Сделай Сам Свою Работу на 5

Гурудэва Шивайя Субрамуниясвами 18 глава





Шивананда. "Блаженство Шивы". См.: Свами Шивананда.

Шиванубхава Мандапа. "Зал переживания Шивы", где в XII веке собирались вира-шиваиты, чтобы выработать основополагающие доктрины своего движения.

Шива-пурана. "Древние [предания] о Шиве". 1) Собрание шести главных пура-нических писаний, священных для шиваитов. 2) Название древнейшего из этих шести текстов (некоторые считают его версией Вайю-пураны).

Шива-ракшанами-дипика. Чисто адвайтический комментарий Аппайи Дикшиты к трудам Шрикантхи. См.: шиваизм.

Шиваратри. См.: Махашиваратри.

Шива-самхита. Текст шиваитской школы Горакшанатхи (ок. 1700 г. до н. э.). В 212 сутрах обсуждаются анатомия, асаны, энергия, дыхание и философия. Широко применяется как ценный обзор практики йоги.

Шива-саюджья. "Близкий союз с Шивой". Становление единым с Богом. Состо­яние постоянного сознания Шивы; одновременное восприятие внутреннего и внешнего. Постоянное состояние единства с Шивой, даже в гуще повседневной деятельности, которое приходит после многократных переживаний Самореали­зации. Риши Тирумулар говорит: «Саюджья означает вечное пребывание в упа-шанте, покое, который находится за пределами понимания. Саюджья означает становление Самим Шивой. Саюджья означает вечное переживание бесконечной силы внутреннего блаженства» (Тирумантирам 1513). Во многих философских школах индуизма она определяется как высшее достижение. С эзотерической



точки зрения, она начинается, когда кундалини пребывает свернутой в сахасрара-чакре. См.: дживанмукти, кундалини, мокша.

Шива-сутры. "Семенное" писание кашмирского шиваизма, 77 афоризмов, кото­рые были открыты Шивой мудрецу Васугупте (ок. 800 г.).

Шиватва. "Шивоподобие". Быть Шивой или подобным Шиве, особенно — разде­лять Его божественное состояние сознания. См.: сознание Шивы, Шива-саюджья.

Шиватондан (тамил.). "Слуга Шивы". Тоже, что Шиванадияр: состояние преданно­го, который регулярно выполняет действия, посвященные Богу Шиве; беззавет­ное служение другим. См.: карма-йога.

Шиватонду (тамил.). "Служение Шиве". То же, что карма-йога.

Шивачара. "Отношение ко всему как к Богу". См.: вира-шиваизм.



Шива-чайтанья. "Божественное сознание". См.: сознание Шивы.

шивачарья. Клан наследственных жрецов в традиции шайва-сиддханты. Титул ади-шайва-брахманов. Священник-адишайва, получивший должное обучение и ини­циации для выполнения публичных ритуалов в храме Шивы. Шивачарьев высшей квалификации также называют арчакарами. См.: адишайва.

Шива-Шакти. Бог-Отец-и-Мать, одновременно имманентный и трансцендент­ный. Имя Бога Шивы, относящееся к Его непроявленному Бытию и проявленной энергии. См.: Ардханаришвара, Парамешвара, Первичная Душа, Шива.

шивашарана. "Предавшийся Богу". См.: вира-шиваизм.

Шивена саха нартанам. "Танец с Шивой". Санскритское название настоящей кни­ги.

шикхара. "Вершина горы, утес". Башнеобразная надстройка над гарбхагрихой в хра­мах североиндийского стиля. В южных храмах шикхарой называют верхний ка­мень надстройки, или виману. См.: храм.

Шикша-веданга, Вспомогательные ведические тексты по санскритской фонетике, одному из четырех искусств, необходимых для овладения Ведами и ритуалами. Шикша означает "желание овладеть; обучение; метод изучения". См.: Веданга.

Шильпа-шастра. "Наставления по искусствам". 1) Особый класс текстов, в кото­рых даются основы любых изящных искусств или сакральных наук, таких, как архитектура, танец, живопись, ювелирное, гончарное, ткацкое искусство, искус­ство плетения корзин, изготовления гирлянд, металлообработки, актерское, ку­линарное искусство и верховая езда. Самые рание Шильпа-шастры датируются ок. 200 г. до н. э. Многие были написаны между V и XIV веками. См.: кала-64, Стхапатьяведа.



Ширди Сам Баба (ок. 1840—1918). Святой, признаваемый индуистами и мусульма­нами.

шишья. "Ученик", особенно тот, кто хорошо проявил себя и был формально при­нят гуру. См.: чела.

шлока. Стих, фраза, высказывание или прославляющий гимн, обычно составлен­ные в определенном стихотворном размере. Чаще всего — в размере двустишия, по шестнадцати слогов в каждой строчке. Шлока — основная стихотворная фор­ма санскритского эпоса, Махабхараты и Рамаяны. См.: бхашья, сутра.

шраддха. "Вера". См.: паньча-шраддха.

шраддха. Поминки по усопшему, которые по традиции проводятся через неделю и через месяц после смерти, а затем ежегодно в день смерти. См.: смерть, самскары зрелого возраста.

шраддa-дхарана. "Собрание или средоточие веры". Термин, используемый в «Танце с Шивой» как синоним символа веры, краткого резюме религиозного веро­учения. См.: символ веры.

шpayma. "Связанный со слухом, слышимый". Предписанный Ведами или согласу­ющийся с ними.

Шраута-шастра. "Тексты об услышанном (шрути)". 1) Писания или учения, ко­торые согласуются с Ведами. 2) Особая группа текстов Кальпа-веданги, обязатель­ных для изучения ведическими жрецами и объясняющих ритуалы яджни.

Шри. "Сияющий, прекрасный, величественный; процветающий". Почтительная приставка, означающая "святой, священный", часто употребляющаяся с имена­ми богов (например, Шри Ганеша), с названиями священных писаний (Шримад Бхагавад-гита) и с именами выдающихся личностей (в этом случае означает "ува­жаемый" или "господин"). Женская форма этого слова — шримати.

шри-вайшнава. Одна из школ вишнуизма. Крупнейший ее представитель — Рамануджа. См.: вишнуизм, Рамануджа, вадагалай.

 

Шрикантха (ок. 1050 г.). Святой и философ, проповедовавший шиваитское уче­ние, сочетавшее монизм и дуализм. Основатель шиваитской школы шива(виш-ишт) адвайта, сходной с вишнуитской вишишта-адвайтой Рамануджи. Извес­тен также под именем Нилакантха Шивачарья. См.: шива-адвайта.

Шрикумара (ок. 1050 г.). Монах-философ, представитель шайва-сиддханты, отвер­гавший учение адвайта-веданты Шанкары о майе как иллюзии и проповедо­вавший, что Шива — одновременно материальная причина (упадана карана) и действенная причина (нимитта карана).

Шри-Ланка. "Почтенный лев". Островное государство, расположенное к югу от Индии (остров Цейлон). Население на 80% буддийское, но имеется несколько миллионов тамилов-шиваитов, проживающих в основном на засушливом севере острова. Шри-Ланка была раньше португальской, затем британской колонией. С 1948 года получила независимость в качестве члена Британского Содружества. С 1972 года — республика. Площадь 25 000 кв. миль, население — 15 млн. чел.

 

Шринагара (Сринагар). Главный город Кашмира.

 

Шринатха. Великий кашмирский шиваитский учитель монистического теизма. См.: Дурвасас.

 

шри-падука. Святые сандалии гуру. См.: падука.

Шри-Рудрам. Важнейший ведический гимн Господу Шиве как Богу растворения, воспеваемый ежедневно в храмах Шивы по всей Индии. Именно в этой длинной молитве, которая находится в Тайттирийя-самхите Яджурведы, в середине пер­вых трех Вед, впервые встречается шиваитская мантра "Намах Шивайя".

Шри-Чакра (Шри-Янтра). См.: янтра.

шрути. "Услышанное". Откровенные писания индуизма, обладающие верховным теологическим авторитетом и духовной ценностью. Это вневременные учения, переданные риши, иливидящим, непосредственно Богом тысячи лет назад. Поэ­тому говорится, что шрути является апаурушея, "безличным" или "внеличност-ным". Шрути состоит из Вед и Агам, которые сохранялись в устной передаче, пока не были записаны на санскрите. Среди многих священных книг индуистов эти два корпуса знаний ценятся наиболее высоко. На протяжении веков шрути служило предметом философских споров, изучения и толкования, породив бесчисленные школы мыслителей. Шрути также является объектом медитации для реализации мудрости древних в себе самом. Из шрути взято большинство мантр, использу­емых в ритуалах богослужения, а также для личных молитв и джапы. Достойно восхищения то, что огромный объем шрути сохранился за тысячелетия без изме­нений при устной передаче от гуру к шишье, поколение за поколением. Это было возможным благодаря тому, что ведическая традиция требовала от ученика заучивать каждый стих одиннадцатью различными способами, включая способ "задом наперед". По традиции шрути не читают, но поют в соответствии с крайне точными правилами грамматики, высоты звука, интонации и ритма. Так высво­бождается величайшая сила шрути. В священном языке шрути слово и его зна­чение так тесно связаны, что простое слушание этих святых писаний, правильно воспеваемых, оказывает магический эффект на душу слушающего. См.: Агамы, смрити, Веды.

 

шубха-мухурта. "Благоприятное время". Промежуток времени, когда те или иные действия с наибольшей вероятностью окажутся успешными. См.: мухурта.

шуддха-шайва-сиддханта. "Чистая шайва-сиддханта", термин, впервые использо­ванный Тирумуларом в Тирумантирам для определения его монистической шай-ва-сиддханты как противоположности плюралистической сиддханты и других форм сиддханты, которые не содержат крайнего монизма, присущего веданте.

шуддхавидья. "Чистое знание". Пятая таттва в космологической системе шайва-сиддханты. См.: таттва.

шудра. "Рабочий, слуга". Общественный класс искусных ремесленников и рабочих. См.: варна- дхарма.

Шукла-Яджурведа. См.: Яджурведа.

Шульба-шастры. Практические пособия по процедурам обустройства мест для проведения ведических ритуалов яджни; раздел Кальпа-веданги. Используют сложную геометрию и являются древнейшими из сохранившихся индийских ма­тематических текстов. Шульба означает "струна, шнур". Шнур использовался для измерения и разметки. См.: Веданга.

шум.Мистический натховский язык медитации, открытый Шивайя Субрамуния-свами в Швейцарии в 1968 г. Его основной алфавит выглядит так:

Шунья-сампадане. "Достижение Пустоты". Главная книга вира-шиваизма (ок. 1550), состоящая из дискуссий и заметок шивашаранов. Шунья означает "пус­тота, бескачественный Абсолют", сампадана —"достижение, реализация, просве­тление".

 

Э

эволюция души (санскр. адхьятма-прасара). В шайва-сиддханте эволюцией души называется ее постепенное развитие, созревание и рост, осуществление ее неиз­бежной божественной судьбы — полного слияния с Шивой. В своей глубокой сущности каждая душа вечно совершенна. Но как индивидуальная душа, эмани-рованная Богом Шивой, она подобна маленькому семени, которое только еще должно вырасти. Как семя из почвы, так и душа должна прорасти из тьмы оков-мал к полной зрелости и реализации своего единства с Богом. Душа не творится в момент зачатия физического тела. Она создается в Шивалоке, принимает все более и более плотные оболочки — познавательную, инстинктивно-интеллекту­альную и праническую — и наконец рождается в физической форме в бхурлоке. Затем она накапливает опыт многих жизней, созревая и учась в процессе пере­рождений.

Эволюция является результатом опыта и уроков, полученных из него. Есть молодые души, которые только начинают эволюционировать, и старые, прибли­жающиеся к концу своего земного странствования. В шайва-сиддханте эволюция понимается как удаление уз, которое приходит как естественное развертывание, реализация и проявление истинной, светящейся природы души. Это созревание и отбрасывание уз или пут (мала) души называется малапарипака. Осознание природы души называется сванубхути (переживание Самости, или "Я").

Самореализация приводит к мокше, освобождению от трех мал и циклов ре­инкарнации (перерождения). Затем эволюция продолжается в небесных мирах, пока душа не сольется полностью и неразличимо с Всевышним Богом Шивой, Первичной Душой, Парамешварой. В своем Тирумантирам Риши Тирумулар да­ет этому слиянию название вишваграса, "полное поглощение". Эволюция души — не линейная последовательность, но сложное, многогранное таинство. Она никак не связана с дарвиновской теорией эволюции, которая объясняет челове­ческую форму происхождением ее от более ранних животных форм — приматов и т. д. См.: вишваграса, Дарвина теория, мала, мокша, реинкарнация, сансара. эго(лат.). "Я". Внешняя личность, чувство "я", "мое" и т. д. В широком смысле — осознавание себя как индивидуальности. В шайва-сиддханте и других школах индуизма западному понятию эго соответствует таттва ахамкара. См.: анава, ахамкара.

 

экстаз (лат. extasis,англ, extasy).Состояние, в котором человек полностью охвачен положительными эмоциями: радостью, восторгом или удивлением. Дословно оз­начает "пребывание вне себя". См.: самадхи, энстазия.

эзотерический. Труднопонимаемый или тайный. Предназначенный для немногих избранных, например для внутреннего круга посвященных.

 

эманация (лат. emanatio)."Истечение". Санскритский синоним — абхаса. Истече­ние из источника. В монистическом учении о творении Бог эманирует (испускает из себя) проявленный мир, как солнце лучи или огонь — искры. См.: абхаса.

энстазия (enstasy).Термин, предложенный в 1969 г. Мирчей Элиаде для противо­поставления восточного понимания блаженства как "пребывания внутри себя" западному пониманию экстаза как "пребывания вне себя". Термин энстазия вы­бран в качестве западного эквивалента самадхи. См.: самадхи, раджа-йога.

эпос (греч.). "Слово, рассказ, песня". Длинная повествовательная поэма, сложенная в высоком стиле, о великих деяниях богов и героев. Двумя великими эпосами Индии (Итихасами) являются Рамаяна и Махабхарата. См.: Итихаса, Махабха-рата, Рамаяна.

этика (лат.). Система норм нравственного поведения (моральных норм), присущая государствам, народам, религиям и т. д. См.: дхарма, паньча-нитья-карма, чистота-нечистота.

 

Ю

юга. "Период, эра". Одна из четырех эр, которыми измеряется продолжительность мира в индуизме. Четыре эры называются сатья (или Крита), трета, двапара и кали. В первом периоде дхарма соблюдается неукоснительно, но с течением веков добродетель начинает убывать, а невежество и несправедливость — возрастать. По окончании кали-юги (юги, в которой мы находимся сейчас) космический цикл начинается сначала, с новой сатья-юги. В Махабхарате говорится, что в сатья-югу все являются брахманами и цвет этой юги — белый. В трета-югу праведность убывает на одну четверть и люди ищут вознаграждения за исполнение ритуалов и свои дары; цвет этой юги — красный, и преобладает властное сознание кшат­риев. В двапара-югу появляются все четыре варны. Цвет юги — желтый. В кали-югу (черную) праведность составляет одну десятую по отношению к сатья-юге. Пок­лонение и жертвоприношение почти исчезают и преобладает низкое сознание шудр. Широко распространяются катаклизмы, бедствия, ненависть, болезни, страх и т. п. Люди деградируют, и уровень их мотивации неуклонно снижается. См.: космический цикл.

 

Я

"Я",также Самость. Одно из совершенств Бога Шивы — Абсолютная Реальность, Парашива. То, что пребывает в сердцевине каждой души. См.: Параматман, Па-рашива.

яджнопавита. "Священный шнур". См.: упанаяна.

яджня (ягья). "Поклонение; жертвоприношение". Одно из центральных понятий индуизма: жертвоприношение и подчинение посредством актов поклонения, внутреннего и внешнего.

1) Форма ритуального богослужения, которое было осо­бенно распространено в ведические времена и в котором пожертвования — топ­леное масло (гхи), зерно, пряности и ценные сорта дерева — предлагаются огню в определенном писаниями порядке при пении специальных мантр. Элемент огня, Агни, почитается как божественный посланник, передающий приношения и молитвы богам. Древние Брахманы Вед и Шраута-шастры описывают разные типы ритуалов яджни. Некоторые из них так сложны, что требуют присутствия сотен жрецов, чье мощное пение разносится на мили вокруг. Эти главные яджни проводятся на больших открытых площадках-ягашалах Домашние яджни, опи­сываемые в Грихья-шастрах, проводятся во дворе дома. Яджня требует наличия четырех обязательных компонентов. Это дравья (жертвенные субстанции), тьяга (дух приношения всего в жертву Богу), дэвата (небесные существа, которые по­лучают жертвоприношение) и мантра (обладающее силой слово или песнь).

Хотя пуджа (храмовое поклонение с водой, светильниками и цветами) широ­ко заменила собой яджню, этот древний ритуал еще существует и специализи­рующихся на нем жрецов по-прежнему готовят в школах в Индии. Крупномасш­табные яджни проводятся по особым поводам, например для испрошения у богов дождя во время засухи или мира во время кровавой гражданской войны. Даже в храмах яджня имеет свой агамический эквивалент в виде церемонии под на­званием агникарака, хома или хавана, которая проводится у специальной ямы для огня (хомакунды) во дворе (мандапе) храма как часть сложных ритуалов-пудж.

2) Личные акты поклонения или жертвоприношения. Сама жизнь — это джи-ваяджня. Упанишады предлагают совершать "внутренние яджни", предлагая час­тицы малого "я" огню садханы и тапаса, пока не воссияет великое "Я". Домохо­зяин выполняет яджню пять раз в день (паньча-махаяджня, описанная в Дхарма-шастрах), делая приношения риши, предкам, богам, тварям и людям, следующим образом. Брахма-яджня (или Веда-яджня, риши-яджня): выполняется при изучении и преподавании Вед. Дэва-яджня (церемония хома): признание долга перед теми, кто управляет природой, и подношение им пищи через огонь. Пит-ри-яджня: предложение пирога (пинда) и воды предкам семьи и прародителям человечества. Бхута-яджня: выставление на землю пищи (бали) для зверей, птиц, насекомых, не имеющих касты бродяг и низших существ невидимых миров. Ма-нушья-яджня: кормление гостей, бедных, бездомных и учащихся. Манушья-яджня включает в себя все виды благотворительности. Изучение Вед происходит утром.

Остальные четыре яджни выполняются до полуденного приема пищи. Как гово­рят мистики, чтобы приношения были истинными и ценными, все они должны расплавляться в огне кундалини силой внутренней яджни. См.: дхарма, пуджа.

Яджнявалкья-смрити. Индуистский свод законов, одна из Дхарма-шастр, уступа­ющая по авторитетности только более ранней Ману-дхарма-шастре. См.: Дхар-ма-шастра, смрити.

Яджнявалкья-упанишад. Метрическое воспроизведение Джабала-упанишады, в котором обсуждаются санньяса, отречение от мирской жизни и поиск освобож­дения.

Яджурведа. "Веда жертвенных формул". Одно из четырех собраний откровенных текстов, называемых Ведами (Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа). Ис­пользуемый отдельно, термин Яджурведа обычно относится к центральной и древнейшей части этой Веды Самхите, "собранию гимнов". Есть две версии Яджурведы: 1) Кришна ("черная")- Яджурведа (называемая так потому, что мате­риал комментариев, Брахман, перемешан с гимнами) и 2) Шукла ("белая" или "чистая")- Яджурведа (где гимны не перемежаются никакими комментариями). Содержание этих двух версий представлено в разном порядке. Яджурведа-самхи-та делится на 40 глав и содержит 1975 станц. Около 30 процентов стихов взяты из Ригведа-самхиты (в частности, станцы из восьмой и девятой глав). Яджурведа — специальное собрание гимнов для пения во время яджни. Кришна-Яджурведа-самхита существует сегодня в различных редакциях, из которых важнейшие — Тайттирийя-самхита и Майтраяни-самхита. Наиболее значительная из редак­ций Шукла-Яджурведа-самхиты называется Ваджасанейи-самхита. См.: Веды.

язычник. Термин, употребляемый в негативном смысле в семитических (авраами-ческих) религиях и обозначающий последователя другой (или вообще никакой) религии. Кроме того, язычеством часто называют дохристианские религии Евро­пы, шаманизм и другие аборигенные верования всего мира, сохранившиеся в той или иной степени по сей день, несмотря на организованное подавление. Языч­ники постепенно выходят из подполья; многие из них признают родство своих религий с индуизмом.

Яма."Сдерживающий". Индуистский бог смерти; надзирает за процессом смертно­го перехода и выводит душу из ее физического тела. См.: смерть.

яма-нияма. Первые два из восьми членов раджа-йоги, составляющие фундамен­тальный этический кодекс индуизма и основу всякого духовного прогресса. Ямы (этические ограничения) и ниямы (религиозные предписания) формулируются во многих писаниях, в частности в Шандилья- и Вараха-упанишадах, Хатха-йога-прадипике Горакшанатхи, Тирумантирам Тирумулара и Йога-сутрах Патанджа-ли. Во всех этих текстах перечисляются десять ям и десять ниям, за исключением классической работы Патанджали, в которой упоминается только по пять тех и других. Благодаря своей краткости, весь кодекс легко запоминается и может прос­матриваться духовным искателем ежедневно. Десять традиционных ям и ниям таковы:

Яма:

1)ахимса: "непричинение вреда". Не причинять вреда другим ни мыс­лью, ни словом, ни делом.

2) сатья: "правдивость". Не лгать и не нарушать обе­щаний.

3) астейя: "нестяжание; отказ от воровства". Не красть, не завидовать чужому богатству и не делать долгов.

4) брахмачарья: "божественное поведение". Контролировать похоть и сохранять целомудрие до вступления в брак.

5) кшама: "милосердие; прощение; терпение". Быть терпимым к людям и терпеливым в трудных обстоятельствах.

6) дхрити: "стойкость". Преодолевать нерешительность, страх и переменчивость.

7)дайя:"сострадание". Преодолевать собствен­ные жестокие чувства и равнодушие по отношению ко всем существам.

8) арджава:"честность, прямодушие". Не обманывать и не мошенничать.

9)митахара: "умеренный аппетит". Не есть слишком много и вообще не употреблять мяса, рыбы, птицы и яиц.

10) шауча:"чистота". Избегать нечистоты в теле, уме и речи.

Нияма:

1) хри:"раскаяние; скромность". Быть скромным и проявлять раска­яние в случае совершения плохих поступков.

2) сантоша:"удовлетворенность". Умение находить в жизни радость и безмятежность.

3) дана:"давание". Подавать милостыню и оказывать щедрую помощь, не думая о награде.

4) астикья:"вера". Твердая вера в Бога, богов, гуру и путь к просветлению.

5) Ишвара-пуджана: "почитание Господа". Культивировать в себе преданность Богу путем ежедневно­го поклонения и медитации.

6) сиддханта-шравана:"слушание писаний". Изу­чать писания и слушать мудрых из своей духовной линии.

7) мати:"размыш­ление; понимание". Развивать в себе духовную волю и интеллект под руководст­вом гуру.

8) врата:"святые обеты". Добросовестно выполнять религиозные обе­ты, правила и предписания.

9) джапа:"рецитация". Ежедневное воспевание мантр.

10) тапас:"аскетизм". Выполнение садханы, покаяния и жертвоприно­шения.

Патанджали приводит такой список ям: ахимса, сатья, астейя, брахмачарья и апариграха (отсутствие жадности). К ниямам он относит следующие предписа­ния: шауча, сантоша, тапас, свадхьяя (размышление о себе; изучение писаний) и Ишвара-пранидана (поклонение). См.: раджа-йога.

янтра."Сосуд". Мистическая диаграмма, состоящая из геометрических фигур и букв, обычно выгравированная на небольшой пластине из золота, серебра или меди. Иногда делается объемной (из камня или металла). Назначение янтры — фокусировать духовные и ментальные энергии для достижения здоровья, богат­ства, вызывания того или иного бога, удачных родов и т. д., в зависимости от типа янтры. Янтра обычно устанавливается возле или ниже храмового божества. Ви­димая эзотерически, храмовая янтра является трехмерным зданием из света и звука, в котором работают дэвы (боги). На астральном плане она гораздо больше, чем сам храм. Шри-Чакра: самая известная из янтр, центральный священный образ в богослужении шактистов. Состоит из девяти переплетенных треуголь­ников и представляет многомерные проявления Шивы и Шакти. Янтры также используются для индивидуальной медитации и садханы, особенно в традиции шактизма. У шиваитов наиболее священной является Тиру-амбала-чакра, пред­ставляющая Господа Натараджу. См.: мурти.

Таблицы

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.