Сделай Сам Свою Работу на 5

Гурудэва Шивайя Субрамуниясвами 16 глава





 

трансцендентный. Находящийся за пределами опыта или проявленной формы. Противоположный имманентному. В шайва-сиддханте — качество Бога Шивы как Абсолютной Реальности, Парашивы, высшего "Я".

 

трезубец. Копье с тремя остриями. См.: тришула.

третий глаз. Психоэнергетический центр, известный как аджня-чакра, располо­женный в межбровье. Активизация этого центра приводит к "открытию третьего глаза" и связанными с этим совершенствами (сиддхи), что происходит при подъ­еме кундалини и при интенсивной садхане. Полное "раскрытие третьего глаза" происходит у тех, чье сознание полностью погружено в Шиву. См.: чакра.

трика-шасана. "Три учения". То же, что трика-шастра. Одно из названий каш­мирского шиваизма, основанное на том, что в его философии имеются различные триады: Шива, Шакти и нара (связанная душа); Пати, пашу и паша; пара, апара и парапара (высшая, низшая и промежуточная энергии); три корпуса священных писаний и др. См.: кашмирский шиваизм.

трикона. ''Треугольник". Символ Бога Шивы как Абсолютной Реальности. Также представляет элемент огня.

трилока. "Три мира". Физический, астральный и причинный планы бытия (бхур-лока, антарлока и Шивалока). См.: лока, три мира.



трипундра. "Три отметины". Знак принадлежности к шиваитской секте, состоя­щий из трех горизонтальных полос на лбу, нанесенных священным пеплом, часто в сочетании с точкой (бинду) между бровей, на месте "третьего глаза", или аджня-чакры. Три линии символизируют три вида уз для души: анаву, карму и майю. Священный пепел напоминает о временной, преходящей природе физического тела и о необходимости стремиться к духовным достижениям и близости к Богу. См.: бинду, тилака.

Тримурти. Классическое представление Бога как Божественной Троицы — Брах­мы, Вишну и Рудры.

три мира(санскр. трилока). Первичное иерархическое деление космоса. 1) Бхурло-ка: "земной мир", физический план. 2) Антарлока: "внутренний или промежуточный мир", тонкий или астральный план. 3) Шивалока: "мир Шивы", а также богов и высокоразвитых душ; причинный план, также называемый караналока.

Космологию трех миров легко найти в индуистских писаниях. В основных Упанишадах Вед содержится множество соответствующих указаний с интерес­ными вариациями. Стих 1.5.17 Брихадараньяка-упанишад утверждает: «Итак, есть, воистину, три мира, мир людей (манушьялока), мир отцов (питрилока) и мир богов (девалока)». Ниже, в стихе 6.2.15, упоминаются два высших мира — девалока и Брахмалока. Катха-упанишад (стих 2.3.8), не упоминая мир людей, называет питрилоку, гандхарвалоку (мир гениев или элементалов) и Брахмалоку (мир Бога). Другая точка зрения на три мира представлена в Прашна-упанишад 3.8, где называются мир добра (пуньялока), мир зла (папалока) и мир людей (ма-нушьялока).



Писания предлагают и несколько других космологических моделей, из кото­рых особенно важны семь высших миров (сапта урдхвалока) и семь низших ми­ров (сапта адхолока), соответствующие 14 чакрам и составляющие "мир-яйцо Бога", вселенную, называющуюся Брахманда. Семь высших миров —это бхурло-ка, бхуварлока, сварлока, махарлока, джаналока, таполока и сатьялока. Второй, третий и четвертый миры составляют тонкий план. Высшие три мира — при­чинный план. Семь нижних миров, известные под общим названием нарака или патала, это (сверху вниз): пут, авичи, самхата, тамисра, риджиша, кудмала и какола.

В шайва-агамической системе 36-ти таттв сфера чистоты, шуддха-майя, — первые пять таттв — подразделяется на 33 плана бытия. Сфера "чистоты-не­чистоты", шуддхашуддха-майя, — семь таттв от майя-таттвы до пуруши — содержит 27 планов бытия. Сфера ашуддха ("нечистоты") — из 24-х таттв — состоит из 56-ти планов бытия. См.: лока, нарака, таттва, чакра и статьи по отдельным локам.



 

тришула. Трезубец, атрибут Господа Шивы, символизирующий три фундамен­тальных шакти, или энергии, Бога — иччха-шакти (желание, волю, любовь), крия-шакти (действие) и джняна-шакти (мудрость).

Трьямбака. "Трехглазый". 1) Имя Рудры-Шивы, одного из Одиннадцати Рудр. Его эмблемы — сосуд для воды, чакра, барабан, лук, стрекало, змея и трезубец. Ми­лость Трьямбаки призывается в знаменитой Мритьюньджая-мантре, или Шива-гаятри. 2) Ученик Дурвасаса, распространявший адвайту. См.: Гаятри-мантра, Дурвасас.

Тукарам (1598—1649). Очень широко читаемый и любимый святой-поэт из Маха­раштры. Писал страстные песни о поиске преданным милости Господа Вишну.

Тулсидас (Туласидаса) (ок. 1532—1623). Вишнуитский поэт-санньясин, чья поэма Шри-Рамачаритаманаса (1574—1577), пересказ на языке хинди санскритского эпоса Вальмики Рамаяна, считается одним из величайших литературных произ­ведений мира. Она также способствовала распространению культа Рамы на севере Индии. См.: Рамаяна.

турмерик. Индийское растение Curcuma longa из семейства имбирных, растертый корень которого употребляется в качестве приправы, а также как желтый кра­ситель. Обладает богатыми аюрведическими свойствами, используется в святых ритуалах и для приготовления кумкумы.

тьяга. "Освобождение, отстранение, отречение". Непривязаность к плодам своих действий. В Бхагавад-гите называется основным принципом карма-йоги. См.: жертвоприношение, санньяса, вайрагья.

тьяф. Специальный алфавит, используемый для написания молитв, которые затем передаются во внутренние миры путем сжигания в священном огне. См.: лекхап-рартха-хавана.

У

Уджджайн. Город на реке Сипра, один из семи священных городов индуизма. Тра­диционное святое место шиваизма. См.: Рудрашамбху.

 

ум (индивидуальный).На микрокосмическом уровне индивидуальных душ ум — это сознание и его способности памяти, желания, мышления и познания. Инди­видуальный ум называется читта (ум, сознание), а его тройственное выражение называется антахкарана, "внутренняя способность", и состоит из 1) буддхи ("ин­теллекта, мотивации, логики", т. е. высшего ума), 2) ахамкары (чувства "я", эго), 3) манаса (низшего ума, инстинктивно-интеллектуального, сферы желаний). С точки зрения 36-ти таттв (категорий бытия), каждый из них является таттвой и развивается из предыдущего. Т.е. из буддхи появляется ахамкара, а затем манас. Манас, буддхи и ахамкара суть способности маномайя-коши (астральной, или ин­стинктивно-интеллектуальной, оболочки). Состояние ума, соответствующее ви-джнянамайя-коше (ментальной, или интуитивно-познающей, оболочке), называ­ется анукарана-читта, подсверхсознание, знающий ум. Аспект ума, непосредст­венно соответствующий анандамайя-коше (причинному телу), называется кара-на-читта, сверхсознание. См.: ахамкара, антахкарана, буддхи, манас, ум (универсальный), читта.

 

ум (пять состояний). В философии шайва-сиддханты ум рассматривается как сос­тоящий из пяти частей: 1) Сознательный ум:джаграт-читта ("бодрствующее сознание"). Обычное, бодрствующее, мыслящее состояние ума, в котором боль­шинство людей пребывает большую часть дня. 2) Подсознательный ум:самска-ра-читта ("ум впечатлений"). Часть ума "ниже" сознательного уровня, храни­лище или запись всего опыта (помним мы его или нет), всех прошлых впечат­лений, реакций и желаний. Сфера непроизвольных психологических процессов. 3) Подподсознательный ум:васана-читта ("ум подсознательных наклоннос­тей"). Область подсознательного ума, образующаяся, когда две мысли или пере­живания одной и той же интенсивности посылаются в подсознание в разное вре­мя и, смешиваясь, дают новую и совершенно отличную частоту вибрации. Это подсознательное образование позже заставляет внешний ум реагировать на си­туации в соответствии с этими накопленными вибрациями — позитивными, не­гативными или смешанными. 4) Сверхсознательный ум:карана-читта. Ум све­та, всезнающий разум души. Также обозначается психологическим термином ту-рия, "четвертое", что означает состояние за пределами состояний бодрствования (джаграт), сновидения (свапна) и глубокого сна без сновидений (сушупти). На глубочайшем уровне сверхсознательное — это Парашакти или Саччидананда, Божественный Ум Бога Шивы. В санскрите есть множество терминов для обозна­чения различных уровней и состояний сверхсознательного, например вишва-чай-танья ("космическое сознание"), адвайта-чайтанья ("недвойственное созна­ние"), адхьятма-четана ("духовное сознание"). 5) Подсверхсознательныйум: анукарана-читта. Сверхсознательный ум, функционирующий через сознатель­ное и подсознательное состояния и вызывающий интуицию, ясность ума и спон­танное видение. См.: васана, сознание, Саччидананда, читта.

ум. (три фазы). В философии шайва-сиддханты выделяется ум инстинктивный, интеллектуальный и сверхсознательный. 1) Инстинктивный ум:манас-читта, сфера желаний и управитель сенсорных и моторных органов. 2) Интеллектуальный ум:буддхи-читта, способность мышления и разумность. 3) Сверхсозна­тельный ум: карана-читта, уровень интуиции, благих склонностей и духовной пищи. Его тончайшая сущность есть Парашакти или Саччидананда, вездесущее, всезнающее сознание, трансцендентный, светящийся разум, общий для всех душ. См.: сознание, ум (пять состояний).

ум (универсальный). В самом глубоком смысле ум есть сумма всех вещей, всех энергий и проявлений, всех форм, тонких и грубых, сакральных и мирских. Это внутренний и внешний космос. Ум — это майя. Это материальная матрица. Это все, кроме Того, внутреннего "Я", Парашивы — вневременного, бесформенного, беспричинного, внепространственного, познаваемого только после Самореали­зации. Ум в его тончайшей форме — это недифференцированное Чистое Созна­ние, первосубстанция (Парашакти или Саччидананда), из которой появляются бесчисленные формы бытия, как психического, так и материального. См.: читта, сознание, майя, таттва, мир.

Ума."О, не надо!" Одно из имен Шакти, происходящее, согласно Шива-пуране, от восклицания, адресованного Парвати ее матерью, просившей ее не практиковать аскетизма.

универсализм. Любое учение, которое придает первостепенное значение принци­пам, верованиям или догматам, которые могут быть приемлемы для многих или всех людей. Противоположность сектантства. Универсалистские школы (унита-рианизм в христианстве, бахаизм в исламе, Саи Баба, Махариши Махеш Йоги, Кришнамурти и др. в индуизме) часто синкретичны по природе, но твердо осно­вываются на ядре учений их основателя и рассматриваются их последователями как призванные заменить традиционные, официальные религии.

Упаведа. "Второстепенные Веды". Класс текстов по священным наукам, составлен­ных риши в процессе практического применения ведического знания. Есть четы­ре главных Упаведы (каждая из которых включает в себя множество текстов): Артхаведа (наука управления государством), Аюрведа (медицина), Дханурведа (военная наука) и Гандхарваведа (музыка и искусство). Также иногда классифи­цируются как Упаведы: Стхапатьяведа (архитектура) и Кама-шастры (тексты об эротической любви). См.: Артхаведа, Аюрведа, Гандхарваведа, Дханурведа, Кама-сутра, Стхапатьяведа.

Упагама. Вторичные Агамы. Большой свод текстов, похожих по характеру на ос­новные Агамы. Каждая из 28-ми сиддхантистских Шайва-агам имеет до 16-ти связанных с ней Упагам, которые дают более точную или подробную инфор­мацию по основному тексту, всего известно 207 или 208 Упагам.

упагрантха. "Вторичный текст". Приложения или вспомогательные разделы кни­ги. См.: грантха.

упадеша. "Совет; религиозное наставление". Духовные наставления садгуру. Часто даются в форме ответов гуру на вопросы ученика.

упадеши(н). Освобожденная душа, которая приняла решение быть учителем и ак­тивно помогать другим достигать освобождения. См.: нирвани, упадеши, садгуру.

упайя. "Средство". Термин, используемый в кашмирском шиваизме для описания средств перехода от индивидуального к космическому сознанию. Анавопайя: "индивидуальные или ограниченные средства". Иначе называется крийопайя, путь ритуального поклонения, хатха-йоги, концентрации и йогического дыха­ния. Шактопайя: "способ силы". Активный поиск с ментальным усилием и с акцентом на управлении сознанием, джапе и медитации. Шамбхавопайя: "способ Шамбху (Шивы)". Иначе называется иччхопайя, "способ воли". Заключается в том, чтобы видеть Шиву повсюду, предаться Богу. Анупайя: "отсутствие спосо­ба". Это, собственно, не средство, а цель первых трех упай — трансцендентное состояние Сознания Шивы. Спонтанная реализация "Я" без усилий. Иначе назы­вается пратьябхиджня-упайя, "способ признания". См.: кашмирский шиваизм.

 

упанаяна."Приближение". Формальное посвящение молодого человека в изучение Вед под руководством гуру (и обычно в ашраме этого гуру) и получение священ­ного шнура (яджнопавита или повита), знаменующее вступление в одну из трех высших каст. Упанаяна — одна из двенадцати самскар, предписываемых Дхарма-шастрами и объясняемых в Грихья-сутрах. Проводится в возрасте 8—16 лет для брахманов (которые получают белый шнур), 11—22лет для кшатриев (красный шнур) и 12—24 лет для вайшьев (желтый шнур). В настоящее время принят белый цвет священного шнура для всех. Упанаяна считается вторым, или духовным, рождением, и человек, инициированный таким образом, называется двиджа, "дваждырожденным". Примерно до начала нашей эры упанаяна могла совер­шаться и над девочками. Большое значение придавалось тому, чтобы они изучали Веды, готовясь к исполнению обязанностей замужней жизни. См.: самскары дет­ства.

Упанишад(а)."Сидение преданно рядом". Четвертая и последняя часть каждой из Вед, раскрывающая тайный философский смысл ведических гимнов. Упанишады — это собрания глубоких текстов, которые являются источником веданты и до­минируют в индийской мысли на протяжении тысячелетий. Это философские хроники риши, в которых объясняется природа Бога, души и космоса. Согласно традиции, Упанишад всего 108. Из них от 10-ти до 16-ти классифицируются как "главные" или "великие" Упанишады; их многократно комментировали различ­ные философы на протяжении столетий. Упанишады обычно датируются более поздним временем, чем Самхиты и Брахманы, хотя некоторые являются факти­чески частями Брахман. Считается, что большинство из них записано на сан­скрите между 1500 и 600 гг. до н. э. Основное содержание этих популярных текс­тов составляют учения о тождественности души и Бога, реинкарнации, карме и освобождении через отречение и медитацию. Упанишады переводились на многие языки мира. Вместе с Бхагавад-гитой ("Песнью Бога") они пробудили интерес западного мира к сокровищам индуистской мудрости. См.: шрути, Веды, веданта.

упасана. "Сидение рядом". Поклонение Богу или созерцание Бога. Одна из паньча-нитья-карм, "пяти постоянных обязанностей". См.: сандхья-упасана.

упасарга."Трудность, препятствие". Затруднения и отвлекающие факторы, кото­рые мешают продвижению на духовном пути. В писаниях даются различные списки таких препятствий под общими санскритскими названиями упасарга, до-ша (недостаток, дефект), клеша, вигхна и антарайя. В Йогататтва-упанишаде перечисляется двадцать дош, к которым относятся, в частности, голод, жажда, возбуждение, горе, гнев и жадность, а также пять вигхн: лень, хвастливость, пло­хая компания, использование мантр в неправильных целях и привязанность к женщинам. Патанджали называет десять антарай, мешающих успеху в йоге, в числе которых — болезнь, лень и нестойкость. Все эти препятствия, если их не преодолеть, приводят к несчастью и отчаянию, а зачастую — к таким шагам, исправить которые можно только в новом перерождении. См.: чистота и не­чистота.

Утпаладэва (ок. 900—950). Ученик Сомананды и автор Пратьябхиджня-сутр (другое название — Пратьябхиджня-даршана) и других текстов. См.: кашмирский шиваизм.

утсава. "Праздник". Так называются индуистские религиозные праздники и свя­занные с ними мероприятия в доме и в храме. Утсава — одна из пяти постоянных обязанностей (паньча-нитья-карма) каждого индуиста.

уччхишта."Остатки". Драгоценные остатки пищи с тарелки гуру или вода, которой были омыты его ноги или сандалии. И первое, и второе преданные принимают в качестве прасады. Получение доли уччхишты своего садгуру является важным средством приобщения к его вибрации и установления физической связи и гар­монии с ним, контакта с его милостью. См.: прасада, садгуру, падапуджа.

 

Ф

формы не имеющий (санскр. ататтва). Находящийся за пределами формы или субстанции. Пытаясь описать невообразимый, неописуемый Абсолют, говорят, что "он не имеет времени, не имеет формы, не имеет пространства". Бог Шива и имеет форму, и не имеет ее. Он — личностный Бог, проявляющийся в бесчислен­ных формах; и Он же — безличный, трансцендентный Абсолют за пределами всех форм. Мы знаем Шиву в трех Его совершенствах, из которых два связаны с фор­мой, а одно — не связано. В данном контексте не имеющий формы не означает "аморфный" или "бесформенный" (последние понятия подразумевают наличие формы, хотя и непостоянной, все время изменяющейся). Имеется в виду от­сутствие субстанции, которое иногда понимают как пустоту за пределами бытия, из которой происходит полнота всего. Описывая "Я" как не имеющее формы, обычно также упоминают, что оно не имеет измерений времени и пространства. Все это указывает на полную трансцендентную необусловленность. См.: атат­тва, Парашива, Саччидананда, пустота.

 

X

хавана."Очаг для священных подношений; возлияние огню". То же, что хома. См.: Агни, хома, яджня.

хамса."Лебедь", а точнее, дикий гусь Anser indicus. Вахана, или перевозчик, бога Брахмы. Символизирует, в числе прочего, Высшую Душу и индивидуальную ду­шу, а также представителей благородного класса отреченных адептов (парама-хамса), летающих высоко над всем мирским, движущихся прямо к цели, и йогов, обладающих способностью к различению. Как грациозный лебедь, по поверью, обладает способностью отделять молоко от воды, так и эти истинные йоги могут видеть только Божественное, отбросив все остальное. Мантра "хамса" представ­ляет собой звуки выдоха (хам) и вдоха (са). См.: парамахамса.

Хари-Хара."Вишну-Шива", то же, что Шанкаранараяна, иконографическая форма Всевышнего, у которой правая половина тела взята от Шивы, а левая —от Вишну. Символизирует то, что Шива и Вишну не являются двумя отдельными Божест­вами. См.: Брахма, Вишну, мурти, Парамешвара.

хатха-йога. "Сильная йога". Система физических и ментальных упражнений, раз­работанная в древности мудрецами-риши как средство омоложения, которые ме­дитировали многими часами, а сегодня используемая для подготовки тела и ума к медитации. Элементами хатха-йоги являются: 1) позы (асана), 2) очиститель­ные практики (дхаути или шодхана), 3) управление дыханием (пранаяма), 4) зам­ки (бандха), которые временно ограничивают локальные токи праны, 5) жесты рук (мудра). Все эти элементы регулируют ток праны и очищают внешнее и внут­ренние тела. Хатха-йога широко практикуется во многих традициях. Это третий и четвертый члены (анга) раджа-йоги Патанджали. Неотъемлемая часть шиваитских и шактистских тантрических традиций и аюрведической медицины. На За­паде воспринята поверхностно, как оздоровительная, стрессопонижающая сис­тема упражнений. Эзотерически ха и тха указывают, соответственно, на микрокосмическое солнце и луну, мужской (пингала) и женский (ида) токи в человеческом теле. Наиболее популярные руководства: Хатха-йога-прадипика и Гхеранда-самхита. См.: асана, кундалини, раджа-йога.

Хатха-йога-прадипика. "Прояснение хатха-йоги". Текст из 389 стихов йога Сват-марамы (XIV век). Описывает философию и практику хатха-йоги. Широко ис­пользуется в современных школах йоги.

хинду. "Последователь Хинду Дхармы; индуист". Устаревший русский эквивалент — индус. Другие санскритские синонимы — санатани, арья. См.: индуист, ин­дуизм, Санатана Дхарма.

Хиндуизм тудэй ("Индуизм сегодня"). Индуистская семейная газета, основанная Садгуру Субрамуниясвами и выпускаемая ежемесячно Гималайской Академией для утверждения Санатана Дхармы и фиксирования современной истории этой возрождающейся всемирной религии, имеющей около миллиарда последовате­лей. Это в семирно признанный, имеющий награды источник информации, кото­рый производится при помощи компьютерных технологий, имеет более 250000 читателей в более чем 150 странах и издается на английском и хинди. Выпускается также дайджест на голландском языке. См.: Гималайская Академия.

хома. "Жертвование огню". Сакральная церемония, в ходе которой богам предла­гаются жертвы через посредство огня. Огонь разводится в освященном очаге, хомакунде, обычно сложенном из земляных кирпичей. О ритуалах хомы говорится в Ведах, Агамах, Дхарма- и Грихья-шастрах. Хома выполняется как часть многих домашних ритуалов и перед основными пуджами в храмах. См.: пуджа, яджня.

храм. Место, посвященное поклонению Богу или богам. Индуисты почитают свои храмы как священные, магические места, в которых наиболее сознательно схо­дятся три мира, как устройства, специально построенные для того, чтобы про­ложить канал для тонких духовных энергий существ из внутренних миров. Ду­ховная атмосфера в храме поддерживается посредством совершения регулярных церемоний богослужения (пудж), в ходе которых вызывается Божество, исполь­зующее установленный в храме образ (мурти), обычно статую, в качестве времен­ного тела и благословляющее живущих на земном плане. В индуизме храм — это средоточие практически всех аспектов общественной и религиозной жизни. Храм в Индии обычно называют санскритскими словами мандира, дэвалайя или Шива-лайя (если это храм Шивы) или местноязычными терминами, например по-та­мильски — коиль. В храме имеется "святая святых", гарбхагриха ("внутренняя палата"), где установлено главное мурти. Это маленькая комната, похожая на пещеру, обычно с гранитными стенами. В нее могут входить только священники. В агамических храмах устанавливают также дхваджастамбху, флагшток, кото­рый, с метафизической точки зрения, является вторым полюсом, дополняющим мурти. Между ними создается то энергетическое поле, в котором содержится энергия храма. Рядом с флагштоком расположена балипитха ("место предло­жения") — камень в форме перевернутого лотоса на пьедестале, возле которого преданные должны оставить все негативные мысли, входя в храм. В индуистском храме имеется также мандапа (притвор) — двор, открытый зал или комната, где собираются преданные для церемонии. Иногда, в больших храмах, имеется не­сколько притворов, расположенных в ряд или концентрически. В южной Индии над входом в храм имеется гопура, богато украшенная башня, часто весьма высо­кая. См.: мурти.

хри. "Раскаяние; скромность". См.: яма-нияма.

 

Ц

целомудрие.См.: брахмачарья, яма-нияма.

 

Ч

Чайтанья. "Дух, сознание, особенно высшее сознание; Высшее бытие". Очень рас­пространенный термин, часто с определителями, напр, сакши-чайтанья, "свиде­тельствующее сознание", или бхакти-чайтанья, "преданное сознание". См.: читта, сознание, ум (пять состояний), сознание Шивы.

Чайтанья Махапрабху, Шри (1486—1534). Знаменитый вишнуитский святой, се­годня особо почитаемый в Бенгалии и Ориссе, прославившийся своими экстати­ческими состояниями преданности. Проповедовал дуалистическую философию, согласно которой бхакти, преданность божественной чете Радха-Кришна, явля­ется единственным способом освобождения. Практика заключается в основном в киртане, бхактистском пении и танце. Он положил начало вишнуитской секте гаудийя, несколько ветвей которой сохранились по сей день, в том числе ISKCON ("Международное общество Сознания Кришны"). См.: Кришна, вишнуизм, ведан­та.

чакра. "Колесо". Центр силы и сознания, расположенный во внутренних телах че­ловека. В физическом теле чакрам соответствуют различные нервные сплетения и железы. Семь основных чакр можно увидеть психически как разноцветные многолепестковые лотосы или колеса. Они расположены вдоль позвоночного столба от основания до черепной полости. Кроме того, есть семь плохо видимых чакр ниже позвоночника. Они являются центрами инстинктивного сознания, источниками зависти, ненависти, ревности, печали и т. п. Они составляют нижн­ий, или адский, мир, называемый нарака или патала. Таким образом, всего есть 14 главных чакр.

Семь верхнихчакр, снизу вверх: 1) муладхара (основание позвоночника) — память, время и пространство; 2) свадхиштхана (ниже пупка) — рассудок; 3) манипура (солнечное сплетение) — сила воли; 4) анахата(сердечный центр) — прямое познание; 5) вишуддха (горло) — божественная любовь; 6) аджня (третий глаз) — божественное видение; 7) сахасрара (макушка головы) — просветление, богоподобие.

Семь нижнихчакр, сверху вниз: 1) атала (тазобедренные суставы) — страх и похоть; 2) витала (бедра) — бурный гнев; 3) сутала (колени) — мстительная ревность; 4) талатала (голени) — постоянное заблуждение; 5) расатала (ло­дыжки) — эгоизм; 6) махатала (ступни) — отсутствие сострадания; 7) патала (подошвы ступней) — злоба и склонность к убийству.

Чалукья. Индийская династия, правившая в районе Пенджаба в 450 — 1189 гг. В ее правление процветали буддизм и шиваизм, были созданы знаменитые фрески буддийского пещерного храма Аджанта и значительно продвинулось вперед ин­дуистское искусство строительства храмов.

чандана. "Сандаловая паста". Одна из священных субстанций, предлагаемая во вре­мя пуджи, а потом раздаваемая преданным как святыня (прасада).

Чандра. "Луна". Так называют и планету, и ее божество. Первая играет очень важ­ную роль в индуистской астрологии и в составлении праздничного календаря. Второе считается управителем эмоций.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.