Международное сотрудничество по предупреждению организованной и транснациональной преступности
Преступность, особенно ее организованные формы, давно вышла за рамки национальных границ, поэтому борьба с ней возможна только путем широкого международного сотрудничества. При этом, чем выше уровень интернационализации преступности, тем более активное и всестороннее должно быть взаимодействие государств в борьбе с организованной преступностью.
К сожалению, реальная ситуация, отражающая эффективность совместной борьбы с транснациональной преступной деятельностью, характеризуется тем, что возможности правоохранительных органов, как правило, ограничены границами государств, в то время как преступные организации распространяют свои связи далеко за пределы этих границ. Эту ситуацию необходимо изменить, расширив сферу международного сотрудничества правоохранительных органов разных стран. Для этого необходима с одной стороны правовая база для осуществления совместной борьбы с этим явлением, а с другой - выработка конкретных форм и программ совместных действий.
Одна из форм международного сотрудничество в рамках Организации Объединенных Наций, которая на протяжении последних нескольких десятков лет занимается разработкой и принятием конвенций и других нормативных актов, а также ряда программ направленных на борьбу с транснациональной организованной преступной деятельностью в различных сферах мирового общественного развития. Кроме того, программы совместных действий могут координироваться и другими неправительственными международными организациями как, например, Международной ассоциацией уголовного права, Международным уголовным и пенитенциарным фондом, Международным обществом социальной защиты, Международным комитетом по координации.
На этом уровне хорошая основа для укрепления международного сотрудничества в противодействии преступности заложена, например, в Политической декларации и Глобальном плане действий против организованной транснациональной преступности, принятых на Всемирной конференции на уровне министров в 1994 году в Неаполе. Конкретные, реалистичные рекомендации в сфере борьбы с организованной преступностью одобрены в июле 1996 года на встрече глав государств и правительств стран «восьмерки» в Лионе. Эти рекомендации также обращены ко всем странам. Принята Конвенция Генеральной Ассамблеей ООН от 15 ноября 2000 года против транснациональной организованной преступности.
Этот уровень является универсальным, поскольку все нормативные акты и программы, разрабатываемые и принимаемые специализированными международными организациями, направлены на наиболее общие причины и условия развития и существования этой разновидности преступности во всех без исключения странах.
На региональном уровне, международное сотрудничество в борьбе с транснациональной организованной преступностью выражается в разработке и принятии такой правовой базы, которая бы позволяла осуществлять программы совместной борьбы правоохранительных органов, учитывая особенности и основные характеристики сопредельных государств и регионов, в которых установлено взаимодействие транснациональных преступных организаций.
Одним из примеров такого регионального сотрудничества является сотрудничество стран СНГ по предотвращению и борьбе с организованной преступностью.
Сложность борьбы с данным социально опасным явлением в рамках СНГ обусловливается рядом причин: с одной стороны, кризисная экономико-политическая обстановка в бывших республиках СССР, наличие серьезных пробелов в уголовном, уголовно-процессуальном законодательстве, отсутствие эффективных методических разработок по расследованию фактов организованной преступности; с другой — несовершенство механизма межгосударственной координации сотрудничества.
Кроме того, с распадом СССР существовавшее ранее общее правовое пространство, в отличие от криминального, практически сузилось до территории отдельных вновь образовавшихся государств. В связи с этим указанная неурегулированность пока еще носит в целом общий, а не специфически-национальный характер и создает для стран СНГ в ходе борьбы с организованной преступностью одинаковые проблемы.
Как результат вышеназванных причин, в настоящее время отмечается серьезный рост преступлений, совершаемых организованными преступными сообществами во всех бывших республиках СССР. Причем общекриминальное пространство не только не сократилось, но и сохранило свою общую ранее территорию. Более того, оно даже расширилось за счет смыкания с организованной преступностью стран дальнего зарубежья. При этом многие криминальные сообщества отдельных государств наладили между собой устойчивые связи. Так, например, с преступными группировками СНГ активно сотрудничает итальянская мафия, американская «Коса Ностра», колумбийские наркокартели.
Кроме того, сотрудниками правоохранительных органов стран СНГ отмечаются факты совместной деятельности преступных национальных сообществ с государствами так называемого «золотого треугольника» (Бирма, Таиланд, Лаос) и «золотого полумесяца» (Афганистан, Иран, Пакистан). Указанные криминальные сообщества нередко проводят совместные акции во многих сферах преступного бизнеса, представляющего международную опасность (например, в сфере нелегального межгосударственного оборота наркотиков, торговли оружием и антиквариатом, радиоактивными и редкоземельными веществами, а также в кредитно-финансовой и коммерческой сферах, как правило, связанных с отмыванием «грязных денег»), в силу чего практически всем государствам причиняется существенный экономический ущерб.
Уже в бывшем СССР сформировались и уже действуют мощные преступные организации, объединенные жесткой дисциплиной, которые активно используют любые промахи государственной власти для осуществления своих акций и противодействия правоохранительным органам. Поэтому требуются специальные, нормативно-правовые акты и межгосударственные соглашения не ведомственного, а общего, универсального характера для всех стран бывшего СССР с соответствующей корректировкой национальных законодательств и своевременной их реализацией на практике в борьбе с организованными межгосударственными преступлениями.
В этом плане образование Содружества Независимых Государств создало в целом благоприятные условия для объединения усилий стран-участников в борьбе с обычной и организованной преступностью. Однако правовое оформление данного механизма происходит крайне медленно, не всегда последовательно и в целом по ведомственному принципу. Недостаточно четко определено, каким формам (договорно-правовым либо институциональным) необходимо отдавать предпочтение в этом процессе. Несмотря на это, процесс сотрудничества в данной области интенсифицируется.
Первые активные шаги по созданию договорной базы были предприняты на межведомственном уровне. Так, МВД РСФСР еще до распада СССР заключило соглашение о взаимодействии с МВД Белоруссии (1990), Армении и Молдовы (1991).
В дальнейшем представители ранее входивших в состав СССР республик, за исключением стран Балтии, подписали соглашение об общих вопросах взаимодействия МВД в области борьбы с преступностью. Затем было принято соглашение по поводу обеспечения органов МВД этих стран материально-техническими средствами и специальной техникой для повышения эффективности обмена информацией и сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ.
В этих соглашениях определялся круг вопросов, по которым должно было осуществляться сотрудничество:
— борьба с обычной и международной, главным образом организованной, преступностью;
— розыск преступников, без вести пропавших лиц, установление личности неопознанных трупов и другие, его формы, порядок оформления запросов и просьб по уголовным делам, делам оперативного учета и материалам об административных правонарушениях.
Однако в этих соглашениях о возможных конкретных совместных формах борьбы с транснациональной организованной преступностью еще не говорилось. Поэтому, после подписания в апреле 1992 г. на совещании министров внутренних дел независимых государств в г. Алма-Ата Соглашения о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью было предусмотрено сотрудничество государств по следующим основным направлениям: борьба с преступлениями против жизни, здоровья, свободы, достоинства личности и собственности; борьба с бандитизмом, терроризмом и международной преступностью; борьба с незаконными операциями с оружием, боеприпасами, взрывчатыми, ядовитыми веществами и радиоактивными материалами; борьба с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ; борьба с незаконным изготовлением и сбытом поддельных документов, денег и ценных бумаг; борьба с преступлениями в сфере экономики; борьба с контрабандой, а также преступлениями, объектом которых являются культурные и исторические ценности; розыск преступников, лиц, укрывающихся от следствия и суда, отбытия наказания, без вести пропавших и т. д.
Важным этапом в области борьбы с организованной преступностью стало заключение между государствами СНГ Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, что позволило полнее и тщательнее на многостороннем уровне решать вопросы совместной борьбы с преступностью на территории бывшего СССР. Конвенция была подписана в Минске 22 января 1993 г. главами государств — членов СНГ.
В указанной Конвенции особое внимание было уделено порядку и условиям выдачи одним государством СНГ другому лиц, находящихся на территории каждого из подписавших Конвенцию государств, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение. Здесь же рассматриваются случаи, когда экстрадиция обязательна, когда в ней может быть отказано либо когда экстрадиция может быть отсрочена, а также оговорены условия взятия выдаваемого лица под стражу и т. д.
Кроме того, в Конвенции определен порядок осуществления уголовного преследования. В ней отмечается, что каждая договаривающаяся сторона в соответствии со своим законодательством обязуется произвести уголовное преследование своих граждан, подозреваемых в совершении преступления на территории запрашивающей стороны (ст. 72).
В Конвенции содержится ряд положений, касающихся передачи договаривающимися сторонами предметов, использованных преступниками, доказательственной и иной информации по совершенному и расследуемому преступлению, влекущему выдачу лица в соответствии с положениями Конвенции.
Что касается процедуры выдачи преступников и уголовного преследования за преступления, а также исполнения следственных поручений, то Конвенция предусматривает обязательное взаимодействие по указанным вопросам, затрагивающим права граждан и требующим санкции прокурора. Данного рода взаимодействие осуществляется генеральными прокурорами (прокурорами) договаривающихся сторон (ст. 80).
Следующим шагом в области борьбы с организованной преступностью стало утверждение в марте 1993 г. Советом глав правительств СНГ Программы совместных мер по борьбе с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ.
В данной Программе особо отмечалось резкое ухудшение криминогенной обстановки в большинстве государств — участников Содружества, вызывающее недовольство населения и представляющее реальную угрозу национальной безопасности и процессу реформ, проводимых в суверенных государствах.
Поэтому, в целях принятия эффективных мер противодействия и совершенствования правовой базы по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, Программой было признано целесообразным предложить законодательным органам стран СНГ разработать и принять законы о борьбе с организованной преступностью и коррупцией, о государственной службе, о борьбе с «отмыванием денег» преступных доходов, об оружии, о защите работников правоохранительных органов и участников уголовного процесса, об оперативно-розыскной деятельности.
В соответствии с этой Программой была поставлена цель разработать и заключить межгосударственные соглашения по вопросам сотрудничества в сфере борьбы с организованной преступностью, незаконным обращением оружия, взрывчатых и радиоактивных веществ, о порядке взаимодействия следственно-оперативных групп на территории других государств, о порядке взаимодействия органов внутренних дел, таможенных служб и пограничных войск, о сотрудничестве в сфере борьбы с преступлениями в банковской, кредитно-финансовой системах, коммерческих структурах и в сфере внешнеэкономической деятельности, о сотрудничестве в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
Важным событием стало принятие в сентябре 1993 г. Советом глав государств — участников СНГ решения о создании Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными преступлениями на территории СНГ.
Принятие этого решения было вызвано продолжающимся расширением зоны деятельности организованной преступности, ростом числа преступлений, совершаемых организованными преступными группами во всех бывших республиках СССР, что заставило руководителей стран СНГ поставить вопрос о создании соответствующего межгосударственного органа, который мог бы обеспечить надлежащую скоординированность усилий правоохранительных органов в борьбе с организованной преступностью и ее проявлениями. Одновременно с принятием указанного решения было утверждено Положение об этом Бюро как о постоянно действующем органе по организации борьбы с организованной преступностью и иными опасными преступлениями на территории СНГ.
В Положении определены статус данного органа, его структура, штаты, вид руководства и другие организационные вопросы. Основными задачами Бюро являются:
1) формирование специализированного банка данных на базе компьютерного центра Бюро и предоставление инициативной информации в соответствующие министерства внутренних дел;
2) содействие в осуществлении межгосударственного розыска участников преступных сообществ, лиц, совершивших наиболее опасные преступления и скрывающихся от уголовного преследования;
3) обеспечение согласованных действий при проведении оперативно-розыскных и комплексных мероприятий, затрагивающих интересы нескольких государств — участников СНГ, выработка рекомендаций по борьбе с транснациональной преступностью.
Создание данного органа было весьма своевременно. Начальный период деятельности Бюро практически сразу выявил его необходимость и эффективность.
Значимым этапом в противодействии организованной преступности в рамках СНГ стало заключение в Ашхабаде 17 февраля 1994 г. Соглашения о сотрудничестве по линии министерств внутренних дел в сфере борьбы с организованной преступностью.
Одним из ключевых моментов Соглашения, безусловно, является решение вопроса о проведении совместных научных исследований. Для того чтобы эти исследования стали более эффективными и практически применимыми, в них должны принимать участие не только ученые из органов МВД, но и специалисты из системы прокуратуры и юридических вузов. Поэтому необходимо объединить усилия ученых стран СНГ для разработки не только вопросов оперативно-розыскной деятельности, но и современных криминалистических проблем тактики и методики раскрытия и расследования преступлений, совершенных организованными преступными группами.
Разработка последних крайне необходима, поскольку существующие методики расследования отдельных видов преступлений, в том числе совершенных группами преступников, как показывает практика, используются недостаточно эффективно, особенно если они имеют межгосударственные, транснациональные, преступные связи.
Это объясняется еще и тем, что ранее разработанные и пока используемые в Странах СНГ методики расследования групповых преступлений в принципе устарели, не учитывают всех специфических (практически однотипных во всех государствах СНГ) характеристик современной организованной преступности.
В ноябре 1995 г. в Москве Совет глав правительств СНГ поддержал выдвинутое Республикой Беларусь предложение об образовании рабочей группы по разработке проекта Межгосударственной программы совместных мер борьбы с организованной преступностью на территории государств — участников СНГ на период до 2000 г.
В апреле 1996 г. в Москве Совет глав правительств СНГ одобрил уже разработанную Программу, которая включила в себя меры по укреплению международно-правовой базы сотрудничества, совершенствованию и гармонизации национальных законодательств, проведению совместных межгосударственных целевых оперативно-профилактических операций, информационному, научному, кадровому, материально-техническому и финансовому обеспечению. Реализация указанной Программы позволила придать динамичность и новое качество сотрудничеству государств — участников СНГ в области борьбы с преступностью.
Однако состояние преступности на территории бывшего СССР продолжает вызывать серьезную озабоченность. Особое беспокойство вызывает рост преступности, проявляющийся в активизации устойчивых криминальных группировок с межрегиональными и транснациональными связями. На этом фоне происходит дальнейшая эскалация организованной преступности и иных видов опасных преступлений.
Сложившаяся обстановка потребовала принятия новой Программы межгосударственных мер, направленных на совершенствование сотрудничества в борьбе с преступностью. Поэтому в целях обеспечения эффективности сотрудничества в борьбе с преступностью Совет глав государств СНГ 25 января 2000 г. решил утвердить долгосрочную Межгосударственную программу совместных мер борьбы с преступностью.
Комплекс мер, предусмотренный данной Программой, основывается на анализе криминогенной ситуации и прогнозах развития преступности в государствах — участниках СНГ, результатах научных исследований, практике борьбы с преступностью, в том числе опыте совместных действий по выполнению мероприятий, предусмотренных Межгосударственной программой совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ, а также учитывает положения Концепции взаимодействия государств — участников СНГ в борьбе с преступностью, одобренной Решением Совета глав государств СНГ.
В соответствии с указанной Программой было решено осуществить ряд следующих мер.
1. Подготовить и внести на рассмотрение Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ проекты таких международных договоров, как:
— Соглашение о сотрудничестве в сфере борьбы с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств;
— Договор о борьбе с контрабандой;
— Соглашение о борьбе с преступлениями на транспорте;
— Соглашение о сотрудничестве в борьбе с хищением автотранспортных средств и обеспечение их возврата;
— Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (новая редакция).
2. Предложить Межпарламентской Ассамблее государств — участников СНГ разработать проекты следующих модельных законодательных актов:
— О порядке выдачи лиц, совершивших преступления на территориях других государств;
— Об исполнении приговоров, вынесенных судами других государств;
— О порядке передачи лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государствах их гражданства;
— О контроле за оборотом радиоактивных материалов и т. д.
3. Организовать проведение межведомственных оперативно-профилактических целевых мероприятий и специальных операций:
— по пресечению актов терроризма и других проявлений экстремизма;
— по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
— по выявлению и пресечению деятельности международных бандитских группировок, действующих на водном, воздушном, железнодорожном транспорте и автомобильных дорогах;
— по пресечению деятельности преступных группировок в сфере незаконной миграции;
— по пресечению преступной деятельности, связанной с похищениями и торговлей людьми, органами или тканями человека для трансплантации и т. д.
Однако, несмотря на активизацию сотрудничества государств в борьбе с организованной преступностью, этот процесс можно оценить как неблагоприятный для стран СНГ на ближайшие десять лет.
Наблюдается крайне опасная тенденция — наращивание транснациональных связей среди преступных сообществ отдельных государств ближнего и дальнего зарубежья, чему в значительной мере способствуют объективные предпосылки: открытость границ, расширение экономических отношений между государствами, слабое правовое регулирование этих процессов.
Кроме того, отмечается укрепление связей лидеров преступных сообществ с экстремистскими элементами, выступающими против существующих национальных отношений. Об этом, в частности, свидетельствуют ситуации в ряде регионов России (Чеченская республика, Дагестан, Ингушетия и др. ), где в вооруженных столкновениях участвуют коррумпированные кланы при содействии лидеров преступных организаций.
В этих условиях противодействие организованной преступности может быть значительно повышено при комплексном взаимодействии всех спецслужб СНГ, таможенных органов, национальных бюро Интерпола, налоговых структур, пограничных войск и т. д. Предполагается, что Союз Республики Беларусь и России в целом ускорит создание универсального механизма сотрудничества стран СНГ в ходе осуществления указанной Программы.
Для этого следует, в частности, укрепить сотрудничество между правоохранительными органами, судебными органами, исправительными учреждениями. Необходимы меры экономического и финансового контроля в сочетании с контролем за государственными должностными лицами в выполнении ими своих обязанностей.
Существенное значение будет иметь улучшение технической и научной подготовки работников системы уголовной юстиции, предоставление им финансовой помощи и персонала. Первоочередной задачей должна быть максимализация использования современных компьютерных технологий, особенно в объединении национальных и международных баз данных, содержащих информацию о состоянии преступности в том или ином регионе СНГ, а также особенностях ее развития и прогнозирования в мире в целом.
И наконец, на более широкой основе необходима разработка учебных программ на всех уровнях образования, что позволит шире информировать общественность о проблемах, связанных с борьбой с новыми опасными видами международной преступности, особенно с ее организованными формами.
Литература:
Конституция Российской Федерации. М. : 2009.
Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции».
Федеральный закон Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ
Указ Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 г. N 1316 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2010 года № 12 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)».
Приказ МВД РФ от 17. 01. 2006 года №19 «Об утверждении Инструкции о деятельности ОВД по предупреждению преступлений»
Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (ратифиц. ФЗ от 26 апреля 2004 г. № 26-ФЗ) // СЗ РФ. -2004. - № 40. – Ст. 3883;
Агапов П. В. Проблемы противодействия организованной преступной деятельности. М. 2009.
Долгова А. И. Криминологические оценки организованной преступности и коррупции, правовые баталии и национальная безопасность. М. , 2011.
Зуев С. В. Уголовно-процессуальные и оперативно-розыскные средства противодействия организованной преступности. Монография. 2007.
Иванцов С. В. Организованная преступность: системные свойства и связи (криминологическая оценка): Автореф. Дис…докт. юрид. наук М. ,2009.
Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А. И. Долговой. 4-е изд. , перераб. и доп. М. , 2010.
Куртынов И. В. , Коловоротский А. А. Особенности раскрытия и расследования преступлений, совершенных организованными преступными группами. Учебное пособие. 2010.
Сухов С. В. Криминологические проблемы борьбы с организованной преступностью. М. 2009.
Третьяков В. И. Организованная преступность и легализация преступных доходов: криминологические взаимосвязи и проблемы предупреждения. Монография. 2009.
Лекция 5. Предупреждение органами внутренних дел правонарушений коррупционной направленности
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|