Сделай Сам Свою Работу на 5

Проблема чел-ка, веры и разума в фил. Возрождения и Гуманизма (Петрарка, Лоренцо Валла, Пико делла Мирандола, М. Монтень, М. Лютер, Э. Роттердамский)





Гуманист.ф.-антропоцентрична-человек в центре внимания. Гуманизм-это понятие не употреблялось самими мыслителями, как понятие вошло в кон. 16в.,а ученых,мысл.,деятелей было очень много (Петрарка, Данте, Кузанский, Бруно, Раффаэль, Леонардо да Винче, Эразм Ротердамский, Монтень, Мор, Кампанелла). Их всех объединял гуманизм. Профессионалы своего дела, учителя права, искусства, это некая профес. принадлежность, основа этой проф. составл. изучение гуманитарных дисциплин (граматики, филологики, риторики, поэзии, истории, фидлософии). Образцом гуманизма-занятие гуманитарными дисциплинами-считалась культура древности.

Основатель направления гуманистов-Петрарка-16в.

1.испорченность и безбожье человека (новое открытие человека) связывает со Ср.век.ф.с натурфилософией. Это увлечение ф.природы.Высочайшее развитие получила ф.Авероиса, П.его критикует за то,что человек остается за рамками рассуждения.

2.увлечение логикой, силогизмами (аристотель), ср.в.схоластика - истинная мудрость заключенная в ф.-возвратить чел.к самому себе и открыть обояние Цицероновских гуманистических наук."Кто мы,откуда пришли и куда мы идем?"



Истинная мудрость-это быть свободным,а не владеть логикой,силогизмами. Слово-важный момент познания человека. Идея ф. анализа священных текстов в чел.слове раскрывается насколько прекрасен чел. Сущность гуман.состоит не в том, что он устами и действ.мысл.обращается к прошлому, а способами,кот.это прошлое познается.

Лоренцо Валла – итал. гуманист, защищал фил. и этику Эпикура, к-ую противопоставлял христ. аскетизму и этике стоиков. Резков выступал против ср.-век. схоластич. логики и диалектики, против монашенства.

Пико делла Мирандола (1463—1494)

Для него основной была идея возвышения человека в силу причастности его ко всему земному и небесному. Наличие у человека свободы выбора делает его космически не закрепленным, утверждая его творческую способность самоопределения. Пико делла Мирандола исходил из идеи платонизма и неоплатонизма о «срединном» положении человека между миром земным, материальным, и божественным. Человек, созданный Богом, обладая свободой воли, может стать своим собственным скульптором: человек сам творит свою судьбу. Религиозные его воззрения являли собой пантеизм, который позже получил свое развитие у Б. Спинозы. П. д. Мирандола утверждал, что человек - соединительная связь всей природы и как бы эссенция, составленная из всех ее соков. Поэтому гот, кто познает себя, познает в себе все. Пантеистические воззрения этого мыслителя сближали его с Николаем Кузанским. П. не завершил большую часть замыслов и не привел в сист. оч. разнородные фил. мотивы. П. стремился к всеобщему примирению филосовфов, т.к. все религии и фил. шк. явл-ся частным выявлением единой истины и м/б примирены в универсально понятом христ-ве. Особое положение чел-ка в мироздании в силу того, что он причастен всему земному и небесному, от низшего до наивысшего; в сочетании со свободой выбора это дает чел-ку космич. незакрепленность, творч. способность самоопределения, уподобляющую его богу.



М. Монтень (1533—1592)

- автор «Опытов», мастер тонкого психологического анализа человеческой души, выдающейся писатель. Глубоко отразив исторический опыт своей эпохи, эпохи Возрождения, воплотив ее лучшие гуманистические устремления, эта книга стала неисчерпаемым кладезем жизненной мудрости и тончайших наблюдений над тайнами человеческой души. Она сохраняет непреходящее историческое, философское, психологическое и эстетическое значение. Монтень доказывает в ней, что человеческое мышление необходимо постоянно совершенствовать на основе объективного познания естественных закономерностей природы, которым в определенной степени подчинены жизнь и деятельность людей в контексте социального бытия. Его скептицизм являет собой символ неуспокоенности ума, постоянных творческих исканий. Монтень провозглашал идею естественного равенства людей и идеализировал «естественное состояние» человечества, считая, что счастливая жизнь и исключительно высокие нравственные устои обусловлены отсутствием сословного и имущественного неравенства. Но все эти преимущества утрачены с развитием цивилизации. Эти идеи нашли свое яркое выражение в воззрениях Ж.Ж. Руссо. Вообще Монтень пользовался исключительным влиянием среди своих соотечественников в эпоху Просвещения. Широкое вольнодумство и своеобразный гуманистич. скептицизм Монтеня направлены против церк. ортодоксии и схоластики, против суеверий и фанатизма. Предмет критики – моральная стр-ра цивилизованного и все еще варварского общ-ва, по сравнению с к-ым примитивный мир дикарей и отн-ия, основанные на естеств. нравственности, явл-ся воплощением разумного и более человечного образа жизни. Рассказывая при этом о своем личном опыте, склонностях, приверженности здрав. смыслу, М. создает реалистич. правдивый нравств. автопортрет. Смешенное со скептицизмом благоразумие – принцип для общ-ва, от неурядиц к-го более терпит простой люд, чье возмущение и чей юмор, сугубо французский, хар-ны для М. Он опирался на фил-ю Сократа: Я знаю, что я ничего не знаю – приучает чел-ка к скромности, уводит от авторитетов в познании. В познании мира чел-к д. опираться на самого себя. Фил-ть значит сомневаться. Сомневаться во всем, в т.ч. и в авторитетах. М. близка этика Эпикура. В жизни важны наслаждения. Они есть, но надо найти их, что трудно. Веротерпимость. Но он критически отн-ся к авторитету веры, на к-м основана вся ср.-век. фил-я. Вера м. сущ-ть, но она д.б. проникнута духом сомнения. Доброжелательность, лояльность людей др. с др. Зло нельзя победить злом.



Монтень, поставив вопрос о человеческом знании в свете критики закоренелых предрассудков, показал относительность и изменчивость знания, необходимость его постоянного совершенствования. В формуле Монтеня "философствовать – значит сомневаться” содержится важный момент философского знания, ставший исходным для некоторых последующих направлений философии. Склонность к легковерию и готовность поддаваться убеждению со стороны происходит от простодушия и невежества. Чем менее стойка и образована душа, тем быстрее она поддастся силе убеждения. "Вот почему дети, простолюдины и женщины больше склонны к тому, чтобы их водили за уши". Вместе с тем было бы глупым бахвальством презирать и осуждать как ложное то, что кажется нам невероятным, а это обычный порок, кто считает, что они превосходят знаниями других. Нет на свете большего безумия, чем мерить пределы воли господней и могущество матери нашей природы мерой наших способностей и нашей осведомленности. Он призывает с большим почтением относиться к поистине безграничному могуществу природы и яснее осознавать нашу собственную невежественность и слабость. В области этики Монтень склонялся к эпикурейству, веротерпимости, лояльности и доброжелательности. Закабаление верой разума он считал недопустимым злом. "Опыты" Монтеня попадают вскоре после его смерти в список запрещенных книг.

М. Лютер

- гл. бюргерской реформации в Германии, осн-ль нем. протестантизма (лютеранства). В обстановке подъема общ. дв. в Герм. Л. выступил против индульгенций (вывесил 95 тезисов 31.10.1517 на дверях виттенбергской замковой церкви). Тезисы отрицали католич. догму о необх-ти посредников между чел-ком и богом (церковь и духовенство), объявил веру христ-на единственным путем спасения души, к-ое даруется ему непосредственно богом (тезис об оправдании одной верой). Мирская жизнь и весь мирской порядок, обеспечивающий чел-ку возможность отдаваться вере (светское гос-во) занимают важное место в христ. религии. Л. отверг авторитет папских декретов и посланий (священное предание) и требовал восстановление авторитета священного писания. Т.о. Л. отвергал претензии духовенства на господствующее положение в общ-ве. Роль духовенства ограничивается наставлением христиан в духе смирения, осознания чел-ком его полной зависимости от милости божьей в деле спасения его души. С од. стороны – стремление реабилитировать светскую действительность, с др. – консерватизм, выразившийся в сохр-ии католич. положения о греховной природе чел-ка. Христ. свободу следует понимать как духовную свободу, что согласуется с телесной несвободой (включая крепостное состояние). Идея независимости светского гос-ва от католич. церкви.

Э. Роттердамский (1467–1536)

Человеческая жизнь - непрерывная борьба и простые люди, души которых мир-обманщик улавливает обольстительнейшими забавами, заблуждаются. "Мир-обманщик" – это мир пороков с домогательствами и кознями. Многие из пороков смертельны. Смысл человеческого существования в преодолении пороков путем сражения с ними двумя видами оружия – молитвой и знанием. При этом молитва ведет чувство на небо, словно в крепость, неприступную для врагов, а знание укрепляет ум спасительными помыслами.

Важной предпосылкой борьбы с пороками и злом является изучение Священного писания, ибо оно вдохновлено Богом и исходит от него. "Христианский воин" денно и нощно обязан размышлять о законе Божьем и не бояться ни дневного, ни ночного страха ради крепости и готовности к любому нападению врага. Однако исходным в этом деле, своеобразной "подготовкой к этой военной службе" должно быть изучение сочинений "языческих поэтов и философов". Именно у последних можно найти много полезного для правильной жизни. Из среды философов Эразм выделял платоников, которые своими предложениями и особенностями речи стоят ближе всего к профетическому и евангельскому стилю. В их фил. он видел необходимое средство, которое "лепит и оживляет детский разум" и удивительным образом подготавливает к познанию божественных Писаний, врываться в которые с немытыми руками и ногами – своего рода святотатство". И подобно тому, как невелик прок от божественного писания, если "воин" станет упрямиться и настаивать на букве, так немного пользы принесет поэзия Гомера и Вергилия, если он будет думать, что вся она аллегорична.

Здесь мы видим не компромисс между верой и разумом на основе примата первой над вторым, как это было в фил. Фомы Аквинского, а своеобразное торжество разума, освещающего путь познания божественных истин. Тем самым Эразм Роттердамский оказался верным сыном своей эпохи, эпохи человека, гуманизма и свободы творчества. В этом ключе Эразм провозгласил новое понимание задач и способов философствования. Бесполезным умствованиям схоластов о мире, их попыткам заключить в "строгие" дефиниции понимание бога Эразм противопоставил свою гуманистическую систему нравственности, именуемую "философией Христа". Дело не только в том, что онтологию и отвлеченную теологию должна сменить этика. Философия должна сместиться "с неба на землю" и решать коренные проблемы человеческого бытия. При этом профессиональной учености и ортодоксальной серьезности Эразм противопоставляет философию "свободной игры". "Сократ опустил философию с неба на землю, – говорил Эразм, – я же низвел ее даже до игр, до бесед и застолий. Ведь даже и забавы христиан должны иметь привкус философии".

"Истинное христианское благочестие", т. е. подлинный смысл христианства, Эразм видел в следовании законам любви и милосердия, а не в слепом и формальном соблюдении внешних обрядов. И хотя Эразм и ссылается на отцов церкви, его "философия Христа" есть переработка христианской этики в соответствии с принципами ренесанского гуманизма.

В «Похвале глупости» он высмеивает всю предшествующую фил-ю за ее слишком большую серьезность. Фил. д., помимо обучения мудрости учить и веселью. Он за понятную всем фил-ю и о к-ой м. рассуждать везде. Фил. д. открывать глаза не только на грустные, но и на веселые стороны жизни.

Осн. оружие христианина – молитва, освещенная светом разума (не фанатизм). Всего ближе к этому фил-я Платона и неоплатоников. Зачем надо молиться, связывать во едино разум и фил-ю? Чтобы понять, что чел. наход-ся в мире-обманщике. С эт. миром надо или порвать со помощью молитвы или активно бороться (служить Богу посредством молитвы). Путь к этому – фил-ия неоплатоников. Но он сын своей эпохи. Он не порывает с религией, видя в ней высшую духовность, оружие в борьбе с извращениями мира, но и призывает к разуму, т.е. ед-ву разума и веры.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.