Сделай Сам Свою Работу на 5

Гурудэва Шивайя Субрамуниясвами 17 глава





Чарвака (ок. 600 г. до н. э. ). "Сладкий голос или слово". Индийский философ, оформивший школу чистого материализма, которая носит его имя. Один из ве­личайших скептиков всех времен. См.: настика.

чарья-пада.«Стадия доброго поведения». Период религиозного ученичества, пос­вящаемый служению и выработке характера. См.: пада, шайва-сиддханта, шиваизм.

чатур-дхарма. "Четыре дхармы": puma, ашрама-дхарма, варна-дхарма, свадхарма. См.: дхарма.

чела(хинди). "Ученик". Ученик гуру, синоним слова шишья. Женская форма — челина или чели.

Челлаппасвами (1840 — 1915). "Богатый отец". Сиддха- отшельник и садгуру Кайла-са-парампары Нандинатха-сампрадайи, живший на полуострове Джафна (Шри-Ланка) возле храма Наллур Кандасвами в маленькой хижине, на месте которой сейчас находится его усыпальница-самадхи. Среди его учеников был Йогасвами, которого он интенсивно обучал в течение пяти лет и инициировал в качестве своего духовного преемника. См.: Кайласа-парампара, Натха-сампрадайя. Также см. Приложение 4.

Ченнабасаванна. "Малый Басаванна". Богослов XII века, который систематизи­ровал религиозное учение вира-шиваизма.



Чидамбарам. "Зал сознания". Знаменитый южноиндийский храм Шивы Натара-джи. См.: Натараджа.

Чинмайянанда, Свами (1917—1993). Ведантистский писатель, лектор, деятель ин­дуистского возрождения, основатель "Миссии Чинмайи" и соучредитель "Вишва Хинду Паришад". См.: джагадачарья.

Чинна Бомман (1559—1579). Царь Велура, в районе Мадраса, покровитель и ученик Аппайи Дикшиты.

Чистое Сознание. См.: Парашакти, Саччидананда, таттва.

чистота и нечистота (санскр. шауча-ашауча). Чистота и ее противоположность, загрязнение, являются фундаментальными понятиями индуистской культуры. Они имеют отношение не только к физической чистоте, но и к чистоте в ее со­циальных, ритуальных, ментальных, эмоциональных, психических и духовных аспектах. Свобода от всех видов загрязнения является ключом к индуистской духовности и одной из ям. Физическая чистота требует чистой и упорядоченной окружающей среды, йогического очищения внутренних органов и частого омо­вения водой. Ментальная чистота достигается медитацией, праведной жизнью и правильным мышлением. Эмоциональная чистота зависит от контроля над умом, прояснения подсознательного и хорошего круга общения. Духовная чис­тота достигается следованием ямам и ниямам, изучением Вед и других писаний, паломничеством, медитацией, джапой, тапасом и ахимсой. Ритуальная чистота требует соблюдения определенных праяшчит, или покаяний, в компенсацию загрязнения, вызванного зарубежными поездками, контактами с низменными людьми или плохими местами, обращением в другую веру, прикосновением к телесным нечистотам, посещением похорон и т. д. Есть три формы чистоты — чистота ума, речи и тела (или мысли, слова и дела). Чистота — это естественное состояние души. Нечистота, или загрязнение, является состоянием вторичным, неестественным, наносным. Источники нечистоты — фальшивый, извращенный опыт и усвоение замутняюших истину понятий. В повседневной жизни индуист стремится защищать свою исконную чистоту при помощи мудрого образа жиз­ни, следующего законам дхармы. Этот образ жизни включает в себя обуздание сексуальных энергий, общение с другими добродетельными преданными индуис-тами, воздержание от грубых, гневных и неприличных слов и поддержание чис­тоты и здоровья физического тела. См.: дхарма, папа, покаяние, пунья, яма-нияма.



 

Чит."Сознание" или "осознание". В философии — "чистое осознание, трансцен­дентное сознание", как в термине Сат-чит-ананда. В обыденном употреблении чит означает "воспринимать, осознавать". См.: читта, сознание, ум (универсаль­ный).

читсабха. "Зал сознания". См.: Натараджа.



читта. "Ум, сознание". Ум как субстанция. На личном уровне — то, в чем записы­ваются ментальные впечатления и опыт. Местопребывание сознательного, под­сознательного и сверхсознательного состояний и тройственной ментальной спо­собности (антахкараны), состоящей из буддхи, манаса и ахамкары. См.: сознание, ум (индивидуальный), ум (универсальный).

чудакарана. Церемония ритуального обрития головы. См.: самскара.

Чхандас-веданга. Вспомогательные ведические тексты о метрических правилах стихосложения. Чханда, метр, относится к четырем лингвистическим искусствам, необходимым для овладения Ведами и ритуалами яджни. Чхандас переводится как "желание, воля" или "метрическая наука". Важнейший текст по чхандасу — при­писываемая Пингале (ок. 200 г. до н. э.) Чханда-шастра. См.: Веданга.

Чхандогья-упанишад(а). Одна из главных Упанишад. Состоит из восьми глав "Чхандогья-брахманы" Самаведы. Посвящена происхождению и значению звука Аум, важности Самаведы, "Я", медитации и жизни после смерти. См.: Упанишад.

 

Ш

шабдакоша. "Оболочка из звуков или слов". Словарь, глоссарий.

шад-даршана. "Шесть воззрений; шесть философий". Шесть классических индуис­тских философских систем: ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса и веданта, каждая из которых кратко сформулирована "основателем" в форме сутр и разра­ботана другими авторами в обширных комментариях. Даршаны понимаются как различные попытки описать Истину и путь к ней. 1) Ньяя: "система, правило; логика". Система логического реализма, основанная ок. 300 г. до н. э. Гаутамой, знаменитая своей логикой и эпистемологией и занимающаяся поисками средств достижения правильного знания. Ее методы постановки вопроса и правила аргу­ментации были приняты всеми школами индуизма. 2) Вайшешика: "различе­ние" (от вишеша, "различия"). Философия, основанная на учении Канады (ок. 300 г. до н. э.) о том, что освобождения следует достигать через понимание природы существования, которое классифицируется как девять фундаментальных реаль­ностей (дравья): земля, вода, свет, воздух, эфир, время, пространство, душа и ум. Ньяя и вайшешика часто рассматриваются как взаимодополняющая пара, в кото­рой ньяя интересуется логикой, а вайшешика анализирует природу мира. 3) Сан­кхья: "перечисление, подсчет". Философия, основанная Капилой (ок. 500 г. до н. э.), автором Санкхья-сутр. Интересуется в первую очередь таттвами, "кате­гориями существования", которых насчитывает 25. Первые две — это непрояв­ленный дух, пуруша, и проявленная первичная природа, пракрити, —полярность мужского и женского начал, рассматриваемая как основа всего существования. Пракрити, из которой развиваются все вещи, представляет собой единство трех гун: саттвы, раджаса и тамаса. Санкхья и йога считаются неразделимой парой, и их принципы пронизывают весь индуизм. 4) Йога: "обуздание, соединение". Древняя традиция философии и практики, оформленная Патанджали (ок. 200 г. до н. э.) в Йога-сутрах.. Также известна как раджа-йога, "царская йога", и аштан-га-йога, "восьмичленная йога". Ее задачей является прекращение всех колебаний сознания и достижение Самореализации. Йога целиком посвящена практи­ческому осуществлению высокой философии индуизма и достижению личной трансформации через трансцендентальный опыт, самадхи. 5) Миманса: "исследо­вание, изучение". Также пурва-миманса ("ранняя" миманса). Основана Джаймини (ок. 200 г. до н. э.), автором Миманса-сутр, который учил, что правильное выпол­нение ведических ритуалов является средством спасения. 6) Веданта: "конец (или кульминация) Вед". Также уттара-миманса ("поздняя" миманса). Основа­нием веданты служат Упанишады и Араньяки (заключительные части Вед, отсюда и название), а не гимны и ритуальные разделы Вед. Веданта учит, что существует одна Абсолютная Реальность, Брахман. Человек и Брахман — одно, и целью жиз­ни является осознание этой истины. Веданта-сутры (или Брахма-сутры) были написаны Риши Бадараяной (ок 400 г. до н. э.).

 

шайва. Имеющий отношение к шиваизму. То же, что и шиваит. В мире в настоя­щее время насчитывается около 400 млн. шиваитов. См.: шиваизм.

Шайва-агамы. Богооткровенные писания шиваитов (шайвов). Строго теистичес­кие, они описывают Шиву как Всевышнего Господа, имманентного и трансцен­дентного. Подразделяются на 64 кашмирских Шайва-агамы и 28 Агам шайва-сид-дханты . К последней группе относятся основополагающие писания секты шайва-сиддханта. Из них десять принадлежат к категории "шивабхеда" и счита­ются дуалистическими: 1) Камика, 2) Йогаджа, 3) Чинтья, 4) Карана, 5) Аджита, 6) Дипта, 7) Сукшма, 8) Сахасрака, 9) Амшумат, 10) Супрабхеда. Восемнадцать Агам относятся к категории "рудрабхеда" и являются недуалистическими: 11) Виджая, 12) Нихшваса, 13) Сваямбхува, 14) Анала, 15) Вира (Бхадра), 16) Раурава, 17) Макута, 18) Вимала, 19) Чандраджняна (или Чандрахаса), 20) Мукхабимба (или Бимба), 21) Продгита (или Удгита], 22) Лалита, 23) Сиддха, 24) Сантана, 25) Сарвокта (Нарасимха), 26) Парамешвара, 27) Кирана и 28) Ватула (или Парахита). Риши Тирумулар в своем Тирумантирам упоминает о 28-ми Агамах и перечисляет названия девяти. Из них восемь — Карана, Камика, Вира, Чинтья, Ватула, Вимала, Супрабхеда и Макута — находятся в вышеприведенном списке 28-ми Агам, а девятая, Калоттара, в настоящее время считается Упагамой, то есть вспомогательным текстом, Ватулы. Камика — это Агама, которой наиболее ши­роко пользуются в тамильских шиваитских храмах, поскольку к ней имеется ком­ментарий-руководство (паддхати) Агхорашивы. Вира-шиваиты особо почти­тельно относятся к Ватула- и Вира-агаме. Писания Шайва-агам более, чем что-либо другое, объединяют все школы шиваизма. Сами Агамы утверждают, что все они полностью согласуются с учениями Вед, содержат сущность Вед и должны изучаться с той же высокой степенью преданности. См.: Агамы, Веды.

шайва-вишишта-адвайта. См.: шива-адвайта.

шайва-сиддханта. Самая широко распространенная и влиятельная из шести ос­новных школ шиваизма сегодня, особенно сильная среди тамилов южной Индии и Шри-Ланки. Первым гуру традиции шуддха- ("чистой") шайва-сиддханты был Махарши Нандинатха из Кашмира (ок. 250 г. до н. э.). В средние века учения Агхорашивы и Мейкандара породили плюралистический поток в шайва-сиддхан-те. См.: Приложение 2.

 

шакахара. "Вегетарианская диета". От шака, "овощ", и ахара, "употребление в пи­щу". См.: яма-нияма.

шакта. Последователь шактизма или имеющий к нему отношение. См.: индуизм, шактизм, тантризм.

шакта-тантризм. См.: тантризм, шактизм.

Шакти. "Сила, энергия". Активная сила или проявленная энергия Шивы, которая пронизывает все существующее. Ее наиболее тонким аспектом является Пара-шакти, или Саччидананда, чистое сознание и первооснова всех форм. Эта божес­твенная энергия развертывается как иччха-шакти (сила желания, воли, любви), крия-шакти (сила действия) и джняна-шакти (сила мудрости, знания), символи­зируемые тремя зубцами тришулы, или трезубца, Шивы. Из них появляются пять энергий: откровения, сокрытия, растворения, сохранения и сотворения.

В шайва-сиддханте Шива есть все, а Его божественная энергия, Шакти, неот­делима от Него. Это единство символизирует образ Ардханаришвары, "полужен­ского Бога". В народном, деревенском индуизме единство Шивы и Шакти заме­щается понятием о Шиве и Шакти как отдельных сущностях. Шакти представле­на как женское начало, а Шива — как мужское. В индуистских храмах, искусстве и мифологии Они изображаются как божественная чета. Такая иконография ухо­дит корнями в Пураны. Шакти персонифицируется во многих формах спутниц богов. Например, богини Парвати, Лакшми и Сарасвати являются мифологи­ческими спутницами соответственно Шивы, Вишну и Брахмы. Философия, одна­ко, настаивает, что Бог и энергия Бога суть Одно, а метафора неразлучной божес­твенной четы только иллюстрирует это Единство.

В религии шактистов поклонение Богине стоит превыше всего — в Ее мно­гочисленных грозных и благих формах. Шакти — это Божественная Мать прояв­ленного мира, визуализируемая в женской форме, а Шива — это лишь Непрояв­ленный Абсолют. К грозным или черным (асита) формам Богини относятся Ка­ли, Дурга, Чанди, Чамунда, Бхадракали и Бхайрави. Благие или белые (сита) фор­мы — это Ума, Гаури, Амбика, Парвати, Махешвари, Лалита и Аннапурна. Как Раджараджешвари ("божественная королева королей"), Она является главным божеством янтры Шри-Чакра. Ей также поклоняются как десяти Махавидьям, манифестациям высшего знания — Кали, Таре, Шодаши, Бхуванешвари, Чхин-намасте, Бхайрави, Дхумавати, Багале, Матанги и Камале. Хотя некоторые шакты рассматривают их как отдельных существ, большинство почитает их как мани­фестации единственной Дэви. Есть также множество меньших форм Богини из категории грамадэвата ("деревенское божество"). К ним относятся Питари, "ло­вящая змей" (обычно представленная простым камнем) и Мариямман, ''Богиня оспы".

В йогическом мистицизме всех традиций шакти переживается в человечес­ком теле в трех аспектах: 1) женская сила, ида-шакти; 2) мужская сила, пингала-шакти; 3) чистая андрогинная сила, кундалини-шакти, которая течет через сушумна- нади.

Шакти легче всего чувствуют преданные как тонкую блаженную энергию, истекающую от святой личности или освященного индуистского храма.

 

шакти-вишишта-адвайта. См.: вира-шиваизм.

шактизм. (санскр. шакта-дхарма). Религия тех, кто поклоняется Всевышнему как Божественной Матери, Шакти или Дэви, в Ее многих формах, милостивых и гроз­ных. Одна из основных ветвей индуизма. Первыми историческими свидетельст­вами шактизма являются тысячи женских статуэток, датируемых ок. 5500 г. до н. э. и найденных в деревне Мергарх в Индии. В философии и практике шактизм очень напоминает шиваизм. Обе религии выдвигают, например, одни и те же конечные цели адвайтисгского союза с Шивой и мокши. Но шактисты поклоня­ются как Высшему Существу исключительно Шакти, динамичному аспекту Бо­жественного, в то время как Шива считается совершенно трансцендентным и Ему не поклоняются. Есть много форм шактизма, с бесконечным разнообразием практик, цель которых — добыть божественную энергию или силу, необходимую для духовной трансформации. Выделяются две основные формы шактизма: шри-кулау "семья Богини Шри (Лакшми)", которая уважает брахманическую традицию (главный поток индуизма, придерживающийся кастовой системы и правил чистоты) и особенно сильна на юге Индии, и каликула, "семья Кали", которая отвергает брахманическую традицию и преобладает в северной и восточ­ной Индии. Сегодня очевидны четыре главных выражения шактизма: народный шаманизм, йога, преданность (бхакти) и универсализм. Одной из важнейших мантр шактистов является Аум Хрим Чандикаяй Намах, "Я склоняюсь перед Той, кто разрывает всякую двойственность". Существует много вариантов народного шактизма, тяготеющих к различным формам Богини (Кали, Дурга, Амман и др.). Поклонение часто включает в себя хождение по огню и жертвоприношение животных, хотя последнее постепенно отмирает. См.: Богиня, тантризм, Шакти.

шактипат(а). "Нисхождение милости". Гуру-дикша, инициация, получаемая от духовного наставника, в частности первая инициация, которая пробуждает кундалини и запускает процесс духовного развития. См.: ануграха-шакти, дикша, кундалини.

шактопайя. "Путь силы". См.: упайя.

Шакья. Шиваитская династия, правившая на территории нынешнего Непала, в которой родился Будда, или Шакьямуни. См.: Будда.

шаманизм. Племенная или местная традиция, в которой мистический жрец, ша­ман, играет центральную роль, владея магическими и духовными силами. Шама­на почитают за его способность управлять природой и людьми, вызывать хо­рошие и плохие события; он — посредник между человеком и божественными силами. Термин шаман происходит от санскритского шрамана, "аскет", родствен­ного слову шрам, "напрягаться, стараться".

Шандилья-упанишад. Относится к Ахтарваведе. Обсуждает восемь форм йоги, ог­раничения, предписания, управление дыханием, медитацию и природу истины.

Шанкара. "Дарующий счастье; благосклонный". Одно из имен Шивы.

Шанкара (Ади Шанкарачарья) (788—820). Одна из величайших фигур в истории индуизма; выдающийся гуру из смарта-сампрадайи. Прославился своей монисти­ческой философией адвайта-веданты и множеством комментариев к писаниям; основал десять орденов санньясинов с резиденциями первосвященников в стра­тегических центрах по всей Индии. Прожил только 32 года, но успел исходить всю Индию и изменить весь индуистский мир того времени. См.: веданта, дашанами, шанкарачарья-питха, Смарта-сампрадайя.

шанкарачарья-питха. Так называются адвайтические монастыри-матхи, осно­ванные Шанкарой (ок. 788—820) как центры смартизма в Индии, каждый из которых имеет свою гуру-парампару и первосвященника, носящего титул Шанка­рачарья. С каждым матхом связано одно из четырех упанишадических "великих изречений" (махавакья), играющее роль мантры, и два или три монашеских ор­дена из числа дашанами. Восточное побережье:Говардхана-матх, в Пури (центр орденов Аранья и Вана). Гималаи:Джйоти-матх, близ Бадринатха (ордена Гири, Парвата и Сагара). Западное побережье:Шарада-матх, в Двараке (ордена Тир-тха и Ашрама). Юг:Шрингери-матх (ордена Бхарати, Пури и Сарасвати). Пя­тый значительный питх, связанный с Шрингери-матхом, находится в Канчипу-раме, также на Юге. См.: дашанами, смартизм, Шанкара, махавакья, питха. шанмата-стхапаначарья."Учитель-основатель шестеричной системы". Титул, присвоенный Ади Шанкаре при жизни. Имеется в виду его стремление консо­лидировать шесть главных сект индуизма в одной несектантской системе, кото­рое, в частности, проявилось в создании алтаря пяти (или шести) божеств. См.: смартизм, паньчаятана-пуджа, Шанкара.

Шанмукха. "Шестиликий". Одно из имен Господа Муругана или Карттикейи, ука­зывающее на множественность Его божественных функций. См.: Карттикейя.

Шанмукха-гаятри. Ведическая мантра- гаятри для обращения к Господу Карттикейе как к Шанмукхе, "Шестиликому".

Шаравана. "Заросли тростника". В мифологии — священный водоем в Гималаях, где вырос Господь Карттикейя; эзотерически понимается как озеро божественной сущности, или первичного сознания. См.: Карттикейя. шарана."Прибежище". См.: шивашарана, вира-шиваизм.

шарира. "Тело; скорлупа". Другое название — деха. Три тела для души: 1) стхула-шарира, "грубое или физическое тело" (также называемое аннамайя-коша); 2) сукшма-шарира, "тонкое тело" (также называемое линга-шарира, оно включает в себя пранамайя-, маномайя- и виджнянамайя-коши); 3) карана-шарира, "причин­ное тело" (также называемое анандамайя-коша), тело духовной природы. См.: коша, тонкое тело.

шастра. "Священный текст; учение". 1) Любой религиозный или философский трактат или корпус писаний. 2) Раздел знания, научная дисциплина; например, Дхарма-шастра — религиозный закон, Артха-шастра — политика.

 

шастри. Тот, кто сведущ в шастрах, или писаниях.

Шатапатха-брахмана. Руководство для жрецов из Шукла-Яджурведы. Шатапат-ха означает "100 путей". Основные темы — теология, философия и способы бо­гослужения.

шаткона. "Шестиугольник", точнее, шестиконечная звезда, образованная двумя пересекающимися треугольниками, из которых направленный вверх представля­ет трансцендентное бытие Шивы, а направленный вниз — проявленную энергию Шивы, Шакти. Шаткона является частью янтры Господа Карттикейи. См.: Ардханаришвара, Карттикейя.

шатстхала. "Шесть стадий". Шесть стадий союза с Шивой в вира-шиваизме. См.: вира-шиваизм.

 

шауча: "Чистота". Избегание нечистоты в теле, уме и речи. См.: чистота и нечис­тота, яма-нияма.

шаштьябда-пурти. "Празднование шестидесятого дня рождения". Праздник, уст­раиваемый для семейной четы в день рождения мужа. Обычно приглашается много родственников и друзей. В ходе праздника проводится хома, супругами повторно принимаются брачные обеты. Его назначение — подтянуть семейные узы.

Шветашватара-упанишад. Упанишада Яджурведы, которая подчеркивает важ­ность теизма (личностного Бога и преданности Ему) и, вместе с тем, монизма (единства Бога, души и мира). Одна из главных Упанишад. Ценится, в частности шиваитами, как великое панентеистическое писание.

Шива. "Благосклонный, милостивый". Верховное Существо шиваитской религии. Бог Шива есть все и во всем, одновременно Творец и творение, одновременно имманентный и трансцендентный. Как личностное Божество, Он является Созда­телем, Хранителем и Разрушителем. Он един, но видим в трех совершенствах: как Парамешвара (Первичная Душа), Парашакти (Чистое Сознание) и Парашива (Абсолютная Реальность). См.: Ишта-дэвата, Парамешвара, Парашива, Пара­шакти, Натараджа, Садашива, Саччидананда, шиваизм.

шива-адвайта. Другие названия: шива-вишишта-адвайта, шиваитский ограни­ченный недуализм. Школа шиваизма, основанная на философии Шрикантхи (ок. 1050 г.). См. Приложение 2.

Шивадаял (1818—1878). Основатель эзотерической реформистской вишнуитской секты радхасвами в Агре.

Шиваджняна-бодхам. "Трактат о мудрости Шивы". Труд (или, как некоторые счи­тают, часть Раурава-агамы, переведенная на тамильский язык) Мейкандара (ок. 1300 г.). Состоит из 12 сутр и описывает отношения между Богом, душой и миром. Мейкандар-сампрадайя почитает эту книгу как свой основной философ­ский текст и считает, что в ней излагается плюралистическое учение. Есть также мнение, что она по характеру монистична, а плюралистические интерпретации были введены позднейшими комментаторами. В этот важный текст включены очень глубокие комментарии к каждой из 12 сутр. См.: Мейкандар-шастры.

Шива-дришти. Писание кашмирского шиваизма, ныне утраченное, написанное Соманандой, учеником Васугупты. См.: кашмирский шиваизм.

шиваизм (также шайвизм,санскр. шайва-дхарма). Религия тех, кто поклоняется Шиве как Всевышнему Богу. Древнейшая из четырех сект индуизма. Самое ран­нее историческое свидетельство о шиваизме — знаменитая 8000-летняя печать с Шивой-Пашупати, сидящим в йогической позе, из долины Инда. В Рамаяне, ко­торая астрономически датируется 2000 г. до н. э., Господь Рама, как и его враг Равана, поклоняется Шиве. Будда родился в 624 г. до н. э. в шиваитской семье, и летописи тех времен рассказывают о шиваитах-аскетах, которые бродили по хол­мам точно так же, как они делают сегодня. Есть много школ шиваизма, из кото­рых важнейшими являются шесть: шайва-сиддханта, пашупата-шиваизм, кашмирский шиваизм, вира-шиваизм, сиддха-сиддханта и шива-адвайта (подробно о шести школах см. Приложение 2). Все они прочно основываются на Ведах и Агамах и разделяют следующие принципиальные доктрины: 1) пять энер­гий Шивы — творение, сохранение, разрушение, сокрытие и откровение; 2) три категории — Пати, пашу и паша (Бог, души и "путы"); 3) три вида пут, или уз, — анава, карма и майя; 4) троичная энергия Шивы — иччха-шакти, крия-шакти и джняна-шакти; 5) тридцать шесть таттв, или категорий существования; 6) не­обходимость инициации, полученной от садгуру; 7) сила мантры; 8) четыре пады (стадии) — чарья (бескорыстное служение), крия (преданность), йога (меди­тация), джняна (просветление); 9) вера в Паньчакшару как высшую мантру и в рудракшу и вибхути как священных помощников веры; 10) вера в садгуру (на­ставника), Шивалингам (объект поклонения) и сангху (сообщество святых лич­ностей).

шиваит. Последователь шиваизма. То же, что шайва. В мире в настоящее время насчитывается около 400 млн. шиваитов. См.: шиваизм.

Шивайя Намах. "Преклонение перед Шивой". Обратная форма мантры "Намах Шивайя". См.: Намах Шивайя.

 

Шива-карнамрита. Текст Аппайи Дикпшты (1554—1626), написанный с целью восстановления знания о превосходстве Бога Шивы во времена широкого обра­щения в вишнуизм. См.: Аппайя Дикшита.

Шивалайя. "Дом (алайя), где пребывает Шива". Святой храм Шивы. См.: храм.

Шивалингам или Шивалинга."Метка или знак Шивы". Самый распространенный образ Шивы, присутствующий практически во всех шиваитских храмах. Округ­лый эллиптический предмет, обычно установленный на круглом основании, пи-тхе. Шивалингам — это простейший и древнейший символ Шивы, особенно Па-рашивы, Бога по ту сторону всех форм и качеств. Питха представляет Пара­шакти, проявляющуюся Силу Бога. Лингамы обычно бывают каменными (выре­занными или естественного происхождения, сваямбху, например речная галька), но могут быть и из металла, драгоценных камней, хрусталя, дерева, земли или нестойких материалов (например, льда). В соответствии с Карана-агамой (6), вре­менные Шивалингамы могут делаться из 12 различных материалов: песка, риса, приготовленной пищи, речного ила, коровьего навоза, масла, зерен рудракши, пепла, сандаловой пасты, травы дарбха, цветочной гирлянды или патоки. См.: йони, мурти, сваямбху-линга, шиваизм.

Шивалока. "Сфера Шивы". См.: лока.

Шивамайя. "Оформленное, сделанное, состоящее из Шивы или полное Шивой". Важное понятие монистического шиваизма. Все сущее — все миры, все существа, все проявленное, все то, что претерпевает сотворение, сохранение и уничтожение, — состоит из Шивы и пронизано Им. См.: мир, таттва.

Шивамайя-коша. "Оболочка, состоящая из Шивы". Форма Первичной Души, Па-рамешвары, тело Бога Шивы, в которое индивидуальная душа вливается по осу­ществлении ее эволюции. См.: вишваграса, Парамешвара.

Шиванадияр (тамил.). "Раб Шивы". Мистические отношения между преданным и Шивой, в которых все духовные, ментальные и физические действия восприни­маются как осуществление воли и замысла Шивы. См.: карма-йога.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.