Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность различных подразделений ОВД направленную на предупреждение насильственных преступлений
Как было отмечено выше, процесс предупреждения насильственной преступности в настоящий момент не имеет самостоятельной единой правовой базы. Он представляет собой конгломерат разных законов и иных нормативных актов, в которых, наряду с определением полномочий соответствующих субъектов правоохранительной сферы, закреплены и соответствующие профилактические функции.
Предупреждение насильственной преступности должно осуществляться в строгом соблюдении законодательства. В противном случае сама эта деятельность может спровоцировать противоправное поведение.
Перечень правовых актов, регламентирующих предупреждение преступности, занимает несколько тысяч. Для удобства анализа, с учётом определённых особенностей, их можно разделить на несколько групп:
Международные.
Правовые акты стран Союза Независимых государств (СНГ).
Внутригосударственные правовые акты.
Ведомственные нормативные документы.
Среди международных правовых актов, имеющих значение для предупреждения преступности, можно назвать такие, как: Всеобщая декларация прав человека (1948г. ); Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984г. ); Минимальные стандартные правила Организации Объединённых Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (“Пекинские правила”) (1985г. ); Руководящие принципы Организации Объединённых Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних. (Эр-Риядские принципы) (1990г. ); Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия и т. д.
Во вторую группу правовых актом входят, например, Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека (1995г. ), Межгосударственная программа борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств- участников СНГ на период до 2000г. (1996г. ) Так, Конвенция имеет целью соблюдение международных стандартов в области прав человека всеми государствами- участниками СНГ. Это касается, например, права каждого человека на жизнь (ст. 2). То есть, смертный приговор, как правило, не может быть вынесен женщинам. Смертный приговор не может быть также вынесен женщинам, находящимся в момент вынесения приговора в состоянии беременности, и смертный приговор не может быть исполнен в отношении женщин, находящихся в состоянии беременности к моменту исполнения приговора. Смертный приговор не может быть вынесен лицу за преступление, совершённое им до достижения 18-летнего возраста.
Третью группу правовых актов (внутригосударственных) составляют:
Конституция РФ.
Федеральные законы «О безопасности» (1992 г. ), «О полиции» (2011 г. ), «Об оперативно-розыскной деятельности» (1995 г. ), «О наркотических средствах и психотропных веществах» (1997 г. ), «О борьбе с терроризмом» (1998 г. ) и т. д.
Кодексы Российской Федерации (УК, УПК, ГК, КоАП и. д).
Указы Президента «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» (1993 г. ), «Об участии РФ в деятельности Международной организации уголовной полиции-»Интерпол» (1996 г. ), «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» (1996 г. ) и т. д.
Постановления Правительства РФ.
Федеральные, региональные программы по борьбе с преступностью.
Рассмотрим некоторые из вышеперечисленных правовых актов.
Важное значение для правового обеспечения мер предупреждения преступности имеют отдельные статьи Конституции Российской Федерации (1993г. ) Так, статья 2 Конституции провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и устанавливает обязанность государства по их соблюдению и защите. Исполнение этой обязанности осуществляется различными способами, в том числе путём предупреждения государственными органами уголовно наказуемых посягательств на права и свободы граждан. Важное значение имеют и такие положения Конституции, как недопущение при проведении предупредительных мероприятий умаления достоинства личности (ст. 21); запрет на проникновение в жилище против воли проживающих в них лиц иначе как в случаях, установленных законом, или на основании судебного решения (ст. 25); запрет на лишение имущества собственника без решения суда (ст. 35) и т. д.
Из федеральных законом интерес представляет Закон РФ “О полиции”. В данном Законе комплексно урегулирован правовой статус полиции, определены её организационная структура, а также место и роль полиции в обществе и государстве. В соответствии с данным Законом определены основные направления деятельности полиции (ст. 2):
1) предупреждение преступлений и административных правонарушений;
2) выявление, пресечение и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
3) розыск лиц и похищенного имущества;
4) пресечение административных правонарушений и производство по делам об административных правонарушениях;
5) охрана общественного порядка;
6) обеспечение безопасности дорожного движения;
7) контроль за оборотом оружия;
8) контроль за частной детективной и охранной деятельностью;
9) охрана имущества и объектов по договорам;
10) государственная защита участников уголовного судопроизводства, судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов;
11) оказание помощи гражданам, федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, общественным объединениям, а также организациям независимо от формы собственности, должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав и законных интересов.
Определённый интерес для предупреждения преступлений органами внутренних дел представляет и принятое в соответствии с Указом Президента и Постановлением Правительства РФ “Положение о национальном центральном бюро Интерпола” (1996 г. ). В соответствии с Положением задачами ЦБ Интерпола являются:
Обеспечение эффективного международного обмена информацией об уголовных преступлениях.
Оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ.
Наблюдение за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участниками которых является РФ.
Исходя из содержания вышеизложенных задач, можно сделать вывод о том, что основной целью ЦБ Интерпола является противодействие преступности, представляющей угрозу не только отдельному государству, но и мировому сообществу в целом.
Следующую группу внутригосударственных правовых актов составляют Кодексы. Рассмотрим наиболее востребованные из них в деятельности органов внутренних дел.
Значение уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) для правового регулирования предупреждения преступности определяется, прежде всего, тем, что его статьями очерчен круг деяний, запрещённых под угрозой уголовной ответственности. Особое значение для предупреждения преступлений большей общественной опасности имеет ряд статей с двойной превенцией (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; похищение или повреждение документов, штампов, печатей), а также стимулирующих поведение, препятствующее совершению преступлений (о необходимой обороне, о добровольном отказе от совершения преступлений и т. д. ).
Важную роль в правовом регулировании предупреждения преступлений играет Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ), регламентирующий основания и порядок осуществления мер административного предупреждения, пресечения и наказания (взыскания). Ярко выраженную криминологическую функцию выполняют статьи КоАП РФ по борьбе с пьянством, наркотизмом, нарушением правил торговли, экологическими правонарушениями. Значение КоАП РФ состоит ещё и в том, что применение его норм позволяет эффективно противодействовать допреступному поведению граждан.
литература:
Алексеев А. И. , Солопанов Ю. В. Профилактика рецидива преступлений. М. , 1980.
Андреева Л. А. , Цэнгел С. Д. Квалификация изнасилований. Учебное пособие. СПб. , 2005.
Антонян Ю. М. Жестокость в нашей жизни. М. : ИНФРА-М, 1995.
Антонян Ю. М. Насилие в семье. М. , 2000.
Антонян Ю. М. , Бойко И. Б. , Верещагин В. А. Насилие среди осужденных: Учебное пособие / Под ред. Ю. М. Антоняна. М. : ВНИИ МВД России, 1994.
Антонян Ю. М. , Ткаченко А. А. Сексуальные преступления. М. , 1993.
Баранов Ю. В. Стадии ресоциализации осужденных в свете новых социолого-антропологических воззрений и социальной философии. СПб. , Юридический центр Пресс, 2006.
Гинтовт Е. А. Изнасилование: криминологическая характеристика, предупреждение, проблемы защиты жертв. Дис. . . . канд. юрид. наук. СПб. , 2000.
Гуров А. И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. М. , 1990.
Денисов С. А. , Калис Е. Б. , Саргаев С. В. Хулиганство: криминологические и уголовно-правовые аспекты: Научно-практическое пособие / Под ред. В. П. Сальникова. СПб. : СПбУ МВД России, 2004.
Дмитриев А. В. , Залысин И. Ю. Насилие: Социо-политический анализ. М. : РОССПЭН, 2000.
Иванов В. И. Введение в криминальную гомицидологию. Учебное пособие. СПб. , 2004.
Кудрявцев С. В. Конфликт и насильственное преступление. М. , 1991.
Максимов С. В. , Ревин В. П. Насильственные преступления в сфере семейно-бытовых отношений и проблемы их профилактики. М. , 1993.
Некрасов А. П. Профилактика пенитенциарной преступности. Дис. . . . канд. юрид. наук. СПб. , 2000.
Петин И. А. Механизм преступного насилия. СПб. , Юридический центр Пресс, 2004.
Попов А. Н. Убийства при отягчающих обстоятельствах. СПб. , Юридический центр Пресс, 2003.
Серийные сексуальные преступления: Учебное пособие / Под ред. Ю. М. Антоняна. М. : ЩИТ – М, 2000.
Старков О. В. Бытовые насильственные преступления (причинность, групповая профилактика, наказание). Рязань, 1992.
Уткин В. А. Насильственная преступность и ее предупреждение. Учебное пособие. М. , 2004.
Харламов В. С. Противодействие внутрисемейным насильственным преступлениям участковыми уполномоченными милиции (на материалах Санкт-Петербурга). Дис. … канд. юрид. наук. СПб. , 2002.
Чистова Э. Е. Криминальная агрессия и её предупреждение: Дис. . . . канд. юрид. наук. СПб. , 2005.
Шевченко В. Ф. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика рецидивной преступности (на материалах Санкт-Петербурга). Дис. . . . канд. юрид. наук. СПб. , 1998.
Шестаков Д. А. Семейная криминология (криминофамилистика). СПб. , Юридический центр Пресс, 2003.
Лекция 3: Предупреждение органами внутренних дел правонарушений экономической направленности
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|