Сделай Сам Свою Работу на 5

Экзистенциальная диалектика (Кьеркегор, Сартр, Бердяев и др.)





В качестве реакции на позитивистскую философию с ее претензией на "единственно возможную" "фил-ию науки" м. рассматривать экзистенциализм (лат. существование). Выступив против "духа объективизма", экзистенциализм отвергает науку вообще и научный метод исследования, как "скользящий по поверхности бытия". Пафос экзистенциализма в этой связи – заменить научный метод "экзистенциальной аналитикой бытия", которая раскрывает реальность в ее "подлинности" - в уникальности и неповторимости. При этом экзистенциалисты не скрывают иррационалистических мотивов своей философии. Ряд идей экзистенциальной фил. был сформирован в 19 веке датским фил-ом С. Кьеркегором. Отождествив объективность с "общезначимостью", Кьеркегор обвинил рационалистическую философию в пренебрежении к конкретному, "уникально-неповторимому" аспекту реальности, составляющему главное содержание лично-человеческого существования или "экзистенции". Отсюда происходит и название этой философии – экзистенциализм. Идеи Кьеркегора, не получившие особого распространения при его жизни, были подхвачены русскими фил-ми (Н. Бердяев, Л. Шестов), нашли отражение в "философии жизни" (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей, О. Шпенглер). Как отдельное философское направление экзистенциализм возникает в 20–30-х годах нашего века в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс). В начале 40-х годов экзистенциализм распространяется во Франции (Ж.П.Сартр, Г.Марсель, А.Камю, М. Мерло-Понти), в Италии (Н. Абоиьяно), в США (П.Тиллих, У. Баррет), в Израиле (М. Бубер), в Японии (Нисида, Вацудзи). С определенной долей условности в экзистен циализме выделяются религиозное (Н.Бердяев. Л. Шестов, К.Ясперс, Г. Марсель, М. Бубер и др.) и атеистическое направление (Ж. П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер).



Социально-культурной почвой произрастания экзистенциализма в Германии явились растерянность и уныние в умах передовой интеллигенции, вызванные крахом кайзеровского милитаризма в первой мировой войне, страх перед революционным движением (Россия, Германия), стихийной технизацией и милитаризацией европейского сообщества, но особенно страх перед ядерной войной и тотальным уничтожением человечества. Во Франции волна экзистенциализма поднялась в период оккупации и после второй мировой войны, отразив позор поражения и национального уничтожения, ужасы пережитого фашистского террора, страст ный протест против надругательств над достоинством и подавления свободы личности.



После второй мировой войны экзистенциализм стал одним из популярных философских направлений во многом благодаря тому, что его представители обратились к таким проблемам, которые близки людям, испытывающим противоречивость современного общества, антигуманный характер многих ею явлений, процессов и институтов. Экзистенциалисты как никто со всей остротой поставили вопрос о смысле жизни, челове ческой судьбе, выборе человеком своею жизненною пути и ею личной ответственности. В экзистенциальной фил-ии индивид, взятый сам по себе, вне его общественных связей, живущий в обществе, но отделяющий себя or него. По мнению некоторых экзистенциалистов, экзистенциализм представляет попытку философствовать не с позиции зрителя, со стороны наблюдающею драматические собыпы, которые происходят на сцене, а с точки зрения самою актера, непосредственно участвующего в разыгрывающейся жизненной драме. Подлинность личного, индивидуального существования, его временность и конечность, его погруженность в "ничто", неизбежное прекращение существования, или смерть, переживание -всех этих способов существования и вечный страх перед смертью – вот главные вопросы, волнующие экзистенциалистов. Индивидуализм в экзистенциальной фил. означает то, что все общественные, в том числе и нравственные проблемы рассматриваются как индивидуальные, а вовлеченность в них исключительно как личное и добровольное дело каждого индивида. Никто и ничто не может обязать человека поступать так, а не иначе, никакие общие нравственные нормы над ним не властны, все его поведение определяется свободным выбором. Здесь современный экзистенциализм следует Кьеркегору, выдвинувшему идею самодостаточности отдельного, конкретного человека с его личной судьбой и его субъективной истиной. Нелишне напомнить, что именно Кьеркегор не без оснований подверг уничтожающей критике Гегеля, "растворившего" индивида в неумолимом развертывании безличных категорий в угоду торжества всеобщего.



Центральным понятием философии экзистенциализма является "экзистенция". Следует подчеркнуть, что "экзистенция" и "существование" совпадают в экзистенциализме в основном этимологически. Последнее (существование) относится скорее к "внешнему" эмпирическому существованию человека – к его жизни среди других людей, когда он выступает как один из многих. Вместе с тем существует более глубокий смысл человеческого существования, раскрывающий его непосредственную связь с бытием. Для этого употребляется понятие "экзистенция". "Само бытие, к которому так или иначе может относиться существование и всегда как-либо относится, мы называем экзистенцией" (Хайдеггер). Мы можем сказать также, продолжал Хайдеггер, что "сущность" существования лежит в экзистенции". При этом экзистенциалисты отказывались однозначно определить понятие "экзистенция". Ясно лишь то, что "экзистенция" выражает единственность, неповторимость, уникальность каждого человека и его судьбы. Далее, "существование" представляет человека таким, каким он есть, "экзистенция" указывает на заключенные в нем скрытые возможности, Можно встретить и такое – "экзистенция" есть не подвластный сознанию поток переживаний. "Экзистенция" – это будущее, это движение в "ничто"". Это чисто индивидуальное, "очищенное" от социального содержания осознание своего существования. "Экзистенция" – голая субъективность единичного человеческого бытия.

Основная фил. проблема в экзистенциализме – проблема бытия или смысла бытия. Но в отличие от всей философской традиции, согласно которой бытие есть сущее или бесконечное множество сущих вещей, в экзистенциализме смысл бытия ассоциируется лишь с существованием отдельного индивида. Другими словами, понятие бытия может иметь смысл только взятое в отношении к существованию индивида, или к экзистенции, Тем самым в экзистенциальной философии осуществляется сведение метафизической проблематики к проблеме индивидуального существования, а затем уже через нее экзистенциалисты переходят к проблеме человечества как общекультурной проблеме, исчерпывающей, по их мнению, содержание философии вообще. По Хайдёггеру, есть только один вид бытия достаточно хорошо нам знакомый, – это наше собственное существование. От всех других сущих человек отличается тем, что он осознает свое существование и может сказать "Я есть". Для обозначения этого бытия используется термин Dasein, который можно перевести и как "существование", и как "бытие – сознание". Примечательно, что "существование" или "бытие – сознание" никогда не может быть объектом, ибо мы не в состоянии взглянуть на самих себя со стороны. Поэтому бытие не может быть предметом научного познания (наука имеет дело с объектами), и обычные методы науки к нему неприменимы. Единственный способ постижения бытия состоит в том, чтобы пережить его и описать так, как оно открывается в этом переживании.

Существование, согласно экзистенциалистам, есть сознание. "Анализировать существование, писал Ясперс, значит анализировать сознание". Тем самым предметом познания в экзистенциализме есть "сознание существования" или сознание, совпадающее с существованием. Здесь сознание направлено не на внешние предметы, а на себя. на свои собственные состояния. Но существование человека – это реальное течение его жизни изо дня в день в отмеренный ему срок. Из этого вытекают важные следствия, среди которых на первое место выдвигается "подвластность" существования времени. "Бытие существования находит свое значение во временности". При этом время рассматривается как основная "ткань" существования или бытия. Бытие есть существование простирающееся во времени. Исходя из такого понимания бытия экзистенциалисты, и в част ностн Хайдеггер, сделали основной упор на его временность, или конечности. И хотя этa истина не нова в экзистенциализме она выступила как некое философское озарение, открывающее человеку глаза на тог факт, что временность существования и ощущение ее так или иначе определяют всю его жизнь.

При анализе бытия экзистенциализм особое внимание уделяет будничному существованию человека г. е. описанию существования отдельного человека в его повседневной жизни со всей совокупностью чувств, переживаний и эмоций. Эмоции в экзистенциализме - это своеобразная "ткань" существования человека, а философия помогает ему понять собственное существование, проникнуть внутрь себя и увидеть то, что остается скрытым от него самого – его экзистенцию. При этом фил. не м. опираться на логику и науку, ибо составляющими эмоциональной жизни или существования (экзистенции) отдельного (индивидуального) человека являются страх, тревога, заброшенность, отчаяние, забота и т. п. Эти и другие подобные эмоциональные явления оформляются экзистенциализмом в основополагающие "понятия" ничего не имеющие общего с традиционными понятиями науки и философии, не способными раскрыть с точки зрения экзистенциалистов бытие человека. Другими словами, последнее неподвластно науке и логике. Это область иррационального. В этом плане экзистенциализм весьма близок к философии жизни, сводящей познание к интуиции, озарению. Так, страх в экзистенциализме есть некая априорная интенция существования, его изначальная суть. В отличие от боязни страх не связан с конкретной опасностью или угрозой, не имеет определенного мотива; он испытывается перед внешним, чуждым и враждебным миром, перед неве домой силой, толкающей существование к концу. В последнем счете страх в экзистенциализме есть страх перед ничто, перед смертью. Страх ставит существование (экзистенцию) перед лицом своей конечности, сопоставляет его (существование) со своей противоположностью, с "не-существованием" или "ничто". В этом отношении в "ничто" проясняется и само существование, и в этом заключается познавательное значение страха.

"Понятие" тревоги в экзистенциализме связано с проблемой выбора. Человек всегда выбирает, он выбирает даже тогда, когда не выбирает. Прежде всего выбор есть выбор самого себя. Но выбирая себя, заявлял, например, Сартр, мы выбираем всех людей. Выбирать себя так или иначе означает одновременно утверждать ценность того, что мы выбираем, так как мы ни в коем случае не можем выбрать зло. То, что мы выбираем, – всегда благо. Но ничто не может быть благом для нас, не являясь благом для всех.

Выбирая, человек "погружается" в тревогу или, как говорит Сартр, "человек - это тревога". А это означает, что человек, который на что-то решается и сознает что выбирает не только свое собственное бытие, но что он еще и законодатель, выбирающий одновременно с собой и все человечество, не может избежать чувства полной и глубокой ответственности. Тем самым тревога, известная всем, есть прямая ответственность за других людей.

"Заброшенность" в атеистическом экзистенциализме трактуется в связи с понятием бога. Из отсутствия бога необходимо делать все выводы, указывал Сартр. Еще Достоевский писал, что "если бога нет, то все дозволено". В самом деле, "все дозволено", если бога не существует, а потому человек заброшен, ему не на что опираться ни в себе, ни вовне. Прежде всего у него нет оправданий. Если бога нет, мы не имеем перед собой никаких моральных ценностей или предписаний, которые оправдывали бы наши поступки. Таким образом, ни за собой, ни перед собой – в своем царстве ценностей – у нас не имеется ни оправданий, ни извинений. Чело-, век, стало быть, одинок и свободен. "Человек в таком случае, по Сартру, – это свобода". Он "осужден быть свободным". Осужден, потому что не, сам себя создал; и все-таки свободен, потому что, однажды брошенный в мир, отвечает за все, что делает.

В экзистенциализме существование предшествует сущности. Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Человек есть лишь то, что сам из себя делает (проявляет свою сущность). Но если существование предшествует сущности то человек ответственен за то, что он есть. Первым делом экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование. Именно отсюда вытекает осуждение человека "быть свободным". Поэтому человек, по Сартру, не имея никакой поддержки и помощи, осужден всякий раз изобретать человека. В этой связи "человек – это будущее человека" (Понж). Это следует понимать так, что будущее не предначертано свыше, ибо это уже не будет будущее, а создается самим человеком и всегда неизведанно. Человек устремлен в будущее и непрерывно проектирует себя в будущее, выходит за пределы самого себя. Он свободно "выбирает себя", свою сущность и несет полную ответственность за свой выбор. При этом свобода в экзистенциализме противопоставляется необходимости, она мыслится как свобода, переживаемая замкнувшимся в себе индивидом. Только замыкаясь в себе, действуя из самого себя, человек переживает свободу.

Но человек живет в обществе, он всегда есть "бытие–в–мире" и "событие", т. е. он не отделен от окружающих вещей и процессов и тем более не отделен от других людей. Однако это единство часто вешнее. "Бытие– в–мире" проявляется у человека как "заброшенность" в мир, а "со– бытие" как иллюзия коллективности, как "неподлинное существование". Оно "неподлинно", ибо является следствием совместного проживания человека с другими людьми, а они сталкиваясь в бесконечных контактах друг с другом взаимно "погашают" уникальность и своеобразие своих индивидуальных проявлений, превращаясь в "безликие единицы толпы". В результате взаимного "нивелирования" личностей возникает анонимная власть "другого" над каждым. Ее Хайдеггер обозначает термином Man (неопределенно-личное местоимение Man).

Господство Man "выравнивает всякое отличие", проводя тем самым к "утрате собственного существования". В результате "каждый уподобляется другому", растворяя подлинно человеческое в "способе бытия другого". Говоря другими словами, "бытие каждого" отчуждается в "бытие другого" или в "бытие–мира". Отсюда отчуждение приобретает в экзистенциализме характер "известного проклятия", тяготеющего над человеком. Поэтому необходим "прорыв" к "подлинному" существованию, к преодолению власти Man. Для этого следует "отрешиться" от повседневного бытия и прислушаться к идущему из "глубин" экзистенции "зову судьбы", открывающему "единственную" и "окончательную" возможность освободиться из под власти Man. Это – смерть. Она и выражает основной смысл человеческого бытия. Хотя объективности ради, следует указать и на иную трактовку смысла человеческого существования, принадлежащую, например, Сартру, согласно которому последний заключается не в смерти, а в свободе, предполагающей противопоставление "вещного" бытия, природы ("в–себе– бытия") человеческому бытию ("для–себя–бытию"). Едины экзистенциалисты однако в том, что смысл человеческого существования раскрывается в так называемых "пограничных ситуациях", означающих состояние борьбы, конфликтов, подвластность случаю, чувство вины, страдание и в конечном счете смерть. "Пограничные ситуации" "вечные спутники" человека. По Ясперсу, в "пограничных ситуациях" обнаруживается жесткость и враждебность мира, в котором мы живем, и та ким образом человеку открывается смысл его существования.

В "пограничных ситуациях" происходит столкновение человека с окружающей действительностью и возникает "саморазорванность экзистенции", стремление сохранить свое бытие и оставаться самим собой и неизбежность выходам во вне, и слияния с другими экзистенциями. Из "пограничных ситуаций" могут вытекать "подлинный" или "не подлинный" способы человеческого существования. Если человек будет рассматривать себя по аналогии с материальными вещами и другими людьми, "другими экзистенциями", то происходит потеря собственной неповторимой экзистенции. Это не подлинное существование. Подлинное же существование выражается в стремлении быть самим собой. Оно достигается не в единстве с окружающим бытием, а в отталкивании от него, в отрицании его. Однако попытка обрести подлинное существование наталкивается на трагический конфликт, который принципиально неразрешим, так как слияние моей экзистенции с другими ведет к потере подлинного существования, а стремление к подлинному существованию всегда оставаться самим собой, ограничено конечностью моего бытия, моей смертью. Поэтому-то важнейшими характеристиками экзистенции оказываются постоянный страх смерти, страдание, неудовлетворенность, забота, тревога, отчаяние, переживание трагичности бытия.

Конечно, не со всеми положениями экзистенциализма можно согласиться. Некоторые его идеи, возможно, уже сейчас стали достоянием истории. Но нельзя согласиться с нередко встречающимися мнениями, что экзистенциализм изнашивает себя, ибо он перестал волновать и шокировать. Прежде всего экзистенциализм не ставил перед собой шокирующую или будоражащую умы цель. Его задача была более фундаментальной – попытаться проникнуть в "тайники" человеческого бытия и охарактеризовать его терминами не принятыми в традиционной науке и философии. И это ему в достаточной мере удалось. Поэтому и в наше время, и в обозримом будущем экзистенциализму обеспечено достойное место на пьедестале духовной жизни человечества.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.