|
Истоки и духовные начала философии: мифология, религия, научное знание, духовный опыт
Социально-культурные предпосылки возникновения философии.
Философия, как особая форма духовной культуры, возникла в эпоху расцвета древних цивилизаций Востока и Греции в VII - VI вв. до н.э. Так, для Греции это время огромных социальных перемен. Страна аграрного производства становится центром ремеслиничества и торговли. Бурно растут города - государства с четкой социальной дифференциацией (торговцы, ремесленники, работорговцы и рабы, землевладельцы). Город - государство для грека это не только место проживания, но и своеобразная культурная “ниша”, где он мог относительно свободно реализовывать свои творческие возможности. Здесь усиливалось также разделение духовного и физического труда, ведущее к появлению множества “свободных” творческих профессий (скульпторы, архитекторы, литераторы, историки, медики и т.п.). Город - государство пробудил к жизни все творческие силы на основе единения знания, ремесла и торговли. Это было связанно также и с тем, что в греческих городах - государствах прошли “испытания” все формы государственного правления, начиная от широких и глубоких демократий и кончая тираниями. В результате формируется принципиально новая культура, с одной стороны, ориентированная на жизненно-практические интересы человека, а с другой, что особенно важно, направленная на само знание, понимание мира и космоса, природы и человека. Известный немецкий философ К. Ясперс называл этот этап мировой истории осевым временем, временем, когда были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых решений. И сегодня, определяющих жизнь людей. Во всех направлениях совершался переход к универсальности. Этот процесс заставил многих пересмотреть, поставить под вопрос, подвергнуть анализу все бессознательно принятые ранее воззрения, обычаи и условия. Все было вовлечено в водоворот. В той мере, в какой воспринята в традиции прошлого субстанция была еще жива и действительна, ее явления прояснились, и она тем самым преображалась. Сознание осознавало сознание, мышление делало своим объектом мышление. Так родилась философия, по необходимости ставшая центром духовной борьбы рациональности и рационально проверенного опыта против мифа (логос против мифа).
Необходимо подчеркнуть, что помимо благоприятных социальных и экономических условий формирование греческой философии происходило в культурном пространстве, насыщенном величайшими творениями скульпторов, архитекторов, литераторов, историков, ученых, медиков. Безусловно, поэмы Гомера и Гесиода, трагедии Эсхила и Еврипида высочайшие творческие достижения Фидия, Фукидида, Евклида, Гиппократа и др. оказывали самые благотворные воздействия на формирование и развитие философии. Это с одной стороны. А с другой, сама философия способствовала развитию всех сфер духовной культуры. Причем философия постепенно становилась своеобразной “скрепой” ранее разрозненных явлений культуры. Это, в частности, выразилось в том, что на основе и в рамках философии происходило дальнейшее развитие многих форм сознания.
Развитие философии способствовало также благоприятное географическое расположение и чудесная природа Греции. Греческая цивилизация, находясь на пересечении путей Востока и Запада оказалась, по существу, открытой для других становящихся культур. И, обогащая их, обогащалась сама. Помимо прочего этому способствовали длительные путешествия многих философов, историков, литераторов. Прекрасный же морской климат, с обилием солнечных дней, будто и был создан для философских размышлений. Не случайно бог Солнца - Гелиос для некоторых мыслителей древней Греции был самым почитаемым богом, освещающим их философию (например Сократ).
Несколько иначе складывалисьи культурные предпосылки философии древнего Востока. Прежде всего Индия и Китай в рассматриваемую эпоху оставались по преимуществу аграрными цивилизациями с реакционными и деспотичными режимами правления, их не затронул процесс формирования суверенных городов как очагов культуры и свободного творчества. Например, Китайская философия была укоренена в острую социально-политическую борьбу, которая имела место в многочисленных государствах древнего Китая. Здесь не было четкого разграничения между политикой и философией. На первый план выступали вопросы управления страной, отношения между различными классами и социальными группами, регламентации отношений между верхами и низами. И что особенно важно, естественнонаучные сведение не находили более или менее адекватного выражения как в китайской так и в индийской философии. Поэтому приверженность к мифам, особенно в индийской философии, остается в древнем Востоке определяющей тенденцией. Борьба Логоса с мифом не затронула философию древнего Востока, не оказало на последнюю влияние и искусство, как это было в древней Греции. Поэтому мифологические догмы и предания составляют важный элемент названных философий.
Истоки и духовные начала философии: мифология, религия, научное знание, духовный опыт
Для понимания сути явл-ия важно знать, как оно возникло, на смену чему пришло, чем отличались его ранние стадии от последующих. Философия - мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом.
Несколько точек зр. на возникновение ф-ф (возникла в 1 в до н.э.):
1Сначало возн-ло науч. знание, но не было ф-фии (Вавилон, Шумера, Египет)
1 Наука и ф-фия зарождались одновременно (Др. Греция)
3 Сначала возникла ф-фия, а затем наука (др.Китай, Индия)
мифология
Мифология – образно-художественная попытка объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношения земного и космического начал. Мифология – рез-т духовной потребности объяснить мир и разобраться в явл-ях природы. Эта попытка объяснения осуществлялась через олицетворение сил природы, т.е. уподобление их живым существам. Мифология ориентирована на гармонизацию отн-ний чел-ка, общ-ва и природы. Мифологическое мышление оперирует конкретным и персональным. Антропоморфизм природы. Мифология – вненаучная форма познания. Содержание мифа представлялось чел-ку вполне реальным и являлось не формой реального знания, а предметом веры. Мифы утверждали лично и социально принятую в данном общ-ве систему ценностей, к-ая поддерживала и санкционировала соотв-щие нормы поведения, взаимоотн-я людей и их отн-ние к миру. Мифологическое мировоззрение выражалось не только в повествовании, но и в действиях (обрядах, танцах). Мифология входит существенной частью в состав религиозных верований. В качестве единого целого мифология включает зачатки религии, фил-ии, политических воззрений, различных форм искусства.
Мифология и первобытная религия в них не было места вере, обычая, традиции, а были размышления, которые противоборствовали с религиозно-мифологическими знаниями. В наше время уже никто не верит в “трех китов”, на которых держится Земля, либо в змия-искусителя, ввергшего в смертный грех прародителей человечества. Но зато в широком сознании живут иные, не менее, а может быть, и более иллюзорные идеи (с полным основанием их следует признать идеями мировоззренческими): о расовом или национальном превосходстве, о непогрешимости некоторых политических партий н бесконечной мудрости их вождей, о коммунизме, к которому ведут “все дороги”. Мифологическим мировоззрением независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относится мы назовем такое мировоззрение (или такую систему взглядов на объективный мир и на место в нем человека), которое основаноное на теоретических доводах и рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающих его от науки, заключается в том, что миф объясняет “все”, ибо для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современного сознания - архаичной формой мировоззрения.
Мифология – форма общественного сознания, способ понимания мира. Мифы уделяли внимание вопросам происхождения мира и чел-ка.. Миф – наиболее ранняя ф-ма дух. культуры человечества – объединял в себе зачатки знаний, религ. верований, политич. взглядов, разных видов искусства, фил-ии. Лишь позже эт. элементы получили самостоят. развитие. Миф – единая нерасчлененная универсальная форма сознания. Миф выражал мировоззрение эпохи, в к-ую создавался. Миф выражался в образных метафорах, что роднит его с искусством. Это целостное миропонимание. Миф поставил первые фил. вопросы (вопросы мировоззрения). В поиске ответов на эти вопросы религия, наука и фил-ия пошли разными путями.
Два смысла мифа:
реальность, в к-ой жили первобытные люди, образ жизни первобытных людей
исторически 1-ая ф-ма мировоззрения или 1-воначальная ф-ма знания, где миф=сказание, предание, на основе навыков, чувств, переживаний чел-ка.
Особенность мифа – практическая деятельность (миф-реальность) переходит в мия-знание – единение чел-ка и мифа, т.е. чел-к еще не оборвал пуповину, к-ая соединяла его с природой (миром). Нет различия субъективного и объективного, смутно выражена противоположность естественного и сверхестественного. Мир мыслится по образу и подобию чел-ка (боги). Способ сущ-ия мифа – вера и чувства. Религия как бы вливается в миф, и в начале между ними трудно провести грань.
религия
Близким к мифологическому, хотя и отличным от него стало религиозное мировоззрение, развившееся из недр еще не расчлененного, не дифференцированного общественного сознания. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам (это могут быть и очень высокие чувства - любви, веры, надежды, благоговения перед жизнью, бытием, мирозданием). Однако в отличие от мифа религия не “смешивает” земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила - Бог - стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Как откровение человеку дано знать, что душа его бессмертна, что за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом. Религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру не оставались неизменными. На протяжении истории человечества они, как и другие образования культуры, развивались, приобретали многообразные формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. Но всех их объединяло то, что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним жизненный путь переносится в трансцендентную, потустороннюю область, не в земную, а в “вечную” жизнь. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютному критерию. Религия, безусловно, ближе к философии, чем мифология. Взгляд в вечность, ценностное восприятие жизни, поиск высших целей и смыслов присущи обеим формам сознания. Однако есть и различие. Религия - сознание массовое. Философия - сознание теоретическое. Религия не требует доказательства, разумного обоснования своих положений, истины веры она считает выше истин разума. Философия - всегда теоретизирование, всегда работа мысли.
По отношению к философскому мировоззрению дофилософские (дорациональные) мировоззренческие формы и исторически и логически оказываются их необходимым, естественным предшествием. Мифологическое сознание было сознанием глубокой, интимной связи человека и природы в эпоху родового строя. Религиозное сознание (если говорить о его самой ценной, гуманистической стороне) было первым человеческим взглядом в вечность, первым осознанием единства человеческого рода, глубоким прочувствованием универсальной целостности бытия. За долгие века своего существования каждая из мировых религий создала свой образ мира, выработала свой императив личного и социального поведения. Христианство всю свою двухтысячелетнюю историю вынашивало одну главную идею - эсхатологическую идею “второго пришествия”, конца света, конца истории. В буддизме (возник в древней Мидии в середине 1 тыс. до н. э.) центральная идея - “нирвана", означающая “угасание”, “затухание” жизни и стремления к ней. Угасание жизни, и страдание всегда неразрывно связаны между собой, не отделимы друг - ислам (возник в VII в. н. э. в Аравии) - признает абсолютную власть над миром единого Бога, воля которого навечно предопределила судьбу каждого. Взаимоотношение философии и религии в истории культуры не было однозначным. В средние века (и на Западе, и на мусульманском Востоке), когда духовная власть религии (основанная на ней политическая власть церкви) над людьми была безраздельной, философии отводилась лишь роль “служанки” богословия. В Новое время, особенно в эпоху Просвещения (XVIII В.), философия заявила о своей “эмансипации” от религии, а затем - в лице наиболее радикальных атеистов - предприняла настоящую атаку на религию и ее догматы. В XIX в. великий философ-идеалист Гегель, будучи сам человеком умеренно-религиозных взглядов (он был протестант-лютеранин), в иерархии форм духа религию и философию отнес к самым его высшим формам, но все же на вершину пирамиды поставил понятийное мышление, т. е. философию, а религии “присудил” лишь второе место. Настоящий ренессанс религия (и основывавшаяся на ней религиозная философия) пережили в России во второй половине XIX в. (Вл. Соловьев) и в первые два десятилетия XX в., известные как “серебряный век” русской культуры.
Религия – ф-ма мировоззрения, в к-ой освоение мира осуществляется на его удвоение на естественный и потусторонний. Основу религии составляет вера в существование сверхестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Религ. представления невозможно вывести из чувств, переживаний отдельного чел-ка. Они продукт историч. разв-ия общ-ва. Религия – соц-но орг-ая вера чел-ких сообщ-в, ф-ма их поклонения высшим силам, а тем самым наиболее почитаемым в данном общ-ве силам. Религия развивалась на почве сознания зависимости людей от неподконтрольных сил. Отсюда смешанное чувство страха и уважения верующих. Понятие бога – высшего существа, достойного поклонению. Бог – владыка и заступник. Родственность фил-ии и религии в том, что они – общ-но-исторические ф-мы мировоззрения, решающие сходные задачи. Но для фил-ии характерно свободомыслие.
Отличие религии от мифа – разграничение субъективного и объективного, естественного и сверхестественного. Основное отличие в соотн-ии чувства (миф) и веры (религия). Особенность религии – наличие культа (сист. обрядовых действий, направленных на установление отн. со сверхестественным или божественным).
научное знание
Когда анализируется вопрос о связи фил-ии и науки, то под наукой понимают естественнонаучное знание. Фил-ия видит мир целым, частные науки лишь узкую часть мира. Вместе с тем частные науки обеспечивают такое знание, на базе к-ых фил-ия поднимается в своих обобщениях. Фил-кие проблемы – это вечные проблемы, а в частных науках проблема подобна задаче, к-ая возникает после реш-ия предыдущей задачи. Научное мировоззрение формируется на основе научных данных и фактов, оно противоположно жизненно-практическому мировоззрению, логично, системно, но и конкретно. Смотрит на мир сквозь научные законы.
духовный опыт
Важное место в развитии и формировании философской мысли занимает философская традиция, т.е. унаследованные от предшествующих поколений философских идей, взглядов, форм и способов философствования. Богатая философская традиция является благодатной почвой для образования новых философских идей, школ и направлений. Интересным социальным образованием является философская школа. Философская школа это своеобразная “философская семья”, в которой происходит “пестование” философа, здесь он укрывается от различных нападок, приобретая необходимую социальную защиту. Развитие философии от древности до наших дней есть, по существу, становление и формирование философских школ.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|