Сделай Сам Свою Работу на 5

Гурудэва Шивайя Субрамуниясвами 11 глава





падартха. "Составная часть". Первичные категории или фундаментальные эле­менты бытия, различным образом определяемые каждой из философских школ. Например, в санкхья-даршане падартхами являются пуруша (дух) и пракрити (материя). В адвайта-веданте это чит (дух) и ачит (не-дух), которые с абсолют­ной точки зрения являются Единой падартхой, Брахманом. В традициях шактов и шайвов падартхами являются Пати (Бог), пашу (душа) и паша (мир, или узы).

паддхати. "След, колея; руководство". Название класса описательных книг, напри­мер Сиддха-сиддханта-паддхати Горакшанатхи. Есть много паддхати, являю­щихся руководствами по храмовым ритуалам, паддхати для Вед и для Агам.

падма. "Цветок лотоса", Nelumbo nucifera. Поскольку лотос растет из донной грязи и поднимается над водой в совершенной чистоте и славе, он широко используется в качестве символа духовного развития (от низшего — к высшему, от нечистого — к чистому). Кроме того, чакры обычно изображаются в виде цветов лотоса с разным числом лепестков.

Падма-пурана. Одна из шести главных Вишну-пуран.

падука. "Сандалии". Шри-падука — это сандалии духовного наставника, тради­ционный иконографический образ гуру, который представляет его святые стопы и которому поклоняются как источнику милости. Падука — это также одна из восьми вира-шиваитских опор веры (аштаварана) — практика питья воды после церемониального обмывания Шивалинги или стоп гуру. См.: гуру-бхакти, пада­пуджа, прасада, садгуру.



Пайнгала-упанишад. Относится к Шукла-Яджурведе. Диалог из 12 стихов между мудрецом Яджнявалкьей и его учеником Пайнгалой на разные темы, включая освобождение и пять оболочек человека.

пали. Один из среднеиндийских языков (пракритов), ставший священным языком южных буддистов; на нем писались сочинения (в том числе вошедшие в состав канона писаний южных буддистов) в Шри-Ланке и смежных с ней областях Ин­дии.

паломничество (санскр. тиртхаятра). Путешествие к святому храму, ближнему или далекому, выполняемое всеми индуистами хотя бы один раз в год. См.: тир­тхаятра.

пандит. Индуистский ученый или богослов, человек, хорошо знающий филосо­фию, литургию, религиозный закон и сакральную науку.



панентеизм. "Учение о всем в Боге". Философия, понимающая вселенную как часть бытия Бога, в отличие от пантеизма (учения "все-есть-Бог"), отождествля­ющего Бога с тотальной реальностью. Панентеизм утверждает, что Бог проницает мир, но также находится вне его. Бог имманентен и трансцендентен, относителен и абсолютен. Для панентеиста Бог во всем и все в Боге. Панентеизм — это то же, что монистический теизм.

пантеизм. "Учение о том, что Бог есть все". Общий термин для разнообразных философских позиций, с которых Бог и мир видятся идентичными. Для пан­теиста Бог не является ни обладающим личностью Господом, ни трансцендент­ным или бесформеным Бытием, но тотальностью всего существования, включая универсальные законы, движение, материю и т. д.

паньча-ачара. "Пять правил". Пять вира-шиваитских правил поведения: 1) Линга-чара: ежедневное поклонение Шивалинге, 2) садачара: внимание к своим про­фессиональным и прочим обязанностям, 3) Шивачара: признание Шивы един­ственным Богом и соблюдение равенства среди членов общины, 4) бхритьячара: смирение по отношению ко всем существам и 5) ганачара: защита общины и ее принципов.

паньчабхута. "Пять элементов". Земля, вода, огонь, воздух и эфир. Другое на­звание — махабхута. См.: индрия, таттва.

Паньча Ганапати Утсава. "Пятеричный праздник Ганапати". Современный пя­тидневный праздник, отмечаемый с 21 по 25 декабря. Паньча ("пять") относится к пяти ликам Ганеши, каждый из которых представляет особую энергию (шак-ти). Каждый день поклоняются одному из ликов, что способствует: 1) гармонии в доме, 2) согласию среди родственников, соседей и друзей, 3) удаче в делах и общественных связях, 4) культурному росту и 5) милосердию и религиозности. Этот праздник, любимый детьми, был введен в 1985 г. Садгуру Шивайей Субра-муниясвами по договоренности со старейшинами различных индуистских сект. Во время праздника люди делают друг другу подарки, обновляют семейные и дружесгвеные связи, сосредоточиваясь при этом на великом боге изобилия. См.: Ганеша.



Паньчакшара-мантра. "Мантра из пяти букв". Самая священная мантра шиваиз­ма. См.: Намах Шивайя.

Паньчамукха Ганапати. "Пятиликий Ганапати". Особая форма Господа Ганеши с

пятью лицами. См.: Ганеша.

паньча-нитья-карма. "Пять постоянных обязанностей". Традиционный режим религиозной практики для индуистов: 1) дхарма (добродетельная жизнь), 2) упа-сана (поклонение), 3) утсава (соблюдение праздников), 4) тиртхаятра (палом­ничество) и 5) самскара (таинства). См.: дхарма.

паньчаратра. Древнее название вишнуизма. Дословно означает "пять ночей", но, возможно, является искажением слова паньчаратха ("пять колесниц или путей") и в этом случае указывает на пять древних сект, существовавших в районе Матхуры и постепенно слившихся в одну, поклоняющуюся Кришне.

Паньчаратра-агамы. Одна из двух главных групп вишнуитских Агам (вторая группа — Вайкханаса-агамы).

Паньчартха-бхашья. Комментарий Каундиньи (ок. 100 г.) к Пашупата-сутрам Лакулиши, один из немногих сохранившихся философских текстов пашупата-шиваизма. Открыт в 1930 г.

Паньчатантра. Собрание басен, использовавшихся мудрецом Вишну Шармой при обучении сыновей царя "искусству практической жизни". Они были запи­саны на санскрите ок. 200 г. до н. э., но существовали и раньше в устной традиции. Сюжеты басен распространились по всему миру и встречаются впоследствии в Баснях Эзопа, Тысяче и одной ночи, Кентерберийских рассказах и в литературе древнего Китая и Японии.

паньча-шраддха. "Пять верований". Краткое резюме индуистской веры: 1) сарва Брахман: Бог — это Все во всем, душа — божественна; 2) мандира: вера в храмы и божественных существ; 3) карма: космическая справедливость; 4) сансара-мокша: перерождение приносит просветление и освобождение; 5) Веды и садгуру: необ­ходимость писаний и наставника. См.: паньча-нитья-карма.

паньчаятана-пуджа. "Поклонение пяти божествам". Система персонального бо­гослужения, сложившаяся после VII века в брахманической смартистской тра­диции и являющаяся в наше время частью ежедневной практики ортодоксаль­ных смартов. Ритуал включает в себя поклонение пяти божествам: Вишну, Шиве, Сурье, Ганеше и Шакти. Этих пятерых божеств представляют маленькие мурти, или пять видов камней, или пять отметин, нарисованных на полу. Одно божество находится в центре как предпочитаемое божество преданного, или ишта-дэвата. Остальные четыре образуют квадрат вокруг него. Кумара, которого часто добав­ляют как шестое божество, обычно располагается за ишта-дэватой. Философски все они рассматриваются смартами скорее как равные отображения Сагуна-Брах-мана (Абсолюта с качествами), чем как отдельные существа. Такое расположение божеств соблюдается и в смартистских храмах: одно устанавливается в централь­ном "святая святых", а остальные — в маленьких приделах. Каждому божеству можно поклоняться в любом Его (Ее) аспекте или инкарнации (например, Шакти — как Лакшми, Вишну — как Раме, Шиве — как Бхайраве). С добавлением шес­того божества вся система известна как шанмата, "шестеричный путь". Эта система фактически создала прецедент для современной неоиндийской религии, в которой индуисты свободно помещают Иисуса, Деву Марию, Мухаммеда, Будду или любой другой священный образ на свои алтари. Но такой подход не имеет уже никакой основы ни в каком традиционном писании. См.: ишта-дэвата, нео­индийская религия, смартизм.

папа. "Зло; грех, преступление". 1) Зло. 2) Неправедное деяние. 3) Общественное осуждение как результат неправильных действий. Папа включает в себя все фор­мы неправильных действий, от простейших нарушений порядка до самых ужас­ных преступлений вроде предумышленного убийства. Каждый акт папы влечет за собой кармические последствия (кармапхала), "плод действия", и для каждого акта в писаниях предусмотрено определенное покаяние или искупление. Про­будившие в себе психическое зрение могут ясно видеть папу во внутренней под­сознательной ауре как цветную липкую астральную субстанцию. Папа видится как несвязные темные цвета, в то время как ее противоположность, пунья, ви­дится как пастельные тона. Цветовая гамма несколько напоминает современные настенные росписи. Цвета папы могут порождать болезни, депрессию, одиночес­тво и т. п. и устраняются посредством покаяния (праяшчитта), аскетизма (та-пас) и благих деяний (сукритья).

Есть определенные последствия, кармапхала, "плоды действия", которые яв­ляются результатами каждого вида нарушения дхармы. Например, человек, кото­рый крадет у своих соседей, создает космический долг, который может оплатить впоследствии тем, что лишится своего собственного имущества. Есть также спе­циальные покаяния (праяшчитта), которые могут выполняться для приобре-

тения заслуг (пунья) и уравновешивания папы, негативной кармы неправедного деяния. Эти покаяния описываются в различных Дхарма-шастрах и назначаются компетентными духовными наставниками, пандитами, шастри, свами, йогами и деревенскими старейшинами в соответствии с варной и образованием провинив­шегося индивидуума.

Например, Законы Maнy дают несколько видов покаяния за такое преступ­ление, как убийство: 1) построить хижину в лесу и жить там в изгнании двенад­цать лет, кормясь подаянием, или 2)пройти 100 йоджан (900 миль), повторяя стихи из Вед, мало есть и соблюдать умеренность во всем. Современный пример: если человек срубит большое здоровое дерево, он может искупить это тем, что посадит десять деревьев и убедится, что по крайней мере одно из них прижилось. Количество папы, приобретаемой с каждым деянием, зависит от многих фак­торов, в том числе от кармы, дхармы и уровня духовного развития индивидуума, его намерений и мотивов, а также времени и места деяния (например, недобро­детельные поступки заслуживают особенного осуждения, когда совершаются в святых местах). Папа — это противоположность пуньи (заслуг, добродетели). См.: зло, карма, пунья.

папа-духкха. "Грех и страдания". См.: карма, папа.

пара. "Высший; превосходящий". Приставка, указывающая на высший аспект того, чему она предшествует. Примеры: Парашива, Парабрахман, Парашакти.

Парабрахман. "Всевышний (трансцендентный) Бог". Синоним Ниргуна-Брахмана, Абсолютной Реальности вне времени, пространства и формы. То же, что Па­рашива. См.: Брахман, Парашива.

Паракхья-агама. Вспомогательный шиваитский агамический текст (Упагама).

парама. "Высший; превосходящий". См.: пара.

парамагуру. "Старший наставник". Гуру вашего гуру.

Параматман. "Высшее Я" или "трансцендентная душа". Парашива, Абсолютная Реальность, единое трансцендентное "Я" каждой души. Отличается от атмана, который включает в себя все три аспекта души: Парашиву, Парашакти и ананда-майя-кошу. См.: атман, душа, коша.

парамахамса. "Высший из лебедей". Происходит от слова хамса, означающего ле­бедя или, точнее, высоколетающего индийского гуся Anser Indicus. Этим словом обозначают особый класс освобожденных отшельников.

Парамешвара. "Всевышний Господь или Правитель". Бог Шива в Своем третьем совершенстве, как Махадэва, Шива-Шакти, Мать вселенной. В этом совершенст­ве, как Личностный Бог, Бог-Отец-и-Мать, Шива есть Личность — имеющая тело с головой, руками, ногами и т. д., — которая действует, желает, благословляет, дает даршану, руководит, создает, сохраняет, поглощает, сокрывает и просветля­ет. Воистину, Шива-Шакти делает все. Термин "Первичная Душа", Парамапуру-ша, обозначает Парамешвару как изначальную, несотворенную Душу, создателя всех других душ. Парамешвара имеет много других имен и эпитетов, в том числе указывающие на Его пять божественных действий — Садашива, открывающий; Махешвара, сокрывающий; Брахма, творец; Вишну, хранитель; и Рудра, разру­шитель. См.: Натараджа, Садашива.

парампара. "Непрерывная преемственность". Линия передачи учения от учителя к ученику, к ученику ученика и т. д. См.: сампрадайя.

 

парартха-пуджа (парамартха-пуджа). "Публичное богослужение и поклонение". См.: пуджа.

Парасамвид. В сиддха-сидханте — высшее, трансцендентное состояние Шивы. Си­ноним Парашивы.

Парашакти. "Высшая, или изначальная, энергия". Второе совершенство Бога Ши­вы: безличное, имманентное, имеющее форму, всепроникающее Чистое Созна­ние, Первосубстанция всего сущего. Есть много других описательных имен Пара­шакти — Саччидананда ("существование-сознание-блаженство"), свет, безмол­вие, божественное сознание, сверхсознание и т. п. Упорный йог или медитатор может пережить Парашакти как слияние или отождествление с неким фундамен­тальным единством, текущим сквозь все формы. Такое переживание называется савикальпа-самадхи. См.: раджа-йога, Саччидананда, таттва, Шакти.

Парашива. "Трансцендентный Шива". Бог-«Я», Шива в Своем первом совершенст­ве, Абсолютная Реальность. Бог Шива как То, что недостижимо для сознания, находится по ту сторону времени, пространства и формы и недоступно описа­нию. Слиться с Ним в мистическом союзе — цель всех воплощенных душ, для которой они и живут на этой планете и которая придает глубочайший смысл их переживаниям. Достижение этого называется самореализацией или нирвикальпа-самадхи. См.: самадхи, Шива.

Парвати. "Дочь горы". Одно из множества имен Вселенской Матери. Ей возносят молитвы о силе, здоровье и очищении. Мифологическая невеста Шивы. См.: Бо­гиня, Шакти.

патала. "Падшая или грешная область". Седьмая чакра ниже муладхары с центром в подошвах стоп. Соответствует седьмому, самому низшему под земной поверх­ностью миру, называемому какола ("черный яд") или патала. Это сфера, в кото­рой заблудшие души заняты разрушением ради разрушения и убийством ради убийства. Патала — это также название всего нижнего мира в целом, и в этом значении — синоним нараки. См.: лока, нарака, чакра.

Патанджали (ок. 200 г. до н. э.). Шиваитский натха-сиддха, оформивший древ­нюю философию, которая описывает путь к просветлению через очищение, кон­троль и трансцендирование ума. Это одна из шести классических философских систем (даршан) индуизма, известная как йога-даршана. Великое произведение Патанджали, Йога-сутры, состоит из 200 афоризмов об аштанга- (восьмичлен-ной), раджа- (царственной) или сиддха-йоге (йоге совершенства). По сей день это главный текст по медитативной йоге. См.: йога, Кайласа-парампара, раджа-йога, шад-даршана.

Пати. "Хозяин, господь, владыка". Имя Бога Шивы, указывающее на Его поло­жение по отношению к душам как заботливого руководителя и наставника. В шайва-сиддханте этот термин является частью аналогии пастуха-паши, коров-пашу (душ) и пут-паша, которые связывают коров (т. е. анавы, кармы и майи). См.: Пати-пашу-паша, Шива.

Пати-пашу-паша. "Хозяин, корова и путы". Это три основных элемента филосо­фии шайва-сиддханты: Бог, душа и мир — Абсолют, человек и космос — рас­сматриваемые как мистическое единство. Пати — это Бог, видимый в качестве пастуха. Пашу — душа, видимая как корова. Паша — эта та сила, та "веревка", которой Бог удерживает души у пути к Истине. Для плюралистических шайва-сиддхантинов эти три являются безначальными, вечными, самодостаточными сущностями. Для монистических шайва-сиддхантинов пашу и паша являются эманационными творениями Пати, Господа Шивы и Он один является вечной реальностью. См.: душа.

патхака. "Читатель". Вдохновенный читатель писаний и священной литературы.

Паушкара-агама. Вспомогательный текст (Упагама) Матанга-Парамешвара-Шай-ва-агамы, состоящий из 977 стихов, которые разделены на 90 глав. В основном философский трактат о Боге, душе и мире, а также об инструментах познания.

паша. "Узы, путы". Все бытие, проявленное и непроявленное. То, что связывает или ограничивает душу и не дает ей (некоторое время) проявить свой полный потен­циал. Паша — это тройные узы анавы, кармы и майи. См.: мала, Пати-пашу-паша.

пашу. "Живое существо; индивидуальная душа; животное". 1) Относится ко всем индивидуальным душам — от богов до животных. Шива, как Повелитель соз­даний, известен как Пашупати. 2) В терминологии тантризма и шактизма пашу — низший тип человека с заурядным, обывательским сознанием, неспособный воспринять истины эзотерического учения (кулачары) и потому недопускаемый к практикам "тантры левой руки". Так тантристы (особенно каулы) именуют ос­тальных индуистов (особенно смартистов и вишнуитов). См.: паша, Пати-пашу-паша, тантризм.

пашупалака. "Пастух". Человек, который защищает и кормит. Индуистский мис­сионер.

Пашупата-сутра (-сутры). Недавно (1930 г.) повторно обретенное писание шива-итской школы пашупата, приписываемое Лакулише. Основные темы: аскетизм и пять предметов теологии пашупатов (следствие, причина, медитация, пове­дение и нейтрализация горя). Аскетам рекомендуется не выдавать себя и даже навлекать на себя оскорбления. См.: пашупата-шиваизм.

пашупата-шиваизм. Одна из шести основных школ шиваизма, основанная Лаку-лишей ок. 200 г. См. Приложение 2.

Пашупати. "Пастух; владыка животных". Древнее имя Шивы, впервые встречаю­щееся в Атхарваведе. Эта форма Шивы, сидящего в йогической позе, обнаружена на 6 000-летней печати, относящейся к цивилизации долины Инда. См.: пашупа­та-шиваизм, шиваизм.

Пашупатинатха мандира. Один из главных храмов Непала, связанный с древней шиваитской сектой пашупатов.

Пенджаб. Область древней Индии между реками Инд и Сатледж. В настоящее вре­мя Пенджаб разделен между Индией и Пакистаном. До мусульманского втор­жения был центром шиваизма. Современный индийский штат Пенджаб имеет площадь 19 445 кв. миль и население 18 млн. чел.

Первичная Душа. Несотворенная, изначальная, совершенная Душа, Шива Пара-мешвара, который эманирует из Себя внутренние и внешние вселенные и беско­нечное множество индивидуальных душ, чья сущность тождественна Его сущ­ности. Бог в Его личностном аспекте, Господь и Создатель, изображаемый во многих формах: как Натараджа — шиваитами, как Вишну — вишнуитами, как Дэви — шактами. См.: Натараджа, Парамешвара.

Перийяпуранам. Двенадцатая книга Тирумурая. История 63-х шиваитских святых-наянаров изТамилнада, написанная Секкиларом (ок. 1140 г.). См.: Тирумурай.

персонификация (лат.). "Олицетворение". Большинство божеств индуизма явля­ются олицетворениями определенных явлений, сущностей или состояний. На­пример, Найди, вахана Шивы, — олицетворение дхармы. См.: вахана, дхарма, Нанди.

пинда. "Округлая масса; тело; часть целого, индивидуум; микрокосм". 1) В храмо­вых ритуалах — небольшие шарики из риса, откладываемые ежедневно в память о предках. 2) В философии, особенно в сиддха-сиддханте, — человеческое тело как копия макрокосма (махасакара-пинда), также называемая Брахманда (космическое яйцо), или просто анда (яйцо). В индивидуальном теле человека отражается и содержится весь космос. Каждая чакра представляет особый мир или план сознания, причем высочайший план локализован в голове, а низший — в ступнях. Понятие "микрокосм-макрокосм" содержится в термине пинда-анда. Сидха-сиддханта-паддхати упоминает шесть пинд, от гарбхапинды, "тела, рож­денного из утробы", до парапинды, "трансцендентного тела". См.: Брахманда, микрокосм и макрокосм.

пингала. "Коричневый канал". Мужской психический ток, проходящий вдоль поз­воночника. См.: кундалини, нади, раджа-йога.

пир (фарси, урду). "Святой отец". Мусульманский титул религиозных лидеров; при­сваивался настоятелям некоторых монастырей горакшанатха-шиваизма.

питрилока. "Мир предков". Верхняя область бхуварлоки. См.: пока.

питта. "Желчь; огонь". Одна из трех телесных субстанций (дош) аюрведы. Энергия телесного жара. Питта-доша управляет пищеварением, температурой тела и ра­зумом. См.: аюрведа, доша.

питх(а). "Сиденье; пьедестал". 1) Основание или пьедестал Шивалинги или скульп­туры божества. 2) Трон настоятеля монастыря. 3) Храм, ашрам или матх, осно­ванный вокруг такого местопребывания духовного авторитета. См.: шанкарача-рья-numx, Шивалинга.

план. Стадия или уровень бытия, например причинный план (Шивалока). См.: лока.

Плеяды. Звездное скопление в созвездии Тельца, шесть звезд из которого в настоя­щее время видны с Земли. Эта группа звезд известна на санскрите как Криттика, является важной накшатрой для Господа Карттикейи и считается местом его происхождения, откуда Он прибыл в звездную систему Земли. См.: Карттикейя.

плюрализм. Учение о существовании трех или более различных элементарных ком­понентов реальности, например Бога, души и мира. См.: двайта-адвайта.

плюралистический теизм. То же, что плюрализм. Название ряда философских школ, в том числе шайва-сиддханты Мейкандара, считающих, что компоненты существования абсолютно реальны сами по себе и не являются творением соз­нания или Бога.

покаяние (санскр. праяшчитта). Искупление, епитимья. Акт преданности (бхак-ти), подвижничества (тапас) или дисциплины (сукритья), предпринимаемый для смягчения или сведения на нет неблагоприятной реакции за какое-либо прошлое деяние. Покаяние — это замыкание неудобной кармы на саму себя, имеющее целью облегчить кармическую ношу, вызванную неправедными деяниями (кукарма). К покаянию относятся такие действия, как простирание ниц 108 раз, пост, самоотречение, публичное покаяние (кавади), а также более суровое подвижничество, или тапас. Покаяние часто предлагается духовными лидерами и старейшинами. Наказание или покаяние, то есть пожинание плодов собствен­ных проступков, называется анутапа, "жаром". См.: зло, кавади, папа, тапас.

политеизм. Вера и поклонение многим равновеликим Богам. См.: монотеизм.

Прабхупада, Бхактиведанта Свами (1896—1977). Активный деятель индуистско­го возрождения. Основал "Международное общество Сознания Кришны" (1966) в США. См.: вишнуизм, Международное общество Сознания Кришны.

прадакшина. "Движение вправо". Ритуальный обход по часовой стрелке вокруг святая святых в храме или вокруг другого святого места с целью сдвинуть фокус ума с мирских забот на осознавание Божественного. Эзотерический смысл дви­жения по часовой стрелке заключается в том, что чакры от муладхары и выше вращаются по часовой стрелке, в то время как нижние чакры — против часовой стрелки, уводя человека в низшие области, для которых характерны эгоизм, ал­чность, конфликты и беспокойство.

прадоша. Благоприятный трехчасовой период; полтора часа до и полтора часа после заката. Термин прадоша особенно относится к этому периоду 13-го титхи (трай-одаши) каждого полумесяца — лучшему времени для медитации. Почитание Ши­вы и медитация в эти дни, с предшествующим постом, называются прадоша-вра-та. См.: титхи.

праздник. Время религиозных торжеств и соблюдения особых предписаний. Праз­дники обычно проводятся ежегодно, их даты слегка меняются в соответствии с астрологическими расчетами. Для них характерны акты, выражающие благочес­тие (сложные пуджи, покаяние, пост, паломничества) и радость (песни, танцы, музыка, парады, рассказывание историй и чтение писаний). См.: звук, теради.

прайоджака. "Пособник; наниматель, распорядитель". Человек, который побужда­ет других к чему-либо, способствует осуществлению какого-либо начинания. Так называются координаторы религиозной деятельности внешней направленности, например распространения литературы.

прайопавеша. "Решение умереть посредством голодания". Добровольная смерть от голода. См.: смерть, самоубийство.

пракриты. "Необработанные; несовершенные". Разговорные среднеиндийские языки, которые с конца первого тысячелетия до н. э. употреблялись в качестве языков буддийской и джайнистской литературы, в отличие от санскрита — свя­щенного и литературного языка индуистов.

пракрити. "Первичная материя; природа". В системе 25 таттв санкхьи, — кото­рая рассматривает только осязаемый спектр мироздания — пракрити, или прад-хана, — это одна из двух высших безначальных реальностей, каковыми являются материя и дух, пракрити и пуруша, женский и мужской принципы. Пракрити есть проявляющийся аспект, в отличие от покоящегося непроявленного — пуруши, чистого сознания. В шактизме пракрити, активный принцип, персони­фицируется как Дэви, Богиня, и является синонимом майи. Пракрити поэтому часто изображается в Пуранах как Божественная Мать, любящая и нежно заботя­щаяся обо всех существах. В шиваитской космологии пракрити является 24-й из 36-й таттв, потенциальностью физического космоса, грубой энергией, из кото­рой формируются все низшие таттвы. Ее три качества называются саттва, раджас и тамас. См.: пуруша, таттва.

пралайя. "Растворение, поглощение; уничтожение; смерть". Синоним самхары, од­ной из пяти функций Шивы, а также название частичного уничтожения (раство­рения) космоса в конце каждого временного цикла. Есть три вида периодов рас­творения: 1) лайя — в конце махаюги, когда уничтожается физический мир, 2) пралайя — в конце кальпы, когда уничтожаются физический и тонкий миры, и 3) махапралайя — в конце махакальпы, когда все три мира (физический, тонкий и причинный) поглощаются Шивой. См.: космический цикл, махапралайя.

прамукха. "Положение лицом вперед; голова; передний". Лидер, вожак, в частности глава семьи — кутумба-прамукха. См.: объединенная семья.

прана. "Жизненный воздух", от пран, "дышать". Жизненная энергия или принцип жизни. Прана в человеческом теле движется в пранамайя-коше как пять первич­ных жизненных токов, известных как вайю, "жизненные воздухи или ветры". Это прана (выходящее дыхание), апана (входящее дыхание), вьяна (удерживаемое дыхание), удана (восходящее дыхание) и самана (уравнивающее дыхание). Каж-

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.