|
Гурудэва Шивайя Субрамуниясвами 4 глава
варнашрама-дхарма. "Обязанности своей варны и своей ашрамы". См.: варна-дхар-ма, варна.
васана. "Подсознательная наклонность". От вас, "остаток". Подспудные наклонности и привычки, которые окрашивают и мотивируют отношение человека к жизни и его действия. Васаны суть конгломераты результатов подсознательных впечатлений (самскар), создающихся при восприятии. Самскары, впечатления восприятия, комбинируются в подсознательном и формируют васаны, которые позже вносят вклад в образование ментальных колебаий, вритти. Наиболее сложные и эмоционально заряженные васаны находятся в том измерении ума, которое называется подподсознательным, (васана-читта). См.: васана- даха-тантра, вритти, самскара, ум (пять состояний).
васана-даха-тантра. "Подсознательное очищение огнем". Даха означает "сжигать", тантра — "метод", а васаны — это глубоко укоренившиеся, фоновые подсознательные тенденции, которые формируют мировоззрение и мотивацию человека. Васаны могут быть позитивными и негативными. Один из лучших способов справиться с жизненными трудностями, растворить неприятные васаны — это васана-даха-тантра, практика сжигания записанных исповедей или даже длинных писем к любимым или знакомым, в которых описываются затруднения и горести и излагаются жалобы и обиды. Записывание своих проблем и сжигание их на любом, самом обычном огне переводит их из подсознательного во внешний ум и высвобождает подавленные эмоции, когда огонь поглощает бумагу. Это один из методов магического целительства. См.: васана, лекхапрартха-хавана.
Васиштха (ок. 250 г. до н. э.). 1) Ученик Махарши Нандикешвары (Нандинатхи), наряду с Патанджали и Вьягхрападой (в соответствии с записями Панини). Это имя носили несколько других известных мудрецов, в том числе 2) риши, которому приписывают составление гимнов седьмой мандалы Ригведы, 3) мудрец, играющий центральную роль в эпосах и некоторых Пуранах и Упанишадах, и 4) семейный учитель и жрец, который преподал Господу Раме древнюю мудрость йоги (эти уроки записаны в книге из 29000 стихов Йога-Васиштха).
Васугупта (ок. 800 г.). Знаменитый мудрец, по преданию, открывший 77 Шива-сутр, вырезанных в скале на горе Махадэва, на месте, указанном ему в сновидении Господом Шивой. Эта находка дала толчок восстановлению древней кашмирской шиваитской традиции. Священную скалу, называемую Шанкарпал, почитают по сей день. См.: кашмирский шиваизм, Шива-сутры.
вата (с краткими гласными). Дерево баньян, Ficus Indicus, священный для инду-истов как символ Санатана Дхармы. Близкородственное ему дерево ашваттха, или пиппал, в Упанишадах выступает в качестве метафоры творения, "корень которого — вверху, а ветви растут вниз".
вата (с долгим первым "а"). "Движение". Одно из обозначений элемента воздуха (вайю), а также одной из трех дош (конституций) человеческого организма в науке аюрведы. См.: аюрведа, доша.
вахана. "То, что держит, несет или перевозит". Каждый индуистский бог может изображаться едущим на звере или птице. Это животное называется ваханой и символизирует какую-либо функцию бога. Например, Шива ездит на быке, символе силы и мощи. Карттикейя ездит на павлине (маюра), символе красоты и царственности.
вачана. "Изречение; высказывание". Краткие бхактистские стихи, которые сочиняли ранние шивашараны, вира-шиваитские святые. Отражают основные идеи лин-гаятской философии и практики. См.: вира-шиваизм.
вегетарианство (санскр. шакахара). Диета, исключающая употребление мяса, рыбы, яиц. Вегетарианство — принцип здоровой этики, и оно являлось краеугольным камнем индийской жизни в течение тысяч лет. Большинство индуистов (особенно вишнуиты, смартисты, последователи шайва-сиддханты и вира-шива-изма) являются строгими вегетарианцами. Однако ряд шиваитских и шактист-ских (особенно тантристы "левой руки") школ допускают ритуальное употребление в пищу мяса жертвенных животных. Быть вегетарианцем — значит соблюдать принцип ненасилия (ахимсы). Вегетарианца принято называть шакахари. См.: яма-нияма, мамсахари.
Веда. "Мудрость". Мудрые откровения, наиболее авторитетное писание индуизма. Они, вместе с Агамами, составляют шрути, "услышанное". Веды представляют собой собрание десятков священных текстов, которые в совокупности известны как Веда или четыре Веды: Риг, Яджур, Сама и Атхарва. Всего к Ведам относится 100 тысяч стихов, а также дополняющие их тексты в прозе. Знание, содержащееся в Ведах, скорее мистическое и сверхсознательное, чем интеллектуальное. Каждая Веда имеет четыре раздела: Самхиты (собрания гимнов), Брахманы (руководства для священников), Араньяки (лесные трактаты) и Упанишады (просветленные беседы). Самхиты и Брахманы (вместе известные как кармаканда, "раздел ритуала") подробно разбирают космологию трансцендентно-имманентного Высшего Бытия и систему поклонения посредством огненной церемонии и воспевания для установления сообщения с богами. Араньяки и Упанишады (джняна-канда, "раздел знания") объясняют эволюционное путешествие души, учат йоге и философии и провозглашают возвышенное, недвойственное осознание судьбой всех душ. Древнейшие части Вед предположительно составлены за 6 тысяч лет до н. э. и записаны на санскрите в течение последних тысячелетий, поэтому Веды — самые древние писания мира. См.: Араньяка, Брахмана, шрути, Упанишад, Ведан-га.
Веданга. "Член Веды". Шесть отраслей постведических наук, почитаемых как вспомогательные по отношению к Ведам. Четыре Веданги охватывают вопросы правильного воспевания Вед. Это: 1) Шикша (фонетика), 2) Чхандас (метр), 3) Ни-рукта (этимология), 4) Вьякарана (грамматика). Оставшиеся две Веданги —это 5) Джйотиша-веданга (астрономия и астрология) и 6) Кальпа-веданга (процедурный канон), к которой относятся Шраута- и Шульба-шастры (ритуальные кодексы), Дхарма-шастры (общественный закон) и Грихья-шастры (домашние кодексы). См.: Кальпа-веданга, Веды и отдельные статьи по поименованным текстам.
веданта. "Конечная мудрость" или "завершение Вед". Веданта — это система мышления, воплощенная в Упанишадах (ок. 1500—600 гг. до н. э.), которые делают конечные выводы к Ведам. За тысячелетия развились многочисленные школы веданты, от чистого дуализма до абсолютного монизма. Первоначальной школой является адвайта-ишваравада, она же "монистический теизм", или панентеизм. Представитель этой школы — Риши Тирумулар (ок. 250 г. до н. э.) из Нандинатха-сампрадайи, автор книги Тирумантирам, которая является совершенным обобщением Вед и Агам. Учение Тирумулара — это полное согласие монизма и дуализма, которое, по заявлению философа и государственного деятеля д-ра С. Радхакришнана, лучше всего отражает философию Упанишад. После 700 г. н. э. развилось много других школ веданты, каждая из которых утверждала себя через письменные комментарии к главным Упанишадам, Бхагавад-гите и Брахма-сутрам. Брахма-сутры Бадараяны (ок. 400 г. до н. э.) — это самая ранняя систематизация веданты, но их крайне сжатые афоризмы трудно понять без комментариев. Во время "схоластической эры" (700— 1700 гг.) появились три основные вариации веданты: 1) адвайта-веданта, или чистый недуализм, представленный Шанкарой (788—820 гг.); 2) вишишта-адвайта-веданта, или ограниченный недуализм, наиболее полно выраженный Рамануджей (1017— 1137 гг.); и 3) двай-та-веданта, дуализм, которому учил Мадхва (1197— 1278 гг.).
Панентеизм прослеживается в тех ограниченно-недуалистических школах веданты, которые принимают конечную тождественность души и Бога. Примерами являются вишишта-адвайта Бхаскары (ок. 950 г.), шуддха-адвайта, или "чистый недуализм", Валлабхи (ок. 1475— 1530 гг.) и, в меньшей степени, вишишта-адвайта Рамануджи.
Мадхва, дуалист, относится к Брахману как к Личностному Богу. В его философии вселенная, души и Бог отдельны друг от друга и все реальны. Рамануджа, ограниченный недуалист, также относится к Брахману как к Личностному Богу. В его философии Бог не рассматривается отдельно от душ и мира, поскольку все вместе они образуют единое целое. Мир и души реальны как тело Бога, и индивидуальная душа чувствует себя частью Бога. Шанкара, строгий адвайтист, относится к Брахману как к Безличному Богу, Абсолюту. Шанкара не отрицает существования Личностного Бога (Ишвары), но объявляет Ишвару настолько же нереальным, насколько нереальны вселенная и индивидуальность души. Истина в том, что единственная реальность —это Абсолют, и человек ЕСТЬ этот Абсолют. Для Риши Тирумулара, панентеиста, существует вечное единство Бога и человека на уровне внутреннего бытия, но в процессе эволюции души между ними ощущается различие. В конце концов это различие растворяется в единстве. Таким образом, существует совершенно безначальное единство и временное различие, которое находит свое разрешение в совершенной финальной идентичности.
Другими важными школами веданты являются двайтадвайта, "дуальный недуализм", Нимбарки (ок. 1150 г.) и ачинтья-бхедабхеда, "невообразимое разли-чие-неразличие", Чайтаньи (1485—1534).
Веданта является одной из шести классических философий (шад-даршана) наряду с ньяей, вайшешикой, санкхьей, йогой и мимансой. Веданту также называют уттара-мимансой, "верхним или поздним исследованием", в отличие от пурва-мимансы, которая занимается исключительно ранними частями Веды. См.: адвайта-ишваравада, двайтадвайта, Мадхва, панентеизм, Рамануджа, Тирумантирам, Шанкара.
Веданта Дешикар (1268—1369). Тамильский ученый и поэт, основатель вишну-итской секты вадагалай, центр которой находится в Канчипураме.
Веданта-сутра. См.: Брахма-сутра.
ведачарья. "Знаток Вед". Почетный титул, присваиваемый обычно ученым брахманам (пандитам), теологам и другим знатокам санскрита и ведических писаний.
ведическо-агамический (ведийско-агамический). Опирающийся на авторитет и Вед, и Агам как двух типов шрути, священных богооткровенных писаний индуизма, представляющих собой два параллельных потока в единой традиции и истории. Различие между ведантой (ведической традицией) и сиддхантой (традицией Агам) традиционно описывается следующим образом. В то время как Веды описывают человека, взирающего на Бога, Агамы рисуют несколько иную картину, когда Бог Сам смотрит на человека, желая помочь ему. Примечателен тот факт, что Веды возвещены устами риши, а тексты Агам дарованы Богом или Богиней. См.: шрути.
вель (тамил.), шула (санскр.). "Копье". Символ божественной власти Господа Карт-тикейи как Владыки йоги и предводителя воинства дэвов.
ветти (тамил.). От санскритского вештана, "опоясывание". На хинди — дхоти. Длинный, некроеный кусок ткани, носимый наподобие юбки мужчинами на юге Индии и в Шри-Ланке. Существуют различные варианты ношения ветти.
вибхути. "Могущество; сила". Священный пепел, получаемый либо из просеянной золы (бхасмы), оставшейся после яджни, или агнихотры, либо приготовленный сжиганием высушенного коровьего помета с добавлением молока, меда, гхи и некоторых ароматических веществ с последующим освящением в ритуале пуджи. Символизирует чистоту и является одним из самых священных для всех шиваитов атрибутов служения Шиве. Шиваиты (а также шактисты и большинство смартистов) наносят священным пеплом на лоб три горизонтальные полосы — трипундру, шиваитскую тилаку. Вибхути также символизирует сиддхи, мистические силы, развивающиеся от практики йоги и аскетизма. Третья часть Йога-сутры Патанджали, описывающая сиддхи, носит название Вибхути-пада. Для ви-ра-шиваитов вибхути является одной из восьми аваран. См.: тилака, трипундра, ашта-аварана, вира-шиваизм.
виваха. "Бракосочетание". Одна из самскар. См.: самскара.
Вивека-мартанда. Философский трактат шиваитской школы сиддха-сиддханта, приписываемый Горакшанатхе (ок. 900 г.).
Вивекананда, Свами (1863—1902). Ученик Шри Рамакришны, всю жизнь движимый горячей любовью к индуизму и миссионерским пылом. Наиболее примечательным из его деяний было кругосветное путешествие, во время которого он давал блестящие лекции в Европе и Америке, породившие уважение к индуизму. В Индии он основал Миссию Рамакришны, которая сегодня имеет более 100 центров по всему миру и около 1000 санньясинов. Ему, наряду с Тагором, Ауробиндо, Радхакришнаном и др., принадлежит заслуга инициирования современного возрождения индуизма. См.: джняна-йога, Рамакришна.
Вивека-чудамани. "Драгоценность различения". Известное произведение Шанка-ры (788— 820) о духовной дисциплине и различении между реальным и нереальным как пути к Богу.
Вигхнешвара. "Владыка препятствий". Имя Господа Ганеши, указывающее на Его власть устранять и создавать препятствия, чтобы вести души по правильному пути. См.: Ганеша.
видехамукти. "Освобождение, достигаемое вне тела". Избавление от перерождений через нирвикальпа-самадхи, достигнутое в момент смерти. См.: дживанмук-ти, кайвалья, мокша, нирвикальпа-самадхи.
Виджаянагар(а). "Город победы". Название города и последней индуистской империи, центр которой был расположен на территории современного штата Карнатака. Ее влияние простиралось до Малайи и Индонезии. Расцвет империи приходится на промежуток с 1336 по 1565 гг., после чего она начинает приходить в упадок под ударами мусульманских завоевателей. Огромное значение Виджаяна-гара состоит в том, что это государство предотвратило окончательное завоевание и опустошение юга Индии мусульманами.
виджнянамайя-коша. "Слой сознания". Ментальный или интуитивно-сознательный слой души. См.: душа, коша, ментальное тело.
видья. "Знание". От корня вид, "знать", от которого также образовано слово Веда. Силаи способность понимать высшие истины, обретаемая через обучение и медитацию как милость Бога и гуру. Противостоит авидье, неведению. См.: авидья.
Винаяка. "Устранитель". Имя Господа Ганеши как устранителя препятствий (иногда с добавлением впереди слова вигхна, "препятствие"). См.: Ганеша.
Винаяка Ахаваль (тамил.). "Гимн Винаяке". Знаменитая тамильская поэма-гимн в честь Ганеши, написанная в VIII-ом веке женщиной-святой Аувайяр.
Винаяка Вратам. 21-дневный праздник в честь Господа Ганеши, начинающийся в день полнолуния в ноябре-декабре. Важный праздник в Тамилнаде и у тамильской диаспоры. В храмах Ганеши проводятся особые пуджи, и преданные приносят обеты (врата) — например, посещать ежедневную пуджу или поститься, принимая пищу только один раз в день. См.: Винаяка.
вира-шиваизм. Другое название — лингаята-шиваизм. Одна из шести основных школ шиваизма. Стала распространенной благодаря Басаванне (XII в.). Имеет около 10 млн. последователей, в основном в индийском штате Карнатака. См. Приложение 2.
висарджана. "Отбытие; отделение". Ритуальная церемония отсоединения энергии (прана-шакти) присутствия Божества от почитавшегося в пудже образа (мурти). Важный элемент агамического ритуала. См.: Ганеша Чатуртхи.
витала. Область гнева и ненависти. Вторая чакра ниже муладхары, связанная со вторым астральным нижним миром, известном как Авичи ("безрадостный"), или Витала. См.: чакра, пока, нарака.
вишваграса. "Полное поглощение вселенной". Конечное погружение души в Шиву как итог ее духовной эволюции. Это представляет собой высшее единение тела индивидуальной души с телом Шивы, Парамешвары, в Шивалоке, где душа и была изначально порождена. При этом четыре внешние оболочки души — анна-майя-коша, пранамайя-коша, маномайя-коша и виджнянамайя-коша — прекращают существовать, а анандамайя-коша, тело самой души, погружается в Изначальную Душу, т. е. Шиву. См.: атман, эволюция души, самадхи, душа.
вишишта-адвайта. "Ограниченный недуализм". Ведантическая философия, недуалистическая в том смысле, что, согласно ей, предельная истина или реальность одна и души фактически являются частью Бога. "Ограниченность" же ее — в том, что души понимаются как полностью единые с Богом, но не тождественные. Этот полный союз — не совсем то же самое, что адвайтическое полное растворение в Боге. См.: веданта, шива-адвайта.
Вишну. "Всепронизывающий". Всевышний Бог вишнуитской религии. Бог как личностный Господь и Создатель, вселюбящая Божественная Личность, которая периодически воплощается и проживает полностью человеческую жизнь для восстановления дхармы, когда это необходимо. В шиваизме Вишну является одним из аспектов Шивы (Хранителем). См.: вишнуизм.
вишнуизм, вайшнавизм (санскр. вайшнава-дхарма). Одна из четырех основных деноминаций индуизма, к которой принадлежит около половины из миллиарда индуистов. Вишнуиты почитают Господа Вишну как личностного Бога, Его инкарнации и их спутниц. Учение об аватарах, особенно важное для вишнуизма, утверждает, что Бог периодически рождается как человек для восстановления в мире дхармы. Разные писания насчитывают 10, 22, 34 или больше аватар Вишну. Особо чтимыми аватарами являются Рама и Кришна. Последней аватарой будет Калки, возвестник золотого века на земле. Вишнуизм ставит личностный аспект Бога выше безличного и считает бхакти (преданность Богу) истинным путем к спасению. Цель вишнуита — достижение мукти, определяемого как блаженная вечная близость души к Богу в Вайкунтхе, раю. Из вишнуитских писаний важнейшими являются Вайшнава-агамы, Бхагавад-гита и Бхагавата-пурана (Шримад-Бхагаватам). Из древнейших школ можно назвать секты паньчаратра и бхагава-та. Пять главных современных школ (основанных между 1000 и 1500 гг.) происходят от Рамануджи, Мадхвы, Нимбарки, Валлабхи и Чайтаньи. С философской точки зрения они занимают диапазон от чистого дуализма Мадхвы до возвышенного монистического видения Валлабхи.
вишуддха-чакра. "Крут чистоты". Пятая чакра. Центр божественной любви. См.: чакра.
внутреннее поклонение.Йога. Поклонение или контакт с Богом и богами больше через медитацию и созерцание, чем через внешний ритуал. Это путь йоги, предписанный чарья- и крия-падами. См.: йога, медитация, пада.
возлияние.Церемония жертвоприношения или предложения, выполняемая для Бога или гуру. См.: жертвоприношение, яджня.
врата: "Обет". Обещание, обязательство, часто — религиозного содержания: выполнять определенные практики (например, покаяние, пост, раздачу милостыни, повторение особых мантр, пуджу, хому или медитацию) на протяжении некоторого периода времени, пожизненно или по случаю праздника. Враты варьируют от простейших обещаний бытового характера до неотменимых клятв перед Богом, богами, гуру и общиной и имеют целью получение благословения или сиддхи. См.: санньяса-дикша, Винаяка-вратам.
вритти. "Водоворот". В йогической психологии — название колебаний сознания, волн ментальных действий (читта-вритти) мышления и восприятия. У Патан-джали в Йога-сутрах (1.2) сказано: "Йога есть ограничение (ниродха) ментальной деятельности (читта-вритти)". В обычном употреблении вритти означает: 1) ход действия, способ жизни; поведение; способ делать что-то; 2) модус бытия, природа, тип, характер. См.: раджа-йога.
Высшее "Я". См.: Самость.
Вьягхрапада (ок. 200 г. до н. э.). "Тигровая лапа". ИзвестныйсыМхаиз Нандинатха-сампрадайи, ученик Махарши Нандинатхи и соученик риши Тирумулара и Патан-джали. Совершил паломничество из Кашмира на юг и основал в Тамилнаде храм Шивы Чидамбарам. См.: Кайласа-парампара.
Вьякарана-веданга. Вспомогательные ведические тексты по санскритской грамматике, одному из четырех искусств, необходимых для овладения Ведами и риту-алами-яджня. Вьякарана буквально означает "разделение" или "разъяснение". Наиболее известный из вьякаранических трудов — Аштадхьяйи Панини (ок. 400 г. до н. э.) из 4000 сутр. В нем устанавливаются лингвистические стандарты классического санскрита. См.: Веданга.
Г
Гаятри. 1) Стихотворная форма, древний метр из 24 слогов, обычно группирующихся трижды по восемь слогов. От гайя, "песня". 2) Ведическая Гаятри-ман-тра, персонифицируемая как Богиня, мать четырех Вед.
Гаятри-мантра. 1) Известная ведическая мантра, используемая в пудже и для личного воспевания: Ом (бхур бхувах свах) татсавитур вареньям / бхарго дэвасья дхимахи / дхийо йо нах прачодаят ("[О божественные существа всех трех миров,] мы медитируем на величественном сиянии божественного Животворителя. Да просветит Он наши умы." — Ригведа, 3.62.10). Этот священный стих также называется Савитри-мантрой, поскольку он адресован Савитри, Солнцу как Создателю, и считается универсальной мистической формулой, настолько важной, что еще одно название этой мантры — Ведаматри, "Мать Вед". 2) Любая из класса специальных тантрических мантр-гаятри. Каждая посвящается конкретному божеству. Гаятри-мантра Шивы, например, звучит так: Трьямбакам яджамахе сугандхим пуштивардханам / урварукамива бандханан мритйормукшийя мамритат ("Мы преклоняемся перед благоуханным Трехглазым, несущим благо. Да освободимся мы от оков смерти, как огурец от своего стебля, ради бессмертия".). Это известный стих из Яджурведы (из раздела Рудранамака, или Шри-Руд-рам), считающийся важнейшей мантрой поклонения Шиве и использующийся во всех шиваитских ритуалах.
гана. "Множество, войско; большой отряд последователей или слуг" (обычно употребляется во множ. числе). Войско полубогов, слуг Господа Шивы, под надзором Господа Ганеши. См.: Ганапати, Ганеша.
Ганапати. "Предводитель ганов". Одно из имен Ганеши. См.: гана.
Ганапати-упанишад. Поздняя Упанишада, посвященная Господу Ганеше и не связанная ни с какой Ведой. Время составления неизвестно. Главное писание гана-патьев, малой индуистской секты, которая почитает Ганешу как Всевышнего Бога и наиболее распространена в индийском штате Махараштра.
ганачара. "Путь общности". Приверженность общине преданных. Один из пяти важнейших этических принципов вира-шиваизма. Также имя известного вира-шиваитского святого. См.: паньча-ачара, вира-шиваизм.
Ганг(а). Самая священная из индийских рек общей протяженностью 1557 миль, берущая исток в Гималаях чуть выше Хардвара, где она известна как Бхагиратха, и затем сливающаяся с подземной Сарасвати в районе Алаканады (с этого места она уже называется Гангой (в европейских языках — Ганг). Далее река течет на юго-восток, пересекая густонаселенную Гангскую равнину, сливаясь со своей сестрой Ямуной (Джамной) в Праяге (Аллахабаде) и впадая, наконец, в Бенгальский залив.
Ганди, Мохандас Карамчанд ("Махатма") (1869—1948). Индийский националист и индуистский политический активист, разработавший стратегию ненасильственного неподчинения, вынудившую христианскую Великобританию дать Индии независимость в 1947 г.
Гандхарваведа. "Наука музыки". Класс древних текстов по музыке, пению и танцам. Упаведа Самаведы. См.: Упаведа.
Ганеша. "Господь суждений", от ган, "считать, вычислять, думать", и Иша, Господь. Альтернативный перевод: "Владыка свиты (гана)", то же, что Ганапати. Он также — Господь препятствий (Вигхнешвара). Ганеша —махадэва, слоноликое божество, любимое и почитаемое индуистами всех сект за Его великую мудрость, к которому обращаются перед любым начинанием, поскольку Он знает все подробности кармы каждой души и совершенный путь дхармы, который делает действие успешным. Он восседает в муладхара-чакре и легко доступен. Господа Ганешу иногда отождествляют с ведическим богом Брихаспати ("Господом молитвы"). См.: гана, Ганапати, Махадэва.
Ганеша Висарджана. "Отбытие Ганеши". Шествие, обычно происходящее на 11-й день праздника Ганеша-чатуртхи. В ходе шествия изготовленные специально для этого случая мурти Ганеши церемонно погружают в водоем и оставляют там для растворения. Это символизирует растворение Ганеши в океане сознания.
Ганеша Чатуртхи. День рождения Господа Ганеши, десятидневный праздник в августе-сентябре, кульминацией которого является зрелищное шествие, Ганеша Висарджана. Это время, когда все индуисты радуются и поклоняются вместе.
гарбхадхана. "Помещение зародыша". Одна из 10 важнейших самскар. Таинство освящения зачатия. См.: самскара.
гарбхагриха. "Внутреннее помещение". Святое святых индуистского агамического храма, где устанавливается важнейшая святыня (мурти или Шивалингам). Обычно это небольшое пещерообразное помещение без окон с единственным входом, куда могут входить лишь священнослужители. См.: храм.
Гаргья. Один из известных учеников садгуру Лакулиши. См.: Лакулиша.
Гаутама. 1) Основатель индуистской философской школы ньяя, автор Ньяя-сутр. 2) Будда (Сиддхартха Гаутама). См.: Будда, буддизм, шад-даршана.
Гималайская Академия (англ. Himalayan Academy). Просветительская и издательская организация Церкви шайва-сиддханты, основанная Садгуру Шивайей Суб-рамуниясвами в 1957 г. Цель "Академии" — служение индуизму во всем мире и распространение учений Санатана Дхармы посредством учебно-исследовательских программ, издания книг и других публикаций, в том числе ежемесячной газеты "Хиндуизм тудэй". См.: Субрамуниясвами, Хиндуизм тудэй.
го. Корова. Почитается индуистами как священное животное и как "одна из матерей человека". Также рассматривается как одно из проявлений Богини-Матери в аспекте богини земли.
гоминиды. От латинских слов hominis, "человек", и eidos, "вид". Биологическое семейство отряда приматов, включающее как ископаемого человека (питекантропа, синантропа и неандертальца), так и современных людей.
гопура(м).Башня при входе в южноиндийский храм, нередко весьма высокая и обильно украшенная статуями и орнаментом. См.: храм.
Горакшанатха (ок. 950 г.). Великий мастер сиддха-йоги из Аданатха-сампрадайи. Самый выдающийся гуру сиддха-сиддхантистского шиваизма. Путешествовал и провозглашал величие Шивы по всей северной Индии и в Непале, где его и его гуру, Матсьендранатху, до сих пор чтят. См.: сиддха-сиддханта, хатха-йога.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|