Сделай Сам Свою Работу на 5

Истина, заблуждение, ложь, ошибка





Как в прошлом, так и в современных условиях три великих ценности остаются высоким мерилом деяний и самой жизни человека – его служение истине, добру и красоте. Первая олицетворяет ценность знания, вторая – нравственные устои жизни и третья - служение ценностям искусства. При этом истина, есть тот фокус, в котором соединяются добро и красота. Истина - это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо писал Ф.Бекон, знание - сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно. Истина есть знание. Но всякое ли знание есть истина? Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения, а порой и сознательное искажение истины, хотя ядро знаний и составляет адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Что такое истина? На протяжении всего развития философии предлагается целый ряд вариантов ответа на этот важнейший вопрос теории познания. Еще Аристотель предложил его решение, в основе которого лежит принцип корреспонденции: истина - это соответствие знания объекту, действительности. Р.Декарт предложил свое решение: важнейший признак истинного знания - ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира. Д.Беркли, а позднее Мах и Авенариус рассматривали истину как результат совпадения восприятий большинства. Конвенциональная концепция истины считает истинное знание(или его логические основания) результатом конвенции, соглашения. Наконец, отдельными гносеологами как истинное рассматривается знание, которое вписывается в ту или иную систему знаний. Иными словами, в основу этой концепции положен принцип когерентности, т.е. сводимости положений либо к определенным логическим установкам, либо к данным опыта. Наконец, позиция прагматизма сводится к тому, что истина состоит в полезности знания, его эффективности. Разброс мнений достаточно велик, однако наибольшим авторитетом и самым широким распространением пользовалась и пользуется классическая концепция истины, берущая свое начало от Аристотеля и сводящаяся к корреспонденции, соответствию знания объекту. Что касается других позиций, то при наличии и в них определенных положительных моментов они содержат в себе коренные слабости, позволяющие не согласиться с ними и в лучшем случае признатьих применимость лишь в ограниченных масштабах





Классическая концепция истины хорошо согласуется с исходным гносеологическим тезисом диалектико-материалистической философии отом, что познание есть отражение действительности в сознании человека. Истина с этих позиций есть адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существуетсам по себе, вне и независимо от человека, его сознания. Существует ряд форм истины: обыденная или житейская, научная истина, художественная истина и истина нравственная. В целом же форм истины почти столько, сколько видов занятий. Особое место среди них занимает научная истина, характеризующаяся рядом специфических признаков. Прежде всего это направленность на раскрытие сущности в отличие от обыденной истины. Кроме того, научную истину отличает системность, упорядоченность знания в ее рамках и обоснованность, доказательность знания. Наконец, научную истину отличает повторяемость и общезначимость, интерсубъективность.

Главные характеристикам истинного знания. Ключевой характеристикой истины, ее главным признаком является ее объективность. Объективная истина - это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Иными словами, объективная истина представляет собой такое знание, содержание которого таково, как оно "задано" объектом, т.е. отражает его таким, какое он есть. Так, утверждения, что земля шарообразна, что +3 > +2, - это объективные истины. Если наше знание - это субъективный образ объективного мира,то объективное в этом образе и есть объективная истина. Признания объективности истины и познаваемости мира равнозначны. Но, как отмечал В.И.Ленин, вслед за решением вопроса об объективной истине следует второй вопрос: "...Могут ли человеческие представления, выражающие объективную истину, выражать ее сразу, целиком, безусловно, абсолютно, или же только приблизительно, относительно? Этот второй вопрос есть вопрос о соотношении истины абсолютной и относительной". (Ленин В.И. Материализм и эмпириокри- тицизм// Полн.собр.соч.). Вопрос о соотношении истины абсолютной и относительной выражает диалектику познания в его движении к истине, о чем уже шла речь выше, в движении от незнания к знанию, от знания менее полного к знанию более полному. Постижение истины, - а объясняется этобесконечной сложностью мира, его неисчерпаемостью и в большом, и в малом, - не может быть достигнуто в одном акте познания, оно есть процесс. Этот процесс идет через относительные истины, относительно верные отражения независимого от человека объекта, к истине абсолютной, точному и полному, исчерпывающему отражению этого же объекта. Можно сказать, что относительная истина - это ступень на пути к истине абсолютной. Относительная истина содержит в себе зерна истины абсолютной, и каждый шаг познания вперед добавляет в знание об объекте новые зерна истины абсолютной, приближая к полному овладению ею. Итак, истина одна - она объективна, поскольку содержит знание, не зависящее ни от человека, ни от человечества, но она в тоже время и относительна, т.к. не дает исчерпывающего знания об объекте. Больше того, будучи истиной объективной, она содержит в себе и частицы, зерна истины абсолютной, является ступенью на пути к ней. И в то же время истина конкретна, поскольку сохраняет своезначение лишь для определенных условий времени и места, а с их изменением может превратиться в свою противоположность. Благотворен ли дождь? Однозначного ответа быть не может, он зависит от условий. Истина конкретна. Та истина, что вода кипит при 1ОО 5о 0 С, сохра-няет свое значение лишь при строго определенных условиях. Положение о конкретности истины, с одной стороны, направлено против дог-матизма, игнорирующего перемены, происходящие в жизни, а с другой стороны - против релятивизма, отрицающего объективную истину, что ведет к агностицизму.



Но путь к истине отнюдь не усеян розами, познание постоянно развивается в противоречиях и через противоречия между истиной и заблуждением. Заблуждение - это такое содержание сознания, которое не соответствует реальности, но принимается за истинное. Взять хотя бы идею самозарождения жизни, которая лишь в результате работ Пастера была похоронена. Или положение о неделимости атома, надежды алхимиков на открытие философского камня, с помощью которого все легко может превращаться в золото. Заблуждение - результат односторонности в отражении мира, ограниченности знаний в определенное время, а также сложности решаемых проблем. Ложь - намеренное искажение действительного положения дел с целью обмануть кого-либо. Ложь нередко принимает облик дезинформации - подмены из корыстных целей достоверного недостоверным, истинного ложным. Примером подобного использования дезинформации может служить разгром Лысенко генетики в нашей стране на основе клеветы и непомерного восхваления своих собственных "успехов", что очень дорого обошлось отечественной науке. Вместе с тем сам факт возможности для познания впадать в заблуждение в процессе поиска истины требует отыскания инстанции, которая могла бы помочь определить, истинен некоторый результат познания или ложен. Иными словами - что является критерием истины?

Рационалисты Декарт и Спиноза считали таким критерием ясность. Вообще говоря, ясность годится как критерий истины в простых случаях, но критерий этот субъективен, а потому и ненадежен - ясным может представляться и заблуждение, особенно потому, что это мое заблуждение. Другой критерий - истинно то, что признается таковым большинством. Этот подход кажется привлекательным. Разве не пытаемсямы решать многие вопросы по большинству голосов, прибегая к голосованию? И тем не менее и этот критерий абсолютно ненадежен, ибо исходный пункт, а в данном случае - субъект. В науке вообще проблемы истины не могут решаться большинством голосов. Стоит опять-таки вспомнить, как в 1948 году Лысенко и его соратники забаллотировалина сессии ВАСХНИЛ генетику, объявив ее лженаукой. Генетиков обвиняли в шарлатанстве, хотя на деле шарлатанами оказались Т.Д.Лысенко, его ближайший соратник Презент и компания. К слову сказать, этот критерий был предложен субъективнымидеалистом Беркли, а позднее поддержан Богдановым, утверждавшим, что истина есть социально организованная форма опыта, т.е. опыт, признаваемый большинством. Наконец, еще один, прагматический подход. Истинно то, что полезно. В принципе истина всегда полезна, даже тогда, когда она неприятна. Но обратное заключение: полезное всегда есть истина - несостоятельно. При подобном подходе любая ложь, если она полезна субъекту, так сказать, во спасение ему, может считаться истиной. Порок критерия истины, предлагаемого прагматизмом, также всего субъективной основе. Ведь в центре здесь стоит польза субъекта.

Так каков же в действительности критерий истины? Ответ на этот вопрос дал К.Маркс в своих "Тезисах о Фейербахе": "...Обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос". Но почему практика может выступать в роли критерия истины? Дело в том, что в практической деятельности мы соизмеряем, сопоставляем знание с объектом, опредмечиваем его и тем самым устанавливаем, насколько оно соответствует объекту. Практика выше теории, поскольку она обладает достоинством не только всеобщности, но и непосредственной действительности, так как в практике воплощено знание, а вместе с тем она предметна. Конечно, далеко не все положения науки нуждаются в практическом подтверждении. Если эти положения выведены из достоверных исходных положений по законам логики, то они также достоверны, т.к. законы и правила логики тысячи раз проверялись на практике. Практика как критерий истины и абсолютна и относительна. Абсолютна, так как иного критерия в нашем распоряжении нет. Но этоткритерий и относителен в силу ограниченности практики в каждый ис-торический период. Так, практика на протяжении столетий не могла опровергнуть тезис о неделимости атома. Но с развитием практики и познания этот тезис был опровергнут. Противоречивость практики как критерия истины является своеобразным противоядием против догматизма и окостенения мысли.

В философии крупным и развернутым планом стоит проблема истинности знания. Дело в том, что те истины, которые в определенный момент имели значение абсолютных, оказывались не таковыми на другом этапе познания, когда мысль проникала в исследуемый объект более глубоко. И сама практика как критерий истины также развивающийся феномен, следствием чего может быть, к примеру, такая ситуация, что произойдет отрицание предшествующей практики новым ее состоянием, когда предметно-чувственная деятельность людей станет более совершенной. Ограниченность предшествующей практики, выступающей в качестве критерия истины, по другому ставит вопрос в отношении признанной уже научной теории: где тот интервал, в рамках которого теорию можно считать абсолютной, и существует ли он вообще? Правомерна ли постановка вопроса об абсолютном знании, если сегодня в философии не отрицается социальная детерминация познания, поскольку налицо роль идеалов и норм, философско-мировоззренческих предпосылок и оснований научного знания? Если учесть, что социальная детерминация, принимая форму ценностного сознания, вкрапляется в само содержание научного знания и познавательную деятельность, в свете высказанных соображений сама постановка вопроса об абсолютной истине выглядит иррациональной, хотя это понятие можно использовать в гносеологии, к примеру, как в физике используется понятие "абсолютно черное течо", "идеальный газ" и т.д. Подобно тому. как в этой науке оперирование с указанными абстракциями способствует становлению теоретических построений, которые могут служить образами реальных объектов, так и в философии "абсолютняс истина" не выступает бесполезной абстракцией при постановке и решении проблем формирования нового знания.

Под абсолютной истиной понимается обычно зеркальная копия исследуемого фрагмента действительности. Ранее рассматривались вопросы, в свете которых становится совершенно очевидно, что подобная истина не достижима в принципе. Причина этого уходит своими корнями в несовершенство субъекта (его ощущений и способностей абстрактного мышления), в социальную детерминацию познания и т. д. Абсолютная истина как абстракция плодотворна в системе гносеологических категорий, поскольку означает тот предел, к которому, вообще говоря, стремится познание. На пути к этому пределу субъект формирует истины другого качественного л уровня. Они именуются относительными и являются 1акже абстрактными, Д т. к. условно, приблизительно "схватывают" суть явлений. В этих истинах заключено, тем не менее, объективное содержание, т. е. содержание, которое не зависит от субъекта – будь то отдельный индивидуум или все чел. общество. Характер относительных истин носят все научные теории, так или иначе обслуживающие предметно-преобразующую деятель-юность людей, обеспечивающую совершенствование, улучшение их бытия.

Но неотвратима участь указанных теорий: они уступят место более совершенным, более точным описаниям физических, социальных и других реальностей. Они даже не будут преданы забвению в стройных зданиях будущих теоретических построений. Они войдут в историю той или иной науки, способствуя постижению ее сущности будущими поколениями ис следователей, и не только поэтому. Дело в том, что эти самые относитель- ные истины могут с разной степенью точности воспроизводить те или иные стороны сущности исследуемых объектов. Порой эта точность сов-всем ничтожна, а наполняющая их конкретика вообще не соответствует Недействительности, но даже в этом случае они оставляют свой след в науке. В качестве примера можно указать в физике на теорию эфира, в рамках которой утверждалась идея сплошных сред, в которых распространялся свет. Понятие эфира, хотя и было отброшено дальнейшим развитием физики, тем не менее, способствовало выявлению корпускулярно-волновой природы света. Другой пример воплощает классическая механика Ньютона, по законам которой функционирует вся макрофизическая реальность, где обитает и сам человек. Дело в том, что эта самая механика рассматривается сегодня в качестве частного (предельного) случая общей теории относительности. Данные примеры демонстрируют разную степень соответствия понятий объективному миру, и это самое соответствие составляет стержень философской проблемы истины, решение которой всегда носит конкретно-исторический характер.

Относительная истина представляет не мертвую копию объекта, а такую модель, в которой данный объект представляется как бы "реконструированным", в определенной степени видоизмененным. Одни свойства и стороны объекта остаются за рамками познавательного образа, другие, наоборот, представлены с максимальной выпуклостью и плотностью. Объект, как он существует сам по себе в совокупности своих реальных свойств, и объект, представленный в относительной истине, отличаются друг от друга не только тем. что один выступает в виде существующей действительности, а другой • в виде идеального образа, мысленной модели. В содержание, которое выражено в модели объекта, исследователем часто привносится некоторая "добавка", обусловленная спецификой видения субъектом мира. Это не означает, будто модель, в таком случае превращается в исключительно субъективную конструкцию, совсем перестающую отображать объективную реальность. Модель перестает быть формой объективного отражения не тогда, когда несколько видоизменяет объект, его качественные пропорции, а в том случае, если изменяет их до такой степени, что совершенно деформирует его сущность. Напротив, выпуклое отображение существенных свойств и игнорирование несущественных признаков не есть еще искажение природы вещей, но лишь момент ее постижения, к которому как раз и стремится познание.

Когда познание имеет дело с развивающимися явлениями, то их мысленные модели • относительные истины отображают не только их наличное "статичное" состояние, но также воспроизводят их прошлое и, что особенно важно, конструируют их будущее. Известно, что задачи практической деятельности человека требуют от него не только использования готовых вещей, но также создания новых. Из этой потребности возникает модель будущего объекта, которого еще нет в наличии, но который будет создан. Нельзя полагать, что модель будущей вещи не носит характера отражения. Она также есть относительная истина и также воплощает условный образ, образ той вещи, которая возникнет в будущем. Это такой образ, в котором творческая активность отражения находит особо мощно выражение.

В относительной истине объект отражается не только как он существует сам по себе, в его реальных, объективных свойствах, но также в его отношении к человеку, к потребностям и идеалам людей. Это означает, что человек отражает предметы как некоторые ценности, имеющие то или иное значение для коллективов людей и для отдельных индивидуумов. Субъективным выражением аксиологического содержания вещей в сознании служит их оценка. Предметы оцениваются человеком как полезные или бесполезные, даже вредные, как прекрасные или безобразные и т. д. Весьма широк диапазон оценок при восприятии и отражении субъектом познания социальных явлений и человеческих действий. Мы называем их прогрессивными или реакционными, благородными или низменными. Значения объектов, которые входят в содержание относительной истины, приобретаемые человеком на основе практической деятельности, различны. Сами по себе объекты, взятые вне отношения к человеку, не обладают ценностными свойствами. Эти свойства выступают лишь в виде возможности, но не как действительность. В относительной истине выражено активное отношение субъекта к явлениям мира. Явления отражаются не только в их объективных связях и отношениях, но сквозь многообразные чел. потребности и идеалы, предстают такими, какими их хочет видеть человек, какими они должны быть в соответствии с ею целями. Богатство отношений человека к объективному миру в процессе его деятельности порождает и богатство активных компонентов содержания относительной истины. Уже на уровне последней познание не только воспроизводит денег внгельность, но через посредство практики творчески преобразует ее.

Чувственное и рациональное познание-формы познания.

 


Знание и вера

В мире ценностных ориентации человека непреходящее значение имеет вера, субъективный акт принятия чего либо, как истинного. Вере предшествует сомнение., которое перводиться в веру в результате целого ряда психологических актов. религиозная вера обычно рассматривается как непосредственный результат откровения, она не нуждается в обосновании. Карл Барт, теолог , считал, что обоснование веры состоит в ней самой. Для философа Карла Ясперса философская вера - результат философствования.

По Канту существует три вида веры. Прагматическая вера чел. в свою правоту в единичном случае; доктриальная – в общие положения, она м/б доступна опровержению; моральная – вопрос об истинности суждений не стоит вовсе. Кант отождествлял мораль и религию, то 3-й вид веры – религиозная вера. Толька последняя вера им. ценность для теории познания. Религ. вера – внутр. присущая связь чел. с Истиной. Кант подчеркивал, что вера не сводиться к деятельности разума, это енсть некоторый смысл субъективного ориентирования человека в его предрасположенности к действию. вера - наиболее значимый феномен духовной жизни человека.

Говоря о феномене веры, то её можно обоснолвать, но для этого необходимо превести не только рациональное, но и чувственно-эмоцианальные доводы.

вера - это тот мост, который связывает человека с миром. Это непременная характеристика личности, она требует веры в себя, веры, переходящий в уверенность в своих возможностях.(пр-р Исчиление безнадежно больных).

вера как ценностный феномен имеет свои градации - на высшей её отметки - идеал.

По Паскалю разум требует веры и не м. без нее жить, т.к. знает, что за его пределами есть бездна, ему недоступная, но в ней что-то схватывается силой интуиции, на чем вырастает вера.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.