Сделай Сам Свою Работу на 5

Фил-ское понимание бытия: бытие-небытие, бытие-само бытие, бытие-сознание

Бытие - самое широкое, а значит самое абстракт. понятие. Эта категория поиск всеобщего в мире (всеобщей мировой связи). Вопрос о бытии всегда связан с вопросом о вечности и времени. Чел. так много уделяет эт. вопросу, т.к. он ед. объект в мире, к-ый осознает свою физич. смерть, что позже оформляется в вопрос о бытии вообще. Поиск всеобщего, попытки преодолеть драму конечности жизни вынудили фил. обратиться к проблеме бытия. Вопрос бытия – вопрос о вечном и преходящем; что существует, где существует, как долго существует. Согласно фил. словарю термин "бытие" означает существование. Впервые понятие бытие использ. древнегр.мысл-ль Парменид. Он понимал бытие как единое в его однозначности и уникальности. Бытие,с читает П., - это то, что воспринимается разумом. Согласно П., бытие сущ-ет, оно непрерывно, однородно и совершенно неподвижно. Ничего др., кроме бытия нет. Он пытался решить вопрос бытия применит. к конкретной ситуации, когда рушилось представление о бытие как творении божьем, т.к. боги у всех народов разные и им. разный вид, то чел. причастен к творению богов. Зарожд. сомнение в традиц. обрисованном бытие как творении божьем. Эта категория м/б проанализирована лишь в связи с категориями небытия, пространства, времени. Ее содержание близко к понятию существования. Но давать в фил. строгое определение безнадежно, т.к. строгие определения от более узкого идут к широкому, а фил. оперирует наиб. широкими сущностями. Бытие Пармениде – трансцендентальное бытие, то, что наход. за миром чувств. вещей. На поверку эт. бытие – мысль. Бытие по Пармениду – шар, сфера, не им. пространств. границ, т.к. сфера в античности – совершенная (гармоничная) фигура. У Парменида то, что находится за миром чувств. вещей, бытие есть мысль, но не субъективная мысль чел-ка, а некий логос, космич. разум, через к-ый чел-к м. открывать мир непосредственно. Существенна в концепции Парменида неподвижность бытия, неизменность, отсутствие в нем генезиса, рожд. и умирания, т.е. отрицание развития и движения мира. Демокрит: бытие - есть нечто простое, понимая под тем неделимое – атом. Таких атомов Д. допускает бесчисл.множ-во. Платон рассм-ет бытие как идеал. бестелес. образование, выступая родонач-ком идеалистич. линии в ф-фии. Т.о.,учение о бытие дел-ся на 2 подхода: идеалистич. и материалистич. Идеалисты: бытие - это сознание. Материалисты: бытие - это материя. Это монизм. Однако существуют и дуалисты, к-е считают, что бытие - это духовное начало (с одной стороны), материя (с другой стороны) (Декарт).



Проблема бытия в новое время: происходит отказ от метафизики, отвергнута идея абс. предельного основания мира, единственным бытием становится сознание. Бытие зависимо от познания мира человеком (Кант). В основе бытия чел-ка страсть к расширению знания. Шопенгауэр: мир есть мое представление, вот истина, мир есть воля. В это время имела место и рационалист. трактовка бытия. Бытие отожд. с природой, с объект. миром (Маркс). Специфична постановка проблемы бытия в рус. ф-фии. Истоки – рус. фил. сознание: идея спасения от кары за первородный грех. В: как в бытии спастись? Католики: через внутр. настрой на религиозность; протестанты: обратить взор на внешние полезные дела; православные: не поддерж. ни одну ни др. стороны, спасти чел-ка может только бог. Соловьев: истинное бытие чел-ка наступит когда претворится его идея единения бога и чел-ка.

Пробл. бытия в 20в.: Смысл бытия чел-ка – культивирование выдающ. личности (Ницше).

Бытие как некое вневременное, пребывающее начало, некая субстанция в принципе неизменная или меняющаяся лишь в своих внешних свойствах, входило в комплекс размышлений древнегреческих философов. В поисках абсолютно вечного бытия объединялись усилия милетцев, элеатов, атомистов. Сформированный мышлением Платона мир "эйдосов" – не что иное, как результат попытки приблизиться к вечному бытию. Еше более показательны в этом отношении устремления христ. мыслителей, усматривающих в бытии силу, творящую из небытия весь мир.

Категория бытия – одна из самых значимых в сфере фил. знания. Она приложима к глубинным уровням организации материи и чел. жизни. Но содержание, которое в ней заложено, раскрывается перед чел. в минуты высочайшего напряжения духовно-нравственных сил, в экстремальных ситуациях Фил. мышление оперирует этой категорией, когда встает вопрос о вечности мира, преходящности в нем отдельных вещей. Фил-я изучает всеобщие законы, стороны объективной действительности. Предельно общим, свойственным всему в мире, является наличествоваиие этого в мире. Уже на основе этого признака м. говорить о единстве мира, категория бытия важна для обоснования этого единства. Все категории в фил. взаимосвязаны друг с другом. В непосредственной связи рассматриваемое понятие находится с категориями: небытие, существование, пространство, время, материя, качество, количество. Т. зр., что данная категория не имеет объективного смысла, что ее надо отбросить на том основании, что она ничего не говорит о конкретных признаках вещей, несостоятельна; знание общего, воплощаемого в понятиях, необходимо для научного познания мира. Категория бытия отражает нечто, чю осушествляется в качестве многообразных конкретных и преходящих ситуаций. Развитие всегда состоит в наращивании бытия, его интенсивности. Чем интенсивнее бытие, тем оно более хрупко, более подвержено гибели. Мы ходим по тонкому льду над океаном небытия. Жизнь не может долго удерживаться на вершине бытия. Отсюда реальность сна и смерти.

К основным формам бытия относятся: бытие вещей, явлений, бытие человека, бытие духовного, бытие социального.

Первый вид бытия относится к природным процессам, явлениям, к предметам второй природы. Вещи, явления в первом случае существуют независимо от сознания человека, последний - их лишь фиксирует. Реальность данных явлений - объективная и первичная реальность, в то время как бытие вещей, явлений второй природы зависит от бытия первой природы. Здесь оказывается опредмеченным человеческий труд. Вещи, процессы второй природы функционируют не в изоляции от социальных закономерностей. Вообще бытие второй природы - социально- историческое, связанное с пространством и временем человеческою существования. Бытие тел-вещей природы предзаданно чел. сознанию и существ. вне зависимости от сознания. Хотя чел. общ. оказывает на него воздействие, изменяя его. Но чел. не м. изменить з-ны природы. Это самостоят. бытие, оно существ. без вмешат. чел. и в разных формах. Бытие тел-вещей, созданных чел-ком, тесно связано с пространством и временем сущ-я чел., нуждаются в поддержке чел-ком своего существования, предост. самим себе разрушаются.

Человек представляет собой биологическое существо. Его тело – такая же "вещь" в мире вещей. Поэтому он подвластен всем признакам биологической жизни, силам природы. Но человек уникален своим духом, мышлением. Их состояние, конечно же. зависит от благополучия тела, однако, наличие духа обуславливает иную. специфическую - сущность человека по сравнению с животными, вещами. Для него характерна нежесткая и неуниверсальная детерминация бытия со стороны его тела, т. е. он располагает несравнимо большими возможностями регуляции, контроля своих фундаментальных потребностей. Для человека уникальна потребность приема пищи, тем не менее. удовлетворение ее может быть преднамеренно отложено на тот или иной срок (в отличие от животных). Это происходит путем переключения устремлений человека на другие виды деятельности, также имеющие для него важное значение Специфика человеческого бытия состоит и в том, что, люди способны мощно (положительно или отрицательно, влиять на мир, самих себя. Сознание, духовное - высший тип бытия. В нем бытие торжесгвует и как бы терпит свое наибольшее поражение, поскольку снимается его материальная форма. Бытие чел., с одн. стороны, в мире вещей, без к-ых он не м. существовать, и бытие с спецефич. человеческое во взаимосвязи с др. людьми., с общ. Бытие чел. в мире вещей объективно для каждого. Бытие самого чел. – ед-во тела и духа. Дух и тело оказ. влияние др. на др. Многие действия чел. идут в разрез с эгоизмом телесных потребностей, т.к. чел. м. отдалить удовлетворение эт. потребностей для др. целей. Специфика чел. бытия: люди не просто сущ-ют в мире, но м. влиять на эт. мир и на самих себя, т.е. на свое бытие, но и способны познавать свое бытие.

Бытие человека – это бытие, отягощенное сознанием собственной смертности. Это бытие, осознающее свою неустойчивость, противостоящую ему бесконечность общего бытия, кричащее противоречие между первым и вторым. Из этого противоречия возникает религия. Душевный разлад, связанный с осознанием собственной смертности, попытками решения в данной ситуации смысложизненных вопросов, побуждает людей обращаться к религии. А. Н. Чанышев обращает внимание и на то обстоятельство, что чел. в стремлении сделать свое бытие более устойчивым, зацепиться за чужое бытие, порождает такой феномен, как любовь. Любовь к Богу призвана казаться самой нужной и самой сильной.

Бытие духовного (идеального) включает, с одной стороны, индивидуализированное, с другой объективированное духовное. Духовное - это бесконечное многообразие мыслей, чувств, переживаний, отлитых в индивидуальные или общественные формы. Это нормы, принципы чел. общения, и политич. идеи и научные теории, этические, эстетичесфкие учения. Индивидуализированное духовное - невидимый необратимый поток быстро меняющихся побуждений, впечатлений, чувств, переживаний, мыслей. Среди последних выкристаллизовыв. более стабильные идеи, убеждения, ценности, которые подхватываются другими людьми, поколениями людей. Восстанавливать поток сознания в индивидуальной полноте не представляется возможным. Фиксируются из этого потока лишь отдельные его элементы, которые в равной степени могут представлять и чисто субъективные впечатления и объективно значимые результаты. Конечно, конкретные процессы сознания возникают и умирают вместе о рождением и смертью отдельных людей. но после физической смерти результаты деятельности сознания могут быть объективированы. К примеру, научные идеи, политические теории, литературные произведения могут воплощать эти самые объективные формы духовного, которые входят в ткань общественного сознания. Духовное неотделимо от конкретной жизни чел. Дух не существ. без материальн. носителя, хотя есть и др. концепции. Индивидуализированное духовное – сознание чел. Его бытие – бытие потока оч. быстро измен. побуждений, впечатлений, чувств Конкретные мысли возникают и умирают вместе с чел. Некоторые из них переживают индивид. носителей, оформляются в виде общезнач. идей, теорий общ. и превращаются в объективированное духовное. Оно воплощается в словах, звуках, знаках. Элементы его способны сохр., совершенствоваться и перемещаться в соц. пространстве и времени.

Бытие – это все, что есть; всеохватывающая реальность. Антитеза бытия – ничто. Бытие и ничто не м. сущ-ть др. без др. Бытие не статично.

После Парменида учение о быте развивал Аристотель. Бытие – это живая субстанция. Для античной фил. характерно нерасчленение бытия и мышленияво всех аспектах: гносеологическом, онтологическом, этическом. Христ. соед. фил-ю и богопознание. Это осмысление божеств. знания в категориях греческой фил-и. В ср. века оформилось онтологическое док-во бытия Бога, состоящее в выводе Абсолютного бытия из понятия бытия: то, больше чего нельзя помыслить, не может существовать только в уме. Иначе о нем м. помыслить и существование вне ума, что противоречит исходной посылке. В Возрожд. и Нов. время происходит секуляризация (обмирщение) фил-и, разделение фил. и общ-х наук. Объективизация понятия бытия и одновременно разв-ие субъективистских концепций. Бытие – нечто телесное, вещественное, объективная реальность, противостоящая чел-ку и его разуму. Природа мыслится вне отн-я к ней чел-ка, как механизм, действующий сам по себе. Субстанциональный подход: субстанция (неуничтожимый и неизменный субстрат бытия, его предельное основание) и ее акциденции (св-ва), производные от субстанции, преходящие и изм-иеся. Декарт: бытие через призму анализа сознания, чел. существование (Я мыслю, след-но, существую). Бытие субъекта постигаемо лишь в акте самопознания. Лейбниц: бытие из внутр. опыта чел-ка. Беркли отрицал существование материи (быть – значит быть в восприятии). Кант: бытие не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть прибавлено к понятию вещи; в логич. примере оно лишь связка в суждении. Прибавляя к понятию хар-ку бытия мы не прибавляем ничего нового к его содержанию. Фихте: подлинное бытие – деятельность Я, материальное бытие – ее продукт. Гегель: чистое бытие (связано с началом, начало связано с наличием возможности, возможность – уже нечто, пусть не ставшее еще, но нечто как потенция, в потенции объединены бытие и небытие, внутри него работа по переходу ничто в нечто). Тождество бытия и мышления проходит все стадии триады. В начале неопределенное и абстрактное бытие, лишенное определений, неразличимо с мышлением (к. всеобщность). Проходя конкретизацию, бытие и мышление м. различаться, совпадая не полностью, чтобы слиться при завершении системы. Гегель обращается к онтологическому аргументу (док-ву бытия Бога): конкретная всеобщность – Бог – не м. содержать столь скудное определение, к. бытие: Для мысли не м/б ничего более малозначащего по своему содержанию, чем бытие. Бытие – проц. истории, вечное дв.-ие, сама жизнь. Фейербах обратил внимание на разрыв с чел-кой стороной бытия. Эта проблема выдвинулась на 1-й план в 20в. Хайдеггер критикует подход к бытию как к чему-то извне данному и противоположному субъекту. Проблема бытия им. смысл лишь как проблема чел. бытия. Выражение чел. бытия – страх перед ничто. Тот, кто ставит вопрос о бытии, сам наличное бытие. Он им. понимание своего бытия. Это экзистенция. Объективное бытие и Я-бытие – разные виды бытия. Признание только объективного бытия – самозабвение. Экзестенциализм: для чел. бытия материальное и духовное слиты воедино: одухотворенное бытие (особ. в религ. экзестенциализме Бердяева). Гл. в эт. бытие – сознание временности (экзестенция – бытие к смерти), постоян. страх перед последней возможностью – возможность не быть, сознание бесценности своей личности. Рассел: пытался снять противопоставление объективного и субъективного существования в понятии существование вообще. Существует только один реальный мир, а воображение – его часть; аналогично – реальны мысли, к-ые возникают в данный момент. Преодоление ограничений, идущих от нов. времени.

В связи с осознанием чел-ом собственной смертности перед ним встает и более общий вопрос: существует ли небытие? На первый взгляд, может показаться вздорным утверждение, что небытие существует. Как можно представить, что существует не существующее? "Ведь никогда не докажут, что то, чего нет, существует", – говорил Парменид. И все-таки факт существования небытия признавался многими философами. А. Н. Чанышев настаивает на том, что небытие не только существует, но что оно первично и абсолютно. Бытие же относительно и вторично по отношению к небытию. В качестве аргумента существования небытия и его первичности философ приводит следующий довод: "Небытие абсолютное бытия в той же мере, в какой субстанция абсолютное своих состояний". Все возникает на время, а погибает навечно. Возникновение и гибель неравноценны. Коль скоро время не феномен, а существенное свойство небытия, коль скоро все преходяще, то небытие абсолютно, а бытие относительно. Существуют и другие, не менее убедительные, по мнению А. Н. Чанышева, способы доказательства существования небытия. Один из них – доказательство от времени: существование настоящего предполагает существование прошлого и будущего, т. е. того, чего уже или еще нет. Это и составляет временный модус небытия. Можно привести и доказательство от пространства: существование чего-либо в том или ином месте предполагает несуществование его в другом месте. Это пространственный модус небытия. Итак, категория небытия имеет такое же право на существование в фил., как категории бытия, материи, сознания. Тезис об абсолютности небытия и относительности бытия не отрицает их единства. Бытие можно считать одной из форм существования небытия. Неправ, как считает А. Н. Чанышев, Гегель, который "превратил небытие в изнанку бытия". А противоречия между системой и методом Гегеля – это как раз (хотя и слабое) выражение противоречия между бытием и небытием). Само представление об абсолютном небытии возникает благодаря памяти, которая есть одна из основ сознания, и воплощает один из высших типов человеческого бытия. Как преодолеть трагизм осознания чел-ом собстренного небытия в будущем. Для конкретного человека вряд ли возможно это преодоление вообще. Но в любом случае человеку с диалектическим мышлением легче уходить от тягостного состояния духа по поводу конечности своего бытия. Диалектическое воображение соотносит всякое будущее событие с будущим состоянием конкретного субъекта при опоре на память событий в их последовательности. Диалектическое сознание "вообще понимает смерть, разлуку, измену, ложь, заблуждение как естественное и первичное". Именно в этом заключена возможность преодолеть драматизм собственной смертности. "Человек небытия – мужественен. Его мужество – это мужество быть, несмотря на ничто, а не только несмотря ни на ничто". Спокойствие духа зиждется здесь на сознании, что ситуация преходящая, что последняя ничтожна на фоне просвечивающего сквозь нее бытия. При указанном подходе появляется возможность определения сознания бытия как рабскою сознания. На этом стоял Гегель, который показал, что господин тот, кто обладает сознанием небытия, кто не боится смерти, кто свою жшнь покупает ценою смерти. Можно спорить с Чанышеным в отн-ии достаточности высказанного ям условия равновесия человеческого духа, осознающего конечность бытия. Тик называемое "философское отношение к жизни" – состояние атараксии и апатии - еще не удел конкретной жизни. Сколько существуем человек, столько же он активен.

В мыслях человек пытается убежать oт небытия, на это достаточно оснований: вся психика человека пронизана страхом перед ним. Вот почему агрибутом и индивида актированного, и объективированного духовною является страдание, которое заставляет сознание измысливать идеал бытия. В широком смысле вся культура человечества обязана: своим возникновением существованию страдания, страха перед небытием. А. Н. Чанышев описывает ситуацию, когда сознание сталкивается "с тем, -что все преходяще, что оно само мыслящее бесконечное, конечно, что нет ни Бога. ни бессмертия, что любовь и дружба преходящи, как и все остальное, оно впадет в ужас". Дух в подобных экстремальных ситуациях способен порождать гениальные творения. Бесспорно, таковыми являются вся наука, религия. На примере истории великих научных открытии, гениальных произведений м. убеждаться в истинности сказанного. Не один художник, ученый создавал свои произведения в минуты высочайшего напряжения духовных сил, обусловленного страданием, неудовлетворенностью бытия, просто отсутствием материальных средств жизни.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.