Сделай Сам Свою Работу на 5

Проблемы социального контроля насильственной преступности: субъекты и направления социальной профилактической деятельности





Преступность, как любое социально опасное явление, ставит перед обществом задачу ее (преступности) минимизации, снижения до реально достижимого уровня. Именно такой подход к проблеме противодействия преступности в целом и ее предупреждения в частности основан на концепции комплексного использования всех возможностей общества, государства, граждан в реализации мер, упреждающих криминальное развитие событий в масштабе страны, региона, конкретных криминогенных ситуаций.

Противодействие насильственной преступности - это деятельность государства и общества, направленная на выявление, устранение или нейтрализацию причин массового и группового агрессивного поведения, причин формирования агрессии личности и условий ей способствующих, явлений и процессов, обуславливающих различные и разнотипные проявления криминальной агрессии, факторов, влияющих на формирование личностной и массовой агрессивности у определенных категорий лиц, удержание агрессивной готовности в обществе на возможно минимальном уровне, осуществление уголовно-правового и иного правового принуждения по фактам совершения конкретных насильственных и иных агрессивных преступлений.



Меры противодействия насильственной преступности должны быть системно организованными, комплексными, разноплановыми; осуществляться с учетом особенностей правового и нравственного общественного сознания, адресованы различным социальным (возрастным, этническим, национальным и др. ) группам и построены с учетом социо-психологических особенностей этих групп, реальных материальных возможностей государства; иметь правовое и информационное обеспечение.

Очевидно, что решать задачи предупреждения насильственной преступности невозможно без хорошо организованного управления, учитывающего специфику множества разноплановых факторов, криминогенно проявляющихся во всех сферах жизни общества. Следовательно, предупреждение преступности следует рассматривать как специфический вид социального управления, имеющий целью удержать преступность на минимальном уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих ее факторов (причин) и условий, способствующих их детерминационным проявлениям. Таким образом, деятельность по предупреждению насильственной преступности должна найти свое выражение в системе социальных, экономических, идеологических, организационно-правовых и психолого-педагогических мер, осуществляемых как правоохранительными (специализированными), так и неспециализированными субъектами. Соответственно, предупреждение насильственной преступности – это система мер, реализуемых на различных уровнях субъектами, наделенными соответствующей этим уровням компетенцией.



В процессе предупреждения преступности реализуются меры, направленные на:

а) выявление и устранение либо минимизацию причин преступности и условий, способствующих их действию,

б) выявление и устранение либо минимизацию причин отдельных видов преступности и условий, способствующих их действию,

в) выявление и устранение ситуаций непосредственно мотивирующих и провоцирующих совершение преступлений на определенных территориях или в определенных слоях населения,

г) выявление групп повышенного криминального риска и его снижение,

д) выявление лиц, от которых, судя по их поведению можно реально ожидать совершения преступлений и применение по отношению к ним мер сдерживающего и корректирующего характера,

ж) выявление и устранение криминогенных факторов микросреды лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, [3]

з) выявление потенциальных жертв преступлений, обеспечение мер их безопасности, устранение виктимоопасных ситуаций.

Общесоциальное предупреждение включает экономические меры, направленные на повышение уровня производства, снижение безработицы, расширение возможностей трудоустройства лиц, закончивших обучение в школах и институтах, повышение и своевременную выплату зарплат и пенсий, финансовую стабилизацию с тем, чтобы люди не теряли свои накопления, улучшение собираемости налогов (с одной стороны - наполнение бюджета, с другой - удержание от совершения преступлений массы предпринимателей), в конечном счете – снижение раздражения в обществе, которое приводит людей, при иных условиях оставшихся бы законопослушными гражданами, к уходу в криминальную среду, совершению преступлений.



Существенный компонент общесоциального предупреждения составляют меры, создающие условия для полной реализации гражданами их политических, и личных прав, свобод и законных интересов. Очевидно, что неудовлетворенность интересов в этой сфере, как следствие препятствующее установлению атмосферы стабильности в обществе, гражданской активности, доверия населения к власти, готовности поддержать ее усилия по охране правопорядка и приводит к повышению числа преступлений насильственного характера.

Общепредупредительный эффект имеют мероприятия по поддержанию и развитию образования и культуры в обществе, сохранению духовно-нравственного наследия, поскольку достоверно установлено, что образовательный и культурный уровень людей, их воспитанность, духовность, приверженность к лучшим народным традициям, правовая образованность не только удерживают людей от совершения преступлений, определяя во многом не искаженную криминально систему личных и социальных ценностей, но и способность значительной части населения противостоять негативному влиянию СМИ, пропагандирующих вседозволенность, культ силы, жестокость, культуру бездуховного потребительства, подмену любви примитивным сексом и т. п. Снятие напряженности в межнациональных и межэтнических отношениях играет важную роль в предупреждении экстремизма и иных преступлений на почве национальной и религиозной нетерпимости.

Общепредупредительное значение имеют мероприятия в сфере упорядочения оборота информации, использования электронно-вычислительной техники, компьютерных сетей, недопущения пропаганды насилия и жестокости с использованием средств массовой коммуникации.

Несомненно эффективны мероприятия по организации отдыха, досуга не только несовершеннолетних, но и взрослых, среди которых много лиц, склонных к неумеренному т. н. бытовому употреблению спиртных напитков. Меры «отсечения» определенных категорий граждан от доступа к спиртному существенно сказываются на снижении хулиганства, насильственных преступлений в бытовой сфере и др. [4]

Есть основания отметить, что весь комплекс крупномасштабных мероприятий по реформированию экономики, социальной сферы, укреплению политического строя в стране хотя и не непосредственно, но весьма значимо сказывается на уровне и эффективности предупреждения насильственной.

Общесоциальные меры, как правило, заключающиеся в крупномасштабных акциях, направленных на развитие экономики, улучшение социальной сферы, устранение противоречий, разделяющих определенные слои населения и нередко разрешающихся криминальным путем и т. д. и т. п. , «размывают», условно говоря, фундамент детерминации преступности, на котором базируются криминогенные факторы, непосредственно влияющие на насильственную преступность и на поведение отдельных лиц, совершающих преступления.

В политической сфере жизни общества криминогенно проявляются противоречия в организации власти и управления, противоречия, связанные с осуществлением демократии и законности. Соответственно в этой сфере на общесоциальном уровне предупреждение насильственной преступности, прежде всего, должно обеспечиваться демократизацией политической жизни, стабилизацией политического режима.

Справедливое разрешение возникших в обществе социальных конфликтов, исключение антагонизма между отдельными социальными, национальными или конфессиональными группами эффективно, как мера предупреждения насильственной преступности, проявляющейся в названных выше крайних формах.

Современная Россия переживает нравственный кризис. Он преодолевается, но этот процесс пока еще далек от завершения, разноплановые психологические факторы в значительной мере влияют на агрессивные настроения в обществе. Общесоциальные меры предупреждения за счет снижения криминогенности факторов психологического характера должны быть направлены на восстановление утраченных значительной частью населения России признанных идеалов в сфере социального общежития, снижения «остроты» этнической и религиозной нетерпимости и вражды.

Необходимо планировать и осуществлять масштабные меры (в виде специальных программ) имеющие целью восстановление доверия населения к правоохранительным органам. Отсутствие такого доверия у очень многих граждан приводит к тому, что вместо обращения за законной защитой своих прав и интересов, собственной личной и имущественной безопасности они обращаются к криминальным структурам, а в итоге общество имеет множество насильственных преступлений, совершенных организованными преступными формированиями и оплаченных в ряде случаев казалось бы правопослушными лицами.

Совершение насильственных преступлений, в том числе политического, бытового характера напрямую связано с количеством оружия, находящегося в незаконном владении населения. Наличие у населения большого количества оружия – одна из главных причин роста за последнее десятилетие насильственных преступлений. В том числе и совершаемых на бытовой почве.

Это оружие необходимо максимально активно изымать. Изъятие огнестрельного оружия, вообще всех видов опасных предметов дает несомненный профилактический результат.

На уровне агрессивности в обществе, состоянии и динамике насильственной преступности существенно влияют такие медицинские факторы, как высокий удельный вес психических отклонений, рост количества лиц с ограниченной вменяемостью, психических больных, лиц с отклонениями патологического характера (проявление этих факторов на столько значимо, что можно говорить о кризисе физического и психического здоровья населения).

Снижение криминогенности этих факторов объективно наиболее эффективно в рамках мер предупреждения общесоциального уровня: улучшения медицинского обслуживания наделения, которое сейчас доступно далеко не всем гражданам; ужесточения контроля за оборотом медицинских препаратов, воздействующих на психику, опасных для жизни; восстановления того уровня медицинского обслуживания детей и подростков, который позволял отслеживать физические и психические патологии, в том числе и выражающиеся в раннем проявлении агрессивности;

Меры общесоциального предупреждения включают воздействие на такие криминогенные факторы, как наркотизм, токсикомания и алкоголизм. На уровне явлений они существенно влияют на насильственную преступность, на индивидуальном – представляют собой факторы негативной деформации личности, причем у значительной части наркоманов, токсикоманов, алкоголиков формируют агрессивность, мотивированную необходимостью находить средства для удовлетворения своих потребностей в наркотиках, одурманивающих веществах, алкоголе.

Кроме того, под их воздействием совершается множество насильственных преступлений. Выявление, учет и организация лечения наркоманов, токсикоманов, алкоголиков в равной мере следует отнести и к мерам специально-криминологического предупреждения.

Предупреждение криминального насилия, как социального явления связано с мерами общесоциального уровня: улучшением благосостояния населения, снижением бытовой и внутрисемейной напряженности из-за плохих жилищных условий и нереальности приобретения жилья лицами из определенных слоев населения, организацией медицинского обслуживания в первую очередь детей и стариков, лечения лиц, страдающих физическими и психические патологиями. Меры предупреждения насилия применительно к конкретным семьям включают меры воспитательного воздействия на конфликтующих членов семьи, как детей, так и родителей; при наличии реальной опасности физического насилия – изоляцию тех лиц, от которых исходит угроза; решение жилищных проблем, обеспечения работой, направление на учебу и т. п.

К мерам предупреждения внутрисемейного насилия относятся и медицинские (лечение наркоманов, токсикоманов, членов семьи с психическими отклонениями), а в ряде ситуаций и использование возможностей административного и уголовно-правового принуждения.

Предупреждение насилия в сфере быта (эта сфера включает семейную, но сама значительно шире) с позиций общесоциальных может быть обозначено как масштабное улучшение жизни населения во всех областях: экономической, социальной, политической. Изменение условий жизни, создающих конфликтные ситуации (в том числе и глобальные) – наиболее эффективный путь снижения агрессивности населения.

Криминогенным фактором социально-психологического характера является в ряде случаев деятельность средств массовой информации. Телевидение, радио, газеты, журналы нередко демонстрируют сцены насилия и жестокости, в иных формах распространяют информацию, возбуждающую взаимную неприязнь, межнациональную и межконфессиональную рознь. На телевизионном экране появляются программы, психологически травмирующие людей, пропагандирующих совершенно чуждые россиянам моральные нормы.

Известны факты издания материалов, оправдывающих и пропагандирующих фашизм, национализм, экстремизм и они никем не запрещаются. Культ денег, добывания их любым путем, «великая истина, что деньги не пахнут» укоренились в сознании многих россиян не без помощи СМИ. В целях предупреждения насильственной преступности совершенно необходима коррекция их деятельности, но для этого необходимо принятие соответствующих нормативно-правовых актов

Меры общесоциального, специально-криминологического и индивидуального предупреждения должны опираться на единую правовую основу. Такой сейчас в России нет, нет закона о предупреждении преступности. Заменить его отдельные нормативно-правовые акты не могут, также как и федеральные, региональные, ведомственные программы предупреждения преступности.

Кроме того, в системе общесоциальных мер предупреждения насильственной преступности не последнее место занимает виктимологическая профилактика.

Подводя итог сказанному отметим, что:

Противодействие насильсвенной преступности - это деятельность государства и общества, направленная на выявление, устранение или нейтрализацию причин массового и группового агрессивного поведения, причин формирования агрессии личности и условий ей способствующих, явлений и процессов, факторов, влияющих на формирование личностной и массовой агрессивности у определенных категорий лиц, удержание агрессивной готовности в обществе на возможно минимальном уровне.

Меры противодействия насильственной преступности должны быть системно организованными, комплексными, разноплановыми; осуществляться с учетом особенностей правового и нравственного общественного сознания, адресованы различным социальным (возрастным, этническим, национальным и др. ) группам и построены с учетом социо-психологических особенностей этих групп, реальных материальных возможностей государства; иметь правовое и информационное обеспечение.

Справедливое разрешение возникших в обществе социальных конфликтов, исключение антагонизма между отдельными социальными, национальными или конфессиональными группами эффективно, как мера предупреждения насильственной преступности, проявляющейся в названных выше крайних формах.

Общесоциальные меры предупреждения должны быть направлены на восстановление норм поведения в сфере социального общежития, снижения «остроты» этнической и религиозной нетерпимости и вражды.

Необходимо планировать и осуществлять масштабные меры (в виде специальных программ) имеющие целью восстановление доверия населения к правоохранительным органам.

Снижение криминогенности этих факторов объективно наиболее эффективно в рамках мер предупреждения общесоциального уровня: улучшения медицинского обслуживания наделения;

Предупреждение криминального насилия, как социального явления связано с мерами общесоциального уровня: улучшением благосостояния населения, снижением бытовой и внутрисемейной напряженности организацией медицинского обслуживания и т. п.

Кроме того, в системе общесоциальных мер предупреждения насильственной преступности не последнее место занимает виктимологическая профилактика.

Меры общесоциального, специально-криминологического и индивидуального предупреждения должны опираться на единую правовую основу.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.