Сделай Сам Свою Работу на 5

Фил. Аристотеля (348-322 до н.э.): учение о субстанции, метафизика, аналитика, этика

Анализ наследия А. позволяет увидеть обширную, опирающуюся на значительный эмпирический материал, научную систему знания. Особе место в системе занимает фил-я, включающая теоретическую (умозрительную), нацеленную на получение знаний ради знаний; практическую, дающую знания ради деятельности; пойетическую (творческую), цель к-ой получение знаний ради творчества. По предметному основанию теоретическая фил-я делится на физическую, изучающую то, что существует отдельно (субстанциально) и движется; математическую, рассматривающую не существующее отдельно (абстракции) и неподвижное; метафизику, собственно фил-ю, исследующую то, что существует отдельно и неподвижно. Практическая фил-я получает выражение в этике и политике; пойетическая – риторике и поэтике. Безусловным приматом над всеми практическими науками обладают теоретические, среди к-ых особое положение занимает фил-я (метафизика).

В учение А. о мире особую логико-теоретическую нагрузку несет казуальный анализ, направленный на понимание не всего сущего, а только субстанциально сущего, т.е. начала или причины субстанции, при этом А. опирался на идеи элеатов и Платона о неподвижности, устойчивости и неизменности бытия. Однако ставил задачу найти устойчивое, инвариантное в чувственном мире, к-ый также реален, как и мир бытия.

Есть 4 вида причинности: материальная, формальная, действующая и целевая (конечная). Противопоставление формы и материи. Материя, субстрат – материальная причина – содержится в самой природе первой материи, в ее характере, и в этом смысле выступает как потенциальная причина. Формальная причина соединена с формой как активным, творящим принципом, созидающим из материи истинную реальность, конкретные вещи и целостности, что позволяет рассматривать форму как активное начало, стоящее над материей как пассивным началом. Активная (движущая) причина неотделима от источника движения, творящего начала и процесса собственно перехода возможности в действительность. Целевая причина объясняет цель и смысл движения, что позже в фил-ии рассматривалось как уступка теологии. Для космоса в целом такой, одновременно движущей, формальной и целевой причиной в системе стал неподвижный перводвигатель, чистая энергия, энтелехия, не сопряженная ни с какой материальностью – бог, себя сам мыслящий, существующий не во времени, а в вечности, осуществляющий в акте непрерывного, моментального творения все космические потенции.



Материя и форма (эйдос). Потенция и акт. Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама по себе материя инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей, как мрамор содержит возможность различных статуй. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи форму. Под формой А. разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Форма - это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи: материя - своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, необходим гончар - бог (или ум-перводвигатель). Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства. Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: они представляют собой слиянность материи и эйдоса (формы). Материя выступает как возможность и как субстрат сущего. Мрамор можно рассматривать как возможность статуи, он же есть материальное начало, субстрат, а высеченная из него статуя - это уже единство материи и формы. Основным двигателем мира является бог, определяемый как форма всех форм, как вершина мироздания.

Категории философии. Категории - это фундаментальные понятия философии. А. усматривает причинную зависимость явлений сущего: все имеет причинное объяснение. В связи с этим он проводит различение причин: есть действующая причина - это энергийная сила, порождающая нечто в потоке универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл. Смысловое начало всего сущего, иерархия его уровней - от материи как возможности к образованию единичных форм бытия и далее - от неорганических образований к миру растений, живых существ, разных видов животных и к человеку, обществу. У Аристотеля огромную роль играл принцип развития сущего, что связано с категориями пространства и времени, которые выступают у него не как субстанции, а как «место» и число движения, т.е. как последовательность реальных и мыслимых событий и состояний.

Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была «сущность», или «субстанция», а остальные считались ее признаками. Стремясь к упрощению категориальной системы, Аристотель признал основными только три категории: сущность, состояние, отношение. Анализом потенции и акта Аристотель ввел в философию принцип развития. Это было ответом на апорию элейцев, согласно которым сущее может возникнуть либо из сущего, либо из не-сущего, но и то и другое невозможно, ибо в первом случае сущее уже не существует, а во втором - нечто не может возникнуть из ничего, следовательно, возникновение или становление вообще невозможно и чувственный мир должен быть отнесен к царству «небытия». Тем самым Аристотель ввел в оборот философии категории возможности и действительности, а это и есть потенция и акт.

Бог как перводвигатель, как абсолютное начало всех начал. Мировое движение - цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает единого двигателя. Исходя из понятия причинности, он приходит к понятию о первой причине. Это космологическое доказательство бытия Божия. Бог - первая причина движения, начало всех начал. Ряд причин не может быть бесконечным или безначальным. Есть причина, сама себя обусловливающая, ни от чего не зависящая: причина всех причин! Этим началом является божество как общемировая сверхчувственная субстанция. Аристотель обосновал бытие божества усмотрением принципа благоустройства Космоса. По Аристотелю, божество служит предметом высшего и наиболее совершенного познания, так как все познание направлено на форму и сущность, а бог есть чистая форма и первая сущность. Бог Аристотеля, однако, не есть личный Бог.

Идея души. Душа, обладающая целеустремленностью, - неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма. Душа не может существовать без тела, но сама она имматериальна, нетелесна. То, благодаря чему мы живем, ощущаем и размышляем, - это душа, она есть некий смысл и форма, а не материя, не субстрат. Телу присуще жизненное состояние, образующее его упорядоченность и гармонию. Это и есть душа, т.е. отражение актуальной действительности всемирного и вечного Ума. Аристотель дал анализ различных «частей» души: памяти, эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а от него - к обобщенному представлению; от мнения через понятие - к знанию, от непосредственно ощущаемого желания - к разумной воле. Душа различает и познает сущее. Смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни: душа вечна и бессмертна.

Теория познания и логика. Познание имеет предметом бытие. Основание опыта в ощущениях, памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум же усматривает общее в единичном. Нельзя приобрести научное знание лишь с помощью ощущений и восприятий в силу преходящего и изменчивого характера всех вещей. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. А. разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения, умозаключения и т.д. Аристотель является основоположником логики. Анализируя категории и оперируя ими в анализе философских проблем, Аристотель рассматривал и операции ума, его логику, в том числе и логику высказываний. Он сформулировал логические законы: закон тождества (понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений), закон противоречия («не противоречь сам себе») и закон исключенного третьего («А или не-А истинно, третьего не дано»). Аристотель разработал учение о силлогизмах, в котором рассматриваются всевозможные виды умозаключений в процессе рассуждений.

Этические взгляды. Государство требует от гражданина определенных добродетелей, без которых человек не может осуществлять свои гражданские права и быть полезным обществу: добродетельно то, что служит интересам общества, что укрепляет социальный порядок. А. разделял добродетели на интеллектуальные и волевые - добродетели характера. Говоря о характере, мы не назовем кого-либо мудрым или разумным, а кротким или умеренным. Решающее значение имеют интеллектуальные добродетели: мудрость, разумная деятельность, благоразумие, в них человек проявляет себя как одаренное разумом существо. Такие добродетели приобретаются путем усвоения знаний и опыта предшествующих поколений и проявляются в разумной деятельности. Счастье человека - это энергия завершенной жизни сообразно завершенной доблести. Нельзя считать счастливым человека с «рабским образом мышления». Этические свойства не даются людям от природы, хотя они и не могут возникнуть независимо от нее. Природа дает возможность стать добродетельным, но эта возможность формируется и осуществляется лишь в деятельности: творя справедливое, человек становится справедливым; действуя умеренно - он становится умеренным; поступая мужественно - мужественным. Сущность добродетели состоит в сочетании щедрости и умеренности. Общим принципом этического учения является стремление найти среднюю линию поведения. Исключительное место в этом учении занимает идея справедливости: справедливым можно быть лишь по отношению к другому, а забота о другом в свою очередь есть проявление заботы об обществе.

Об обществе и государстве. Человек - политическое существо (Аристотель не отделял идею общества от идеи государства). Человека отличает способность к интеллектуальной и нравственной жизни. Только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость. Первым результатом социальной жизни А. считал образование семьи. Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками элементов государства. Он понимал зависимость целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения и использовал этот критерий при характеристике различных слоев общества. Бедные и богатые оказываются в государстве элементами, противоположными друг другу, так что в зависимости от перевеса того или иного из элементов устанавливается форма государственного строя. Он выделил три главных слоя граждан: очень зажиточных, крайне неимущих и средних, стоящих между теми и другими. Аристотель враждебно относился к первым двум социальным группам. В основе жизни людей, обладающих чрезмерным богатством, лежит противоестественный род наживы имущества. В этом проявляется не стремление к «благой жизни», а стремление к жизни вообще. Поскольку жажда жизни неуемна, то неуемно и стремление к средствам утоления этой жажды. Ставя все на службу чрезмерной личной наживы, «люди первой категории» попирают ногами общественные традиции и законы. Стремясь к власти, они сами не могут подчиняться, нарушая этим спокойствие государственной жизни. Почти все они высокомерны и надменны, склонны к роскоши и хвастовству. Государство создается не ради того, чтобы жить вообще, но для того, чтобы жить счастливо. Совершенство гражданина обусловливается качеством общества, которому он принадлежит: кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство. Будучи сторонником рабовладельческой системы, Аристотель связывает рабство с вопросом собственности: в самой сути вещей коренится порядок, в силу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же - к властвованию. Кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом все-таки человек, тот по своей природе раб. Если экономический индивидуализм берет верх и ставит под угрозу интересы целого, государство должно вмешаться. А. выделял формы государственного правления: монархия, аристократия и полития. Отклонение от монархии дает тиранию, отклонение от аристократии - олигархию, от политии - демократию. В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство. Олигархия и демократия основывают свое притязание на власть в государстве на том, что имущественное благосостояние - удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих классов: общей же пользы ни одна из этих форм не имеет. Отношение между бедными и богатыми - отношение противоположности. Наилучшее государство - общество, которое достигается через посредство среднего элемента, и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нем много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы. Общим правилом должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможности чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры. Аристотель советовал наблюдать за правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник личного обогащения.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.