Сделай Сам Свою Работу на 5

Диалектика в русск. фил. (Флоренский, Бердяев)





П.А.Флоренский (1882–1937) придавал большое значение духовному переживанию "полноте и цельности бытия", превозносил "прозрения, миги и точки духовной полноты – зарницы полного видения". Преклоняясь перед "цельной жизнью" народа, живущего с природой "одной жизнью", Ф. искал в этом материале удостоверения, что "вся природа одушевлена, вся жива – в целом и в частях, что все связано тесными узами между собой. Энергии одних вещей втекают в другие вещи, и каждая живет во всех и все в каждой". Так открывается, что "мир этот есть всегда текучее, всегда бывающее и дрожащее полубытие, а за ним чуткое ухо прозревает иную действительность. Все имеет свое тайное значение, двойное существование и иную заэмпирическую сущность". Ф., будучи глубоко религиозным человеком (даже священником), "питался" очень часто от внерелигиозных истоков, хотя развивал свои идеи из религиозных "переживаний", и потому выдавал всегда свои философские мысли за "церковную мысль", а не личное построение. Другими совами, Ф. развивал свои фил. взгляды в пределах религиозного сознания, но его своеобразие заключалось в том, что он хотел сохранить всецелую верность Церкви и в то же время выразить свои новые идеи. Путь к Абсолюту идет через сомнения, которые в острой форме образуют настоящий "скептический ад". Вера, в которой мы освобождаемся от "предельного отчаянья", порождаемого "скептическим адом", и ведет нас к Абсолюту. Установив реальность Бога, Ф. переходит к проблеме человека, которая расширяется в общую тему тварного бытия. Грех, неправда, зло закрывает от нас подлинную сущность бытия, и здесь Ф. примыкал к своим современникам, которые "мечтали о единстве всей твари в Боге". В тварном бытии мы находим существенное его единство. Уже в сходных предметах "высвечивает единое начало в них", "оно сквозит в них, сквозит во всех их, везде в них, всегда в них и это "одно" есть энергия данного рода". "Таинственное единство связует род. Раздельность рода (множество индивидуумов данного рода), кажущаяся по-мсментно "расчлененностью" в действительности же являет собой "единство" чисто мистическое". Речь идет, таким образом, о "всецелостной твари" (а непросто о всей твари), которая имеет "великий корень, каковым является София". Тем самыми Ф. приходит к учению о тварной Софии. Благодаря Софии тварь уходит во внутренне-троичную жизнь Бога и через него получает себе Жизнь Вечную от Единого Источника жизни. Понятие Софии завершает у Ф. его космологию. Космос открывался Ф. не только в своем единстве и целостности, но он был для него "многое иным существом". Ф. вслед за Соловьевым считает Софию "премирным ипостасным собранием божественных первообразований", но для него тварная София (мистическая основа космоса) - "ангел-хранитель твари, идеальная личность мира" – четвертый ипостасный элемент, входящий в полноту бытия троичных недр, по благоволению Бога". Независимо от Бога, она не имеет бытия и рассыпается в дробность идей о твари. В то же время Ф. сближает понятие Софии с понятием Церкви, а также с Божьей Матерью как "носительницей Софии", "явлением Софии". София, по Флоренскому, "участвует в жизни Триипостасного Божества, входит в Троичные недра", а с Софией "входит" в сферу Абсолюта и сам космос, "очищенный в Христе". Так смыкаются космос и Абсолют во "всеединство", осмысливается "духовное переживание полноты бытия". Ценность построения Ф. заключена в том, что он с большой силой подчеркнул единство космоса, "тайну" природного бытия, что он раскрыл идеальную сферу в мире, связанную с видимым и невидимым бытием, с изменчивым и неизменным началом в мире, как "целокупный корень твари". "Влюбленность в тварь", соединенная с "влюбленной жалостью" к ней, светится тем светом подлинного и глубокого космизма, который особенно запечатлелся в Православии.







По целому ряду признаков к персонализму относится фил. Н.А.Бердяева (1874–1948), хотя интересы его достаточно широки и не укладываются в рамки одного философского направления. Персонализм Б. им. др. форму и др. истоки в сравнении с рассмотренным выше. Персонализм Козлова и Лопатина - своеобразная форма неолейбницианства на русской почве. Персонализм Б. многими нитями связан с экзистенциализмом, а в ряде случаев приобретает форму последнего. Личность - спиритуалистическая, а не естественная категория, она не часть какого-либо целого, напротив, целое – часть личности. Например, личность не часть общества, а общество только часть или аспект личности. Личность не часть космоса, а космос часть человеческой личности. Личность – не субстанция, а творческий акт, она неизменна в процессе изменения. Являясь духом, личность не есть нечто самодовлеющее, она не эгоцентрична и переходит в нечто другое, чем она сама, в некоторое "Ты". Бессознательная, состоящая из элементов основа человеческой личности представляет собой космическое явление. Реализация личности означает восхождение от подсознательного через сознательное к сверхсознательному (Богу). Но последнее крайне затруднено, а порой невозможно, вследствие извращения сущности природы человека, т. е. отхода людей от бога и друг от друга. Вместо того, чтобы разрабатывать учение о непосредственном опыте, раскрывающем жизнь субъекта, существующего Я, извращенный разум разрабатывает путь познания Вселенной как объективированной реальности. Суть объективации в том, что человек облекает в конкретную внешнюю форму свои субъективные ощущения, проектирует их и конструирует из них объекты, которые снова предстоят перед ним, образуя систему объективной реальности, которая насильственно воздействует на него и порабощает его. Основная причина такой объективации, по Бердяеву, есть грехопадение или отрешение от бога. В результате: а) объект отчуждается от субъекта; б) личное, специфическое и особенное поглощается общим, безличновсеобщим; в) преобладает необходимость, определенность извне, свобода подавляется и не проявляется; г) жизнь приспосабливается к массовым движениям в мире и в истории и к среднему человеку; д) человек и его взгляды приобретают общественный характер, но это разрушает индивидуальность и оригинальность, наступает то, что современный экзистенциализм называют конформизмом. Возрождение падшего человека означает его освобождение от природы, созданной объективирующим процессом, оно означает победу над рабством и смертью, понимание личности духа как существования, которое не может быть объектом и не может быть выражено общими идеями. Поэтому Бердяев называл свою философию экзистенциальной.

Основная тема фил. – тема свободы. Б. выделял три вида свободы: первичную, иррациональную свободу, т.е. произвольность, рациональную свободу как исполнение морального долга и свободу, проникнутую любовью бога. Суть первой свободы в том, что она не создается Богом, она коренится в Ничто, в Ungrund, извечно. Ungrund – это безосновная основа бытия. Б. отвергает всемогущество и всеведение Бога и утверждает, что Бог не творит воли существ Вселенной, которые возникают из Ungrund. Кстати, и сам Бог вторичен, он выступает из Ungrund. Поэтому Бог может лишь оказывать помощь тому, чтобы воля становилась добром. К этому выводу Бердяев пришел благодаря своему убеждению в том, что свобода не может быть создана и что, если бы это было так, то Бог был бы ответственным за вселенское зло. Здесь можно провести одну аналогию. Подобно тому, как Декарт в основании своей философии положил принцип: "Я мыслю, следовательно, я существую", так Б. поступил с понятием свободы. Так, в "Самопознании" он признался: "Своеобразие моего философского типа прежде всего в в том, что я положил в основание философии не бытие, а свободу. В такой радикальной форме этого, кажется, не делал ни один философ. В свободе скрыта тайна мира. Бог захотел свободы, и отсюда произошла трагедия мира. Свобода в начале и свобода в конце. В сущности, я всю жизнь пишу философию свободы, стараясь ее усовершенствовать и дополнить. У меня есть основное убеждение, что Бог присутствует лишь в свободе и действует лишь через свободу. Лишь свобода должна быть сак рализирована, все же ложные сакрализации, наполняющие историю, должны-быть десакрализированы". Таким образом, первая (точнее, первичная) свобода составляет основу мира и основу фил. Б. Вторая свобода – это рациональная свобода, суть ее заключается в подчинении моральному закону и ведет она к обязательной добродетели, а стало быть основа к рабству. Чтобы понять это, говорил Бердяев, необходимо вникнуть в печальную истину о том, что "бывает очень мало добра в добродетели, и как раз поэтому ад уготован со всех сторон". Дело в том, что миф о грехопадении говорит о бессилии Создателя отвратить зло, вытекающее из свободы, которую он не создавал. Выход из этой трагедии может быть только трагическим и сверхъестественным. Трагедия, помимо прочего обусловлена и тем, что человек в своей жизни подчинен "этике закона". Узаконенная этика приспособлена к требованиям общественной жизни и поэтому полна условностей и ведет к лицемерию и деспотизму. Поэтому Бердяев предлагал оценивать правила этой обычной нравственности с точки зрения "чистой совести". Отменить этику закона, пожалуй, невозможно. В этой связи он призывал к терпимости в борьбе со злом, указывая на более высокую ступень нравственности. Это– нравственность (этика) искупления и любви к богу. Это восхождение к третьему виду свободы, проникнутой любовью к богу. Б. был убежден, что христианство является религией свободы, ибо ее основная проповедь – свободная любовь человека к Богу. И здесь он верит, что человек в состоянии найти пути искупления зла и победы над адом, верит во всеобщее спасение – апокатастазис. Под знаком экзистенциального понимания свободы Б. пытался решить проблему смысли истории. "Три силы, писал он, действует во всемирной истории: Бог, судьба и человеческая свобода. Вот почему история является столь сложной. Судьба превращает человеческую личность в арену иррациональных сил истории, В определенные периоды своей истории народы покоряются власти судьбы в особенности, человеческая свобода менее активна, и человек чувствует себя отрешенным от Бога... Христианство признает, что судьба может быть преодолена, но она может быть преодолена только через Христа". Опасность иррациональных сил заключается в том, что они могут привести к распаду реальности и "первоначальному хаосу". Крайней формой возврата к хаосу Б. считал революцию. Революциям предшествует процесс распада, падения веры, утрата людьми объединяющего духовного центра жизни. В результате этого народ теряет свою духовную свободу, становится добычей дьявола". Дьяволиаду составляют якобинцы, большевики и все те, кто вообразил себя свободными творцами нового будущего, но в действительности являются "проводниками хаоса". Поэтому революции ничего не могут создать, они величайшие трагедии для человечества. Социалистическая революция не является исключением из этого правила. Хотя сам Б. считал себя сторонником персоналистического социализма, в котором "будут признаны высшие ценности человеческой личности и ее право на достижение полноты жизни". "Полнота жизни" может быть достигнута в условиях любви, творчества и в экзистенциальное время. Другими словами, история должна войти в экзистенциальное время из космического и исторического времени. Отсюда Б. выделял в истории три времени.

Космическое время – это круг, коловращение. Созданная Богом арена истории и представляет собой вечность. Историческое время символизируется линией, протянутой из прошлого в будущее. Это время объективизации, грехопадения и преступлений. Настоящее здесь жертвенно и бесцельно уходит в ничто ради будущего. Это призрачное время. Прошлого в нем уже нет, будущего еще нет, а настоящее оказывается пустое мгновение.

Экзистенциальное время – есть творческое время. Оно символизируется не линией, а точкой, говорящей о движении вглубь. Это преображение, создание Царства Божия. Таким образом, вход в экзистенциальное время ассоциируется Бердяевым с концом мира (истории). "С философской точки зрения конец мира и истории есть прежде всего преодоление объективации, т. е. преодоление мира отчужденности, необходимости, вражды". Он есть потрясение и подъем всего человеческого к иной, высшей жизни, к новому бытию. В этом состоянии человек встречается с Богом, теперь для него нет ничего внешнего, чуждого, непроницаемого мертвого. Здесь осуществляется царство любви, в котором получает свое окончательное бытие всякий лик.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.