Сделай Сам Свою Работу на 5

Учение о первооснове мира в античной фил-ии «физиса» (природы) (милетская школа, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит)





Милетская школа

Первые страницы учения о мире в античной философии связаны с милетской школой философов во главе с Фалесом.

Фалес из Милета (ок. 625-547 до н.э.) выдвинул идею субстанции – первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего во влаге: она пронизывает собой все. Ф. впервые попытался найти физич. начало без посредства мифов. Ф. дал «отставку» олимпийским богам. Ф. впервые пришла мысль о единстве мироздания. Гилозоизм – всей материи присуще свойство живого (чуствительность, способность к ощущению, восприятию). Все начинается с воды и в нее возвращается. По свидетельству современников, Фалес как родоначальник материалистического направления в философии пришел к указанному предположению, видя, что пища всех существ – влажная и что само тепло из влажности получается и ею живет.

Анаксимандр (ок. 610-540 до н.э.). Идея бесконечности миров. Первооснова всего сущего – апейрон – нечто неопределенное и бесконечное: части изм-ся, целое неизменно. Это божественное, созидательно-движущее начало: оно недоступно чувственному восприятию, но постижимо разумом. Т.к. оно бесконечно, то неистощимо в своих возможностях образования конкретных реальностей. Это вечно живой источник новообразований: все в нем находится в неопределенном состоянии, как реальная возможность.



Анаксимен (ок. 585-525 до н.э.). Первооснова всего – воздух – бесконечное, легкость изменяемости и превращаемости вещей. Все вещи возникли из воздуха путем сгущения или разраяжения. Разрежаясь, воздух становится огнем, сгущаясь, – превращается в ветер, затем в облако, он же делается водой, потом землей, камнями и другими вещами. Воздух по протяженной величине бесконечен, а по своим качествам определенен. Движение существует испокон веков. Начало – бесконечный воздух, из которого рождается то, что есть, что было и что будет, а также боги и божественные существа, а все прочие вещи - от его потомков.

2) Гераклит Эффесский (ок. 530-470 до н.э.)

Г. принадлежал к царскому роду. Гордый, сумрачный, нелюдимый, отказался от трона в пользу брата, но ходил в пурпуре. «Все течет!» Все существующее постоянно переходит из одного состояния в другое. «В одну и туже реку нельзя войти дважды.» «В мире нет ничего неподвижного: холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется.» Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель – бытие и небытие – связаны между собой, обусловливая и переходя др. в др. Ничего нет, все лишь становится. Переход явления из одного состояние в др-ое совершается через борьбу противоположностей – вечный всеобщий Логос, т.е. единый, общий для всего существования закон. Все – едино. Огонь=Логос. Огонь разумен и причина управления всем, а то, что всем управляет через все – разум. Мир не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим. Огонь – образ вечного движения. Огонь как видимая ф-ма процесса горения явл-ся наиболее подходящим определением для стихии, понимаемой как субстанция, для к-ой характерно, что она вечный процесс. Космос – вечно полыхающий огонь, но это живой огонь. Он = божеству. Гилозоистический пантеизм. Огонь к. душа Космоса предполагает разумность и божественность. Разум обладает властной силой управления всем сущим: он все направляет и всему дает форму. Разум, т.е. Логос, правит всем через все. Объективная ценность чел-кого разума определяется его адекватностью Логосу,т.е. общему миропорядку. Душа бессмертна, смерть – рождение души для новой жизни. Гераклиту принадлежат мысли о непрекращающемся (вечном) изменении всего сущего. Все течет, все меняется. В одну реку нельзя войти дважды, ибо на "входящих в ту же самую реку набегают все новые и новые воды". Он же разрабатывал учение о Логосе (разуме), "созидающем сущее из противоположных стремлений". Гераклит объявил сущностью судьбы Логос, пронизывающий субстанцию Вселенной. Холодное нагревается, горячее охлаждается, влажное сохнет, сухое увлажняется. Борьба всеобща, справедливость в распре, все рождается через распрю и по необходимости. Мудрость же заключается в том, чтобы познать смысл, неявное, тайное (т.е. Логос), которым все управляется. Все это позволило считать Гераклита основоположником диалектики.





3) Эмпедокл (ок. 490-ок. 430 до н.э.)

Первооснова всего сущего – 4 стихии: воздух, земля, вода, огонь. «Возникновение» вещей – соединение этих вечных невозникающих начал, а гибель – разложение вещей на первичные начала. Все в мире находится в прогрессе соединения и разложения. Управляет этим процессом, приводит его в движение Любовь и Вражда как противоположные и одновременно находящиеся в единстве, но внешние по отн-ию к возникающим вещам силы.

Э. оказал воздействие на всю направленность научного и фил-ого знания. Э. развивал естественные науки. Э. трактовал воздух как особую субстанцию. Ему принадлежит наблюдение факта центробежной силы: если вращать чашу с водой, привязанную на конце веревки, вода не выльется. Растения имеют пол. Э. выдвинул гипотезу эволюции растений и животных, принцип выживания наиболее приспособленных. Луна светит отраженным светом; для распространения света требуется опр-ое время, но оно так мало, что мы его не замечаем. С него в Европе начинается история медицины. Он писал стихами.

В трактовке бытия Э. берет исходным пунктом тезис Парменида, состоящий в том, что в собственном смысле слова не м/б ни возникновения, ни гибели. Вместе с тем стремясь объяснить факт кажущегося возникновения и исчезновения, Э. находит это объяснение в смешении первоначальных элементов – корней всего сущего – и распадения этой смеси. Исходные элементы невозникли, непреходящи и неизменны: они – вечное бытие, а из пространственного движения, вследствие к-ого они смешиваются в различных отн-иях, д/б объяснены многообразие и смена отдельных объектов. Т/о Э. дошел до понимания того, что все сущее как-то, из чего-то и во что-то организовалось, произошло, а не от века пребывает в раз и навсегда данном состоянии. Чтобы парменидовское понятие бытия было > приемлемым для объяснения природы, Э. развил идею элемента как вещества, к-ое, будучи в себе однородно, испускает качественно неизменные и только меняющиеся состояния движения и механические деления, это уже путь к атомистике.

Процесс смешения – проникновение частиц одного в поры другого, распадение – выхождение из этих пор. Качественные различия вещей происходят от различной меры, в какой имеется в вещах смешение всех или лишь нескольких элементов. Но в качестве чисто неизменного бытия элементы не могут двигаться и нуждаются в том, чтобы приводиться в движение. Поиском причины движения (движущей силы) Э. отступает от гилозоизма милетских философов. У него впервые сила и вещество обособляются как самостоятельные мировые потенции. Будучи поэтом и философом, Э. ввел в виде этих сил не собственно научные понятия, а логически-поэтические силы-образы – Любовь и Вражду. Они мыслились как самостоятельные сущностные силы, перемежающиеся в своем преобладании: некогда был Золотой век – царила Любовь, люди поклонялись Афродите. Всюду, где согласие и гармония, властвует Любовь. Значит, все изм-ия в мире подчинены не цели, а Случайности и Необходимости. Развитие происходит циклами – по кругу сменяются 4 сост-я мира: беспредельное господство Любви и полное объединение всех элементов (шар – единое или Бог); процесс постепенного разложения смеси усиливающимся преобладанием Вражды; абсолютное разобщение всех 4-х элементов вследствие господства Вражды; процесс постепенного образования новой смеси вследствие все повышающегося преобладания Любви. В сост-ии Вражды в пространстве носятся головы без шеи, руки без плеч, глаза без лбов, волосы, внутр. органы движутся сами по себе. Вторгается Любовь и все стремиться слиться. В порыве Любви возникали и уродливые существа: кентавры, уродцы, гермафродиты. Все уродливые формы, как ошибки природы, не могли приспособиться и гибли; выживали лишь целесообразно организованные существа.

В воззрениях на познание Э. примыкает к элеатам. Как они, Э. жалуется на несовершенство чувств, в вопросах истины доверяет только разуму – частью человеческому, частью - божественному. Но разум заменяется чувственными впечатлениями. Разум растет у людей в соотв-ии с познанием мира, чел-к м. созерцать Бога только силой разума. Во мнении лишь доля правды. Э. выдвинул принцип истинного познания: подобное познается подобным.

4) Анаксагор (ок. 500-428 до н.э.)

Свое учение сформулировал в виде космогонической гипотезы. Начальное состояние мира представляло собой неподвижную бесформенную смесь, состоящую из бесчисленного множества мельчайших, чувственно воспринимаемых частиц. В какой-то момент времени эта смесь приобретает быстрое вращательное движение, сообщенное ей некой универсальной силой – Умом (Нусом). Весь ход мировой истории, эволюции явл-ся следствием исходного круговращения, вызванного Умом. Концепция Ума оказала влияние на дальнейшем развитии фил-ии, найдя отражение, напр., в идее «вечного двигателя» Аристотеля, «первотолчка» фил-ии Нового времени.

Первый ученый-профессионал, целиком посвятивший себя науке. Ничто не зарождается и не разрушается, ибо все есть скопление и выделение прежде существовавших вещей. Поэтому все, что образуется, м. назвать смешением-разделением. Значит, не было акта творения, было и есть только устроение. Т.о., если ничто не м. произойти из ничего, то все предметы м/б только сочетаниями уже существующих начал. То, что при этом вступает в соединение или претерпевает отделение, именуется семенами (гомеомериями).

В противоположность Пармениду и Фалесу (все есть едино), А. утверждал, что все есть многое; но масса стихий сама по себе хаотична. Разум (Нус) – сила, движущая Вселенной. А. отверг судьбу как нечто темное, а также случай, считая его причиной, неведомой чел-ому разуму. Цель движения – исполнять все благое, что заключено в душе. Такая цель не есть что-то постороннее мысли. Сама цель заключена в достигающем. В целесообразном движение результат пребывает в начале, т.е. он – исполнение предшествующего. Нус заключает в возможности все благое, Ум самосохраняется в своем развитии, имеет в себе меру.

А. впервые отделил невещественное начало мысли (Ума) от материи. Материя как таковая не объясняет явлений движения, мышления и целесообразности во вселенском миропорядке: эти феномены не выводимы из непроницаемости, протяженности, т.е. чисто материальных свойств вещества.

5) Левкипп-Демокрит (460-370 до н.э.)

Первооснова мира – атомы. Атомы явл-ся преобразованными (овеществленными) формами пифагорейский чисел (единиц), атомы (неделимый), как парменидовское бытие, умопостигаемы, неделимы, вечны, непроницаемы и однородны. Однако, в отличие от элеатов, отрицающих небытие и множественность, атомисты утверждают истинность небытия (пустоты) и бытия (бесконечного по кол-ву и формам множества соединяющихся и разъединяющихся атомов). Лишь во мнении существует сладкое, горькое, теплое, холодное, цвет, в действительности же существуют только атомы и пустота. Осмыслив идею предельной дискретности веществ, Д. соединил ее с принципом сохранения и неуничтожимости космоса (атомов) и движения в бесконечном пространстве (пустоте) и времени, сделал попытку обосновать универсальность и необходимость естественной причинной обусловленности событий. Пользуясь методологией атомистики Д. решал проблемы теории познания, астрономии, антропологии, медицины, математики, этики, социологии. Все вещества состоят из атомов, различающихся по своей качественной специфике, но по отдельности чувственно не воспринимаемым. Мир единое целое, состоящее из бесчисленного множества мельчайших неделимых частичек (атомов), движущихся в пустоте. Атомы неделимы из-за абсолютной плотности, отсутствия в них пустых промежутков и исключительной малости. Атомы и пустота – единственная реальность. Атомы носятся в вечной беспредельной пустоте, ни имеющей ни верха, ни низа, ни конца, ни края, сталкиваясь, сцепляясь и разъединяясь. Атомы обладают силой самодвижения. Душа состоит из тончайших круглых и особо подвижных атомов, т.е. идеальное мылилось наравне с материальным. Так была создана дискретная картина мира, где отношения между атомами считается не самим бытием, а лишь свойством атомов. Д. различал атомы (неделимые) и амеры (не имеющие размера). Неделимые физически атомы наделялись многими геометр. св-вами тел видимого мира, напр., изогнутостью, крючковатостью. Амеры, являясь частями атомов, обладают св-вами, отличными от св-в атомов. Атомам присуща тяжесть, амеры лишены ее. Гравитация не св-во материи, а следствие движения амеров. Атом как совокупность амеров и окруженный амерами м. испытывать притяжение со стороны др-их атомов благодаря импульсам энергии, передаваемым амерами, при этом по-разному, в зависимости от того, с какой стороны находятся др-ие атомы; что и создает эффект взаимного притяжения. Т.о., гравитация – св-во, присущее комплексу, а не его частям.

Д. разработал научный метод познания, основанный на опыте, наблюдении и теоретическом обобщении фактического материала. Ощущения – недостаточный, но необходимый источник и основа познания. Свидетельства окружающего мира, к-ый дают ощущения, дополняются и исправляются работой ума. Вселенная подчинена принципу причинности.

Душа причина дв-ия живых существ из-за внутр. энергийности атомов. Идея проэктивной объективации субъективного образа: от вещи отделяются тончайшие пленки (поверхности), втекающие в глаза, уши. От предметов истекают своего рода флюиды, к-ые попадая в тело через органы чувств, порождают ощущения, к-ые мы чувствуем не в нас, а там где находится воспринимаемый предмет.

Боги состоят из атомов, а Бог – космический разум. В сочетании атомов находится некая живая и духовная сила, а начала разума находятся в мирах, к-ые Д. наделяет божественностю: мир создан божественным разумом и боги помогают людям. Совокупность огненных атомов, разлитая во всем Космосе, оживляет все и дает всему и вся Разум.

Атомизм, в отличие от предшествующих идей первоначала, содержит принцип предела делимости материи. Само понятие неделимости было введено, чтобы возможность бесконечного деления данного тела не превратила его в ничто и тем самым не превратила бы все бытие в мираж.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.