Сделай Сам Свою Работу на 5

Гурудэва Шивайя Субрамуниясвами 13 глава





реинкарнация (воплощение, перерождение, метемпсихоз, трансмиграция, санскр. пунарджанма). Принятие душой нового физического тела в процессе зачатия и рождения. Реинкарнация — один из фундаментальных принципов индуистского духовного знания, разделяемый мистическими школами почти всех религий, в том числе джайнизма, сикхизма, буддизма (и даже христианства до Никейского Собора в 787 г.). Без принятия того, что душа переживает много жизней, нельзя понять другие аспекты индуизма. Цикл реинкарнации начинается на тонком пла­не (в антарлоке), где души пребывают до рождения и куда возвращаются после смерти. Там им помогают подготовиться к новому рождению. Количество и при­рода рождений зависят от прошлых деяний (карм) и от того, что нужно для уникального пути развития и опыта (т. е. дхармы) каждой души. Мать, отец и сама душа вместе создают новое тело для души. В момент зачатия душа соединяется и безвозвратно связывается с эмбрионом. Как только яйцеклетка оплодотворяется, начинается новая человеческая жизнь. Примерно в середине срока беременности достигается полное очеловечивание плода и душа полностью вселяется в новое тело. Признаком этого является начало шевеления ребенка в материнской утробе. Наконец, при рождении душа входит в земное сознание. От нее заслоняется память о прошлых жизнях и внутренних мирах. Цикл реинкарнации заканчива­ется, когда вся карма растворена и достигнута реализация Бога-Самости (Пара-шивы). Это освобождение от перерождений называется мокша. Далее душа про­должает развиваться и созревать, но без необходимости возвращения к физичес­кому существованию. Сколько земных рождений требуется для достижения не­достижимого? Многие тысячи, но их число можно уменьшить посредством тапаса, аскетизма на всех уровнях и совершения добрых деяний. См.: эволюция души, карма, сансара, душа.



религия. От латинского religare, "восстанавливать связь". Любая система, основан­ная на вере и поклонении Верховному Существу или Силе. Религия — это струк­тура, созданная для развития и прогресса души. Обычно включает в себя тео­логию, писания, духовные практики и моральные законы, институт жречества или духовенства и богослужение. См.: индуизм.



Ренукачарья. Вира-шиваитский философ и святой.

рецитация (лат.). "Чтение вслух, рассказывание". Чтение вслух, или декламация, священных писаний или мантр.

Ригведа. "Веда стихов (санскр. рик)". Первая и древнейшая из четырех Вед — соб­раний откровенных писаний (шрути), включающих в себя собрания гимнов (Самхиты), пояснительные руководства для священников (Брахманы), лесные трактаты (Араньяки) о деталях ведических ритуалов и философские диалоги (Упанишады). Как и другие Веды, Ригведа была введена в земное сознание не сразу, но постепенно, на протяжении периода предположительно нескольких тысячеле­тий. Древнейшей ее частью и ядром является Самхита, которой, как считается, в устной форме 8 тысяч лет, а в записанной на архаичном санскрите — около 3 тысяч лет. Она состоит из более чем 10 тысяч стихов (риков), обычно из трех или четырех строк, которые образуют 1028 гимнов (сукт), организованных в десять книг, именуемых мандалами. Они содержат молитвенные гимны, восхваляющие и призывающие божеств природы и Единое Божество, духовные размышления, полные глубокого благоговения перед силами природы, каждая из которых почи­талась как священная и живая. Риши, которые развертывали эти излияния обо­жания, воспринимали хорошо упорядоченный космос, в котором дхарма являет­ся способом согласования с небесными мирами, из которых нисходит вся правед­ность и процветание. Главным для них являлись взаимоотношения человека с Богом и миром и призывание тонких миров в мирское существование. Молитвы просят Бога о счастливой семейной жизни, богатстве, удовольствии, изобилии скота, защите от врагов, силе в бою, счастливом браке, потомстве, долголетии, мудрости, реализации и окончательном освобождении от перерождений. Ригве-да-самхита, которая по объему равняется гомеровским Илиаде и Одиссее вместе взятым, — важнейшее собрание гимнов, так как у нее заимствуют множество гимнов другие три Веда-самхиты (Сама, Яджур и Атхарва). Хронологически пос­ле Самхит идут Брахманы, за ними Араньяки и, наконец, Упаниишды, также из­вестные под совокупным названием веданта, что значит "конец Вед". См.: шрути, Веды.



puma. "Священный порядок, космический закон; истина".См.: дхарма.

ритукала. "Должное время". Время наступления менструаций у девушек. Тради­ционная церемония, которой отмечается это важное событие в жизни девушки, означающее вхождение в мир взрослых. Слово риту также означает "время пло­дородия". См.: самскары взрослой жизни.

риши. "Видящий". Просветленное существо, наделенное сверхчувственным вос­приятием, видением и мудростью. В ведические времена риши жили в лесных или горных скитах, в одиночестве или с учениками. Эти риши были теми великими душами, которые вдохновенно передали нам Веды. Говорят, что семь риши (сап-та-риши), упомянутых в Ригведе, до сих пор руководят человечеством из внут­ренних миров. См.: шрути.

Рудра. "Управляющий ужасными силами" или "красный, сияющий". Имя Шивы как Бога растворения; вселенская сила поглощения, замыкающего цикл сущест­вования. Рудру почитают как "ужасающего" и как "владыку слез", ибо Он владеет и управляет ужасными силами, которые могут вызывать плач людей. См.: Ната-раджа.

рудракша. "Глаз Рудры" или "красный глаз". 1) "Третий глаз", или аджня-чакра. 2) Красно-коричневые, со сложным рельефом, размером с крупную виноградину, семена Eleocarpus ganitrus, или голубого мраморного дерева. Посвящены Шиве и символизируют Его сострадание к человечеству. Ожерелья из больших семян, рудракша-малы, монахи носят на шее. Немонахи часто носят одну бусину руд-ракши на шнурке у горла. Из меньших по размеру семян делают четки для джапы (повторения мантр), обычно из 108 бусин. См.: джапа, мантра.

 

Рудрашамбху (ок. 775 г.). Основной гуру шиваитского монашеского ордена Амар-дака в Удджайне, одном из самых святых для шиваизма городов. Эта секта пос­тавляла царю советников вплоть до мусульманского завоевания около 1300 г.

Рудраямала-тантра.Одна из наиболее почитаемых в тантрической традиции Шакта-агам, посвященная, в основном, вопросам культа. Признается как авто­ритетное писание также некоторыми шиваитскими школами (например, каш­мирскими шиваитами). См.: Агама, Тантра, шактизм.

 

С

савикальпа-самадхи. "Энстазия с формой и семенем". См.: раджа-йога, самадхи, энстазия.

Сагуна Брахман. "Бог с качествами". Личностный Господь. См.: Брахман, Парамеш-вара.

садачара. "Добродетель; морализм; праведный образ жизни". 1) Один из важней­ших принципов дхармы. 2) В вира-шиваизме — один из пяти этических прин­ципов веры. См.: дхарма, яма-нияма, вира-шиваизм, пада.

Садашива. "Вечно благой". Имя Первичной Души, Шивы, синоним Парамешвары, проявляющегося в физическом бытии садгуру. Имя Садашива, в частности ука­зывает на силу милости откровения (ануграха-шакти), третьей таттвы, после которой появляются остальные четыре божественые энергии Шивы. Эта пяте­ричная манифестация, или проявление деятельности Бога в космосе отражена в иконографической форме пятиликого Садашивамурти. Лицо, глядящее вверх, — это Ишана (энергия откровения). На восток смотрит Татпуруша, "высшая ду­ша" (энергия сокрытия). На запад смотрит Садйоджата, "быстророждающий" (энергия сотворения). Северный лик — Вамадэва, "красивый, милый" (энергия сохранения). Южный — Агхора, "не страшный" (энергия поглощения). Первые четыре лика открыли Веды. Пятый лик, Ишана, Агамы. Эти пять ликов также называются Садашива, открывающий; Махешвара, сокрывающий; Брахма, тво­рец; Вишну, хранитель; и Рудра, разрушитель. См.: Парамешвара, татва.

садгуру (также сатгуру). "Истинно весомый". Духовный наставник, обучающий высочайшему достижению. Тот, кто осознал предельную Истину, Парашиву, в нирвикальпа-самадхи. Дживанмукта, способный безопасно вести других по ду­ховному пути. Это всегда санньясин, неженатый и отрекшийся от мира. Все шко­лы индуизма учат, что милость и руководство живого садгуру необходимы для Самореализации. Его признают и почитают как воплощение Бога, Садашивы, источник милости и освобождения. См.: гуру.

садгурунатха. "Господь и истиный гуру". Слово, позволяющее очень уважительно и почтительно упоминать своего духовного наставника. См.: садгуру.

садхака. "Получивший образование; преданный, который выполняет садхану". Че­ловек, серьезно стремящийся к самореализации и постигающий духовные дис­циплины; обычно соблюдает целибат и находится под руководством гуру. Носит белую одежду и может принимать различные обеты, но не является санньясином. См.: садхана.

садхана. "Эффективное средство достижения". Религиозные или духовные дисцип­лины, такие, как пуджа, йога, медитация, джапа, пост и аскетизм. В результате садханы укрепляется сила воли, вера в Бога, уверенность в себе, доверие к богам и гуру. Садхана обуздывает и преображает инстинктивно-интеллектуальную при­роду, делая возможным постепенное духовное раскрытие, реализацию сверхсоз­нательного и врожденных способностей души. См.: раджа-йога, пада.

садхана-марга. "Путь садханы". Термин, использовавшийся Мудрецом Йогасвами для обозначения его предписания для всех искателей Истины. Путь интенсивных усилий, духовной дисциплины и постоянной внутренней трансформации, а не теоретической и интеллектуальной учебы. См.: мистицизм, пада, садхана.

садхви. См.: садху.

садху. "Добродетельный; прямой; непогрешимый";. Святая личность, посвятившая себя поиску Бога. Садху не обязательно должен быть йогом или санньясином, он также может не быть связан с каким-либо гуру или линией духовной традиции. У садху обычно нет постоянного жилища, они странствуют, живя подаянием. Бес­численных садху можно найти на дорогах и обочинах, в горах, на берегах рек, в ашрамах ипещерах по всей Индии. Самим своим существованием они оказывают глубокое стабилизирующее воздействие на сознание Индии и мира. Женский эк­вивалент термина садху садхви.

сакха-марга. "Путь друга". См.: достижение, пада.

сакши. "Свидетель". Осознавание, внутреннее сознание — свидетель души. См.: осознавание, сознание, чит, душа.

самавартана. "Возвращение домой". Церемония, которой отмечается завершение изучения Вед молодым человеком. См.: самскары.

Самаведа. "Веда песнопений". Третья из четырех Вед. Девяносто процентов ее 1875-ти станц происходят из Ригведы. Это особым образом подобранные гимны, йоти­рованные для пения на различные мелодии священниками-удгатарами во время яджни, огненной церемонии, вместе со станцами из Яджурведы. Самаведа предс­тавляет собой древнейшую из известных форм индийской музыки. См.: шрути, Веды.

самадхи. "Пребывание внутри своего «Я», созерцание, союз, целостность, заверше­ние". Самадхи — это состояние истинной йоги, в котором медитирующий и объект медитации суть одно. Есть два уровня самадхи. Первый — савикальпа-са­мадхи (самадхи с формой или семенем), отождествление или единство с сущнос­тью объекта. Его высшая форма — реализация первоосновы чистого сознания, Сатчидананды. Второй уровень называется нирвикальпа-самадхи (самадхи без формы или семени), отождествление с "Я", в котором трансцендируются все сос­тояния сознания и переживается Абсолютная Реальность вне времени, Пара-шива. Последствием этого является полная трансформация сознания. В клас­сической йоге нирвикальпа-самадхи известно как асампраджнята-самадхи са­мадхи без мышления и познания (праджни). Савикальпа-самадхи, соответствен­но, называется сампраджнята-самадхи, или самадхи с сознанием.

самараса. "Равномерная сущность" или "тот же самый вкус". В сиддха-сиддханте — термин, обозначающий состояние, достигаемое йогом, когда он сознательно пе­реживает мир и повседневную жизнь, никогда не забывая при этом, что Бог, душа и мир — едины. См.: джняна, кайвалья, самадхи, сиддха-сиддханта, Шива-са-юджья.

Самбандар. Ребенок-святой периода возрождения тамильского шиваизма в VII ве­ке. Составил много гимнов в честь Шивы, переобратил тамильского царя, принявшего джайнизм, противодействовал вторжению буддизма и возвращал тамилов к шиваизму. См.: нальвар, наянар, Тирумурай.

Самореализация. Прямое познание Бога, «Я», Парашивы. Самореализация называ­ется на санскрите нирвикальпа-самадхи, "энстазия без формы или семени", или асампраджнята-самадхи, "высшее духовное достижение". В эзотерическом смыс­ле это состояние достигается, когда мистическая сила кундалини пронизывает сахасрара-чакру в макушке головы. Это трансцендирование всех уровней челове­ческого сознания приносит реализацию "непереживания" Того, что существует за пределами ума, времени, формы и пространства. Но даже дать имя Парашиве или Его реализации означает дать имя тому, что невозможно назвать по имени. Фактически, это "переживается" только опосредованно, как изменение точки зре­ния, постоянная трансформация и интуитивное знакомство с Истиной, превос­ходящей всякое понимание. См.: Богореализация, кундалини, Парашива, раджа-йога, самадхи, энстазия.

Самость, также "Я". Одно из совершенств Бога Шивы — Абсолютная Реальность, Парашива. То, что пребывает в сердцевине каждой души. См.: Параматман, Па­рашива.

самоубийство (санскр. пранатьяга, "отказ от жизненной силы"). Намеренное пре­кращение своей жизни посредством отравления, утопления, самосжигания и т. п. Самоубийство в индуистских писаниях всегда осуждалось, поскольку, являясь бегством от жизни, оно порождает неподобающую карму, с которой придется встретиться в будущем. Тем не менее в случаях неизлечимой болезни или тяжелой инвалидности разрешается религиозная добровольная смерть от голода — прай-опавеша. Человек, принимающий такое решение, объявляет о нем публично, что позволяет общине предпринять должные шаги и отличает этот акт от само­убийства, выполняемого частным образом, в шоковых эмоциональных состо­яниях гнева и отчаяния. Древние законодатели называют следующие уважитель­ные причины для прайопавеши: 1) неспособность нормально выполнять телесное очищение; 2) смерть от болезни является неизбежной или состояние больного такое тяжелое, что жизнь причиняет одни страдания. Прайопавеша обязательно должна производиться с одобрения общины. Постепенный характер прайопа­веши выгодно отличает ее от внезапного самоубийства, свадехагхаты, ("убийства своего тела"), так как первая позволяет человеку уладить все конфликты с други­ми, поразмышлять о своей жизни и приблизиться к Богу, а тем, кто его любит, — присматривать за его постепенным уходом из физического мира. В идеальном, очень ритуализированном варианте этой практики человек начинает с того, что получает ото всех и дает всем прощение. Затем он дает своему гуру формальный "великий обет смерти" (махаврата-марана), после чего следует подробное обсуж­дение всех карм его жизни и полное и открытое исповедание всех его прегре­шений. Затем следует сосредоточить внимание на писаниях и благородных поу­чениях гуру. Медитация на внутреннем бессмертном "Я" становится всепоглоща­ющей по мере того, как человек постепенно отказывается от пищи. В самом кон­це, когда душа освобождается от тела, повторяется священная мантра, предписанная духовным наставником. См.: смерть, покаяние, реинкарнация, ду­ша, прайопавеша.

сампрадайя. "Традиционное учение". Живой поток религиозно-философской тра­диции в индуизме, поддерживаемый устным обучением и инициацией. Сампра­дайя — понятие более широкое, чем парампара (линейная последовательность гуру, олицетворяющих и несущих в себе сампрадайю). Каждая сампрадайя часто представлена многими парампарами.

самскара. "Впечатление, активатор; освящение, подготовка". 1) Отпечатки, остав­ленные в подсознательном уме опытом этой или предыдущих жизней, окрашивающие всю жизнь человека, его склонности, реакции, состояния ума и т. д. 2) Таинство или ритуал, отмечающий переход из одной стадии жизни в другую. Эти таинства оставляют глубокие и позитивные впечатления в уме человека и обес­печивают благословение из внутреннего мира. Многочисленные самскары под­робно расписаны в Грихья-шастрах. Большинство этих ритуалов сопровождает­ся специальными мантрами из Вед. См.: ум (пять состояний).

 

самскары рождения(от зачатия до благословения новорожденного ребенка). Гар-бхадхана: "помещение в утробу". Ритуал зачатия, когда осуществляется физичес­кий союз с целью привести к физическому рождению продвинутую душу. Пумса-вана: "мужской ритуал; призывание мужского пола". Ритуал, выполняемый на третьем месяце беременности и состоящий из молитв о сыне и о благополучии матери и ребенка. Обычай просить Бога или богов о рождении сына встречается во всех обществах и связан с тем, что мужчины особенно нужны для защиты страны, ведения семейного бизнеса и поддержки родителей в старости, а также с тем, что женщины обычно переживают мужчин и покидают родную семью, что­бы войти в семью мужа. Симантоннаяна: "разделение волос". Церемония, кото­рая проводится между четвертым и седьмым месяцами беременности. Муж рас­чесывает волосы жены и выражает ей свою любовь и поддержку. Джатакарма: "ритуал рождения". Отец приветствует и благословляет новорожденное дитя и дает ему узнать вкус гхи и меда. См.: самскара.

самскары детства(от наречения имени до окончания религиозного обучения). На-макарана: "имянаречение" и формальное вступление в ту или иную секту ин­дуизма, происходящее через 11—41 день после рождения. Имя выбирается в со­ответствии с рекомендациями астролога, обычно это одно из имен Бога или Бо­гини. В это время назначаются дэвы-хранители, чтобы присматривать за ребен­ком в его жизни. Тот, кто обращается в индуизм в зрелом возрасте, также проходит через это таинство. Аннапрашана: "кормление". Церемония, отмечаю­щая первый прием твердой пищи и проводящаяся примерно в шестимесячном возрасте. (После этого кормление грудью обычно продолжается.) Карнаведха: "прокалывание ушей". И у мальчиков,и у девочек прокалываются оба уха и встав­ляются серьги. Это происходит на первом, третьем или пятом году жизни. См.: серьги. Чудакарана:"обритие головы". И у мальчиков, и у девочек обривают го­лову между 31-м днем и четырьмя годами. Видьярамбха: формальное начало образования. Ребенок в торжественной обстановке пишет свою первую букву алфавита на подносе с сырым рисом. Упанаяна: проводится над мальчиками примерно 12-ти лет и отмечает начало периода брахмачарьи и изучения писаний и священного закона, обычно под руководством ачарьи или гуру. Самавартана:формальное окончание религиозного ученичества. См.: самскара.

самскары взрослой жизни(от вступления во взрослую жизнь до свадьбы). Риту-кала: "должное время". С появлением первых менструаций девушек благослов­ляют в домашней обстановке. Кешанта: отмечает первое бритье бороды у юно­шей, примерно в 16 лет. Эти две церемонии — домашние; молодым людям напо­минают об их брахмаяарье, дают новые одежды и ювелирные украшения и радос­тно принимают их в сообщество взрослых. Нишчитартха: "установление цели". Иначе называется вагдана, "обещание". Формальная церемония помолвки, во время которой молодая пара обещает себя друг другу, обмениваясь кольцами и другими подарками. Виваха: "свадьба". Торжественная и тщательно разработан­ная церемония, выполняемая в присутствии Бога и богов, у огня хомы. В завер­шение этой церемонии молодые делают семь шагов на северо-восток, при этом жених произносит: «Один шаг для силы, два шага — для жизнестойкости, три

шага — для процветания, четыре шага — для счастья, пять шагов — для скота, шесть шагов — для времен года, семь шагов — для дружбы. Будь мне преданной!» (Хираньякеши-грихья-сутры, 1.6.21.2). См.: самскара.

самскары зрелого возраста. Ванапрастха-ашрама-врата: переход за 48-летний рубеж знаменует вступление в возраст старейшины-наставника и отмечается в некоторых общинах особой церемонией. Санньяса-ашрама-врата: иногда риту­ально отмечается и переход за 72-летний рубеж и вступление в возраст отхода от социальных обязанностей; последний ритуал — это не то же самое, что посвя­щение в санньясу (санньяса-дикша), а просто возрастная самскара. Последней из самскар является антьешти (различные погребальные ритуалы, цель которых — помочь душе перейти к внутренним мирам: приготовление тела, кремация, со­бирание костей, разбрасывание пепла, очищение дома). См.: самскара, смерть.

самхара. "Растворение; уничтожение". См.: махапралайя, Натараджа.

Самхита. "Собрание". 1) Любое методически организованное собрание текстов или стихов. 2) Собрание гимнов, имеющееся в каждой из четырех Вед. 3) Общее альтернативное название вишнуитских Агам. См.: Веды.

Санатана Дхарма. "Вечная религия" или "непрекращающийся путь". Традицион­ное название индуистской религии.

Санаткумара. "Вечно молодой; вечный юноша-девственник". См.: Карттикейя.

сангама (тамил.). "Объединение, братство". 1) Группа, объединенная общими це­лями, особенно религиозными. 2) Город в Карнатаке (южная Индия) у слияния рек Кришна и Малапрабха; древний центр каламукха-шиваизма. Здесь в моло­дости жил и учился родоначальник вира-шиваизма Басаванна.

сандаловое дерево (санскр. чандана). Азиатское вечнозеленое дерево Santalum al­bum. Его ароматная сердцевина растирается в тонкую коричневатую пасту, кото­рую раздают в качестве прасада в шиваитских храмах и используют для нанесения священных знаков на лбу (тилака). Сандаловое дерево также используется для изготовления благовоний и резных изделий.

сандхья-упасана (сандхйопасана). "Поклонение на стыках времени". Приближе­ние к Богу в переломные моменты времени — поклонение и садхана, выполняе­мые в доме на заре, в полдень и в сумерках. См.: садхана.

санкальпа. "Воля; намерение; решимость". Торжественный обет или объявление о намерении выполнить какое-либо ритуальное послушание. В более широком смысле — мысленная и словесная подготовка храмового жреца к началу богослу­жения. Во время санкальпы он сообщает всем трем мирам о том, что он будет делать. Он называет имя божества, место и текущее время (в точном астрологи­ческом обозначении) и вид ритуала, который он будет проводить. Когда санкаль­па совершена, жрец уже не может не провести церемонию до конца. См.: пуджа.

санкхья. "Перечисление". Одна из шести даршан. См.: пракрити, пуруша, шад-дар-шана, таттва.

Санмарга, Святилище (англ. San Marga Sanctuary).Медитационная тиртха у под­ножия погасшего вулкана, Горы Ваиалеале, что на гавайском острове Кауаи. Здесь паломники подходят по дороге длиной в полмили, называемой Санмарга, к при­родному Шивалингаму, проходят по тропе тамильских наянаров среди живопис­ных лотосовых озер и прудов и посещают шесть святилищ Кайласа-парампары на берегу озера Шараванабхава и долине Риши. Тропа ведет посетителей к священ­ной реке Ваилуа, затем по каменным ступенькам они поднимаются к белогранит-ному, построенному в стиле чола, храму Ирайван, резьба по камню для которого выполнена вручную в Бангалоре (Индия). В святом святых в свое время был помещен Верховный Бог Шива (Парамешвара-Парашакти-Парашива) в форме массивного 700-фунтового природного кристалла кварца. Святилище Санмарга, основанное в 1970 г., является одним из общедоступных учреждений Церкви шайва-сиддханты и одним из главных индуистских религиозных учреждений Америки. См.: Субрамуниясвами, тиртха.

саннидхана. "Близость; ответственность". Титул глав монастырей: Гуру Махасан-нидхана. См.: саннидхья.

саннидхья. "(Божественное) присутствие; близость". Излучение и благословенное присутствие шакти в храме и вокруг него, а также в святой личности.

санньяса. "Отречение". Отказ от дхармы домохозяина со всеми ее обязанностями и принятие еще более ответственной дхармы монаха (санньяса-дхармы). По тра­диции этот пери од жизни может начинаться после 25 лет, если претендент очень стремится к этому и удовлетворяет очень строгим требованиям. Обычный же домохоаяин может принять санньясу после 72 лет, пройдя должную инициацию от другого санньясина и затем выполняя свою духовную практику в состоянии подлинного отречения (не в кругу семьи). Не следует смешивать эти два вида санньясы с простым возрастным вступлением в санньяса-ашраму (последнюю ста­дию жизни). См.: дхарма, санньясин.

санньяса-ашрама. "Стадия отречения". Период жизни после 72 лет. См.: ашрама.

санньяса-дикша. "Посвящение отреченного". Эта дикша является формальным ри­туалом или, реже, неформальным благословением, вводящим преданного в отре­ченное монашество, обязывающим его до конца жизни соблюдать определенные обеты, в том числе обеты целомудрия, бедности и послушания, и ставящим его на путь Самореализации. Строгая традиция требует, чтобы пожизненные монахи были холостыми мужчинами и начинали обучение в своем ордене до достижения 25-летнего возраста. Есть, однако, ордена, которые принимают в санньясу мужчин после 25 лет, при условии, что те по достижении этого возраста находились в учебном заведении (колледже), а не в миру. Некоторые ордена принимают вдов­цов, а есть и несколько таких, в которых посвящение дается женщинам. Впрочем, строгие критерии отбора применяются в основном к тем монахам, которым предстоит жить и служить вместе в ашраме или монастыре. Критерии, применя­емые к бездомным отшельникам, по очевидным причинам, не столь строги. См.: санньяса-дхарма, видеха-мукти.

санньяса-дхарма. "Отреченная жизнь". Образ жизни, пути и традиции тех, кто навсегда отказывается от всех обязанностей и атрибутов пути домохозяина, в том числе от обладания личным имуществом, от богатства, от честолюбивых устрем­лений, общественного положения и семейных связей, ради постоянного мона­шеского поиска божественного пробуждения, Самореализации и духовного подъема человечества. По традиции эта дхарма доступна людям, еще не достигшим 25-летнего возраста и удовлетворяющим строгим требованиям. Сан-ньяса-дхарму может принять и домохозяин по достижении 72-летнего возраста — посредством традиционных посвятительных ритуалов, которые проводятся санньясином. Затем бывший домохозяин должен усердно практиковать свою ду­ховную садхану в состоянии настоящего отречения, а не в кругу своей семьи. Эти две формы санньясы следует отличать от простого достижения возраста санньяса-ашрамы, последней стадии жизни. См.: санньяса, санньяса-дикша, санньясин, ви­деха-мукти.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.