Сделай Сам Свою Работу на 5

Учение о человеке в античной философии

Первые идеи о человеке начинают высказываться задолго до того, как появ. Ф. Об свидетельствуют мифы и первобытные представ.

Мыслители античности – в Древней Индии, Китае, Греции рассматр. Ч . не дифференцированно, как часть космоса, выступавшею как некий единый вневременной “строй”, “порядок” природы и вкл. в себя все осн. первонач. мира – огонь, воздух, землю, воду, эфир. Затем структурно Ч. рассм. как состоящ. из души и тела, кот. предств. или две разнородные сущности (Платон) или как две составляющие одной реальности (Аристотель).

Софисты. Философская традиция познания человека связана со школой софистов и особенно с ее основателем Протагором (480–420 гг. до н.э.). Именно ему принадлежит открытие принципиально новых измерений в человеке, позволяющих трактовать последнего не просто как некий объект природы, но как деятельно-активное существо. Знаменитая формула Протагора; "человек есть мера всех вещей; существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют" открыла множество направлений обсуждения проблемы человека, соотношения человека и мира. Начиная от Сократа и Платона, они ведут к выдающимся философам последующих времен (Р.Декарт, И.Кант, А. Шопенгауэр. И. Бердяев, М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр). Протагор говорил об относительности всякого знания. Каждому утверждения м/б с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение. Диалектика у Горгия (ок. 483-375 до н.э.) имеет скорее отрицательный характер, только как средство доказательства или опровержения и лишена систематичности. Ни о чем нельзя сказать достоверно. Если тебя спрашивают о чем-либо, вернее молчать и лишь указывать пальцем на то, о чем спрашивают. Продик (род. между 470-460 до н.э.) интересовался языком, назывной (номинативной) ф-ией слов и т.д.

Основным достижением софистов было то, что они переместили главную проблему философии с физика на человека. Софистика- сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных доводов. Софисты впервые сделали философию своей профессией, они брали деньги за обучение, они сами искали себе учеников. Одним из самых известных представителей софистов был Протагор. Его основное положение заключалось в том, что он полагал человека как меру всех вещей. Поэтому невозможна абсолютная истина, истина относительна. Для одного и того же человека никогда одно и то же не бывает истинным раз и навсегда, в различное время, ибо тот же человек становится другим человеком. В этом смысле все относительно.



Традиц. считается, что первым создателем уч. о Ч. (в древнегреческой Ф.) является Сократ. Хотя его предшественники и современники (например, софисты) уделяли этой проблеме занч. вни-ние. С. был первым античным мудрецом, кто, по словам Цицерона, опустил философию с небес косм. проблематики на землю, в гор. и жилища людей, заставив граждан размышлять в первую очередь о своей жизни, нравах, добре и зле. С. обращ. основ. вни-ние на вн. жизнь Ч., сосредоточивщись на Ч. познающем. Высший ур. деят-ти, которой должен заним. мудрец – это изучение Ч, т.е. знание кот. Ч. может иметь по поводу Ч. же. Если его предшественники (натурфилософы) искали решение проблемы: Что такое пр-да и послед. реаль-сть вещей, то С. волнует решение проблемы: что есть сущность Ч., в чем природа и последняя реал-сть Ч. И хотя С. суживает понят. Ч. до уровня нравственности, уч. о душе, считая, что Ч- это душа, а душа – это Ч, можно сказать, что сократовские идеи оказ. сильное влияние на дал. изуч. сущности Ч.

На более высоком уровне природа Ч. рассматр. в трудах Платона, Аристотеля, чьи идеи о сущ. Ч. легли в основу послед. предств. о Ч.

Уч. Платона о Ч. базируется на 2 постулатах: 1) исходит из его общефил. конц. Ч. должен не создавать, а только воплощать уже имеющиеся в мире идеи. Ч. свободен только в выборе уже наличных идей. Ч. должен постигать общ. понятия, складывающиеся из многих чувст. восприятий, но сводимые разумом воедино. А это есть припоминание того, что выдела наша душа, когда она сопутствовала Богу, с высока смотр. на то, что мы теперь называем бытием, и, поднявшись, загадывала в подлинное бытие – Только Ч., прав. пользующийся такими воспоминаниями, всегда посвящ. в совершенные таинства, становиться подлинно совершенным. 2) сущностью Ч. явл. только душа, а его тело выступает лишь как более низкое и враждебная душе материя. В действительности Ч. как бы раздел. на две неравноправные части, из кот. высшей выступает идея, а низшей тело.

Этический рационализм Сократа был продолжен Платоном. Так, он стремился преодолеть разрыв между нормальным сознанием и практическими нравами людей. Высшая нравственная цель – овладение Благом, которое мыслилось как очищение и возвышение души. Проблема души и тела, поставленная и решаемая Платоном, также ориентирована на достижение добродетели посредством движения к истине. Сократовская формула "справедливость есть закон" нашла развитие в диалоге "Государство". Высший принцип государственного устройства – справедливость. Под справедливостью Платон понимает преданность своему делу и четкое выполнение человеком своих обязанностей.

Философия Платона почти вся пронизана этическими проблемами. Нравственное миросозерцание П. развивалось от «наивного эвдемонизма» - как у Сократа: «благо» как единство добродетели и счастья, прекрасного и полезного, доброго и приятного. Затем Платон переходит к идее абсолютной морали. Идеал абсолютной объективной правды противопоставляется чувственным влечениям человека: доброе противополагается приятному. Вера в конечную гармонию добродетели и счастья остается, но идеал абсолютной правды, абсолютного добра приводит Платона к признанию иного, сверхчувственного мира, полностью обнаженного от плоти, где эта правда живет и раскрывается во всей своей истинной полноте. Этика Платона получает аскетическую ориентацию: она требует очищения души, отрешения от мирских удовольствий, от преисполненной чувственных радостей светской жизни. Высшее благо (идея блага, а она превыше всего) пребывает вне мира. Стало быть, и высшая цель нравственности находится в сверхчувственном мире. Ведь душа получила свое начало не в земном, а в высшем мире. И облеченная в земную плоть, она обретает множество зол, страданий. Чувственный мир несовершенен - полон беспорядка. Задача человека в том, чтобы возвыситься над ним и всеми силами души стремиться к уподоблению Богу, который не соприкасается ни с чем злым; в том, чтобы освободить душу от всего телесного, сосредоточить ее на себе, на внутреннем мире умозрения и иметь дело только с истинным и вечным. Именно таким путем душа может восстать из своего падения в пучину чувственного мира и вернуться к исходному, обнаженному состоянию.

В противоположность П., Аристотель рассматривает Ч. как единство его души и тела, тесно взаимосвяз. друг с другом. И хотя тело должно наход в подчин. у души, как наиболее возвышенной части, тем не менее они не могут сущ. изолированно. А. расм. Ч. как продукт естественного развития. Принципиальное отличие Ч. от животных заключ. в том, что он по природе своей существо политическое, т. к. природа вселила во всех людей стремление к гос. общению, благодаря чему и возникло гос. Второе отлич. св-во Ч. – он одарен речью, языком, благодаря чему он способен к чувствен. воприятию и выраж. таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость. Касаясь происхождения Ч. и гос. и их взаимоотношения, А. считает, что во всех случаях гос. должно стоять впереди индивида, т.к. целое всегда должно предшествовать своей части. Если характеризовать взгляды А. на Ч. в целом, то можно сказать, что он впервые отмечает значение соц. факторов при определение сущ. Ч.

Эпикур. Открывает для Ч. новую фил. – фил. жизни (фил. сада). Научится наслаждаться жизнью, познать жизнь в ее многообразии, счастье в жизни – удовольствие. Удовольствие не от обилия пищи, топления девиц, наслажденья лодырей и лентяев, а удовольствие в преодолении страданий – найти причины страданий и устранить их. Невозмутимость духа (атараксия) через наслаждение, полученное чувственным путем – центральная идея этики Эпикура. Именно в этом ключе необходимо строить свои отношения к смерти. “Приучай себя к мысли, что смерть не имеет к нам никакого отношения. Ведь все хорошее и дурное закл. в ощущении, а смерть есть лишение ощущения. Поэтому правильное знание того, что смерть не имеет к нам никакого отношения, делает смертность жизни усладительной, - не потом, чтобы оно прибавляло к ней безграничное кол-во времени, но потому, что отнимает жажду бессмертия”. “Замкнись или уйди в себя, если ты находишься в толпе”. Скрыться в толпе – жизнь философа.

 



©2015- 2020 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.