Сделай Сам Свою Работу на 5

Античная фил. эллинистической эпохи (эпикуреизм, кинизм, стоицизм, скептицизм)





Эллинизм охватывает период от завоевания Александра Македонского до падения Западной Римской империи. Сохранив многое из античной классики, эллинизм завершил ее. Исходные принципы, заложенные греками, были систематизированы, развились достижения прежнего периода; происходило концентрирование внимания на проблеме человека и общества. Философия сосредоточивалась на субъективном мире человека. В философии эллинизма, когда жизнь общества подвергалась социальным потрясениям, отмечается своеобразие школ и направлений. В этот период философия более не является факелом, ведущим за собой искателей правды; это, скорее, карета скорой помощи, следующая в фарватере борьбы за существование и подбирающая слабых и раненых. Примерно во времена Александра Македонского были основаны четыре философские школы: киников, скептиков, стоиков и эпикурейцев.

1) эпикуреизм

Идеи атомизма Демокрита были положены в основу фил-ии Эпикура (340-270 до н.э.) и Лукреция-Кара (99-55 до н.э.). Эпикур считал, что атомы как первооснова мира не обладают никакими свойствами предметов, доступных чувственному восприятию, кроме формы, веса, величины и всех тех свойств, к-ые по необходимости соединены с формой, ибо всякое свойство изменяется, атомы же неизменны. Во Вселенной существуют только тела, находящиеся в пространстве. Они непосредственно воспринимаются чувствами, а наличие пустого пространства между телами следует из того, что иначе было бы невозможно движение. Эпикур выдвинул идею, резко отличающуюся от трактовки атомов Демокритом. Это идея об «отклонении» атомов, когда атомы движутся в «связном потоке». По Демокриту, мир образуется вследствие взаимного «удара» и «отскакивания» атомов. Но уже просто тяжесть атомов противоречит концепции Эпикура и не позволяет объяснить самостоятельность каждого атома: в этом случае атомы падали бы, наподобие капель дождя, в пустую бездну. Если следовать Демокриту, безраздельное господство необходимости в мире атомов, будучи последовательно распространенным на атомы души, сделает невозможным допущение свободы воли человека. Эпикур решает вопрос так: он наделяет атомы способностью самопроизвольного отклонения, которую он рассматривает по аналогии с внутренним волевым актом человека. Получается, что атомам присуща «свобода воли», которая и определяет «непременное отклонение». Поэтому атомы способны описывать разные кривые, начинают касаться и задевать друг друга, сплетаться и расплетаться, в результате чего возникает мир. Эта идея дала возможность Эпикуру избежать идеи фатализма.





Знание, по Эпикуру, начинается с чувственного опыта, но наука о знании имеет своим началом анализ слов и установление точной терминологии, т.е. чувственный опыт, приобретенный человеком, должен быть осмыслен и обработан в виде терминологически зафиксированных смысловых структур. Само по себе чувственное ощущение, не поднятое на уровень мысли, не подлинное знание.

Важные вопросы в проблеме человека были подняты Эпикуром. Философия, в понимании Эпикура, рассматривалась как практическая деятельность, целью которой является счастливая жизнь. Высшей целью эпикуровской этики является стремление человека к наслаждению и Блаженной жизни путем избегания страданий. Невозмутимость духа (атараксия) через наслаждение, полученное чувственным путем – центральная идея его этики. Именно в этом ключе необходимо строить свои отношения к смерти. "Приучай себя к мысли, что смерть не имеет к нам никакого отношения. Ведь все хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущения. Поэтому правильное знание того, что смерть не имеет к нам никакого отношения, делает смертность жизни усладительной, – не потому, чтобы оно прибавляло к ней безграничное количество времени, но потому, что отнимает жажду бессмертия". По Эпикуру, жизнь и смерть одинаково не страшны для мудреца: «Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет». Жизнь - наибольшее наслаждение. Такая, как она есть, с началом и с концом. Основным принципом этики эпикурейцев является удовольствие - принцип гедонизма. При этом проповедуемые эпикурейцами удовольствия отличаются благородным, спокойным, уравновешенным и часто созерцательным характером. Если у человека отнять чувство, то не останется ничего. В отличие от тех, кто проповедовал принцип «наслаждения минуты», а «там, что будет, то и будет!», Эпикур хочет постоянного, ровного и незакатного блаженства. Предел наслаждения и блаженства - это избавиться от страданий! Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно! Эпикур проповедовал благочестие, богопочитание. «Бог — существо бессмертное и блаженное, как общее представление о боге было начертано (в уме человека), и не приписывает ему ничего чуждого его бессмертию или несогласного с его блаженством; представляет себе о боге все, что может сохранять его блаженство, соединенное с бессмертием. Да, боги существуют: познание их факт очевидный. Но они не таковы, какими их представляет себе толпа, потому что толпа не сохраняет о них постоянно своего представления».



2) кинизм

Наиболее видные представители школы киников - ученик Сократа Антисфен (ок. 450 - ок. 360 до н.э.) и Диоген (ок. 400 - ок. 325 до н.э.). Антисфен проповедовал опрощение жизни, отказ от каких-либо потребностей. Он общался с простыми людьми, проповедовал на улицах и площадях, считая утонченную философию никчемной. Он призывал быть ближе к природе. Не должно быть ни правительства, ни частной собственности, ни брака. Его последователи осуждали рабство. Не будучи полным аскетом, Антисфен презирал роскошь и стремление к наслаждению. Славу Антисфена превзошел его ученик Диоген. Он отвергал все условности, касающиеся манер, одежды, жилища, пищи и приличий, например, допуская самые интимные формы общения на виду у всех. Диоген жил в бочке, питался подаянием. Он говорил о своем братстве не только со всем человечеством, но и с животными. Сохранилась легенда, что Александр Македонский, прослышав про такую странную личность, как Диоген, навестил его. Подойдя к бочке, он спросил мудреца, чем может быть ему полезен, не хочет ли он какой-либо милости. Диоген гордо заявил: «Отойди и не заслоняй мне свет Солнца!» Символично предание, как Диоген днем с фонарем безуспешно искал честного человека. Он упорно искал добродетели, считал, что моральная свобода заключается в освобождении от желания. Будьте безразличными к благам, которыми одарила вас фортуна, и вы освободитесь от страха. Боги поступили справедливо, жестоко наказав Прометея: он принес человеку искусства, породившие запутанность и искусственность человеческого бытия (это напоминает мысли Ж.Ж. Руссо и Л.Н. Толстого). Мир плох, поэтому надо научиться жить независимыми от него. Блага жизни непрочны: они - дары судьбы и случая, а не честные вознаграждения за подлинные заслуги. Для мудреца самое важное - смирение.

Бродячие и невозмутимые киники проповедовали верховенство природы и разума, единой сущности всего существующего и ничтожность всех искусственных и исторических разделений, границ, ратуя за принцип космополитизма. Человек по своей природе, след-но, всякий человек, имеет высшее достоинство и назначение, состоящее в свободе от внешних привязанностей, заблуждений и страстей - в непоколебимой доблести духа. Призывы киников к простой жизни, которая сделалась слишком простой, не вызывали симпатии. Популярный цинизм учит не отказу от благ этого мира, а лишь некоторому без различию к ним.

3) стоицизм

Стоицизм как направление фил. просуществовал с III в. до н.э. до III в. Стоицизм - это наименее «греческая» из всех философских школ. Ранние стоики, в большинстве своем сирийцы: Зенон Китионский с Кипра, Клеанф, Хрисипп. К поздним стоикам (I и II вв.) относятся Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий - это в основном римляне. Их труды дошли в виде полных книг.

Идеалом для стоиков был мудрец, достигший добродетели, бесстрастия ("апатии") и безмятежности ("атараксии"). Единственное для всех людей стремление к самосохранению возвышается у них до заботы о благе государства, во имя которого стоик способен жертвовать собой. Поэтому некоторые стоики кончали жизнь самоубийством, если обстоятельства не позволяли жить разумно и морально.

Интересные мотивы поздней Стои провозглашал Сенека, оратор, литератор, философ и государственный деятель, покончивший жизнь самоубийством из-за обвинения в соучастии в заговоре против императора Нерона. "Я принимаю общее правило всех стоиков: "Живи сообразно с природой вещей". Не отклоняться от нее, руководствоваться ее законом, брать с нее пример – в этом и заключается мудрость. Следовательно, жизнь счастлива, если она согласуется со своей природой. Такая жизнь возможна лишь в том случае, если, во-первых, человек постоянно обладает здравым умом; затем, если дух его мужественен и энергичен, благороден, вынослив и подготовлен ко всяким обстоятельствам; если он, не впадая в тревожную мнительность, заботится об удовлетворении физических потребностей; если он вообще интересуется материальными сторонами жизни, не соблазняясь ни одной из них; наконец, если он умеет пользоваться дарами судьбы, не делается их рабом..."

Марк Аврелий учил: "Не иди по стопам Цезарей и не позволяй себя увлечь: ведь это бывает. Старайся сохранить в себе простоту, добропорядочность, неиспорченность, серьезность, скромность, приверженность к справедливости, благочестие, благожелательность, любвиобилие, твердость в исполнении надлежащего дела. Употреби все силы на то, чтобы остаться таким, каким тебя желала сделать философия". "Следует смотреть на все человеческое как на мимолетное и кратковечное: то, что было вчера еще в зародыше, завтра уже мумия или прах. Итак, проведи этот момент времени в согласии с природой, а затем расстанься с жизнью так же легко, как падает созревшая слива: славословя природу ее породившую, и с благодарностью к произведшему ее древу". Бог дает каждому человеку доброго гения в руководители. (Эта идея возродилась в христианстве в образе ангела-хранителя.) Вселенная - тесно связанное целое; это единое, живое существо, обладающее единой субстанцией и единой душой. «Чтобы ни случилось с тобой - оно предопределено тебе из века. И сплетение причин с самого начала связало твое существование с данным событием». «Люби человечество. Следуй Богу... И этого достаточно, чтобы помнить, что Закон правит всем».

Характеризуя различные свойства души, стоики особое внимание уделяли воле; учение было построено на волевом принципе, на самообладании, терпении и т.п. Они стремились к полному самодавлению. Развитие природы они трактовали также в религиозном духе, считая, что все предопределено. Бог не отделен от мира, он - душа мира, благодетельное провидение. Стоики исходили из принципа всеобщей целесообразности. Все имеет свой смысл: даже клопы полезны, поскольку они помогают просыпаться по утрам и не лежать слишком долго в постели. Свобода - это божество, которое господствует над всеми вещами и событиями. Ничто не может ее изменить. Отсюда покорность, выносливость и стойкое перенесение жизненных невзгод. Стоический мудрец не сопротивляется злу: он его понимает и стойко пребывает в его смысловой текучести, поэтому он невозмутим и спокоен. Сократ был главным божеством стоиков; его поведение во время суда над ним, отказ от бегства, спокойствие перед лицом смерти, утверждение о том, что несправедливость наносит больше вреда тому, кто ее совершает, чем жертве, - все это целиком отвечало учению стоиков.

Ранние стоики в своих идеях бытия следовали античной традиции. Они исходили из того, что тело мира образовано из огня, воздуха, земли и воды. Душа мира - это огненная и воздушная пневма. Все бытие мыслилось только как разная степень напряжения божественно-материального первоогня. Согласно учению стоиков об огненной стихии сущности мира, этот огонь превращается во все прочие стихии по закону, который вслед за Гераклитом называли Логосом. Логосе - нечто объективное в своем слиянном единстве с материальными стихиями всего сущего. Логос мира у стоиков отождествлялся с Судьбой. Судьба - Логос Космоса: он упорядочивает все в мире. Судьба - это власть, двигающая материю. Бог, Ум, Судьба - одно и то же. (Поэтому стоики верили в астрологию и предсказания.)

4) скептицизм

Это течение возникло на основе выработанных предшествующими мыслителями идей о постоянной текучести всех событий сущего, противоречиях между чувственными впечатлениями и мышлением, о принципе относительности всех явлений.

Основатель скептицизма Пиррон из Эллады (ок. 305–275гг. до н.э.) основным методом философии провозгласил epoche ("воздержание от суждений") как средство достижения состояния безмятежности (атараксии) или счастья (эвдемонии). Он учил об абсолютной автономии личности, что позволяет отказаться от желаний и подавить эмоции. Из пирроновского же принципа эпохэ, по мнению скептиков, следует безразличие как к жизни, так и смерти. Существует предание, когда Анаксарх попал в болото, Пиррон прошел мимо, не подав руки; люди его бранили, но Анаксарх восхвалял – за безразличие и безлюбие. В другой раз его застигли, когда он разговаривал сам с собой, и спросили, в чем дело – он ответил: "Учусь быть добрым".

Мудрецом следует назвать такого человека, который знает и может помочь понять, как научиться жить; мудрец - мастер, но не в научном знании, это умелец в жизни. Философ - это тот, кто стремится к счастью, оно состоит в невозмутимости и в отсутствии страданий. Философ обязан ответить на вопросы: из чего состоят вещи? Как мы должны относиться к этим вещам? Какую выгоду мы можем получить из такого отношения к ним? На первый вопрос мы не в состоянии получить ответа: всякая вещь «есть это не в большей мере, чем то». Поэтому ничто не должно быть называемо ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым. Всякому нашему утверждению о любом предмете может быть с равным правом и равной силой противопоставлено противоречащее ему утверждение. Что делать? «Следовать принципу воздержания от каких бы то ни было суждений о чем-либо!» Безусловно достоверны для нас наши чувственные восприятия, когда мы рассматриваем их лишь как явления: «Это кажется мне горьким или сладким». Воздержание от категорического суждения об истинной природе вещей рождает чувство невозмутимости, безмятежности. Именно в этом и состоит высшая степень доступного философу истинного счастья.

"Воздержание от суждений", пояснял систематизатор скептицизма Секст Эмпирик (2 пол. II в. – нач. III в.), есть такое состояние, при котором мы ничего не отрицаем и ничего не утверждаем; "невозмутимость" же есть безмятежность и спокойствие души. Он же учил, чтобы достичь блага, нужно раньше изучить природу блага и потом уже осознать, что оно приносит пользу, что оно желательно само по себе и что оно способно создать счастье... Что благо приносит пользу, что оно желательно, с этим, пожалуй, согласны все, но спроси их, что такое то, чему все это принадлежит как качество, и они затеют непримиримую войну.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.