Общесоциальный уровень воздействия на правонарушения экономической направленности.
Общее предупреждение представляет собой систему мер, осуществляемых субъектами и участниками предупреждения преступлений по выявлению, нейтрализации или устранению причин преступности, отдельных ее видов, а также способствующих ей условий[12].
С учетом сложившихся в криминологии взглядов, объектами общего предупреждения являются причины и условия указанных преступлений, сами лица его совершившие.
В России к субъектам профилактики преступлений экономической направленности относятся следующие государственные и общественные образования: федеральные органы государственной власти, полномочные представители Президента Российской Федерации; органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления; судебные и правоохранительные органы; органы социальной защиты населения; центры занятости, семья, средства массовой информации и т. д.
Общее предупреждение представляет собой комплексную разработку и применение социально-экономических, социально-культурных, правовых, государственно-политических и организационно-управленческих мер по предупреждению преступности в целом. Этот уровень предупредительной деятельности предполагает, что позитивное развитие общества, совершенствование его политических, экономических, социальных и иных институтов, устранение из жизни людей кризисных явлений, объективно могут способствовать предупреждению преступности.
К социально-экономическим мерам предупреждения преступлений экономической направленности можно отнести совершенствование системы социально-экономических отношений, например, положительные преобразования общественных отношений в сфере производства и распределения материальных благ, снижение уровня безработицы, улучшение благосостояния, социальной защищенности общества, разработка механизмов компенсации негативных последствий социального и экономического неравенства: социальная поддержка беднейших слоев населения и граждан, оказавшихся в ситуации острой нужды; профилактика пьянства, алкоголизма, наркотизма; формирование и развитие «культуры богатства»[13].
В сфере экономики необходимо умело сочетать свободу предпринимательства с государственным контролем за хозяйственной и финансовой деятельностью. Одна из центральных задач государства – поддержка частного бизнеса. Необходимо добиться такого положения, при котором честная предпринимательская деятельность будет более выгодна экономически и более безопасна физически, чем любое преступное занятие. Это положение может быть достигнуто главным образом экономическими средствами, в том числе, разумным налогообложением.
В общее предупреждение корыстной преступности входит, прежде всего, использование экономических и политических рычагов. Формулирование экономических рекомендаций, которые помогли бы стабилизировать ситуацию или снизить интенсивность развития проанализированных тенденций, является одним из ключевых моментов в комплексе усилий, направленных против коррупции.
В контексте заданной проблематики необходимо:
корректировка хода экономических реформ, усиление их социальной направленности;
переход к реальным и реализуемым бюджетам;
совершенствование налогового законодательства;
экономическая инвентаризация крупных приватизированных (а также и государственных) предприятий. Такого рода мероприятия под названием «переоценка основных фондов» проводились в нашей стране неоднократно и не представляют организационно-технических сложностей.
Одним из действенных экономических рычагов воздействия на коррупционные процессы, который используется пока еще очень слабо, является финансовое стимулирование добросовестной работы государственных и муниципальных служащих и устранение широкого спектра их зависимостей[14].
Материальное стимулирование честного исполнения служебного долга, обеспечение чиновников необходимыми средствами для жизни - важнейшее условие для честной службы, практически исключающее необходимость совершения преступления экономической направленности. Оно должно быть возведено в ранг одного из самых главных приоритетов государственной политики и реализовываться через узаконенные выплаты денежного содержания.
Для этого необходимо упразднение многочисленных чиновничьих льгот материального характера, источники которых не определены в нормативном порядке, вследствие чего трудно установить, кем они финансируются, создавая к тому же проблему установления реального уровня доходов их получателей. На практике эти льготы реализуются через вполне определенные предприятия и организации, находящиеся в подконтрольной зависимости, а чаще - с готовностью идущие на подобную зависимость с целью получения всякого рода льгот и послаблений в своей хозяйственной деятельности[15].
Правовой основой предупреждения преступлений экономической направленности должна стать государственная программа борьбы с корыстной преступностью, разработанная в тесной связи с другими программами[16] (борьбы с организованной преступностью, коррупционной преступностью и т. п. ). Подобные программы должны приниматься и функционировать на федеральном, федерально-окружном и местном уровне.
Важно обеспечить на государственном уровне четкую правовую регламентацию деятельности системы государственных и муниципальных органов, гласности такой деятельности, государственного и общественного контроля за ней. При этом следует защищать права и законные интересы государственных и муниципальных служащих.
Необходимо законодательно решить вопрос о собственности на оборудование и недра. Сейчас в добывающих отраслях сложилась ситуация, когда юридическая приватизация оборудования для добычи полезных ископаемых приводит к приватизации и их залежей. Но цена месторождений и цена «железок», с помощью которых оно разрабатывается, - принципиально разные вещи. Это на языке экономистов называется присвоением (а на юридическом языке - преступным присвоением) природной ренты, которая должна принадлежать государству.
Усовершенствование налогового законодательства уменьшает теневую зону экономики, ограничивает возможности попадания предпринимателей в тиски шантажа со стороны служащих налоговых органов. Кроме того, крупнейшие российские компании должны объявить новую широкомасштабную эмиссию акций, включающую в себя продажу контрольного пакета действительно широким слоям населения. Такая приватизация даст гарантию старым олигархам от нового передела собственности. И только возврат к практике выплаты дивидендов вместо практики контроля над финансовыми потоками гарантирует прозрачность бизнеса.
Следует также отметить необходимость международного сотрудничества в сфере предупреждения преступности, вступление России в международные отношения в области судебного взаимодействия, среди которых ратификация международных документов, регулирующих правовую взаимопомощь и сотрудничество.
В качестве мер предупреждения преступлений, по нашему мнению, необходимо обратить внимание на опыт эффективной борьбы с корыстной преступностью в странах Евросоюза, это, во-первых, уголовное законодательство, предусматривающее ответственность за совершение указанных преступлений, во-вторых, нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность полиции, в-третьих, общественные организации, способствующие раскрытию и расследованию преступлений, в-четвертых, это социальные гарантии, которыми обеспечиваются сотрудники полиции, и, наконец, в-пятых, повышенное доверие к деятельности полиции со стороны населения. Так, например, согласно опросу, проведенному независимой общественной организацией в Германии в 2006 году, 76% населения доверяют деятельности полиции, 69% - федеральному президенту, 55% - судам, 42% - прессе, 26% - католической церкви и т. д. [17]. Согласно проведенному нами исследованию, в России 56% доверяют деятельности федерального президента и правительства, около 40% - прессе, 32% - судам; 19% православной церкви и лишь 14 % - деятельности ОВД. Сравнивая полученные данные, мы видим, насколько низкий, по сравнению с германским, уровень доверия населения России к полиции.
Важную роль в совершенствовании предупреждения преступности экономической направленности должна играть система криминологической экспертизы, основой которой могут стать ассоциации независимых экспертов из числа юристов, экономистов, социологов и специалистов-практиков, осуществляющих постоянный экспертный мониторинг социальной эффективности действующего законодательства, различных программ экономического и социального характера, а также оценивающих и прогнозирующих возможные последствия законопроектов с точки зрения их криминогенности (или антикриминогенности)[18].
Меры организационно-управленческого характера должны быть связаны, прежде всего, с совершенствованием информационного обеспечения с целью определения специфики криминологических показателей. На передний план должно выдвигаться раннее предупреждение правонарушений, т. е. устранение первичных причин противоправных деяний, работа с лицами, которые находятся только на «подходе» к правонарушению. Это даст возможность результативно осуществлять процессы формирования необходимых организационных условий для сбережения объектов собственности.
К социально-культурным мерам предупреждения корыстной преступности можно отнести разработку Комплексной целевой программы обучения, направленной на совершенствование юридического просвещения и образования, что необходимо для вытеснения правового нигилизма из сознания граждан; преодоление устоявшегося культа обогащения незаконным путем, вытеснение из жизни российского общества, распространенных в нем традиций, правил и иных атрибутов криминальной субкультуры; активизация сотрудничества между научными и образовательными учреждениями различных министерств и ведомств и усиление их связи с практическими правоохранительными органами, ориентировка их деятельности на выработку методических рекомендаций по совершенствованию мер предупредительной.
К государственно-политическим общепредупредительным мерам относится, в первую очередь, укрепление государственной власти в масштабах всей страны, а именно решение федеральных, межрегиональных и межнациональных противоречий; упорядочение взаимоотношений законодательной, исполнительной и судебной власти; борьба с коррупцией в государственном аппарате; укрепление правоохранительной системы и другие.
В завершении следует отметить, что важными условиями высокой эффективности профилактических мер следует признать комплексность их реализации, координацию и кооперацию деятельности всех субъектов профилактики. Обеспечение эффективности общего предупреждения корыстной преступности предполагает комплексное решение проблем на всех уровнях структуры государственной власти и управления: федеральном, федерально-окружном и местном.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года[19] основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации.
Для предотвращения угроз национальной безопасности необходимо обеспечить социальную стабильность, рост национальной экономики, поднять качество работы органов государственной власти и сформировать действенные механизмы их взаимодействия с гражданским обществом в целях реализации гражданами Российской Федерации права на жизнь, безопасность, труд, жилье, здоровье и здоровый образ жизни, на доступное образование и культурное развитие.
Одним из основных приоритетов национальной безопасности является общественная безопасность.
Для обеспечения национальной безопасности Российская Федерация, наряду с достижением основных приоритетов национальной безопасности, сосредоточивает свои усилия и ресурсы на следующих приоритетах устойчивого развития:
- повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;
- экономический рост, который достигается, прежде всего, путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;
- наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства.
Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются защита основ конституционного строя Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина. Российская Федерация при обеспечении национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность. Основными источниками угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются: сохраняющийся рост преступных посягательств, направленных против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности, а также связанных с коррупцией.
Главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности должны стать усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, повышение эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере.
Обеспечению государственной и общественной безопасности будет способствовать повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и спецслужб, создание единой государственной системы профилактики преступности и иных правонарушений, включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики, разработку и использование специальных мер, направленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|