Сделай Сам Свою Работу на 5

Осмысление философии: философия – любовь к мудрости





Слово философ впервые употребил Пифагор (ок.580-500 до н.э.) по отношению к людям, стремящимся к глубокой мудрости и правильному образу жизни. Истолькование и закрепление термина связано с Платоном. Осн. фил-ии – разум и интеллект. Мудрость противопоставлялась более обыденным разумению и рассудительности как стремление к совершенно особому интеллект. постижению мира, основанному на бескорыстном служении истине. Фил-ия была синонимом зарождающейся теоретич. мысли. Мудрость предполагала особ. рода знание – знание единого во всем, отличное от знания отдельных вещей. Разум упр-ет всем при помощи всего (Гераклит). Ценность мудрости усматривалась в том, что она позволяет выносить прекрасные реш-ия, указывает правильный путь, служит руководством чел-кого поведения и образа жизни. Мудрость призвана уравновесить сложные отн-ия чел-ка с миром. Возникновение фил-ии – поиск гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, их верованиями, идеалами, надеждами. Мудость – это не что-то готовое, что можно открыть, выучить, затвердить и использовать, а стремление, поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил чел-ка, путь, к-ый каждый чел-к д. пройти сам. В различные периоды у разных фил-фов вопрос что такое фил-ия получал разные ответы. Изменялся предмет фил-ии с развитием науки. Фил-ия – выражение понятных вещей туманным языком (Гете). Мудрость дана только богам, люди любят богов (Пифагор). Платон. Фил-ия – учение об истине, поиск истины (возможен только при мудром отн-ии чел-ка к миру и др. людям). Отсюда: философы – мудрецы. Мудрость дана не каждому. Есть житейская мудрость (вождь), но эта мудрость консервативна, обезличена, т.к. личность – носитель опыта предков, мудрость эта незыблема, передается из поколение в поколение и поэтому м. стать пережитком. Поэтому понимания фил-и как мудрости недостаточно, мудрость становится предметом исследования. Аристотель.



1 Мудрый, насколько это возможно, знает все, хотя он не имеет знания о каждом предмете в отдельности – важны не частности предмета, а нечто общее в них.

2 Мудрый тот, кто способен постичь трудное.

3 Более мудр во всякой науке тот, кто более точен и более способен научить выяснению причин.



4 Из наук более мудра та, к-ая желательна ради нее самой и для познания, нежели та, к-ая желательна ради извлекаемой для нее пользы.

5 Из наук более мудра та, к-ая главенствует в большей мере, чем вспомогательная, т.к. мудрому надо не получать наставления, а наставлять и он не д. повиноваться др., а ему, кто менее мудр.

Осознание фил-ии как мудрости.

Мудрый чел-к видит единое во многом ради того, чтобы управлять всем (Гераклит). Фил-ия делает предметом своего изучения само мировоззрение:

1 обобщенные взгляды на мир в целом;

2 обобщенные взгляды на само мировоззрение.

 


Объект и предмет фил.

Фил-я дает систему знания о мире в целом. В отличие от др. наук фил. не занимается простым сложением знаний, а интегрирует эти знания, беря их в самом общем виде и строя на этой основе систему знания о мире как целом, об отн-ии чел-ка к миру, т.е. о разуме, познании, нравственности. Ее задача – не одна сторона существующего (как у др. наук), а все существующее, вся вселенная в полноте своего содержания и смысла; фил. стремится не к опр-ию точных границ и внешних взамиодействий между частями и частицами мира, а к пониманию их внутренней связи и единства.

Предмет фил-ии. Фил-я включает онтологию или метафизику (учение об общих принципах бытия мироздания), социальную фил-ю и фил-ю истории (сущность и развитие чел-кого общ-ва), фил-скою антропологию (учение о чел-ке и его бытии в мире), теорию познания, этику, эстетику, теорию культуры, историю фил-ии. Предмет фил-ии – не одна какая-л. сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла.



Сегодня структура философского знания включает: онтологию - учение о бытие; гносеологию - учение о познании; концепции взаимосвязи и взаиморазвития (соц. философия); логика - учение о формах мышления. Вывод: в основе генезиса философского познания лежит концепция идей как смысл всех явлений (Сократ, Платон).

предмет-то из чего складывается, объект-то, что изучает.Объект в переводе с лат означает предмет.

Предмет и объект ф-и одно и тоже, но в тоже время не одно и тоже. Многие ученые говорят об объекте и предмете, как о чем-то тождественном. Фихте. Понятие “объект” идет от понятия объективной реальности, как нечто независимое от сознания ч-ка. Объект знания складывается в соотношении с субъектом знания. Предмет - это объект или часть объекта. Объекты и предметы могут быть материальными и идеальными (знание, наука). Возникает вопрос: можно ли считать предметом ф-и мир в целом? В отличие от науки ф-я не имеет своим предметом нечто непроницаемое. Шопенгауэр: предметом ф-и явл. не сами предметы реального мира, а проблемы, которые следует решать и вопросы, на которые следует отвечать.

Ф-я в своем предмете должна впитать все фил. направления. Здесь и понимание ф-и как учение о мире в целом, ф-я как наука наук, ф-я как любовь к мудрости. Предмет науки и ф-и создается учеными, мыслителями в виде проблем, вопросов, к-е надо изучать, решать. Сложность предмета ф-и в том, что с необходимостью он вкл. в себя все многообразие фил. мысли. Фил-я - это такая обл. дух. деятельности, кот. основывается на особом, фил. типе мышления, лежащем в основе ф. познания, и на самостоятельности предмета ф. Ф-я не обладает таким же предметом как например естеств. науки, в том смысле, что предмет ф. не локализован в пределах той или иной конкретной обл. знания как например биол., геология. Эта та область дух. деятельности чел., в основании кот. лежит рефлексия над самой деятельностью и, следовательно, над ее смыслом, целью и формами и в конечном счете над выяснением сущности самого чел. как субъекта культуры, то есть сущностных отношений чел. к миру. Ф-я возникла с перенесением основного внимания на чел. в его отношении к миру, т.е. на чел., познающего, преобраз. и творящего мир. С течением истории конкретное наполнение этой общей специфики ф. предмета неоднократно обновлялось, наполнялось новыми смысловыми нюансами, но всегда в основе ф. знания лежала установка на выяснение связи между чел. и миром, т.е. на выяснение внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком. Ф-я - это т.о. не просто н. дисциплина, а еще и специф. тип мышления и даже своего рода ф. эмоциональный настрой, система мировоззр. чувств.

Имеется ли внутреннее деление ф. проблематики, в целом ориентиованной на выявление отношеий чел. с миром? Еще в античности такое деление было намечено, хотя оно и не совпадает с соврем. структурой ф. знания, и прежде всего потому, что ант. ф. включала в себя тот состав знания, кот. в последствии отошел к ест. наукам. И все же уже в ант. говорилось о онтологии - учении о бытии и о гносеологии или эпистемологии - учении о познании, и о логике - учении о формах мышления.

Ф. вопросы. Является ли сладость объективн свойством сахара или это лишь субъективное ощущение чел.? Принадлежит ли красота предм. природы, людям или она продиктована чувством прекрасного, челов. способностью воспринимать красоту? Вопрос о чел. свободе. Связан ли прогресс общества лишь с объективными показателями темпов эконом развития или же включает и субъективные, челов. аспекты? Все эти воросы затрагивают одну общую проблему: соотношение бытия и сознания, объективного и субъективного, мира и человека. Бертран Рассел: “разделен ли мир на дух и материю, а если ад, то что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи, или он обладает независимыми способностями? Имеет ли вселенная какое либо единство или цель? Развивается ли вселенная по направлению к какой либо цели? Действительно ли сущ. законы прир., или мы просто верим в них благодаря лишь присущей нам склонности к порядку? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслуживать выс. оценки, или же к добру нужно стремиться, даже если вселенная неотвратимо движется к гибели? Исследовать эти вопросы, если не отвечать на них, - дело философии.”

Большая многоплановая проблема “ мир-человек”, по сути, выступает как универсальная и может рассматриваться как всеобщая формула, абстрактное выражение практически любой ф. проблемы. Вот почему она может быть в опр. смысле названа осн. вопросом ф-и.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.