Сделай Сам Свою Работу на 5

Гурудэва Шивайя Субрамуниясвами 8 глава





Кена-упанишад. Принадлежит к Талавакара-брахмане Самаведы. Беседа о Брахмане и о поклонении Ему как Личностному Богу. См.: Упанишад.

Керала. Маленький индийский штат, прежде известньш как Конкан, на крайнем юго-западе страны. Преобладающая форма индуизма — шактизм. Основной язык — малаялам. Площадь 15 тыс. кв. миль, население — 25 млн. человек.

киртана. "Восхваление". Бхактистское пение и танцы в честь Бога, богов или гуру. Важная форма совместного поклонения во многих индуистских сектах. См.: бхад-жана.

конрай (тамил.). "Золотой ливень". Дерево Cassia fistula, цветущее золотисто-жел­тыми цветами, собранными в гроздья. Символ щедрой, нисходящей как дождь милости Шивы.

Коран. Священное писание мусульман. Священное слово Бога, ниспосланное про­року Мухаммеду через архангела Джебраила (Гавриила). Официальная версия Корана появилась около 650 г., 18 лет спустя после смерти Мухаммеда. См: ислам.

космический цикл. Один из бесконечно повторяющихся периодов существования вселенной, состоящих из ее сотворения, поддержания и растворения. В цикле выделяются четыре последовательных эры, называемых югами. Они называются Сатья (или Крита), Трета, Двапара и Кали и циклически повторяются в этом порядке, причем Сатья-юга — самая долгая, а Кали-юга — самая короткая. Эти эры часто сравнивают с временами суток: Сатья-юга — это утро до полудня, период яркого света и духовной просветленности, Трета-юга — это послеполу­денное время, Двапара-юга — вечер, а Кали-юга — самая темная часть ночи. Эти четыре юги составляют одну махаюгу. Есть различные системы подсчета длитель­ности юг, но по традиционным астрономическим расчетам махаюга равняется 4 320 000 солнечных лет (или 12 000 "божественных лет"; один божественный год равняется 360 солнечным годам). Сатья-юга длится 1 728 000 лет, Трета-юга — 1 296 000 лет, Двапара-юга — 864 000 лет, а Кали-юга — 432 000 лет. Мы сейчас переживаем Кали-югу, которая началась в полночь 18 февраля 3102 г. до н. э. (это первый год индуистского календаря) и закончится примерно через 427 000 лет. (По другому счету, одна махаюга равняется примерно двум миллионам солнеч­ных лет.) В конце каждой махаюги происходит растворение или распад (лайя}, когда физический мир разрушается потопом и огнем. За периодом разрушения следует сотворение (сришти), поддержание мира или эволюция (стхити) и но­вое растворение (лайя).





1 махаюга = 4 320 000 лет (четыре юги)

71 махаюга - 1 манвантара или ману (мы находимся в 28-й махаюге)

14 манвантар = 1 кальпа или день Брахмы (мы находимся в 7-й манвантаре)

2 кальпы = 1 ахоратра или сутки Брахмы

360 ахоратр = 1 год Брахмы

100 лет Брахмы = 309 173 760 000 000 солнечных лет (Одна "жизнь" Брахмы или вселенной. Мы находимся в 51-м году Брахмы текущего цикла.)

В конце каждой кальпы или дня Брахмы происходит большее растворение (пралайя или кальпанта, "конец кальпы"}. При этом и физический, и тонкие миры поглощаются причинным миром, где души и покоятся до начала следую­щей кальпы. Это состояние растворения, или "ночь Брахмы", длится столько же, сколько и кальпа. Затем снова происходит сотворение. После 36 000 таких раство­рений и сотворений происходит полное вселенское уничтожение, махапралайя, когда все три мира, время, форма и пространство втягиваются в Бога Шиву. Пос­ле периода всеобщего уничтожения начинается новая жизнь Брахмы (и вселен­ной). И так повторяется бесконечно. Такое видение космического времени отра­жено в Пуранах и Дхарма-шастрах. См.: юга.

космология индуистская. См.: лока, три мира, дхарма.

коша. "Оболочка; сосуд; слой". Пять оболочек, через которые душа действует одно­временно на различных планах или уровнях бытия. Иногда их сравнивают со слоями луковицы. В порядке утончения называют следующие коши. 1) Анна-майя-коша: "оболочка из пищи". Физическое, или одическое, тело, самая грубая из оболочек, но обязательная для эволюции и Самореализации, так как только в ней могут полностью функционировать все 14 чакр. См.: чакра. 2) Пранамайя-коша: "оболочка из праны (жизненной силы)". Также известно как праническое тело, эфирное тело или эфирный дубль. Существует внутри физического тела как его источник жизни, дыхания и жизненности и соединяет его с астральным телом. Прана движется в пранамайя-коше как пять первичных токов или вайю, "жизнен­ных воздухов или ветров". Пранамайя-коша распадается при смерти вместе с фи­зическим телом. См.: прана. 3) Маномайя-коша:"оболочка, образуемая умом". Низшее астральное тело, от нанос, "мысль, воля, желание". Инстинктивно-интел­лектуальная оболочка обычного мышления, желаний и эмоций. Местопребы­вание индрий, сен сорных и моторных органов, соответственно называемых джня-нендриями и кармендриями. Маномайя-коша приобретает форму по мере того, как развивается физическое тело, и отбрасывается во внутренних мирах перед пере­рождением. Имеет два слоя: одическо-причинная оболочка (буддхи) и одическо-астральная оболочка (манас). См.: индрия, манас. 4) Виджнянамайя-коша: "обо­лочка познания". Ментальная, познавательно-интуитивная, или актинодическая оболочка. Содержит высшее мышление, виджняну—понимание, знание, прямое познание, мудрость, интуицию и творчество. 5) Анандамайя-коша:"тело бла­женства". Интуитивно-сверхсознательная оболочка или актиническо-причинное тело. Эта самая внутренняя форма души (сварупа) является предельной основой всей жизни, разума и высших способностей. Ее сущность — Парашакти (Чистое Сознание) и Парашива (Абсолют). Анандамайя-коша — оболочка не в том же смысле, что четыре внешних коши. Это сама душа, тело света, или карана-шарира, причинное тело, или кармашайя, держатель карм этой и всех прошлых жизней. Карана-читта, "причинный ум", — это одно из названий сверхсознательного ума души, утонченным субстратом которого является Парашакти (или Сатчида-нанда). Анандамайя-коша — это то, что эволюционирует через все воплощения и за их пределами до полного финального слияния (вишваграсы) с Первичной Душой, Парамешварой. Тогда анандамайя-коша становится Шивамайя-кошей, те­лом Бога Шивы.



Физическое тело (аннамайя-коша) также называется стхула-шарира, "грубое тело". Тело души (анандамайя-коша) также называется карана-шарира, "причинное тело". Пранамайя-, маномайя- и виджнянамайя-коши составляют сукшма-шариру, "тонкое тело", причем оболочка пранамайи распадается при смерти. См.: актинический, актинодический, одический, душа, тонкое тело, шарира.

кремация (санскр. дахана). Сжигание трупа. Традиционная система избавления от телесных останков после смерти человека, быстрее всего освобождающая душу от всех болезненных привязанностей к земному плану. Останки просветленных учи­телей иногда хоронят или запечатывают в специальной гробнице, называющейся самадхи. Это делается в признание чрезвычайных достижений такой души, чье тело, став святым, почитается как святыня, саннидхья, и часто становится духов­ным ядром храма или объектом паломничества.

Криттика Дипа. Торжественный однодневный праздник во время Криттика-на-кшатры (созвездие Плеяд) в ноябре-декабре, когда Господь Шива почитается в форме бесконечного Лингама, или "столпа света". В ночь праздника повсюду в Индии возжигаются огромные костры, символизирующие всепроникающий бо­жественный свет Парашакти. См.: праздник.

Кришна. "Черный". Также связан со словом криштих, которое означает "привле­кающий". Один из популярнейших богов индуистского пантеона. Ему поклоня­ются вишнуиты как восьмой аватаре, или воплощению, Вишну. Является Выс­шим Действующим Лицом Махабхараты и, в частности, Бхагавад-гиты. В гау-дия-вишнуизме Кришна почитается как Верховная Божественная Личность. См.: аватара, вишнуизм.

крия. "Действие; деятельность". В самом общем смысле крия означает любую дея­тельность. В специфическом значении это религиозная деятельность, особенно обряды, таинства и церемонии. В терминологии йоги крия обозначает непроиз­вольные движения физического тела, вызванные пробуждением и подъемом кун-далини. См.: пада, крия-пада.

Криякрамадйотика. Написанное Агхорашивой (ок. 1050 г.) подробное руководст­во по агамическому шиваитскому ритуалу. Широко используется современными южноиндийскими священниками.

криямана-карма. "Свершаемое действие". См.: карма.

крия-пада. "Стадия служения; религиозное действие". Стадия духовного развития, вторая из четырех последовательных стадий служения и преданности на пути духовного достижения согласно учению шайва-сиддханты. См.: пада.

крия-шакти. "Сила деятельности; энергия действия". См.: Шакти, тришула.

Кудаласангамадэва. Имя Шивы на языке каннада, означающее "Господь сливаю­щихся рек" или "Господь встречающихся рек". См.: вира-шиваизм, Басаванна, каннада.

кула. "Семья". 1) Семья; клан; семейство; род. 2) В терминологии тантризма — "Семья, происходящая от Шивы и Шакти, с помощью которой достигается вы­сшее освобождение" (согласно Куларнава-тантре). Часто используется как си­ноним шактистской школы каула, наиболее эзотерической из всех тантрических школ, последователи которой особо почитают Богиню Кали и практикуют "тан­тру левой руки" (другие названия — вамачара, вама-марга или кулачара). См.: брихат-кутумба, тантризм.

кула-гуру. "Учитель семьи; наставник рода". Духовный учитель семьи или расши­ренной семьи (родового клана). Обычно бывает наследственным. См.: брихат-ку­тумба.

Куларнава-тантра. Одно из главных писаний шактистской школы каула. В 17 главах содержится 2058 стихов, в которых говорится о путях к спасению. Особен­но примечательны главы об отношениях учителя и ученика (гуру-шишья).

Кумара. "Молодой девственник; вечноюный". Имя Господа Карттикейи как вечно­го холостяка. См.: Карттикейя.

кумкума. "Шафрановый; красный". 1) Красный порошок, делающийся из куркумы иизвести, используемый как одно из подношений Богу и богам, а также для нанесения потту, красной точки на межбровье, где расположен "третий глаз", что является практикой большинства индуистов (особенно шактистов и шиваи­тов). 2) Растение Crocus sativus и его пыльца. См.: потту, куркума.

кундалини. "Свернутая кольцами; змеиная сила". Изначальная космическая энер­гия, имеющаяся у каждого индивидуума, которая первоначально лежит, свер­нувшись кольцами, как змея, в основании позвоночника. Постепенно, посредст­вом практики йоги, она поднимается в сушумна-нади. Поднимаясь, кундалини пробуждает одну чакру за другой. Нирвикальпа-самадхи, просветление, наступает, когда она прорывается через дверь Брахмана в ядре сахасрары. Кундалини-шакти затем возвращается и покоится в любой из семи чакр. Шива-саюджья (состояние полного единства с Шивой, постоянного сознания Шивы) достигается, когда кун­далини возвращается в сахасрару и остается свернутой в этой "венечной" чакре. См.: дверь Брахмана, чакра, самадхи, нади, тантризм.

куркума. Другое название — турмерик. Красновато-желтый порошок, используе­мый как пряность в индийской кухне, в аюрведе — как лекарство, а в индуистском культе — как одно из подношений Богу и богам. См.: кумкума.

Курма-пурана.Одна из шести Шайва-пуран. Прославляет поклонение Шиве и Дурге.

Курукшетра. "Поле Куру". Знаменитое поле неподалеку от Дели, где когда-то ра­зыгралась великая битва между Пандавами и Кауравами, описанная в Махабха-рате. Перед сражением Господь Кришна поведал воину Арджуне свое учение, изложенное в Бхагавад-гите. См.: Бхагавад-гита, Махабхарата.

куттувилакку (тамил.), дипастамбха (санскр.). Специальная ритуальная лампада на высоком постаменте, используемая для освещения храмов, святилищ и до­машних алтарей. Обычно делается из металла или керамики, заправляется рас­тительным маслом или гхи. Для куттувилакку используются фитильки из хлоп­ка. Символизирует Параджьоти (Высший Божественный Свет) или Парашакти. Свет этой лампады привлекает и радует дэвов, побуждая их незримо присутство­вать в святая святых храма или у домашнего алтаря. См.: гхи, дэва, Парашакти.

кутумба. "Семейство". См.: брихат-кутумба, кула.

Кушика. Один из четырех главных учеников Лакулиши.

кшама. "Милосердие; прощение". Одна из добродетелей. См.: яма-нияма.

кшатрия. (Русифицированное — кшатрий). "Правящий; самовластный". Общес­твенный класс законодателей, политиков, правителей и военных. См.: варна-дхарма.

 

Л

Лакшми. "Отметка" или "знак", чаще всего — успеха или процветания. Шакти, Вселенская Мать, в ипостаси богини богатства. Мифологическая спутница Виш­ну. Обычно изображается на цветке лотоса. К Лакшми возносят молитвы о богат­стве, красоте и мире. См.: Богиня, Шакти.

Лакулиша (ок. 200 г.). Наиболее выдающийся гуру древней шиваитской школы пашупатов. Ему приписываются Пашупата-сутры. См.: шиваизм.

Лалла (в санскритской передаче Лаласа, ок. 1300 г.). Кашмирская шиваитская свя­тая, описавшая в своих глубоко мистических стихах Лалла-вакьяни внутренний опыт единения с Шивой. См.: кашмирский шиваизм.

лекхапрартха-хавана. "Ритуал сжигания письменных молитв". Древняя практика посылания письменных молитв богам путем сжигания их в священном огне в храме или святилище. Ритуал может проводиться и в других местах, если четыре человека сидят вокруг огня и поют, создавая временный храм. Молитвы можно писать на любом языке, но разборчиво, черными чернилами на белой бумаге. Дэвы дали нам специальный алфавит, называемый тьяф и предназначенный для этой цели. Его буквы от А до Я, замещающие буквы русского алфавита, выглядят так:

либеральный индуизм. Синоним смартизма и тесно связанной с ним нео-индийской религии. См.: нео-индийская религия, смартизм, универсализм.

лила. "Игра; развлечение". Непостижимое для обыденного разума действие Божес­тва или святого. Одна из центральных концепций практически всех теистических (особенно бхактистских) школ индуизма.

Линга(м). См.: Шивалингам.

лингаванта (хинди: лингаят). "Носящий Лингам". То же, что вира-шиваит. См.: вира-шиваизм.

Линга-пурана. Одна из шести основных Шайва-пуран. Объясняет четыре пурушар-тхи (жизненных цели) и значение поклонения Шивалингаму. См.: Пурана.

лингачара. "Путь Лингама". Ежедневное почитание Шивалингама, практикуемое последователями вира-шиваизма. См.: вира-шиваизм, Шивалингам.

линга-дикша. Иначе — линга-саятта-дикша. Инициация у вирашайвов, во время которой гуру надевает небольшой Шивалингам на тело ученика и сообщает ему пяти слоговую мантру Шивы. Ученик при этом дает обет ежедневного почитания (дважды в день) этого Шивалингама, известного как ишта-линга. Такое посвя­щение у вирашайвов-лингаятов (а также в некоторых тантрических сектах) заме­няет ведическую упанаяну, церемонию надевания священного шнура, практику­емую брахманистами. См.: вира-шиваизм.

Лингаштакам. Краткий гимн Шивалингаму, состоящий всего из восьми стихов.

Личностный Бог. Бог как Личность. См.: ишта-дэвата, Парамешвара.

лока. "Мир, сфера или план существования". От лок, "сиять, быть ярким, види­мым". Одно из измерений проявленного существования; космический регион. Каждая лока отражает или задействует определенный диапазон сознания. Тремя первичными локами являются: 1) бхурлока: "земной мир". Мир, воспринимаемый пятью чувствами, иначе называемый грубым планом, поскольку это наиболее плотный из миров. 2) антарлока,- "внутренний или промежуточный мир". Извес­тен в западной традиции как тонкий мир или астральный план, промежуточное измерение между физическим и причинным мирами, который души в своих ас­тральных телах посещают между воплощениями и во время сновидения. 3) Ши-валока: "мир Шивы", а также богов и высоко развитых душ. Причинный план, также называемый караналокой, существующий глубоко внутри антарлоки на более высоком уровне вибрации, мир сверхсознания и крайне утонченной энер­гии. Это — план творчества и интуиции, квантовый уровень вселенной, где души существуют в лучезарных телах, состоящих из духовных частичек света. Именно здесь Бог и боги движутся и с любовью руководят эволюцией миров. С точки зрения семи миров, Шивалока имеет три уровня. Это джаналока, "созидательный план" (вишуддха-чакра); таполока, "аскетический план" (аджня-чакра); и сать-ялока, "план реальности" (сахасрара-чакра), или Брахмалока. Антарлока и Шива­лока — это постоянно присутствующий субстрат физического существования, чаще всего воспринимаемый людьми при глубоком сне и глубокой медитации. Каждая пока есть микрокосм следующего, более высокого мира, который являет­ся для нее макрокосмом. Например, физический план —это микрокосм (умень­шенный и менее утонченный вариант) антарлоки.

 

М

Мадхва (1197— 1278, по другой версии, ок. 1238—1317). Известен также как Анан-датиртха и др. Южноиндийский вишнуитский святой, проповедовавший чисто дуалистическую (плюралистическую) веданту, согласно которой имеется корен­ное и вечное различие между Богом, душой и миром, а также между всеми сущес­твами и вещами. Один из немногих индуистов, которые учили о существовании вечного ада, где падшие души должны вечно страдать. См.: двайта-адвайта, ве­данта.

мадхуматейя. Монашеский орден шайва-сиддханты, основанный Паванашивой, духовным учителем царей династии Калачури в центральной Индии.

Майтрейя. Один из четырех известных учеников Лакулиши. См.: пашупата-ши-ваизм.

Майтри-упанишад. Принадлежит к Майтраянийя-ветви Кришна-Яджурведы. Поздняя Упанишада, охватывающая тематику Аум, внешней природы, "Я", кон­тролирования ума и т. д.

майя. "Магическая энергия". Субстанция, эманирующая из Шивы, через которую проявляется мир форм. Поэтому все творение также обозначают словом майя. Это космическая созидательная сила, принцип проявления, вечно в процессе тво­рения, сохранения и растворения. Майя — одна из ключевых концепций ин­дуизма, первоначально означавшая "сверхъестественная сила; магическая энер­гия Бога" и часто переводимая как "иллюзия". Упанишады подчеркивают чарую­щую природу майи, которая делает душу слепой к трансцендентной Истине. В ведантистской интерпретации Шанкары майя подается как чистая иллюзия или нереальность. В шиваизме майя относится к трем видам уз или пут (паша), кото­рые ограничивают душу и тем самым делают возможной ее эволюцию. Для ши­ваитов и большинства других недуалистов майя — не иллюзия, но относительная реальность, в отличие от неизменной Абсолютной Реальности. В философской системе шайва-сиддханты майя делится на чистую, чистую-нечистую и нечистую. Чистая (шуддха-) майя состоит из пяти первых таттв: Шива-таттвы, Шакти-таттвы, Садашива-таттвы, Ишвара-таттвы и Шуддхавидья-таттвы. Чис­тая-нечистая состоит из семи следующих таттв. Нечистая майя включает в себя майя-таттву и все ее эволюты — от кала-таттвы (времени) до притхиви, эле­мента земли. Таким образом, майя является принципом вечно меняющейся ма­терии. В вишнуизме майя — одна из девяти шакти Вишну. См.: лока, Пати-пашу-паша, таттва.

мала. "Нечистота". Важный термин шиваизма, относящийся к трем видам уз или пут, называемых паша, анаве, карме и майе, — которые ограничивают душу и не дают ей познать ее истинную, божественную природу. См.: Пати-пашу-паша.

Малати-Мадхава. Пьеса, написанная индийским драматургом Бхавабхути (около 500 г.) в жанре любовной истории. Содержит интересные упоминания о ттги-ваитской секте капаликов.

мамсахара. Мясоедение. Употребление в пищу мяса, а также рыбы и яиц. Мясоеды описываются следующим образом в иронической Мамсахара-парихасаджальпи-та-стотре: "Те, кто едят плоть других созданий, — не кто иные, как хрустящие хрящами, пьющие кровь, жеватели мышц, разрыватели сухожилий, перемалыва-тели костей, плотоядные хищники. Таковы те, кто превратили свою глотку в яму для нечистот, а свой желудок — в гниющую свалку, алчные, отвратительные, завистливые, пребывающие в смятении и терзаемые жадностью, кто, не колеб­лясь, будут лгать, обманывать, убивать и воровать, чтобы удовлетворить свои сиюминутные потребности. Они, пожиратели плоти, отвратительны богам, но дружественны асурам, которые становятся их богами и богинями, кровожадным монстрам, населяющим нараку и пытающимся представить ее выглядящей как питрилока, мир душ предков. Таким существам невежественные мясоеды оказы­вают почтение, когда обгладывают и пережевывают плоть с костей". См.: веге­тарианство.

мамсахари. Мясоед. Человек, следующий невегетарианской диете. См.: вегетариан­ство, мамсахара.

манана. "Думание; размышление". Ментальный процесс.

манас. "Ум; понимание". Низший, или инстинктивный, ум, сфера желаний и упра­витель сенсорных и моторных органов (индрий). Недисциплинированный, эмпи­рический ум. Для манаса характерны желание, нетерпение, сомнение, вера, неве­рие, стойкость, нестойкость, стыд и страх. Это одна из способностей маномайя-коши, инстинктивно-интеллектуальной оболочки. См.: таттва, коша, ум (инди­видуальный).

манас-читта. Инстинктивный ум. См.: манас, маномайя-коша, инстинктивный ум.

мангала-крия. "Благоприятное действие". Классическое индуистское искусство.

манголам (тамил.). "Рисунок в форме плода манго". Сакральный рисунок, изобра­жаемый в южной Индии на полу или стенах храмов и жилищ. Символ счастья и благополучия, связанный с Господом Ганешей.

мандала. "Круг; мистическая диаграмма". 1) Название глав Ригведа-самхиты. 2) Круговая диаграмма без начала и конца — что указывает на высшее, низшее и другие возможности, — на которой медитируют. Рисунок и соответствующие ему слова, используемые в медитации для входа в изображенные сферы.

мандana. "Зал; навес". От корня манд, "украшать; сооружать". Храмовый придел. Часто — портик с колоннами. Каждый большой храм имеет обычно несколько таких помещений, нередко расположенных симметрично вокруг главного святи­лища (собственно храма) и по-разному называемых: например, мукха-мандапа, "лицевой зал; передний зал" и т. п. См.: храм.

мандира. "Храм; обитель". См.: дэвамандира, храм.

Мандукья-упанишад. Одна из "главных" Упанишад (принадлежит к Атхарваведе), которая в 12-ти кратких стихах дает учение об Аум и четырех состояниях (аваст-ха) сознания: бодрствовании (вишва), сновидении (тайджаса), глубоком сне (праджня) и трансцендентном, духовном сознании (турия).

Маниккавасагар (ок. 850 г.). "Тот, чьи речения подобны рубинам". Тамильский святой, много сделавший для средневекового возрождения шиваизма. Оставил пост премьер-министра ради жизни в отречении. Его поэтическое произведение Тирувасагам ("Святые речения") — одно из главных писаний шиваизма (входит в восьмую книгу собрания Тирумурай) и жемчужина тамильской литературы. См.: нальвар, Тирумураи.

манипура-чакра. "Круг города драгоценностей". Психоэнергетический центр, из­вестный как солнечное сплетение. Связан с силой воли. См.: чакра.

маномайя-коша. "Слой ума". Инстинктивно-интеллектуальный аспект тонкого те­ла (сукшма-шариры) души. Это слой обыденных мыслей, желаний и эмоций. Ма­номайя-коша образована пранической энергией и представляет собой почти пол­ный двойник физического тела. Однако изменения, протекающие в физическом теле, например старение, сперва происходят в структуре маномайя-коши. Это слой подсознательного ума, легко выводимый из равновесия и потому известный еще как эмоциональное тело. См.: астральное тело, инстинктивный ум, коша, душа, тонкое тело, васана.

мантра. "Мистическая формула". Звук, слог, слово или фраза, наделенные особой энергией, обычно взятые из писаний, Мантры громко поют во время пуджи, чтобы призвать богов и установить силовое поле. Определенные мантры повто­ряют тихо или мысленно при джапе для тонкого успокоения ума, гармонизации внутренних тел и стимулирования латентных духовных качеств. Универсальной мантрой индуизма является Аум. Для полной эффективности мантры должны даваться учителем при инициации. См.: Аум, Намах Шивайя, инициация, джапа, пуджа.

Мантра-гопья. Сборник трудов Алламы Прабху.

Ману-дхарма-шастра. "Книга закона мудреца Ману". Энциклопедический трактат (из 2 685 стихов) по индуистскому праву. Составлен ок. 600 г. до н. э. Поддержи­вает варна-дхарму, ашрама-дхарму, стри-дхарму и учит видеть "Я" во всех сущес­твах. Остается источником, питающим значительные пласты современной ин­дуистской культуры и права. Даже при британском правлении в Индии закон был в большой степени основан на Законах Ману. Этот текст является древнейшей и самой авторитетной частью широкого раздела литературы — Дхарма-шастр. См.: дхарма, Кальпа-веданга.

марга. "Путь". Иначе — ачара, патха. См.: пада.

Мариямман. Южноиндийская (дравидская) богиня оспы. Защитница от недугов и эпидемий. См.: Амман, Шакти, шактизм.

Матанга-Парамешвара-агама. Одна из 28-ми Агам шайва-сиддханты, содержа­щая 3500 стихов. Подробно разбирает категории существования (таттвы). Считается, что знаменитый храм Ангкор Ват в Камбодже построили, основыва­ясь на храмовом разделе этого писания. См.: Шайва-агамы.

материализм. Доктрина, согласно которой материя — единственная реальность, а все формы жизни, мышления и чувственного опыта представляют собой не что иное, как продукт движения материи. Материалисты не признают существования каких-либо миров помимо физического мира. Обычно материалисты считают, что нет и Бога, хотя, возможно, нечто космическое и вполне материальное управ­ляет всем, но Личностного Бога все же не существует. Индийская школа мате­риализма известна как чарвака. См.: атеизм, чарвака, настика.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.