|
Проблема сознания в фил. 73. Природа сознания-основные конценцепции.
Чел. сознание явл. сложным феноменом. Это связано с его многомерностью и многоаспектностью. Сущ-ют различ. представления о сознании, к-е зависит от разнообразия жизненного опыта людей. Многогранность сознания делает его объектом изучения мн-ва наук, среди к-х ф-фия, психология, биофизика, юриспруденция. Проблема сознания в фил. предполагает решение ряда вопросов: как появилось сознание, какова его природа, как сознание связано с материей, что первично, определение понятия "сознание".
Сознание человека возникло и развивалось в процессе его трудовой деят-сти. Чтобы жить, человек должен трудиться, производить орудия труда и матер. блага. А каждый момент труда необходимо предварительно осмыслить, осознать. Идеалисты отрицали,что сознание явл. св-вом человеч.мозга и не может сущ-ть отдельно от мозга. Матер-сты всегда отвергали домыслы о свехъестеств. природе сознания и доказывали, что мыслит не какой-то безликий разум, а человек, на органы чувств к-го воздействуют предметы и явления окруж.мира. Вульгарные матер-сты считали, что сознание представляет разновидность материи, что мысль выделяется мозгом. Диалектич. материализм выступает против идеализма и религии, а также против вульгарного материализма. Марк.- ленин. ф-фия: сознание - св-во высокоорганизованной материи; оно возникло на определ. ступени развития живой природы. Среди фил.концепций сознания, разраб-ых в послед. 2 десятилетия в нашей стране выдел-ся 2 концепции: А.Г.Спиркина и А.В. Иванова. По Спиркину, сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью ф-ция мозга. Иванов представ-ет поле сознания в виде круга, разделенного на 4 равные части (условно):
1 сектор-ощущения, восприятия и конкретн. представления, с помощью к-х человек получает первичн. инф-цию о внешн. мире, о собств. теле;
2 сектор-сфера общих понятий, мысл.операций и жестких логич.док-ств.
3 сектор - сфера личных, психологич.переживаний, воспоминаний;
4 сектор - ценностно-мотивац. компонента (мотивы деят-сти, духовные идеалы личности, интуиция, фантазия и т.д.)
Существует общественное и индивидуальное сознание. Инд. – бескон. поток собств. переживаний, чувств (постоянно изменяющийся поток). Оно несет на себе печать социальности: мы продукты той культуры, к-ую застали при рождении. Результаты сознания рождаются и умирают со смертью конкретных людей – носителей сознания.
Общ. – воспроизведение людьми действительности в форме взглядов идей в теории общества, а также своего отношения к ней. 2 уровня: низший и высший. Низший – общ. психология, высший – общ. идеология. Разработали эти уровни – Улетов, Порыгин, Сорокин. Общ. психология –сов-сть чувств, эмоций соц. страт. Соц.-психол. элементы: воля, решительность, власть, мода. Общ. идеология – концептуальное(пристрастное)выражение интересов той или иной страты. Все общ. сознание можно считать идеологией. Гориз.стр-ра общ.сознания – выделение форм общ.сознания в зав-сти от способов отражения действительности: полит.сознание- отражаются коренные интересы соц.страт, их отношение к полит.системе общества, к др.стратам; правосознание- взгляды, теории, учения,распр. в обществе, о том, что законно и незак-но в обществе; искусство – оказывает нравственное влияние на людей, общество в целом; моральное сознание – древнейший регулятор жизни об-ва(моральные посылки служили для выживания общин); религ.сознание – сознание потустороннего, естественного мира(религия обеспечивает успокоение не одному поколению).
Уже в древности у чел. пробуждается интерес к изучению своей психики, свидетельство тому - существование одной из первых форм религии – анимизма (душа), в которой признается наличие души у всех тел и явлений. Известно такое направление в философии, как гилозоизм, объявляющее сознание свойством всей материи, или трактовка сознания как особой разновидности материи: мозг выделяет особую жидкость - сознание, мысль, подобно тому как печень выделяет желчь. Есть и другие подходы к сущности сознания.
Сознание – предельное понятие философии, какой бы она ни была. Его сущность не подвергается теоретизации, объективированию в полной мере, хотя существует большая армия психологов и философов, изучающих "сознание" с одной стороны, и физиологов, изучающих мозг – с другой. Обе стороны хотят понять отношения между мозгом и сознанием. И можно либо начать с сознания и идти "вниз", либо начать с мозга и идти "вверх". Американский философ В.А.Лефевр сравнил данную ситуацию со строительством трансконтинентальной железной дороги, которая начинается с двух концов при планируемой встрече где-то посередине. При этом он высказал сомнение в том, что эта встреча вообще может состояться, сравнил ситуацию с квантово-волновым дуализмом в физике. Так мы не можем наблюдать электроны как частицы и волны в одно и то же время. Это потому, что состояние исследуемой реальности зависит от инструментов, которые мы используем для наблюдения электронов, вследствие чего возможны только грубые, приблизительные "данные измерений", подчиняющиеся соотношению неопределенностей, принципу дополнительности Н. Бора, оказывающемуся универсальным познавательным принципом в данном случае. При попытках выяснить сущность сознания исходя из деятельности мозга, субъект также может отталкиваться от некоего подобия принципа дополнительности, которое в данном случае выразимо следующим образом: чем больше известно о деятельности мозга некоего субъекта, тем меньше информации можно добыть о его психологическом состоянии. Под психологическим состоянием усматривается при этом и само содержание сознания, образы реальных вещей, мира в целом. Итак, чем больше известно о деятельности мозга некоего субъекта, тем меньше удастся узнать о содержании его психических образов мира. Этот парадокс сегодня общеизвестен, и вот как о нем пишет один из видных философов, М. Мамардашвили, известный своими теоретическими разработками по проблеме сознания: "...сознание – это весьма странное явление, которое есть и которое в то же время нельзя ухватить. представить как вещь. То есть о нем, в принципе, нельзя построить теорию"'. О явлениях, подобных сознанию м. говорить только используя опосредованный, косвенный язык описания. И в этом можно согласиться с философом, поскольку сознание, как уже было указано, предельное понятие, и рассуждение о нем возможно лишь в меру выявленности в нем посылок и уровней, соответствующих данному этапу познания и при обязательном соблюдении определенной совокупности условий, принятых в философии.
Можно указать на три взаимосвязанных уровня анализа такого феномена, как сознание; субстрактный, содержательный и сущностный (сознание и мозг, сознание и отражаемый объект, сознание индивида и общества). Необходимо для этого анализа ввести также категории "объект познания" и "субъект познания", хотя, на первый взгляд, может показаться, что в данном случае упущено какое-то звено логических рассуждений. В самом деле, встает вопрос, почему раскрытие сущности сознания в философии требует введения категорий, относящихся к познавательной проблематике. Тем не менее, упущения здесь нет или оно объективно обусловлено и при соответствующем объяснении перестает быть таковым. Дело в том, что процессы сознания – это ведь и процессы познания, ибо никакого другого содержания в сознании не формируется, кроме того, что закладывается в ходе познавательной деятельности. Сами процессы сознания направлены на воспроизведение субъектом свойств, сторон окружающего мира, а это и есть познавательные акты.
Итак, объект познания – это вещь, фрагмент активной деятельности, вовлеченный в сферу сознания таким образом, что у субъекта возникает их образ. Субъект познания – это сам человек, носитель образа вещи, мира в целом.
Исследование связей и проявлений субъективной реальности с их материальными носителями с необходимостью предполагает выход за пределы изучения мозговой нейродинамики в русло общественно-исторической деятельности и социального общения. Здесь нельзя обойтись без категории идеального, которая фиксирует именно социальную природу сознания. Сознание предстает как идеальное в том смысле, что мысли, образу вещи не присущи пространственные, физико-химические характеристики этой вещи, и сам образ возникает не на собственной основе, а на базе материального – вещества нервной ткани.
Сознание как явление субъективной реальности предстает также информацией. Опять-таки ее носителем является мозговая нейродинамическая система. Когда мы видим Луну или думаем о ней, то содержание чувственного образа (или мыслей) также представлено информацией об этом объекте. Хотя сознание нельзя свести только к последней. Оно включает в себя также способность произвольного оперирования с этой самой информацией, что составляет момент творческой активности сознания. Последняя, к примеру, проявляется в создании мысленных моделей неизвестных еще явлений действительности. Субъект – носитель сознания способен созидать образ, для которого в действительности еще не находится непосредственного чувственного коррелята. Давно известна та "хитрость" человека, что он с помощью орудий труда заставляет предметы природы взаимодействовать друг с другом, на основе создаваемого сознанием образа результата взаимодействия, предвосхищенного и возводимого в ранг собственной цели.
Важно учитывать, что рождаясь, человек не может мыслить. Только вырастая, общаясь со взрослыми, ребенок приобретает эту способность. Если в силу каких-либо причин он вырастает вне общества, то он не становится человеком в полном смысле этого слова. Науке известно множество случаев, когда дети росли среди зверей. Общаясь только с животными, они не умели ни разговаривать, ни мыслить. Они издавали нечленораздельные звуки, ворчали, передвигались на четвереньках, хорошо видели в темноте. Все действия их были чисто животными реакциями на воздействие внешней среды, единственный стойкий интерес вызывала еда. Этот и другие примеры говорят о том, что сознание не является врожденным свойством человека, а одних биологических факторов недостаточно для объяснения сущности сознания.
Источником активности субъекта являются потребности, интересы, цели, убеждения субъекта. По мере того, как изменились потребности формирующихся людей в зависимости от изменения условий жизни, как отражение этих изменений развивалось и сознание: увеличивался объем информации о внешнем мире, равно формировалась способность творческого ее использования до такой степени, что вещи выводились из их естественного бытия, из слепого стихийного существования им сообщались разумные, полезные для человека формы. Благодаря сознательной деятельности эти вещи переводились из области первой природы в область второй, то есть в сферу материальной культуры. А сознание, человеческий разум приобретал объективное бытие в вещах этой культуры, равно как и в таких образованиях, как язык, религии, фольклор.
Сфера сознания не исчерпывает содержания психической жизни. Наряду с осознанным поведением огромную роль в поступках людей играет бессознательное. К примеру, человек не часто задумывается над тем, как передвигать ноги, как умываться и т. д. Но каждый, перенесший операцию и лишившийся на значительное время возможности передвигаться, будет после выздоровления внимательно контролировать любое свое движение. И лишь когда вырабатывается навык, движения приобретают автоматический характер. Вообще говоря, все привычные наши действия совершаются как бы сами собой, без участия сознания. Контроль за действиями совершается со стороны бессознательных психических актов. Весьма значима роль бессознательного в жизни человека. Оно, регулируя поведение человека, тем самым освобождает его, мобилизует на решение новых, творческих задач.
На протяжении своей жизни человек получает из внешнего мира огромную информацию, которая хранится в памяти. Многие ученые считают, что человек ничего не забывает из того. что вошло в состав его памяти, а просто новая информация заслоняет старую. Хранение же в памяти информации также представляет собой бессознательный процесс.
Как ни велико значение бессознательного, ведущая роль в психике все же принадлежит сознанию. Чисто бессознательных психических актов, которые обусловливают принятие жизненно важных решений, у человека не так уж много. Психические акты, не осознаваемые в данный момент, могут при этом войти в сферу сознания позже. Например, в состоянии аффекта человек совершает поступки, не отдавая в них отчета. В спокойном же состоянии духа он сможет проанализировать и воссоздать образы собственных действий. Вообще большая часть психических явлений осознается человеком, более того, многие бессознательные психические акты осуществимы только потому, что они являются результатом длительной осознаваемой работы. Бессознательное в таком случае выступает как "снятие" сознательного.
Было бы преувеличением утверждать, что все ученые разделяют взгляд о ведущей роли сознания, сознательного в человеческой психике. Австрийский психиатр Фрейд и его последователи сегодня считают, что основой психики является все-таки бессознательное. Сознание играет вспомогательную роль, является "игрушкой" нелогичного, бессознательного. Такая позиция не объясняет, однако, многих сто рон поведения, деятельности человека, к примеру, поступков, совершаемых из чувства долга, самопожертвования во имя какой-либо идеи и т. д.
Анализ вопроса связи сознания и отражаемого объекта в основном сводится к выяснению адекватности образа и объекта. Оно в свою очередь предполагает раскрытие сущности отражения, эволюции форм отражения. Всей природе присуще свойство отражения. В самом общем смысле отражение – это результат воздействия одного объекта на другой, при котором особенности первого воспроизводятся в особенностях второго (отражение в зеркале, следы на снегу, взаимодействие двух тел - все это примеры отражения). По своей сущности сознание есть такое отражение, которое обусловливает успешное осуществление практических действий субъекта. В обеспечении практики, направленной на улучшение условий существования человека, состоит во многом смысл и историческая необходимость возникновения и развития сознания. В самом деде, отражение субъектом действительности не "всеядно", а детерминировано потребностями практической деятельности, прежде всего естественными потребностями в средствах существования и средствах труда, в том, чтобы жить комфортно и не испытывать материальных лишений.
В чем же конкретно проявляется роль сознания в обеспечении практики?
Во-первых, сознание, как становится ясным, ставит цель практике, ту самую цель, в которой отражаются потребности людей. Здесь нужно говорить о различных уровнях осознания человеком целей практической деятельности, от обыденного до научного.
Во-вторых, сознание не только формулирует цель, но и непрерывно корректирует весь ход практической деятельности: под контролем сознания находится каждый шаг этой самой деятельности. Сознание при этом "работает" по принципу обратной связи. Оно как бы уточняет действия человека в соответствии с конкретными условиями, в которых развертывается практика, сличает происходящие преобразования с намеченными ранее целями. От сознания поступают команды для устранения тех или , иных отклонений, затрудняющих достижение цели.
В-третьих, активность сознания в практическом претворении намеченных целей проявляется в формировании побудительных мотивов в форме эмоций и воли. Человек на самом деле всегда эмоционально переживает свое отношение к преобразуемому в ходе практики объекту. Эмоции во многом обеспечивают происходящие преобразования в соответствии с намеченной ранее целью, так как вызывают определенные воле вые усилия. Воля как акт психической деятельности необходима человеку и для преодоления всевозможных трудностей, препятствий в практической деятельности.
Преобразовательная деятельность людей во все времена осуществляется в коллективных формах: если бы люди не согласовывали свои практические действия, то общество вряд ли бы существовало. В сознании при этом имеет место фиксация опыта, навыков совместных практических действий, норм поведения как результат определенного общения людей, их кооперации. Это и обусловливает социальную природу сознания, возникновение общественного сознания, действенным образом влияющего на индивидуальную психику. Речь идет не только о пассивном усвоении отдельными людьми норм, представлений, идей общественного сознания, но и обеспечении их претворении в конкретных формах общения в ходе практической деятельности.
Можно выделить три главные сферы сознания:
1) сфера эмпирического сознания;
2) сфера обобщения результатов эмпирического опыта;
3) сфера абстрактного сознания.
Первая из названных сфер обусловлена эмпирическим опытом, к примеру, знакомством с простейшими свойствами предмета (на основе полученного ожога, удовольствия и т.д.). Вторая предполагает формирование в мышлении эмпирических констаций типа: параметр Х для тела Y имеет значение Q. Сфера абстрактного сознания связана с возникновением понятий: дом, плод, животное, человек. Ее становление связано с длительной эволюцией жизни. Достаточно в подтверждение этого указать на то обстоятельство, к примеру, что еще в начале века у эскимосов не было понятия "снег". Они пользовались понятиями, отражающими природные состояния: снег идет, снег скрипит.
Понятия у формирующихся людей закреплялись звуком, благодаря чему возникла возможность сохранять любые знания и передавать их друг другу. Возникла вторая сигнальная система: мир вещей и материальных процессов, которыми человек овладевал в труде, нашел свою вторую жизнь в мире мыслей, в мире языка. Язык всегда служит средством выражения мысли. Все формы мышления – понятие, суждение, умозаключение выражаются в языке и вне его не существуют. К примеру, объект природы, имеющий корни, листья, ствол, способность к фотосинтезу, в русском языке обозначается словом "дерево". Суждение – мысль, в которой что-то утверждается или отрицается относительно предмета и его свойств, также выражается посредством языка. Таковы суждения: "разные формы движения стоят друг к другу в отношении не только постепенного и иерархического усложнения, но и генетического порождения одних форм другими", "нельзя познать часть, не опираясь при этом на те или иные знания о целом", "общественные отношения как форма деятельности людей имеют надличностный характер" и т. д. Являясь способом выражения мысли, язык. тем не менее, нетождественен ей. Нетождественность языка и мысли очевидна одна и та же мысль может выражаться разными словами, с одной стороны, с другой – слово может выражать собой различные мысли.
Язык служит и средством обмена мыслями. Необходимость такого обмена также очевидна: человек существует в обществе и благодаря ему. Условием его жизни является развитие материального производства, в ходе которого существует потребность постоянною обмена мыслями в ответ на потребность согласования практических действий. Наряду со словесным содержательным языком существуют многочисленные языки. выражающиеся с помощью символов. Знаковую или символическую функцию могут выполнять и различные материальные объекты, причем степень соответствия материальной природы объекта выражаемому им смысловому содержанию может быть весьма условной. Вообще же использование названных языков связано со способностью человека распредмечивать то смысловое содержание, которое воплощено в знаке, объекте, то есть с высоким уровнем абстрактного мышления.
Использование символических знаковых языковых систем облегчает общественную практику, дает науке огромные преимущества, обусловливая возможность в сокращенном виде фиксировать связи мыслей людей, находящихся, к примеру, в разных точках планеты, и потому становится все более распространенным.
Проблема сознания в одном из своих аспектов затрагивает вопрос о моделировании психических процессов в кибернетических устройствах. Кибернетика возникла в 40-е годы нашего века в ответ на потребность изучения закономерностей саморегулирующихся динамических систем трех уровней: живой природы, социальной жизни, техники. На каждом из этих уровней существуют специфические возможности получения информации, ее переработки и осуществления управления соответствующими процессами. Процесс получения информации связан с перенесением от одного объекта к другому определенной упорядоченности (структуры, формы), на основе которой можно судить о тех или иных признаках, свойствах воздействующего объекта. Живая природа, к примеру, имеет свойство активно использовать информацию, передающуюся с помощью таких сигналов, как запахи, звуки. У животного возникает при этом особая приспособительная деятельность – тот или иной тип поведения. На принципе передачи информации с помощью сигналов основано конструирование ЭВМ. В связи с появлением таких машин большую остроту приобретает вопрос о возможностях моделирования мышления с помощью электронных устройств, о сходстве и различии процессов, происходящих в этих устройствах и голове человека. Кибернетика обеспечила перевод ряда функций сознания на технические средства выражения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|