование средств массовой информации, наглядной агитации для пропаганды антикоррупционной политики, проводимой в стране (плакаты, фильмы, статьи о недопустимости проявления коррупции, о фактах привлечении к ответственности чиновников за коррупционные преступления и т. п. ). Современный человек зависим от образов, создаваемых информационными технологиями, поэтому телевидение, интернет, компьютерные игры, методично воздействуют на сознание и подсознание детей, подростков, взрослых людей[77], что нельзя недооценивать при использовании средств массовой информации в противодействии коррупции;
- применение телефона доверия, где граждане анонимно могут сообщить о фактах коррупции, что являлось бы основанием для проверки;
- увеличение в средствах массовой информации доли социальной рекламы, не направленной на покупку товаров, услуг и т. д.
- в дошкольных, общеобразовательных, в средних и высших учебных заведениях необходимо ориентировать молодежь на ценности нематериального характера с помощью средств пропаганды, проведения занятий с участием официальных представителей различных конфессий, психологов, социологов (например проведение «Уроков добра», проповедей, лекций по морально- психологическому воспитанию и т. п. );
- соблюдение должностными лицами при осуществлении служебных обязанностей определенных правил, антикоррупционного стандарта поведения (регулирование конфликта интересов, предоставление сведений о доходах и т. п. ).
5. Следующим направлением общесоциального противодействия коррупции являются меры, направленные на совершенствование политической системы российского общества. Недостатки в политической системе общества вызывают политические конфликты и противоречия, влекущие за собой совершение тяжких по своим социальным последствиям преступлений, в том числе и массового коррупционно- криминогенного поведения в обществе. Поэтому совершенствование политической системы страны необходимо сочетать с последовательной демократизацией современного российского общества, предоставлением всем слоям населения, политическим общественным организациям и иным субъектам политики равных возможностей для реализации своих потребностей в политической сфере жизни общества, независимо от имущественного, служебного или иного положения[78].
Проявление здравой политической воли способствует эффективному проведению всего спектра мероприятий по противодействию преступности, в том числе коррупционной, с достижением положительных результатов. Одной из главных проблем в противодействии коррупции является проявление не всегда жесткой и целенаправленной политической воли, выражающаяся в единой антикоррупционной политики государства, носящей планомерный, повсеместный, непрерывный и стабильный характер.
С целью эффективного противодействия коррупции необходимо:
- наличие единой и целенаправленной политической воли по непрерывному, стабильному противодействию коррупции в противовес политической спекуляции проблемой коррупции подмене политической воли политическими лозунгами борьбы с коррупцией[79];
- разработка действенного государственного механизма, который позволял бы на всех уровнях государственной власти, во всех сферах общественной жизни проводить мероприятия (подкрепленные законодательно, материально, кадровыми ресурсами) по профилактике, борьбе с коррупцией и по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений;
- обеспечение прозрачности, гласности в деятельности государственных и муниципальных органов, в том числе в период проведения выборов, референдумов, тем самым способствуя усилению социального контроля и др.
6. Организационно- управленческие мероприятия должны включать в себя сокращение бюрократического аппарата путем реорганизации государственных структурных подразделений, исполняющих дублирующие функции, упразднение бюрократических процедур, ротацию руководящего кадрового состава, совершенствование системы учетно- регистрационной дисциплины, отчетности и статистики и др.
К организационно- управленческим мероприятиям следует отнести создание специализированных государственных и общественных организаций, осуществляющих контроль (в том числе и социальный) за соблюдением государственными, муниципальными органами и их должностными лицами законности, прав и свобод человека и гражданина. Данные органы также призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных, правозащитных, религиозных и иных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов в области обеспечения национальной безопасности, защиты конституционного строя России, демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации. Данные органы также призваны осуществлять мониторинг изменений преступности, в том числе и коррупционных преступлений, детерминирующих ее факторов, с целью определения стратегии и тактики борьбы с ней с учетом реальных социально- экономических, политических условий, состояния общественного сознания, правоохранительной системы. Примерами могут служить создание Совета по развитию гражданского общества и правам человека[80], Общественного совета при Министерстве внутренних дел РФ, членами которого стали представители политических партий и общественных объединений, малого и среднего бизнеса, средств массовой информации, культуры.
Также немаловажную роль в противодействии коррупции на обще- социальном уровне играет правовая информированность граждан. Поэтому необходимо обеспечивать не только доступность информационно- правовых систем по действующему российскому законодательство, но и самим законодательным органам обеспечивать публикацию принятых ими нормативно- правовых актов в официальных источниках, в том числе и ведомственных приказов, инструкций (если их содержание не является только для служебного пользования или секретным). Данные меры призваны обеспечить прозрачность деятельности должностных лиц государственных и муниципальных органов, способствует предупреждению возможных с их стороны злоупотреблений и превышений должностных полномочий.
Специально- криминологический уровень противодействия коррупционным преступлениям и административным правонарушениям включает в себя комплекс мероприятий, проводимый специальными субъектами предупреждения, направленный на выявление, устранение, нейтрализацию, локализацию и /или минимизацию детерминирующих факторов.
Рассмотрим деятельность основных специальных субъектов противодействия коррупционным правонарушениям и административным правонарушениям.
Одной из основных функций судебных органов является предупреждение правонарушений, в том числе и коррупционных. Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях коррупционной направленности (ст. 5. 16- 5. 20, 5. 45, 5. 50, 7. 27, 15. 14, 15. 21, 19. 28, 19. 29 КоАП РФ и др. [81]), принимают решение о виновности лица в совершении преступления, в том числе и коррупционного. Именно правосудие, основанное на принципах законности и защите основных прав и свобод человека и гражданина, способствует неотвратимости наказания за коррупционные правонарушения. Решение суда о назначении наказания призвано оказать воспитательное воздействие не только на виновного (частная превенция), но и на других членов общества в целом (общая превенция). Так, например, в 2010 году судами вынесено около 8 тысяч обвинительных приговоров, осуждено 720 должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, почти 1300 человек – должностных лиц правоохранительных органов[82].
Органы прокуратуры Российской Федерации в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности осуществляет надзор за исполнением законов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, координирует деятельность субъектов по противодействию коррупции. Кроме того, деятельность органов прокуратуры по противодействию коррупции направлена на выявление в нормативно- правовых актах коррупциогенных факторов путем проведения прокурором антикоррупционной экспертизы. При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом[83]. Так, например, ежегодное количество нормативных актов, проверяемых прокурорами, исчисляется сотнями тысяч (в 2009- 2010 годах примерно по 815 тысяч). В десятках тысяч из них выявляются и устраняются коррупциогенные факторы, (ежегодно до 30 тысяч).
Кроме того, одним из направлений деятельности органов прокуратуры является выявление коррупционных правонарушений. Так, в 2010 году выявлено и устранено около 240 тысяч таких правонарушений, в 2009 году – 263 тысячи. Они охватывали широкий спектр отношений, регулируемый законодательством о бюджете, собственности, закупках для государственных нужд, государственной и муниципальной службы. Только в сфере госзакупок пресечено более 26 тысяч правонарушений, в 2009 году -16,5 тысячи .
Большую роль в противодействии коррупционным преступлениям выполняет Следственный комитет РФ, следователями которого проводится предварительное расследование ряда коррупционных преступлений (ст. 285- 293 УК РФ и др. [84]). Так, Следственным комитетом РФ в 2007 году расследовано около 11 тысяч уголовных дел по преступлениям коррупционной направленности, в 2008 году - 12 тысяч, в 2009 году - 13 тысяч. За 2010 год к ответственности за совершение преступлений коррупционной направленности привлечено свыше 6 тысяч обвиняемых. [85]
Антикоррупционная деятельность органов федеральной службы безопасности Российской Федерации, прежде всего, нацелена на выявление и раскрытие значимых коррупционных преступлений, наносящих существенный вред государственным и общественным интересам, установление и привлечение к уголовной ответственности высокопоставленных должностных лиц, имеющих преступные связи с хозяйствующими субъектами и подрывающими авторитет государственной власти. Так, по материалам ФСБ РФ в 2010 году возбуждено по признакам преступления коррупционной направленности 2027 уголовных дел, осуждено 769 коррупционеров, среди которых более 100 государственных чиновников, военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, занимающих руководящие посты[86].
Более подробно остановимся на антикоррупционной деятельности органов внутренних дел России. Борьба с коррупцией является одним из основных направлений деятельности Министерства внутренних дел РФ. Работа по противодействию коррупционным преступлениям и административным правонарушениям проводится Министерством внутренних дел России в тесном взаимодействии с Генеральной прокуратурой РФ, Федеральной службой безопасности РФ, Росфинмониторингом, Счётной палатой РФ и рядом других министерств и ведомств.
Органами внутренних дел России реализуется комплекс правоохранительных мер по выявлению и пресечению коррупционных преступлений и административных правонарушений, связанных, например, с воспрепятствованием должностными лицами законной предпринимательской деятельности и вымогательством взяток со стороны органов исполнительной власти при осуществлении ими разрешительных, контрольных и надзорных функций, а также проведении ревизий и проверок. Также особое внимание уделяется выявлению пресечению фактов вымогательства у предпринимателей взяток, других должностных преступлений при организации конкурсов на поставку товаров и услуг для государственных нужд, а также при реализации социальных и инвестиционных программ.
Так, например, в результате принятых мер в 2010 году по материалам органов внутренних дел, выявлено порядка 90 % преступлений коррупционной направленности. Почти в два раза по сравнению с 2009 годом увеличилось количество выявленных МВД РФ фактов взяток в крупном либо особо крупном размере. К уголовной ответственности за этот период привлечено более двух десятков руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также ряд высокопоставленных должностных лиц федеральных министерств и руководителей органов местного самоуправления[87].
Органы внутренних дел в своей деятельности по предупреждению преступлений и административных правонарушений коррупционной направленности руководствуются Конституцией Российской Федерации, обще-признанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и настоящей Инструкцией.
Так, например, деятельность органов внутренних дел по предупреждению преступлений и административных правонарушений коррупционной направленности регламентируется Федеральным законом РФ от 25. 12. 2008 г. № 273- ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом РФ от 07. 02. 2011 г. № 3- ФЗ «О полиции», Положением о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 01. 03. 2011 г. № 248, Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, утвержденной приказом МВД РФ от 17. 01. 2006 г. № 19 и рядом других нормативно- правовыми актами.
Органы внутренних дел осуществляют следующие мероприятия по противодействию коррупционным преступлениям и административным правонарушениям:
- исполнение требований антикоррупционного законодательства в части касающейся деятельности органов внутренних дел;
- осуществление приема, регистрации и рассмотрения сообщений и заявлений о преступлениях и административных правонарушениях коррупционной направленности;
- в соответствии с подследственностью возбуждение уголовных дел, производство предварительного расследования по уголовных дел по фактам совершения преступлений коррупционной направленности;
- осуществление оперативно- розыскной деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и административных правонарушений коррупционной направленности;
- установление лиц, осуществляющих приготовление к коррупционному преступлению (и/или покушение на совершение данного вида преступления) и принятие мер по пресечению их противоправной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- в пределах своей компетенции осуществление розыска, задержания лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений коррупционной направленности;
- выявление причин коррупционных преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, принятие в пределах своей компетенции мер по их устранению;
- осуществление учета, анализа коррупционных правонарушений, ведение базы данных;
- проведение информационно- пропагандистской работы по формированию в обществе нетерпимости к коррупционному поведению и коррупционерам;
- привлечение к работе по предупреждению преступлений общественных объединений правоохранительной направленности и граждан;
- осуществление комплекса мероприятий по внутриведомственному противодействию коррупционным правонарушениям среди личного состава органов внутренних дел России, по обеспечению собственной безопасности;
- в пределах своих полномочий оказание содействия государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности, а также оказание поддержки развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения коррупционных правонарушений;
- организация постоянного мониторинга общественного мнения о деятельности органов внутренних дел и организаций системы МВД России, а также мониторинга взаимодействия полиции с институтами гражданского общества и др.
Предупреждение правонарушений на индивидуальном уровне направлено на ликвидацию субъективной основы преступного поведения, которая воплощена в личностных свойствах самого человека, являющегося объектом индивидуального предупреждения преступности, и в криминогенной характеристике микросреды его жизнедеятельности[88].
Противодействие преступлениям и административным правонарушениям коррупционной направленности на индивидуальном уровне осуществляется через реализацию следующим мероприятий:
- привитие морально- нравственных, этических установок, которые явились бы основой антикоррупционного мировоззрения на ранних стадиях формирования личности человека (в семье, в учебных учреждениях, с помощью разработок антикоррупционных программ с учетом зарубежного опыта, методических рекомендаций по формированию антикоррупционного мировоззрения учащихся, проведения занятий совместно с работниками МВД РФ, прокуратуры, Следственного комитета РФ и др. )
- антикоррупционное воспитание государственных служащих с помощью проведения правового профессионального, нравственно- этического воспитания, морально- психологической подготовки с целью предупреждения профессиональной деформации, активизации и усиления чувств моральной ответственности и устойчивости, чести и служебного долга;
- наложение на государственных служащих определенных обязанностей и запретов (декларирование доходов своих и супруга(и), несовершеннолетних детей, уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и др. );
- применение к лицу, совершившему преступление, административное правонарушение коррупционной направленности уголовно- правовых, административных мер принуждения и наказания (избрание меры пресечения в виде заключения под стражу, лишение свободы, права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, наложение штрафа, применение конфискации и т. п. ) и др.
Субъектами противодействия преступлениям и административным правонарушениям коррупционной направленности в первую очередь являются такие государственные институты как: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Счетная палата РФ, Совет Безопасности РФ, Совет при Президенте России по противодействию коррупции, органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел, органы прокуратуры, Следственный комитет РФ, судебные органы, органы юстиции, межведомственные комиссии субъектов РФ по противодействию коррупции и т. д.
Также к субъектам противодействия коррупции относятся население страны, институты гражданского общества, представительства различных конфессий, представители бизнес сообщества, негосударственные общественные фонды, организации, деятельность которых не связана с противодействием только коррупции, но так или иначе может влиять на факторы, способствующие проявлению коррупционным правонарушениям. Например, фонд «Индем», неправительственная организация «Национальный антикоррупционный комитет», занимающиеся политическими исследованиями; негосударственные благотворительные фонды и т. п.
Также необходимо выделить еще один вид субъектов противодействия- международные организации. Например, Организация объединенных наций, Совет Европы и др. Кроме того, существуют международные общественные организации, чья деятельность также непосредственно направлена на разработку международных программ по борьбе с коррупцией, финансирующих их проведение в различных странах мира (например, общественная международная организация Transparency international (Транспаренси интернешенел).
Также одним из субъектов противодействия коррупции являются средства массовой информации, так как они способны оказывать позитивное влияние на социально- психологический климат в обществе, повышая уровень нетерпимости к фактам коррупции, снижая толерантность к коррупционным проявлениям.
Подводя итог по рассмотренному вопросу, можно сделать вывод, что противодействие преступлениям и административным правонарушениям коррупционной направленности заключается в осуществлении комплекса мероприятий по различным уровням противодействия субъектами данной деятельности на основе взаимодействия и сотрудничества. Поэтому, применение мер только государственного регулирования в противодействии коррупционным правонарушениям, не даст желаемый положительный результат, если будет отсутствовать активная поддержка представителей отечественного и зарубежного бизнеса, политических, общественных организаций и всего населения страны.
Литература:
1. Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 года № 273- ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. —2008. — № 52 (часть 1). — Ст. 6228. — С. 15832- 15840.
2. Федеральный закон РФ от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных актов» // Российская газета. — 2009. — 22 июля. — №133.
3. Федеральный закон РФ от 07. 02. 2011 г. № 3- ФЗ «О полиции» // Российская газета. — 2011. — 08 февраля. — № 25(5401). — С. 17- 21.
4. Федеральный закон РФ от 04. 05. 2011 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции»// Российская газета- федеральный выпуск. — 2011. — 06 мая. — №5473.
5. Указ Президента РФ от 13. 04. 2010 г. № 460 «О национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010- 2011 года» // Собрание законодательства РФ. — 2010. — 19 апреля. — Ст. 1875.
6. Положение о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 01. 03. 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел РФ» // Российская газета. — 2011. — 02 марта. — № 43(5419). — С. 17.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации, введен в действие Федеральным законом РФ от 13. 06. 1996 г. № 63- ФЗ : официальный текст с изм. и доп. по состоянию на 07 марта 2011 года. — М. : Омега- Л, 2011. — 160 с.
8. Кодекс РФ об административных правонарушениях, введен в действие Федеральным законом РФ от 30. 12. 2001 г. № 196- ФЗ: официальный текст с изм. и доп. на 15 января 2011г. — М. : Рид Групп, 2011. — 384
9. Конвенция Организации объединенных наций против коррупции. Принята Генеральной ассамблеей ООН 31 октября 2003 года: официальный текст. // Скобликов П. А. Актуальные проблемы борьбы с коррупцией и организованной преступностью в современной России. Приложение 2. —М. : НОРМА, 2008. — С. 133- 198, 272 с.
10. Инструкция о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, утвержденная приказом МВД РФ от 17. 01. 2006 г. № 19 ( в ред. Приказа МВД РФ от 19. 01. 2009 г. № 60) [Электронный ресурс]. Документ в действующей редакции опубликован не был. // Доступ из справочно- правовой системы «КонсультантПлюс» URL: http://www. consultant. ru (дата обращения 10. 05. 2011 г).
11. Указание Генпрокуратуры РФ № 187/86, МВД РФ № 2 от 30. 04. 2010 г. «О внесении изменений в перечни статей Уголовного кодекса РФ, используемые при формировании статистической отчетности». [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. // Доступ из справочно- правовой системы «КонсультантПлюс» URL: http://www. consultant. ru (дата обращения 09. 02. 2011 г).
12. Бурлаков В. Н. Криминогенная личность и индивидуальное предупреждение преступлений: проблемы моделирования. Монография. – СПб: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1998. — 234 с.
13. Гилинский Я. Глобализация, девиантность, социальный контроль. Сборник статей. — СПб. : Издательство ДЕАН, 2009. — С. 37, 336 с.
14. Голик Ю. В. , Карасев В. И. Коррупция как механизм социальной деградации. — СПб. : Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005. — 329 с.
15. Кабанов П. А. Глава 3 Коррупция: явление, причины, противодействие. // Частная криминология: учебник /отв. ред. Шестаков Д. А. — СПБ. : Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2007. — 771 с.
16. Кабанов П. А. , Райков Г. И. , Чирков Д. К. Политическая коррупция в условиях реформирования российской государственности на рубеже веков. Монография. — М. : Дружба народов, 2008. — 224 с.
17. Лукичев О. В. К вопросу о структуре и содержании положения о криминологической экспертизе законопроектов и иных нормативных актов в целях исключения из них положений, создающих условия для коррупции. // Вестник научных трудов Нижнекамского филиала Московского гуманитарно- экономического института. Выпуск 3,часть 8 Вопросы права. / отв. ред. Кабанов П. А. — Нижнекамск: НКФМГЭИ, 2001. — С. 52-54.
18. Лукичев О. В. Некоторые аспекты профилактики девиантных проявлений // Материалы Всероссийского научно- практического семинара от 27 ноября 2009 г. «Предупреждение и раскрытие преступлений в условиях мегаполиса» (к 80- летию со дня рождения Ривмана Д. В. ) / сост. Дементьева Н. В. и др. — СПб. : Изд- во СПб ун-та МВД России. 2010. — С. 88- 94.
19. Максимов С. В. Коррупция. Закон. Ответственность. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М. : ЗАО «ЮрИнфоР», 2008. — 255 с.
Лекция 6. Предупреждение органами внутренних дел террористической и экстремистской деятельности
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|