Сделай Сам Свою Работу на 5

Гурудэва Шивайя Субрамуниясвами 5 глава





Горакшанатха-шиваизм. См.: сиддха-сиддханта.

Горакшапантха. "Путь Горакшанатхи". См.: сиддха-сиддханта.

Горакшашатака. Текст, принадлежащий Горакшанатхе. Как и Сиддха-сиддханта-прадипика, превозносит путь "йоги Шивы", т. е. хатха-кундалини-йоги, придаю­щей особое значение контролю над телом и умом, пробуждению высших чакр и системы "нервов"- нади и. ставящей целью реализацию Абсолюта и утвержден -ность в сахасрара-чакре в совершенной тождественности с Шивой. См.: Горакша­натха, сиддха-сиддханта.

готра."Коровник". Семейно-клановая линия, или субкаста, происходящая от ка­кого-либо риши или садгуру и носящая его имя. Первоначально это слово означа­ло несколько семей, пользующихся одним коровником. См.: каста, джати, вар-на-дхарма.

грантха."Узел". Общепринятое в индуизме название для старинных книг (особен­но манускриптов, написанных на пальмовых листьях), листы которых были скре­плены особыми узлами и стержнями. К священным книгам индуисты всегда от­носятся с особым почтением, никогда не кладут их на пол, делая иногда даже предметом религиозного почитания в ходе пуджи. Грантха означает также один из древних видов письменности, распространенных в южной Индии. См.: олай, шастра.



грех.Намеренное нарушение божественного закона. Индуизм рассматривает грех не как преступление против Бога, но как акт, направленный против дхармы (мо­рального порядка) и собственного "Я" того, кто грешит. Для молодых душ естес­твенно совершать неправильные действия, поскольку они живут во тьме неве­дения (авидьи). Грех — это адхармический способ действия, который автомати­чески влечет за собой негативные последствия. Термин грех, как и его санскрит­ские соответствия, несет в себе два оттенка смысла: 1) неправильное действие, 2) негативные последствия неправильного действия. В санскрите неправильное дей­ствие обозначается несколькими терминами, в частности патака (от пат, "па­дать"), папа, энас, килбиша, адхарма, анрита и рина ("нарушать" в смысле "избе­гать"). Последствия греха называются папа и иногда рассматриваются как вязкая астральная субстанция, которая может быть растворена при помощи покаяния (праяшчитта), аскезы (тапас) и благих деяний (сукритья). Эту астральную суб­станцию можно физически увидеть во внутренней, подсознательной ауре ин­дивидуума. Примечательно, что папа накапливается в ауре и при ненамеренных, совершенных по незнанию нарушениях дхармы, которые называются апарадха (ошибка, вина).



грех изначальный (первородный):доктрина авраамических религий (иудаизм, хри­стианство, ислам), согласно которой каждая душа рождается во грехе в результате непослушания Адама Богу в Эдемском саду. Иногда проводится ошибочная ана­логия с шайва-сиддхантистским понятием трех мал, особенно с анавой. См.: паша.

грех смертный:согласно некоторым теологиям, бывают настолько ужасные грехи, что их искупить невозможно, и в этом случает душа бывает обречена вечно стра­дать в аду. В индуизме понятия изначального и смертного греха отсутствуют. См.: аура, зло, карма, папа.

грихастха."Домохозяин; домовладелец". Мирянин, обладающий семьей и личной собственностью (в форме недвижимости). См.: грихастха-ашрама, ашрама-дхар-ма.

грихастха-ашрама."Стадия жизни в качестве домохозяина". См.: ашрама-дхарма.

грихастха-дхарма."Закон домохозяина". Обязанности и предписания, регулирую­щие семейную жизнь индуиста-мирянина. Образ жизни грихастхи начинается сразу же после периода брахмачарьи. Дхармашастры и Грихья-сутры описывают подробно основные правила жизни грихастхов. Сама жизнь рассматривается в индуизме как джива-яджня, "самопожертвование", как один из способов слу­жению Богу. Домохозяин стремится осуществить в своей жизни четыре пуру-шартхи, "цели человеческого существования" : праведность (дхарму), благопо­лучие (артху), наслаждение (каму) и духовное освобождение (мокшу). Забота о себе и о своей семье — центральная, но не единственная обязанность грихастхи.



Грихастхи должны поддерживать устои религии, сооружать храмы, монастыри и другие религиозные учреждения, поддерживать монашествующих аскетов и сле­довать наставлениям учителей. Они должны почитать старших и практиковать благотворительность по отношению к бедным и бездомным. Разумеется, обязан­ности мужа и жены различаются. Тирукурал описывает в качестве ежедневных обязанностей домохозяина служение Богу, предкам, гостям, детям и самому себе. Дхармашастры упоминают еще ежедневные жертвоприношения риши, предкам, богам, людям и низшим созданиям. См.: грихастха, брихат-кутумба, яджня.

грихешвара игрихини.От гриха, "дом". Хозяин и хозяйка дома.

Грихья-сутры (-шастры)."Правила для домохозяина". Важный раздел классичес­кой литературы смрити, посвященный правилам и обычаям домашней жизни, включая переходные ритуалы и другие домашние церемонии, которых придер­живаются и сегодня очень многие. Являются частью Кальпа-сутр, или Кальпа-ве-данги, в которую также входят Шраута- и Шульба-шастры, посвященные пу­бличным ведическим ритуалам, и Дхарма-шастры (или -сутры), посвященные домашнему и общественному праву. Наиболее известными из Грихья-сутр явля­ются Ашвалаяна-грихья-сутры Ригведы, Гобхила-сутры Самаведы и Параскара- и Баудхаяна-сутры Яджурведы. См.: Кальпа-веданга, Веданга.

Гуджарат.Штат на западе Индии. Столица — Ахмадабад, население —40 млн. чел., площадь — 75,670 кв. миль.

гуна."Качество". Гуны являются составляющими принципами пракрити, первич­ной природы. Гун всего три: 1) саттва: "чистота", качество покоя, прозрачности, всепроницающее и отражающее свет Чистого Сознания.; 2) раджас: "страсть", присущая энергии, движению, действию, эмоциям, жизни.; 3) тамас: "тьма", инерция, плотность, сила сжатия, сопротивления и распада. Гуны — неотъемле­мая часть индуистского мышления, особенно важная в аюрведе и искусствах. Все вещи и личности суть комбинации этих качеств природы.

гуркха.Народность в Непале. Славятся как искусные воины.

гуру."Весомый", т. е. имеющий великое знание и мастерство. Учитель или настав­ник в любой дисциплине: музыке, танце, скульптуре, но особенно в религии. Для ясности этот термин часто имеет качественную приставку, например кулагуру (семейный учитель), винагуру (учитель игры на вине, струнном инструменте) или садгуру (духовный наставник). Согласно Адваятарака-упанишад (14-18), гуру оз­начает "рассеивающий (гу) тьму (ру)".См.: садгуру.

гуру-бхакти.Преданность учителю. Ученик должен видеть в гуру свое собственное высшее "Я". Привлекаясь внутренней святостью и мудростью учителя, ученик постепенно развивается до того уровня душевного покоя и просветленности, на котором находится его учитель. Преданность гуру проявляется через послушание, медитацию на его образ или стопы, а также через следование его указаниям. См.: гуру, садгуру, Куларнава-тантра, гуру-шишья система.

Гуру-гита."Песнь о гуру". Популярный отрывок (352 стиха) из Сканда-пураны, в котором Господь Шива рассказывает Парвати об отношениях гуру иученика. См.: гуру.

Гуру-джаянти.День рождения наставника, ежегодно отмечаемый преданными. В ходе праздника обычно выполняется падапуджа, ритуальное омовение его ног. Если гуру не присутствует физически, пуджа выполняется перед его "святыми сандалиями" (шри падука), которые представляют гуру и содержат его вибрации.

Гурудэва."Божественный учитель". Почтительный титул садгуру и гуру. См.: садгуру, гуру.

гурукула. Буквально "семейство гуру". Учебный центр, где обучаются (и часто жи­вут) мальчики-брахмачарины под непосредственным руководством гуру. См.: гу­ру, брахмачари(н).

гуру-парампара. "Преемственность учителей". Линия мистических знаний, опыта и духовной силы (шактипата), идущая от учителя к учителю и передаваемая в ходе посвящения. См.: сампрадайя.

Гуру Пурнима. День июльского полнолуния, в который индуисты заново посвяща­ют себя тому, что представляет для них их гуру.

гуру-шишья система. Важная образовательная система индуизма, в которой учи­тель (гуру) передает свои знания и традиции ученику (шишье). Знание, будь то ведическо-агамическое искусство, архитектура или духовность, передается пос­редством развивающих отношений между гуру и учеником. Основной принцип этой системы — в том, что знание, особенно тонкое или возвышенное знание, лучше всего передается при крепких человеческих отношениях, основанных на идеалах уважения, усердия, преданности и послушания со стороны ученика. При персональном постепенном обучении ученик может овладеть всем тем знанием, которое воплощается в гуру. См.: гуру, гуру-бхакти, садгуру.

Гуха. "Внутренний". Эпитет Карттикейи. От гуха, "пещера". См.: Карттикейя.

Гухаваси Сиддха (ок. 675 г.). Гуру изЦентральной Индии, которому приписывается заслуга утверждения шайва-сиддханты в этом регионе на полностью санскрит­ской основе. Гухаваси буквально означает "обитатель пещер"; это также одно из имен Господа Шивы.

Гухешвара. "Повелитель пещер; Владыка тайных мест". Одно из имен Бога Шивы, имеющее эзотерическое значение: "Пребывающий в тайнике сердца всех су­ществ".

гханта. Колокольчик. Важная принадлежность в индуистском богослужении (пу-дже). Звон колокольчика отпугивает асуров и привлекает дэвов. См.: пуджа.

Гхеранда-самхита. Вишнуитское руководство по хатха-йоге (ок. 1675 г.), автори­тетное и сегодня. Представлено как диалог мудреца Гхеранды с учеником. См.: хатха-йога.

гхи (хинди). На санскрите — гхрита. Очищенное топленое масло. Используется для жертвенного возлияния в священный огонь во время яджни и для храмовых лампад. Широко применяется также в индийской кухне и в аюрведе. См.: яджня.

 

Д

дайя. "Сострадание". Одна из добродетелей. См.: яма-нияма.

Дакшинамурти. "Форма, смотрящая на юг". Господь Шива, изображаемый сидя­щим под деревом пиппала и в молчании обучающим четырех риши у Его ног.

дампати. "Хозяин дома". Домохозяин, мирянин-грихастха. См.: грихастха, гри-хастха-дхарма.

дана. "Давание". Жертвование на святые дела и раздача милостыни. Одна из добро­детелей. См.: яма-нияма.

данда. "Посох, подпорка". Посох садху или санньясина, представляющий тапас, который он принял в качестве единственной поддержки, а также оживление су-шумны и последующую Реализацию, которой он ищет. См.: садху, санньясин.

дао (кит.). "Путь; бытие; закон; реальность". Естественный, непостижимый и неиз­менный принцип всех изменений, в гармонии с которым человеку необходимо

пребывать. Центральное понятие даосизма, близкое индуистскому понятию ри-та-дхармы. См.: дхарма.

Дарвина теория. Теория биологической эволюции, разработанная Чарльзом Дар-вином (1809—1882), согласно которой растительные и животные виды развились от более ранних форм жизни благодаря естественному отбору и наследственному закреплению постоянно эволюционирующих видовых признаков, что делает жи­вые организмы более приспособляемыми к меняющимся условиям среды и спо­собствует их выживанию. Не следует путать дарвиновскую теорию эволюции с учением об эволюции души. См.: эволюция души, нечеловеческое рождение.

даршана. 1) "Видение, взгляд". Видение Божественного. Удерживание внутреннего или внешнего зрения на храмовом образе, святой личности или святом месте с интенсивным стремлением установить контакт и получить милость и благосло­вение. Даже созерцание фотографии в должном состоянии духа может быть фор­мой даршаны. Преданный стремится не только увидеть Божественное, но также и быть увиденным, покорно встать под просветленным святым взглядом — хотя бы на миг, как, например, в переполненном храме, когда тысячи поклоняющихся быстро проходят перед образом Господа на алтаре. Глаза — это мистическое мес­то, через которое происходит обмен энергией. Говорится, что боги и гуру "дают" даршану, а преданные ее "получают". Этот прямой и личный двусторонний кон­такт является очень важным и желанным опытом в индуистской религии. 2) 'Точка зрения". Учение, философия, философская школа. См.: шад-даршана.

даса-марга. "Путь слуги". См.: пада.

даурманасья. Страдания, сомнения, печали и депрессия, терзающие ум.

дашама-бхага-врата. "Обет десятой части". Религиозный обет регулярного ежеме­сячного жертования десятины (десятой части всех доходов) на святые дела — на нужды храма, монастыря или общины. Обет может быть дан пожизненно или только на определенный срок жизни ради снискания благословения учителей, священников и милости Бога и богов. См.: дашамамша.

дашамамша. "Десятая часть; десятина". Традиционная индуистская практика жер­твования одной десятой части доходов религиозным институтам (храмам, монас­тырям, общинам и т. п.). В древние времена была известна в Тамилнаде как ма-кимай. См.: дашама-бхага-врата, пурушартха, жертвование.

дашанами. "Десять имен". Десять монашеских орденов, организованных Ади Шан-карой (ок. 800 г.): Аранья, Вана, Гири, Парвата, Сагара, Тиртха, Ашрама, Бхарати, Пури и Сарасвати. Каждый из санньясинов носит имя своего ордена, причем к религиозному имени часто добавляется "ананда". Например, Рамананда Тиртха (личное религиозное имя Рамананда + орденское имя Тиртха). Традиция связы­вает каждый из орденов с одним из главных шанкарачарья-питхов. См.: Смарта-сампрадайя.

Даянанда Сарасвати, Свами (1824—1883). Основатель индуистского реформатор­ского движения "Арья Самадж" (1875), ратовавшего за возвращение к ценностям и практикам Вед. Автор труда Сатья-пракаш ("Прояснение Истины").

двайта-веданта. "Дуалистическая веданта". Ведантистская школа, основанная средневековым индуистским теологом Мадхвой. См.: двойственность, плюра­лизм, плюралистический реализм, анекавада, двайта-адвайта, Мадхва.

двайта-адвайта. "Дуально-недуальный; двойственность и недвойственость". Тер­мины двайта и адвайта определяют два конца широкого спектра индуистских философий. Двайта: учение дуализма, согласно которому реальность состоит из двух элементарных принципов, сущностей, субстанций. Бог и душа, например, видятся как вечно разделенные. Плюрализм: форма дуализма, которая предпола­гает три или больше вечно разделенных реальностей, например Бог, души и мир. Адвайта: учение недуализма или монизма. Реальность имеет только одну субс­танцию, Бога, без независимых частей. Монистический теизм (двайта-адвайта или адвайта-ишваравада): биполярное мировоззрение, охватывающее как мо­низм, так и дуализм. См.: анекавада, монистический теизм, плюралистический реализм.

двайта-сиддханта. Школы шайва-сиддханты, которые постулируют Бога, душу и мир как три вечно различные и отдельные реальности.

дверь Брахмана (санскр. Брахмарандхра). Другое название — нирвана-чакра. От­верстие в макушке головы, устье сушумна-нади, через которое кундалини входит в конечную Самореализацию, а дух покидает тело при смерти. Только подлинно чистый дух покидает тело таким способом. См.: джняна, кундалини.

двойственность (санскр. двайта). Синонимы —дуализм, дуальность. Поверхнос­тное восприятие мира, когда все его составляющие кажутся отдельными и проти­воположными вещами и явлениями. Состояние двойственности сознания харак­терно для непросветленного индивидуума. Ряд философских и религиозных уче­ний привносят двойственный взгляд на реальность в сферу духовного знания и практики и учат о Боге, мире и душах как об отдельных реальностях. См.: двайта-веданта, плюрализм, двайта-адвайта.

деизм. Любое учение о существовании Бога, основанное на чисто рациональных, логических предпосылках. В XVII—XVIII вв. такой религии следовали многие, в том числе отцы-основатели Соединенных Штатов Бенджамин Франклин и Томас Джефферсон. Согласно деистическим учениям, Бог создал мир и его естественные законы, но не участвует в его функционировании.

деноминация (лат.). Конкретная религиозная организация, церковь или общество с собственными вероучением и практикой.

деха. "Тело". От корня дех, "меняться, подвергаться изменениям, быть пластич­ным". Термин, используемый Упанишадами, трактатами по йоге и аюрведе, а так­же Агамами, Тирумантирам и другими писаниями, согласно которым существу­ют три тела: грубое, или физическое (стхула), астральное, или тонкое (сукшма), и причинное (карана). Синоним — шарира. См.: шарира.

Джабала-упанишад. Относится к Атхарваведе. Краткое писание, посвященное ду­ховному постижению, достигаемому в состоянии отречения, санньясы. См.: Упа-нишад.

Джагадачарья. "Мировой учитель". Титул, присвоенный в 1986 г. Всемирным Ре­лигиозным Парламен

том в Нью-Дели пяти мировым духовным лидерам, наибо­лее активным в распространении индуизма за пределами Индии. Ими стали: Сва-ми Чинмайянанда (Миссия Чинмайи, Индия), Садгуру Шивайя Субрамуниясва-ми (Церковь шайва-сиддханты и Гималайская Академия, США), Йогирадж Ам-рит Десаи (Центр Йоги Крипалу, США), Пандит Тедж Рамджи Шарма (Непали Баба, Непал) и Свами Джагпурнадас Махарадж (Маврикий).

Джаймини. Основатель миманса-даршаны. См.: шад-даршана.

Джайминийя-брахмана-упанишад(а). Философская беседа из Самаведы, посвя­щенная смерти, переходу в другие миры и реинкарнации. См.: Упанишад.

джайнизм. Древняя неведическая религия Индии, ставшая известной благодаря учению Махавиры, "великого героя" (ок. 500 г. до н. э.). Джайнские Агамы учат почтению ко всякой жизни, вегетарианству и строгому отречению для аскетов. Джайны придают огромное значение тому факту, что все души могут достичь

освобождения, каждая своими усилиями. Они поклоняются своим историческим святым, тиртханкарам ("перешедшим через брод"), из которых Махавира был 24-м и последним. Сегодня джайнов около шести миллионов, преимущественно в Индии.

джаналока. "Мир созданий, или освобожденных смертных". Третий высший из семи высших миров, которому в тонком теле соответствует вишуддха-чакра. См.: лока, чакра.

джангама. "Движущийся; странник". Эпитет санньясина, используемый вира-ши­ваитами. Некогда обозначал бездомных странствующих аскетов, садху, "не несу­щих груза", т. е. не обладавших какой-либо собственностью. Сейчас так называют представителей вира-шиваитских монашеских орденов, которые для вирашай-вов-лингаятов (а также близкородственных им школ и сект) являются духов­ными учителями и священниками, заменяющими брахманов. В учении вирашай-вов джангама — также одна из ашта-аваран. См.: ашта-аварана, вира-шиваизм (вирашайвизм).

джапа. "Рецитация, непрерывное повторение". Практика сосредоточенного повто­рения мантры, часто с подсчетом повторений на четках (санскр. мала).Может выполняться безмолвно или вслух. Иногда джапу называют мантра-йогой. Одна из основных садхан в духовной практике индуизма. Рекомендуется как средство от гордости и высокомерия, гнева и зависти, страха и беспокойства. Гармонизи­рует доши и успокаивает вритти. Наполняя ум божественными слогами, про­буждая духовные энергии в физическом теле, джапа приносит амриту (энергию бессмертия). Для шиваитов самой ценной мантрой для джапы является «Номах Шивайя» в ее различных формах. Мантра «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе» — одна из самых популярных вишнуитских мантр для джапы.

джапамала. Четки. Принадлежность для практики джапы. Четки индуистов всех деноминаций состоят из

108 (или кратного ста восьми числа) бусин, сделанных из священных пород дерева, из зерен, кости или драгоценных камней. Шиваиты и шактисты, как правило, используют четки из зерен рудракши. См.: рудракша, джа­па.

джатакарма. Таинство благословления новорожденного. Одна из десяти важней­ших индуистских самскар. См.: самскара.

джати. "Род; рождение". Сословие, гильдия, община или наследственная каста. См.: варна-дхарма.

джаянти. "Рождение; рождество". День рождения или явления божества, святого или гуру. См.: гуру-джаянти.

джива. "Живое, существующее". От джив, "жить". Индивидуальная душа, атман, в ее воплощенном состоянии, связанная тремя малами (анавой, кармой и майей). См.: атман.

дживанмукта. "Освобожденная душа". Существо, достигшее нирвикальпа-самадхи и освободившееся от перерождений, еще живя в человеческом теле (в отличие от видехамукты, освободившегося в момент смерти). Живя в физическом теле, джи­ванмукта обладает способностью входить в нирвикальпа-самадхи снова и снова. Такое существо оказывает огромную пользу окружающим людям, просто будучи тем, кто он есть.

дживанмукти. "Прижизненное освобождение". Состояние дживанмукты. Проти­воположность видехамукти, освобождения после смерти тела. См.: дживанмукта, смерть, мокша, реинкарнация, видехамукти.

дживаяджня. "Самопожертвование; самоотдача". Посвящение Богу себя самого и всей своей жизни. См.: яджня.

джйотиша. "Наука о светилах". От джйопги, "свет". Индуистская астрология, тео­рия и практика анализа событий и обстоятельств, определяющих характер и кри­тические моменты в соответствии с положением и движением небесных тел. При расчете гороскопов джйотиша использует сидерическуюсистему (с фиксирован­ными звездами), в то время как западная астрология — тропическийметод (с фиксированными датами).

Джйотиша-веданга. Древние тексты по астрономии и астрологии, дающие пони­мание космоса и используемые для правильного определения времени прове­дения ведических ритуалов. См.: джйотиша, Веданга.

джйотиша-шастри. Традиционный индуистский астролог, знающий науку джйо-тиши (Джйотирведу).

См.: джйотиша.

джняна. "Знание, мудрость". Зрелое состояние души. Мудрость как последствие прорыва кундалини через дверь Брахмана к реализации Парашивы, Абсолютной Реальности. Джняна есть пробужденное, сверхсознательное состояние (карана-читта), функционирующее внутри обычного восприятия мира, каждодневных жизненных ситуаций. В духовной системе шайва-сиддханты джняна — это плод последовательных стадий развития (чарья, крия и йога]. Совершенно неправиль­но понимать джняну как книжное знание или простое усвоение сложных фило­софских систем.

Джнянадэва (1275—1296). Вишнуитский святой, обучавшийся у натхов, основа­тель вшпнуитской школы варкари ("паломников"). Автор популярного в Маха­раштре комментария к Бхагавад-гите на местном языке, Джнянешвари.

джняна-йога. "Йога знания". 1) Общее обозначение эзотерических духовных прак­тик полностью просветленного существа (джняни). 2) По классификации Свами Вивекананды — поиск познания через интеллектуальное изучение религии, один из четырех альтернативных путей к истине наряду с бхакти-, карма- и раджа-йогой.

Джнянамрита. Поэтический трактат Горакшанатхи об обязанностях йога. См.: Го-ракшанатха.

джняна-пада. "Ступень знания". Согласно традиции, идущей от риши шайва-сид­дханты, джняна — последняя из четырех последовательных стадий духовного опыта, а именно, чарьи, крии, йогииджняны. Это кульминация йога-пады, третьей стадии духовного освобождения. Джняна-падой именуется также один из разде­лов каждой Агамы, посвященный вопросам джняны. См.: джняна, пада, Агама.

джняна-шакти. "Сила знания". Одна из трех изначальных сил, присущих Шиве, наряду с иччха-шакти (силой воли) и крия-шакти (силой деятельности). Так же иногда называют священное копье (вель) Господа Карттикейи. См.: шакти, три-шула, Карттикейя, вель.

Джнянешвари. Главный из религиозных трактатов на языке маратхи. Написан свя­тым натхом Джнянешваром (Джнянадэвой) в 1290 г. и представляет собой ком­ментарий к каждому стиху Бхагавад-гиты.

джняни(н). "Знающий; мудрец; познавший". Тот, кто обладает джняной, духовным знанием. См.: дживанмукта, джняна.

дикша. "Посвящение; инициация". Таинство или процесс, посредством которого кто-либо вступает в новый этап духовного познания, развития и практики благо­даря передаче особого благословения и духовной энергии от учителя, гуру. Пре­дусматривает вступление в сообщество посвященных какой-либо одной сампрадайи и парампары, а также личную связь с духовным учителем. Для этого совер­шается особая церемония посвящения (дикша-самскара, или просто дикша), обычно включающая огненное жертвоприношение Богу, богам и учителям кон­кретной парампары для установления устойчивой духовной связи с ними, а также некоторые другие сопутствующие обряды. Но главным все же является именно передача духовной энергии непосредственно от учителя к ученику, известная как шактипат(а), "нисхождение силы", когда через учителя ученику дается свыше невидимая, почти неощутимая духовная энергия, способствующая мгновенному или постепенному пробуждению и подъему кундалини. Эта благодатная энергия может быть передана касанием, словом, взглядом, мыслью или ориентацией во­ли. Другим ключевым моментом дикши является сообщение какой-либо особой мантры, например пятислоговой мантры Шивы. С момента посвящения ученик обретает право на выполнение садханы и на приобщение к духовному наследию той или иной сампрадайи. Большинство индуистских школ, особенно шиваизм, подчеркивают, что просветления можно достичь, только получив предваритель­но посвящение от садгуру. Посвящения бывают различных типов. Основные ши-ваитско-агамические виды дикши: самайя, вишеша, нирвана и абхишека. См.: сад-гуру, шактипат(а), кундалини, парампара, сампрадайя.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.