|
Гурудэва Шивайя Субрамуниясвами 12 глава
дое из них управляет критическими функциями тела, и все телесные энергии являются их модификациями. Обычно слово прана относится к жизненному принципу, но иногда обозначает энергию или силу, одушевляющую космос См.: коша, таттва.
пранава. "Жужжание". Мантра Аум, Бог как Первичный Звук. Его можно услышать как звук вашей собственной нервной системы, подобный звуку электрического трансформатора или жужжанию пчел. Медитатора учат внутренне трансформировать этот звук во внутренний свет, который освещает мысли, и греться под этими лучами блаженного сознания. Пранава также известна как звук над-анади-шакти. См.: Аум, Сознание Шивы.
Пранагнихотра-упанишад. Малая Упанишада, в которой объясняется, как трансформировать внешний ритуал огненного жертвоприношения в пранагнихотру, "жертвоприношение огню праны" вашего собственного существа.
прана-линга. "Живой знак". Бог, переживаемый как личность, в Шивалинге. Термин, особенно важный в вира-шиваизме. См.: Шивалинга, вира-шиваизм.
пранама. "Поклон". Почтительное приветствие, при котором голова или тело наклоняется. Аштанга-пранама: "восьмичленный поклон". Форма поклона ("простирания ниц") для мужчин, в которой кисти рук, грудь, лоб, колени и ступни касаются земли. (То же, что Саштанга-пранама.) Паньчанга-пранама:"пяти-членный поклон". Простирание ниц для женщин, при котором земли касаются руки, голова и ноги (лодыжки перекрещиваются, правая сверху левой). Более точным термином для простирания является панипата, "падение для поклонения". См.: бхакти, намаскара, прапатти.
пранамайя-коша. "Оболочка жизненной энергии". См.: коша, прана.
пранатьяга. "Отказ от жизненной силы". Термин, обозначающий самоубийство, но без значения насилия, присутствующего в более употребительных словах сва-дехагхата, "убийство своего тела", и атмагхата, "самоубийство". См.: смерть, самоубийство.
пранаяма. "Управление дыханием". См.: раджа-йога.
праническое тело. Тонкая оболочка, наделяющая жизнью, пранамайя-коша. См.: коша.
прапатти. "Отбрасывание себя". Бхакти — тотальное, безусловное подчинение Богу, часто в сочетании с позицией личной беспомощности, стушевания и смирения. Термин, особенно широко используемый в вишнуизме для обозначения одной из центральных концепций всех индуистских школ. В шайва-сиддханте бхакти имеет крайне важное значение для развития и духовного созревания души. Это понятие, пожалуй, лучше всего выражено в учениях четырех святых-са-маячарьев, обладавших глубокой и мистической любовью к Шиве, отмеченной:
1) крайней покорностью и смирением, признанием греховности и слабости;
2) тотальным обращением к Богу как к единственному истинному прибежищу;
3) отношениями любящего и любимого, известными как свадебный мистицизм и в которых преданный является невестой, а Шива — женихом. Практика йоги в шайва-сиддханте также является проявлением любви к Богу, и успех достигается только по Его милости. См.: бхакти.
прарабдха-карма. "Действие, которое было начато". См.: карма.
прасада. "Ясность, яркость; милость". 1) Добродетель безмятежности и снисходительности. 2) Пища, предложенная божеству или гуру, а также благословленные остатки этой пищи. 3) Любое примирительное, благосклонное предложение.
пратьябхиджня. "Узнавание или вспоминание". От "знание" (джняна), которое "поворачивается лицом" (абхи) к знающему и к которому он тоже в конце концов "поворачивается" (прати). Понятие кашмирского шиваизма, которое указывает на признание преданным (по милости гуру) Истины, которая была всегда, — что Шива действительно повсюду, а душа уже едина с Ним.
пратьябхиджня-даршана. См.: кашмирский шиваизм.
Пратьябхиджня-сутры. Основополагающее кашмирское шиваитское писание из 190 сутр.
пратьяхара. "Отведение". 1) Притягивание сил. 2) В йоге — отключение сознания от внешнего мира. 3) Синоним пралайи. См.: раджа-йога, махапралайя, медитация.
Прашна-упанишад. Относится к Атхарваведе. Шесть разделов посвящены шести вопросам, заданным мудрецу Пиппаладе его учениками и касающимся смысла жизни, Реализации и мантры Аум.
прашноттарам. "Вопрос-ответ (прашна-уттарам)". Термин, которым в Танце с Шивой обозначается литературная форма катехизиса, обобщения религиозного вероучения в виде ответов на вопросы.
праяшчитта. "Доминирующая мысль или цель". Покаяние. Акты искупления. См.: покаяние, папа, пунья.
преданность. Хотя в русском языке слово "преданность"предполагает обязательное наличие дополнения (преданность кому или чему?), в русскоязычной литературе по индуизму этот термин принято употреблять для перевода английского devotionи, что то же самое, санскритского бхактии без дополнения. В контексте индуистской (и вообще индийской) религиозности "преданность" означает зачастую не просто характер отношения человека ("преданного") к Богу или своему гуру, но тип ментальности, образ жизни, религиозную практику. В текстах часто обсуждению подлежат именно формы и аспекты самой преданности как таковой, вне зависимости от ее объекта. См.: бхакти, бхакти-йога, прапатти, преданный.
преданный. Как перевод санскритского термина бхакта (англ, devotee), это слово является именем существительным и, соответственно, если имеет дополнение, то в родительном, а не дательном, падеже. 1) Почитатель какого-либо бога или святого человека (например, "преданный Шивы"). 2) Приверженец какой-либо школы или секты индуизма. В этом значении слово "преданный" употребляется без дополнения. То же, что "верующий". См.: преданность.
Премайва Шивамайя сатьям эва Парашивах. В переводе с санскрита: "Бог Шива — это имманентная любовь и трансцендентная Реальность". Шиваитское исповедание веры. См.: исповедание веры.
препятствие. См.: упасарга.
преталока. "Мир усопших". Область душ, привязанных к земле. Этот низший регион бхуварлоки является астральным двойником физического мира. См.: лока.
причина (санскр. карана). То, что производит результат или следствие. Действенная причина(нимитта-карана): то, что непосредственно производит следствие; то, что замысливает, создает, придает форму и т. д., — например, гончар, который изготавливает глиняный сосуд, или Бог, который создает мир. Материальная причина(упадана-карана): материал, из которого формируется следствие, например, глина, из которой делается горшок, или Бог как первосубстанция, становящаяся миром. Инструментальная причина(сахакари-карана): то, что служит средством, механизмом или инструментом для производства следствия, например гончарный круг, необходимый для изготовления горшка, или созидательная Шакти (энергия) Бога. См.: майя, таттва.
просветление.Для шайвов-монистов просветление — это Самореализация, сама-дхи без семени (нирвикальпа-самадхи); предельное достижение, иногда называемое Параматма-даршана или атма-даршана, «видение "Я"» (термин из Йога-сутр Патанджали). Просветление — это переживание-без-переживания, приводящее к реализации трансцендентного "Я"-Парашивы, существующего за пределами времени, формы и пространства. У каждой традиции свое понимание просветления и часто свои термины для его обозначения. См.: Богореализация, Самореализация, кундалини, нирвикальпа-самадхи.
проявленный. Воспринимаемый или познаваемый, а стало быть, имеющий форму. Противоположность непроявленного или трансцендентного. См.: формы не имеющий, таттва.
психик.От греч. psyche, "душа". Человек, чувствительный к духовным процессам и энергиям; внутренне или интуитивно осознающий нефизические реалии; способный использовать такие силы, как ясновидение, яснослышание и предвидение.
психический.От греч. psyche, "душа". Нефизический, относящийся к душе, тонким планам, глубинным аспектам человека. См.: мистицизм, одический.
пуджа."Поклонение, почитание". Агамический ритуал поклонения, выполняемый в доме, храме или святилище, перед мурти или другим священным объектом или перед живой личностью, например садгуру. Его внутреннее назначение — очищение атмосферы вокруг почитаемого объекта, установление связи с внутренними мирами и вызывание присутствия Бога, богов или гуру. Во время пуджи богос-лужитель (пуджари) исполняет различные песнопения, славящие Божественное и призывающие божественные благословения, и одновременно совершает так называемые предложения (мини-жертвоприношения) в соответствии с установленными традициями. Пуджа, поклонение мурти с водой, огнями и цветами в храмах и святилищах, является агамическим дополнением ведической яджни, в которой предложения (жертвоприношения) передаются через сакральный огонь хомы. Это два потока почитания и единения, сосуществующие в индуизме. К основным элементам шиваитской пуджи относятся: 1) ачамана, выпивание небольшого количества воды для очищения; 2) Ганапати-прартхана, молитвы к Ганеше; 3) санкальпа, объявление намерения; 4) гханта, звон колокольчика, приглашающий дэвов и отгоняющий асуров; 5) авахана, приглашение божества; 6) мантры и дхьяна, медитация на божестве; 7) свагата, приветствие; 8) намаска-ра, выражение почтения; 9) аргхья, предложение воды; 10) прадакшина, обход; 11) абхишека, омовение мурти; 12) дхупа, предложение благовоний; 13) дипа, предложение светильника с огнем; 14) найведья, предложение пищи; 15) арчана, воспевание святых имен; 16) арати, финальное предложение огней; 17) прартхана, личные просьбы; 18) висарджана, прощание. Также важнейшая роль отводится пранаяме (управлению дыханием), гуру-вандане (почитанию наставника), ньясе (передаче силы касанием) и мудрам (мистическим жестам). В предложения пуджи также входят пушпа (цветы), аргхья (вода), тамбула (лист бетеля) и чандана (сандаловая паста). Различают домашнюю пуджу для себя и своей семьи (атмартха-пуджу) и публичную пуджу, выполняемую уполномоченным на то священником в храме (парартха-пуджу). См.: яджня, мурти.
пуджари(хинди). "Поклоняющийся". Индуистский храмовый жрец, а также любой, кто выполняет пуджу. На санскрите это слово звучит пуджака, на тамильском — пусари. Еще один термин, обозначающий жреца, в южной традиции — арчака.
Пурохита — это жрец смартистской брахманской традиции, специализирующийся на домашних ритуалах. См.: пуджа.
пумсавана."Мужской ритуал; призывание ребенка мужского пола". Традиционный обряд, выполняемый на ранних стадиях беременности, — моление о сыне. См.: самскары рождения.
пунарджанма. "Реинкарнация". От санскр. пунах, "снова и снова", и джанма, "рождение". См.: реинкарнация.
пунья."Святой; добродетельный; благоприятный". 1) Хороший или праведный. 2) Действие, заслуживающее почета. 3) Почет, достигаемый посредством правильных мыслей, слов и действий. Пунья включает все виды благих деяний, от простейшей помощи ближнему до целой жизни сострадательного творения блага. Каждый акт пуньи влечет за собой кармические последствия (кармапхала), или "плод деяния", — награду за действия, слова и мысли, которые придерживаются дхармы. Пробужденные психики, развившие в себе ясновидение, легко видят пунью, накапливающуюся во внутренней подсознательной ауре, как разноцветную, свободно текущую, легкую астральную, или праническую, субстанцию. Пунья видна как светлые, пастельные цвета, в то время как ее противоположность, папа, — как более темные цвета, обычно статичные и неподвижные. Цветовая гамма оттенков папы и пуньи во многом напоминает современную экспрессионистскую живопись. Цвета пуньи порождают удовлетворение, глубокую радость, чувство безопасности и бесстрашия. Папа может растворяться, а пунья создаваться благодаря покаянию (праяшчитта), аскетизму (тапас) и благим деяниям (сук-ритья). Пунья приобретается добродетельной жизнью, следующей многогранным законам дхармы. Пунья зависит от чистоты действий с учетом многих факторов, в том числе 1) кармы и эволюции индивидуума, 2) степени жертвенности и неэгоистической мотивации и 3) времени и места. Например, добродетельные поступки, садхана, тапас и покаяние более похвальны, когда выполняются в святых местах и в благоприятное время. В Тирумантирам (105) говорится, что «помощь, оказанная другому, измеряется не затратами помогающего, а достоинством того, кому помогают». Другими словами, небольшая помощь великой и достойной душе приносит больше пуньи, чем большая помощь, оказанная менее достойной личности. См.: аура, карма, папа, покаяние.
Пурана."Древнее". Индуистские народные сказания, содержащие этические и космологические учения о Боге, человеке и мире. Пураны вращаются вокруг пяти тем: первотворение, вторичное творение, генеалогия, циклы времени и история. Существует 18 главных Пуран, которые классифицируются как шиваитские, вишнуитские или шактистские. К главным Пуранам относятся: 1) Брахма-пурана, 2) Падма-пурана, 3) Вишну-пурана, 4) Шива-пурана, 5) Бхагавата-пурана (Шри-мад-Бхагаватам), 6) Нарада-пурана, 7) Маркандея-пурана, 8) Агни-пурана, 9) Бха-вишья-пурана, 10) Брахма-вайварта-пурана, 11) Вараха-пурана, 12) Линга-пурана, 13) Сканда-пурана, 14) Вамана-пурана, 15) Матсья-пурана, 16) Гаруда-пурана, 17) Брахманда-пурана, 18) Курма-пурана. См.: смрити, Бхагавата-пурана.
пурнима."Полный". Полнолуние. См.: Гуру Пурнима.
пурохита."Передний; лидер; семейный священник". У смартов — брахман-жрец, специализирующийся на домашних церемониях. См.: смарта.
пуруша. "Дух, пребывающий в теле или во вселенной". Личность; дух; человек. В метафизическом смысле — душа, не имеющая пола. В йоге и санкхье — трансцендентное "Я". Синоним атмана. Пуруша также может обозначать Высшее Существо или Душу, как иногда в Упанишадах. В гимне Ригведы "Пуруша-сукта" пуруша — это космический человек, у которого тысяча голов, тысяча глаз, тысяча рук и ног, охватывающий всю землю, распространяющийся во всех направлениях в одушевленные и неодушевленные вещи. В системе санкхья пуруша — это одна из двух высших безначальных реальностей, каковыми являются материя и дух, пракрити и пуруша, женский и мужской принципы. Пуруша есть покоящийся, непроявленный аспект реальности, в отличие от пракрити, проявляющегося, — первичной природы, из которой развертывается космос. В шиваитской космологии пуруша является 25-й из 36-ти таттв, на один уровень тоньше, чем пракрити. За их пределами лежат тонкие сферы шуддха-майи. Парашива трансцен-дирует все таттвы. См.: атман, джива, пракрити, душа, таттва.
пурушартха. "Человеческое богатство или назначение". Четыре цели, к которым люди могут на законных основаниях стремиться. Также называются чатурварга, "четверичное добро", и являются основой индуистской этики. 1) Дхарма: "праведная жизнь". Осуществление добродетели, добросовестный труд, выполнение обязанностей и долга, соблюдение ограничений и предписаний — т. е. служение обществу. Это включает в себя и поиск истины под руководством гуру изкакой-либо парампары и сампрадайи. Дхарма имеет четыре основные формы. Она является руководителем артхи и камы. См.: дхарма. 2) Артха: "богатство". Материальное благополучие, деньги, имущество. Артха — это стремление к богатству при главенстве дхармы. Включает в себя удовлетворение основных потребностей — в пище, одежде и жилище — и распространяется на содержание уютного дома, семьи, осуществление успешной карьеры и выполнение религиозных обязанностей. В самом широком понимании богатство означает финансовую независимость, отсутствие долгов, наличие достойных детей, хороших друзей, свободного времени, верных слуг, надежных служащих, а также радости даяния, включая церковную десятину (дашамамшу), кормление бедных, поддержку студентов, защиту всех существ, содержание семьи и гостеприимство. Артха определяет не столько богатство, сколько качество жизни и обеспечивает личную и социальную безопасность, необходимую для камы, дхармы и мокши. Она позволяет домохозяину выполнять пять ежедневных жертвоприношений (паньча-махаяджня): Богу, предкам, дэвам, всем существам и людям. См.: яджня. 3) Кама: "удовольствие, наслаждение; любовь". Земная любовь, эстетическое, культурное и интеллектуальное удовлетворение, мирские удовольствия (включая сексуальное), радости семьи. См.: Кама-сутра. 4) Мокша: "освобождение". Свобода от перерождений, достигнутая посредством высшего достижения, реализации Личного Бога, Па-рашивы. Духовные достижения и сверхсознательные радости, отречение и йога, ведущие к Самореализации. Мокша приходит при осуществлении дхармы, артхи и камы (на тамильском языке называемые арам, поруль и инбам и объясняемые Тируваллуваром в Тирукурале) в текущей или прошлых жизнях, благодаря чему личность больше не привязана к мирским радостям и печалям. Это высшая цель жизни, или парамартха. См.: освобождение, мокша.
пуруша-дхарма. "Мужской кодекс поведения". См.: дхарма.
пустота. Пустое пространство. В индуистской философии — отсутствие времени, формы и пространства. Бог Шива в Своем совершенстве Парашивы является священной пустотой, но не "такой, как пустота внутри пустой коробки... [Это] полнота всего". См.: Парашива.
путь (санскр. марга или пантха). В индуизме путь является очень важным понятием. Путь просветления(спасения, мокши): ведет к конечным целям Самореализации и освобождения. Универсальный путь:духовный путь, которым следует все сущее, двигаясь к состоянию Божественности. Путь дхармы: соблюдение принципов добродетельного поведения. Два пути:пути монаха и домохозяина, один из которых должен выбрать каждый молодой человек-индуист. Несравненный (высший) путь:духовный путь (путь отречения) как благороднейшее из человеческих предприятий. Прямой путь:путь, ведущий прямо к цели, без кармических окольных блужданий. На путинаходится тот, кто серьезно учится и выполняет садхану, чтобы усовершенствовать внутреннюю и внешнюю природу. Наш праведный путь в жизни:личная дхарма, свадхарма, лучший путь, которым можем следовать лично мы. "Истина одна, путей много":индуистский девиз веротерпимости. Индуисты согласны с тем, что существуют различные Пути, по которым можно идти к конечной цели. См.: дхарма, пада.
Р
Равана. Злодей из эпоса Рамаяна. Легендарный царь Шри-Ланки, противник Рамы, побежденный Рамой и его армиями.
раджа-йога. "Царь всех йог" или "царская йога". Также известна как аштанга-йога, "восьмичленная йога". Классическая система йоги, основанная на восьми последовательных стадиях пути к Просветлению и описанная в различных Упаниша-дах, Тирумантирам и особенно — в Йога-сутрах Патанджали. Восемь членов этой йоги следующие. 1) Яма:"ограничения". Правила добродетели и морали, обеспечивающие чистоту ума, свободу от гнева, ревности и подсознательных заблуждений, которые могут подавлять процесс медитации. 2) Нияма:"предписания". Религиозные практики, которые культивируют в человеке высшие качества, такие, как преданность, смирение и сдержанность, обеспечивая утончение природы и контроль над умом, необходимые для сосредоточения и финального погружения в самадхи. 3) Асана:"сидение или поза". Здоровое тело необходимо для успеха в медитации. Для этого существует хатха-йога, позы которой приводят к балансу энергии ума и тела, укрепляют здоровье и дают безмятежность сознания. 4) Пранаяма:"овладение жизненной силой". Контролирование дыхания, которое успокаивает читту и уравновешивает иду и пингалу. Пранаяма — это наука управления праной посредством дыхательных техник, в которых варьируется длина вдоха, задержки дыхания и выдоха. Подготавливает ум к глубокой медитации. 5) Пратьяхара:"отведение". Практика отведения сознания сначала от физических объектов (например, надо не слышать шума во время медитации), затем постепенного сведения на нет эмоций, интеллекта и, наконец, самого индивидуального сознания, с целью слияния с Абсолютом. 6) Дхарана:"сосредоточение, концентрация". Фокусирование ума на единственном объекте или мысли. Уму нельзя позволять блуждать. Когда концентрация поддерживается достаточно долго и глубоко, медитация приходит естественным образом. 7) Дхьяна: "медитация". Спокойное, бодрое, мощно сосредоточенное состояние, в котором в поле сознания вливается новое знание и спонтанное видение. Это состояние становится возможным после того, как ум очищен или успокоен. 8) Самадхи: "пребывание в своей самости, созерцание". Состояние истинной йоги, в котором ме-дитатор и объект медитации суть одно. См.: асана, самадхи, йога.
раджанья. "Правящий". Синоним слова кшатрия. См.: варна-дхарма.
раджас. "Страсть; активность". См.: гуна.
Радхакришнан,Сарвепалли (1888—1975). Президент Индии с 1962 по 1967 гг., ученый, философ, писатель, блестящий оратор, бывший подлинным рупором индуизма. Наряду с Вивеканандой, Тагором, Ауробиндо и др., способствовал наступлению нынешнего возрождения индуизма. Благодаря ему индуизм лучше узнали и оценили как в Индии, так и за границей, особенно в интеллектуальном мире. Выдающийся проповедник панентеизма. См.: веданта.
Рама. Почитаемый герой эпоса Рамаяна и одна из двух популярнейших инкарнаций Вишну, наряду с Кришной. Поклонение ему почти универсально среди вишнуитов и широко распространено среди смартов и других либеральных индуистов. Рама был великим почитателем Шивы, и в его честь на южной оконечности Индийского полуострова был построен храм Шивы, называющийся Рамешварам.
Рамакантха I (ок. 950 г.). Великий представитель шайва-сиддханты в линии Агхо-рашивы.
Рамакантха II (ок. 1150 г.). Великий представитель шайва-сиддханты, учитель Агхорашивы.
Рамакришна (1836—1886). Один из великих святых и мистиков современного индуизма и представитель монистического теизма — пылкий преданный Матери Кали и непреклонный монист, учивший единству и поискам нирвикальпа-сама-дхи, реализации Абсолюта. Он был гуру великого Свами Вивекананды (1863—1902), сделавшего индуистское мышление и философию интернациональными.
Рамана Махарши, Шри (1879—1950). Южноиндийский святой-отшельник, возрождавший адвайту. См.: веданта.
Рамануджа (1017—1137). Святой, великий бхакта, основатель одной из пяти основных вишнуитских школ, считающийся величайшим критиком адвайты. В своей знаменитой Шри-бхашье (комментарии) к Брахма-сутрам сопоставил по пунктам абсолютный монизм Шанкары и свой ограниченный монизм, вишиш-тадвайта-веданту. См.: шад-даршана, веданта.
Рамараджа (1478—1565). Последний царь южноиндийской империи Виджаянага-ра.
Рамаяна. "Жизнь Рамы". Один из двух великих эпосов Индии (Итихас), наряду с Махабхаратой. Рассказанная Вальмики трагическая история любви Рамы и Си-ты, жизнь которых является высоким образцом благородства и достоинства для придерживающихся индуистской дхармы. Астрономические данные, приведенные в эпосе, позволяют датировать правление Рамы примерно 2015 г. до н. э. См.: Рама.
Рампрасад (1718—1775). Великий бенгальский святой, поэт-бхакта, писавший гимны Шакти.
раса. С научной точки зрения, каждая из пяти рас человечества (кавказоидная, монголоидная, конгоидная, австралоидная и капоидная) является подвидом вида Homo sapiens. Подвид — это ветвь данного биологического вида, имеющая небольшие, но важные отличия от других ветвей, обитающих в других районах. У любой расы не так много уникальных черт. Расовое своеобразие складывается из сочетания нескольких черт. Точное определение расы можно произвести посредством анализа крови или расчета определенных пропорций тела. Девяносто восемь процентов всех индуистов принадлежат к кавказоидной расе. Среди индуистов есть много монголоидов в Непале и Ассаме, а также австралоиды (например, племена гондов и бхилов в Индии). Северные и южные индийцы входят в число 2,5 млн. кавказоидов Земли, характерными чертами которых являются прямые или волнистые волосы, тонкие губы, маленькие или средние зубы, глаза цветов от голубого до карего и высокое содержание генов крови Gm и А2-Rh. Часто понятие расы ошибочно связывают с цветом кожи, но сейчас уже установлено, что цвет кожи является просто адаптацией к климату: в течение многих поколений у людей в северных зонах проявляется более светлый оттенок кожи, чем у их южных соплеменников.
расатала. "Подземная область". Пятая чакра ниже муладхары с центром в лодыжках. Соответствует пятому астральному нижнему миру, называемому риджиша ("изгнанный") или расатала. Область эгоизма, самовлюбленности и собственничества. Раса означает "земля, почва; влажность". См.: лока, нарака, чакра.
расширенная семья. См.: брихат-кутумба.
Раурава-агама. Одна из 28-ми Агам шайва-сиддханты. Передана Господом Шивой мудрецу Руру (отсюда и название). Ее обширный раздел по крия-паде подробно описывает структуру храма Шивы и его пристроек.
Раху. "Захватчик". В индуистской астрологии Раху является одной из девяти важных планет (граха), но планетой невидимой или "астральной", как и ее противовес, Кету. С астрономической точки зрения, это одна из двух точек небесной сферы, в которых Луна пересекает эклиптику, или путь, Солнца. Точка, в которой Луна пересекает эклиптику, двигаясь с юга на север, — это Раху, так называемый "северный узел" орбиты. "Южный узел" — это Кету. Раху и Кету изображаются в виде змееобразного демона или дракона, охватывающего Землю кольцом. Кету — это хвост дракона, а Раху — голова. Считается, что оба они могут наводить ужас на людей. См.: джйотиша.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|