Сделай Сам Свою Работу на 5

Гурудэва Шивайя Субрамуниясвами 10 глава





.

Намо Нараянайя. "Поклонение Господу Нараяне (Вишну)". Великая мантра виш-нуитской веры. Также популярное приветствие среди вишнуитов и смартов.

Нанак, Гуру (1469—1538). Основатель сикхизма, первоначально — реформаторс­кой индуистской секты, делавшей акцент на преданности, вере в гуру, повторении имени Бога и отвергавшей отшельничество и кастовую систему. В наше время большинство сикхов считают себя членами отдельной религии. См.: сикхизм.

Нанди. "Радостный". Белый бык с черным хвостом, вахана Господа Шивы, символ Его мощной инстинктивной силы. Нанди — совершенный, преданный (бхакта), идеал души человека; он смиренно склоняет колени перед Богом Шивой и всегда сосредоточен на Нем. См.: бхакти, вахана.

Нандикешвара. "Владыка Нанди". Имя Шивы, а также другое имя Нандинатхи.

Нандинатха (Нандикешвара, Тирунанди), Махарши. Первый исторический гуру Нандинатха-сампрадайи. См.: Кайласа-парампара, Натха-сампрадайя.

Нандикешвара-кашика. Единственная уцелевшая работа Нандинатхи (Нандикеш-вары), ок. 250 г. до н. э. Ее 26 стихов являются самым ранним имеющимся в наличии изложением адвайтического шиваизма, не считая Шайва-агам.



Нандинатха-сампрадайя. См.: Натха-сампрадайя.

Нарада-сутра (-сутры). Вишнуитский текст из 84-х афоризмов, в котором мудрец Нарада объясняет бхакти-йогу (ок. 1200 г.).

Нарада-паривраджака. Упанишада из Атхарваведы, которая учит аскетизму, санньясе, истинному брахманству и т. п.

нарака. Обитель тьмы. В дословном переводе — "относящееся к человеку". Ниж­ние миры. Эквивалент западного термина "ад", грубая область антарлоки (ас­трального плана). Нарака — это беспокойное, тесное место, где демонические существа и молодые души могут пребывать, пока не растворят все темные кармы, которые они создали. Здесь существа страдают от последствий своих собственных неправильных деяний в предыдущих жизнях. Нарака состоит из семи регионов, называемых тала и соответствующих состояниям сознания семи нижних чакр. Весь семеричный адский мир называется также патала, "падшее место". В пи­саниях можно встретить упоминания о разном числе адов, от 7 до 21. В любом случае, они не являются местами, где души должны пребывать вечно. Индуизм не знает понятия вечного ада. См.: лока, а также Таблицы.



Нарасимха-пурватапанийя. "Прибежище аскета в Нарасимхе (воплощении Виш­ну в виде получеловека, полульва)". Упанишада из Атхарваведы, которая посвя­щена почитанию Вишну.

Нараяна. "Местопребывание людей". Одно из имен Господа Вишну.

Нараянакантха (ок. 1050 г.). Великий представитель шайва-сиддханты.

настика. "Отрицающий, неверующий". Все традиции, которые отрицают автори­тет Вед: джайнизм, буддизм, сикхизм, чарвака и др. Их противоположность ас-тика — это школы, признающие Веды высшим, священным писанием: шиваизм, шактизм, вишнуизм и смартизм.

Натараджа. "Царь танца". Бог как Космический Танцор. Пожалуй, самый богатый и красноречивый символ индуизма, Натараджа представляет Шиву, Первичную Душу, Парамешвару, как силу, энергию и жизнь всего сущего. Это сложное сос­тояние Шивы как Бытия в Проявлении. Танец Шивы в ипостаси Натеши, Господа танцоров, — это танец всего космоса, ритмические движения во всем. Все, что существует, одушевленное и неодушевленное, пульсирует в Его теле. Символ На-тараджи был выбран для изображения Божественного потому, что в танце тво­рение неотделимо от творца, подобно тому как вселенная и душа неотделимы от Бога. Кроме того, Натараджа — это движение и неподвижность вместе. Непод­вижность говорит о покое и равновесии внутри нас всех, в нашем центре. Стре­мительное движение, отображаемое Его волосами, разлетевшимися во всех на­правлениях, — указание на яростную, свирепую, жестокую силу, которая напол­няет эту вселенную, в которой мы пребываем. Наличие этих противоположнос­тей подразумевает то, что Бог содержит в Себе и разрешает их обе, что в нашей жизни работает божественный замысел, независимо от того, увлечены ли мы его красотой или его "безумием". Танец и танцор — одно целое; ни один атом не движется ни на каком плане бытия без Его Воли. Таким образом, этот изящный символ олицетворяет фундаментальное единство всего.



Танец Шивы, или все, что случается в мире, состоит из вечно текущих комби­наций Его пяти мощных действий, панчакритья. Эти действия и их соответствия в символике Натараджи таковы: 1) сришти: творение или эманация, символизи­руется Его верхней правой рукой, извлекающей из барабанчика-дамару Паранаду, Первичный Звук, от которого происходят ритмы и циклы творения; 2) стхити: сохранение, символизируется Его нижней правой рукой в жесте благословения, абхайя-мудре, которая означает "не бойся"; 3) самхара: разрушение, растворение или поглощение, символизируется огнем в Его верхней левой руке, делающей жест ардхачандра-мудра ("полумесяц"); 4) тиробхава: милость сокрытия, энер­гия, которая прячет истину и дает тем самым возможность опыта, роста и конеч­ного осуществления судьбы и которая представлена Его правой ногой, попираю­щей простертую фигуру (Апасмарапурушу или Муялаку), символизирующую не­ведение, или анаву; 5) ануграха: милость откровения, которая дарует знание и разрывает путы души, представленная поднятой левой ногой Шивы и Его нижней левой рукой в гаджахаста-мудре (приглашающем "жесте слоновьего хобота"). Эти пять космических действий иногда символически персонифицируются соот­ветственно как Брахма, Вишну, Рудра, Махешвара и Садашива или же как Садй-оджата (творение), Вамадэва (сохранение), Агхора (поглощение), Татпуруша (со­крытие) и Ишана (дарование милости).

Кольцо огня (прабхамандала), в котором Шива танцует, — это дворец соз­нания (читсабха);иными словами, наполненное светом сердце человека, цент­ральное помещение проявленного космоса. Шива, танцуя, дает вселенной сущес­твование и отнимает его, сокрывает Предельную Реальность для большинства, раскрывает ее для преданных, которые подходят близко и распознают Парашиву, Предельную Реальность, во дворце своего внутреннего бытия. Воистину, все мы танцуем вместе с Шивой. См.: нада, Парамешвара, Парашакти, Парашива, Са­дашива.

 

натха. "Учитель, господин; адепт". Древняя гималайская традиция шиваитского йогического мистицизма, первым историческим представителем которой явля­ется Нандикешвара (ок. 250 г. до н. э.). Слово натха, самореализованный адепт, относится к удивительным мастерам-аскетам из этой школы. Посредством прак­тики сиддха-йоги они достигли невероятного могущества, сиддхи, и иногда поэто­му называются сиддха-йогами. Как все тантрики, натхи отказывались призна­вать кастовые различия в духовных вопросах. Натхами также называют и прос­тых последователей традиции Натха, даже если они еще не достигли реализации. Натха считается источником как хатха-, так и раджа-йоги. См.: Кайласа-парампа-ра, сиддха-йога, Натха-сампрадайя.

 

натха-матха. "Монастырь адептов". Как имя собственное — синоним сиддха-сид-дханты. См.: сиддха-сиддханта.

 

Натха-сампрадайя. Сампрадайя означает живой поток традиции. Натха-сампра­дайя — это философская и йогическая традиция шиваизма, происхождение ко­торой неизвестно. Эта старейшая шиваитская сампрадайя из существующих се­годня состоит из двух главных потоков: Нандинатха и Адинатха. Представите­лями Нандинатха-сампрадайи были Махарши Нандинатха (Нандикешвара, Ти-рунанди) и его ученики: Патанджали (автор Йога-сутр) и Тирумулар (автор Тирумантирам). В новое время ее представляют сиддхи Кайласа-парампары. Из­вестными представителями линии Адинатха являются Махарши Адинатха, Мат-сьендранатха и Горакшанатха, который основал знаменитый орден йогов.

Натчинтанай. Сборник песен мудреца Йогасвами (1872—1964), в которых под­робно объясняются энергия садгуру, поклонение Богу Шиве, путь дхармы и дос­тижение Самореализации. См.: Кайласа-парампара.

наянар (тамил.). "Учитель". 63 канонизированных тамильских святых из южной Индии, перечисленных в книге Секкилара Перийя-пуранам (ок. 1140 г.). Кроме нескольких, все они были домохозяевами, признанными выдающимися предан­ными Господа Шивы. Некоторые из них сделали вклад в свод писаний шайва-сиддханты под названием Тирумурай. См.: нальвар, Тирумурай.

недвойственость (недуализм). См.: веданта, двайта-адвайта, монистический те­изм.

ненасилие. См.: ахимса.

Нео-индийскаярелигия (санскр. навабхарата-дхарма). Современная форма либе­рального индуизма, которая отстаивает основные культурные ценности индуиз­ма, такие, как одежда, диета и искусство, позволяя религиозным ценностям по­немногу угасать. Возникла после Британского Правления, когда Индия объявила себя независимым и секулярным государством. Культивировалась в системе образования, внедренной в Индии британцами, которая агрессивно подрывала индуистскую мысль и веру. Неоиндийская религия поощряет индусов следовать самым разным комбинациям теологии, писаний, садхан и богослужений, незави­симо от их религиозного происхождения. Выходя за пределы смартистской сис­темы поклонения богам всех главных сект индуизма, неоиндийская религия по­читает священные образы всех религий, в том числе Иисуса, Деву Марию и Будду. Многие навабхарати (неоиндуисты) не хотят называться индуистами, но провоз­глашают себя последователями всех религий мира. См.: смартизм, универсализм.

Непал. Древняя страна, расположенная между Индией и Тибетом. Площадь 50 000 кв. миль, население 14 млн. чел. Здесь родились Будда и Матсьендранатха и расположен знаменитый храм Шивы Пашупатинатха. Индуизм является государственой религией.

нети нети. "Не это, не то". Формула из Упанишад, через отрицание определяющая неопределимую и непостижимую природу Абсолюта. Это утверждение, которое медитирующий йог применяет к каждой мысли и фазе ума, проникая во все более глубокие сферы в своем поиске истины. В конце концов он трансцендирует все, о чем можно сказать "это" или "то", и осознает То, что находится за пределами ума. См.: кундалини, самадхи, раджа-йога.

нечеловеческое рождение. Рождение души в нечеловеческих формах жизни, упоми­наемое во многих писаниях. Например, в известном гимне святого Маниккаваса-гара (Тирувасагам 8.14) говорится: «Я становился травами и цветами, червем и деревом. Я становился камнем и человеком, бесами и небесными существами. Я становился могучими демонами, безмолвными мудрецами и богами. Приняв все формы жизни, подвижные и неподвижные, родившись во всем, я устал от рож­дений, о мой Великий Господь». В Упанишадах также описывается путь души после смерти как принятие более высокого или более низкого рождения в соот­ветствии с ее заслугами или провинностями в последней жизни (Кауш.-у. 1.2, Чханд.-у. 5.3—5.10, Брихад.-у. 6.2).

Иногда эти утверждения понимаются неправильно, в том смысле, что каждая душа должна постепенно, последовательно воплотиться во всех формах жизни, начиная с самых низких и заканчивая самыми высокими, вплоть до человеческо­го рождения. На самом же деле Упанишады объясняют, что после смерти душа, достигнув внутренних миров, пожинает плоды своих деяний, испытывается и затем получает соответствующее новое воплощение — человеческое или нечело­веческое — по своим заслугам. Души, которым уготована человеческая эволю­ция, являются человеческими с момента их сотворения в Шивалоке. Им дается внешнее проявление в антарлоке и бхурлоке, на Земле и других подобных плане­тах, по мере развития соответствующих оболочек (коша). Однако не все души — человеческие. Есть множество видов душ, например, элементалы и различные боги, которые эволюционируют к Богу по путям, отличным от человеческих.

Часто вышеупомянутые положения писаний смешивают с теорией биологи­ческой эволюции, разработанной Чарльзом Дарвином (1809—1882), согласно ко­торой растительные и животные виды развиваются, или эволюционируют, от более простых форм к более сложным благодаря наследственной передаче му­таций, улучшающих приспособляемость организма к условиям среды и повыша­ющих его шансы выжить. Эта теория сейчас стала общепринятой в биологии. Современные ученые, таким образом, считают, что человеческая форма есть про­дукт развития более примитивных млекопитающих, в частности приматов (обе­зьян). Теория Дарвина имеет определенное рациональное зерно, но она неполна, так как основывается на материалистическом понимании реальности, не учиты­вающем существования души. В то время как упанишадическая эволюционная концепция говорит о развитии души и ее прохождении по цепи реинкарнации, теория Дарвина сосредоточивается на эволюции биологического организма, вне всякой связи с душой или индивидуальным существом. См.: душа, коша, реинкар­нация, эволюция души.

ниманди. Вишнуитская секта, основанная Нимбаркой. См.: вишнуизм, Нимбарка.

Нимбарка (ок. 1130—1200). Мистик, философ, основатель вишнуитской секты Ни­манди и ведантистекой философии двайта-адвайты, дуального недуализма. Про­возглашал милость гуру единственным истинным средством спасения. Первым ввел поклонение Кришне вместе с Его спутницей Радхой (хотя современые пос­ледователи его секты почитают Самого Вишну в форме Хамса-аватары). См.: веданта.

нирвани иупадеши. Нирвани означает "погасший", а упадеши — "учитель". В це­лом, слово нирвани относится к освобожденной душе или к определенному классу монахов. Слово упадеши относится к учителю, обычно отшельнику. В Танце с Шивой эти два термина имеют особое значение, сходное со значением буддийских терминов архат и бодхисаттва. Это две формы земного существования осво­божденных, достигших душ. После полного просветления дживанмукта имеет возможность вернуться в мир, чтобы помогать другим становиться на Путь. Это — жизнь упадеши бодхисаттвы), примером которого является милостивый садгуру, ведущий ищущих к Богореализации. Он может основывать и направлять различные учреждения и монашеские ордены. Нирвани же (как и архат) пребы­вает на вершинах сознания, разорвав все мирские связи. Примером нирвани яв­ляется безмолвный аскет, мудрец-отшельник. См.: сад гуру.

нирвикальпа-самадхи. "Энстазия (самадхи) без формы или семени". Реализация "Я", Парашивы, состояние единства по ту сторону всех перемен и различий, вре­мени, формы и пространства. Ви означает "изменяться", кальпа — "порядок, устройство; период времени". Таким образом, викальпа означает "разнообразие, различие в восприятии". Hup изначает "без". См.: кальпа, раджа-йога, самадхи, энстазия.

Нирукта-веданга. Вспомогательные ведические тексты, в которых обсуждается происхождение и развитие слов (от нирукта, "этимология"). Входит в четыре лингвистических искусства, необходимых для понимания Вед и ритуалов-яджнь. Нирукта полагается на древние словари, нигханту, а также на подробные индек­сы гимнов, анукрамани. Пять нигханту существовали во времена Яски (ок. 320 г. до н. э.), чей трактат считается стандартом по ведической этимологии. См.: Ведан-га.

Нитьянанда (? —1961). Мудрец-отшельник, известный как Бхагаван, "возвышен­ный", живший необыкновенно мистической жизнью близ Бомбея и иницииро­вавший ряд учеников, в том числе Свами Муктананду.

нияма. "Ограничения". См.: яма-нияма.

нияти. "Необходимость, ограничение; установленный порядок вещей, судьба". Си­ноним кармы, восьмая таттва. Часть одной из пяти "оболочек" души (паньча каньчука), а именно виджнянамайя-коши. См.: карма, таттва.

Новый Год. Большинство индийских индуистов празднует Новый Год по тради­ционным, доколониальным календарям, которых существует несколько. Поэто­му в разных штатах Индии разные дни являются новогодними. Основными явля­ются Дипавали (октябрь-ноябрь) в северной Индии и начало месяца меша (Овен) в апреле в Тамилнаде, Бенгалии и Непале.

Нью-Эйдж (англ. New Age). Культурное движение, популярное в 80-х и 90-х гг. и характеризующееся повышенным интересом к вопросам духовности, сознания, реинкарнации, астрологии, вегетарианства, медитации и холистической меди­цины.

ньяя. См.: шад-даршана.

 

О

обращение в индуизм. Принятие индуизма всегда требовало не меньшего, чем при­нятия всех верований и следования всем законам индуистов. Это было и остается основным содержанием обращения в индуизм, хотя есть и всегда были опреде­ленные формальные церемонии, отмечающие вхождение индивидуума в эту ре­лигию, в частности намакарана, или ритуал имянаречения. Самым очевидным признаком полной искренности принятия индуизма является отказ от прошлого имени и принятие индуистского имени, обычно имени какого-либо бога или бо­гини, с последующей заменой имени в паспорте, удостоверениях, водительских правах и других документах. Новое имя употребляется всегда и во всех ситуациях, в том числе в семье и среди друзей. Это и есть принятие индуизма. Это и есть обращение. Это и есть то доказательство искренности намерений вступающего во всемирную конгрегацию древнейшей религии — доказательство, наиболее ува­жаемое теми, кто в этой религии родился. Во многих храмах в Индии и других странах просят предъявить паспорт или другое удостоверение личности, прежде чем допустить неиндийского по происхождению верующего к чему-то большему, чем просто посещение службы.

Для принятия индуизма требуется лишь ваше собственное осознанное наме­рение. Вера является ключевым моментом религиозных убеждений, и у разных религий мира — очень разные верования. То, во что мы верим, формирует наше мировоззрение, нашу жизнь и судьбу. Выбрать свою веру — значит выбрать свою религию. Те, кто чувствуют себя как дома среди верований индуизма, уже явля­ются в какой-то степени индуистами. Однако формальное принятие новой ре­лигии — шаг серьезный и для тех, кто принадлежал раньше к другой религии, зачастую болезненный.

Принятие в индуисты людей из неиндуистского мира имело место на протя­жении тысячелетий. Свами Вивекананда говорил: «Инородцы в прошлом обра­щались [в индуизм] целыми толпами, и этот процесс не прекращается даже по сей день». Д-р С. Радхакришнан подтверждает слова Свами в своей знаменитой книге «Индуистский взгляд на жизнь»: «В каком-то смысле индуизм можно считать пер­вым примером всемирной или миссионерской религии. Но его миссионерский дух не имеет ничего общего с символами веры для прозелитов. Индуизм не считал своей миссией привести все человечество к единой точке зрения. Ибо в счет идет поведение, а не вера. Поклоняющиеся различным богам и последователи различных ритуалов принимались в индуистские ряды. Древняя практика врать-ястомы, подробно описанная в Тандья-брахмане, свидетельствует о том, что не только индивидуумы, но целые племена принимались в индуизм. Многие совре­менные секты также принимают людей со стороны». См.: индуизм, индуист.

объединенная семья (санскр. кутумба или кула). Индуистская социальная единица, состоящая из нескольких поколений родственников, живущих вместе — под од­ной крышей или по соседству. Традиционно объединенные семьи жили в одном большом доме, но в наше время члены такой семьи могут размещаться в не­скольких отдельных домах на одной общей территории. В объединенную семью входят отец, мать, их сыновья, внуки и правнуки со своими женами, а также дочери, внучки и правнучки, которые еще не вышли замуж. Таким образом, часто в семье имеется несколько супружеских пар с детьми. Главой объединенной се­мьи, называемый кутумба-мукхья (а также мукхья или картри),является отец, которому помогает мать, а в отсутствие отца его замещает старший сын, которого наставляет его мать и поддерживает жена. Старшего сына отец с детства готовит к его особой роли будущего главы семьи. В случае смерти отца священный закон разрешает раздел семейного имущества между сыновьями. Раздел может также быть необходим в том случае, если сыновья избирают разные профессии и живут в разных городах и не могут собраться под одной крышей или когда семья ста­новится слишком большой и неуправляемой.

В качестве главных характеристик объединенной семьи можно назвать то, что ее члены: 1) совместно живут, 2) совместно питаются, 3) ведут совместное хозяй­ство и, в идеале, 4) принадлежат к одной и той же религии, секте, сампрадайе. Каждая отдельная семья, состоящая из мужа, жены и их детей, находится под руководством главы объединенной семьи. Все вместе самоотверженно трудятся для достижения общей цели. Каждая объединенная семья является ячейкой структуры более высокого уровня — "расширенной семьи" (брихат-кутумбы или махакутумбы). См.: расширенная семья, грихастха-дхарма.

объективный. Объективное мышление или восприятие — видящее объект таким, каким он в действительности является, не искаженное личной точкой зрения (как в случае субъективного мышления). См.: субъективный.

ограниченный недуализм. См.: вишишта-адвайта.

одический. Магнетический, относящийся к сознанию в ашуддха-майе, сфере физи­ческого и низшего астрального планов. Одическая сила в своем утонченном сос­тоянии — это пракрити, первичная грубая энергия природы, проявляющаяся в трех гунах: саттве, раджасе и тамасе. Это сила притяжения и отталкивания меж­ду людьми, между людьми и их вещами, и она проявляется как сила мужская (активная) и женская (пассивная), которые в человеке присутствуют как токи питала и ида. Эти два тока (нади) направлены вдоль позвоночника в тонком теле человека. Одическая сила — это магнетическая, притягивающая, связывающая субстанция, которую люди стараются вырабатывать, когда хотят связывать себя друг с другом, например в деловом партнерстве, браке, дружбе и отношениях "гуру-шишья" (учитель-ученик). Одическая энергия является комбинированной эманацией пранамайя- и аннамайя-кош. Само слово одический является произ­водным от существительного од, определяемого Оксфордским словарем англий­ского языка как "гипотетическая сила, которая, как считал барон фон Райхенбах (1788—1869), пронизывает всю природу, проявляясь в определенных личностях, обладающих чувствительным темпераментом (истекая из кончиков их пальцев), и особенно явно — в магнитах, кристаллах, тепле, свете и химических реакциях; термин был введен для объяснения феноменов месмеризма и животного маг­нетизма". См.: актинический, актинодический, гуна, коша, таттва, тонкое тело.

олай (тамил.). "Лист". Форма книг, с древних времен распространенная в южной Индии. Страницы изготавливались из листьев пальм триндрума и талапатра (на севере заменителем служила обработанная березовая кора, бхурджа-патра) и свя­зывались шнуром, пропущенным через одно или два отверстия. Книга обычно имела переплет в виде двух деревянных досок. Чернила, изготовленные из сажи или древесного угля, наносились тростниковым пером. На юге буквы чаще про­царапывались стилем, а затем натирались сажей. Такие книги были небольшого размера, в среднем 2 дюйма в высоту на 8 дюймов в ширину, и обычно хранились завернутыми в цветную ткань. См.: грантха.

Ом. Самая священная мантра индуизма. То же, что Аум (это две альтернативные транслитерации одного и того же слога: звуки А и У, смешиваясь, дают О). См.: Аум, Пранава.

омовение (санскр. снана).Неотъемлемая часть религиозной практики в индуизме. Во-первых, омовение мурти божества, Шивалингама и стоп гуру совершается во время пуджи (особенно napapmxa-пуджи в храме) почти всеми индуистами. Во-вторых, ежедневное омовение совершают сами верующие перед выполнением каких-либо религиозных церемоний или обрядов. Особенно благоприятным счи­тается омовение в водах Ганга, других священных рек и храмовых водоемах.

ортодокс (греч.). "Приверженный правильному мнению; правоверный". Тради­ционалист, сторонник устоявшихся, признанных учений или верований. Проти­воположный по значению термин — гетеродокс, "неправоверный; инакомысля­щий". См.: астика.

осознавание (санскр. сакшин или чит,англ, awareness).Индивидуальное сознание, восприятие, знание; свидетель восприятия, "внутренний глаз души". Способ­ность души чувствовать, видеть или знать и осознавать это знание. Когда осозна­вание "втягивается вовнутрь", могут иметь место различные состояния самадхи. Осознавание упоминается в Агамах как читшакти, "сила осознавания". внутрен­нее "я" и вечный свидетель. См.: сознание, сакшин.

 

П

пада. "Стопа; четверть; раздел; стадия; путь". Название основных разделов агами-ческих текстов и соответствующих стадий практики и развития на пути к мокше. Согласно шайва-сиддханте, есть четыре пады, которые являются последователь­ными и кумулятивными, т. е., завершая одну, душа тем самым подготавливается к следующей (на тамильском языке шайва-сиддханта также известна как налу-пада-шайвам, "шиваизм четырех стадий"). Чарья-пада: "Стадия доброго пове­дения". Первая стадия, в которой человек учится жить праведно, служить беско­рыстно, практикуя карма-йогу. Она также известна как даса-марга, "путь раба", время, когда ищущий относится к Богу как слуга к хозяину. Традиционные акты чарьи — это уборка храма, зажигание ламп и собирание цветов для богослужения. Поклонение на этой стадии в основном внешнее. Крия-пада: "Религиозные дей­ствия; стадия поклонения". Стадия бхакти-йоги, культивирования преданности посредством выполнения пуджи и ежедневной садханы. Также известна как сат-путра-марга, "путь истинного сына", поскольку душа теперь относится к Богу как сын к отцу. Центральной практикой крия-пады является выполнение ежедневной пуджи. Йога-пада:созрев в чарья- и крия-падах, душа теперь обращается к интер-нализированному (внутреннему) поклонению и раджа-йоге под руководством садгуру. Это время садханы и серьезного устремления к цели — реализации ис­тинного "Я". И это — сакха-марга, "путь друга", ибо теперь на Бога смотрят как на близкого друга. Джняна-пада: "стадия мудрости". Когда душа достигает Реа­лизации, она получает мудрость и живет вне жизни тела, благословляя все чело­вечество. Эта стадия также известна как Сан-Марга, "истинный путь", на котором Бог является дорогим возлюбленным. Тирумантирам описывает осуществление каждой стадии следующим образом. В чарье душа вырабатывает тесную связь с "миром Бога" (салокья), В крие она достигает "близости" (самипья) с Ним. В йоге душа достигает "подобия" (сарупья) Ему. В джняне душа наслаждается предель­ным блаженством тождественности (саюджья) с Шивой. См.: джняна, нирвани и упадеши.

 

падапуджа. "Поклонение стопам". Церемониальное поклонение сандалиям или святым стопам гуру, часто с возлиянием драгоценных субстанций и предложени­ем плодов и цветов. После церемонии вода от омовения, плоды и другие драго­ценные субстанции разделяются между преданными как прасада. См.: гуру, гуру-бхакти, падука, прасада, пуджа.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.