Сделай Сам Свою Работу на 5

Гурудэва Шивайя Субрамуниясвами 9 глава





материальная причина (санскр. упадана-карана). Субстанция творения, извест­ная как майя, "иллюзорная энергия" Шивы. В шиваизме майя, материальная

причина, рассматривается трояко: как шуддха-майя ("чистая майя"), шуддха-ашуддха-майя ("чисто-нечистая майя")и ашуддха-майя ("нечистая майя"). Шуд­дха-майя, или бинду, — материальная причина причинного плана. Шуддха-ашуд­дха-майя — материальная причина тонкого плана. Ашуддха-майя, или пракрити, — материальная причина грубого плана. См.: причина, майя, таттва.

мати. "Размышление; понимание". См.: яма-нияма.

Матсьендранатха (ок. 900 г.). Святой-покровитель Непала, гуру Горакшанатхи, мистик из традиции натхов. Некоторые считают его главным из учителей хатха-йоги, приходивших в человеческой форме. См.: хатха-йога.

маттамаюра. Монашеский орден шайва-сиддханты, основанный Пурандарой (последователем Рудрашамбху), базирующийся в Пенджабе. Члены этого ордена служили советниками при царях.

Махабхарата. "Великий эпос Индии". Самая длинная в мире эпическая поэма. Рассказывает о конфликте двух царских семей, Пандавов и Кауравов, и их вели­кой битве на поле Куру недалеко от современного Дели приблизительно в 1424 г. до н. э. В ткань повествования вплетены многочисленные беседы о философии, религии, астрономии, космологии, политике, экономике и множество рассказов, иллюстрирующих простые истины и этические законы. Бхагавад-гита является частью этой книги. У вишнуитов и смартов Махабхарата почитается как пи­сание. См.: Бхагавад-гита, Итихаса.



махавакья. "Великое изречение". Глубокий афоризм из писаний или принадлежа­щий святой личности. Наиболее знамениты четыре упанишадических утверж­дения: Праджнянам Брахма ("Чистое сознание есть Бог" — Айтарея-уп.), Ахам Брахмасми ("Я есть Бог" — Брихадараньяка-уп.), Тат твам аси ("Ты есть То" — Чхандогья-уп.Айяматма Брахма ("Душа есть Бог" — Мандукья-уп.}. См.: Упа-нишад.

махадэва. "Великий Бог". Относится либо к Богу Шиве, либо к любому из высоко­развитых существ, которые живут на Шивалоке в своих естественных, лучезар­ных духовных телах. Бог Шива в Своем совершенстве Первичной Души является одним из махадэвов, но Он уникален и несравненен в том смысле, что Он один является несотворенным, Отцом-Матерью и Судьбой всех других махадэвов. Он называется Парамешвара, "Всевышний Бог". Он — Первичная Душа, в то время как другие боги являются индивидуальными душами. В писании сказано, что есть 330 миллионов богов. См.: боги, монотеизм, Парамешвара, Шива.



Махакала. "Великое Время" или "Растворитель времени". Одно из имен Шивы в Его аспекте Времени за пределами времени, которое пожирает все вещи и формы и этим помогает душе трансцендировать всякую двойственность. Мистическим образом время пожирает само себя и таким образом достигается вневременное состояние. См.: таттва.

махакутумба. "Большая семья". См.: брихат-кутумба.

махамандапа. "Великий зал; большое собрание". Основной зал при храме, где пре­данные собираются для слушания проповедей учителей и для медитации. См.: мандапа.

Маханараяна-упанишад. Философский текст из Кришна-Яджурведы.

Маханирвана-тантра. "Трактат о великом освобождении". Адвайтическое писа­ние XI века, посвященное мантрам и эзотерическим ритуалам.

махапралайя. "Великое растворение; полное поглощение". Полное поглощение проявленной вселенной в Бога в конце махакальпы. При этом все бытие, включая время, пространство и индивидуальное сознание, все миры и их обитатели погружаются в Шиву, подобно реке, впадающей в океан. Тогда остается один лишь Шива во всем великолепии Своих трех совершенств до тех пор, пока вновь не пожелает проявить Себя вовне. Помимо этого полного растворения происходит еще много частичных растворений (пролай), когда разрушаются только бхурлока, физический мир, или же бхурлока вместе с антарлокой, астральным миром. См.: космический цикл, пралайя.



махапрастхана. "Великое отбытие". Смерть.

махараджа. "Великий царь". В прошлом так титуловался любой индийский мо­нарх. Также данное слово используется как уважительный эпитет духовных учи­телей или современных политических лидеров.

Махараштра. Центральный (расположенный в центре территории) штат совре­менной Индии. Столица — Бомбей. Основное население — маратхи. Площадь — 118 717 кв. миль, население — 63 млн. человек.

махариши (махарши). "Великий видящий". Титул самых великих и влиятельных сиддхов.

махарлока. "План величия" (от махас, "величие; мощь; слава"). Другое название — дэвалока. Четвертый из семи высших миров. См.: лока.

махасамадхи. "Великое достижение". Оставление физического тела великой душой (махатмой) или сиддхой. Этим же словом принято называть усыпальницу или мавзолей, воздвигаемый на месте погребения такой великой души или святого. Как правило, индуисты не кремируют тела великих подвижников, гуру и святых, а с почестями предают их земле, сооружая на месте погребения храм-мавзолей. Часто махасамадхи великих учителей и святых становятся местами паломничест­ва.

махасакара-пинда. "Великое проявленное тело". В шиваитской школе сиддха-сид-дханта так называется первое проявление, или манифестация, Шивы из транс­цендентного состояния. От него проистекает все последующее творение. См.: пинда.

махатала. Шестой из семи нижнеастральных миров. См.: чакра.

махатма. "Великая душа". Титул, присваиваемый великим людям, особенно свя­тым. См.: атман.

Махашиваратри. "Великая ночь Шивы". Главный праздник шиваизма, отмечае­мый за одну ночь до новолуния в феврале-марте постом, всенощным бдением, пением, медитацией и поклонением Шиве как Источнику и "Я" всего сущего.

Махешвара. "Великий Господь". В шайва-сиддханте — имя Шивы как милости­вого владыки сокрывающей или вуалирующей энергии; один из пяти аспектов Парамешвары, Первичной Души. Махешвара — это также популярное имя Гос­пода Шивы как Первичной Души и личностного Господа. См.: Космический Танец, Нарараджа, Парамешвара.

маюра. "Павлин". Возница, или вахана, Господа Карттикейи. Символ цветущей красоты, а также религии в ее расцвете и великолепии. Павлин способен усмирить даже очень сильных и крупных змей, например кобр, поэтому он символизирует полное господство души над низшими инстинктами — или же символизирует контроль над энергией кундалини посредством йоги. См.: вахана, Карттикейя, кундалини, йога.

медитация (санскр. дхьяна). Продолжительное сосредоточение. Спокойное, бод­рое, мощно сосредоточенное состояние, в котором новое знание и спонтанное постижение пробуждается изнутри по мере того, как сознание точечно фокусируется на объекте или специальной мысли. См.: внутреннее поклонение, раджа-йога.

 

Международное общество Сознания Кришны (MOCK,ISKCON). Широко известно как "движение Харе Кришна", "западный кришнаизм" или неокришнаизм. Со­временное и весьма активное религиозное движение, основанное в США в конце 60-х гг. вишнуитским гуру Бхактиведантой Свами Прабхупадой, принадлежав­шим к традиции бенгальской школы вишнуизма, основанной в XV веке святым Шри Чайтаньей. В основе вероучения лежит модернизированный вариант Чай-танья-вишнуизма, провозглашающий Кришну Верховной Божественной Лич­ностью и единственным объектом поклонения. Неокришнаизм Прабхупады до­статочно сильно отличается от традиционного индуизма (в т. ч. и вишнуизма). Во-первых, последователи MOCK не поклоняются другим индуистским богам, называемым "полубогами", почитая только Кришну и его супругу Радху, а также своих учителей и святых (Шри Чайтанья рассматривается как аватара Кришны). Во-вторых, западные кришнаиты обычно не называют себя индуистами и часто даже заявляют, что их религия представляет собой нечто принципиально иное, нежели индуизм (поэтому в Индии их нередко называют "фальшивыми индуис­тами"). Основное священное писание секты — Бхагавад-гита как она есть, пред­ложенная Прабхупадой собственная интерпретация Бхагавад-гиты. Ритуальная практика предельно упрощена, главным считается воспевание мантры «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе» и распространение учения Прабхупады в виде книг. Единственным путем к освобождению считается бхакти-йога. Под освобождением понимается не слияние с Богом (саюджья-мукти), а вечные взаимоотношения души и Бога как слуги и господина. Несмотря на то что MOCK держится обособленно от дру­гих индуистских и неоиндуистских течений, все же индуистский характер нео­кришнаизма очевиден. Последователи Прабхупады верят в авторитет Вед и дру­гих индуистских писаний (особое значение, однако, придавая Бхагавад-гите как она есть и Шримад-Бхагаватам), придерживаются строгого вегетарианства и ве­дут индуистский образ жизни в семье и в ашрамах. См.: вишнуизм.

Мейкандар."Видящий истину". Тамильский богослов XII века, автор (или пере­водчик из Раурава-агамы) текста Шиваджнянабодхам. Основатель Мейкандар-сампрадайи, представляющей плюралистическую шайва-сиддханту. См.: шайва-сиддханта.

Мейкандар-шастры. Четырнадцать трудов на тамильском языке по шайва-сид­дханте, написанные в XIII и XIV вв. семью авторами — Мейкандаром, Арулнанди, Уййявандадэвой I и II, Умапати, Шиваджняной Йогином и Манавасагамом Ка-дандаром. См.: шайва-сиддханта, Шиваджняна-бодхам.

ментальное тело (слой) (санскр. виджнянамайя-коша). Высокосознательное вместилище тонкого, или астрального, тела, в котором душа функционирует в махарлоке и антарлоке, или тонком плане. См.: виджнянамайя-коша, интеллек­туальный ум, коша, тонкое тело.

метафизика. Отрасль философии, рассматривающая вопросы первопричины и природы реальности. См.: даршана.

микрокосм и макрокосм. "Малый" и "большой" миры (санскр. соответственно пинда ианда). Микрокосмом обычно называется человеческий организм или же какая-либо малая часть единого, глобального мира. В индуистской космологии внешний мир представляет собой макрокосм по отношению к внутреннему миру, или микрокосму, который в мистическом смысле более велик и полон, чем фи­зическая вселенная, и функционирует в несколько ином режиме вибрации, вре-

мени и пространства. Микрокосм предшествует макрокосму. Так, например, бхурлока произошла от антарлоки и Шивалоки. Сознание предшествует физичес­ким формам. В тантрической традиции тело человека видится как микрокосм единого и целого божественного проявления, макрокосма. См.: пинда, татпгва, тантризм.

милость. Дарующая откровение энергия Бога, ануграха-шакти, благодаря которой все души пробуждаются к своей истинной, божественной природе. На ранних стадиях духовного путешествия милость ощущается преданным как получение даров или благословений, часто непрошеных, от Бога. Зрелая душа видит себя окруженной милостью со всех сторон. Такой человек видит все действия Бога как милость, независимо от того, представляются они ему приятными и полезными или же нет. Для него сама его любовь к Богу, энергия медитации и поклонения и духовное устремление, которое руководит его жизнью, безусловно и полностью являются милостью Бога, божественным даром, заступничеством, никак не свя­занным с теми его поступками, которые он совершил или мог бы совершить.

В шайва-сиддханте именно милость пробуждает любовь к Богу в преданном, смягчает интеллект и подвигает на поиск Самореализации. Милость нисходит, когда душа достигает определенного уровня зрелости и часто приходит в форме духовной инициации (шактипата), от садгуру.

Милость — это не только сила просветления или откровения. Она также включает в себя остальные четыре энергии Шивы — сотворение, сохранение, раз­рушение и сокрытие, — через которые Он дает душе мир опыта и ограничивает сознание души, с тем чтобы она могла развиваться. В более широком значении, милость — это вечно изливающаяся любовь и сострадание Бога, каруна, также известная как крипа ("нежность, сострадание") и прасада (буквально "ясность, чистота").

Кому дается милость Бога? Можно ли ее заслужить? Есть два классических подхода к проблеме спасения и милости. Их выражают две известные аналогии: с обезьяной (марката) и котом (марджара). Школа марката, пожалуй, полнее все­го представленная в Ведах, утверждает, что душа должна прицепиться к Богу, как обезьянка цепляется к своей матери, и таким образом соучаствовать в "спасении". Школа марджара, которая больше отражает позицию Агам, считает, что душа должна быть подобна котенку, который полностью зависит от своей матери (она повсюду носит его, ухватив зубами за загривок). Такое крайнее состояние любов­ного подчинения называется прапатти. См.: ануграха-шакти, прапатти, ини­циация.

миманса. См.: шад-даршана.

мир.В индуистской теологии словом "мир" могут передаваться следующие поня­тия. 1) Пока: один из регионов сознания или планов бытия. 2) Майя: все прояв­ленное существование; феноменальная вселенная, космос В этом значении мир превосходит чисто физическую реальность и включает в себя эмоциональные, ментальные и духовные сферы бытия. Другой подходящий к этому значению термин — пракрити. 3) Паша: в шиваизме слово "мир" часто употребляют для перевода термина паша из фундаментальной агамической триады Пати-пашу-паша ("Бог, душа, мир"). Тем самым мир определяется как узы или путы (паша), которые связывают душу, заслоняя от нее ее истинную природу и давая ей тем самым расти и эволюционировать через опыт индивидуального бытия. Мир (па­ша) тройствен и содержит в себе анаву (силу индивидуализации), карму (принцип причины и следствия) и майю (проявление, принцип материи, магическую энергию Шивы). См. Таблицы.

Мирабаи (ок. 1450—1547 гг.). Вишнуитская святая, мистическая поэтесса; по пре­данию, была раджпутской принцессой, но отказалась от мира, полностью пре­давшись Господу Кришне. Ее песни и история ее жизни популярны и сегодня, особенно в Гуджарате.

мистицизм. От греч. mystikos, "мистерии". Духовность; поиск прямого духовного или религиозного опыта. Духовная дисциплина, направленная на достижение союза с Предельной Реальностью, или Богом, посредством глубокой медитации или трансообразного созерцания. Характеризуется верой в то, что Истина превос­ходит интеллектуальные процессы и должна постигаться трансцендентными средствами. См.: психик, транс.

 

митахара. "Умеренный аппетит; ограниченное удовлетворение". См.: яма-нияма.

модака. "Сладости". Излюбленное лакомство Ганеши, делающееся в виде шариков (размером с лимон) из риса, кокоса, сахара и др. Эзотерически символизирует сиддхи и блаженство духовного постижения, сладчайшее из всех сладостных ве­щей. См.: Ганеша, сиддхи.

мокша. "Освобождение; спасение". Иначе — мукти, кайвалья или нирвана. Осво­бождение от цикла перевоплощений, сансары, круговорота рождений и смертей, происходящее после того, как карма станет исчерпанной, а нирвикальпа-самадхи, реализация истинного "Я", Парашивы, — достигнутым. См.: видехамукти, джи-ванмукта, кайвалья, кундалини, нирвикальпа-самадхи, Парашива, раджа-йога.

молодая душа. Душа, которая прошла только через несколько рождений и является, таким образом, еще неопытной или незрелой. См.: душа, эволюция души.

монах. От греческого monos, "один; одинокий". На санскрите — авадхута, свами, санньясин, джангама, садху, муни, тапасвин, вайраги, удасин. Человек (мужчина или женщина), отрекшийся от мира и целиком посвятивший себя религии, даю­щий обеты безбрачия и аскетизма. Обычно живет совместно с другими монахами в монастыре (матхе) либо как отшельник-одиночка или же непрерывно странст­вует, задерживаясь где-либо только на ночлег. Живущий в монастыре монах на­зывается матхаваси, а странствующий или отшельник — садху. Через подвижни­чество, практику мистической йоги, самоконтроль и трансформацию мужской и женской энергии в себе самом, монах достигает состояния отрешенности от всего мирского, глубокой медитативности ума и способности реализовать высшее "Я" в себе самом. См.: санньясин, вайраги.

монизм. "Учение о единстве". Философия, основанная на том, что 1) есть только одна предельная субстанция или принцип; 2) реальность есть единое целое без независимых частей.

монистический теизм. См.: адвайта-ишваравада.

монотеизм. "Учение об одном Боге". Противоположность политеизма, веры во многих богов. Термин монотеизм охватывает широкий диапазон философских позиций, от эксклюзивного (чистого) монотеизма, который признает только од­ного Бога (как в авраамических религиях), до инклюзивного монотеизма, который также признает существование других богов. Говоря в целом, секты индуизма являются инклюзивно-монотеистическими, так как верят во Всевышнего Бога и почитают других богов, или махадэвов. Однако этот термин, взятый из западной философии, не передает полноты индуистского мышления. Поэтому автор Ве­дического опыта Раймундо Паниккар предложил новое слово: космотеандризм, "доктрина мира-Бога-человека", описывающее философию, которая видит Бога, душу и мир как целое, неразрывное единство. См.: адвайта-ишваравада, Пати-пашу-паша.

Мригендра-агама.Первый вспомогательный текст (Упагама) Комика-агамы, одной из 28-ми Агам шайва-сиддханты. Она особенно ценна, поскольку ее джняна-пада (философский раздел) полон и широко доступен. Также следует отметить разде­лы о жестах рук (мудра), используемых при пудже, и об обустройстве временных мест (ягашала) для специального богослужения. См.: пада, айва-агамы.

мудра."Знак; жест; печать; символ". 1) Эзотерический жест рук, выражающий дви­жение особых энергий или сил. Обычно сопровождаемые практикой визуали­зации соответствующих божеств, мудры представляют собой важный составной элемент пуджи, танца и йоги. Наиболее известны следующие жесты: абхайя-мудра ("жест бесстрашия"), анджали-мудра ("жест почтения"), джняна-мудра ("жест знания") и дхьяна-мудра ("жест медитации"). 2) В терминологии "тантры левой руки" мудра означает также один из компонентов "таинства пяти М", или паньчататтвы, а именно — поджаренные цельные зерна злаков. См.: хатха-йога, намаскара, тантризм.

мукхья.Глава или руководитель (от мукха, "лицо"). Часто — глава семьи или родо­вого клана, т. е. кутумба-мукхья, или прамукха. Старейшина. См.: брихат-кутум-ба.

мукти.То же, что и мокша. См.: мокша.

Мукти-упанишад. Поздневедическое писание, записанное в XIV веке и посвящен­ное, помимо прочего, йоге. См.: Упанишад.

мула. "Корень; основание". Основа или базис чего-либо. Причина, источник. На­пример, мулагрантха, "изначальный текст; первичное писание".

муламантра."Основная мантра". 1) Пранава, или священный звук Аум (Ом). 2) Главная мантра того или иного божества. Например, "Намах Шивайя" — мула­мантра Бога Шивы, главная мантра шиваизма. См.: Аум, мантра, "Намах Ши­вайя".

муладхара-чакра."Корневая, или опорная, чакра". Четырехлепестковый центр-ло­тос в основании позвоночника. Управляет памятью. См.: чакра.

Мундака-упанишад.Относится к Атхарваведе и посвящена различиям между ин­теллектуальным изучением Вед и их вспомогательных текстов и интуитивным познанием Бога.

муни."Мудрец". Мудрец, садху, особенно тот, кто дал обет полного молчания или говорит крайне редко и ищет неподвижности ума. Отшельник. Этот термин про­исходит от слова мауна, "тишина". В гимнах Ригведы муни — мистические шама­ны, связанные с Богом Рудрой.

мурти."Форма; манифестация, воплощение, олицетворение". Образ Бога, исполь­зуемый при богослужении. Мурти бывают неиконографические (авьякта, "непро­явленные"), например Шивалинга, антропоморфные (вьякта, "проявленные"), например Натараджа, а также частично проявленные (вьяктавьякта), например мукха-линга (лицо Шивы видно на Шивалинге]. К образам Божества относятся также символы, например дерево баньян, геометрические изображения и т. д. Икона или статуя Божества может также называться пратима, "отраженный об­раз".

Муруган."Красивый". Имя Карттикейи, особо любимое тамилами южной Индии и Шри-Ланки. См.: Карттикейя.

мухурта."Момент". 1) Отрезок времени. 2) Способ разделения дня и ночи на пе­риоды. Продолжительность мухурт — величина непостоянная, т. к. длина дня и ночи изменяется в течение года. Существует по меньшей мере три системы му­хурт. Первая из них определяет мухурту как 1/8 дня или ночи (=1,5 часа при 12-часовой ночи), вторая — как 1/15 дня или ночи (= 48 минут), а третья — как 1/16 дня или ночи (= 45 минут). 3) Астрологическая наука определения наиболее благоприятных периодов для различных действий. См.: брахма-мухурта.

мушика."Мышь". От корня муш, "воровать, красть". Вахана Господа Ганеши, тра­диционно олицетворяющая богатство и достаток. Символически мышь несет милость Ганеши во все потайные уголки сознания. См.: Ганеша, вахана.

мясоедение. См.: мамсахара.

 

Н

нага. "Змея", часто кобра; символ кундалини, свернувшейся кольцами на четырех лепестках муладхара-чакры.См.: кундалини, муладхара-чакра.

нада."Звук; тон, вибрация". В метафизике — мистические звуки Вечности, из ко­торых высшим является трансцендентный или Беззвучный Звук, Паранада, пер­вая вибрация, из которой эманирует все мироздание. Паранада так чиста и тонка, что не может опознаваться плотными сферами сознания. Из Паранады возникает Пранава, Аум, и дальнейшие производные нады. Они переживаются медитирую­щим как наданади-шакти, "энергетический ток звука", пульсация которого слышна во всей нервной системе как постоянное высокое хум, напоминающее звуки тамбурина, электрического трансформатора, роя пчел. Слушание внутрен­них звуков является созерцательной практикой, которая называется нада-упаса-на, "поклонение посредством звука", нада-анусандхана, "культивирование внут­реннего звука", или нада-йога. Тонкие вибрации наданади-шакти представляют физические длины волн линий преемственности, основанных различными гуру индийских религий. Нада также означает другие физические звуки, слышимые во время глубокой медитации, в том числе звуки, напоминающие различные музы­кальные инструменты. В самом общем значении нада означает обычный звук. См.: Аум, нади, пранава.

наданади-шакти. "Энергетический ток звука". См.: нада.

нади. "Проводящая трубка". Нервное волокно или энергетический канал тонких (внутренних) тел человека. Считается, что есть 72000 нади. Они взаимосвязаны с чакрами. Три главных нади называются ида, питала и сушумна. Ида: также извес­тна как чандра (лунная)- нади. Она розового цвета и обеспечивает ток вниз, кон­чаясь на левой стороне тела. Этот канал по природе женский и по нему течет эмоционально-физическая энергия. Пингала: также известна как сурья (солнеч­ная)- нади. Она голубая, направлена вверх, кончается с правой стороны тела, принадлежит к мужскому началу и проводит интеллектуально-ментальную энергию. Сушумна: основной нервный ток, который проходит по позвоночнику, от муладхара-чакры в его основании до сахасрары в макушке головы. Это канал для кундалини. Посредством йоги энергия кундалини, дремлющая в муладхаре, пробуждается и поднимается по этому каналу сквозь все чакры к сахасрара-чакре. См.: чакра, кундалини, раджа-йога, тантризм.

найведья. Пища, предлагаемая божеству в храме или у домашнего алтаря. Важный элемент пуджи. См.: прасада, пуджа.

накшатра. "Созвездие". Так называются играющие центральную роль в астроло­гических расчетах 27 созвездий, лежащих вдоль эклиптики, или пути солнца. Ин­дивидуальная накшатра, или "звезда рождения", — это то созвездие, в котором находилась Луна во время рождения данного человека. См.: джйотиша.

нальвар. "Четверо набожных". Четверо известных святых шиваитской религии (VII— IX вв.): Аппар, Сундарар, Самбандар и Маниккавасагар, которые способствовали возрождению шиваизма в Тамилнаде. Все, кроме Маниккавасагара, вхо­дят в число наянаров — 63-х святых, канонизированных в 12-й книге Тирумурая (ок. 1140 г.). Все четверо также известны как самаячарьи, "учители веры". Их пре­данные стихи входят в Тирумурай наряду с писаниями других наянаров. Нальвар — термин, который не следует смешивать со словом альвар, обозначающим груп­пу вишнуитских святых того же времени. См.: альвар, наянар, Тирумурай.

нама-дикша. "Имянаречение". То же, что намакарана-самскара. См.: самскары дет­ства.

намакарана. "Имянаречение". См.: самскары детства.

намаскара. "Почтительное приветствие". Традиционное индуистское словесное приветствие, а также мудра, в которой ладони сложены вместе и помещаются на уровне сердца или поднимаются на уровень лба. Эта мудра также называется анджали. Это жест преданности, одинаково выполняемый перед храмовым бо­жеством, святой личностью, другом или случайным знакомым. При сложенных вместе руках правая половина тела соединяется с левой, что приводит нервные токи и нади к уравновешенному состоянию и вводит приветствующего в состо­яние сознания сушумны, пробуждая его третий глаз для почитания Бога в привет­ствуемом. См.: анджали-мудра, пранама.

намасте. "Почтительное приветствие тебе". Традиционное словесное приветствие. Форма намаса, то есть "поклона". См.: намаскара.

Намах Шивайя. "Поклонение или почтение Шиве". Высшая мантра шиваизма, известная как Панчакшара или "пять букв". На — это сокрывающая милость Господа; Ма — мир; Ши — Шива; Ва — Его милость откровения; Йя — душа. Эти буквы также представляют физическое тело: На — ноги, Ма — живот, Ши — плечи, Ва — рот, а Йя — глаза. Воплощая в себе сущность шайва-сиддханты, эта мантра находится в центре центральной Веды (Яджур) первоначальных трех Вед (Риг, Яджур и Сама): Намастарайя намах, шамбхаве ча майобхаве ча, намах шанкарайя ча майяска-райя ча, НАМАХ ШИВАЙЯ ча шиватарайя ча ("Поклонение источнику здоровья и источнику радости. Поклонение творцу здоровья и творцу радости. ПОКЛО­НЕНИЕ БЛАГОМУ (Шиве) и более Благому" — Кришна-Яджурведа, Тайт-тирийя-самхита, 4.5.8). См.: джапа, мантра

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.