Сделай Сам Свою Работу на 5

Профилактика органами внутренних дел преступности и административных правонарушений корыстной направленности





С позиций криминологической науки предупреждение преступлений в своей сущности заключается в воздействии на факторы, определяющие появление и воспроизводство преступности в сфере экономических отношений или способствующие совершению конкретных экономических преступлений, путем нейтрализации влияния этих факторов или их устранения. Профилактическая деятельность подобного рода может осуществляться в различных масштабах; она может проводиться как на федеральном и региональном уровнях, так и на отдельных предприятиях, в учреждениях, организациях. Различают общие (общесоциальные), специальные и индивидуальные меры профилактики.

Основная тяжесть по осуществлению специально-профилактических и индивидуальных мероприятий по предупреждению правонарушений экономической направленности ложится на органы внутренних дел.

Перед органами внутренних дел ставятся различные задачи, связанные с обеспечением экономической безопасности, которые в общем виде закреплены законодательно. Одной из основных приоритетных задач, возложенных на полицию вообще и в сфере обеспечения экономической безопасности в частности, является обеспечение безопасности личности, общества и государства от преступных проявлений в сфере экономики. Организация противодействия преступлениям в сфере экономики – это необходимый способ реализации уголовной политики в данной сфере, который предполагает выбор наиболее целесообразных способов действия, отражающих задачи и компетенцию органов внутренних дел, их служб и должностных лиц. В пределах своей компетенции ОВД осуществляют контроль и оказание практической помощи в организация деятельности подразделений МВД по предупреждению экономических преступлений, на основе анализа состояния преступности и решений руководства МВД России обеспечивают подготовку и проведение комплексных, целевых оперативно-розыскных мероприятий по профилактике правонарушений данной направленности, участвуют в разработке совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, организациями, общественными объединениями нормативных правовых актов и программно-целевых мероприятий, направленных на предупреждение преступлений и административных правонарушений в сфере экономики.





Компетенция органов внутренних дел как субъектов предупреждения преступлений в сфере экономики определяется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, ведомственными и иными нормативными актами, а также общими, типовыми и индивидуальными положениями о том или ином подразделении (службе) органов внутренних дел[20]. Во многих нормативных правовых актах закрепляются не только общая, но и специальная компетенция органов внутренних дел по профилактике преступлений и других правонарушений, т. е. определяются их функции, права и обязанности по отдельным направлениям профилактической работы.

Министерство внутренних дел Российской Федерации на основе и во исполнение соответствующих законов и постановлений правительства издает ведомственные нормативные акты, в которых конкретизируются задачи различных подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений в сфере экономики, определяются формы и методы профилактической работы. В соответствующих решениях коллегии, приказах, инструкциях и других нормативных актах МВД России дается оценка эффективности, результатов профилактической работы, формулируются ее приоритетные направления, выявляются недостатки, определяются пути их устранения.

На полицию возлагаются следующие обязанности по защите собственности граждан:

- принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра;



- осуществлять оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности;

- пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции;

- осуществлять розыск лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении; лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда; осуществлять розыск похищенного имущества; устанавливать имущество, подлежащее конфискации;

- охранять на договорной основе имущество граждан и организаций, а также объекты, подлежащие обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации; обеспечивать оперативное реагирование на сообщения о срабатывании тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного

наблюдения объектах, охрана которых осуществляется с помощью технических средств охраны; осуществлять в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, инспектирование подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, если иной порядок не установлен федеральным законом;

- направлять материалы в налоговый орган для принятия по ним решения при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий,

- отнесенных Налоговым кодексом Российской Федерации к полномочиям

- налоговых органов Российской Федерации, в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств;

- обеспечивать сохранность найденных и сданных в полицию документов, вещей, кладов, ценностей и другого имущества, их возврат законным владельцам либо передачу в соответствующие государственные или муниципальные органы[21].

При осуществлении предупреждения правонарушений экономической направленности полиция обладает следующими правами:

- составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;

- производить в случаях и порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, следственные и иные процессуальные действия;

- проводить оперативно-розыскные мероприятия; производить при осуществлении оперативно-розыскной деятельности изъятие документов,

- предметов, материалов и сообщений и иные предусмотренные федеральным законом действия; объявлять розыск и принимать меры по розыску лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, а также объявлять розыск и принимать меры по розыску похищенных или угнанных транспортных средств, похищенного имущества, имущества, подлежащего конфискации;

- выдавать руководителям и должностным лицам организаций, объекты;

- которых охраняются полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым.

Правительством Российской Федерации; в соответствии с законодательством Российской Федерации - руководителям и должностным лицам иных организаций предписания о соблюдении установленных требований инженерно-технической укрепленности объектов и об обеспечении безопасности граждан; выдавать в ходе инспектирования подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, если иное не установлено федеральным законом, обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений в их охранной деятельности, в сфере обеспечения сохранности государственной и муниципальной собственности;

- участвовать в налоговых проверках по запросам налоговых органов Российской Федерации;

- получать в целях предупреждения, выявления и раскрытия преступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации

сведения, составляющие налоговую тайну[22].

Министерство внутренних дел Российской Федерации[23], осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через входящие в его систему структурные подразделения. Основные задачи по противодействию корыстной преступности в структуре центрального аппарата МВД возложены на Главное управление вневедомственной охраны и Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции[24]. В территориальных органах МВД РФ предупреждение правонарушений корыстной направленности осуществляют: подразделения уголовного розыска; подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции; подразделения участковых уполномоченных полиции; подразделения патрульно-постовой службы; подразделения вневедомственной охраны[25].

Подразделения уголовного розыска ОВД осуществляют сбор, обобщение и анализ информации о состоянии оперативной обстановки на обслуживаемой территории и объектах, а также о структуре, динамике и уровне преступности, тенденциях ее развития. Анализ статистических данных, дел и материалов о кражах и других преступлениях рассматриваемой группы позволяет определить наиболее распространенные способы их совершения и сокрытия, используемые технические средства, предметы преступных посягательств, каналы сбыта краденого, условия, способствующие совершению преступлений. Подобная информация необходима как для разработки и осуществления конкретных профилактических мероприятий, так и для более быстрой и полной раскрываемости этих преступлений.

Освещение материалов в средствах массовой информации помогает сокращению виктимологических условий рассматриваемых преступлений. Специализированные подразделения подготавливают также обобщенную информацию в органы местного самоуправления о необходимости устранения причин и условий совершения преступлений, в том числе в связи с незащищенностью, неудовлетворительной укрепленностью вероятных объектов преступного посягательства.

Информация, используемая в процессе предупредительной деятельности, осуществляемой уголовным розыском, может быть как гласной, так и негласной, что определено для органов внутренних дел Федеральными законами «О полиции» и «Об оперативно-розыскной деятельности». Значение официальной статистической, учетно-отчетной документации чрезвычайно велико, и ее наличие играет в ряде случаев решающее значение. Следует помнить, что оперативные аппараты наделены такими специальными возможностями, которыми другие участники предупредительной деятельности не располагают.

Подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции в целях профилактики корыстных правонарушений обязаны: проводить регулярный анализ развития криминогенных процессов в ведущих хозяйственных сферах (кредитно-финансовая, внешнеэкономическая, конверсия военно-промышленного комплекса, аграрное производство и др. ), на основе которого вырабатывать меры упреждающего характера по их нейтрализации; выявлять причины и условия, способствующие совершению экономических преступлений; своевременно информировать органы государственной власти и управления, хозяйственных руководителей о необходимости устранения этих причин и условий; укреплять и развивать постоянные рабочие контакты с другими подразделениями органов внутренних дел, органами Федеральной службы безопасности по валютному и экспортному контролю, по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, таможенными и др. ; планировать и проводить совместные целевые комплексные операции, направленные на предупреждение и пресечение преступлений в сфере экономики; взаимодействовать со средствами массовой информации по формированию общественного мнения в сфере защиты экономики от преступных посягательств; проводить оперативно-розыскные мероприятия по выявлению лиц, занимающихся приготовлением к преступлению и покушением на преступления в сфере экономики, принимать к ним меры в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществлять ежемесячный анализ состояния экономической преступности и принимать в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений в различных сферах экономики; поддерживать взаимодействие с участковыми уполномоченными полиции, сотрудниками подразделений уголовного розыска по установлению лиц, занимающихся преступной деятельностью в сфере экономики, использовать имеющуюся у них оперативную информацию в работе по пресечению противоправной деятельности таких лиц; осуществлять оперативно-розыскные мероприятия по выявлению и разобщению организованных преступных групп или преступных сообществ, действующих в сфере экономики; обобщать наиболее характерные способы уклонения от уплаты налогов, сокрытия доходов (прибыли) и иных объектов налогообложения; участвовать в освещении средствами массовой информации своей деятельности и результатов работы; организовывать и проводить в пределах своей компетенции оперативно-розыскные мероприятия по выявлению и перекрытию каналов финансирования террористических и экстремистских организаций; осуществлять комплексные мероприятия по проверке финансово-хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, в отношении которых имеется оперативная информация о причастности к финансированию терроризма и экстремизма.

Подразделения вневедомственной охраны производят установку средств сигнализации и несут охрану на договорной основе квартир и других мест хранения имущества собственников; производят обследование состояния технической укрепленности охраняемых объектов, осуществляют на охраняемых объектах установленный пропускной режим, контроль за ввозом и вывозом материальных ценностей; устанавливают на контрольно-пропускных пунктах приборы и приспособления для обнаружения похищаемой продукции; сопровождают грузы, а также оказывают иные услуги по усилению защиты имущества от преступных посягательств; взаимодействуют с жилищно-коммунальными службами по защите подъездов жилых домов от проникновения посторонних лиц; снабжают их переговорно-замочными устройствами, домофонами, кодовыми замками и иными техническими устройствами; осуществляют оперативное реагирование на срабатывание охранной сигнализации на объектах собственности, пресечение краж и задержание лиц, их совершающих.

С учетом интересов профилактики краж, грабежей и разбойных нападений как наиболее распространенных видов преступлений определяется дислокация постов и маршрутов патрулирования сотрудников патрульно-постовой службы; проверяются наиболее вероятные места совершения преступлений, укрытия и места концентрации лиц с устойчивым противоправным поведением. Сотрудники патрульно-постовой службы в случае необходимости осуществляют разъяснительную работу среди населения по обеспечению сохранности на улицах и в других общественных местах личного имущества.

Профилактическое значение имеет осуществляемый участковыми уполномоченными полиции контроль за соблюдением лицами, имеющими судимость, установленных в отношении них в соответствии с действующим законодательством ограничений. Например, обязанность находиться дома в определенное время, запрещение пребывания в определенных местах, ограничение времени выезда по личным делам за пределы района или города. Эти ограничения в определенной мере сужают возможность совершения вновь имущественных преступлений, а также препятствуют восстановлению преступных связей.

Определенное профилактическое значение, особенно для разбойных нападений, имеет осуществляемый органами внутренних дел контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами установленных правил хранения огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых материалов, а также пресечение попыток самовольного изготовления оружия, что сужает возможность их нелегального приобретения.

В связи с тем, что значительная часть посягательств на имущество совершается подростками, особое значение приобретает профилактическая работа с ними. Подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в необходимых случаях оказывают им помощь в социально-бытовом устройстве, направляют в органы здравоохранения для оказания медицинской помощи подростков, употребляющих спиртные напитки, наркотические, психотропные и другие средства, вызывающие одурманивание; посещают несовершеннолетних правонарушителей по месту их жительства, учебы, работы, проводят воспитательные беседы с ними, родителями и иными лицами, отвечающими за воспитание и поведение подростков; контролируют поведение несовершеннолетних, осужденных условно или с отсрочкой исполнения приговора.

В целях общей профилактики краж, мошенничеств, угонов широко используются оперативно-розыскные возможности аппаратов уголовного розыска; проводятся оперативно-розыскные мероприятия по выявлению лиц, подготавливающих совершение преступлений, и принимаются меры по склонению этих лиц к отказу от их совершения.

Проведение профилактических мероприятий, конечно, всегда связано со значительными материальными затратами. Однако ущерб от преступности, как материальный, так и моральный, несоизмерим с затратами на ее сдерживание и регулирование.

Особую значимость при профилактике экономических преступлений имеет борьба с коррупцией, которая опасна не только сама по себе, но и как фактор, благоприятствующий другим преступлениям.

Предупреждением преступлений в сфере экономической деятельности занимаются органы внутренних дел, способные принять соответствующие меры в рамках своей компетенции как на ранних стадиях совершения экономических правонарушений, так и в ходе расследования преступлений.

Правоохранительные органы, опираясь на собственный опыт борьбы с экономической преступностью, могут выступать инициатором разработки программ общего предупреждения этого явления. Так, в докладе МВД России «О состоянии и мерах усиления борьбы с экономической преступностью и коррупцией в Российской Федерации» предложен целый комплекс общесоциальных мер превенции – по противодействию дальнейшей криминализации экономики и укреплению экономической безопасности страны.

Обеспечить координацию деятельности контролирующих и правоохранительных органов по ключевым направлениям специальной профилактики экономической преступности призваны принимаемые и реализуемые в Российской Федерации федеральные целевые программы по усилению борьбы с преступностью. Эти программы предусматривают осуществление комплекса взаимосвязанных мер экономического, организационного, технического, правового и воспитательного порядка.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.