|
Гурудэва Шивайя Субрамуниясвами 3 глава
Аяппан. Бог недавно образовавшейся секты, члены которой совершают паломничества на вершину Сабарималай, священного холма в Керале, где он, как говорят, является по ночам как божественный свет. Аяппан почитается как сын Вишну и Шивы (Хари и Хары). Его вахана — тигр.
Б
Бадараяна. Автор Брахма-сутр. См.: Брахма-сутра.
балипитха. "Место предложения". В агамических храмах представляет собой обычно каменное возвышение в форме перевернутого лотоса возле дхваджас-тамбхи, храмового флагштока. Здесь приходящие в храм преданные оставляют все свои негативные мысли, прежде чем войти вовнутрь. См.: храм.
Басаванна. Философ, поэт и царедворец XII века, который реформировал и оживил вира-шиваизмв Карнатаке. См.: вира-шиваизм.
Батара. Одно из индонезийских имен Шивы.
Баудхаяна-дхарма-шастра. Книга законов, связанная с Кришна-Яджурведой и регулирующая вопросы ученичества, брака, домашних ритуалов, гражданского права и т. д. Ей следуют брахманы южной Индии. См.: Дхарма-шастра, Кальпа-ве-данга.
Биджджала. Царь, правивший в Карнатаке во времена Басаванны.
бинду. "Капля, маленькая частица, точка". 1) Семя или источник творения. В системе 36-ти таттв — ядро или первая частица трансцендентного света, технически называемая Парабинду исоответствующая Шакти-таттве. Ученые считают, что вся вселенная до начала Большого Взрыва могла уместиться на булавочной головке. Эта точка невообразимой энергии и есть Парабинду. 2) Небольшая точка, которую наносят между бровями или посредине лба красной пудрой, сандаловой пастой, глиной, косметическими красками и т. д. Это знак принадлежности к индуизму. В мистическом смысле представляет "третий глаз", или "глаз ума", который видит то, чего не видят физические глаза. Бинду носят и индусские женщины: красная точка обычно является знаком замужества, а черную часто носят незамужние для защиты от злого глаза. 3) Бинду также может означать мужское семя.
6лагословение. Передача положительной энергии. Бывает словесным (свасти-вача-на);материально ощутимым (прасада и др. освященные субстанции); воспринимаемым как энергия (шакти);как возможность созерцания (даршаны) образа Божества, живого гуру или подвижника; как духовная сила (шактипат(а)), исходящая непосредственно от Божества и передающаяся через учителя при посвящении (дикше);как возможность обрести божественную милость (карунья) в ходе выполнения пуджи, паломничества (тиртхаятры), таинств (самскар), садханы и тапасьи. Обретение благословения свыше в той или иной форме — центральное устремление индуиста, основное в его духовной практике.
боги (санскр. махадэва, "великие светлые существа"). В Танце с Шивой множественное число слова "бог" (в настоящем русском переводе — с маленькой буквы) относится к высоко продвинутым существам, пребывающим в своих светящихся духовных телах на причинном плане. Бог (с большой буквы), или Всевышний Бог, — это Шива, Создатель. Боги (с маленькой буквы), дэвы и махадэвы, являются Его творениями. См.: дэва.
Бог Верховный, Всевышний Бог, источник или творец всех других богов, существ и всего мироздания.
Богиня. Женское представление или манифестация Божественного; Шакти или Дэви. Богиней может называться восприятие или изображение в женском образе существа причинного плана (махадэвы), которое в своем естественном состоянии не имеет пола. Чтобы показать, что Божественное трансцендентно по отношению к полу и сексуальности, иногда Бога изображают сочетающим в себе признаки обоих полов, — таковы, например, Ардханаришвара, "Господь наполовину женского пола", или Господь Натараджа, который носит женскую серьгу в одном ухе и мужскую — в другом.
Богореализация. Прямое и личное переживание Божественного внутри себя. Этот термин может относиться к: 1) савикальпа-самадхи ("энстазии с формой") различных уровней, от переживания внутреннего света до реализации Саччиданан-ды, чистого сознания или первичной субстанции, протекающей через все формы, или 2) нирвикальпа-самадхи ("энстазии без формы"), союзу с трансцендентным Абсолютом, Парашивой, Богом-«Я», что за пределами времени, формы и пространства. В Танце с Шивой термин Богореализация используется по отношению к обоим видам самадхи, в то время как Самореализация относится только к нир-викальпа-самадхи. См.: раджа-йога, самадхи, Самореализация.
бодхака. "Пробуждающий". Духовный учитель. См.: гуру, садгуру, ачарья.
Брахма (в русской передаче иногда Брама). Имя Бога в Его аспекте Создателя. Шиваиты считают Брахму, Вишну и Рудру тремя аспектами Шивы. Смарты группируют Брахму, Вишну и Шиву в святую троицу, в которой Шива выполняет функцию разрушителя. Брахму-Создателя не следует смешивать с: 1) Брахманом, трансцендентным Абсолютом Упанишад; 2) Брахманами (в ед. числе — Брахма-на), классом ведических текстов; 3) брахманами (в ед. числе — "брахман"), индуистской кастой священников. См.: Брахман, Парамешвара.
брахмавада. "Учение о Брахмане". Один из синонимов веданты (особенно адвайта-веданты).
Брахма-мухурта. "Время Бога". Очень благоприятное время для садханы. У ин-дуистов принято просьшаться до этого времени, принимать ванну и начинать утреннее поклонение. Брахма-мухурта длится около 1,5 часов. Это последняя мухурта ночи в 8-мухуртной системе или последние три мухурты ночи в 15- или 16-мухуртной системе. Соответственно, ее точная длительность — 144 или 135 минут. См.: мухурта.
Брахма(н). "Высший Дух; Высшее Бытие; Абсолют; Бесконечно распространивший Себя" (от корня брих, "распространяться, возрастать, увеличиваться"). Имя Всевышнего Бога в Ведах, где Он описывается как: 1) трансцендентный Абсолют, 2) всеподдерживающая и всепроникающая Энергия (Шакти) и 3) Верховный Господь, или Изначальная Душа. В шиваитских Агамах и других писаниях используется слово Парашива для обозначения Брахмана. Таким образом, для шиваитов и шактистов Брахман и Шива суть одно и то же. Брахман рассматривается обычно с двух позиций: 1) Ниргуна-Брахман, «Бог без качеств», — бесформенная Абсолютная Реальность, Парабрахман, Парашива, полностью трансцендентный по отношению ко всему существующему (и даже к Парашакти!) и 2) Сагуна-Брах-ман, «Бог с качествами»; Шива, проявляющий Себя как Парашакти и Парамеш-вара; вездесущий, всеведущий, всемогущий, всенаполняющий и вселюбящий Бог. Не следует путать термин Брахма(н) с: 1) Брахмой, создателем материального мира; 2) Брахманой (мн. число — Брахманы), классом ведических текстов-шрути; а также с 3) брахманом (брамином), индуистским высококастовым жрецом. См.: Парамешвара, Парашакти, Парашива.
брахман (брамин) (санскр. брахмана). Высшая каста индусского общества, выполняющая функции священников и духовных учителей. В широком смысле — любая духовно высокоразвитая душа, тяготеющая к постижению Брахмана (Бога) и ведущая одобренный предписаниями Вед и Агам образ жизни. См.: варна-дхарма. Брахмана.1) Один из четырех больших разделов каждой из Вед; посвящен в основном деталям яджни, или священного поклонения огню, и специфическим обязанностям и правилам поведения для священников, но также богат и философским содержанием. 2) Первая из четырех варн, или общественных классов, к которой принадлежат благочестивые души исключительной учености, в частности священники, учителя и видящие руководители человечества. Представитель этой варны в русской передаче называется брахман или брамин. Брахманда."Яйцо Брахмана". Вся вселенная в целом; проявленный космос. См.: лока, три мира.
брахманистская традиция, брахманизм.Традиционный уклад жизни брахманов, сложившийся в поздневедический и постведический период и состоящий в изучении Вед, рецитации мантр и гимнов, совершении жертвоприношений от имени себя самого и других. Часто используется как синоним смартизма.
брахма-рандхра. "Врата Брахмана". Также известна как нирвана-чакра. Едва заметное отверстие на макушке головы, место выхода канала сушумны, через который кундалини поднимается. Только полностью очищенные души покидают тело через "врата Брахмана". См.: джняна, кундалини, видеха-мукти.
Брахма-сутра (-сутры). Известны также как Веданта-сутры. 550 афоризмов, составленных Бадараяной (ок. 400 г. до н. э.). Первое систематическое изложение упанишадической мысли. Афоризмы так кратки, что практически не понятны без комментариев. Посредством интерпретации этого текста, а также самих Упанишад и Бхагавад-гиты более поздние школы веданты выражали и формулировали свои собственные воззрения на упанишадические принципы. Третье название, под которым известна эта важная работа, — Шарирака-сутры, "афоризмы о воплощенной душе". См.: Упанишада, веданта.
Брахма-сутра-бхашья. Объемный комментарий Шрикантхи (XIII век) к Брахма-сутрам, имевший целью подвести ведический фундамент под шиваитский ограниченный недуализм (шива-адвайту). См.: шива-адвайта, веданта.
Брахма-сутра-шанкара-бхашья. Объяснение одного из трех главный трактатов по философии веданты, данное Шанкарой. См.: смарта.
брахмачари(н). Неженатый ученик, практикующий воздержание, строго соблюдающий некоторые обеты и религиозные дисциплины, включающие садхану, преданное служение и послушание духовному наставнику. Брахмачарины обычно живут в ашраме вместе со своим гуру. По окончании периода брахмачарьи (духовного ученичества и послушания) брахмачарин либостановится женатым мирянином (грихастхой), либо принимает полные монашеские обеты, становясь саннь-ясином. Это же слово часто используется для обозначения неженатого молодого человека в возрасте от 12 до 24 лет (или даже вплоть до женитьбы). См.: ашрама-дхарма, санньяси, монах.
брахмачарини. Женщина, практикующая брахмачарью. См.: брахмачари(н).
брахмачарья. Период ученичества и духовного послушания. См.: брахмачари(н), яма-нияма.
Брахмотсава. "Праздник Всевышнего". Каждый индуистский храм имеет наиболее важный для него в году праздник, называемый Брахмотсава. Термин аналогичен христианскому понятию "престольный праздник".
Брихадараньяка-упанишад. Одна из важнейших Упанишад, часть Шатапатха-брахманы Яджурведы. Приписывается мудрецу Яджнявалкье. Посвящена аспектам поклонения и медитации и трактует о тождественности индивидуального "я" и Высшего "Я". См.: Упанишад.
Брихаспати. 1) "Владыка молитвы". Ведический наставник богов и Владыка Слова, иногда отождествляемый с Господом Ганешей. 2) Выдающийся представитель шайва-сиддханты (ок. 900 г.). См.: Ганеша.
брихат-кутумба. "Расширенная семья". Иначе — махакутумба. Одна или несколько семей вместе со всеми их близкими и дальними родственниками. В отличие от обычной малой семьи, живущей на одной территории и в одном жилище, расширенная семья может занимать обширную географическую территорию. Во главе расширенного семейства стоит патриарх, брихат-кутумба-прамукха (или мукхья), почитаемый в качестве старейшины каждой малой семьей, входящей в расширенную семью. Тот, в свою очередь, советуется по всем важным вопросам с кула-гуру, семейным учителем (также, как правило, наследственным). Несколько расширенных семей вместе составляют касту или подкасту. См.: грихастха, грихастха-дхарма, объединенная семья.
Будда (санскр. Буддха, "просветленный; пробужденный"). Сиддхартха Гаутама (624—544 до н. э.), принц из шиваитского рода Шакьев, жившего на территории современных Непала и восточной части Индии. В поисках истины отрекся от мира и стал монахом. После достижения просветления стал проповедовать свое собственное учение, на основе которого впоследствии сложился буддизм. См.: буддизм.
буддизм. Религия, основанная на учениях Сиддхартхи Гаутамы, известного как Будда (ок. 624—544 гг. до н. э.). Он отказался от идеи бессмертной души у человека и не проповедовал никакого Высшего Божества. Вместо этого он учил, что человек должен стремиться преодолеть жадность, ненависть и иллюзию и достичь просветления через осознание Четырех Благородных Истин и следование Восьмеричному Пути. Из священных книг буддизма особенно известна Дхаммапада. Буддизм вырос из индуизма как вдохновенное реформаторское движение, которое отвергло кастовую систему и авторитет Вед. Таким образом, он классифицируется как "настика", неверие, и не является частью индуизма. В конце концов буддизм ушел из Индии, страны, где он родился, и сейчас ему следуют более 350 млн. человек в других странах Азии.
буддхи. "Интеллект, рассудок, логика". Интеллектуальный или дисциплинированный ум. Характеризуется различением (вивека), сознательным ограничением (вайрагья), культивированием спокойствия (шанти), удовлетворенностью (сан-тоша) и прощением (кшама). Это одна из способностей маномайя-коши, инстинктивно-интеллектуальной оболочки. См.: коша, ум (индивидуальный).
Бхавалинга(м). "Образ Сущего". Синоним понятия Парашива в вира-шиваизме. Шива и индивидуальные души в их внутренней сущности. См.: ататтва, Парашива, Шивалинга(м), вира-шиваизм.
Бхага. "Благо; счастье; счастливая доля". Божество Ригведы, Повелитель богатства, благополучия и счастья, персонификация принципа бхаги (блага). См.: пурушар-тха, Ригведа.
Бхагавад-гита. "Песнь Господа". Одно из наиболее популярных индуистских писаний, беседа Господа Кришны и Арджуны в преддверии битвы на Курукшетре. В этом центральном эпизоде эпоса Махабхарата (книга шестая) Кришна просвещает воина-принца Арджуну о йоге, аскетизме, дхарме и различных духовных путях. См.: Итихаса, Махабхарата.
бхагавата. "Божественный, сакральный, священный". Имеющий отношение к Вишну или Кришне. От бхага, "милостивый господин, покровитель". Название секты вишнуизма, возникшей в западной части Индии после 600 г. до н. э. Очень бхактистская монотеистическая религия, в которой поклоняются Богу как Кришне, Васудэве или Васудэве-Кришне. Ученые считают, что это была одна из пяти религий (остальные четыре —это экантика, нараянийя, вайкханаса и сатвата), которые, смешавшись, образовали то, что называется религией паньчаратра, в районе Матхуры ок. 300 г. до н. э. Сегодня термином бхагавата часто обозначают вишнуитскую религию в целом. См.: вишнуизм, бхакти.
Бхагавата-пурана (Шримад-Бхагаватам). Одна из главных Пуран и одно из основных священных писаний вишнуизма, записанное ок. 800 г. Содержит 18000 строф, в которых, в частности, излагаются истории всех воплощений Вишну, наполненные духом бхакти, преданности. См.: Пурана.
бхаджан(а). "Прославление". 1) Духовное песнопение. 2) Индивидуальное или групповое воспевание бхактистских песен и религиозных гимнов. Бхаджаны сочиняются (не только на санскрите, но и на других языках) обычно певцами-бхак-тами и, в отличие от гимнов Вед, не являются жестко фиксированными в отношении языка и мелодии исполнения. См.: киртан(а).
Бхайрава. "Ужасающий". Господь Шива как огненный защитник. Он держит тре-зубец-шрмшулу (и сам символизируется им). См.: Шива, тришула.
бхакта. "Преданный". Искренний почитатель Бога, предавшийся Ему во всем.
бхакти. "Преданность". Подчинение себя Богу, богам или гуру. Основа всех сект индуизма, а также школ йоги по всему миру. Высшая степень бхакти, тотальное подчинение, называется прапатти.
бхакти-йога. "Союз через преданность". Практика благочестия, поклонения, молитвы, пения гимнов и мантр с целью пробудить любовь в сердце и открыть себя милости Бога. Бхакти, религиозная преданность, может направляться на Бога, богов и на духовного наставника. Бхакти-йога ищет союза и все более близкого согласия с Божественным, развивая качества, которые делают такое сближение возможным, — любовь, бескорыстие и чистоту. Св. Самбандар описывал бхакти как сущность религии и гарантированное средство достижения божественного союза и освобождения. Он рекомендовал прочувствованное поклонение, безграничную преданность и полное подчинение себя Богу в смиренном служении. Стирание своего "я", от начальной практики бхакти до продвинутой преданности, называемой прапатти, является неотъемлемой частью индуистской и вообще индийской культуры. Бхакти-йога входит во второй член йога-даршаны Патанд-жали, нияму (предписания), под названием ишвара-пранидхана. Практикуется многими школами и особенно высоко развита в вишнуизме как отдельный духовный путь, ведущий к совершенству и освобождению. В шайва-сиддханте в первую очередь практикуется во время крия-пады (стадии поклонения). См.: прапатти.
бхактпстский. Прилагательное от слова "бхакти" (см.). Религиозный, набожный, пропитанный духом преданности Богу или гуру.
Бхарата. "Тот, кто поддерживает, помогает или несет ношу". Древнее и изначальное название Индии. Конституционным названием Индии на языке хинди является Бхаратаварша, т. е. земля Бхараты (легендарного монарха-мудреца).
бхарат(а)-натьям. Традиционный стиль индийского ритуального танца, некогда исполнявшийся в шиваитских храмах танцовщицами-дэвадаси. В настоящее время рассматривается как составная часть классического индийского искусства, часто вне какой-либо связи с религией. См.: дэвадаси.
Бхаскара. Философ конца X века. Его Бхаскара-бхашья, комментарий к Брахма-сутрам, был первой развернутой критикой адвайтической доктрины авидьи-майи Шанкары. См.: веданта, вишишта-адвайта, Шанкара.
бхашья. "Беседа, обсуждение". Интерпретирующий комментарий к тексту. Индуистские философии в значительной степени основываются на истолкованиях-бхашьях первоисточников. К другим видам комментариев относятся: вритти — краткое пояснение к афоризмам; типпани — менее формальное, чем вритти, объяснение трудных слов и фраз; варттика — критическое исследование и разработка бхашьи; тика или вьякхьяна — объяснение бхашьи или шастры более простым языком.
бхеда-абхеда. "Различие и неразличие". Ведантистский термин, означающий, что душа и мир одновременно едины с Богом и в то же время отличны от Него, подобно тому как волны в океане — еще не весь океан, а только лишь его часть. См.: веданта.
Бхогариши. Один из 18-ти сиддхов шиваитской традиции, алхимик и йог-тантрик, связанный с храмом Муругана на холмах Палани в южной Индии и создавший мурти Дандаютхапанисвами из девяти ядовитых металлов. Некоторые считают, что он до сих пор обитает где-то в тех местах в пещере. Китайские исторические записки предполагают, что он прибыл из Китая. См.: сиддха, сиддхи, тантризм.
Бходжадэва Парамара (1018— 1060). Царь, шиваитский поэт, художник и богослов из Гуджарата. Автор Таттвапракаши. Известен тем, что установил систематизированную монашескую шайва-сиддханту и создал величайшее в тогдаш-
ней Индии искусственное озеро Бходжпур длиной 250 миль. См.: Татпарьяди-пика.
бхритьячара (бхритья-ачара). "Путь служения; путь слуги". Один из пяти этических принципов в вира-шиваизме и близких ему тантрических школах. Состоит в бескорыстном служении ближним посредством карма-йоги. См.: вира-шиваизм, паньча-ачара, карма-йога.
бхуварлока. "План атмосферы". Второй из семи высших миров, соотносящийся со свадхиштхана-чакрой и включающий в себя два астральных мира: питрилоку (мир предков) и преталоку (мир призраков умерших). См.: лока.
бхурлока. "Земной мир". Физический план бытия. См.: лока.
В
вагдана. "Давание слова". Церемония помолвки.
вадагалай (тамил.). Одна из ветвей вишнуитской секты шри-вайшнавов, имеющая последователей на юге Индии. Придерживается идеи марката-бхакти и носит, в целом, проведический, ортодоксальный характер, в отличие от более либеральной и отдающей предпочтение вишнуитско-агамической традиции секты тен-галай, превозносящей путь марджара-бхакти. См.: шри-вайшнава, вишнуизм, милость.
вайдья. "Знающий [науку исцеления]". Знаток аюрведы, традиционный врач индийской медицины. См.: аюрведа.
Вайкаси Вишакхам. Праздник рождества Господа Карттикейи. Отмечается в Та-милнаде во время Вишакха-накшатры, незадолго до полнолуния месяца вайкаси (май-июнь). Это время, благоприятное для раздачи даров пандитам (ученым брахманам) и подвижникам, для свадеб, для забот о бедняках и для других благочестивых деяний. Важный праздник для последователей шайва-сиддханты.
Вайкунтха. Райский мир Господа Вишну. См.: вишнуизм (вайшнавизм).
вайраги. "Непривязанный; отреченный". Синоним слов санньяси(н), тьяги, монах. Особенно часто используется в северной Индии как обозначение особого класса аскетов (в основном, вишнуитских).
вайрагья. "Бесстрастность; непривязанность". Идеал аскетической и монашеской жизни. Одна из добродетелей, необходимых при достижении высших духовных целей.
вайшешика. "Анализирование; различение". Одна из шести классических школ брахманизма, возникшая около 600 г. до н. э. и делающая особый упор на понимание элементов и категорий существования. См.: шад-даршана.
вайшнав(а). "Имеющий отношение к Вишну". Вишнуит, поклонник Господа Вишну и его воплощений (аватар). См.: Вишну, вишнуизм (вайшнавизм).
вайшья. "Торговец; купец; собственник". Представитель социального класса банкиров, бизнесменов,
промышленников, земледельцев и скотоводов — всех тех, кто живет доходами от торговли и сельского хозяйства. Третья (после брахманов и кшатриев) варна ведического общества. См.: варна, варна-дхарма.
валипаду (тамил.). "Ритуальное поклонение; служение". Всевозможные действия, направленные на почитание Бога различными способами. Важный термин шайва-сиддханты.
Валлабхачарья (ок. 1479—1530 или 1511). "Любимый". Вишнуитский святой, чья панентеистическая философия шуддха-адвайты (чистого недуализма) стала базовым учением неаскетической вишнуитской секты, которая носит его имя. Автор 17-ти работ, из которых важнейшие — комментарии к Веданта- и Миманса-сут-рам и Бхагавата-пуране. На праздниках последователи секты Валлабхачарьи часто вспоминают истории его 84 учеников. Поклоняются Кришне в форме Шри Натхджи. Секта наиболее сильна в Бомбее и Гуджарате. См.: веданта.
вама. 1) "Приятный; прекрасный". В этом значении — в слове Вамадэва, одном из имен Шивы. 2) "Левый; противоположный; необычный". Например, вама-марга (вамачара), тантрический "путь левой руки", который состоит в трансцендирова-нжи чувственных инстинктов, заблуждений интеллекта и всевозможных привязанностей через мощные и порой рискованные практики, формально противоречащие ортодоксальным ведическим нормам, но ведущие к той же цели. См.: тантризм, тантра.
ванапрастха-ашрама. "Жизнь в отшельничестве, в лесу". См.: ашрама-дхарма, шаштьябда- пурти.
Варанаси. Также — Каши, Бенарес. Один из наиболее священных для шиваитов мест паломничества, а также древнейших городов мира. Расположен на берегах Ганга в северной Индии. Индуисты верят, что смерть в Варанаси позволяет достичь мокши, освобождения.
варна-дхарма. "Закон своей группы". Система наследственных социальных классов, обычно называемых кастами, основанная в Индии в древности. Варна-дхарма есть социальный долг, который заключается в том, чтобы придерживаться принципов доброго поведения в соответствии с вашей общиной (основанной, обычно, по семейно-цеховому принципу). Строго говоря, варна-дхарма охватывает две взаимосвязанные социальные иерархии: 1) варна, т.е четыре сословия: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры, и 2) джати, более трех тысяч профессиональных групп (цехов или гильдий). Сословно-кастовая система играет большую роль в индийской жизни и сегодня. Многие современные индуисты настаивают, что социальный статус сейчас должен определяться (как и было первоначально) по личным склонностям, умениям и достижениям, а не по рождению. Переход из одной джати (касты) в другую во всех индуистских общинах мира ограничен, но не невозможен и осуществляется при браке с представителем другой джати или при перемене профессии (для чего требуется настойчивость и новое образование). Шастры говорят, что, если человек вырывается из своей наследственной варны или джати и меняет "касту", требуется три поколения, чтобы его семья полностью обосновалась в новом слое общества.
варна. Существуют четыре варны: 1) Брахмана: "зрелая, развитая душа". Ученые и благочестивые души. Классу брахманов индуисты всегда доверяли религиозное лидерство, в том числе учительство и выполнение жреческих обязанностей. 2) Кшатрия (другое название — раджанья): "управляющий; наделенный властью". Законодатели, исполнительная власть и военные. 3) Вайшья: "землевладелец, купец". Бизнесмены, финансисты, промышленники и т. п., а также крестьяне. 4) Шудра: "рабочий, слуга". Квалифицированные рабочие и ремесленники. По закону варна-дхармы сыновьям следует наследовать профессию их отца.
джати: "рождение; положение, приобретенное с рождением; ранг, каста, семья, линия преемственности". Джати — это более точное и конкретное, чем варна, определение вашего социально-профессионального сообщества. Традиционные законы чистоты требовали, чтобы каждая джати не имела социального взаимодействия с другими, особенно совместных трапез и перекрестных браков.
В наше время существует также большая группа (одна седьмая населения Индии в 1981 г.) людей вне четырех варн. Их называют неприкасаемыми, джатихитами ("внекастовыми"), чандалами (особенно тех, чья работа связана с трупами) и хариджанами ("детьми Бога" — название, придуманное Махатмой Ганди). К "неприкасаемым" джати относятся такие профессии, как нишада (охотник), кай-варта (рыбак) и каравара (кожевенник).
Система варна-дхармы, несмотря на широко распространенную дискриминацию хариджанов и злоупотребления высших каст своим социальным статусом, обеспечивает высокий стандарт профессионального мастерства, чувство принадлежности каждого к сообществу, целостность семьи и религиозно-культурную преемственность. Касты — не уникальная примета индуизма и Индии. Под другими названиями они существуют в каждом социуме. Четыре варны, или сословия, и множество джати, профессиональных каст, цехов или гильдий, формируют основные элементы взаимодействия людей. См.: дхарма, Дхарма-шастры.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|