|
Гурудэва Шивайя Субрамуниясвами 17 глава
Чарвака (ок. 600 г. до н. э. ). "Сладкий голос или слово". Индийский философ, оформивший школу чистого материализма, которая носит его имя. Один из величайших скептиков всех времен. См.: настика.
чарья-пада.«Стадия доброго поведения». Период религиозного ученичества, посвящаемый служению и выработке характера. См.: пада, шайва-сиддханта, шиваизм.
чатур-дхарма. "Четыре дхармы": puma, ашрама-дхарма, варна-дхарма, свадхарма. См.: дхарма.
чела(хинди). "Ученик". Ученик гуру, синоним слова шишья. Женская форма — челина или чели.
Челлаппасвами (1840 — 1915). "Богатый отец". Сиддха- отшельник и садгуру Кайла-са-парампары Нандинатха-сампрадайи, живший на полуострове Джафна (Шри-Ланка) возле храма Наллур Кандасвами в маленькой хижине, на месте которой сейчас находится его усыпальница-самадхи. Среди его учеников был Йогасвами, которого он интенсивно обучал в течение пяти лет и инициировал в качестве своего духовного преемника. См.: Кайласа-парампара, Натха-сампрадайя. Также см. Приложение 4.
Ченнабасаванна. "Малый Басаванна". Богослов XII века, который систематизировал религиозное учение вира-шиваизма.
Чидамбарам. "Зал сознания". Знаменитый южноиндийский храм Шивы Натара-джи. См.: Натараджа.
Чинмайянанда, Свами (1917—1993). Ведантистский писатель, лектор, деятель индуистского возрождения, основатель "Миссии Чинмайи" и соучредитель "Вишва Хинду Паришад". См.: джагадачарья.
Чинна Бомман (1559—1579). Царь Велура, в районе Мадраса, покровитель и ученик Аппайи Дикшиты.
Чистое Сознание. См.: Парашакти, Саччидананда, таттва.
чистота и нечистота (санскр. шауча-ашауча). Чистота и ее противоположность, загрязнение, являются фундаментальными понятиями индуистской культуры. Они имеют отношение не только к физической чистоте, но и к чистоте в ее социальных, ритуальных, ментальных, эмоциональных, психических и духовных аспектах. Свобода от всех видов загрязнения является ключом к индуистской духовности и одной из ям. Физическая чистота требует чистой и упорядоченной окружающей среды, йогического очищения внутренних органов и частого омовения водой. Ментальная чистота достигается медитацией, праведной жизнью и правильным мышлением. Эмоциональная чистота зависит от контроля над умом, прояснения подсознательного и хорошего круга общения. Духовная чистота достигается следованием ямам и ниямам, изучением Вед и других писаний, паломничеством, медитацией, джапой, тапасом и ахимсой. Ритуальная чистота требует соблюдения определенных праяшчит, или покаяний, в компенсацию загрязнения, вызванного зарубежными поездками, контактами с низменными людьми или плохими местами, обращением в другую веру, прикосновением к телесным нечистотам, посещением похорон и т. д. Есть три формы чистоты — чистота ума, речи и тела (или мысли, слова и дела). Чистота — это естественное состояние души. Нечистота, или загрязнение, является состоянием вторичным, неестественным, наносным. Источники нечистоты — фальшивый, извращенный опыт и усвоение замутняюших истину понятий. В повседневной жизни индуист стремится защищать свою исконную чистоту при помощи мудрого образа жизни, следующего законам дхармы. Этот образ жизни включает в себя обуздание сексуальных энергий, общение с другими добродетельными преданными индуис-тами, воздержание от грубых, гневных и неприличных слов и поддержание чистоты и здоровья физического тела. См.: дхарма, папа, покаяние, пунья, яма-нияма.
Чит."Сознание" или "осознание". В философии — "чистое осознание, трансцендентное сознание", как в термине Сат-чит-ананда. В обыденном употреблении чит означает "воспринимать, осознавать". См.: читта, сознание, ум (универсальный).
читсабха. "Зал сознания". См.: Натараджа.
читта. "Ум, сознание". Ум как субстанция. На личном уровне — то, в чем записываются ментальные впечатления и опыт. Местопребывание сознательного, подсознательного и сверхсознательного состояний и тройственной ментальной способности (антахкараны), состоящей из буддхи, манаса и ахамкары. См.: сознание, ум (индивидуальный), ум (универсальный).
чудакарана. Церемония ритуального обрития головы. См.: самскара.
Чхандас-веданга. Вспомогательные ведические тексты о метрических правилах стихосложения. Чханда, метр, относится к четырем лингвистическим искусствам, необходимым для овладения Ведами и ритуалами яджни. Чхандас переводится как "желание, воля" или "метрическая наука". Важнейший текст по чхандасу — приписываемая Пингале (ок. 200 г. до н. э.) Чханда-шастра. См.: Веданга.
Чхандогья-упанишад(а). Одна из главных Упанишад. Состоит из восьми глав "Чхандогья-брахманы" Самаведы. Посвящена происхождению и значению звука Аум, важности Самаведы, "Я", медитации и жизни после смерти. См.: Упанишад.
Ш
шабдакоша. "Оболочка из звуков или слов". Словарь, глоссарий.
шад-даршана. "Шесть воззрений; шесть философий". Шесть классических индуистских философских систем: ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса и веданта, каждая из которых кратко сформулирована "основателем" в форме сутр и разработана другими авторами в обширных комментариях. Даршаны понимаются как различные попытки описать Истину и путь к ней. 1) Ньяя: "система, правило; логика". Система логического реализма, основанная ок. 300 г. до н. э. Гаутамой, знаменитая своей логикой и эпистемологией и занимающаяся поисками средств достижения правильного знания. Ее методы постановки вопроса и правила аргументации были приняты всеми школами индуизма. 2) Вайшешика: "различение" (от вишеша, "различия"). Философия, основанная на учении Канады (ок. 300 г. до н. э.) о том, что освобождения следует достигать через понимание природы существования, которое классифицируется как девять фундаментальных реальностей (дравья): земля, вода, свет, воздух, эфир, время, пространство, душа и ум. Ньяя и вайшешика часто рассматриваются как взаимодополняющая пара, в которой ньяя интересуется логикой, а вайшешика анализирует природу мира. 3) Санкхья: "перечисление, подсчет". Философия, основанная Капилой (ок. 500 г. до н. э.), автором Санкхья-сутр. Интересуется в первую очередь таттвами, "категориями существования", которых насчитывает 25. Первые две — это непроявленный дух, пуруша, и проявленная первичная природа, пракрити, —полярность мужского и женского начал, рассматриваемая как основа всего существования. Пракрити, из которой развиваются все вещи, представляет собой единство трех гун: саттвы, раджаса и тамаса. Санкхья и йога считаются неразделимой парой, и их принципы пронизывают весь индуизм. 4) Йога: "обуздание, соединение". Древняя традиция философии и практики, оформленная Патанджали (ок. 200 г. до н. э.) в Йога-сутрах.. Также известна как раджа-йога, "царская йога", и аштан-га-йога, "восьмичленная йога". Ее задачей является прекращение всех колебаний сознания и достижение Самореализации. Йога целиком посвящена практическому осуществлению высокой философии индуизма и достижению личной трансформации через трансцендентальный опыт, самадхи. 5) Миманса: "исследование, изучение". Также пурва-миманса ("ранняя" миманса). Основана Джаймини (ок. 200 г. до н. э.), автором Миманса-сутр, который учил, что правильное выполнение ведических ритуалов является средством спасения. 6) Веданта: "конец (или кульминация) Вед". Также уттара-миманса ("поздняя" миманса). Основанием веданты служат Упанишады и Араньяки (заключительные части Вед, отсюда и название), а не гимны и ритуальные разделы Вед. Веданта учит, что существует одна Абсолютная Реальность, Брахман. Человек и Брахман — одно, и целью жизни является осознание этой истины. Веданта-сутры (или Брахма-сутры) были написаны Риши Бадараяной (ок 400 г. до н. э.).
шайва. Имеющий отношение к шиваизму. То же, что и шиваит. В мире в настоящее время насчитывается около 400 млн. шиваитов. См.: шиваизм.
Шайва-агамы. Богооткровенные писания шиваитов (шайвов). Строго теистические, они описывают Шиву как Всевышнего Господа, имманентного и трансцендентного. Подразделяются на 64 кашмирских Шайва-агамы и 28 Агам шайва-сид-дханты . К последней группе относятся основополагающие писания секты шайва-сиддханта. Из них десять принадлежат к категории "шивабхеда" и считаются дуалистическими: 1) Камика, 2) Йогаджа, 3) Чинтья, 4) Карана, 5) Аджита, 6) Дипта, 7) Сукшма, 8) Сахасрака, 9) Амшумат, 10) Супрабхеда. Восемнадцать Агам относятся к категории "рудрабхеда" и являются недуалистическими: 11) Виджая, 12) Нихшваса, 13) Сваямбхува, 14) Анала, 15) Вира (Бхадра), 16) Раурава, 17) Макута, 18) Вимала, 19) Чандраджняна (или Чандрахаса), 20) Мукхабимба (или Бимба), 21) Продгита (или Удгита], 22) Лалита, 23) Сиддха, 24) Сантана, 25) Сарвокта (Нарасимха), 26) Парамешвара, 27) Кирана и 28) Ватула (или Парахита). Риши Тирумулар в своем Тирумантирам упоминает о 28-ми Агамах и перечисляет названия девяти. Из них восемь — Карана, Камика, Вира, Чинтья, Ватула, Вимала, Супрабхеда и Макута — находятся в вышеприведенном списке 28-ми Агам, а девятая, Калоттара, в настоящее время считается Упагамой, то есть вспомогательным текстом, Ватулы. Камика — это Агама, которой наиболее широко пользуются в тамильских шиваитских храмах, поскольку к ней имеется комментарий-руководство (паддхати) Агхорашивы. Вира-шиваиты особо почтительно относятся к Ватула- и Вира-агаме. Писания Шайва-агам более, чем что-либо другое, объединяют все школы шиваизма. Сами Агамы утверждают, что все они полностью согласуются с учениями Вед, содержат сущность Вед и должны изучаться с той же высокой степенью преданности. См.: Агамы, Веды.
шайва-вишишта-адвайта. См.: шива-адвайта.
шайва-сиддханта. Самая широко распространенная и влиятельная из шести основных школ шиваизма сегодня, особенно сильная среди тамилов южной Индии и Шри-Ланки. Первым гуру традиции шуддха- ("чистой") шайва-сиддханты был Махарши Нандинатха из Кашмира (ок. 250 г. до н. э.). В средние века учения Агхорашивы и Мейкандара породили плюралистический поток в шайва-сиддхан-те. См.: Приложение 2.
шакахара. "Вегетарианская диета". От шака, "овощ", и ахара, "употребление в пищу". См.: яма-нияма.
шакта. Последователь шактизма или имеющий к нему отношение. См.: индуизм, шактизм, тантризм.
шакта-тантризм. См.: тантризм, шактизм.
Шакти. "Сила, энергия". Активная сила или проявленная энергия Шивы, которая пронизывает все существующее. Ее наиболее тонким аспектом является Пара-шакти, или Саччидананда, чистое сознание и первооснова всех форм. Эта божественная энергия развертывается как иччха-шакти (сила желания, воли, любви), крия-шакти (сила действия) и джняна-шакти (сила мудрости, знания), символизируемые тремя зубцами тришулы, или трезубца, Шивы. Из них появляются пять энергий: откровения, сокрытия, растворения, сохранения и сотворения.
В шайва-сиддханте Шива есть все, а Его божественная энергия, Шакти, неотделима от Него. Это единство символизирует образ Ардханаришвары, "полуженского Бога". В народном, деревенском индуизме единство Шивы и Шакти замещается понятием о Шиве и Шакти как отдельных сущностях. Шакти представлена как женское начало, а Шива — как мужское. В индуистских храмах, искусстве и мифологии Они изображаются как божественная чета. Такая иконография уходит корнями в Пураны. Шакти персонифицируется во многих формах спутниц богов. Например, богини Парвати, Лакшми и Сарасвати являются мифологическими спутницами соответственно Шивы, Вишну и Брахмы. Философия, однако, настаивает, что Бог и энергия Бога суть Одно, а метафора неразлучной божественной четы только иллюстрирует это Единство.
В религии шактистов поклонение Богине стоит превыше всего — в Ее многочисленных грозных и благих формах. Шакти — это Божественная Мать проявленного мира, визуализируемая в женской форме, а Шива — это лишь Непроявленный Абсолют. К грозным или черным (асита) формам Богини относятся Кали, Дурга, Чанди, Чамунда, Бхадракали и Бхайрави. Благие или белые (сита) формы — это Ума, Гаури, Амбика, Парвати, Махешвари, Лалита и Аннапурна. Как Раджараджешвари ("божественная королева королей"), Она является главным божеством янтры Шри-Чакра. Ей также поклоняются как десяти Махавидьям, манифестациям высшего знания — Кали, Таре, Шодаши, Бхуванешвари, Чхин-намасте, Бхайрави, Дхумавати, Багале, Матанги и Камале. Хотя некоторые шакты рассматривают их как отдельных существ, большинство почитает их как манифестации единственной Дэви. Есть также множество меньших форм Богини из категории грамадэвата ("деревенское божество"). К ним относятся Питари, "ловящая змей" (обычно представленная простым камнем) и Мариямман, ''Богиня оспы".
В йогическом мистицизме всех традиций шакти переживается в человеческом теле в трех аспектах: 1) женская сила, ида-шакти; 2) мужская сила, пингала-шакти; 3) чистая андрогинная сила, кундалини-шакти, которая течет через сушумна- нади.
Шакти легче всего чувствуют преданные как тонкую блаженную энергию, истекающую от святой личности или освященного индуистского храма.
шакти-вишишта-адвайта. См.: вира-шиваизм.
шактизм. (санскр. шакта-дхарма). Религия тех, кто поклоняется Всевышнему как Божественной Матери, Шакти или Дэви, в Ее многих формах, милостивых и грозных. Одна из основных ветвей индуизма. Первыми историческими свидетельствами шактизма являются тысячи женских статуэток, датируемых ок. 5500 г. до н. э. и найденных в деревне Мергарх в Индии. В философии и практике шактизм очень напоминает шиваизм. Обе религии выдвигают, например, одни и те же конечные цели адвайтисгского союза с Шивой и мокши. Но шактисты поклоняются как Высшему Существу исключительно Шакти, динамичному аспекту Божественного, в то время как Шива считается совершенно трансцендентным и Ему не поклоняются. Есть много форм шактизма, с бесконечным разнообразием практик, цель которых — добыть божественную энергию или силу, необходимую для духовной трансформации. Выделяются две основные формы шактизма: шри-кулау "семья Богини Шри (Лакшми)", которая уважает брахманическую традицию (главный поток индуизма, придерживающийся кастовой системы и правил чистоты) и особенно сильна на юге Индии, и каликула, "семья Кали", которая отвергает брахманическую традицию и преобладает в северной и восточной Индии. Сегодня очевидны четыре главных выражения шактизма: народный шаманизм, йога, преданность (бхакти) и универсализм. Одной из важнейших мантр шактистов является Аум Хрим Чандикаяй Намах, "Я склоняюсь перед Той, кто разрывает всякую двойственность". Существует много вариантов народного шактизма, тяготеющих к различным формам Богини (Кали, Дурга, Амман и др.). Поклонение часто включает в себя хождение по огню и жертвоприношение животных, хотя последнее постепенно отмирает. См.: Богиня, тантризм, Шакти.
шактипат(а). "Нисхождение милости". Гуру-дикша, инициация, получаемая от духовного наставника, в частности первая инициация, которая пробуждает кундалини и запускает процесс духовного развития. См.: ануграха-шакти, дикша, кундалини.
шактопайя. "Путь силы". См.: упайя.
Шакья. Шиваитская династия, правившая на территории нынешнего Непала, в которой родился Будда, или Шакьямуни. См.: Будда.
шаманизм. Племенная или местная традиция, в которой мистический жрец, шаман, играет центральную роль, владея магическими и духовными силами. Шамана почитают за его способность управлять природой и людьми, вызывать хорошие и плохие события; он — посредник между человеком и божественными силами. Термин шаман происходит от санскритского шрамана, "аскет", родственного слову шрам, "напрягаться, стараться".
Шандилья-упанишад. Относится к Ахтарваведе. Обсуждает восемь форм йоги, ограничения, предписания, управление дыханием, медитацию и природу истины.
Шанкара. "Дарующий счастье; благосклонный". Одно из имен Шивы.
Шанкара (Ади Шанкарачарья) (788—820). Одна из величайших фигур в истории индуизма; выдающийся гуру из смарта-сампрадайи. Прославился своей монистической философией адвайта-веданты и множеством комментариев к писаниям; основал десять орденов санньясинов с резиденциями первосвященников в стратегических центрах по всей Индии. Прожил только 32 года, но успел исходить всю Индию и изменить весь индуистский мир того времени. См.: веданта, дашанами, шанкарачарья-питха, Смарта-сампрадайя.
шанкарачарья-питха. Так называются адвайтические монастыри-матхи, основанные Шанкарой (ок. 788—820) как центры смартизма в Индии, каждый из которых имеет свою гуру-парампару и первосвященника, носящего титул Шанкарачарья. С каждым матхом связано одно из четырех упанишадических "великих изречений" (махавакья), играющее роль мантры, и два или три монашеских ордена из числа дашанами. Восточное побережье:Говардхана-матх, в Пури (центр орденов Аранья и Вана). Гималаи:Джйоти-матх, близ Бадринатха (ордена Гири, Парвата и Сагара). Западное побережье:Шарада-матх, в Двараке (ордена Тир-тха и Ашрама). Юг:Шрингери-матх (ордена Бхарати, Пури и Сарасвати). Пятый значительный питх, связанный с Шрингери-матхом, находится в Канчипу-раме, также на Юге. См.: дашанами, смартизм, Шанкара, махавакья, питха. шанмата-стхапаначарья."Учитель-основатель шестеричной системы". Титул, присвоенный Ади Шанкаре при жизни. Имеется в виду его стремление консолидировать шесть главных сект индуизма в одной несектантской системе, которое, в частности, проявилось в создании алтаря пяти (или шести) божеств. См.: смартизм, паньчаятана-пуджа, Шанкара.
Шанмукха. "Шестиликий". Одно из имен Господа Муругана или Карттикейи, указывающее на множественность Его божественных функций. См.: Карттикейя.
Шанмукха-гаятри. Ведическая мантра- гаятри для обращения к Господу Карттикейе как к Шанмукхе, "Шестиликому".
Шаравана. "Заросли тростника". В мифологии — священный водоем в Гималаях, где вырос Господь Карттикейя; эзотерически понимается как озеро божественной сущности, или первичного сознания. См.: Карттикейя. шарана."Прибежище". См.: шивашарана, вира-шиваизм.
шарира. "Тело; скорлупа". Другое название — деха. Три тела для души: 1) стхула-шарира, "грубое или физическое тело" (также называемое аннамайя-коша); 2) сукшма-шарира, "тонкое тело" (также называемое линга-шарира, оно включает в себя пранамайя-, маномайя- и виджнянамайя-коши); 3) карана-шарира, "причинное тело" (также называемое анандамайя-коша), тело духовной природы. См.: коша, тонкое тело.
шастра. "Священный текст; учение". 1) Любой религиозный или философский трактат или корпус писаний. 2) Раздел знания, научная дисциплина; например, Дхарма-шастра — религиозный закон, Артха-шастра — политика.
шастри. Тот, кто сведущ в шастрах, или писаниях.
Шатапатха-брахмана. Руководство для жрецов из Шукла-Яджурведы. Шатапат-ха означает "100 путей". Основные темы — теология, философия и способы богослужения.
шаткона. "Шестиугольник", точнее, шестиконечная звезда, образованная двумя пересекающимися треугольниками, из которых направленный вверх представляет трансцендентное бытие Шивы, а направленный вниз — проявленную энергию Шивы, Шакти. Шаткона является частью янтры Господа Карттикейи. См.: Ардханаришвара, Карттикейя.
шатстхала. "Шесть стадий". Шесть стадий союза с Шивой в вира-шиваизме. См.: вира-шиваизм.
шауча: "Чистота". Избегание нечистоты в теле, уме и речи. См.: чистота и нечистота, яма-нияма.
шаштьябда-пурти. "Празднование шестидесятого дня рождения". Праздник, устраиваемый для семейной четы в день рождения мужа. Обычно приглашается много родственников и друзей. В ходе праздника проводится хома, супругами повторно принимаются брачные обеты. Его назначение — подтянуть семейные узы.
Шветашватара-упанишад. Упанишада Яджурведы, которая подчеркивает важность теизма (личностного Бога и преданности Ему) и, вместе с тем, монизма (единства Бога, души и мира). Одна из главных Упанишад. Ценится, в частности шиваитами, как великое панентеистическое писание.
Шива. "Благосклонный, милостивый". Верховное Существо шиваитской религии. Бог Шива есть все и во всем, одновременно Творец и творение, одновременно имманентный и трансцендентный. Как личностное Божество, Он является Создателем, Хранителем и Разрушителем. Он един, но видим в трех совершенствах: как Парамешвара (Первичная Душа), Парашакти (Чистое Сознание) и Парашива (Абсолютная Реальность). См.: Ишта-дэвата, Парамешвара, Парашива, Парашакти, Натараджа, Садашива, Саччидананда, шиваизм.
шива-адвайта. Другие названия: шива-вишишта-адвайта, шиваитский ограниченный недуализм. Школа шиваизма, основанная на философии Шрикантхи (ок. 1050 г.). См. Приложение 2.
Шивадаял (1818—1878). Основатель эзотерической реформистской вишнуитской секты радхасвами в Агре.
Шиваджняна-бодхам. "Трактат о мудрости Шивы". Труд (или, как некоторые считают, часть Раурава-агамы, переведенная на тамильский язык) Мейкандара (ок. 1300 г.). Состоит из 12 сутр и описывает отношения между Богом, душой и миром. Мейкандар-сампрадайя почитает эту книгу как свой основной философский текст и считает, что в ней излагается плюралистическое учение. Есть также мнение, что она по характеру монистична, а плюралистические интерпретации были введены позднейшими комментаторами. В этот важный текст включены очень глубокие комментарии к каждой из 12 сутр. См.: Мейкандар-шастры.
Шива-дришти. Писание кашмирского шиваизма, ныне утраченное, написанное Соманандой, учеником Васугупты. См.: кашмирский шиваизм.
шиваизм (также шайвизм,санскр. шайва-дхарма). Религия тех, кто поклоняется Шиве как Всевышнему Богу. Древнейшая из четырех сект индуизма. Самое раннее историческое свидетельство о шиваизме — знаменитая 8000-летняя печать с Шивой-Пашупати, сидящим в йогической позе, из долины Инда. В Рамаяне, которая астрономически датируется 2000 г. до н. э., Господь Рама, как и его враг Равана, поклоняется Шиве. Будда родился в 624 г. до н. э. в шиваитской семье, и летописи тех времен рассказывают о шиваитах-аскетах, которые бродили по холмам точно так же, как они делают сегодня. Есть много школ шиваизма, из которых важнейшими являются шесть: шайва-сиддханта, пашупата-шиваизм, кашмирский шиваизм, вира-шиваизм, сиддха-сиддханта и шива-адвайта (подробно о шести школах см. Приложение 2). Все они прочно основываются на Ведах и Агамах и разделяют следующие принципиальные доктрины: 1) пять энергий Шивы — творение, сохранение, разрушение, сокрытие и откровение; 2) три категории — Пати, пашу и паша (Бог, души и "путы"); 3) три вида пут, или уз, — анава, карма и майя; 4) троичная энергия Шивы — иччха-шакти, крия-шакти и джняна-шакти; 5) тридцать шесть таттв, или категорий существования; 6) необходимость инициации, полученной от садгуру; 7) сила мантры; 8) четыре пады (стадии) — чарья (бескорыстное служение), крия (преданность), йога (медитация), джняна (просветление); 9) вера в Паньчакшару как высшую мантру и в рудракшу и вибхути как священных помощников веры; 10) вера в садгуру (наставника), Шивалингам (объект поклонения) и сангху (сообщество святых личностей).
шиваит. Последователь шиваизма. То же, что шайва. В мире в настоящее время насчитывается около 400 млн. шиваитов. См.: шиваизм.
Шивайя Намах. "Преклонение перед Шивой". Обратная форма мантры "Намах Шивайя". См.: Намах Шивайя.
Шива-карнамрита. Текст Аппайи Дикпшты (1554—1626), написанный с целью восстановления знания о превосходстве Бога Шивы во времена широкого обращения в вишнуизм. См.: Аппайя Дикшита.
Шивалайя. "Дом (алайя), где пребывает Шива". Святой храм Шивы. См.: храм.
Шивалингам или Шивалинга."Метка или знак Шивы". Самый распространенный образ Шивы, присутствующий практически во всех шиваитских храмах. Округлый эллиптический предмет, обычно установленный на круглом основании, пи-тхе. Шивалингам — это простейший и древнейший символ Шивы, особенно Па-рашивы, Бога по ту сторону всех форм и качеств. Питха представляет Парашакти, проявляющуюся Силу Бога. Лингамы обычно бывают каменными (вырезанными или естественного происхождения, сваямбху, например речная галька), но могут быть и из металла, драгоценных камней, хрусталя, дерева, земли или нестойких материалов (например, льда). В соответствии с Карана-агамой (6), временные Шивалингамы могут делаться из 12 различных материалов: песка, риса, приготовленной пищи, речного ила, коровьего навоза, масла, зерен рудракши, пепла, сандаловой пасты, травы дарбха, цветочной гирлянды или патоки. См.: йони, мурти, сваямбху-линга, шиваизм.
Шивалока. "Сфера Шивы". См.: лока.
Шивамайя. "Оформленное, сделанное, состоящее из Шивы или полное Шивой". Важное понятие монистического шиваизма. Все сущее — все миры, все существа, все проявленное, все то, что претерпевает сотворение, сохранение и уничтожение, — состоит из Шивы и пронизано Им. См.: мир, таттва.
Шивамайя-коша. "Оболочка, состоящая из Шивы". Форма Первичной Души, Па-рамешвары, тело Бога Шивы, в которое индивидуальная душа вливается по осуществлении ее эволюции. См.: вишваграса, Парамешвара.
Шиванадияр (тамил.). "Раб Шивы". Мистические отношения между преданным и Шивой, в которых все духовные, ментальные и физические действия воспринимаются как осуществление воли и замысла Шивы. См.: карма-йога.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|